После этого формируется модель М конкретного анализируемого предприятия, т.е. даются оценки индикаторов, которыми обладает его экономический потенциал. Затем выполняется сравнение одноименных показателей идеального и исследуемого предприятия и определяется близость их значений. На основе полученных оценок близости отдельных показателей вычисляется общая оценка близости Б (М*, М) потенциалов идеального и исследуемого предприятий. Важным при этом является то, что модели сравниваемых потенциалов предприятий содержат показатели, определяю-
щие и объемы вводимых в производство факторов, т.е. близость оценок показателей индикаторов должна определяться с учетом вкладываемых в дело ресурсов. При этом принимается решение, что чем ближе потенциал исследуемого предприятия к потенциалу идеального предприятия из соответствующего класса, тем выше его конкурентоспособность.
Для сравнения индикаторов модели экономического потенциала их представляют в нечеткой форме, выполнив описание при помощи лингвистических переменных.
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Суслова Е.И., к.э.н., профессор Московского гуманитарного университета Значков С.М., аспирант Московского гуманитарного университета
В статье рассматриваются некоторые аспекты модернизации промышленного производства как основы инновационного экономического развития. Отмечается необходимость государственной поддержки и позитивная роль различных ее форм и инструментов в осуществлении технологической модернизации промышленности.
Ключевые слова: промышленное производство, модернизация, инновации, государственная поддержка
ABOUT STATE SUPPORT OF THE MODERNIZATION OF INDUSTRIAL PRODUCTION
Suslova E., Ph.D. in Economics, professor, Moscow University for the Humanities
Znachkov S., the post graduate student, Moscow University for the Humanities
This article discribes some aspects of the modernization of industrial production as the basis for innovative economic development. The need for public support and positive role of its various forms and tools to implement the technological modernization of industry.
Keywords: industrial production, modernization, innovations, the state support
Модернизация промышленного производства является одной из наиболее актуальных и сложных проблем российской экономики. Ее осуществление является необходимым условием инновационного развития экономики страны, повышения качества экономического роста. Модернизация как многоаспектный процесс предполагает разные составляющие: технологическую, инфраструктурную, институциональную.
Технологическая модернизация связана с использованием новейших технологий, с переоснащением промышленных предприятий современным оборудованием, переобучением работников, что ведет к росту производительности труда, улучшению качества продукции, повышению конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. Технологическая модернизация требует крупных инвестиций. В то время как инвестиции в основной капитал в целом по экономике России составили в 2009 г. 83,8% к уровню 2008 г.,1 а в январе - июле 2010 г. - 101% к уровню января - июля 2009 г. Наибольшая доля в структуре инвестиций в основной капитал в 2009 г. приходилась на транспорт и связь - 26,8%, доля добычи полезных ископаемых составила 14,0%, доля обрабатывающих производств - 14,5% (из них на долю производства кокса и нефтепродуктов приходилось 2,1%, на долю металлургического производства - 2,8%, а на долю производства машин и оборудования - 0,7%, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 0,4%, транспортных средств и оборудования -1,1%.2
Такой объем и структуру инвестиций нельзя считать приемлемыми с точки зрения модернизации. Они подтверждают тенденцию к сохранению сырьевой направленности развития российской экономики. Россия в международном разделении труда заняла лидирующие позиции как поставщик нефти и газа. Можно говорить о конкурентоспособности космической отрасли и атомной энергетики, научная и техническая база которых были созданы в дореформенный период. Рост затрат по импорту оборудования, машин, транспортных средств в других отраслях промышленности свидетельствует о неблагополучном положении: вывозится за рубеж продукция низких переделов, ввозится - высоких. В 2008 году доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре импорта составила 52,7%, в 2009 году - 43,4%.3 Сохраняется высокая зависимость технологического перевооружения предприятий от импорта оборудования и комплектующих изделий.
Преодоление этой тенденции связано со структурными изменениями в экономике и, прежде всего, с укреплением и приоритетным развитием отраслей промышленности, способных создать высокотехнологические производственные активы на основе современных инноваций. Именно эти отрасли способны стать локомотивами будущего экономического роста.
Так реализация перспективных инвестиционных проектов в металлургической промышленности создает положительный мультипликативный эффект в экономике. Например, пуск стана 5000 на Магнитогорском металлургическом комбинате - это и обеспечение трубных компаний штрипсом для производства труб большого диаметра, и обеспечение спроса ТЭК в этих трубах, и обеспечение спроса мостостроения, котлостроения, энергетического и атомного машиностроения и строительства.
