Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ И СТИЛЯ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

МОНИТОРИНГ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ И СТИЛЯ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТИЛЬ ЖИЗНИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стрижакова Ольга Владимировна

В статье представлены показатели стиля жизни и психофизической готовности студентов московского вуза в период пандемии. Исследования проводились средствами дистанционного обучения на платформе Zoom в рамках учебных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт». Измерены и вычислены наиболее значимые показатели организма человека. Каждый из контролируемых показателей трактовался, как составная часть комплекса, характеризующего психофизический потенциала студента. Пандемия привела к выраженному снижению двигательной активности, что неминуемо отразилось на функциональном состоянии студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стрижакова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF PSYCHOPHYSICAL READINESS AND LIFESTYLE OF YOUNG PEOPLE DURING THE PANDEMIC

The article presents indicators of lifestyle and psychophysical readiness of students of Moscow university during the pandemic. The research was carried out by means of distance learning on the Zoom platform as part of training sessions on the discipline “Physical Culture and Sports”. The most significant indicators of the human body were measured and calculated. Each of the monitored indicators was interpreted as an integral part of the complex characterizing the psychophysical potential of the student. The pandemic led to a marked decrease in motor activity, which inevitably affected the functional state of students.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ И СТИЛЯ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

REFERENCES

1. Smolevsky, V.M. (1987), Gymnastics and teaching methods: textbook for institutes ofphysical education, Physical education and sport, Moscow.

2. Zhuravin, M.L. (2001), Gymnastics: textbook for students of higher pedagogical educational institutions, Academy, Moscow.

3. Shlemin, A.M. and Ukran, M.L. (1954), Gymnastics: textbook for technical schools ofphysi-cal education, Physical education and sport, Moscow.

4. Stole, M.L. and Shlemin, A. M. (1977), Gymnastics: textbook for colleges ofphysical education, Physical education and sport, Moscow.

5. Korkin, V. P. (1983), Acrobatics, physical education and sport, Physical education and sport, Moscow.

6. Petrov, P.K. (2000), Methods of teaching gymnastics in school: textbook for students of higher educational institutions, VLADOS, Moscow.

7. Lyakh V. I. (2021), Physical education. Sample study programs. The subject line of textbooks. Grades 10-11: textbook for schools, Prosveschenie, Moscow.

Контактная информация: ldclipetsk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2021

УДК 796.011.1

МОНИТОРИНГ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ И СТИЛЯ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Ольга Владимировна Стрижакова, кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник, Институт медико-биологических проблем РАН, Москва, Московская художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, Москва

Аннотация

В статье представлены показатели стиля жизни и психофизической готовности студентов московского вуза в период пандемии. Исследования проводились средствами дистанционного обучения на платформе Zoom в рамках учебных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт». Измерены и вычислены наиболее значимые показатели организма человека. Каждый из контролируемых показателей трактовался, как составная часть комплекса, характеризующего психофизический потенциала студента. Пандемия привела к выраженному снижению двигательной активности, что неминуемо отразилось на функциональном состоянии студентов.

Ключевые слова: психофизическая готовность, стиль жизни, двигательная активность, пандемия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p436-440

MONITORING OF PSYCHOPHYSICAL READINESS AND LIFESTYLE OF YOUNG PEOPLE DURING THE PANDEMIC

Olga Vladimirovna Strizhakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, research associate, Institute of Biomedical Problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Stroganov Moscow State Academy of Design and Applied Arts, Moscow

Abstract

The article presents indicators of lifestyle and psychophysical readiness of students of Moscow university during the pandemic. The research was carried out by means of distance learning on the Zoom platform as part of training sessions on the discipline "Physical Culture and Sports". The most significant indicators of the human body were measured and calculated. Each of the monitored indicators was interpreted as an integral part of the complex characterizing the psychophysical potential of the student. The pandemic led to a marked decrease in motor activity, which inevitably affected the functional state of students.

Keywords: psychophysical readiness, lifestyle, motor activity, pandemic.

