Научная статья на тему 'О государственной поддержке научных грантов'

О государственной поддержке научных грантов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС / НАУЧНЫЕ ГРАНТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бердашкевич А. П., Клепиков С. А.

Данная работа имеет целью на основании действующего законодательства исследовать прогноз объемов и направлений государственной поддержки российской системы научных грантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бердашкевич А. П., Клепиков С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О государственной поддержке научных грантов»

О государственной поддержке

научных грантов

А. П. Бердашкевич, С. А. Клепиков,

к. ю. н., к. э. н.,

Государственный советник Российской председатель Федерального фонда

Федерации первого класса, помощник производственных инноваций

депутата Государственной Думы - e-mail: gu@ffpi.ru

председателя Комитета Государственной Думы по образованию e-mail: ceducate@duma.gov.ru berdash@pochta.ru

Данная работа имеет целью на основании действующего законодательства исследовать прогноз объемов и направлений государственной поддержки российской системы научных грантов.

Ключевые слова: государственный статус, научные гранты.

В российской правовой системе наличествуют чувствительные пробелы в части государственного регулирования научной деятельности. Работа над совершенствованием законодательства не завершена. Особое место в этой работе занимают вопросы бюджетного финансирования науки, в частности, статус грантодателей, грантополучателей и порядка предоставления научных грантов. В данной работе в качестве грантодателей будут рассмотрены государственные научные фонды, распределяющие бюджетные средства.

При реорганизации бюджетных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений возникли проблемы при уточнении правового статуса государственных организаций, которые отнесены к категории научных фондов соответствии с Федеральным законом «О науке и научно-технической политике». До 1 января 2011 г. положения Бюджетного кодекса Российской Федерации в части, касающейся финансового обеспечения грантов, выделяемых федеральным бюджетным учреждениям на проведение фундаментальных научных исследований, проектов и мероприятий, для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых — докторов наук, а также грантов для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации, применяют в части, не противоречащей установленному на 2007 г. порядку финансового обеспечения указанных грантов. Но время отсрочки истекает и нужно вводить новые правила и нормы.

Необходимость правового регулирования научных грантов возникает в трех основных случаях:

• когда научные гранты формируют из бюджетных средств;

• когда в качестве грантодателя или грантополуча-теля выступает государственное (муниципальное) учреждение;

• когда гранты выступают как объект налоговых и иных преференций.

Подготовленный Правительством Российской Федерации и внесенный на рассмотрение в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и Налоговый кодекс Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научнотехнической и инновационной деятельности» (далее — законопроект) направлен на решение указанных выше задач. Основной задачей законопроекта является упорядочение системы фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, которым могут предоставляться налоговые льготы (далее — фонды), установление особенностей их правового статуса и организационной структуры, а также определение требований к отбору фондами финансируемых проектов.

Законопроект имеет целью обеспечить администрирование налоговых льгот в отношении фондов, указанных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251, подпункте 1 пункта 2 статьи 251, статье 262 и пункте 45 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации и создать законодательную базу для деятельности существующих государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, которые в настоящее время за счет средств федерального бюджета осуществляют грантовое финансирование научной и научно-технической деятельности.

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

Законопроект предусматривает, что государственные фонды являются государственными бюджетными учреждениями. Также в целях финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности юридическими и (или) физическими лицами могут создаваться фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (негосударственные фонды), правовое положение которых определяется Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Законопроект уточняет цели деятельности фондов, которые создаются в целях поддержки не только научной и (или) научно-технической, но также и инновационной деятельности. Законопроект устанавливает особенности структуры органов управления государственных фондов. В государственном фонде создается коллегиальный орган управления, к компетенции которого относится решение следующих вопросов:

• определение перечня основных направлений проведения отбора научных, научно-технических и инновационных проектов, финансируемых за счет средств государственного фонда;

• принятие решений об объеме финансирования научных, научно-технических и инновационных проектов и иных мероприятий, отбираемых по результатам конкурса, а также об изменении объема их финансирования;

• принятие решений об объявлении конкурсов на финансирование научных, научно-технических и инновационных проектов;

• осуществление функций конкурсной комиссии по отбору финансируемых проектов;

• утверждение результатов конкурсов на финансирование государственным фондом научных, научно-технических и инновационных проектов и иных мероприятий;

• утверждение порядка проведения конкурсов на финансирование государственным фондом научных, научно-технических и инновационных проектов, а также иных документов государственного фонда. В государственных фондах создают экспертные

органы (экспертные советы, научно-консультационные советы и т. п.), осуществляющие следующие функции:

• проведение экспертизы научных, научнотехнических и инновационных проектов, финансируемых государственными фондами;

• разработка рекомендаций об объеме финансирования научных, научно-технических и инновационных проектов и иных мероприятий;

• разработка предложений, касающихся порядка проведения конкурсов на финансирование научных, научно-технических и инновационных проектов, а также иных документов государственных фондов. Законопроект также вносит общие положения о порядке проведения государственными фондами конкурса на финансирование научных, научно-технических и инновационных проектов, включая общие требования к проведению экспертизы заявок, представленных на конкурс. Применительно к государственным фондам законопроект устанавливает правило об обязательном осуществлении экспертизы заявок на финансирование научных, научнотехнических и инновационных проектов.

