Научная статья на тему 'Статус ученых как субъектов грантовых правоотношений в Российской Федерации. Понятие, структура, проблемы правового регулирования'

Статус ученых как субъектов грантовых правоотношений в Российской Федерации. Понятие, структура, проблемы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
311
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
СТАТУС УЧЕНЫХ КАК ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНТЫ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КАТЕГОРИИ УЧЕНЫХ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГРАНТОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / STATUS OF SCIENTISTS AS GRANTEES / STATE GRANTS FOR RESEARCH / SCIENTIFIC ACTIVITY / LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / CATEGORIES OF SCIENTISTS / LEGAL REGULATION / GRANT LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пучкова Майя Владленовна

В статье рассматриваются вопросы регламентации в законодательстве Российской Федерации категорий и статуса ученых как получателей государственных грантов на научные исследования. Анализируются методологические подходы к его понятию. Дано определение статуса и выявлены элементы его структуры. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в части регулирования указанных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status of scientists as subjects of grant relations in the Russian Federation (concept, structure, problems of legal regulation)

In this article consider issues of regulation in the legislation of the Russian Federation categories and the status of scientists as recipients of state grants for research. Methodological approaches to its concept are analyzed. The definition of the status is given and the elements of its structure are revealed. Proposals to improve the legislation in terms of regulation of these issues are formulated.

Текст научной работы на тему «Статус ученых как субъектов грантовых правоотношений в Российской Федерации. Понятие, структура, проблемы правового регулирования»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10335

СТАТУС УЧЕНЫХ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАНТОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

W W _ _

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Понятие, структура, проблемы правового регулирования

Майя Владленовна ПУЧКОВА, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований научного проекта № 18-29-15053-мк «Сравнительно-правовое исследование механизма назначения, выдачи и использования грантов в целях финансирования научно-исследовательских и технологических работ»

Научная специальность: 12.0014 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы регламентации в законодательстве Российской Федерации категорий и статуса ученых как получателей государственных грантов на научные исследования. Анализируются методологические подходы к его понятию. Дано определение статуса и выявлены элементы его структуры. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в части регулирования указанных вопросов.

Ключевые слова: статус ученых как грантополучателей, государственные гранты на научные исследования, научная деятельность, законодательство Российской Федерации, категории ученых, правовое регулирование, грантовые правоотношения.

Annotation. In this article consider issues of regulation in the legislation of the Russian Federation categories and the status of scientists as recipients of state grants for research. Methodological approaches to its concept are analyzed. The definition of the status is given and the elements of its structure are revealed. Proposals to improve the legislation in terms of regulation of these issues are formulated.

Keywords: status of scientists as grantees, state grants for research, scientific activity, legislation of the Russian Federation, categories of scientists, legal regulation, grant legal relations.

В современных условиях в России, как и во многих зарубежных странах, наблюдается тенденция расширения сферы применения государством грантовой системы финансирования научных исследований1. Возрастает правостимулирующее воздействие исследовательских грантов на профессиональную деятельность и жизнь ученых2, которые по собственной инициативе все чаще стремятся участвовать в конкурсах на получение грантовой поддержки. В то же время включение объема научных работ, выполненных за счет грантов, в

перечень показателей оценки результативности деятельности научных работников и организаций, осуществляющих научную деятельность3, фактически обязывает ученых — сотрудников этих организаций — проявлять активность в получении грантов.

Таким образом, как справедливо отмечает Е.А. Стрельцова, «сегодня все меньшее число ученых имеют шанс остаться вне системы исследовательских грантов»4.

Вместе с тем в федеральном законодательстве до сих пор не определен статус ученых как

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

субъектов грантовых правоотношений. В юридической литературе отсутствуют теоретические разработки концептуального характера по данной теме.

В связи с этим в данной статье рассматриваются отдельные проблемы определения понятия и структуры статуса ученых как получателей исследовательских грантов.

