Научная статья на тему 'Разработка предложений в области государственной поддержки развития центров трансфера технологий в научно-образовательной сфере'

Разработка предложений в области государственной поддержки развития центров трансфера технологий в научно-образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
центр трансфера технологий / научно-образовательная сфера / пред-принимательский сектор / меры государственной поддержки / высшие учебные заведения / коммерциализация / инновационная система. / technology transfer center / scientific and educational sphere / business sector / government support measures / higher education institutions / commercialization / innovation system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жарова Елена Николаевна, Агамирова Елизавета Валерьевна

работа продолжает цикл статей, посвященных проблемам развития трансфера технологий в научно-образовательной сфере в России1. В настоящее время в России выявлены барьеры, препятствующие трансферу технологий из научнообразова-тельной сферы в бизнес и оказывающие негативное влияние на его эффективность. В статье представлены предложения в области государственной поддержки, направ-ленные на стимулирование развития центров трансфера технологий в научно-образовательной сфере с использованием критериев их эффективности и совершенствова-ния механизмов их деятельности с учетом положительного зарубежного опыта в данной области. Комплексное решение проблем в части преодоления барьеров, снижающих эффек-тивность трансфера технологий в научно-образовательной сфере, будет способствовать успешной интеграции вузов и научных организаций с национальной инновационной системой государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELABORATION OF PROPOSALS IN THE FIELD OF STATE SUPPORT OF TECHNOLOGY TRANSFER CENTERS DEVELOPMENT IN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPHERE

this research continues a series of articles devoted to the development of technology transfer in the scientific and educational sphere in Russia. Currently, in Russia barriers that pre-vent the transfer of technology from the scientific and educational sphere to business and have a negative impact on its effectiveness have been identified. The article contains proposals in the field of state support aimed at stimulating the development of technology transfer centers in the scientific and educational sphere, using criteria for their effectiveness and improving the mechanisms of their activities, taking into account the positive foreign experience in this field. A comprehensive solution to the problems in overcoming barriers that reduce the efficiency of technology transfer in the sci-entific and educational sphere will contribute to the successful integration of higher education insti-tutions and scientific organizations with the national innovation system of the state.

Текст научной работы на тему «Разработка предложений в области государственной поддержки развития центров трансфера технологий в научно-образовательной сфере»

УДК: 334.021

ББК: 65.050

Жарова Е.Н., Агамирова Е.В.

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРОВ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Zharova E.N., Agamirova E.V.

ELABORATION OF PROPOSALS IN THE FIELD OF STATE SUPPORT

OF TECHNOLOGY TRANSFER CENTERS DEVELOPMENT IN SCIENTIFIC

AND EDUCATIONAL SPHERE

Ключевые слова: центр трансфера технологий, научно-образовательная сфера, предпринимательский сектор, меры государственной поддержки, высшие учебные заведения, коммерциализация, инновационная система.

Keywords: technology transfer center, scientific and educational sphere, business sector, government support measures, higher education institutions, commercialization, innovation system.

Аннотация: работа продолжает цикл статей, посвященных проблемам развития трансфера технологий в научно-образовательной сфере в России1. В настоящее время в России выявлены барьеры, препятствующие трансферу технологий из научно- образовательной сферы в бизнес и оказывающие негативное влияние на его эффективность.

В статье представлены предложения в области государственной поддержки, направленные на стимулирование развития центров трансфера технологий в научно-образовательной сфере с использованием критериев их эффективности и совершенствования механизмов их деятельности с учетом положительного зарубежного опыта в данной области. Комплексное решение проблем в части преодоления барьеров, снижающих эффективность трансфера технологий в научно-образовательной сфере, будет способствовать успешной интеграции вузов и научных организаций с национальной инновационной системой государства.

