Научная статья на тему 'Грант как один из способов финансирования научных учреждений: особенности, проблемы, перспективы'

Грант как один из способов финансирования научных учреждений: особенности, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3081
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ / ГОСУДАРСТВО / GRANT / FUNDING / RESEARCH INSTITUTIONS / GRATUITOUS AID / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабина Ксения Ивановна

Финансирование основывается на различных способах, формах, на определенной целевой ориентации и многих источниках финансового обеспечения. Правительство РФ организует и разрабатывает варианты финансирования, создание государственных фондов для исследований в области научно-технической деятельности. Финансирование происходит за счет как централизованных, бюджетных и внебюджетных, так и за счет децентрализованных фондов. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется государством на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов. Автор определяет понятие безвозмездной помощи в виде грантов, анализирует и сопоставляет понятие гранта, содержащееся в Законе « О науке государственной научно-технической политике» и в Налоговом кодексе РФ. Автор приходит к выводу о необходимости расширения возможности гран-тодателей, включив в формы предоставления грантов, помимо денежных и иных средств, также права на объекты интеллектуальной собственности. Например, выделение научному учреждению гранта в форме безвозмездной передачи права пользования изобретением или иным результатом научно-технической деятельности. В этом случае предоставление гранта будет оформляться посредством заключения безвозмездного лицензионного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRANT AS ONE OF THE WAYS TO FINANCE RESEARCH INSTITUTIONS: FEATURES, PROBLEMS, PROSPECTS

The paper shows that funding is based on different methods, forms, target orientation and many sources of financial support. The government of the Russian Federation organizes and develops different financing options and establishes state funds for research in the field of science, and research and development. Funding is carried out through both centralized, budgetary and extra-budgetary, and decentralized funds. Funding for science and (or) research and development is carried out by the state through a combination of financial support for scientific organizations and targeted funding for specific scientific and technical programs and projects. The author defines the concept of gratuitous aid in the form of grants, analyses and compares the concept of grant that is contained in the Law “On science and state scientific and technological policy” and the Tax Code of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that it is necessary to empower grant-makers by including rights to intellectual property, in addition to money and other assets, to grants. For example, a scientific institution can be given a grant in the form of gratuitous transfer of the right to use the invention or another result of scientific and technical research. In this case, the grant will be formalized through signing grant of the license agreement.

Текст научной работы на тему «Грант как один из способов финансирования научных учреждений: особенности, проблемы, перспективы»

Ксения Ивановна Бабина,

аспирантка кафедры правосудия и процессуального права, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ГРАНТ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Финансирование основывается на различных способах, формах, на определенной целевой ориентации и многих источниках финансового обеспечения. Правительство РФ организует и разрабатывает варианты финансирования, создание государственных фондов для исследований в области научно-технической деятельности. Финансирование происходит за счет как централизованных, бюджетных и внебюджетных, так и за счет децентрализованных фондов. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется государством на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов. Автор определяет понятие безвозмездной помощи в виде грантов, анализирует и сопоставляет понятие гранта, содержащееся в Законе « О науке государственной научно-технической политике» и в Налоговом кодексе РФ. Автор приходит к выводу о необходимости расширения возможности гран-тодателей, включив в формы предоставления грантов, помимо денежных и иных средств, также права на объекты интеллектуальной собственности. Например, выделение научному учреждению гранта в форме безвозмездной передачи права пользования изобретением или иным результатом научно-технической деятельности. В этом случае предоставление гранта будет оформляться посредством заключения безвозмездного лицензионного договора.

Ключевые слова: грант, финансирование, научные учреждения, безвозмездная помощь, государство.

K.I. Babina

GRANT AS ONE OF THE WAYS TO FINANCE RESEARCH INSTITUTIONS: FEATURES, PROBLEMS, PROSPECTS

ks.03.90@mail.ru

УДК 336.57:347

The paper shows that funding is based on different methods, forms, target orientation and many sources of financial support. The government of the Russian Federation organizes and develops different financing options and establishes

state funds for research in the field of science, and research and development. Funding is carried out through both centralized, budgetary and extra-budgetary, and decentralized funds. Funding for science and (or) research and development is carried out by the state through a combination of financial support for scientific organizations and targeted funding for specific scientific and technical programs and projects. The author defines the concept of gratuitous aid in the form of grants, analyses and compares the concept of grant that is contained in the Law "On science and state scientific and technological policy" and the Tax Code of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that it is necessary to empower grant-makers by including rights to intellectual property, in addition to money and other assets, to grants. For example, a scientific institution can be given a grant in the form of gratuitous transfer of the right to use the invention or another result of scientific and technical research. In this case, the grant will be formalized through signing grant of the license agreement.

