Научная статья на тему 'Возможно ли символическое единство на постсоветском пространстве?'

Возможно ли символическое единство на постсоветском пространстве? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
205
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКАЯ ВЛАСТЬ / ФЛАГОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ИДЕОЛОГИЯ / SOFT POWER / FLAG POLITICS / STATE / STATE SYMBOLS / POLITICAL VALUES / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Fadeicheva Marianne Alfredovna

В статье рассматривается символика государственных флагов как одно из средств мягкой власти. Автор анализирует особый случай флаговую политику государств на постсоветском пространстве. Восстановление новыми государствами флагов короткого периода независимости начала XX в. символизирует признание высшей ценности свободы и суверенитета. Политологическая реконструкция ценностей, выраженных в символике флагов постсоветских государств, позволяет обнаружить, что на первом месте по значимости находятся абстрактные ценности природы, на втором моральные качества народа, и только на третьем политические ценности. В целом, символика государственных флагов на постсоветском пространстве имеет мало общего и не выражает политические идеологии и ценности. Заимствованная из прошлого, символика государственных флагов не содержит идеала общественного устройства и образа будущего. Современное использование флаговой символики требует переинтерпретации архаичных символов и обновление политических концептов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers state flag's symbolism as one of the soft power instruments. The author analyzes a special case state flag politics in the post-soviet space. The new post-soviet states reestablished the flags of a short period of independence at the beginning of XX-th century. That fact means declaration of liberty and sovereignty as superior values. Politological reconstruction of values which expressed in symbolism of post-soviet national flags finds out hierarchy of values: the abstract values of nature are on the first place, moral of people is on the second place, the political values are on the third place. On the whole, state flag's symbolism in the post-soviet space is not the same. It doesn't show political ideologies. Borrowed from the past state flag's symbolism doesn't contain ideal of social order and a vision of the future. Modern using of flag's symbolism needs reinterpretation of archaic senses and renovation political concepts.

Текст научной работы на тему «Возможно ли символическое единство на постсоветском пространстве?»

Приглашение к дискуссии

УДК 321.01

М. А. Фадеичева

ВОЗМОЖНОСТЬ СИМВОЛИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматривается символика государственных флагов как одно из средств мягкой власти. Автор анализирует особый случай — флаговую политику государств на постсоветском пространстве. Восстановление новыми государствами флагов короткого периода независимости начала XX в. символизирует признание высшей ценности свободы и суверенитета. Политологическая реконструкция ценностей, выраженных в символике флагов постсоветских государств, позволяет обнаружить, что на первом месте по значимости находятся абстрактные ценности природы, на втором — моральные качества народа, и только на третьем — политические ценности. В целом, символика государственных флагов на постсоветском пространстве имеет мало общего и не выражает политические идеологии и ценности. Заимствованная из прошлого, символика государственных флагов не содержит идеала общественного устройства и образа будущего. Современное использование флаговой символики требует переинтерпретации архаичных символов и обновление политических концептов.

Ключевые слова: мягкая власть, флаговая политика, государство, государственные символы, политические ценности, идеология.

Для реализации глобальных и локальных проектов, как на уровне межгосударственных объединений, так и на уровне национальных государств, власть может использовать богатый арсенал средств воздействия на население подведомственных территорий. Чем более сложной становится социально-политическая система, тем больше усложняется процесс управления, и вопрос о выборе адекватных способов влияния становится все более значимым, как для управляющих, так и для управляемых. Кроме привычной жесткой власти (hard power) «железной рукой загоняющей человечество в счастье» с необходимостью возникают иные способы властвования: мягкая власть (soft power) и умная власть (smart power), соединяющая возможности жесткой и мягкой власти. К средствам мягкой власти может быть отнесено использование многообразных символов, в первую очередь символов государственной власти, за которыми находятся привлекательные для народа политические идеологии и ценности.

