Научная статья на тему 'Конституционные основы государственной символики стран Содружества независимых государств'

Конституционные основы государственной символики стран Содружества независимых государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
545
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВА / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федосеева Наталья Александровна, Змиевский Дмитрий Валерьевич

На фоне достаточно широкого изучения в современной науке вопросов формирования официальных символов государства, явно недостаточно исследованы проблемы правового оформления и использования государственной символики. Настоящая статья посвящена исследованию особенностей конституционного оформления государственных символов в основных законах стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств. Представляется, что общность исторического развития рассматриваемой группы государств позволило наилучшим образом применить историко-правовой и сравнительно-правовой методы научного исследования для анализа действующих конституций стран СНГ. В результате проведенного исследования выявлены проблемы отсутствия единообразного подхода в конституционном законодательстве постсоветских государств к определению содержания понятия «символы государства» и нормативному их закреплению. Делается вывод о том, что сравнительно-правовое исследование конституционных основ государственной символики современных государств, образовавшихся после распада СССР, позволяет проследить не только общие закономерности их конституционного развития, но и специфические черты соответствующих конституционных преобразований. Данное направление научного исследования представляется вполне перспективным для дальнейшего изучения, а его результаты могут быть использованы как в правотворческой деятельности, так и в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL BASIS STATE SYMBOLS COUNTRIES COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Against the backdrop of a fairly broad study in contemporary science issues forming the official symbols of the state, is not enough studied the problem of legal registration and use of state symbols. This article is devoted to the study of constitutional design features the state symbols in the basic laws of the countries of the Commonwealth of Independent States. It seems that the common historical development of this group of states has allowed the best use of historical and legal and comparative legal research methods for the analysis of the current Constitution of the CIS countries. The study identified the lack of a uniform approach to constitutional law post-Soviet states in the definition of the concept of "symbols of the state" and their regulatory consolidation. It is concluded that the comparative legal study the constitutional foundations of the state symbols of modern states formed after the collapse of the Soviet Union, not only allows us to trace the general laws of their constitutional development, but also the specific features of the relevant constitutional reforms. This area of research is quite promising for further study, and the results can be used as a law-making and in the learning process.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы государственной символики стран Содружества независимых государств»

1.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СИМВОЛИКИ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Федосеева Наталья Александровна. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Московский институт государственного управления и права. Филиал: Филиал в Чувашской Республике. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: fedoseevana@mail.ru

Змиевский Дмитрий Валерьевич, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Чебоксарский кооперативный институт. Филиал: филиал Российского университета кооперации. Подразделение: кафедра частного права. E-mail: zmievsky@ya.ru

Аннотация: На фоне достаточно широкого изучения в современной науке вопросов формирования официальных символов государства, явно недостаточно исследованы проблемы правового оформления и использования государственной символики. Настоящая статья посвящена исследованию особенностей конституционного оформления государственных символов в основных законах стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств. Представляется, что общность исторического развития рассматриваемой группы государств позволило наилучшим образом применить историко-правовой и сравнительно-правовой методы научного исследования для анализа действующих конституций стран СНГ. В результате проведенного исследования выявлены проблемы отсутствия единообразного подхода в конституционном законодательстве постсоветских государств к определению содержания понятия «символы государства» и нормативному их закреплению. Делается вывод о том, что сравнительно-правовое исследование конституционных основ государственной символики современных государств, образовавшихся после распада СССР, позволяет проследить не только общие закономерности их конституционного развития, но и специфические черты соответствующих конституционных преобразований. Данное направление научного исследования представляется вполне перспективным для дальнейшего изучения, а его результаты могут быть использованы как в правотворческой деятельности, так и в учебном процессе.

Ключевые слова: символы государства, конституция, конституционные преобразования, Содружество Независимых Государств, конституционное правосудие.

CONSTITUTIONAL BASIS STATE SYMBOLS COUNTRIES COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Fedoseeva Natalia Alexandrovna. Position: chair head. Place of employment: Moscow Institute of Public Administration and Law. Branch: Chuvash Republic branch. Department: civil legal disciplines chair. E-mail: fedoseevana@mail.ru Zmievskii Dmitrii Valerievich, PhD at law. Position: Associate Professor. Place of employment: Cheboksary Cooperative Institute. Branch: Russian University of Cooperation branch. Department: Private Law chair. E-mail: zmievsky@ya.ru

Annotation: Against the backdrop of a fairly broad study in contemporary science issues forming the official symbols of the state, is not enough studied the problem of le-

gal registration and use of state symbols. This article is devoted to the study of constitutional design features the state symbols in the basic laws of the countries of the Commonwealth of Independent States. It seems that the common historical development of this group of states has allowed the best use of historical and legal and comparative legal research methods for the analysis of the current Constitution of the CIS countries. The study identified the lack of a uniform approach to constitutional law postSoviet states in the definition of the concept of "symbols of the state" and their regulatory consolidation. It is concluded that the comparative legal study the constitutional foundations of the state symbols of modern states formed after the collapse of the Soviet Union, not only allows us to trace the general laws of their constitutional development, but also the specific features of the relevant constitutional reforms. This area of research is quite promising for further study, and the results can be used as a law-making and in the learning process.