Сложность определения статуса ученых, участвующих в грантовых правоотношениях в качестве грантополучателей, заключается, прежде всего, в нерешенности ряда общих проблем правового регулирования научной и грантовой деятельности. К числу таких проблем относятся, в частности, отсутствие в законодательстве понятия «грантовые отношения», их видов, неопределенность правовой природы этих правоотношений. Поэтому для целей настоящей статьи мы будем руководствоваться позицией О.В. Белявского.

Согласно точки зрения данного автора, гран-товые отношения носят межотраслевой характер и возникают между субъектами грантовой деятельности по поводу проведения конкурса, выдачи и получения гранта, реализации научного проекта, а также в связи с составлением и представлением финансового отчета о расходовании средств гранта и научного отчета о результатах реализации грантового проекта5. Основой этих отношений является договор о гранте, правовая природа которого в законодательстве также четко не определена. Наличие правового статуса служит одним из необходимых условий участия ученых в грантовых правоотношениях. Они могут вступать в такие отношения в индивидуальном порядке или в качестве членов научного коллектива. Но вопрос о статусе научного коллектива выходит за рамки данной статьи.

Важным фактором, оказывающим влияние на объем и содержание статуса ученых-гранто-получателей, является их принадлежность к той или иной категории субъектного состава этих отношений. Нормативные правовые акты о процедурах предоставления грантов, издаваемые грантодателями, как правило, относят к гранто-получателям следующие категории ученых: научных, научно-педагогических работников, ведущих ученых, молодых ученых.

Однако Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (далее — Закон о науке)6, Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ), Бюджетный кодекс РФ (далее — БК РФ), регламентирующие отдельные вопросы применения грантовой поддержки, не содержат определения

понятия «грантополучатель». Оно дано в Правилах организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований»7, по смыслу которого грантополучателями признаются, в частности, ученые, научные коллективы, научные, образовательные организации, получившие грант по результатам конкурса.

В законодательстве даны определения научных и научно-педагогических работников8. Но в Законе о науке отсутствуют определения понятий «ученый», «ведущий ученый», «молодые ученые». Поэтому мы будем руководствоваться определением «ученого», сформулированным в Модельном законе государств — участников СНГ «О статусе ученого и научного работника» (далее — Модельный закон СНГ)9.

По смыслу ст. 2 данного акта ученым может быть признан российский гражданин, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, имеющие ученую степень и (или) научное звание, осуществляющие научную, научно-техническую деятельность, получившие научные результаты в определенной области знаний, науки и техники, признанные научным сообществом. В число названных критериев законодатель не включил занятие должности научного или научно-педагогического работника, следовательно, ученый может проводить исследования либо вступая в трудовые, гражданско-правовые отношения с организацией, осуществляющей научную деятельность, либо самостоятельно.

Понятия «ведущий ученый» и «молодые ученые» раскрываются в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых грантодателями. Согласно постановлению Правительства РФ о порядке предоставления мегагрантов ведущими признаются российские и иностранные ученые, занимающие лидирующие позиции в определенной области науки10. Однако это определение носит слишком общий неопределенный характер, в нем не раскрыто содержание формулировки «лидирующие позиции», не установлены критерии, которым должны соответствовать ученые, занимающие такие позиции, и на основании которых конкурсная комиссия могла бы принимать решение о признании того или иного соискателя гранта ведущим ученым.

Что касается определения понятия «молодые ученые», то в актах грантодателей, как и в Законе о науке, оно не сформулировано, а установлены лишь отдельные критерии, в соответствии с которыми физические лица могут быть отне-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

сены к данной категории ученых. Так, соискатели грантов Президента РФ для молодых ученых должны иметь российское гражданство, ученую степень (кандидата или доктора наук), а их возраст не должен превышать 35 лет для кандидатов наук и 40 лет для докторов наук11.

