3(258) - 2012
Инновационная деятельность
УДК 338.28
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННЫХ
КОНКУРСОВ РОССИЙСКОГО ФОНДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ*
Е. Ю. ХРУСТАЛЕВ,
доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru Центральный экономико-математический институт Российской академии наук
С. А. ЦЫГАНОВ,
доктор физико-математических наук, профессор, начальник управления E-mail: tsyganov@rfbr. ru
Е. Р. РУДЦКАЯ,
кандидат технических наук, заместитель начальника управления E-mail: rer@rfbr. ru Российский фонд фундаментальных исследований
В статье на примере Российского фонда фундаментальных исследований анализируются особенности и результаты конкурсного финансирования фундаментальных научных исследований, соответствующих сформулированным приоритетным направлениям развития науки, модернизации и технологического развития отечественной экономики.
Ключевые слова: инновации, коммерциализация, знание, производство, эффективность, исследование, финансирование, наука.
* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 10-02-00188).
Введение
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития продолжает оставаться переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению новой экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний [2-4, 9]. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации.
Проведенные во многих странах прогнозные исследования позволяют оценить возможные направления глобального развития, очертить горизонты отдельных научно-технологических областей, выявить перспективные инновации, ожидаемые технические, технологические, экономические и социальные эффекты, которые могут быть получены в результате их реализации.
Современное научно-технологическое развитие и производство наукоемкой продукции в мире связано всего с 50-55 макротехнологиями, каждая из которых представляет совокупность знаний, сотни конкретных технологий и производственных возможностей для выпуска продукции и услуг, обладающих потенциальными рынками сбыта. Среди таких макротехнологий, определяющих будущее мировой экономики, - нанотехнологии, биотехнологии, авиационно-космическая техника, информационно-коммуникационные технологии, новые материалы с заранее заданными свойствами, энергетические и термоядерные технологии, нетрадиционная энергетика и др.
Наука все больше уходит в био- и нанообласти исследований. Это неудивительно, так как изучение скрытых механизмов функционирования генов, иммунной системы, клеток и тканей является необходимым условием для создания новых лекарственных препаратов, методов и технологий медицины, борьбы с вирусными заболеваниями, такими как СПИД и ВИЧ, гепатит и рак. Такие направления исследований связаны и с созданием новых сортов и видов растений и животных, которые отличаются от своих естественных сородичей большей устойчивостью к болезням, более высокими пищевыми и вкусовыми качествами. Создание же новых технологий и материалов для строительства, оборонных целей, химической и текстильной промышленности является необходимым условием экономического развития страны. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах фирм и корпораций.
Институты развития наукоемкой сферы
В настоящее время активно работают многие информационно-аналитические центры, владеющие первичной научной информацией. Так, за время существования Российского фонда фундаментальных
исследований (РФФИ) в его архивах накоплены документы, отражающие современное состояние и основные результаты научно-исследовательской деятельности в России по всем областям фундаментальной науки. Причем известно, что с РФФИ работает наиболее активная часть отечественных ученых (более 60 % из них работают в Москве), поэтому эта информация отражает современные тенденции развития научных исследований в стране, предпочтения российского научного сообщества.
В условиях, необходимых для сохранения интеллектуального потенциала, для создания путей вовлечения результатов российской науки в хозяйственный оборот, наиболее важным является использование возможностей и опыта работы государственных научных фондов, их способность в условиях ограниченности ресурсов поддерживать лучшие отечественные достижения фундаментальной науки [10, 12, 13]. Близкие по форме открытые системы предоставления отчетных данных и полученных результатов существуют во многих других фондах, поддерживающих проведение научных исследований. Это Международный научно-технический центр, Американский фонд гражданских исследований и развития и др. Значительный объем научно-технической информации о законченных разработках размещен на сайтах федеральных научных центров, сосредоточен на собственных сайтах исследовательских организаций или государственных университетов.
Система РФФИ, как и любая эффективная информационная система, должна помочь научному сообществу разрешить следующие основные проблемы:
- устранение дублирования;
- принятие решений в условиях неполноты информации;
- сокрытие знаний,
- информационный голод и информационный избыток;
- персонализация знаний и их недоступность в качестве информации;
- нерациональное использование объектов интеллектуальной собственности.
Такая система может быть реализована только с использованием современных технологий и развитой внутренней сети организации, связывающей все ее подразделения знаниями и информацией и не ограниченной созданием информационной системы. Задачей должно стать создание кре-
ативной среды, рождающей идеи и доводящей их до потребителя.