ВВЕДЕНИЕ

Человек живет в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. В 2020 году доминирующим фактором среды явилась пандемия, которая внесла серьезные изменения в стиль жизни населения, и как следствие, повлекла изменение показателей организма человека. У государства всегда существует запрос на объективную оценку физической готовности человека [1].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования: анкетный опрос, выполненный дистанционно, анализ полученных данных, тесты и контрольные упражнения, характеризующие психофизическую готовность. Было собрано и проанализировано 146 анкет, заполненных юношами и девушками первого курса московского вуза в возрасте 16—19 лет. Студентам предлагалось ответить на вопросы, касающиеся стиля их жизни в 2020 году; году, прожитому в ограничениях пандемии. В статье представлены некоторые вопросы, заданные первокурсникам московского университета и проанализированы полученные ответы.

Таблица 1 - Анкета для изучения стиля жизни и психофизической готовности студента, 2020 год (п=146)._

№ Вопрос Варианты ответов

1 Сколько времени за неделю вы тренируетесь физически при ЧСС в 130—180 уд.мин? 1.До 30 мин; 2.30-50 мин; 3.50-70 мин; 4.70-90 мин; 5.Более 90 мин

2 Как Вы оцениваете свою психофизическую готовность? (свои резервы здоровья) 1.Очень плохо; 2.Плохо; 3.Удовлетворительно; 4.Хорошо; 5.Отлично

3 Сколько сигарет Вы выкуриваете за неделю 1.Более 60 шт; 2.41-60 шт; 3.21- 40 шт; 4.1-20 шт; 5.Не курю

4 Количество дней болезни в году (нетрудоспособность) 1.Более 20 дней; 2.15-20 дней; 3.10-14 дней; 4.5-9 дней; 5.Не более 4 дней

5 Есть ли у Вас потребность в физических упражнениях, заниматься своим телом, здоровьем. 1.Категорически НЕТ; 2.Устраивает то, что есть; 3.Да, но не хочу (лень); 4.Да, но нет времени, условий; 5.Очень большая потребность

6 Результаты сдачи ГТО за последние 2 года (20182019)? 1.Не сдавал (считаю профанацией, пустой тратой времени); 2.Не сдавал (есть ограничения по здоровью); 3.Не сдавал (нет мотивации; 4.Сдавал, но не получил значок; 5.Сдавал и получил значок

7 Как реализовывалась дисциплина Физическая культура в дистанционном формате в ВУЗе? 1.Затрудняюсь ответить; 2.Не реализовывалась; 3.Плохо; 4.Удовлетворительно; 5.Достойно

8 Как реализовывалась дисциплина Физическая культура в дистанционном формате в школе? 1.Затрудняюсь ответить; 2.Не реализовывалась; 3.Плохо; 4. Удовлетворительно; 5.Достойно

9 Где лучше реализовывалась дисциплина Физическая культура в дистанционном формате? 1.В вузе; 2.В школе; 3.Не знаю

Посредством дистанционных средств обучения были проведены следующие измерения: вес, рост, давление, задержка дыхания на вдохе, тест на релаксацию, гибкость, сила мышц плечевого пояса, сила мышц брюшного пресса, тест Руфье.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 2 представлены характеристики стиля жизни студентов в период пандемии. В вопросах 1 и 3 анализируется модуль недельного цикла (время эффективной двигательной активности и количество потребленных сигарет). Предварительно, студентам было объяснено, что к эффективной двигательной активности специалисты относят только те физические упражнения, которые сопровождаются ЧСС в пределах 130-180 уд/мин.

Норма двигательной активности (от умеренной до высокой) для молодых людей должна быть не менее 60 мин в день. Активность более 60 минут принесет дополнительную пользу, физическая активность высокой интенсивности должна проводиться, как ми-

нимум, 3 раза в неделю.

Анализ анкет показал, что только 7% из группы опрошенных студентов соответствуют нормативам, рекомендуемым ВОЗ, а у 25% двигательная активность не превышает 30 минут за неделю! Это почти абсолютная гипокинезия. Этот фактор является страшной разрушительной силой для организма человека. Более 50% респондентов имеют активность, которая считается неудовлетворительной (недостаточной). Психофизический потенциал человека трактовался, как совокупность психофизических свойств и резервных возможностей систем организма, которые могут использоваться для достижения жизненных целей в условиях изменяющейся среды. Предварительно была прочитана лекция по заданной теме. Физическую подготовленность человека также следует рассматривать, как обобщенное свойство, которое включает: гармоничность физического развития, уровень двигательных качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость) и общую физическую работоспособность [2]. Каждый из контролируемых показателей трактовался, как составная часть комплекса, характеризующего психофизический потенциала человека. Проведя исследование, мы получили самооценку психофизической готовности человека (субъективная оценка). Безусловно, в дистанционном режиме обучения, многие показатели сложно проверить и получить корректную оценку. Анализ анкеты позволяет отобразить «Профиль стиля жизни студента» и устанавливать взаимосвязь с показателями организма, которые диагностируются в функциональном нагрузочном обследовании.