Пуск первого в России рельсобалочного стана по производству 100-метровых рельсов на Челябинском металлургическом комбинате позволит ОАО «РЖД» отказаться от импортных закупок и одновременно ускорить необходимую перекладку железнодорожных путей, требующих немедленной замены, и прокладку новых, современных, соответствующих мировому уровню железных дорог, темпами, в 4 раза превосходящими сегодняшние, когда используются устаревшие 18-ти метровые рельсы. При этом тоже возникает мультипликативный эффект: ОАО «РЖД» потребуются новые, боле современные путеукладчики, что повлечет новые заказы для машиностроения и других отраслей.
Металлургические компании самостоятельно проводят активную работу, направленную на инновационное развитие. Так, на рабочей группе Комиссии по модернизации при Президенте Российской Федерации уже рассмотрены 5 проектов металлургических компаний, получивших достаточно высокую оценку независимой экспертизы.
С начала реализации Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года в рамках частногосударственного партнерства было разработано более 20 технологий мирового уровня, все они переданы в производство. Несмотря на кризис, работы по перспективным направлениям не были свернуты. И в соответствии со Стратегией металлургическая промышленность должна выйти на качественно новый уровень развития.
Процесс модернизации экономики проявляет себя через осуществляемые её субъектами нововведения. Видов инноваций су-
ществует множество, что свидетельствует о сложности, многосторонности указанного явления. Осуществляемые нововведения должны носить комплексный, взаимодополняющий характер, что позволит на основе инкрементальных инноваций перейти к радикальным и, в конечном итоге, достичь целей модернизации. Однако ввиду наличия формальных и неформальных барьеров при распространении инноваций, процесс внедрения инноваций предполагает активное участие государства.
Пересмотр основ промышленной политики в развитых странах произошёл в 1970-1980-х гг., что во многом было связано с глобализацией хозяйственной жизни, усилением позиций транснациональных компаний, повышением роли технологических инноваций. Рост масштабов производства перестал быть решающим фактором в конкурентной борьбе; межотраслевая конкуренция стала жёстче, одновременно рынки стали более сегментированными, как результат, выросло значение малого бизнеса. Большего успеха стали добиваться тс страны, где государственные институты эффективнее используются для создания новых рынков и доминирования на них4. При этом очень важной для инновационного развития отраслей промышленности является поддержка государства.
Современная экономика стала не столько индустриальной, сколько технологически-предпринимательской. Изменилась и экономическая политика государства. Она приобрела «мягкий», координирующий характер, нацеленность на повышение эффективности функционирования экономики, стимулирование принятия компаниями наиболее передовых и эффективных технологических решений. К инструментам «мягкой» промышленной политики относят: прямое бюджетное финансирование; косвенное стимулирование (прежде всего за счёт субсидий, налоговых льгот); предоставление государством гарантированных займов или акционерное участие в бизнесе; поощрение рисковых (венчурных) капиталовложений в инновационные проекты и обеспечение необходимых для этого экономических условий.
Прямое финансирование подразумевает выделение средств из бюджетов различного уровня непосредственно участникам процесса «производства знаний», в том числе в форме контрактов на выполнение НИОКР. Активизировались процессы по трансферу технологий из государственных НИИ в промышленность, проведению совместных НИОКР, т.е. возрастает роль государственно-частного партнёрства. Упор делается на достижение синергии участников инновационного процесса, а не на увеличение бюджетного финансирования (что, однако, не должно означать сокращения финансирования фундаментальной науки и приоритетных программ прикладных научных исследований).
Государство может способствовать повышению технологического потенциала российской промышленности, как создавая замкнутые, слабо доступные иностранной конкуренции системы «научные исследования и разработки - производство наукоемкой продукции в российских компаниях - крупномасштабные закупки этой продукции государством», так и стимулируя приток иностранного капитала и технологий путем допуска иностранных компаний к производству наукоемкой продукции в стране и государственных закупок этой продукции. Вероятнее всего, следует сочетать оба варианта в зависимости от состояния научного и технологического потенциала в конкретных областях науки и производства.
При всей важности финансовой государственной поддержки позитивную роль может сыграть и организационная деятельность государства по следующим направлениям:
- создание государственных структур, ориентированных на выявление потенциальных промышленных потребителей инноваций, накопленных государственными научно-исследовательскими институтами и университетами;
- координационная деятельность государства по проведению НИОКР, в которых участвуют промышленные предприятия, университетские лаборатории, а также государственные научно-исследовательские организации.
