конституционно-правовое регулирование государственного герба азербайджанской республики: проблемы и предложения
САЛАмОВ Натиг Мухтар оглы, преподаватель кафедры гуманитарных наук Азербайджанского государственного педагогического университета (Шекинский филиал)
AZ5500, Республика Азербайджан, г. Шеки, ул. М. Расулзаде, 305
E-mail: [email protected]
Автор рассматривает проблему конституционно-правового регулирования Государственного герба Азербайджанской Республики. Проводится краткий экскурс и описываются исторические факты, которые привели к появлению нормативных правовых актов о государственных символах в странах Содружества Независимых Государств, внесению в них в последующем изменений и дополнений или принятию новых.
С точки зрения требований, предъявляемых юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов, эксплицируются и анализируются официальные документы, устанавливающие понятие Государственного герба Азербайджанской Республики, его описание и порядок официального использования. Особое внимание уделяется феноменологическому анализу текстов этих документов, соотношению их с другими нормативными правовыми актами, а также их юридико-техническому оформлению. В регуляторах выявляются объективные и субъективные пробелы — отсутствие норм, регулирующих ситуации, входящие в сферу правового воздействия, необходимость которых частично обусловлена динамикой общественных отношений, а также коллизии — разногласия или противоречия между отдельными юридическими нормами. Указанные проблемы затрудняют применение законодательства о Государственном гербе Азербайджанской Республики, а также официальное и неофициальное использование самого государственного герба.
В статье предложена обоснованная авторская позиция о технико-юридическом совершенствовании нормативного регулирования Государственного герба Азербайджанской республики и способах элиминации в соответствующих актах пробелов и коллизий путем обеспечения их внутренней согласованности, логической стройности, соответствия требованиям техники нормотворчества. Повышение уровня юридической техники должно обеспечить адекватность текстуальной формы нормативных правовых актов подлежащим урегулированию общественным отношениям, повысить эффективность их применения, способствовать повышению уровня правовой культуры общества.
Ключевые слова: Азербайджан, государственный герб, правовое регулирование, нормативный правовой акт, пробел, коллизия.
constitutional and legal regulation of the state emblem of the republic of azerbaijan: problems and proposals
N. M. SALAMOV, lecturer at the Department of humanities of the Azerbaijan State Pedagogical University (Sheki branch)
305, M. Rasulzadeh st., Sheki, Azerbaijan, AZ5500
E-mail: [email protected]
The author's focus is on studying the problem of constitutional and legal regulation of the State Emblem of the Republic of Azerbaijan and suggesting proposals for their extrapolation. A short excursion is conducted and historical facts are described that led to the appearance of regulatory legal acts on state symbols in the countries of the Commonwealth of Independent States, their subsequent amendments and additions or the adoption of new ones. Official documents that establish the State Emblem of the Republic of Azerbaijan, its description and the procedure for official use are analyzed and explicated from the point of view of the requirements imposed by legal science and practice to the process of creating laws and other regulatory legal acts. Particular attention is paid to the phenomenological analysis of the texts of these documents, their correlation with other normative legal acts, as well as their legal and technical design. In regulators, objective and subjective gaps are revealed — shortages of norms, regulating situations that fall within the scope of legal influence, the need for which is partly due to the dynamics of social relations, and also collusions — disagreements or contradictions between separate legal norms. These problems make the application of legislation on the state emblem of the Republic of Azerbaijan, as well as the official and unofficial use of the state emblem itself (placement, reproduction) extremely difficult.
Based on the analysis a well-founded author's position improving the normative regulation of the State Emblem of the Azerbaijan Republic and ways of eliminating corresponding gaps and collisions is proposed by ensuring internal consistency, logical harmony, their compliance with the requirements of standard-setting techniques. Raising the level of legal technique of regulatory legal acts will guarantee the adequacy of its textual form, increase the efficiency of their application, contribute to raising the level of legal culture of the society.
Keywords: Azerbaijan, the State Emblem, legal regulation, normative legal act, gap, collision.
DOI: 10.12737/art.2019.2.5
Государственные символы — это атрибуты независимости и государственности. Ныне они имеют более глубокую духовную и социально-нормативную аксиологию.
