Научная статья на тему 'УТОЧНЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ "ПЕРЕВОРОТ В СТОРОНУ" И "ПЕРЕВОРОТ БОКОМ"'

УТОЧНЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ "ПЕРЕВОРОТ В СТОРОНУ" И "ПЕРЕВОРОТ БОКОМ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАСТИКА / АКРОБАТИКА / ТЕРМИНОЛОГИЯ / КОЛЕСО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старкин Александр Николаевич, Старкин Роман Александрович, Старкина Лариса Алексеевна, Померанцев Андрей Александрович

Введение. В статье исследуется терминологическое обозначение акробатического элемента «колесо». Известно, что одни специалисты подразумевают под этим названием два совершенно разных элемента, а другие - обозначают один и тот же элемент различными терминами. Цель исследования. Уточнение акробатической терминологии через точное описание вариантов выполнения «колеса». Методика и организация исследования. Основным методом исследования был системный анализ, основанный на выявлении хронологии обозначения акробатического элемента. В работе анализировалась специальная литература с 1954 по 2021 год: учебники по гимнастике и акробатике, программа физического воспитания школьников. Найденные в литературе термины сопоставлялись с их описанием и графическим изображением. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ учебников по гимнастике разных авторов и периодов выявил проблему терминологического обозначения акробатического элемента «колесо». Литература содержит описание нескольких способов выполнения переворота. Выводы. Авторы предлагают уточнение терминологического аппарата и разграничение таких элементов как «переворот в сторону» и «переворот вперед боком». Для двух схожих акробатических элементов, которые оба имеют право именоваться «колесом» и выполняются «боком» (только одно полностью, а другое во второй фазе), предлагается использовать точные терминологические обозначения. Переворот в сторону - переворот, который выполняется вправо или влево в лицевой плоскости. Переворот вперед боком - переворот, который выполняется вперед с последующим поворотом направо или налево на 90° или 180°. Уточнение «вперед» в данном случае необходимо для устранения наблюдающихся расхождений в понимании и описании техники выполнения данного акробатического элемента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старкин Александр Николаевич, Старкин Роман Александрович, Старкина Лариса Алексеевна, Померанцев Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLARIFICATION OF ACROBATIC TERMS SIDE CARTWHEEL AND LUNGE-TO-LUNGE CARTWHEEL

Introduction. The article explores the terminological designation of the acrobatic element "cartwheel" in Russian language. It is known that some experts mean by this term two completely different elements, while others denote the same element in different terms. The purpose of the study is clarification of acrobatic terminology through the accurate description of the variants of the "cartwheel". Methodology and organization. The main method of research was a system analysis based on the identification of the chronology of the designation of the acrobatic element. The paper analyzed special literature from 1954 to 2021: textbooks on gymnastics and acrobatics, a program of physical education of schoolchildren. The terms found in the literature were compared with their description and graphic representation. The results of the study and discussion. The analysis of textbooks on gymnastics by different authors and periods revealed the problem of terminological designation of the acrobatic element "wheel". The literature contains a description of several ways to perform a cartwheel. Conclusions. The authors propose a clarification of the terminological definitions and the differentiation of such elements as "side cartwheel" and "lunge-to-lunge cartwheel". For two similar acrobatic elements, which both have the right to be called a "cartwheel" and are performed "sideways" (only one in full, and the other in the second phase), it is proposed to use precise terminological designations. Side cartwheel - a cartwheel that is performed to the right or left in the front plane. A lunge-to-lunge cartwheel is a cartwheel that is performed forward with a subsequent turn to the right or left by 90° or 180°. Clarification of "forward" in this case is necessary to eliminate the discrepancies in the understanding and description of the technique of performing this acrobatic element.

Текст научной работы на тему «УТОЧНЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ "ПЕРЕВОРОТ В СТОРОНУ" И "ПЕРЕВОРОТ БОКОМ"»

6. Pyastolova N.B. "Inclusive physical culture: state, problems, prospects" (2021), Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 6, No. 1, pp. 118—124.

7. The Russian Federation. Laws. (1995), "On Social Protection of Disabled Persons in the Russian Federation", Federal Law No. 181-FZ, available at: https://base.garant.ru/10164504/ (date of access: 01.09.2021).

8. Inclusion in Sports: How Russia Prepares for the Special Olympics World Winter Games, available at: https://tass.ru/obschestvo/10351967 (date of access: 01.09.2021).

9. Situation of the disabled, available at: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (date accessed: 16.09.2021).

10. Elena Manukyan (2020), 8% of Russian schools are absolutely ready for inclusive education, available at: https://rg.ru/2020/08/31/k-inkliuzivnomu-obrazovaniiu-absoliutno-gotovy-8-rossijskih-shkol.html (date of accessed 09/15/2021).