Abstract: this research continues a series of articles devoted to the development of technology transfer in the scientific and educational sphere in Russia. Currently, in Russia barriers that prevent the transfer of technology from the scientific and educational sphere to business and have a negative impact on its effectiveness have been identified. The article contains proposals in the field of state support aimed at stimulating the development of technology transfer centers in the scientific and educational sphere, using criteria for their effectiveness and improving the mechanisms of their activities, taking into account the positive foreign experience in this field. A comprehensive solution to the problems in overcoming barriers that reduce the efficiency of technology transfer in the scientific and educational sphere will contribute to the successful integration of higher education institutions and scientific organizations with the national innovation system of the state.

Введение но-технологическому развитию страны:

Трансфер технологий является одним принят ряд нормативно правовых документа важнейших механизмов, способствую- тов, регулирующих отношения научно-щих инновационному развитию экономики технологической сферы; разработаны меха-государства. низмы, направленные на стимулирование

В настоящее время со стороны госу- деятельности в данной области; выделены

дарства уделяется большое внимание науч- ресурсы на оснащение центров исследова-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 16-02-00223-ОГН ОГН-А «Совершенствование механизмов трансфера технологий в Российской Федерации».

ний и разработок в научно-образовательной сфере.

Однако в настоящее время в России процессы взаимодействия научно-образовательных организаций и предприятий бизнес-сектора недостаточно эффективны, слабо востребован высокий потенциал академического и вузовского секторов науки, которые мало вовлечены в процесс формирования экономики знаний. В связи с отсутствием целостной системы трансфера технологий в научно-образовательной сфере данные процессы осуществляются стихийно, что не отвечает современным требованиям конкурентной экономики. В России меры поддержки развития центров трансфера технологий (ЦТТ) в научно-образовательной сфере не носят системного характера, поэтому после прекращения поступления государственных субсидий и дотаций, ЦТТ, имеющие потенциал перехода на безубыточное самостоятельное функционирование, прекращают свое действие или продолжают вести деятельность лишь в части оказания консультационных услуг [11,12,15].

В настоящее время трансфер технологий, а в частности, организация процесса его эффективного осуществления, требует принятия ряда важных решений, направленных на обеспечение единого подхода от создания идеи до ее коммерциализации или внедрения в хозяйственный оборот.

В целях широкого распространения новых производственных технологий необходимо совершенствовать механизмы организации и управления центров трансфера технологий в научно-образовательной сфере Российской Федерации. Данная задача стоит перед федеральными и региональными органами исполнительной власти, поскольку ЦТТ является одним из важнейших механизмов научно-технической политики как государства в целом, так и отдельного региона и ориентирован на обеспечение научно-технологического развития территориального сегмента. ЦТТ являются важным инструментом федерального уровня работы с технологиями и сектором знаний. Одной из задач ЦТТ является выявление системных проблем в экономике региона в области трансфера технологий, и, следовательно,

обозначение таких проблем на федеральном уровне.

В связи с этим становится особенно актуальной разработка комплексного подхода, направленного на поддержку развития трансфера технологий, а в частности ЦТТ, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Методы исследования

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: анализ и синтез, обобщение, системный подход, сбор фактов из официальных источников. Применены принципы системного и комплексного подходов.

Материалом исследования послужили официальные данные, находящиеся в открытых источниках, а также нормативно-правовые документы, регулирующие научно-техническую деятельность.

Основная часть

В настоящее время в России имеется ряд инструментов, направленных на поддержку трансфера технологий. Большое значение для поддержки трансфера технологий имеют институты инновационного развития: АО «Российская венчурная компания», АО «РОСНАНО», Фонд развития промышленности, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям), Фонд «Сколково». В задачи институтов инновационного развития, помимо ведения основной деятельности - поддержки инновационных проектов, старт-апов, венчурного финансирования высокорисковых проектов, включается поддержка трансфера технологий.

Одним из стратегических документов, направленным на научное и технологическое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, является Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Одним из направлений реализации государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, указанным в Стратегии, является осуществление взаимодействия и кооперации путем «формирования инструментов поддержки трансляционных исследований и организации системы технологического

трансфера, охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности, обеспечивающих быстрый переход результатов исследований в стадию практического применения» (п.33 Стратегии) [14].