Большое значение в современных условиях имеет развитие бизнес-инкубаторов, технопарков, центров трансфера технологий.
Предназначение бизнес-инкубаторов - содействие в становлении высокотехнологичных предприятий. Бизнес-инкубаторы предоставляют малым предприятиям различного рода информационные и консультационные услуги (в сфере налогообложения, законодательства, защиты прав интеллектуальной собственности), оказывают содействие в трансфере технологий, поиске финансовых ресурсов, сами осуществляют финансирование.
Технопарк - это организация, являющаяся юридическим лицом, имеющая тесные связи с одним или несколькими высшими учебными заведениями и/или научными центрами, промышленными предприятиями, региональными и местными органами власти и управления. Технопарки призваны осуществлять формирование современной инновационной среды с целью поддержки инновационного предпринимательства путем создания материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятии, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий, и передачу их на рынок научно-технической продукции с целью удовлетворения потребности в этой продукции региона и страны5.
Как правило, технопарк состоит из трёх подразделений: площадки для доработки технологий - исследовательского парка; бизнес-инкубатора — малым высоко-технологичным предприятиям предоставляются на льготных условиях услуги, стимулирующие их рост; промышленно-производственной зоны - предприятия.
Центры трансфера технологий (ЦТТ) являются институтами, выполняющими связующую функцию между исследовательскими университетами (НИИ) и потребителями научных разработок. Задача ЦТТ не только осуществить передачу данной технологии, а именно: провести оценку коммерческого потенциала технологии (области применения, размеры рынка конечных изделий, цена, степень соответствия решаемым задачам), оценку достаточности патента как меры защиты технологии от копирования, определить наличие технической документации, результатов технических испытаний, осуществить поиск потенциальных партнёров, выбрать механизм трансфера6. ЦТТ может быть как коммерческой, так и некоммерческой организацией; ориентироваться как исключительно на технологический трансфер, так и на создание малых высокотехнологичных предприятий, либо быть гибридной организацией, сочетающей в себе черты венчурного фонда и ЦТТ.
Одним из инструментов государственной поддержки модернизации производства, развития научно-технического комплекса страны являются федеральные целевые программы (ФЦП), формируемые в соответствии с приоритетными направлениями экономической политики. Федеральная целевая программа представляет собой систему взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопас-ности7. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на социально-экономическое развитие страны и сосредоточиваются на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время ФЦП охватывают девять основных направлений, среди которых на первом месте по объему финансирования находится развитие транспортной инфраструктуры (в общем объеме финансирования на это направление приходится почти половина - около 46%). Необходимость приоритетного развития транспортной инфраструктуры объясняется не только огромной территори-
1 Россия в цифрах. 2010. М., 2010. С. 461.
2 Там же. С. 464-465.
3 Там же. С. 521.
4 См.: Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. 2006. № 4. С. 9.
5 Из положения об университетском технопарке г. Королев //www.korolev.ru
6 Шапошников А.А. Этапы трансфера технологий в вузе/НИИ // www.strateg.ru
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»
ей, но и тем, что ее отсутствие является фактором, сдерживающим развитие промышленного производства, поскольку многократно увеличиваются транспортные расходы и соответственно стоимость продукции. Развитие высоких технологий занимает четвертое место по объему финансирования - на него выделено 165 525 млн. рублей или 6% от общего объема финансирования всех целевых программ в стране.
Использование ФЦП целесообразно, когда невозможно комплексно решить проблему за счет действующего рыночного механизма; когда для широкомасштабного распространения научно-технических достижений в силу их принципиальной новизны требуется государственная поддержка; когда для решения проблемы требуется координация изменений в технологически сопряженных отраслях. Особое значение в процессе реализации ФЦП имеет взаимодействие научных организаций с предприятиями промышленности, в частности в процессе создания совместных малых инновационных предприятий.
ФЦП выступают инструментами реализации отраслевых стратегий. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач определенной отрасли. Так разработан проект подпрограммы «Технологии производства новых видов металлопродукции, стали и сплавов для обеспечения перспективной потребности предприятий машиностроения, автомобилестроения, ТЭК, авиа- и судостроения» в рамках проекта ФЦП «Национальная технологическая база на 2012 -2016 годы». В этой подпрограмме отражены ключевые направле-
ния перспективных разработок на ближайшие 5 лет, скоординированные с перспективным спросом со стороны основных отраслей-потребителей.