Контактная информация: stadnik.eg@rea.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2021

УДК 796.417.4

УТОЧНЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ «ПЕРЕВОРОТ В СТОРОНУ» И

«ПЕРЕВОРОТ БОКОМ»

Александр Николаевич Старкин, кандидат педагогических наук, доцент, Роман Александрович Старкин, студент, Лариса Алексеевна Старкина, старший преподаватель, Андрей Александрович Померанцев, кандидат педагогических наук, доцент, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,

г. Липецк

Аннотация

Введение. В статье исследуется терминологическое обозначение акробатического элемента «колесо». Известно, что одни специалисты подразумевают под этим названием два совершенно разных элемента, а другие - обозначают один и тот же элемент различными терминами. Цель исследования. Уточнение акробатической терминологии через точное описание вариантов выполнения «колеса». Методика и организация исследования. Основным методом исследования был системный анализ, основанный на выявлении хронологии обозначения акробатического элемента. В работе анализировалась специальная литература с 1954 по 2021 год: учебники по гимнастике и акробатике, программа физического воспитания школьников. Найденные в литературе термины сопоставлялись с их описанием и графическим изображением. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ учебников по гимнастике разных авторов и периодов выявил проблему терминологического обозначения акробатического элемента «колесо». Литература содержит описание нескольких способов выполнения переворота. Выводы. Авторы предлагают уточнение терминологического аппарата и разграничение таких элементов как «переворот в сторону» и «переворот вперед боком». Для двух схожих акробатических элементов, которые оба имеют право именоваться «колесом» и выполняются «боком» (только одно полностью, а другое во второй фазе), предлагается использовать точные терминологические обозначения. Переворот в сторону - переворот, который выполняется вправо или влево в лицевой плоскости. Переворот вперед боком - переворот, который выполняется вперед с последующим поворотом направо или налево на 90° или 180°. Уточнение «вперед» в данном случае необходимо для устранения наблюдающихся расхождений в понимании и описании техники выполнения данного акробатического элемента.

Ключевые слова: гимнастика, акробатика, терминология, колесо.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p432-436

CLARIFICATION OF ACROBATIC TERMS SIDE CARTWHEEL AND LUNGE-TO-

LUNGE CARTWHEEL

Alexander Nikolaevich Starkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Roman Alexandrovich Starkin, the student, Larisa Alekseevna Strakina, the senior teacher, Andrey

Aleksandrovich Pomerantsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Russia, Lipetsk

Abstract

Introduction. The article explores the terminological designation of the acrobatic element "cartwheel" in Russian language. It is known that some experts mean by this term two completely different elements, while others denote the same element in different terms. The purpose of the study is clarification of acrobatic terminology through the accurate description of the variants of the "cartwheel". Methodology and organization. The main method of research was a system analysis based on the identification of the chronology of the designation of the acrobatic element. The paper analyzed special literature from 1954 to 2021: textbooks on gymnastics and acrobatics, a program of physical education of schoolchildren. The terms found in the literature were compared with their description and graphic representation. The results of the study and discussion. The analysis of textbooks on gymnastics by different authors and periods revealed the problem of terminological designation of the acrobatic element "wheel". The literature contains a description of several ways to perform a cartwheel. Conclusions. The authors propose a clarification of the terminological definitions and the differentiation of such elements as "side cartwheel" and "lunge-to-lunge cartwheel". For two similar acrobatic elements, which both have the right to be called a "cartwheel" and are performed "sideways" (only one in full, and the other in the second phase), it is proposed to use precise terminological designations. Side cartwheel - a cartwheel that is performed to the right or left in the front plane. A lunge-to-lunge cartwheel is a cartwheel that is performed forward with a subsequent turn to the right or left by 90° or 180°. Clarification of "forward" in this case is necessary to eliminate the discrepancies in the understanding and description of the technique of performing this acrobatic element.

Keywords: gymnastics, acrobatics, terminology, cartwheel.

ВВЕДЕНИЕ

В программах по физической культуре для различных видов образовательных учреждений и организаций изучение раздела «Гимнастика» сопряжено с освоением терминологического аппарата. Владение гимнастической терминологией и грамотное ее использование как учащимися, так и учителями-преподавателями-тренерами - важная задача учебного процесса в области физического воспитания и спорта.

На занятиях гимнастикой акробатический элемент, о котором идет речь, часто называют: «колесо», иногда - «переворот в сторону» и редко - «переворот боком».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный анализ учебников по гимнастике разных авторов и периодов выявил проблему терминологического обозначения рассматриваемого акробатического элемента (таблица).