Из всей государственной символики, к которой относятся флаг, герб и гимн, флаг находится на первом месте по влиянию и возможностям использования. Существование государственных символов как атрибутов власти есть свидетельство заключенной в них силы идей. Государственные символы имеют древнее происхождение. Весьма проблематично точное определение времени, когда появился первый государственный флаг Так, например, считается, первый флаг, прикрепленный к древку сбоку, появился в Китае в период династии Чжоу

© М. А. Фадеичева, 2014

(1122-256 г. до н. э.) (Фоли, 1996, с.185). Китайская форма впоследствии распространилась по всему миру, и флаги современных государств представляют собой полотнища, прикрепленные к древку сбоку. Из государственных символов именно флаг наиболее популярен: в бытии повседневности флаг используется как знак государственной принадлежности, в праздничных мероприятиях — как атрибут ликования, в политических мероприятиях и акциях как выражение протеста или поддержки политических идей. Посредством цветов и графических элементов флаг способен транслировать ценности и смыслы, предписанные властью. Особая интегрирующая функция флага заключается в том, что он собирает людей, живущих в отграниченном пространстве под одним управлением, и признающих общие ценности. Однако без знания и понимания гражданами государства символического значения цветов и элементов государственного флага, он «не работает», оставаясь формальным символом действующей власти. Поэтому символ государства должен быть как можно более привлекательным и выразительным, запоминающимся и узнаваемым, как по форме, так и по содержанию. Для этого государства прибегают к системе законодательно закрепленных мер по разработке, утверждению, изменению, популяризации государственных флагов, определению правил их использования, что может быть определено как флаговая политика. Привлекательность — атрибут любого средства мягкой власти, которая не принуждает, но соблазняет и убеждает (см.: Русакова, 2010; Русакова, 2012). Политические ценности, транслируемые государственной властью посредством флага как главного государственного символа, могут быть отнесены к ресурсам мягкой власти. Такой ресурс в той или иной степени используется любым государством, независимо от формы правления и политического режима (см.: Фадеичева, 2012; Фадеичева, 2013).

Государственный флаг призван не только сплотить граждан государства, символически выразить национальное единство. Он манифестирует государственную идеологию и политические ценности на международной арене. На основании вексиллологических и геральдических изысканий, в основном, обращенных к детальному описанию «внешности» флага, можно воссоздать политические идеи, ради трансляции которых и созданы эти материи. Следует заметить, что имеются некоторые различия в вексиллологических интерпретациях, что влечет за собой политологическую задачу некой обобщенной реконструкции смыслов. Концептуальная реконструкция политических смыслов цветов и эмблем флагов позволяет выявить общее и особенное в государственных идеологиях. На основании этого возможно понимание особенностей отношений между народами и государствами в настоящем, возможно прогнозирование направления их развития в обозримой перспективе.

Показательным примером может быть обращение к особому случаю — флаговой политике государств на постсоветском пространстве. После распада Союза ССР все независимые государства обрели новые названия. Четырнадцать из пятнадцати бывших советских социалистических республик, входивших в его состав, сохранили в своих официальных названиях политический концепт «республика». Исключение составила Российская Федерация, где, очевидно, важнее было подчеркнуть специфику формы государственного устройства,

чем форму государственного правления. Независимые государства в логике суверенитета новой власти не только сменили названия, но и создали новую государственную символику, самой демонстративной частью которой явились государственные флаги, принципиально отличные от своих советских предшественников. Цвета и эмблемы флагов советских социалистических республик в качестве основы и инварианта имели цвет и эмблему флага СССР, прописанных в Статье 170 Конституции СССР: «Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик представляет собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине — 1:2». (Конституция, с. 44). Незначительные отличия заключались в цвете полос, разделявших красное поле. Они варьировались от преимущественно голубых до немногочисленных синих (у Азербайджанской, Армянской, Киргизской Советских Социалистических Республик). Также имелось нескольких зеленых (у Белорусской, Литовской, Молдавской, Таджикской Советских Социалистических Республик). По форме это были горизонтальные полосы, за исключением двух вертикальных полос у древка флагов РСФСР (голубая полоса) и у древка флага БССР белым цветом на красном, воспроизводившим единственный этнический орнамент; это были прямые полосы, за исключением волнообразных полос на флагах Латвийской и Эстонской ССР. Все стилевое единство флагов означало единство «социалистическое по содержанию» с невыраженной национальной формой: социализм, социальное равенство, интернационализм, — основные экспликации из марксистско-ленинской идеологии и советского варианта марксистской философии.