Признанием значимости и востребованности работы РФФИ служит немалый объем финансирования научных проектов, составивший в 2010 г. более 6 млрд руб. В 2011 г. из федерального бюджета фонду была выделена такая же сумма. Как подчеркнул Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, которое состоялось в Зеленограде 21.12.2010, эти средства должны быть истрачены рационально, рачительно, пойти на финансирование действительно прорывных научных направлений, на разработку наиболее оригинальных и нестандартных идей научных исследовательских коллективов, а также на поощрение инновационных проектов, имеющих хорошую бизнес-перспективу. [8].
Основной задачей РФФИ должно стать устранение дублирования функций государственных научных структур, академий, работы по ведомственным стандартам и шаблонам. Главными принципами деятельности РФФИ должны быть публичность, прозрачность и общественный контроль. Необходимо гарантировать объективность экспертных оценок рассматриваемых заявок, обеспечить ознакомление участников конкурсов с результатами экспертизы, обеспечение выборочного, независимого контроля качества экспертных заключений.
На заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям была подчеркнута необходимость разработки среднесрочной программы деятельности РФФИ и других государственных фондов, включающей индикаторы результативности их работы, создание системы мониторинга использования результатов профинансированных проектов.
В развитие этих указаний и решений дирекция РФФИ разрабатывает план мероприятий на 2011-2012 гг. по совершенствованию деятельности РФФИ. Совет РФФИ на своем заседании в декабре 2010 г. уже обсуждал наиболее актуальные вопросы деятельности фонда как одного из институтов развития наукоемкой сферы. Это обсуждение соединило вопросы, поставленные в решении Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, с необходимостью пересмотра устава РФФИ, его правового статуса, определенных законодательно [6, 7]. Повышенное внимание в этих документах обращается на формирование государственного задания в отношении РФФИ. В перечне планируемых
мероприятий особое значение придается развитию программ мониторинга научных исследований и прогнозным исследованиям.
Оценка эффективности работы
Российского фонда фундаментальных исследований
Рассматривая результаты фундаментальных исследований и анализируя отчетные документы, руководство РФФИ особо выделяет те работы, которые уже сегодня отвечают сформулированным приоритетным направлениям развития науки, модернизации и технологического прогресса экономики России. Основные финансовые результаты проведенного анализа представлены в табл. 1, 2.
Таблица 1
Данные о текущем финансировании и затратах за 2010 г. на научные исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в рамках конкурса инициативных фундаментальных исследова-
ний (код «а»), руб.
Приоритетные направления развития Финанси-
науки, технологии и техники рование
Математика, механика и информатика
Безопасность и противодействие терроризму 738 000
Живые системы 1 801 400
Индустрия наносистем и материалов 5 389 000
Информационно-телекоммуникационные 6 409 200
системы
Перспективные вооружения, военная 730 000
и специальная техника
Рациональное природопользование 1 350 800
Транспортные, авиационные и космические 7 128 900
системы
Энергетика и энергосбережение 1 353 000
Итого... 24 900 300
Физика и астрономия
Безопасность и противодействие терроризму 3 100 000
Живые системы 7 115 000
Индустрия наносистем и материалов 18 580 000
Информационно-телекоммуникационные 3 495 000
системы
Перспективные вооружения, военная 390 000
и специальная техника
Рациональное природопользование 1 040 000
Транспортные, авиационные и космические 2 325 000
системы
Энергетика и энергосбережение 4 041 000
Итого... 40 086 000
Продолжение табл. 1
Приоритетные направления развития Финанси-
науки, технологии и техники рование
Химия и науки о материалах
Безопасность и противодействие терроризму 1 564 000
Живые системы 8 490 400
Индустрия наносистем и материалов 22 460 500
Информационно-телекоммуникационные 775 600
системы
Перспективные вооружения, военная и спе- 200 000
циальная техника
Рациональное природопользование 2 029 400
Транспортные, авиационные и космические 1 487 400
системы
Энергетика и энергосбережение 5 722 300
Итого... 42 729 600
Биология и медицинская наука
Безопасность и противодействие терроризму 1 980 000
Живые системы 43 120 000
Индустрия наносистем и материалов 960 000
Информационно-телекоммуникационные 400 000
системы
Перспективные вооружения, военная и спе- 0
циальная техника
Рациональное природопользование 5 690 000
Транспортные, авиационные и космические 1 050 000
системы
Энергетика и энергосбережение 250 000