Законопроект вносит изменения в текст Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым устанавливается система налогового стимулирования фондов, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

Законопроект предусматривает, что к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относят средства, полученные из фондов, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», а также средства, поступившие на формирование данных фондов (ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации). Также законопроектом вносятся изменения в ст. 262 и ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации в части признания расходами средств, поступивших на формирование фондов.

Законопроект не свободен от недостатков, в том числе концептуальных. В частности, законопроект содержит тезис: «Финансовое обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности может осуществляться Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, а также физическими и юридическими лицами любыми способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации».

Этот тезис не верен, так как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования являются субъектами публичного права, а потому не вправе совершать действия, не предписанные нормативными правовыми актами. Для реализации бюджетного финансирования недостаточно отсутствия запрета, а требуется прямое указание на совершение действия.

Правовое положение государственных фондов определяет законодательство Российской Федерации в области науки и иные нормативные правовые акты Российской Федерации о размещении заказов. Законопроект устанавливает, что государственные фонды являются государственными бюджетными учреждениями. Если это положение вступит в силу, то научные фонды должны будут проводить конкурсы на получение грантов в области науки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах, связанные с размещением заказов, должны соответствовать упомянутому федеральному закону. Упомянутый федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти

и органов местного самоуправления при размещении заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений при размещении заказов.

Порядок проведения конкурса грантов, определяемый государственным фондом, осуществляющим финансирование научных, научно-технических и инновационных проектов, не должен противоречить общим правилам, установленным Федеральным законом № 94-ФЗ.

Государственный фонд размещает информацию о проведении конкурса и его условиях в сети Интернет. Информация о проведении конкурса содержит:

• сведения о направлениях научной, научнотехнической и инновационной деятельности и при необходимости о примерной тематике проектов, в рамках которых осуществляется финансирование по результатам конкурса;

• требования к содержанию заявок, порядку их оформления и представления;

• требования к участникам конкурса;

• сведения о сроках рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса;

• иные условия конкурса.

Порядок размещения информации о проведении конкурса и его условиях в сети Интернет, определяемый государственным фондом, осуществляющим финансирование научных, научно-технических и инновационных проектов, не должен противоречить общим правилам, установленным Федеральным законом № 94-ФЗ.

Поданные заявки проходят обязательную экспертизу в экспертном органе государственного фонда. По результатам проведения экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение, которое учитывается при принятии решения о финансировании научного, научно-технического или инновационного проекта либо об отклонении заявки при подведении итогов конкурса. На основании экспертных заключений, составленных в отношении поданных на конкурс заявок, орган управления государственного фонда, указанный в пункте 2 настоящей статьи и выполняющий функции конкурсной комиссии, подводит итоги конкурса, формируя перечень заявок, которые поддержаны по результатам конкурса, и определяет перечень научных, научно-технических и инновационных проектов, финансирование которых будет осуществляться государственным фондом, а также вырабатывает рекомендации относительно способа и объема финансирования каждого проекта.

Порядок обязательной экспертизы в экспертном органе государственного фонда, определяемый государственным фондом, осуществляющим финансирование научных, научно-технических и инновационных проектов, не должен противоречить общим правилам, установленным Федеральным законом № 94-ФЗ.

При распределении бюджетных средств необходимо соблюдать принцип подведомственности бюджета. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении кото-

рого они находятся. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Принцип подведомственности был введен в новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации (см. статью 38.1. Принцип подведомственности расходов бюджетов). Принцип подведомственности не допускает создания межотраслевых фондов за счет бюджетных средств.

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» содержит положение о том, что в федеральных органах исполнительной власти и коммерческих организациях могут создаваться внебюджетные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций определяет Правительство Российской Федерации. Приведенные положения не вполне согласованы с принципом подведомственности бюджета.

На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы.

1. Необходимо уточнить и конкретизировать правовой статус государственных научных фондов (отраслевых, межотраслевых и иных), распределяющих бюджетные средства в форме грантов. В частности, с целью предоставления указанным фондам дополнительной экономической свободы возможно создавать указанные фонды в организационно-правовой форме автономных учреждений.

2. Правовое регулирование деятельности государственных научных фондов является предметом ведения бюджетного законодательства, отраслевого научного законодательства, гражданского и административного права. Необходимо гармонизировать между собой нормы указанных отраслей права в части правового регулирования деятельности государственных научных фондов.

About state support grants of science A. P. Berdashkevich, Ph. D., State adviser of Russian Federation of the first class the assistant of the deputy of State Duma — chairman of Committee of State Duma on education.

S. A. Klepikov, Ph. D., Chairman of Federal Fund industrial innovacion.

The given work has for an object on the basis of official materials to describe the forecast of volumes and directions of state support of the Russian system of scientifical grants.

Keywords: state status, scientific grant’s.

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.