Keywords: grant, funding, research institutions, gratuitous aid, state.

Финансирование основывается на различных способах, формах, на определенной целевой ориентации и многих источниках финансового обеспечения. Правительство РФ организует и разрабатывает варианты финансирования, создание государственных фондов для исследований в области научно-технической деятельности.

Финансирование происходит за счет как централизованных, бюджетных и внебюджетных фондов, так и децентрализованных фондов в связи с целой системой государственных программ.

На проведение конкретных научных исследований могут выдаваться гранты. Понятие безвозмездной помощи в виде грантов дано в ст. 2 Закона «О науке и государственной научно-технической политике», из которой следует, что грант (денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно) является предметом гражданско-правового договора пожертвования [4]. Отношения же, возникающие с его заключением, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ. Однако предоставление гранта имеет свои особенности.

Во-первых, закон определяет круг субъектов, являющихся грантодателями:

- граждане Российской Федерации;

- российские юридические лица;

- иностранные граждане;

- иностранные юридические лица;

- международные организации, получившие право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Во-вторых, существует специфический круг субъек-тов-грантополучателей. Таковыми, в частности, являются работники НИИ, научные организации, образовательные учреждения.

В-третьих, гранты предоставляются на проведение научных исследований. В соответствии с п. 9 ст. 15 закона «О науке и государственной научно-технической политике» получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случае их использования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются. Таким образом, грант всегда подразумевает его использование в заранее детерминированных грантодателями целях. Причем данное требование равно применимо как к физическим, так и к юридическим лицам.

В этой связи особо следует отметить правила нормы п. 3 ст. 582 ГК РФ, которая говорит лишь о возможности (но не обязательности) обусловленности пожертвования в отношении юридических лиц использованием даруемого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества, что совершенно недопустимо в отношении грантов [1].

По мнению В.П. Звекова, специфические правовые признаки (обязательное целевое расходование гранта, отсутствие ограничений по субъектному составу гранто-получателей, заключение договора на основе конкурса) договора о гранте позволяют рассматривать его как отдельную разновидность договора пожертвования, что потребует внесения соответствующих изменений в главу ГК РФ [5, с. 45].

Необходимо отметить существующие в законодательстве различных отраслей права расхождения в определении понятия гранта.

Так, в соответствии со ст. 251 Налогового кодекса РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;

- гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта [2].

Анализируя и сопоставляя понятия гранта, содержащиеся в законе «О науке и государственной научно-технической политике» и в Налоговом кодексе РФ, можно выделить следующие моменты.

Во-первых, указанные нормативные правовые акты по-разному определяют права и обязанности грантопо-

лучателей и грантодателей. Налоговое законодательство указывает на обязанность грантополучателя предоставлять грантодателю сведения о целевом использовании гранта. В законе «О науке и государственной научно-технической политике» такой обязанности не установлено, что означает возможность установления данной обязанности по соглашению сторон.

Во-вторых, определение круга субъектов-грантода-телей в Законе по объему шире, чем в Налоговом кодексе РФ. Налоговое законодательство ограничивает круг субъектов-грантодателей - российских юридических лиц, исключив из их состава коммерческие организации. В отношении иностранных и международных организаций и объединений Налоговый кодекс РФ вводит требование о включении таких организаций в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Это не означает невозможность иностранным и международным организациям и объединениям, не включенным в перечень, предоставлять гранты российским гражданам и научным организациям. Просто данные организации и их грантополучатели будут лишены установленных налоговых льгот.

Закон, напротив, включает в состав грантодателей юридические лица Российской Федерации как коммерческой, так и некоммерческой организационно-правовой формы. Однако в отношении иностранных юридических лиц и международных организаций вводится ограничение: гранты могут выдавать только те из них, которые получили такое право в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На практике отмеченное расхождение между двумя законами не учитывается. Имеющиеся списки утверждены исключительно в целях налогообложения. С точки зрения Т.Е. Мельник, составлению списков иностранных и международных организаций-грантодателей должен предшествовать этап допуска нероссийских грантодателей в соответствии с законом «О науке и государственной научно-технической политике». Именно такой вариант решения данного вопроса диктует действующее законодательство. Также определение гранта встречается в Федеральном законе № 1Э5-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [3]. Благотворительным грантом признаются благотворительные пожертвования, носящие целевой характер и предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме.