Keywords: symbols of the state, constitution, constitutional reforms, the Commonwealth of Independent States, constitutional justice.

Наличие государственной символики является необходимым признаком современного государства. Процесс обретения независимости государствами, образовавшимися в результате распада СССР, обусловил необходимость радикальных изменений в их государственной символике. После принятия деклараций о суверенитете (независимости) бывшими Союзными республиками в начале 90-х г. прошлого века стало вполне очевидным, что советские государственные символы больше не в состоянии выполнять свою главную функцию - олицетворять новую суверенную государственность. Как отмечает, например, П.Б. Сте-цюк: «После принятия 24 августа 1991 г. Акта провозглашения независимости Украины и его всенародного подтверждения на референдуме 1 декабря того же года, остро встала проблема новой государственной символики, и этот вопрос был включен в программу первоочередных мер развития независимой государственности» [6, с. 4].

Несмотря на то, что фактическое оформление государственной символики независимых стран постсоветского пространства произошло уже во второй половине 90-х годов прошлого столетия, необходимость проведения фундаментальных исследований в этой области не вызывает никаких сомнений. Государственные символы - это, в первую очередь, знаки духовного единства народа, моральные ценности, объединяющие всех граждан, а, следовательно, такие же важные факторы развития, как политическая и экономическая стабильность [5].

В современной науке достаточно широко освещены вопросы формирования и использования государственной символики. При этом особого внимания современных исследователей заслуживает изучение государственных символов с юридической точки зрения [3, с. 3].

С 1990 года во всех союзных республиках был отмечен всплеск законотворческой активности. Перед законодательными органами союзных республик стояла задача скорейшего принятия конституционных актов с целью наполнения конкретным нормативным содержанием провозглашенных демократических принципов. Среди наиболее актуальных законопроектов стояли законы о выборах, референдуме, свободе печати, общественных организациях, государственном языке. Следует отметить, что уже на первых этапах

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ

Федосеева Н.А. Змиевский Д.В.

формирования государственности стран постсоветского пространства, утверждение новых государственных символик сыграло весьма важную роль в процессах консолидации общества, находящегося в состоянии острой конфронтации. В этой связи первые шаги для нормативного закрепления новых государственных символов были сделаны уже вскоре после принятия актов о независимости бывших Союзных республик. Так, в постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 августа 1991 г. указывалось: «Верховный Совет РСФСР постановляет: до установления специальным законом новой государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос - официальным Национальным флагом Российской Федерации». Примечательно, что Указ Президента Российской Федерации № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации» был принят 11 декабря 1993 г., т.е. накануне принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации, которая, как и Основные законы других постсоветских государств завершили важнейший этап нормативного закрепления их государственной символики.

В целом проблемы правового регулирования государственных символов следует рассматривать в трех плоскостях: на уровне Конституции, законов и подзаконных актов. При этом создание конституционных основ государственной символики наряду с другими основными признаками государства выступает базовым условиям формирования подлинно независимого государства.

Большинство конституций стран Содружества Независимых Государств четко определяют состав государственных символов: к ним относятся флаг, герб и гимн. Так, например, в соответствии со ст. 20 Конституции Украины «Государственными символами Украины являются Государственный Флаг Украины, Государственный Герб Украины и Государственный Гимн Украины». Ст. 12 Конституции Молдовы определяет, что «Флаг, герб и гимн являются государственными символами Республики Молдова и охраняются законом». Аналогичные положения содержаться в Конституции Азербайджана (ст. 21), Конституции Беларуси (ст. 19), Конституции Казахстана (ст. 9), Конституции Туркменистана (ст. 15), Конституции Узбекистана (ст. 5) и других постсоветских республик.

Следует отметить, что Конституция Российской Федерации не содержит четкого указания на состав символов государства. Ч. 1 ст. 70 Основного закона России лишь указывает на то, что государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Аналогичная норма закреплена и в ст. 13 Конституции Армении. Примечательно, что в тексте указанных конституций отсутствует и сам термин «государственный символ», что вызывает многочисленные дискуссий в отечественной правовой науке.

Данный вопрос не был в достаточной степени изучен советской правовой наукой: термин «государственный символ» отсутствовал и в Конституции СССР 1977 г. и в Конституции РСФСР 1978 г. Данное обстоятельство позволяет современным ученым относить к символам государства не только флаг, герб и гимн, но и наименование государства (как словесный символ), столицу,

а в некоторых случаях государственные праздники и памятные дни.

На наш взгляд, такой подход вполне обоснован лишь с точки зрения деления символов как признаков государства на основные и дополнительные. Такое деление применяется как в науке, так и в законодательной практике постсоветских государств, поскольку среди символов существует определённая иерархия, которая проявляется в различном порядке принятия государственных символов.