Указанные требования для молодых ученых учитываются многими грантодателями. Вместе с тем для молодых докторов наук грантодатели устанавливают разный возраст, например, 39 лет или 40 лет. Отсутствие в законодательстве о науке единых предельных возрастных критериев для этой категории ученых может способствовать нарушению принципа юридического равноправия при реализации ими права на участие в конкурсах на получение грантов для молодых ученых.

Таким образом, одной из актуальных общих проблем, требующих решения на уровне федерального законодательства о науке, является несовершенство понятийного аппарата, необходимого для определения субъектного состава ученых, участвующих в правоотношениях, связанных с научной и грантовой деятельностью.

При рассмотрении проблемы определения статуса ученых, участвующих в грантовых правоотношениях в качестве грантополучателей, необходимо с методологической точки зрения исходить из понимания общего правового статуса личности. Это обусловлено тем, что статус грантополучателя является важной составной частью общего статуса ученых, который, в свою очередь, представляет собой отдельный вид статуса личности. Однако в юридической науке не сложилось единого мнения по вопросу о понятии и структуре статуса личности. В настоящее время существуют две основные позиции по данному вопросу.

Сторонники первой позиции рассматривают статус личности в узком смысле, понимая под ним систему прав и обязанностей, установленных законодательством РФ12. Они справедливо считают права, свободы и обязанности одной из важнейших политико-юридических категорий, определяющих основные стандарты поведения человека во взаимоотношениях с другими людьми, обществом и государством, соблюдение которых является обязательным для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества13. Это относится также к правам и обязанностям субъектов грантовых правоотношений, которые определяют их содержание.

Представители второй позиции используют широкий подход к определению статуса личности. Разделяя названную выше точку зрения о

роли прав, свобод и обязанностей человека в регулировании общественных отношений и признавая их основными элементами правового статуса личности, они, тем не менее, предлагают включать в его структуру различные дополнительные элементы: гражданство, правоспособность, законные интересы, юридическую ответственность, гарантии прав и свобод человека и гражданина14.

Отсутствие единого методологического подхода к пониманию статуса личности нашло отражение в законодательстве.

Модельный закон СНГ использует узкий подход к раскрытию содержания статуса ученого и научного работника, так как закрепляет только их права и обязанности (статьи 4, 5 раздела II). Аналогичный подход применен к пониманию статуса научного работника в Законе о науке, в нем также установлены лишь права и обязанности этих работников (части 6—9 ст. 4). К сожалению, приходится констатировать, что в указанных законодательных актах не сформулировано легальное определение правовых статусов ученого и научного работника.

Позиция исследователей, рассматривающих статус личности в широком смысле, нашла отражение в определении статуса педагогических работников, закрепленном в ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее — Закон об образовании). По смыслу указанной статьи в структуру статуса этих работников законодатель включил как основные (права, свободы, обязанности), так и дополнительные элементы (социальные гарантии, компенсации, ограничения, ответственность).

Что касается статуса ученых как грантополучателей, то в теоретическом плане научный интерес возможно представляет изучение данной юридической категории в разных аспектах: узком и широком.

Однако с точки зрения правоприменительной практики, по нашему мнению, целесообразно использовать широкий подход к изучению рассматриваемой проблемы. Это обусловлено тем, что в отсутствие федерального закона о грантах правовое регулирование статуса ученых как грантополучателей носит фрагментарный характер. Нормы о его отдельных элементах содержатся в некоторых федеральных законах (Законе о науке, НК РФ) и подзаконных нормативных правовых актах разного уровня (правительственных, ведомственных, локальных).

Попытка урегулировать в едином нормативном правовом акте некоторые общие вопросы,

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

касающиеся назначения, выплаты и исполнения грантов, была предпринята Минфином России, который приказом от 21 декабря 2018 г. № 280н утвердил Типовую форму соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с п. 7 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Типовая форма договора о гранте)15.

