Научная статья на тему 'О ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКЕ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКЕ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / "МАЛАЯ РОДИНА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шухат Ирина Николаевна

Формирование гражданской идентичности у обучающихся в современных условиях развития общества выступает одной из приоритетных задач, решение которой имеет существенный воспитательный потенциал и предполагает воспитание чувства принадлежности к общности граждан российского государства. В статье рассматривается такое средство формирования гражданской идентичности как популяризация в школьной среде государственной и региональной символики, представляющей собой установленные законодательно закрепленные особые отличительные знаки, олицетворяющие самобытность и суверенитет данной общности. На основе теоретического анализа нормативно-правовых документов и научных подходов обосновано влияние изучения государственных и региональных символов на гражданскую идентичность школьников. Определено место такого изучения в целостном образовательном процессе, направленного на то, чтобы обучающиеся научились знать, чтить государственные символы, бережно и уважительно к ним относится. В статье поставлена проблема популяризации региональной символики как значимого направления деятельности образовательной организации в аспекте формирования гражданской идентичности с точки зрения перспективности и объективной сложностей обозначенной проблематики. Проанализирована региональная символика Мурманской области в историческом и современном контекстах, раскрыта этапность ее становления в связи со значимыми тенденциями регионального развития. Обоснована необходимость при разработке Концепции региональной составляющей основных общеобразовательных программ общего образования уделять внимание вопросу популяри зации региональных символов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON STATE AND REGIONAL SYMBOLS: EDUCATIONAL (PEDAGOGICAL) ASPECT

Shaping civic identity among the students in the current concept of society development is one of the priority tasks that has significant educational potential and fosters a sense of belonging to the community of Russian state citizens. The article examines such means of shaping the civic identity as the popularization of state and regional symbols in the school environment, which are established legislatively to personify the originality and sovereignty of the given community. Based on theoretical analysis of regulatory documents and scientific approaches, the influence of state and regional symbols on the civic identity of schoolchildren is substantiated. The place of the research has been determined in a holistic educational process aimed at ensuring that students learn to know, honor state symbols, and treat them with care and respect. The article poses the problem of popularization the regional symbols as a significant area for an educational organization in the process of shaping civic identity from the view of the prospects and objective complexity of the indicated problem. The regional symbols of the Murmansk region in the historical and modern contexts have been analyzed, the stages of their shaping have been revealed in connection with significant trends in regional development. The necessity of the issue of popularization the regional symbols has been justified in order to develop the Concept of the Regional Component of the General Education Programs.

Текст научной работы на тему «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКЕ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

REFERENCES

1. Yezhova, A.V., Artemyeva, S.S. and Kryukova, O.N. (2017), "Pedagogical support for the effectiveness of the process of physical education in high school", Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, No. 3, pp. 37-39.

2. Kuznetsov B.V. and Gostev G.R. (2012), "The influence of professional-adaptive physical training on the development and improvement of physical qualities of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Emergencies of Russia", Physical culture and health, No. 6 (42), pp. 53-56.

3. Ezhova A.V., Tolstykh S.K., Fedorov V.V., Godunov N.I., and Markina V.B. (2017), "Professional-applied physical training with the use of outdoor games", Medico-biological and pedagogical bases of adaptation, sports activity and healthy lifestyle: collection of scientific articles of the VI All-Russian correspondence scientific and practical conference with international participation, Science book, Voronezh, pp. 492-496.

4. Semenov E.N. (2016), "Physiological analysis and contributing factors in the development of fatigue in athletes", Physical culture, sport and health in modern society: collection of scientific articles of the All-Russian correspondence scientific and practical conference with international participation, Science book, Voronezh, p, pp. 368-373.

5. Efremov М.А., Sirakovskaya, Y.V., Ilyicheva, O.V., Efremov, A.K. and Ezhova, A.V. (2019), "Special physical training of cadets of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 173, No. 7, pp. 59-63.

6. Tolstykh, S.K., Tolstykh, D.S. and Ezhova, A.V. (2020), "Methods of improving professional training with students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 188, No. 10, pp. 377-381.

7. Fedorov V.P., Astashova, A.N. and Semenov, E.N., (2017), "Efficiency and health of professionals in emergency situations", Physical culture, sport and health in modern society: collection of scientific articles of the All-Russian correspondence scientific and practical conference with international participation, Science book, Voronezh, p, pp. 363-372.