Видимым и существенным трендом в изменении государственной символики в конце XX в. является то, что все новые государства, образовавшиеся после распада Союза ССР, продемонстрировали общие политические ценности, а именно: ценности свободы и независимости. Все они вернулись к флагам короткого периода самостоятельного существования между пребыванием территорий в составе Российской империи и приходом Советской власти. (См.: Административно-территориальное, 2003). Можно схематично представить этот процесс: присоединение различными способами к Российской империи — падение Российской империи — провозглашение территории независимой республикой — принятие «своего» флага — приход частей Красной армии — водружение советской революционной символики — падение советского режима — восстановление флага периода независимости. Так, принятие государственных флагов в XX в. дважды продемонстрировало одно и то же желание отъединения и приверженность одним и тем же ценностям — ценностям свободы и независимого существования: во-первых, после распада Российской империи, во-вторых, после распада Союза ССР. Следует заметить, что некоторые постсоветские флаги заимствованы дважды: флаги периода независимости начала XX в. «уходят корнями в глубокое прошлое». Так, например, считается, что флаг Латвии, принятый в 1918 г и восстановленный в 1990 г, берет свое начало в XIII в., во время борьбы с рыцарями-крестоносцами. Независимая Бессарабская республика в 1917 г подняла флаг, который был впервые принят в 1848 г

Современный флаг Украины, принятый в 1992 г., также восстановленный флаг 1918 г., который, в свою очередь, относится к более давним временам и имеет, по разным версиям, то ли скандинавские, от Рюрика, то ли шведские, привитые гетманом Мазепой корни.

Поиск общих политических концептов и ценностей в их символическом выражении приводит к выводу, что их набор весьма ограничен, о чем свидетельствует как колористика, так и эмблематика флагов. В колористике флагов государств постсоветского пространства самый распространенный цвет — красный. В девяти из пятнадцати случаев это — либо красные и темно-красные полосы, либо полотнища. Возможно, что в этом проявляется мировой тренд преобладания красного: «Красный цвет является наиболее часто используемым цветом, он встречается на двух третях всех флагов, за ним следует белый, затем синий, желтый и черный» (Фоли, 1996, с. 193). Интерпретация красного цвета в постсоветских флагах обладает наибольшим сходством: красный цвет символизирует кровь борцов, пролитую на полях сражений за свободу и независимость народа. Эта идея символически выражается во флагах пяти из пятнадцати новых независимых государств: Армении, Беларуси, Латвии, Литвы и Молдовы. Однако интерпретация красного имеет существенные отличия. Например, расположенная посредине красная горизонтальная полоса на флаге Азербайджана в одном варианте означает «турецкость», как верность своей древней исторической родине, в другом варианте — цвет прогресса. Красное полотнище флага Кыргызстана воспроизводит цвет знамени Манаса, прародителя киргизского народа, объединившего сорок племен, при этом красная одноцветность трактуется как знак доблести и смелости. Красная полоса в триколоре Таджикистана, в отличие от символа кровопролития, означает в одном варианте социализм, в другом — красоту, праздник и солнце. Две узкие красные полосы, отделяющие белую полосу от двух других, на флаге Узбекистана означают бурлящую жизненную силу народа.