Следующая особенность конституционного закрепления государственной символики в государствах постсоветского пространства - это различная степень детализации в описании государственных символов в тексте Основного закона страны. Указанный критерий позволяет выделить две основные группы конституций.

К первой группе относятся Конституции Беларуси, Кыргызстана, Казахстана, России, Туркменистана, Узбекистана. В их тексте содержится лишь перечисление основных символов государства со ссылкой на необходимость принятия специального нормативного правового акта высшей юридической силы - закона. Так, например, ст. 15 Конституции Туркменистана указывает, что: «Символами Туркменистана как суверенного государства являются его Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн. Флаг, Герб, Гимн устанавливаются и охраняются законом».

В рамках данной группы следует особо выделить конституцию Беларуси, поскольку в ее тексте вообще отсутствует какая-либо отсылка к специальному акту о символах государства. Ст. 19 Названной Конституции лишь определяет, что «Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн». При этом сам порядок использования и описание государственных символов определяется Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-3 «О государственных символах Республики Беларусь».

Ко второй группе следует отнести Конституции Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины и ряда других государств. Им присуще наличие определенной детализации в описании государственных символов в тексте самой конституции и отсылка к специальному закону, содержащему их подробное описание.

Как правило, конституции государств, отнесенных к данной группе, содержат описание государственного флага и герба (например, Армения, Молдова), реже -только государственного флага (Азербайджан). Ст. 20 Конституции Украины помимо общего описания флага и герба, содержит также детализацию гимна Республики: «Государственный Гимн Украины - национальный гимн на музыку М. Вербицкого со словами, утвержденными законом, который принимается не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины».

Представляется необходимым также отметить, что в отдельных конституциях постсоветских республик подчеркивается необходимость принятия акта о символах государства особой юридической силы - конституционного закона (Азербайджан, Казахстан, Россия, Украина).

В конституциях ряда стран Содружества Независимых Государств закрепляется также обязанность уважать государственные символы своей страны (например, ст. 84 Конституции Азербайджана, п. 2 ст. 34 Кон-

ституции Казахстана). При этом законодательство стран СНГ провозглашает особый приоритет охраны государственных символов, включающий в себя и механизмы конституционно-правовой охраны символики государства. Несмотря на то, что место, роль и значение конституционного суда в системе субъектов судебной власти в постсоветских государствах определяются различно [1, с. 36], практически в каждом из них существуют прецеденты рассмотрения органами конституционного надзора вопросов, связанных с правовым регулированием государственной символики. Так, например, в своем Определении от 15.07.2004 N 249-О Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.В. Барбаша на нарушение его конституционных прав положениями Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации».

В заключение необходимо отметить, что сравнительно-правовое исследование конституционных основ государственной символики современных государств, образовавшихся после распада СССР, однако, продолжающих в основной своей массе интеграцию в рамках СНГ, позволяет проследить не только общие закономерности их конституционного развития, но и специфические черты соответствующих конституционных преобразований. Данное направление научного исследования представляется вполне перспективным для дальнейшего изучения.

Список литературы:

1. Змиевский Д.В. Осуществление конституционного судопроизводства на постсоветском пространстве // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 34-36.

2. Змиевский Д.В. Конституционно-правовые преобразования в государствах постсоветского пространства: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Российский университет кооперации. Мытищи, 2009. 26 с.

3. Колесниченко А.А. Государственные символы Российской федерации и ее субъектов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ставрополь, 2012. 27 с.

4. Петров А.Г., Медведев В.А. Понятие правовой политики и ее взаимосвязь с правовой культурой // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 1. С. 45-48.

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007 // Российская газета. 2007. № 90.

6. Стецюк П.Б. Конституционно-правовое регулирование государственных символов Украины: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Харьков, 1994. 18 с.

Рецензия

на научную статью: «Формирование государственной символики постсоветских государств: конституционно-правовой аспект», подготовленную Змиевским Д.В., Федосеевой Н.А.

Конституционное развитие государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, характеризуется высокой динамичностью. Большое количество конституционных актов, принятых только странами СНГ за последние несколько лет, предопределяет чрезвычайную актуальность сравнительно-правовых исследований отдельных элементов конституционного строя названной группы государств.

Рецензируемая статья посвящена вопросам конституционно-правового оформления процесса формирования государственных символов независимых стран, образовавшихся на территории бывшего СССР. При этом новизна исследования определена не только использованием комплексного подхода к анализу постсоветского конституционного законодательства с учетом конкретных национальных особенностей, но и в самом подходе к исследованию поставленной проблемы как комплексной и многоплановой.

Теоретическая и практическая значимость проведенного в работе исследования определяется сделанными научными выводами и разработанными на их основе предложениями, направленными на совершенствование конституционного законодательства о государственной символике постсоветских государств. Представленный материал может быть использован в рамках учебного процесса и будет полезен в ходе дальнейшего совершенствования законодательства.

Статья посвящена актуальной проблеме современной правовой науки, обладает достаточной научной новизной, содержит результаты самостоятельного исследования авторов, рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, доктор юридических наук, профессор А.Г. Петров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.