Контактная информация: gonav@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2021

УДК 355.233.231.1

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКЕ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Ирина Николаевна Шухат, Мурманский арктический государственный университет

Аннотация

Формирование гражданской идентичности у обучающихся в современных условиях развития общества выступает одной из приоритетных задач, решение которой имеет существенный воспитательный потенциал и предполагает воспитание чувства принадлежности к общности граждан российского государства. В статье рассматривается такое средство формирования гражданской идентичности как популяризация в школьной среде государственной и региональной символики, представляющей собой установленные законодательно закрепленные особые отличительные знаки, олицетворяющие самобытность и суверенитет данной общности. На основе теоретического анализа нормативно-правовых документов и научных подходов обосновано влияние изучения государственных и региональных символов на гражданскую идентичность школьников. Определено место такого изучения в целостном образовательном процессе, направленного на то, чтобы обучающиеся научились знать, чтить государственные символы, бережно и уважительно к ним относится. В статье поставлена проблема популяризации региональной символики как значимого направления деятельности образовательной организации в аспекте формирования гражданской идентичности с точки зрения перспективности и объективной сложностей обозначенной проблематики. Проанализирована региональная символика Мурманской области в историческом и современном контекстах, раскрыта этапность ее становления в связи со значимыми тенденциями регионального развития. Обоснована необходимость при разработке Концепции региональной составляющей основных общеобразовательных программ общего образования уделять внимание вопросу популяри-

зации региональных символов.

Ключевые слова: государственные и региональные символы, гражданская идентичность, «малая Родина».

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p376-380

ON STATE AND REGIONAL SYMBOLS: EDUCATIONAL (PEDAGOGICAL)

ASPECT

Irina Nikolaevna Shukhat, Murmansk Arctic State University

Abstract

Shaping civic identity among the students in the current concept of society development is one of the priority tasks that has significant educational potential and fosters a sense of belonging to the community of Russian state citizens. The article examines such means of shaping the civic identity as the popularization of state and regional symbols in the school environment, which are established legislatively to personify the originality and sovereignty of the given community. Based on theoretical analysis of regulatory documents and scientific approaches, the influence of state and regional symbols on the civic identity of schoolchildren is substantiated. The place of the research has been determined in a holistic educational process aimed at ensuring that students learn to know, honor state symbols, and treat them with care and respect. The article poses the problem of popularization the regional symbols as a significant area for an educational organization in the process of shaping civic identity from the view of the prospects and objective complexity of the indicated problem. The regional symbols of the Murmansk region in the historical and modern contexts have been analyzed, the stages of their shaping have been revealed in connection with significant trends in regional development. The necessity of the issue of popularization the regional symbols has been justified in order to develop the Concept of the Regional Component of the General Education Programs.

Keywords: state and regional symbols, civic identity, motherland.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование гражданской идентичности школьников невозможно без «развития у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества». Данная установка закреплена в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Вопрос популяризации среди детей и молодежи государственных символов, которые являются отличительным признаком суверенитета государства, будет актуальным всегда. Это то, что позволяет гражданину страны идентифицировать себя в глобальном мире. «В них отражено многое: образ страны, ее история и достижения, чувства россиян к своей Родине» [3]. Государственные символы представляют собой национальные базовые ценности народа. «Государственный гимн - это некая квинтэссенция, представляющая основные ценностные ориентиры государства и его граждан, а с другой стороны -выраженный в поэтической форме некий «идеальный» образ Родины, к видению которого предпочтительно стремиться гражданам» [2].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В условиях становления новой России рычагами государственной политики в сфере популяризации государственных символов являются федеральные законы, государственные программы, подзаконные акты, методические письма ведомств. Суть документов сводится к одному: государственные символы нужно знать, чтить, бережно и уважительно к ним относиться. В организации работы по их изучению и использованию необходимо исполнять Федеральные конституционные законы о государственной симво-

лике.

В ноябре 2013 года Президент Российской Федерации инициировал внесение изменений в законодательство России в целях более широкого использования государственной символики. С 1 сентября 2014 вступили в силу изменения, предполагающие постоянное размещение Государственного флага на зданиях образовательных организаций, его использование на всех без исключения массовых мероприятиях. Необходимо обязательное исполнение гимна России в День знаний и во время торжественных мероприятий, собраний, посвященных праздникам, государственным и муниципальным, при открытии памятников и памятных знаков (данная норма в настоящий момент имеет ссылку «допускается»).