Названный акт, вступивший в силу с января 2019 г., включил некоторые права, обязанности и вопросы ответственности грантополучателей в число обязательных условий, которые должны найти отражение в конкретных договорах о грантах. Но в основном статус грантополучателей первичным образом регламентируется подзаконными нормативными правовыми актами о процедурах предоставления грантов, издаваемыми гран-тодателями, и соответствующими договорами.

В связи с этим именно широкий подход к пониманию статуса ученого-грантополучателя дает возможность на основе изучения всего массива указанных актов с наибольшей степенью полноты определить его структуру, составить целостное представление об этом правовом институте и состоянии его правового регулирования. Такой анализ позволяет выявить, прежде всего, основные элементы этого статуса — общие права и обязанности ученых, принадлежащие им независимо от того, к какой категории субъектного состава грантополучателей они относятся (научным, научно-педагогическим работникам, ведущим, молодым ученым и т.д.).

К общим относятся, в частности, права на: участие в конкурсе на получение гранта; информацию, необходимую для реализации научного проекта; материальное вознаграждение за создание научного продукта; пользование оборудованием, иным имуществом, приобретенным на денежные средства грантов; замену руководителя проекта; досрочное прекращение договора о гранте, а также интеллектуальные права на результаты научных исследований, финансируемых за счет грантов, и др.

Характеризуя в целом состояние правового регулирования в части определения прав ученых как получателей грантов, необходимо отметить следующее. Оно осуществляется фактически на уровне подзаконных актов, так как в федеральных законах отсутствуют нормы, специально посвященные таким правам ученых. В то же время единственный базовый подзаконный нормативный правовой акт — Типовая форма договора о гранте — закрепляет только три отдельных права, которые могут принадлежать грантополу-

чателям — как физическим, так и юридическим лицам (пункты 4.4.1—4.4.3).

Согласно п. 4.4.4 указанного акта иные права грантополучатель может осуществлять в соответствии с бюджетным законодательством РФ и Правилами предоставления грантов, издаваемыми грантодателями. Однако БК РФ не устанавливает права грантополучателей — физических лиц.

В нормативных правовых актах, издаваемых грантодателями, не все права грантополучателей устанавливаются в качестве самостоятельных элементов их статуса. Представление о них можно составить лишь путем анализа условий конкурса на получение гранта или соответствующих обязанностей грантодателя, организации-посредника. Это касается, в частности, прав ученых на участие в конкурсе на получение гранта и на материальное вознаграждение за создание научного продукта.

Право участвовать в конкурсе на получение гранта является ключевым в структуре статуса грантополучателя, другие права, а также обязанности в определенной степени производны от него, поскольку ученый может их реализовать только после предоставления ему гранта в случае признания победителем по результатам конкурса.

Тем не менее в вышеназванных актах оно закрепляется косвенным способом в форме требования к участникам конкурсов с использованием формулировок «к участию в конкурсе допускаются...», «участниками конкурса могут быть.».

Следует отметить, что ч. 6 ст. 4 Закона о науке устанавливает в общей форме право на участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет разных, не запрещенных источников, в том числе средств фондов поддержки науки. Таким образом, оно фактически включает в качестве одной из составляющих право на получение гранта. Однако указанное право согласно ч. 6 ст. 4 Закона о науке и ч. 2 ст. 50 Закона об образовании принадлежит только научным и научно-педагогическим работникам.

В связи с этим с учетом значения права на получение гранта для реализации статуса гран-тополучателя целесообразно его закрепить на законодательном уровне в качестве самостоятельного права, принадлежащего всем категориям ученых, в том числе осуществляющим научные исследования самостоятельно.

Вместе с тем вызывает настороженность то обстоятельство, что с включением объема

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

средств, полученных организацией в форме грантов, как отмечалось ранее, в перечень показателей результативности труда названных выше категорий ученых, их право на участие в конкурсе на получение гранта может трансформироваться в обязанность.