Несмотря на существующие механизмы и инструменты, направленные на стимулирование научно-технологического развития, России присуща неразвитость инновационной инфраструктуры (центры трансфера технологий, технопарки, инжиниринговые центры, бизнес-инкубаторы и др.).

По данным Минобрнауки России, в результате целенаправленных действий как со стороны государства, так и со стороны научных организаций и вузов в 2006 году в России действовало 86 ЦТТ. За последующие годы количество ЦТТ в России увеличилось и на конец 2017 года составило 121[8].

ЦТТ аккумулируются в основном в научно-образовательной сфере, являющейся одним из генераторов новых знаний и инновационной продукции. При этом, наиболее часто ЦТТ представлены в федеральных и национальных исследовательских универ-

ситетах. Такие организации имеют программы инновационного развития, предполагающие наличие центров трансфера технологий. Тем не менее за последние годы наблюдается снижение доли университетских ЦТТ главным образом за счет увеличения количества ЦТТ, не аффилированных с образовательными и научными организациями [6].

Несмотря на положительную динамику роста числа ЦТТ, сохраняется проблема неравномерного инновационного развития территорий: центры трансфера технологий действуют в 49 субъектах Российской Федерации, при этом наибольшее их количество находится в крупных городах и регионах России. Так, в Москве находится 18 ЦТТ, в Московской области - 9 ЦТТ, Санкт - Петербурге - 7 ЦТТ, в Томской и Ростовской областях и Республике Татарстан действует по 5 ЦТТ, по 4 ЦТТ находятся в 4 регионах, по 3 ЦТТ в трех регионах, по два ЦТТ находится в 11 регионах Российской Федерации, а на территории еще двадцати пяти субъектов функционирует по одному ЦТТ (рисунок 1).

Рисунок 1 - Распределение центров трансфера технологий по субъектам Российской Федерации, ед. [составлено авторами на основе данных 7]

Патентная активность России по сравнению с зарубежными странами-лидерами в области инновационного развития довольна низка. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) в 2016 год Россия находилась на седьмом месте по количеству действующих патентов в рей-

тинге стран-лидеров в области инновационного развития после США, Китая, Республики Корея, Германии, Франции и Великобритании. При этом Россия имеет довольно сильный разрыв: почти в 12 раз меньше, чем в США, почти в 8 раз меньше, чем в Китае и в 4 раза меньше, чем в Республике Корея. В то

же время, следует отметить, что общее число действующих в Российской Федерации патентов растет [16].

Однако в 2011-2016 годах на фоне увеличения количества действующих патентов (на изобретения, полезные модели и промышленные образцы) на 21% (с 259,6 тыс. до

314,4 тыс.) отмечено снижение количества заключенных договоров о продаже лицензий и отчуждении прав на патенты.

По данным Роспатента в 2011 году было заключено 3,2 тыс. договоров, а в 2016 году - 2,9 тыс. (на 10,3% меньше) [5] (рисунок 2).

о о

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Количество действующих патентов, тыс ед .......Количество-заключенных договоров, тыс ед

Рисунок 2 - Динамика числа действующих патентов и заключенных договоров о продаже лицензий и отчуждении прав на патенты

К основным барьерам, снижающим эффективность трансфера технологий в научно-образовательной сфере, относятся:

- низкий спрос бизнеса на научные разработки, созданные в вузах и научно-исследовательских институтах;

- отсутствие нацеленности науки на нужды промышленности и производства, оторванность предложения разработчиков научно-образовательного сектора от спроса предпринимательского сектора;

- низкий уровень активности коммерциализации научных разработок;

- слабое развитие инновационной инфраструктуры, способствующей коммерциализации инновационной продукции.