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования направлены на формирование «гражданской идентичности как основы развития гражданского общества». Например, во ФГОС основного общего образования представлена следующая характеристика выпускника: «любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;». Изучению в школе государственной и региональной символики, формированию личностного к ней отношения, необходимости ее использования в значимые для страны и региона дни необходимо уделять особое внимание.

Деятельность образовательных организаций по популяризации государственных символов регламентирована федеральными документами, научно-методическими и методическими рекомендациями. Изучать государственную символику России рекомендуется в образовательной деятельности при изучении учебных предметов «История России», «Обществознание», «Литература» и других, при реализации программы воспитания и социализации учащихся, планов внеурочной деятельности, организации исследовательской деятельности школьников.

Школьникам важно знать не только государственную символику и ее историю, но символику своего региона, района, города.

С региональной символикой сложнее, особенно когда регион молод, его символика недавно (в исторической линейке времени) утверждена и продолжает разрабатываться.

В 2018 году Мурманская область отметила свое восьмидесятилетие. Устав, принятый Мурманской областной Думой 26 ноября 1997 года, установил, что регион имеет свой Флаг и Герб, описание и особенности использования которых устанавливаются региональными законами. Окончательные варианты Флага и Герба были выбраны в результате проведения в 2003 году конкурсных процедур и экспертизы проектов символов в Ге -ральдическом совете при Президенте Российской Федерации. Герб и Флаг Мурманской области утверждены 1 июля 2004 года Законом Мурманской области.

На официальном сайте Мурманской областной Думы представлены описания символов региона. «Герб Мурманской области воспроизводится в геральдическом щите традиционной формы и соответствует следующему геральдическому описанию: в червленом (красном) поле под лазоревой (синей, голубой) главой - золотой морской якорь (без острия) поверх сложенных накрест серебряных кирки и меча рукоятью вверх; глава обременена золотым северным сиянием в виде золотых лучей, расходящихся вверх от тройной дуги.

Флаг Мурманской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух неравных горизонтальных полос: верхней - синего и нижней - красного цвета. Соотношение ширины полос 4:1 соответственно. Синяя полоса несет желтое изображение северного сияния в виде золотых лучей, расходящихся вверх от тройной дуги, расположенное по центру полосы, длиной, равной ширине синей полосы, общей шириной - 1/2 ширины синей полосы».

Текст регионального Гимна официально не утвержден. В 2004 году состоялся конкурс на лучший проект. Жюри рассмотрело 36 текстов. После нескольких отборочных туров конкурс признан несостоявшимся. Губернатор Юрий Евдокимов принимает решение внести на рассмотрение региональной Думы «Песню о Мурманской области» (автор -полковник в отставке Александр Патрикеев), которая не участвовала в конкурсе. На официальном сайте Правительства области текст песни А. Патрикеева обозначен как проект Гимна Мурманской области.

Мурманская область - регион особенный: две государственные границы с Королевством Норвегия и Финляндской Республикой; массовое присутствие силовиков - Северного флота, войск противовоздушной обороны, пограничников, таможни; два порта -в гг. Мурманск и Кандалакша, промышленные предприятия. Все эти особенности отражаются в символах муниципальных образований региона.

В области ведется систематическая работа по популяризации государственной и региональной символики. Так, в образовательных организациях размещены информационные стенды с изображением государственных символов России и их описанием, текстом российского Гимна; отдельные стенды с флагом и гербом региона и города, в котором образовательная организация расположена. Во многих школах, которые располагаются на территории пунктов базирования Северного флота, на стендах представлена также информация о Военно-морском флаге России.

«Кто хоть раз слышал звуки Гимна, на стоящих у причала, на рейде кораблях и судах, во время подъема Российского флага — вряд ли мог оставаться равнодушным. Согласитесь, у нас в России много ритуалов неповторимых по своему колориту и эмоциональному воздействию.»[1]. В регионе празднуются с размахом День Государственного флага России, День Военно-Морского флота, День Пограничника, День Рыбака, Праздник Севера. Во время празднования государственных и региональных праздников можно увидеть настоящий торжественный парад флагов и гербов России, Военно-морского флота и других видов и родов Российской армии. Флаги Мурманской области, городов и районов, «триколор» в сочетаниях с живыми цветами, шарами, флажками присутствуют повсеместно: на открытых площадках, стадионах, местах массовых гуляний. Это становится традиционным и популярным у жителей региона.