Существенным пробелом Закона о науке является отсутствие в нем норм, закрепляющих одно из основных имущественных прав ученых — право на материальное вознаграждение за создание научного продукта в рамках грантового проекта и определяющих его особую юридическую природу. Это право, как отмечалось ранее, регламентируется только подзаконными актами косвенным способом, как правило, возложением на организацию-посредника обязанности выплачивать такое вознаграждение в соответствии с поручением грантодателя16.

Но на уровне указанных актов не может быть решен вопрос о юридической природе данного вознаграждения; это предмет законодательного регулирования. Названная проблема имеет важное практическое значение, так как затрагивает материальные интересы ученых и организаций-посредников. Наличие указанного правового пробела способствует тому, что в НК РФ по-разному решаются вопросы о признании материального вознаграждения, полученного учеными от грантодателя, объектами налогообложения и обложения страховыми взносами.

С одной стороны, эти денежные выплаты признаются безвозмездной помощью и не подлежат налогообложению (пункты 6—6.2 ст. 217, ст. 251 НК РФ). С другой стороны, из содержания ч. 2 ст. 420 НК РФ и письма Минфина России от 3 апреля 2017 г. № 03-15-06/1948317 следует, что если ученый состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях с организацией-посредником, то такие выплаты рассматриваются в качестве части оплаты его труда и на них начисляются страховые взносы. Вознаграждение, полученное, учеными, не имеющими указанных отношений с такими организациями, страховыми взносами не облагается.

По мнению РФФИ, других крупных гранто-дателей, денежные выплаты, полученные физическими лицами от грантодателя, имеют особый юридический статус и не являются объектом обложения страховыми взносами, так как они не обладают признаками, предусмотренными ч. 2 ст. 420 НК РФ18.

Таким образом, проблема определения юридической природы права ученых на материальное вознаграждение, полученное в рамках гран-

товых правоотношений, требует единого решения на уровне федерального законодательства, с учетом целей и особенностей грантового механизма финансирования научной деятельности.

Что касается интеллектуальных прав ученых на научные продукты, созданные в рамках гран-товых проектов, то вопросы их реализации регламентируются договорами о грантах в соответствии с общими нормами о правах на результаты интеллектуальной деятельности, установленными гражданским законодательством. Однако следует отметить, что в Типовой форме договора о гранте отсутствуют положения о включении раздела об интеллектуальных правах на указанные объекты интеллектуальной собственности в качестве обязательного условия договора о гранте. Таким образом, формально грантодатели по собственному усмотрению могут решать этот важный вопрос, затрагивающий имущественные и неимущественные права ученых на созданные ими научные продукты.

Основным элементом статуса ученых как грантополучателей наряду с правами являются их общие обязанности: соблюдать условия конкурса при подаче заявки на получение гранта; качественно и в установленные сроки выполнять работы по реализации научного проекта; обнародовать результаты исследования; осуществлять целевое расходование денежных средств, выделенных грантодателем; представлять научные и финансовые отчеты грантодателю в установленном порядке; информировать грантода-теля об обстоятельствах, препятствующих выполнению работ, и др.

Обязанности так же, как и права грантополучателей, первичным образом определяются в основном на уровне подзаконных нормативных правовых актов. Но по сравнению с последними правовому регулированию обязанностей свойственны некоторые позитивные черты. Типовой формой договора о гранте установлен единый перечень обязанностей получателя гранта, которые должны найти отражение в конкретных договорах о грантах (пункты 4.3—4.3.15 данного акта). В Правилах (Положениях) о порядке предоставления грантов обязанности регламентируются более четко, чем права. Они определяются прямым способом в качестве самостоятельных элементов статуса ученых, что в большей степени гарантирует их однозначное толкование на практике.

Следует отметить, что в отличие от прав отдельные обязанности грантополучателей регламентируются федеральными законами. Но эти

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

вопросы пока не стали самостоятельным предметом законодательного регулирования и для законодателя носят второстепенный характер. Так, НК РФ, формулируя определение гранта, попутно в обезличенной форме закрепляет обязанность представлять отчет об использовании средств гранта не в качестве самостоятельного элемента статуса грантополучателя, а одного из условий получения грантовой поддержки (подп. 14 п. 1 ст. 251).