Таблица - Терминологические обозначения акробатического элемента в хронологическом порядке__

Источник Термин

Учебник «Гимнастика», А.М. Шлемин и М.Л. Укран, 1954 [2] переворот в сторону

Учебник «Гимнастика», М.Л. Укран и А.М. Шлемин, 1977 [4] переворот колесом

Акробатика, В.П. Коркин, 1983 [5] колесо / переворот в сторону

Учебник гимнастика», Смолевский, 1987 [3] колесо

Учебник «Методика преподавания гимнастики в школе», П.К. Петров, 2000 [7] переворот в сторону

Учебник «Гимнастика», МЛ. Журавин, Загревская, Казакевич и др.2001 [1] переворот в сторону

Комплексная программа физического воспитания учащихся Х-Х1 классов общеобразовательной школы, В. И. Лях, 2021 [6] переворот боком / переворот в сторону

Анализ литературы позволил выявить описание двух различных способов выполнения переворота - в сторону боком и вперед боком. При этом оба эти переворота в различных источниках обозначаются терминами: «колесо» или «переворот колесом». Например, в учебнике «Гимнастика» под ред. В.М. Смолевского (1987, С. 167) описана техника выполнения акробатического элемента «колесо» с соответствующей иллюстрацией [1]. При этом в описании техники выполнения данного элемента можно встретить

следующие пояснения: «колесо выполняется вправо или влево в лицевой плоскости в стойку ноги врозь, руки в стороны....», «перед обучением колесу занимающимся следует усвоить ... выход в стойку на руках ноги врозь переворотом в сторону из стойки боком или лицом в направлении движения.», «после этого можно делать переворот колесом в целом (с места) из стойки лицом по направлению движения с помощью».

В описании техники выполнения данного элемента встречаются две основные дефиниции: «колесо выполняется вправо или влево в лицевой плоскости» и «делать переворот из стойки лицом по направлению движения». Такие варианты техники имеют логическое обоснование называться «колесом». Но, конкретные терминологические названия данных вариантов выполнения «колеса» должны быть точно обозначены и указывать направление движения: в сторону или вперед.

В учебнике П.К. Петрова «Методика преподавания гимнастики в школе» (2000, С. 299-300) под названием элемента «переворот в сторону» противоречиво описана техника его выполнения. Например, цитата: «. из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед-вверх ладонями вперед и сделать шаг той ногой, в какую сторону выполняется переворот, затем, наклоняясь вперед, опереться о пол одноименной рукой (если переворот выполняется влево, то левой рукой).». Таким образом, в описании элемента под названием «переворот в сторону» предлагается выполнить «переворот (вперед) боком», но все же не забыть сделать его в какую-либо сторону (т.е. вправо или влево). И при этом, на соответствующем рисунке показана техника выполнения переворота боком [6].

В учебнике «Гимнастика» под ред. М.Л. Журавина и Н.К. Меньшикова (2001, С. 301-302) описана техника выполнения переворота в сторону, но при этом на соответствующем рисунке показана техника выполнения переворота боком [2].

В.П. Коркин (1983, С. 63-65) приводит описание элемента «колесо» или «переворот в сторону». В обучении этому элементу рекомендуются подводящие упражнения: махи ногами в стороны, широкое разведение ног в стороны до положения близкого к шпагату без наклона вперед, наклоны в стороны. Описываются первые попытки выполнить переворот вправо и влево. Далее рекомендуется исходное положение и описывается техника переворота боком: «поднимите левую ногу вперед, левую руку вперед, правую -вперед-вверх», «сделайте шаг левой» и т. д. При этом на соответствующем рисунке показана техника переворота боком [5].

Поиск информации на эту тему в русскоязычном сегменте интернета также показал запутанность ситуации с практическим использованием исследуемых акробатических элементов. Можно встретить следующее: при описании переворота в сторону приводится рисунок переворота боком; описание переворота боком, когда переворот выполняется вправо или влево. В литературе можно также найти точное и правильное описание техники выполнения переворота боком (приводим с сокращениями).

Переворот боком или колесо. Колесо выполняется махом вперёд левой ногой (она же и будет толчковой), при этом руками следует максимально тянуться вперёд. Правая нога в этом случае является маховой. При исполнении элемента, ноги следует разводить широко, так же как и руки. Сначала пола касается левая рука, затем правая, после того как левая нога отрывается от пола, гимнаст проходит положение стойки на руках. После выполнения колеса в классическом варианте гимнаст разворачивается на 90 градусов, от того положения, из которого колесо начиналось. Существует также вариант с поворотом на 180 градусов. Колесо можно исполнять как со значительным продвижением вперёд, так и практически на месте. Возможно, разночтения в названии данного элемента появились потому, что в термине «переворот в сторону» указано направление выполнения, а в термине «переворот боком» указан только способ его выполнения. Если термин «переворот в сторону» «прижился» и более-менее правильно описан в разных учебниках, то в данном случае нет необходимости уточнять терминологическое название этого элемента дополнительным уточнением посредством слова «боком» (переворот в сторону боком), т.к. это

единственно возможный способ выполнения данного переворота.