Как показывает анализ зарубежного опыта стран-лидеров в области инновационной экономики, развитию ЦТТ за рубежом уделяется значительное внимание со стороны государства. Государственное стимулирование ЦТТ осуществляется в основном двумя способами:

- путем принятия нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области трансфера технологий, направ-

ленных на передачу технологий от университетов к предприятиям реального сектора экономики и стимулированию проведения совместных исследований [7];

- путем оказания прямой государственной поддержки структурным подразделениям, занимающимся трансфером технологий, созданным внутри организации.

В экономической литературе трансферу технологий в научно-образовательной сфере посвящено довольно большое количество научных публикаций [3], всесторонне изучен положительный зарубежный опыт в данной области, приведены лучшие зарубежные практики, однако остается непрора-ботанным ряд вопросов, таких как отсутствие закрепленного на законодательном уровне нормативно правового акта, направленного на поддержку и стимулирование развития центров трансфера технологий (ЦТТ) в научно-образовательной сфере, а также повышение эффективности организации процесса трансфера технологий.

Так, например, в Японии правительство оказывает финансирование ЦТТ, оказывающих услуги по управлению и коммерциали-

зации результатов интеллектуальной деятельности, а также по формированию сетевого взаимодействия между наукой и бизнесом [4]. В Германии деятельность ЦТТ финансируется за счет субсидий федерального правительства и доходов от выполнения контрактных исследований. Местные органы власти, прежде всего правительства земель, также вносят большой вклад в создание научных парков и инновационных центров [1]. Правительство Великобритании оказывает поддержку университетскому трансферу технологий путем финансирования проектов, находящихся на посевной стадии, и проектов, направленных на улучшение инфраструктуры трансфера технологий [7].

Предложения, направленные на поддержку и стимулирование развития центров трансфера технологий в научно-образовательной сфере

Как показал зарубежный опыт в области трансфера технологий, многие структурные подразделения, ведущие деятельность в данной области созданы и/или действуют при финансовой поддержке государства.

Поддержка ЦТТ в научно-образовательной сфере в рамках государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

Положительным примером в практике стимулирования развития ЦТТ в России является федеральная целевая программа (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002 - 2006 гг., в которой поддержке развития системы трансфера технологий было посвящено мероприятие 2.4 «Развитие системы центров трансфера технологий» [9]. В результате реализации данной ФЦП, количество ЦТТ в научно-образовательной сфере увеличилось в 2004 - 2006 годы, однако с момента завершения данной программы рост числа центров трансфера технологий прекратился [6].

В декабре 2017 года Министерством образования и науки Российской Федерации был подготовлен проект государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" на 2018-2025 годы [10].

На наш взгляд, необходимо включить предложения по поддержке ЦТТ в научно-

образовательной сфере в вышеуказанный проект (подпрограмма 5 «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности»), что послужит импульсом к их развитию и повлечет за собой увеличение количества эффективных малых инновационных предприятий (МИП), созданных при участии таких ЦТТ. Целесообразно представлять поддержку ЦТТ на конкурсной основе с применением критериев эффективности, таких как:

- количество заключенных договоров между исполнителями и предприятием-заказчиком продукта;

- стоимость договоров о передаче технологий;

- объем внебюджетных средств, привлеченных для софинансирования инновационных проектов;

- количество созданных МИП при поддержке ЦТТ;

- количество оформленных и защищенных патентами и авторскими свидетельствами с участием ЦТТ результатов инновационной деятельности (РИД);

- количество коммерциализированных РИД с участием ЦТТ.

Кроме того, одним из критериев оказания поддержки ЦТТ может выступать критерий отраслевого признака. ЦТТ может оказывать услуги по продвижению и коммерциализации инновационного продукта не только того вуза или научной организации, на базе которого он создан, но и другим организациям научно-образовательного сектора, находящимся в одной или смежных научных областях, а также промышленным предприятиям, одной отраслевой принадлежности.

В качестве ресурсного обеспечения реализации мер по поддержке ЦТТ в научно-образовательной сфере целесообразно задействовать бюджетные и внебюджетные средства.

Во избежание размывания ответственности за достижение поставленных целей и задач между федеральными органами исполнительной власти, целесообразно закрепить полномочия по реализации мер поддержки ЦТТ в научно-образовательной сфере за одним ведомством.