Закон о науке при определении статуса фондов поддержки научной деятельности аналогичным способом устанавливает обязанности гран-тополучателя: обеспечивать возможность осуществления фондом контроля за расходованием грантовых средств и обнародовать научные результаты (ч. 6 ст. 15.1). Думается, что вопросы определения обязанностей и других элементов статуса ученых как непосредственных исполнителей грантов заслуживают большего внимания законодателя и должны стать самостоятельным предметом законодательного регулирования.

Кроме основных элементов (прав и обязанностей), в статус ученых-грантополучателей необходимо, на наш взгляд, включить в качестве дополнительных элементов: льготы, ограничения и ответственность. Это обусловлено тем, что указанные элементы тесно связаны с правами и обязанностями, являются производными от них. Однако, несмотря на вторичный характер, льготы, ограничения и ответственность представляют собой юридические инструменты, при помощи которых законодатель оказывает непосредственное влияние на поведение ученых, характер их действий при взаимодействии с другими субъектами грантовых правоотношений.

В настоящее время все категории ученых, участвующих в реализации грантовых научных проектов, освобождены от обязанности платить налоги с доходов, полученных в виде грантов (пункты 6—6.2 ч. 1 ст. 217, ст. 251 НК РФ). Кроме того, ученые, не состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с организацией-посредником, не должны платить страховые взносы с таких доходов19. Сейчас специалистами, как отмечалось ранее, активно обсуждается вопрос о предоставлении аналогичной льготы всем категориям грантополучателей.

Налоговые льготы, льготы по выплате страховых взносов способствуют увеличению суммы доходов, полученных в виде грантов, и служат правостимулирующими средствами, побуждающими ученых принимать более активное участие в конкурсах на получение грантов.

Ограничения представляют собой юридические средства, устанавливающие определенные пределы пользования правом на участие в конкурсе на получение гранта и связанных с ним иных прав грантополучателя. Эти средства используются в целях предотвращения возможности злоупотребления со стороны грантополуча-теля своими правами и нарушения прав других соискателей гранта или грантодателя. Правовое регулирование института ограничений осуществляется первичным образом ведомственными и локальными нормативными правовыми актами грантодателей. Условиями конкурса на получение гранта нередко устанавливаются ограничения.

Например, в целях предоставления возможности большему числу ученых принять участие в конкурсе грантодатель может ограничивать количество заявок, подаваемых на конкурс каждым соискателем гранта20, и (или) научных проектов, в которых он вправе участвовать21.

Для предотвращения совершения грантопо-лучателем действий, причиняющих материальный или иной вред грантодателю, условиями конкурса могут предусматриваться ограничения, не допускающие представления на конкурс проектов, имеющих другие источники финансирования или аналогичных по содержанию проектам, участвующим в конкурсах, проводимых другими грантодателями22.

Признание юридической ответственности элементом статуса ученых, участвующих в грантовых правоотношениях, обусловлено, на наш взгляд, прежде всего договорным характером этих отношений. В соответствии с пунктами 5.1—5.2 Типовой формы договора о гранте ответственность сторон является одним из обязательных условий такого договора. Ответственность как правовой институт играет важную роль в обеспечении стабильности и законности грантовых правоотношений.

Н.И. Матузов справедливо подчеркивает, что ответственность может оказывать на субъектов общественных отношений как сдерживающее, так и стимулирующее воздействие, указывая на возможные неблагоприятные правовые последствия их поступков и действий23.