Итого... 53 450 000
Науки о Земле
Безопасность и противодействие терроризму 855 000
Живые системы 1 030 000
Индустрия наносистем и материалов 240 000
Информационно-телекоммуникационные 500 000
системы
Перспективные вооружения, военная и спе- 178 500
циальная техника
Рациональное природопользование 19 197 500
Транспортные, авиационные и космические 700 000
системы
Энергетика и энергосбережение 1 460 000
Итого... 24161 000
Науки о человеке и обществе
Безопасность и противодействие терроризму 1 680 000
Живые системы 1 890 000
Индустрия наносистем и материалов 0
Информационно-телекоммуникационные 6 150 000
системы
Перспективные вооружения, военная и спе- 500 000
циальная техника
Рациональное природопользование 2 150 000
Транспортные, авиационные и космические 300 000
системы
Энергетика и энергосбережение 0
Итого... 12 670 000
Окончание табл. 1
Приоритетные направления развития Финанси-
науки, технологий и техники рование
Информационные технологии
и вычислительные системы
Безопасность и противодействие терроризму 4 650 000
Живые системы 1 750 000
Индустрия наносистем и материалов 1 250 000
Информационно-телекоммуникационные 22 030 000
системы
Перспективные вооружения, военная 1 950 000
и специальная техника
Рациональное природопользование 2 600 000
Транспортные, авиационные и космические 1 050 000
системы
Энергетика и энергосбережение 2 250 000
Итого... 37530000
Фундаментальные основы инженерных наук
Безопасность и противодействие терроризму 5 160 000
Живые системы 4 375 000
Индустрия наносистем и материалов 16 470 000
Информационно-телекоммуникационные 3 840 000
системы
Перспективные вооружения, военная 3 500 000
и специальная техника
Рациональное природопользование 5 470 000
Транспортные, авиационные и космические 14 610 000
системы
Энергетика и энергосбережение 26 290 000
Итого... 79 715 000
Всего... 315 241 900
Таблица 2 Данные о текущем финансировании и затратах за 2010 г. на научные исследования и разработки по критическим технологиям Российской Федерации в рамках конкурса инициативных фундаментальных исследований (код «а»)
Критические технологии Финансирование
Математика, механика и информатика
Не очевидно, к какой технологии относится проект 377 000
Эффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива 8 810 700
Ядерные технологии 250 000
Космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая ГЛОНАСС и программу развития наземной инфраструктуры 5 861 900
Медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства 2 462 400
Продолжение табл. 2
Критические технологии Финансирование
Стратегические информационные техно- 7 138 300
логии, включая вопросы создания супер-
компьютеров и разработки программного обеспечения
Итого... 24 900 300
Физика и астрономия
Эффективность и энергосбережение, в том 11 671 000
числе вопросы разработки новых видов
топлива
Ядерные технологии 3 035 000
Космические технологии, прежде всего 4 715 000
связанные с телекоммуникациями, включая
ГЛОНАСС и программу развития наземной инфраструктуры
Медицинские технологии, прежде всего 11 575 000
диагностическое оборудование, а также
лекарственные средства
Стратегические информационные техно- 9 090 000
логии, включая вопросы создания супер-
компьютеров и разработки программного обеспечения
Итого... 40 086 000
Химия и науки о материалах
Эффективность и энергосбережение, в том 22 677 700
числе вопросы разработки новых видов
топлива
Ядерные технологии 1 907 300
Космические технологии, прежде всего 1 926 400
связанные с телекоммуникациями, включая
ГЛОНАСС и программу развития наземной инфраструктуры
Медицинские технологии, прежде всего 12 296 200
диагностическое оборудование, а также
лекарственные средства
Стратегические информационные техно- 3 922 000
логии, включая вопросы создания супер-
компьютеров и разработки программного обеспечения
Итого... 42 729 600
Биология и медицинская наука
Не очевидно, к какой технологии относится 280 000
проект
Эффективность и энергосбережение, в том 10 320 000
числе вопросы разработки новых видов
топлива
Ядерные технологии 0
Космические технологии, прежде всего 1 130 000
связанные с телекоммуникациями, включая
ГЛОНАСС и программу развития наземной
инфраструктуры
Медицинские технологии, прежде всего 39 930 000
диагностическое оборудование, а также
лекарственные средства
Продолжение табл. 2
Критические технологии Финансирование
Стратегические информационные техно- 1 790 000
логии, включая вопросы создания супер-
компьютеров и разработки программного обеспечения
Итого... 53 450 000
Науки о Земле
Не очевидно, к какой технологии относится 340 000
проект
Эффективность и энергосбережение, в том 18 417 500
числе вопросы разработки новых видов
топлива
Ядерные технологии 850 000