Направленные на развитие инновационных технологий, новейших разработок, превосходящих по своим характеристикам существующие аналоги, на развитие инфраструктуры, с помощью которой будет «рождаться мысль» и создаваться инновационная продукция, ФЦП могут служить эффективным инструментом для оживления инвестиционной деятельности. Средства, выделенные на реализацию ФЦП, должны обеспечивать технологические прорывы в стратегически важных отраслях и направлениях, использоваться для упорядочения взаимодействия научных организаций с промышленными компаниями, поддержки проектов НИОКР, выполняемых силами негосударственных научных институтов и фондов.
Литература:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»
2. Положение об университетском технопарке г. Королев // www.korolev.ru
3. Россия в цифрах. 2010. М., 2010. 558 с.
4. Шапошников А.А. Этапы трансфера технологий в вузе/НИИ // www.strateg.ru
5. Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. 2006. № 4.
КАЧЕСТВО ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ТРАНСФЕРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Щеблыкин В.Н. , к.э.н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
Ершов А.С., к.э.н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
В статье рассмотрено формирование требований к качеству горизонтального трансфера интеллектуальной собственности с позиции взаимосвязи интересов собственника, реципиента, государства и разработчиков, проанализированы основные виды передачи технологий с точки зрения соответствия запросам покупателя, показана роль физических лиц-разработчиков в передаче интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: качество собственности, интеллектуальная собственность, патенты, лицензии, горизонтальный трансфер технологий, вертикальный трансфер технологий.
THE QUALITY OF HORIZONTAL TRANSFER OF INTELLECTUAL PROPERTY
Shcheblykin V. Ph.D., the applicant, STANDARTINFORM, FSUE Ershov A., Ph.D., the applicant, STANDARTINFORM, FSUE
The article deals with the formation of the quality requirements for horizontal transfer of intellectual property interests from the perspective of the relationship of the owner, recipient, state, and developers, analyzes the main types of technology transfer in terms of matching the buyer s request, shows the role of individual developers in the transfer of intellectual property.
Keywords: quality of property, intellectual property, patents, licenses, technology transfer horizontal, vertical transfer of technology.
Исходным пунктом инновационного прорыва является использование достижений развертывающейся в мире на рубеже веков научной революции, итогом которой будет становление постиндустриальной научной парадигмы. Ее технологический аспект раскрыт в монографии Даниела Белла: «Если мы хотим понять, что такое современное общество и каким образом оно превратилось за последние 200 лет из индустриального в постиндустриальное, мы должны разобраться в эволюции техники, и прежде всего в том, как машинная технология уступила место интеллектуальной... Сегодня кривая технического прогресса круто пошла вверх, и это говорит о том, что мы переживаем третью по счету всемирную технологическую революцию. Более двухсот лет назад была изобретена паровая машина, что ознаменовало собой первую технологическую революцию. Вторая технологическая революция, свершившаяся около ста лет назад, характеризуется достижениями в двух областях: электричества и химии. Сегодня развертывается третья технологическая революция» [1].
В России сохраняется богатый научный потенциал, представляющий собой ресурс инновационного роста, продуцирующий интеллектуальную собственность. Важным элементом, определяющим качество получаемой в ходе НИОКР интеллектуальной собственности, является метод ее коммерциализации.
Качество интеллектуальной собственности, прежде всего, зависит
от ее способности служить основой для сделок, способных принести окупающие затраты на ее получение доходы. Коммерциализация может происходить как через операции с самими новыми технологиями (горизонтальная передача или горизонтальный трансфер интеллектуальной собственности - фактическая продажа их как таковых), так и посредством освоения новых технологий собственными силами и продаж готовой продукции (вертикальная передача или вертикальный трансфер технологий). В настоящей статье рассматривается горизонтальный трансфер интеллектуальной собственности и методы повышения его качества.
Для определения качества необходимо, прежде всего, очертить круг заинтересованных сторон, чьими требованиями (потребностями или ожиданиями) определяется понятие качества. В случае коммерциализации интеллектуальной собственности основными являются требования следующих сторон: собственника, приобретателя, потенциальных клиентов, государства, физических и юридических лиц - участников ее создания. Основным требованием собственника, естественно, является максимизация выгоды от трансфера интеллектуальной собственности.
В случае ее полного отчуждения данный интерес сводится к максимизации денежных поступлений. Если же предусматривается дальнейшее совместное использование собственности, то список требований расширяется, включая в себя ряд требований, присущих лицу, исполь-