Второе место по распространенности делят три цвета: белый, синий и зеленый, каждый из них присутствует в шести флагах из пятнадцати. Однако и в них не просматривается общеразделяемых идеологических предпочтений. В частности, белая узкая полоса посередине флага Латвии означает мирные устремления народа, белая полоса в триколоре Таджикистана символизирует основную производственную культуру — хлопок и чистоту как таковую или чистоту, в ином варианте, чистоту снега и льда в горах. На флаге Узбекистана белый цвет также символизирует мир и чистоту помыслов. Нижняя белая полоса на флаге Эстонии относится не к миру и чистоте, но означает борьбу за свободу народа, в натуралистической интерпретации — снег и стволы берез. Синий цвет также транслирует самые различные, далекие от политических, ценности и смыслы. Так, верхняя полоса флага Азербайджана означает одно из направлений его развития — европейское, в другой интерпретации — развитие как таковое. Синяя средняя полоса на флаге Армении означает небо и надежду. На флаге Молдовы, триколоре, состоящем из синей (голубой), желтой и красной вертикально расположенных полос, синяя полоса — символ красоты, благородства и доброй воли. Политические смыслы не просматриваются ни в его современ-

ной, ни в исторической интерпретации. В исторической интерпретации цвета молдавского флага связаны с географией: синий — Восточная Валахия, желтый — Западная Валахия, красный — Молдавия, обозначающие территории — бывшие провинции Османской империи. В солярной версии дело обстоит еще проще: синий цвет символизирует восход, желтый — полдень, красный — закат. Синий цвет верхней полосы флага Узбекистана также не несет в себе политической окраски, означает небо и воду. В историческом аспекте подчеркивается, что знамя Тамерлана было именно синего цвета. В другом варианте синий — это небо и горные вершины, устремленные в небо, и связанные с этим возвышенные устремления человека. Среди многих интерпретаций смыслов флага Эстонии также находятся разночтения. В одном случае верхняя синяя полоса означает небо и озера Эстонии, а также преданность и верность. В исторически «политизированной» версии прочтения синий — символ свободы Эстонии до завоевания ее крестоносцами в XIII в. Небо, как неполитический концепт, представлен также в голубом цвете. Флаг Казахстана — светло-голубое полотнище — символ казахского неба и надежды. В современной интерпретации голубая полоса на флаге Украины означает безоблачное небо над страной.

Также в колористике постсоветских флагов представлен зеленый цвет, который наделяется двумя различными смыслами: природным и религиозным. Так, нижняя полоса на флаге Азербайджана выражает ислам. Зеленая полоса на флаге Беларуси, составляющая 1/3 ширины флага, имеет природный смысл, это — леса, озера, пашни страны. На флаге Литвы средняя зеленая полоса означает цвет лесов, природу Литвы. Зеленый цвет на флаге Таджикистана — природа Таджикистана, сельское хозяйство республики, а также все живое на Земле. Темно-зеленый цвет всего полотнища флага Туркменистана символизирует ислам. Зеленый цвет на флаге Узбекистана вмещает оба смысла: это и ислам, и обновление природы.

Минимально, в трех флагах из пятнадцати, присутствует желтый цвет. Во флаге Литвы это — цвет литовских полей, в другом варианте — цвет солнца. Во флаге Молдавии обнаруживается желтый полдень. Желтая полоса украинского флага символизирует богатство страны. Существуют эксклюзивные, не повторяющиеся цвета: оранжевый цвет нижней полосы флага Армении означает землю и труд армянского народа, тяжелый и созидательный; черный цвет средней полосы эстонского триколора символизирует землю, страдания эстонского народа и традиционный цвет этнических пиджаков эстонских крестьян.