Космические технологии, прежде всего 1 790 000
связанные с телекоммуникациями, включая
ГЛОНАСС и программу развития наземной
инфраструктуры
Медицинские технологии, прежде всего 200 000
диагностическое оборудование, а также
лекарственные средства
Стратегические информационные техно- 2 563 500
логии, включая вопросы создания супер-
компьютеров и разработки программного обеспечения
Итого... 24 161 000
Науки о человеке и обществе
Эффективность и энергосбережение, в том 3 830 000
числе вопросы разработки новых видов
топлива
Ядерные технологии 0
Космические технологии, прежде всего 150 000
связанные с телекоммуникациями, включая
ГЛОНАСС и программу развития наземной инфраструктуры
Медицинские технологии, прежде всего 690 000
диагностическое оборудование, а также
лекарственные средства
Стратегические информационные техно- 8 000 000
логии, включая вопросы создания супер-
компьютеров и разработки программного обеспечения
Итого... 12 670 000
Информационные технологии
и вычислительные системы
Эффективность и энергосбережение, в том 7 250 000
числе вопросы разработки новых видов
топлива
Ядерные технологии 950 000
Космические технологии, прежде всего 1 300 000
связанные с телекоммуникациями, включая
ГЛОНАСС и программу развития наземной инфраструктуры
Медицинские технологии, прежде всего 2 050 000
диагностическое оборудование, а также
лекарственные средства
Окончание табл. 2
Критические технологии Финансирование
Стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения 25 980 000
Итого... 37530000
Фундаментальные основы инженерных наук
Эффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива 48 175 000
Ядерные технологии 5 680 000
Космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая ГЛОНАСС и программу развития наземной инфраструктуры 13 600 000
Медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства 7 220 000
Стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения 5 040 000
Итого... 79 715 000
Всего... 315 241 900
Основным показателем, позволяющим оценить деятельность РФФИ в этом направлении, является объем финансовых ресурсов фонда, направленных на непосредственное использование научных результатов в создании конкурентного технологического преимущества отечественной экономики, основанной на знаниях. Безусловно, не все результаты фундаментальной науки сразу ведут к их непосредственному практическому применению, но такова специфика фундаментальных исследований.
Поддержка новых направлений научно-исследовательских работ
Для реализации программ поддержки новых научных направлений совет РФФИ одобрил в 2009 г. проведение нового конкурса - конкурса ориентированных фундаментальных исследований (ОФИ) по актуальным междисциплинарным темам (название конкурса «офи-м»). Целью такого конкурса является на основе проведения фундаментальных исследований в сжатые сроки получить и обобщить научные результаты, направленные на решение актуальных проблем мировой фундаментальной науки. Отобранные в ходе экспертизы членами совета фонда темы могут служить источником но-
вого коммерциализуемого знания, заинтересовать промышленные предприятия в освоении новых передовых технологий, дать новый импульс развитию экономики, основанной на знаниях. Вот темы конкурса междисциплинарных исследований:
- «Предсказательное моделирование на суперЭВМ петафлопного класса»;
- «Криогенные наноструктуры»;
- «Когерентное взаимодействие излучений»;
- «Космомикрофизика»;
- «Взаимодействие электромагнитных полей с веществом»;
- «Сверхтяжелые элементы»;
- «Наноразмерные системы»;
- «Экологически чистая химия»;
- «Новые лекарственные препараты и вакцины»;
- «Геномика и протеомика эукариот»;
- «Ресурсная база стратегического сырья»;
- «Электромагнитное воздействие на природную среду»;
- «Когнитивные исследования»;
- «Информационные системы нового поколения»;
- «Наноматериалы на металлической, керамической и полимерной основах»;
- «Полупроводниковые структуры для электроники и источников энергии»;
- «Твердотельная волновая электроника»;
- «Проблемы теоретической математики».
В 2009 г. было подано 1 752 заявки, принято 367 проектов. Средний размер гранта по конкурсу составил 1 600 тыс. руб.
Результаты, полученные в ходе выполнения проектов по конкурсу междисциплинарных фундаментальных исследований, вносят весомый вклад в расширение и углубление знаний о природе, человеке и обществе, служат интересам социально-экономического развития и укрепления безопасности Российской Федерации, повышения международного авторитета российской фундаментальной науки, ее интеграции в мировое научное пространство. Российский фонд фундаментальных исследований расширит в 2011-2012 гг. этот конкурс, придав ему межрегиональный и интернациональный характер [11].