ВЫВОДЫ

Работа по популяризации государственной и региональной символики не может носить эпизодический характер и быть связанной только с памятными и праздничными датами. Значительное влияние на формирование уважительного отношения к символам оказывает ее размещение в фойе, залах и учебных кабинетах образовательных организаций. И если государственные символы присутствуют в школах обязательно, то с региональными символами ситуация иная. Считаем необходимым при разработке Концепции региональной составляющей основных общеобразовательных программ общего образования уделить внимание вопросу популяризации региональных символов.

«Основу гражданской идентичности составляет ряд ключевых компонентов» [3]. Среди этих компонентов - государственная и региональная символика. Знание истории государственных и официальных региональных символов, уважение к ним является одним из стержней формирования настоящих патриотов России, Кольского Заполярья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев Б. Государственная и официальная региональная символика в деле патриотического воспитания / Б. Воробьев // Альманах МАРС. On line журнал. - 2007. - № 5. -URL: http://www.geraldika.org/05_2007_45.htm (дата обращения: 01.01.2021).

2. Тетерский С.В. Воспитание кадров современной России: научно-методическое пособие для педагогов, специалистов по работе с молодёжью и родителей / С.В. Тетерский. - Москва : Издательский отдел Управления делами Аппарата СФ ФС РФ, 2017. - 226 с.

3. Тишков В.А. Мы - Российский народ. Обществознание : учебно-методическое пособие / В.А. Тишков. - Москва : Вентана-Граф, 2019. - 192 с.

REFERENCES

1. Vorobiev, B. (2007), "State and official regional symbols in the patriotic education", Almanac MARS, on line journal, No. 5, available at: http://www.geraldika.org/05_2007_45.htm (data accessed 01.01.2021).

2. Teterskiy, S.V., (2017), Staff training in modern Russia: a scientific and methodological manual for teachers, specialists in working with youth and parents, Publishing Department of the Administrative Department of the Staff of the Federal Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow.

3. Tishkov, V.A., (2019), We are the Russian people. Social science. Study guide, Ventana-Graf, Moscow.

Контактная информация: isuhat69@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.2021

УДК 796.41

ИНФОРМАТИВНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ КООРДИНАЦИОННЫХ ТЕСТОВ В

СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Игорь Андреевич Щербаков, старший преподаватель, Наталья Александровна Дарда-

нова, кандидат педагогических наук, доцент, Кристина Сергеевна Кисельер-Щербакова, магистрант, Смоленская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма

Аннотация

В статье представлено теоретико-методическое и экспериментальное обоснование комплекса тестов для диагностики и оценки координационных способностей спортсменов, занимающихся спортивной гимнастикой на различных этапах многолетнего тренировочного процесса. Цель исследования - теоретико-методическое и экспериментальное обоснование комплекса тестов для диагностики и оценки координационных способностей спортсменов, занимающихся спортивной гимнастикой на различных этапах многолетнего тренировочного процесса. В процессе исследования установлено, что на всех этапах подготовки высокой информативностью обладают прыжок с вращением на заданное количество градусов; удержание равновесия в позе «Аист» на начальном этапе, Ромберга - на тренировочном, «Фламинго» с открытыми глазами на ограниченной опоре - этапе спортивного совершенствования и «Фламинго» на ограниченной опоре с закрытыми глазами -высшего спортивного мастерства; ходьба по линии с закрытыми глазами. Высокие показатели надежности выявлены в результатах прыжка с вращением на 90 и 180 градусов, ходьбы по прямой с закрытыми глазами, поворотах на узкой части гимнастической скамейки. Вышеперечисленные тесты рекомендуются авторами в системе отбора на всех этапах многолетней подготовки гимнастов.

Ключевые слова: координационные тесты, теория тестов, информативность и надежность тестов, гимнасты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p380-386

COORDINATION TESTS INFORMATIVENESS AND RELIABILITY IN THE SYSTEM OF GYMNASTS' TRAINING MONITORING AT VARIOUS STAGES OF THE LONG-TERM TRAINING PROCESS

Igor Andreevich Shcherbakov, the senior teacher, Natalia Aleksandrovna Dardanova, the

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kristina Sergeevna Kiselyer-Shcherbakova, the master student, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and

Tourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.