Политологическая реконструкция ценностей и смыслов, выраженных в государственной флаговой символике, проведенная посредством колористических изысканий, приводит к небезынтересным выводам. В цветах флагов постсоветских государств на первом месте по частотности и значимости символически выражаются абстрактные «ценности природы», которые, в общем, не рассматриваются как национальное достояние: небо, солнце, горы, леса, озера, море, пашни. На втором месте — моральные качества народа (народов), положительные и желательные, выбранные произвольно, выраженные абстрактно до неразличимости особенностей национального характера и менталитета. В частности, сила, мужество, героизм (красный цвет на флаге Азербайджана), храбрость

(оранжевый на флаге Армении), доблесть, смелость (красное полотнище Кыргызстана), честь (белая полоса на флаге Литвы), смелость, отвага, великодушие (красная полоса на флаге Молдовы), мужество, смелость, великодушие (одна из интерпретаций красной полосы на флаге РФ), доблесть (голубой цвет на флаге Узбекистана), преданность (синяя полоса на флаге Эстонии). На третьем месте, как уже было выявлено, в одной трети случаев находятся политические концепты, выраженные преимущественно красным, связанные в своеобразное триединство: кровь, свобода, независимость. Символика флаговых цветов государств на постсоветском пространстве мало выражает политические идеологии и ценности и имеет мало общего в их выражении.

Девять из пятнадцати флагов постсоветских государств имеют некие изображения, эмблемы, весьма разнородные по стилистике и символическому значению, в них также мало собственного политического, но больше этнокультурного и этноконфессионального смысла. Например, на трех флагах в их левой части у древка располагаются этнические орнаменты: на флаге Беларуси — белый на красном традиционный этнический орнамент, известный под названием «Восходящее солнце», на флаге Казахстана можно видеть золотую полосу выразительного этнического орнамента. Флаг Туркменистана имеет красную вертикальную полосу из пяти этнических ковровых узоров, символизирующих пять туркменских племен. Примечательно, что нижний ковровый узор в 1997 г. был обрамлен оливковой ветвью ООН, которая была добавлена в знак особого статуса Туркменистана — статуса постоянного нейтралитета (Константино, 2005, с. 196). Эксклюзивный этнический символ расположен на флаге Кыргызстана: в центре золотого солнца с сорока лучами, символизирующими сорок племен, расположена верхняя часть киргизской юрты — тундук — символ отчего дома, семейного очага (Безруков, Туровский, 2009, с. 120). Кроме того, это — не только особый этнический символ, это — единственный символ дома как такового. На четырех из пятнадцати флагов находятся религиозные символы. На флаге трех из них находятся исламские символы: на флаге Азербайджана на красной полосе расположен белый полумесяц с восьмиконечной звездой, лучи которой обозначают восемь тюркских народов; на флаге Туркменистана в левой верхней части полотнища находится белый, обращенный влево полумесяц и пять звезд; на флаге Узбекистана также в левой части на синей полосе изображены белый полумесяц с двенадцатью звездами. Принятый в 2004 г флаг Грузии в виде белого полотнища с красным крестом, делящим флаг на четыре поля, в каждом из которых содержится красный крест, представляет собой символ, восходящий к христианским значениям и смыслам XII в. Социально-политический смысл приписывается только эмблеме на флаге Таджикистана: в центре широкой белой полосы находятся стилизованные в виде короны горы Памира, окруженные семью звездами. Вся композиция символизирует суверенитет, межнациональную дружбу, союз рабочего класса, крестьянства и народной интеллигенции.

Общее обнаруживается не столько в символике цветов и эмблем государственных флагов новых независимых государств, сколько в самом акте их принятия в начале 90-х гг., что само по себе символизировало главные общераз-деляемые политические ценности — свободу, независимость, государственный

суверенитет. Как уже отмечалось, флаги постсоветских государств — это восстановленные, возрожденные, флаги из прошлого, что представляет собой проблему для актуального использования их символики в качестве средства мягкой власти в настоящем. «Возродить», значит вернуться к прошлому, воспользоваться готовым, уже сделанным, но архаичным, которое пригодно для прошлого. Общее заключается в том, что в символике флагов нет современности и нет образа будущего, они не содержат послание власти народу. Лишь в исключительных случаях сквозь символику флага просматривается идеал общественного устройства. Наполнить старую символическую форму новым привлекательным для народа содержанием, вписать в нее актуальные политические ценности и смыслы, выразить новые идеологии представляет собой довольно сложную задачу, для выполнения которой требуется переинтерпретация архаичных символов, концептуализация современных политических ценностей и новых идеологий.