Накопленный опыт проведения в 2009-2011 гг. конкурса ориентированных фундаментальных исследований, объем финансирования которого составляет 800 млн руб., показывает острую необходимость увеличения числа поддерживаемых тем, поскольку
контекстный анализ баз данных выявляет новые актуальные направления исследований. Россия, имеющая богатые интеллектуальные традиции синтетических исследований, активно вовлечена в глобальный процесс поддержки наиболее актуальных направлений исследований. В РФФИ большое значение придается поиску наиболее эффективных механизмов использования результатов ОФИ как начальных стадий инновационного процесса. Результаты ориентированных фундаментальных исследований являются основой для создания перспективных материалов, развития критических технологий, создания образцов новой техники (табл. 3). Фундаментальные исследования -важнейший, ключевой элемент национальной безопасности. Фонды поддержки фундаментальных исследований создают адекватный механизм проведения внутренней политики в интересах национальной безопасности (многостадийная экспертиза проектов, отсутствие условий для возникновения коррупционных механизмов и связей, минимизация накладных расходов).
В проектах РФФИ нашли отражения новые направления развития научных исследований. Так, одним из наиболее значимых направлений является формирование нового уклада постиндустриального общества, основанного на технологическом воспроизведении систем живой природы. Такие биоморф-ные и антропоморфные системы должны сочетать существующие технологии на основе материалов неживой природы с принципами организации жи-
Таблица 3 Данные о текущем финансировании и затратах за 2010 г. на научные исследования и разработки по критическим технологиям Российской Федерации в рамках конкурса междисциплинарных фундаментальных
исследований «офи-м», руб.
Направление развития науки, технологий и техники Финансирование
Безопасность и противодействие терроризму 32 200 000
Живые системы 92 840 000
Индустрия наносистем и материалов 121 900 000
Информационно-телекоммуникационные системы 44 950 000
Перспективные вооружения, военная и специальная техника 6 500 000
Рациональное природопользование 62 300 000
Транспортные, авиационные и космические системы 9 000 000
Энергетика и энергосбережение 21 140 000
Всего... 390 830 000
вой материи. Для создания подобных технологий необходима качественно новая интеграция знаний из различных областей нано-, био-, инфо-, когно- и соционаук. Это требует в свою очередь новых форм организации и финансирования ориентированных фундаментальных исследований. Для этого в рамках программы ориентированных фундаментальных исследований РФФИ предлагается создать конкурсный раздел «Фундаментальные основы конвергенции естественных наук». Предполагается, что конвергенция нано-био-инфо-когно-социогума-нитарных наук может осуществляться в проектах как на методическом (разработка новых методов и подходов исследований, требующих совместного вклада разных специальностей), так и на концептуальном (создание новых теорий и моделей, объединяющих факты и закономерности в этих науках) уровнях.
Предоставление грантов физическим лицам
Решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям поручено РФФИ рассмотреть вопрос о непосредственном выделении грантов физическим лицам. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать ряд обстоятельств.
По налогу на доходы физических лиц. Согласно ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) такие виды доходов физических лиц, как суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации [5].
В 2008 г. Правительством РФ был утвержден перечень международных и иностранных организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов. В этот перечень вошли всего 12 организаций.
В 2009 г. (после внесения изменений в ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации) Правительством РФ также был утвержден перечень
российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению в соответствии со ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации. В этот перечень вошли 14 организаций, в частности Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. Таким образом, гранты этих фондов не облагаются налогом на доходы физических лиц.
По налогу на прибыль организаций. Для орга-низаций-грантополучателей предусмотрены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, позволяющие не учитывать в составе доходов средств в виде полученных грантов (ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации) [5]. Так, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования - в виде полученных грантов. Грантами признаются денежные средства или иное имущество, в случае если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
- гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
При предоставлении грантов РФФИ эти условия выполняются. Льготные условия предо-
ставления грантов РФФИ определены решениями Правительства РФ.
Вместе с тем технически процедура предоставления грантов физическим лицам - работникам научных организаций в настоящее время связана с транзакциями финансовых средств через научную организацию, в которой работает исследователь или с которой у него заключены трудовые соглашения. Это обусловлено в основном тем, что исследователь, особенно в области естественных областей знания, использует в своей работе научное оборудование, находящееся на балансе исследовательской организации.