Таблица 2 - Характеристики стиля жизни студентов в период пандемии

№ ответа Сколько времени за неделю вы тренируетесь при ЧСС в 130180 уд/мин. Как Вы оцениваете свою ПФП готов-сть? Сколько сигарет курите за неделю? Кол-во дней болезни в году Есть ли потреб-сть в физ. упражнениях? ГТО Как реализ. дисципл ФК в ди-станте в вузе? Как реализ. дисципл ФК в ди-станте в школе? Где лучше реализ ФК?

5 7% (более 90 мин) 7% (отлично) 80% (не курю) 54% (< 4 дн) 26% (да) 12% (сдал, есть значок) 46% (достойно) 33% (достойно)

4 20% (70-90 мин) 33% (хорошо) 20% (1-20 шт) 26% (5-9 дн) 26% (нет врем) 6% (сдал, нет значка) 40% (удов) 13% (удов)

3 20% (50-70 мин) 60% (удов) (21-40 шт) (10-14 дн) 36% (лень) 46% (нет мотив) 14% (плохо) 26% (плохо) 50% (не знаю)

2 28% (30-50 мин) (плохо) (41-60 шт) 6% (15-20 дн) 12% (устраив) 30% (огранич) (не реализ) 20% (не реализ)

1 25% (до 30 мин) (оч. плохо) (> 60 шт) 14% (> 20) (нет) 6% (не сдавал) (затрудн) 8% (затрудн) 50% (в вузе)

Результаты исследования выявили большой процент некурящей молодежи (80%), возможно, это объясняется самоизоляцией, возможно, контингентом. Курение в молодежной среде объясняется самоутверждением, «модой». Показатель нетрудоспособности в годовом цикле нужно трактовать, анализируя обстоятельства 2020 года. Вероятно, больше половины студентов не болели, благодаря самоизоляции. Почти половина студентов не мотивирована на участие в проекте ГТО. Для нас была важна обратная связь и мы позволили себе задать вопросы относительно реализации нашей дисциплины «Физическая культура» в дистанте, а также подискутировать относительного правильного понимания реализации дисциплины в сложившихся обстоятельствах. Воспитание культуры, обучение культуре здоровья и формирование высокого потенциала деятельностных возможностей молодых людей является главной задачей для образовательной системы страны [3]. В таблицах 3, 4 представлены характеристики организма человека, функциональные тесты, характеризующие психофизическую готовность. Были проведены следующие измерения: вес, рост, давление, проба Штанге, тест на релаксацию, тест Руфье, гибкость, сила мышц плечевого пояса, сила мышц брюшного пресса.

Таблица 3 - Показатели организма студентов, индикативная оценка их значений и численность групп в процентах (мужчины, п=50)_

Уровень Весорост/ коэф. Арт. давление ЧСС покоя ЧСС релакс Тест Руфье Проба Штанге мышцы рук мышцы бр. пресса гибкость

Высокий 55 58 7 25 9 21 38 37 9

(4-5 балла)

Средний 36 32 45 45 58 49 50 53 37

(3 балла)

Низкий 9 10 48 30 33 30 12 10 54

(1-2 балла)

Таблица 4 - Показатели организма студентов, индикативная оценка их значений и численность групп в процентах (женщины, п=96)_

Уровень Весорост. коэф, Арт. давление ЧСС покоя ЧСС релакс Тест Руфье Проба Штанге мышцы рук мышцы бр. пресса гибкость

Высокий 68 55 8 27 7 12 10 18 25

(4-5 балла)

Средний 21 33 39 40 42 52 66 58 50

(3 балла)

Низкий 11 12 53 33 35 36 24 24 25

(1-2 балла)

В последние десятилетия контроль весоростовых соотношений (индексом) приобрел большое значение, поскольку недостаток массы тела свидетельствует о нарушении обмена веществ, а избыток жирового компонента признан фактором негативного влияния на здоровье человека. За последние десять лет, увеличивается процент людей, имеющих весоростовой коэффициент выше среднего.