Литература

Административно-территориальное устройство России. История и современность. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 320 с. (Administrative-territorial structure of Russia. History and modernity. M.: Olma-Press, 2003. 320 p.).

Безруков М. П., Туровский А. Е. Гербы и флаги. Эмблемы суверенитета. М.: ООО «Дом Славянской книги», 2009. 288 с. (Bezrukov M. P., Turovsky A. E. Coats of arms and flags. Emblems of sovereignty. M.: "House of Slavic books", 2009. 288 p.).

Большая книга гимнов, флагов и гербов стран мира / авт.-сост. Ю. А. Ивановский. М.: Экс-мо, 2012. 528 с. (The big book of hymns, flags and coats of arms of the world / avt.-status. Yu. A. Iva-novsky. M.: Eksmo, 2012. 528 p.).

Знамиеровский А. Флаги. Всемирная энциклопедия / пер. И. Комаровской. М.: ЭКСМО, 2009. 260 с. (ZnamierovskyA. Flags. World Encyclopedia / transl. by I. Komarovskaya. M.: Eksmo,

2009. 260 p.).

Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Юрид. лит., 1987. 48 с. (The Constitution ( Fundamental Law) of the Union of Soviet Socialist Republics. M.: Yurid. Lit., 1987. 48 p.).

Константино М. Флаги. Иллюстрированный справочник / пер. с англ. М.: АРТ-РОДНИК, 2005. 256 с. (Konstantino M. Flags. Illustrated Guide / trans. from English. M.: ART SPRING, 2005. 256 p.).

Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1989. 304 с. (Pohlebkin V. V. International Dictionary of symbols and emblems. M.: International Relations, 1989. 304 p.).

Русакова О. Ф. Дискурсы и концепты «Мягкого влияния» в современном гуманитарном знании // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. Т. 10, вып. 3. 2012. С. 161-167 (Rusakova O. F. Discourses and concepts of "soft power" in the modern humanities // Bulletin of the Novosibirsk State University. Series: Philosophy. T. 10, N 3. 2012. P. 161167).

Русакова О. Ф. Концепт «мягкой» силы (soft power) в современной политической философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Вып. 10. Екатеринбург: УрО РАН, 2010. С. 173-192 (Rusakova O. F. The concept of "soft" power in contemporary political philosophy // Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. Vol. 10. Ekaterinburg, Ural Branch of RAS,

2010. P. 173-192).

Соколов В. А. Вексиллологический справочник по флагам Российской империи и СССР: в 2 т. М.: МГИУ, 2002 (Sokolov V. A. Veksillologichesky guide to the flag of the Russian Empire and the USSR: in 2 vol. M. : MGIU, 2002).

Фадеичева М. А. Политическая символика государств Юго-Восточной Азии как инструмент мягкой власти // ПОЛИТЭКС. 2012. Т. 8, № 4. С. 218-227 (Fadeicheva M. A. The political symbolism of Southeast Asia as an instrument of soft power // POLITEX. 2012. T. 8, N 4. P. 218-227).

Фадеичева М. А. Политические ценности в государственной символике Индии и Шри-Ланки // Дискурс-Пи: науч. журнал. Екатеринбург, 2013. № 11. С. 22-25 (Fadeicheva M. A. Political values in the state symbols of India and Sri Lanka // Discourse-Pi: Sci. magazine. Ekaterinburg, 2013. N 11. C. 22-25).

ФолиД. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1996. 432 с. (FoleyD. Encyclopedia of signs and symbols. M.: Veche, AST, 1996. 432 p.).

FROM-USSR. Советский Союз и все, что с ним связано // http://www.from-ussr.com/arti-cle_info.php/articles_id/5/article/15-respublik-SSSR-ih-flagi-i-gerby (date of access: 14/01/2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.