При рассмотрении вопросов о предоставлении грантов на выполнение исследовательских проектов непосредственно физическим лицам (транзакция на счет, открываемый физическим лицом в банковском учреждении) требует легитимного решения трех основных вопросов.
Во-первых, со стороны грантодателя. Проверка обоснованности заявки физического лица на получение финансовой поддержки из средств государственного бюджета. Отсутствие в заявке сведений, подтверждающих предыдущий опыт, интеллектуальный потенциал заявителя и технические возможности выполнения работ на предварительно согласованной экспериментальной базе делает невозможным принятие решения грантодателем.
Во-вторых, со стороны грантополучателя. Определение статуса исследователя как предпринимателя без образования юридического лица с соответствующей постановкой на учет в налоговых и прочих ведомствах. При необходимости привлечения к работам других организаций проведение тендера (нормативная база таких тендеров не определена). Решение юридических вопросов найма участников творческого коллектива.
В-третьих, со стороны грантодателя и контролирующих органов. Решение вопросов ответственности за нецелевой характер использования средств. Решение вопросов обладания правами на созданную за счет госбюджета интеллектуальную собственность и решение вопросов о вовлечении создаваемой собственности в хозяйственный оборот.
При отсутствии решения этих и других вопросов прямая транзакция финансовых средств непосредственно физическому лицу необоснованна. Вместе с тем при предоставлении определенного вида индивидуальных грантов (например для написания научной монографии, аналитических обзоров
или возмещения расходов для участия в конференциях или научных командировках) предоставление грантов непосредственно физическому лицу может быть оправдано и регламентировано.
Российский фонд фундаментальных исследований и права
на интеллектуальную собственность
Важным вопросом повышения эффективности работы РФФИ является решение комплекса вопросов, связанных с использованием создаваемой за счет РФФИ интеллектуальной собственности. В Гражданском кодексе Российской Федерации в полной мере не нашли законодательного закрепления положения о необходимости обеспечения защиты интересов Российской Федерации при распоряжении результатами интеллектуальной деятельности, созданными за счет средств федерального бюджета. По общему правилу, предусмотренному частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации [1], исключительное право на созданные по государственному контракту: произведение науки, литературы или искусства; программы для ЭВМ и базы данных; изобретение, полезная модель или промышленный образец; топологии интегральных микросхем; секрет производства, полученный при выполнении работ по договору, принадлежит исполнителям контракта, если госконтрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, от имени которой выступает госзаказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации
Следует отметить, что в отношении РФФИ, не являющемуся государственным органом исполнительной власти, но на который возложены отдельные функции по организации, координации и обеспечению деятельности в части создания объектов интеллектуальной собственности, требуется конкретизация его статуса и полномочий как главного распорядителя бюджетных средств в части расширения его прав по осуществлению прямого финансирования научных проектов с внесением соответствующих изменений в бюджетное законодательство. Решение этих вопросов особо важно при создании инновационной цепочки, инновационного лифта, построения инновационной системы России, где РФФИ выступает как один из институтов развития.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-Ф3.
2 . Макаров В. Контуры экономики знаний // Экономист. 2003. № 3.
3. Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний. М.: Экономика, 2007.
4 . Мильнер Б. З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации. М: Инфра-М, 2003.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
7. О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»: Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ.
8. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провел в Зеленограде заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям // Правительство Российской Федерации. URL: http://premier. gov. ru/events/news/13475/.
9 . Рудцкая Е. Р., Хрусталев Е. Ю., Цыганов С. А. Генерирование новых знаний на основе инновационно-ориентированных конкурсов РФФИ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 45.
10 . Рудцкая Е. Р., ХрусталевЕ. Ю., Цыганов С. А. Государственные фонды поддержки науки: стратегическое управление фундаментальными и прикладными исследованиями // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 46.
11 . Рудцкая Е. Р., Хрусталев Е. Ю., Цыганов С. А. Конкурсное стимулирование инновационного развития экономики (российский опыт). М.: ЦЭМИ РАН, 2007.
12 . Рудцкая Е. Р., ХрусталевЕ. Ю., Цыганов С. А. Перспективные направления инновационного развития российской экономики (опыт Российского фонда фундаментальных исследований) // Менеджмент инноваций. 2010. № 2.
13 . Тихонов И. П., Хрусталев Е. Ю., Яковлев Э. Н. Коммерциализация результатов фундаментальных научных исследований (опыт Российского фонда фундаментальных исследований) // Инновации. 2007. № 10.