Срок между оказанием финансовой поддержки ЦТТ и результатами, которые

такие ЦТТ будут приносить в будущем, компенсируя затраты на его поддержку, должны быть не менее пяти лет.

Переход от модели функционирования ЦТТ-«магазин» к ЦТТ-«предприниматель»

ЦТТ должны быть направлены в первую очередь на развитие регионального технологического кластера, включающего вузы и научно-исследовательские центры, а также на обеспечение взаимодействия не только бизнеса и науки, но и междисциплинарных связей при проведении НИОКТР. В настоящее время значительное количество центров трансфера технологий, осуществляющих свою деятельность на базе вуза или НИИ, а также ЦТТ, юридически не связанными с ними, выполняют в основном консультационные и справочные услуги, при этом практически не участвуя в других областях жизненного цикла разработки. Данная ситуация требует более тщательной проработки организации процесса трансфера технологий.

На основе лучших зарубежных практик одним из направлений в области развития и совершенствования системы центров трансфера технологий в научно-образовательной сфере является переход от модели центров трансфера технологий-«магазинов», к ЦТТ- «предпринимателям» [6], основная задача которых должна заключаться в поиске потенциальных заказчиков для определенного инновационного продукта путем анализа емкости рынка и выявления спроса на такой продукт, а также дальнейшее сопровождение такого продукта до его конечной цели (коммерциализации или внедрения в хозяйственный оборот).

Основная особенность ЦТТ-«предприниматель» в отличие от ЦТТ-«магазин» - это охват своим участием всех стадий жизненного цикла инновационного продукта, в том числе доведение разработки до стадии, на которой возможно осуществить привлечение внебюджетных средств как промышленных предприятий, так и венчурных фондов. Как известно, посевная и предпосевная стадии являются самыми

сложными, именно на этих стадиях присутствует разрыв между спросом со стороны бизнеса и предложением разработчиков, а также нехватка финансовых ресурсов в связи с высокими рисками. Задачей ЦТТ на данном этапе является выявление разработок, которые впоследствии будут пользоваться коммерческим спросом и иметь высокий потенциал к коммерциализации.

Создание при вузах и научных организациях ЦТТ, которые несут ответственность за работу с результатами инновационной деятельности и непосредственными заказчиками предполагает создание взаимосвязи между разработчиками инновационного продукта и заказчиками, при этом каждый элемент такой связи находится на своем месте, выполняет свои функции и экономически заинтересован в данном процессе. ЦТТ в данном случае выполняет роль связующего звена между государством, вузом и бизнесом.

Таким образом, предлагаем закрепить за регионами обязанность по поддержке эффективных ЦТТ путем выделения грантов и субсидий на их развитие. К эффективным ЦТТ будут относиться лишь те, которые имеют заключенные договоры между разработчиком инновационного продукта и крупным предприятием, выступающим в роли заказчика такого продукта. При этом, приоритетным должно быть финансирование ЦТТ, которые имеют заключенные договоры с крупными системообразующими предприятиями, являющимися отраслевыми участниками рынка. ЦТТ, созданные на базе вузов или научных организаций, могут иметь различную организационно-правовую форму: это могут быть как структурные подразделения базовой организации, так и самостоятельные субъекты с участием университета. Поэтому передающей стороной, указанной в договорах передачи права на использование РИД, может быть указана как базовая организация (вуз или НИИ), так и ЦТТ.

Схематично взаимодействие между ЦТТ нового образца, образованном при вузе и крупным предприятием, представлено на рисунке 3.