Для устранения сложившегося положения предлагаем к названию элемента «переворот боком» добавить дополнительный уточняющий термин «вперед», то есть называть переворот вперед боком. Возможно, это поможет избежать сложившейся путаницы с терминологическими обозначениями этих акробатических элементов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для двух схожих акробатических элементов, которые оба имеют право именоваться «колесом» и выполняются «боком» (только одно полностью, а другое во второй фазе), предлагаем использовать следующие терминологические обозначения.

Переворот в сторону - переворот, который выполняется вправо или влево в лицевой плоскости (рисунок 1).

3 4

Рисунок 1 - Переворот в сторону [1]

Переворот вперед боком - переворот, который выполняется вперед с последующим поворотом направо или налево на 90° (рисунок 2).

Рисунок 2 - Переворот вперед боком [6]

Уточнение «вперед» в данном случае необходимо для устранения наблюдающихся расхождений в понимании и описании техники выполнения данного акробатического элемента. Тем более, что данное уточнение не противоречит другим способам выполнения переворотов, например: «переворот вперед», «переворот назад».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гимнастика : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич [и др.] - Москва : Академия, 2001. - 448 с.

2. Гимнастика : учебник для техникумов физической культуры / под редакцией А.М. Шлемина и М.Л. Украна - Москва : Физкультура и спорт, 1954. - 407 с.

3. Гимнастика и методика преподавания : учебник для институтов физической культуры / под редакцией В.М. Смолевского. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Физкультура и спорт, 1987. - 336 с.

4. Гимнастика: учебник для техникумов физической культуры / под редакцией М.Л. Украна и А.М. Шлемина - Москва : Физкультура и спорт, 1977. - 422 с.,

5. Коркин В.П. Акробатика / В.П. Коркин - Москва: Физкультура и спорт, 1983. - 127 с.

6. Лях В.И. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В. И. Лях. - 6-е издание - Москва : Просвещение, 2021. - 80 с.

7. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе : учебник для студентов высших учебных заведений / П.К. Петров - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 448 с.

REFERENCES

1. Smolevsky, V.M. (1987), Gymnastics and teaching methods: textbook for institutes ofphysi-cal education, Physical education and sport, Moscow.

2. Zhuravin, M.L. (2001), Gymnastics: textbook for students of higher pedagogical educational institutions, Academy, Moscow.

3. Shlemin, A.M. and Ukran, M.L. (1954), Gymnastics: textbook for technical schools ofphysi-cal education, Physical education and sport, Moscow.

4. Stole, M.L. and Shlemin, A. M. (1977), Gymnastics: textbook for colleges ofphysical education, Physical education and sport, Moscow.

5. Korkin, V. P. (1983), Acrobatics, physical education and sport, Physical education and sport, Moscow.

6. Petrov, P.K. (2000), Methods of teaching gymnastics in school: textbook for students of higher educational institutions, VLADOS, Moscow.

7. Lyakh V. I. (2021), Physical education. Sample study programs. The subject line of textbooks. Grades 10-11: textbook for schools, Prosveschenie, Moscow.

Контактная информация: ldclipetsk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2021

УДК 796.011.1

МОНИТОРИНГ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ И СТИЛЯ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Ольга Владимировна Стрижакова, кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник, Институт медико-биологических проблем РАН, Москва, Московская художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, Москва

Аннотация

В статье представлены показатели стиля жизни и психофизической готовности студентов московского вуза в период пандемии. Исследования проводились средствами дистанционного обучения на платформе Zoom в рамках учебных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт». Измерены и вычислены наиболее значимые показатели организма человека. Каждый из контролируемых показателей трактовался, как составная часть комплекса, характеризующего психофизический потенциала студента. Пандемия привела к выраженному снижению двигательной активности, что неминуемо отразилось на функциональном состоянии студентов.

Ключевые слова: психофизическая готовность, стиль жизни, двигательная активность, пандемия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p436-440

MONITORING OF PSYCHOPHYSICAL READINESS AND LIFESTYLE OF YOUNG PEOPLE DURING THE PANDEMIC

Olga Vladimirovna Strizhakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, research associate, Institute of Biomedical Problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Stroganov Moscow State Academy of Design and Applied Arts, Moscow

Abstract

The article presents indicators of lifestyle and psychophysical readiness of students of Moscow university during the pandemic. The research was carried out by means of distance learning on the Zoom platform as part of training sessions on the discipline "Physical Culture and Sports". The most significant indicators of the human body were measured and calculated. Each of the monitored indicators was interpreted as an integral part of the complex characterizing the psychophysical potential of the student. The pandemic led to a marked decrease in motor activity, which inevitably affected the functional state of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.