Важнейшими функциями грантового финансирования являются использование конкурентных и конкурсных принципов, обеспечение и поддержание разнообразия тематических и методических подходов к научным проблемам, умножение численности исследователей. Гранты чаще всего являются индивидуальными и выдаются конкретному ученому, который вправе самостоятельно организовывать процесс исследований, нанимать персонал, приобретать необходимое оборудование и т.д. Однако известны и определенные недостатки этой формы финансирования: она препятствует постановке длительных исследовательских программ, так как ученый обычно не уверен в том, что ему удастся получить следующий грант; затрудняется проведение оригинальных «прорывных» исследований по причине консерватизма экспертов, рецензирующих заявки; требуется большая

непроизводительная канцелярская работа по составлению планов-заявок, смет и отчетов. Обычный срок поддержки грантами (до трех лет) явно недостаточен для работы в фундаментальных областях. Поэтому практика показывает, что и в РФФИ, и в РГНФ ученые обращаются за грантами, уже имея существенный научный задел.

Вместе с тем существуют некоторые вопросы, которые сегодня порождают дискуссии среди ученых. Это и форматы проектов, длительность и объемы финансирования; критерии оценки заявок, реализации проектов, отбора экспертов; выбор приоритетных направлений поддержки исследований и совершенствование операционной деятельности, онлайн-сервисов и систем сопровождения.

Особое внимание стоит уделить установлению критериев оценки и процедуры оценки проектов. Существует необходимость повышения прозрачности процедур подбора и ротации экспертов, а также критериев оценки самих заявок. Критерии должны быть опубликованы и известны заявителям до подачи заявок. Такая мера даст потенциальным грантополучателям возможность акцентировать внимание на уникальных сторонах проекта еще на этапе формирования заявки. Исследователям должны быть доступны и результаты экспертизы, причем независимо от того, одобрена была заявка или нет. Содержательная оценка с подробным объяснением причин отказа или одобрения особенно важна для молодых ученых, чтобы в дальнейшем они могли улучшать качество подаваемых на конкурс заявок.

Также предлагается привлечь к корпусу экспертов ученых из различных региональных научно-образовательных организаций и рассмотреть переход при оценке заявок на принцип анонимной экспертизы. Полагаем, что введение принципа анонимной экспертизы исключит и возможность конфликта интересов в том случае, если член экспертного совета одновременно является заявителем на получение гранта, поскольку эксперт не будет знать, чью заявку он рассматривает.

Публикация списков экспертов увеличивает риск давления на них со стороны заинтересованных лиц и структур. В то же время закрытая экспертная система исключена из профессионального и заинтересованного обсуждения научного сообщества. Закрытость экспертной системы порождает определенное недоверие. РГНФ является единственным из числа российских и зарубежных фондов, действующих в России в настоящее время, полностью открывшим структуру и состав своей экспертной системы. Сведения об экспертах Фонда ежегодно публикуются в полном объеме в «Вестнике РГНФ», а списки экспертных советов - также в газете «Поиск». Открытость экспертной системы- в большей степени явление со знаком плюс. Но уже сам факт того, что ни один, ни другой фонды пока не последовали примеру РГНФ, говорит о наличии проблемы.

Таким образом, грант - это безвозмездная помощь, оказываемая на безвозвратной основе, которая имеет строго целевой характер, определяемый условиями предоставления гранта. Согласно законодательной дефиниции помощь эта выражается в виде денежных и иных средств. Думается, такое сужение форм выражения гранта является неоправданным в период активного инновационного развития нашей страны. Следует рас-

ширить возможности грантодателей, включив в формы предоставления грантов помимо денежных и иных средств также права на объекты интеллектуальной собственности: например, выделение научному учреждению гранта в форме безвозмездной передачи права пользования изобретением или иным результатом научно-технической деятельности. В этом случае предоставление гранта будет оформляться посредством заключения безвозмездного лицензионного договора.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. № 14-ФЗ (принят 26.01.1996 г., ред. 28.12.2013 г.) // Российская газета. 1996. 6 фев.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1. № 146-ФЗ (принят 31.07.1998 г., ред. 04.06.2014 г.) // Российская газета . 1998. 6 авг.

3. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон № 135-ФЭ (принят 11.08. 1995 г., ред. 05.05.2014 г.) // Российская газета. 1995. 17 авг.

4. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон № 127-ФЗ (принят 23.08.1996 г., ред. 01.01. 2014 г.) // Российская газета. 1996. 3 сен.

5. Ярошенко К.Б., Марышева Н.И., Хлестова И.О. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части третьей (постатейный) / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; отв. ред.: К.Б. Ярошенко, Н.И. Марышева. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.