Отметим, что далеко не простым является вопрос о мерах ответственности, которые могут применяться к физическим лицам — грантопо-лучателям в случае нарушения ими условий договора о гранте. Согласно названному выше акту они несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, а также иными положени-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

ями об ответственности, которые могут устанавливаться указанным договором. Но, по мнению исследователей, проблема заключается в том, что в силу безвозмездного характера грантовой поддержки науки к таким нарушителям не могут применяться существующие меры гражданско-правовой ответственности материального харак-тера24. А специальные меры ответственности грантополучателей — физических лиц за нарушение обязательств по договору о гранте гражданским законодательством не предусмотрены.

Некоторые меры воздействия (санкции) за такого рода нарушения устанавливаются нормативными правовыми актами грантодателей и могут включаться в договоры о грантах. К санкциям материального характера, например, относятся: требования о возврате денежных средств гранта или прекращение финансирования проекта в следующем году за нецелевое использование указанных средств или непредоставление финансового и научного отчетов25.

Мерой морального воздействия является, в частности, ограничение на определенный срок возможности недобросовестного грантополуча-теля участвовать в конкурсах, проводимых гран-тодателем. В литературе такие меры получили название «непрямых санкций»26.

К лицам, нарушающим условия договора о гранте, может применяться также репутацион-ная ответственность, которая выражается в обнародовании сведений о нарушителях и их про-ступках27.

С учетом возрастающей тенденции расширения сферы использования грантового механизма финансирования науки необходимо проблему ответственности грантополучателей и других субъектов грантовых отношений решать на законодательном уровне, что позволит усилить правовые гарантии соблюдения ими своих договорных обязательств.

Итак, используя широкий подход к пониманию статуса ученых-грантополучателей и с учетом выявленных элементов его структуры, в качестве варианта можно предложить следующее определение данной юридической категории.

Под правовым статусом ученых-грантополуча-телей следует понимать совокупность их прав, обязанностей, а также льгот, ограничений и ответственности, установленных законодательством РФ, регулирующим грантовые правоотношения.

Реальное положение ученого в системе гран-товых правоотношений во многом зависит от качества законодательства, определяющего его статус в данной области. В целях его совершен-

ствования на федеральном уровне необходимо решить ряд ключевых проблем, которые пока регулируются подзаконными нормативными правовыми актами или остаются за рамками правового поля, в частности:

1) разработать понятийный аппарат и единые критерии для определения категорий ученых, которые могут быть субъектами грантовых правоотношений;

2) в Закон о науке включить статью об основах статуса ученых-грантополучателей, закрепляющую их общие права, обязанности, льготы, ограничения прав и ответственность;

3) принять Типовые правила предоставления грантов на научные исследования, в которых специальный раздел должен быть посвящен общим вопросам статуса грантополучателей.

В перспективе издать федеральный закон, регулирующий грантовую деятельность, необходимость в котором, по мнению специалистов, давно назрела, и определить в нем статус гран-тополучателей, других субъектов грантовых правоотношений.

1 Расширение и развитие государственной финансовой поддержки научных исследований в форме грантов является одним из основных направлений государственной научно-технической политики / Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 07.04.2019)

2 Подроб. об этом см.: Дежина И.Г. Механизм государственного финансирования науки в России. М.: ИЭПП, 2006. С 110;

Провалинский Д.И. Гранты — понятие и признаки // Вопросы рос. и междунар. права. 2016. Т. 6. № 12А. С. 205.

3 Примерный перечень количественных показателей результативности труда научных работников: Приложение к Порядку проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27.05.2015 г. № 538 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 11.04.2019);

Приложение № 3 «Состав сведений о результатах деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, предоставляемые в целях мониторинга и оценки» к приказу Министерства образования и науки РФ от 05.03.2014 г. № 162 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 11.04.2019).

4 Стрельцова Е.А. Исследовательские гранты в поле современной науки (социологический анализ): Автореф. дис. ... канд. социолог. наук. СПб., 2014. С. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Белявский О.Б. Правовой режим гранта как инструмента государственного финансирования фундаментальных научных исследований в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. С. 11, 19.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

6 СЗ РФ 1996. № 35. Ст. 4137.