Обращает на себя внимание большое количество человек, имеющих пульс покоя выше нормы. Постоянно возрастающее количество психоэмоциональных стрессов приводят организм человека в состояние повышенной и длительной возбудимости ЦНС, избыточному мышечному тонусу и повышению артериального давления. Это негативно отражается на соматическом здоровье и самочувствии многих людей. Данное обстоятельство выдвигает требование о необходимости контроля и обучения функции психофизиологического самоконтроля и саморегуляции, что и обусловило включение в исследование простейшего 3-х минутного теста на релаксацию, где мерой оценки выступает градиент ЧСС уд/мин.

Исследование показало, что только четвертая часть группы может выполнить этот тест, т.е. за 3 минуты уменьшить ЧСС, относительно своих показателей ЧСС покоя.

Для диагностики функциональных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, как важнейших детерминант соматического здоровья, осуществлен тест Руфье (нужно отметить, что данный тест достаточно успешно выполняется в дистанционном формате, при условии предварительного обучения студентов проведению данного измерения).

В контроле соматического здоровья важное место занимает оценка функционального состояния костно-связочной системы, суставов и непосредственно позвоночника. Еще раз повторю, что все тесты проводились дистанционно и обращают на себя внимание результаты функциональных тестов, характеризующих силу мышц рук, брюшного пресса. Причиной низких результатов может быть низкая мотивация, удаленный режим. Выполняя данные нормативы в очном режиме в группе, присутствует элемент состязательности у студентов, показатели данных тестов много выше в очном взаимодействии.

ВЫВОДЫ

Все перечисленные структурно-функциональные компоненты организма в результате долговременной адаптации на любом возрастном этапе могут приобрести как высокий, так и низкий резервный потенциал, что на организменном уровне отразится на само-

чувствии, активности жизнедеятельности и работоспособности человека. Низкий уровень функциональных возможностей отдельного компонента организма явится лимитирующим фактором в определенной работе, в то время как несколько неудовлетворительных характеристик могут стать ограничителем общей функциональной дееспособности человека. Пандемия привела к выраженному снижению двигательной активности, что неминуемо отразилось на функциональном состоянии студентов, их психофизическом потенциале. Как позитивное изменение, следует отметить значительное снижение курящей молодежи.

Настоящая работа выполнена в рамках государственной программы исследований ГНЦ РФ ИМБП РАН по теме 64.1.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стрижакова, О.В. Теоретические аспекты Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / О.В. Стрижакова, В.А. Орлов, О.Б. Фетисов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 1. - С. 22-24.

2. Стрижакова, О.В. Цифровой взгляд на физическую культуру человека / О.В. Стрижакова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 2. - С. 11-14.

3. Стрижакова, О.В. Концепция численной оценки психофизического потенциала человека / О.В. Стрижакова, В.А. Орлов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - C. 6-8.

REFERENCES

1. Strizhakova, O.V., Orlov, V.A. and Fetisov, O.B. (2018), "Theoretical aspects of the All-Russian physical culture and sports complex of the GTO", Physical culture: education, training, No. 1, pp. 22-24.

2. Strizhakova, O.V. (2018), "Digital view of human physical culture", Physical culture: education, training, No. 2, pp. 11-14.

3. Strizhakova, O.V. and Orlov, V.A. (2020), "The concept of numerical assessment of a person's psychophysical potential", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 6-8.

Контактная информация: striz13@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2021

УДК 796.015

ГИПОКСИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Сергей Михайлович Струганое, кандидат педагогических наук, доцент, Павел Анатольевич Санков, старший преподаватель, Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Иркутск; Владимир Анатольевич Глубокий, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Красноярск; Сергей Алексеевич Багров, преподаватель, Волгодонский филиал Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, Волгодонск; Анатолий Васильевич Малыхин, кандидат технических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет

Аннотация

В статье показаны исследования, проведенные с целью изучения индивидуальной адаптации тренированности организма человека, в процессе гипоксических тренировок. Показаны некоторые прямые и косвенные изменения функциональных показателей работоспособности во время физических нагрузок. В процессе исследования был использован метод определения артериального давления по методу Короткова, а также определения некоторых функциональных показателей работоспособности с использованием индекса Робинсона и Кердо. Выявлено, что влияние гипоксиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.