Научно-образовательный сектор

НИИ

Академический сектор

Заказ на проведение исследований или производство инновационной продукции

Договор передачи права на использование РИД

Крупное промышленное предприятие (крупный налогоплательщик региона/ системообразующее отраслевое предприятие/ предприятие ОПК)

Рисунок 3 - Схема взаимодействия ЦТТ - «предпринимателя» и предприятия - заказчика

ЦТТ должен обеспечить заказчику полный спектр услуг, включая подбор заказчика/разработчика, анализ тенденций технологического развития, предложение наиболее подходящего технологического решения, подбор партнера, в том числе при необходимости зарубежного, определить в каком научно-исследовательском центре будет проходить процесс разработки технологии и запуск серийного производства, обеспечить подбор необходимого научного коллектива. Для этого необходимо провести аудит имеющихся в регионе научно-исследовательских центров и лабораторий на наличие научно-технических компетенций, выявить наличие конкурентоспособных технологий, научно-технического задела, необходимый объем инвестиций, определить сильные и слабые стороны научного центра и выработать направления для дальнейшего сотрудничества. Такие ЦТТ должны обладать квалифицированным и компетентным персоналом, владеющим навыками сбора необходимой информацией в своей области, выявления мировых тенденций и потенциальных конкурентов и потребителей технологий.

Создание системы эффективных центров трансфера технологий на региональном уровне будет предоставлять возможность государственного регулирования инновационной деятельности на федеральном уровне, а также способствовать повышению интереса бизнеса к актуальным разработкам, создаваемым в научно-образовательной сфере.

Подготовка высококвалифицированного персонала в области организации процесса трансфера технологий

Дефицит квалифицированного персонала, обладающего необходимыми компетенциями процесса организации процесса трансфера технологий и коммерциализации инновационного продукта, является весомой проблемой в данной области. В целях устранения данной проблемы необходимо осуществлять на постоянной основе подготовку и переподготовку кадров в области организации процесса трансфера технологий, в том числе защиты прав на интеллектуальную собственность. Обучение может осуществляться как на базе самого вуза при наличии образовательной программы в данной области, так и с привлечением сторонних специалистов и организаций, например, проведение курсов повышения квалификации в инжиниринговых центрах.

В настоящее время в инновационно развитых регионах России существуют ЦТТ, созданные на базе крупных вузов или научных организациях, которые являются значимым звеном в структуре инновационных территориальных кластеров и могут проводить курсы повышения квалификации, подготовку и переподготовку кадров в области организации трансфера технологий, а также мероприятия по обмену опытом для сотрудников научно-образовательной сферы.

Выводы

Таким образом, трансфер технологий является наиболее эффективным механизмом инновационного развития государства,

а ЦТТ - одним из наиболее значимых инструментов, направленных на взаимодействие между государством, наукой и бизнесом в части передачи знаний в сфере НИОКР. В целях поддержки и стимулирования развития ЦТТ в научно-образовательной сфере целесообразно использовать следующие инструменты:

1. Разработка и внедрение мер, направленных на поддержку и стимулирование развития ЦТТ в научно-образовательной сфере в рамках государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансирование данной подпрограммы должно осуществляться как из средств федерального и регионального бюджетов, так и из внебюджетных средств. Отбор ЦТТ, претендующих на государственную поддержку в рамках такой программы, должен осуществляться на конкурсной основе с учетом критериев эффективности, а также по отраслевому признаку. Ответственность и полномочия за реализацию такой программы целесообразно закрепить за одним федеральным органом исполнительной власти.

2. Переход от модели ЦТТ-«магазин» к ЦТТ-«предприниматель». Основным отличием ЦТТ-«магазин» от ЦТТ-«предприниматель» является охват последним всех стадий жизненного цикла инновационного продукта. Поддержку развития таких ЦТТ целесообразно закрепить на уровне субъектов Российской Федерации путем выделения грантов и субсидий на их развитие, а также с привлечением средств предприятий промышленного сектора.

3. Организация подготовки квалифицированного персонала в области организации процесса трансфера технологий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Подготовка персонала

может осуществляться как на базе самого вуза или НИИ, так и в инжиниринговых центрах, реализующих курсы повышения квалификации в данной области, а также в крупных региональных ЦТТ.