7 Правила организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» (утв. Решением бюро Совета РФФИ 19.05.2015 г.) // https://www.rfbr.ru/rffi/ru/ ^А_со^е8^героЛ8/о_2080495 (Дата обращения: 11.04.2019)

8 Определение понятия «научный работник» — см. ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ // СЗ РФ 1996. № 35. Ст. 4137;

Определение понятия «научно-педагогические работники» — см. ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ 2012. № 53. Ч. 1 . Ст. 7598.

9 Модельный закон «О статусе ученого и научного работника», принятый на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление № 31-14 от 25.11.2008 г.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 10.04.2019)

10 Положение о выделении грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных организациях высшего образования, научных учреждениях и государственных научных центрах Российской Федерации, в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 — 2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 220) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 11.04.2019)

11 Положение о выделении грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук и средств для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 27.04.2005 г. № 260) // СЗ РФ. 2005. № 18. Ст. 1686.

12 См., напр.: Права человека: Учебник / Отв. ред. Лука-шева Е.А. М.: Норма. 2009. С. 98, 100.

13 Там же. С. 98—99.

14 Подроб. о позиции сторонников широкого подхода к пониманию статуса личности, см.:

Общая теория прав человека / Отв. ред. Лукашева Е.А. М.: Норма. 1996, С. 35;

Хаманева Н.Ю. Административный статус гражданина Российской Федерации. М.: ИГП РАН и АПИ, 2000. С. 8—10.

15 Приказ Минфина России от 21.12.2018 г. № 280н «Об утверждении Типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» // https://www.minfin.ru/ru/document/ ?id_4=126446 (Дата обращения: 18.04.2019)

16 См., напр.: подп. «д» п. 10 Положения о выделении грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российс-

ких образовательных организациях высшего образования, научных учреждениях и государственных научных центрах Российской Федерации. (Дата обращения: 11.04.2019)

17 СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 11.04.2019)

18 Подроб. об этом см.: Белявский О.Б. Научные и образовательные организации как участники грантовых правоотношений // Образование и право. 2018. № 9. С. 242—243; Белявский О.Б. Проблемы правового регулирования грантовой поддержки фундаментальных научных исследований в Российской Федерации // Тр. Ин-та гос. и права РАН. 2018. № 4. Т. 13. С. 182—185.

19 См.: часть 2 ст. 420 НК РФ;

Письмо Министерства финансов РФ от 03.04.2017 г. № 03-15-06/19483 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 17.04.2019)

20 См., напр.: Положение о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации (утв. приказом Минобразования России от 18.12.2000 г. № 3705) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 11.04.2019)

21 Положение о выделении грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных организациях высшего образования, научных учреждениях и государственных научных центрах. (Дата обращения: 11.04.2019)

22 См., напр.: Порядок конкурсного отбора научных, научно-технических программ и проектов, представленных на конкурс Российского научного фонда (утв. попечительским советом РНФ; протокол от 04.10.2017 г. № 19) // http://rscf.ru/fondfiles/documents/ Poryadok_konkursnogo_otbora.pdf (Дата обращения: 18.04.2019)

23 Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1997. С. 211.

24 Подроб. об этом см. Белявский О.Б. Правовой режим гранта как инструмента государственного финансирования фундаментальных научных исследований в Российской Федерации. С. 94—95;

Еременко Г.А. Новая модель государственного финансирования инициативных научных исследований // Наука. Инновации. Образование. 2007. № 3. С. 59.

25 См.: Правила организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» (утв. решением бюро Совета РФФИ 19.02.2015 г.) // https://www.rfbr.ru/rffi/ ru/rffi_contest_reports/o_2080495 (Дата обращения: 11.04.2019);

Провалинский Д.И. Указ. соч. С. 203—204.

26 Еременко Г.А. Указ. соч.

27 Белявский О.Б. Правовой режим гранта как инструмента государственного финансирования фундаментальных научных исследований в Российской Федерации... С. 95.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.