Реализация предложенного комплекса мер будет способствовать:

- ускорению интеграции вузов и научных организаций в структуру национальной инновационной системы государства;

- стимулированию развития и повышения эффективности деятельности ЦТТ в научно-образовательной сфере;

- повышению интереса предпринимательского сектора к научным разработкам, осуществляемым в вузах и научных организациях;

- привлечению средств из внебюджетных источников к финансированию исследований и разработок научно-образовательного сектора.

Необходимо отметить важность комплексного подхода в реализации данных направлений. Вышеуказанные предложения должны быть четко взаимосвязаны между собой, то есть должны учитываться показатели эффективности региональных мероприятий, направленных на поддержку развития ЦТТ.

Практическая значимость исследования представляется в разработке предложений в области государственной поддержки развития центров трансфера технологий в научно-образовательной сфере.

Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти и управления при разработке научно-технической политики и совершенствованию национальной инновационной политики, а также вузами и научными организациями при организации трансфера технологий в промышленность и сферу услуг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдурахимова, Э.Н. Современные подходы трансфера технологий и коммерциализации инноваций / Э.Н. Абдурахимова, К.С. Колесникова, Н.П. Иващенко // Экономические науки. - 2015. - № 6 (127). - С. 49 - 56.

2. Балыхин, М.Г. Направления и механизм передачи технологий в высшей школе России и за рубежом // Проблемы современной экономики. - 2014. - №2 (50). - С. 349 - 352 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberieninka.m/artide/n/napravleniya-i-mehanizm-peredachi-tehnologiy-v-vyssheyshkole-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 13.05.2016).

3. Грибовский, А.В. Приоритетные направления государственно-частного партнерства

в научно-технической и инновационной сферах (зарубежный опыт) / А.В. Грибовский, А.Л. Судариков // Наука. Инновации. Образование. - 2011. - № 10. - С. 175-191.

4. Глобальная трансформация инновационных систем / отв. ред. Н.И. Иванова. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 163 с.

5. Годовые отчеты Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) за 2011-2016 гг. / Официальный сайт Роспатента. - URL: https://www.rupto.ru/ru/ about/reports (дата обращения: 7.06.2018).

6. Жарова, Е.Н., Грибовский, А.В. Анализ современного состояния трансфера технологий в России и разработка предложений по повышению его эффективности // Наука. Инновации. Образование. - 2017. - №4 (26).

7. Жарова, Е.Н., Грибовский, А.В. Анализ зарубежного опыта развития трансфера технологий в научно-образовательной сфере // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. - №3.

8. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем [Официальный сайт]. -URL:http://oldmiiris.extech.ru/infrastruct/view_organizations.php?page=7&sort=1&show_type=&s how_baza=&cb0=&cbt37=7&action=send (дата обращения 20.06.2018).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 605 (с изменениями на 12 октября 2004 г.) «О федеральной целевой научно-технической программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы» // СПС «Гарант».

10. Проект государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" на 2018-2025 годы. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 56639087/#ixzz5IlyCnDI9 (дата обращения)

11. Российская сеть трансфера технологий (Russian Technology Transfer Network, RTTN) [Официальный сайт]. - URL: http:// www.rttn.ru/index.php/about-the-network (дата обращения: 18.04.2018).

12. Сайбель, Н.Ю., Косарев, А.С. Роль центров трансфера технологий в инновационном процессе // Молодой ученый. - 2016. - № 27. - С. 151-157.

13. Соловьева, Ю.В. Формирование и развитие системы трансфера технологий в России и за рубежом / Ю.В. Соловьева // Вопросы экономики. - 2015. - № 4. - C. 131-141.

14. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".

15. Хохлов, Н. Проблемы и перспективы коммерциализации технологий в России // Интернет-журнал «Технологический анализ современного состояния трансфера технологий в России». -2000. - № 8. - URL: http//www/techbusiness/ru/tb (дата обращения: 18.04.2018).

16. WIPO. Статистика интеллектуальной собственности. - URL: http://www.wipo.int/ ipstats/en/ (дата обращения: 12.11.2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.