В настоящее время каждая из 195 независимых стран мира имеет свои, исторически сложившиеся отличительные знаки государственности (флаг, герб, гимн), символизирующие ее суверенитет и самобытность.
В 1991 г. распался Союз Советских Социалистических Республик. После распада республиками, входившими в Союз, были приняты нормативные правовые акты, устанавливающие государственные символы1 (далее также — символы).
Развал Союза послужил детерминантом процесса перестройки всей политической системы, ликвидации старых властно-управленческих структур. Начался процесс широкомасштабного реформирования государственного механизма. Коренные преобразования производились в социально-правовой и социально-экономической системах.
Именно в этой обстановке были приняты нормативные правовые акты о государственной символике как регуляторы, соответствовавшие переходному периоду.
В последующем фаза переустройства государ-ственно-правовой и социально-экономической жизни для республик продолжилась: расширилась сеть органов государственной власти, были созданы органы местного самоуправления, приняты новые виды нормативных правовых актов, расширился диапазон официальных публикаций. Кроме того, технологические возможности современного общества позволили создать государственные информационные ресурсы в телекоммуникационной сети Интернет, что дало возможность обеспечить открытость и доступность политической власти для общества.
Вышеперечисленные новшества расширили сферы применения символов (флага и герба). Соответственно, увеличился и объем нормативных правовых актов или отдельных правовых норм, определяющих применение символов и их описаний в разных сферах.
Увеличение массива законодательства, так или иначе отражающего применение символов, его описаний в разных сферах общественной жизни, выявило проблему качества нормативных правовых актов, устанавливающих государственные символы, их
1 См.: Указ Президента РФ от 30 ноября 1993 г. № 2050 «О Государственном гербе Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 г. № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации»; Государственные символы Казахстана. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Государствен-ные_символы_Казахстана (дата обращения: 20.07.2018); Государственный флаг Азербайджанской Республики // IRS. 2010. № 2. С. 20—26.
описания и порядка официального использования, а также соотношения этих актов с другими законодательными актами.
В подобной ситуации изменение юридических актов было неизбежным. В правовые акты о государственных символах стран СНГ периодически стали вноситься изменения и дополнения, в ряде государств были приняты новые законы2.
Изменения коснулись и нормативных правовых актов, регулирующих символы Азербайджанской Республики (далее — АР), в том числе Государственного герба. Однако комплексный анализ соответствующих законодательных актов показывает недостаточность государственного регламентирования этого символа и его официального использования.
Но помимо этого внутреннего недостатка следует отметить немаловажный аспект: сферы применения этой символики широки и правотворческий орган не мог охватить все это множество. Подобную точку зрения мы находим и у А. А. Фомина, находившего, что ни одно законодательство не в состоянии учесть все многообразие общественных отношений, которые требуют правового регулирования3.
Статья 25 Конституционного закона АР от 21 декабря 2010 г. № 21-IVKQ «О нормативных правовых актах» требует обеспечить внутреннюю согласованность, логическую стройность нормативных правовых актов, соответствие их требованиям техники нормотворчества, ясность и однозначность использованных в них терминов и определений.
Согласно ст. 23 Конституции АР 1995 г. (далее — Конституция) изображения символов государства, в том числе Государственного герба, определяются конституционным законом Азербайджанской Республики.
Графическое изображение Государственного герба АР было установлено Конституционным законом от 19 января 1993 г. № 460 «О Государственном гербе Азербайджанской Республики». Далее был принят Закон АР от 23 февраля 1993 г. № 516 «Об утверждении Положения о Государственном гербе Азербайджанской Республики» (далее — Положение) со словесным описанием его изображения.
Анализ содержания вышеуказанных документов сталкивает исследователя с имеющимися в них неопределенностями, недостатками и ошибками. Кроме того, они не удовлетворяют требованиям правил по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов.
2 См. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»; Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-3 «О государственных символах Республики Беларусь».
3 См.: Теория государства и права: учебник / под ред. А. В. Малько, А. Ю. Саломатина. СПб., 2016. С. 269.
Несмотря на установление изображения Государственного герба АР Конституционным законом, нельзя признать это регулирование полным и безусловным, поскольку словесное описание его изображения было установлено Положением.
Итак, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, общественные отношения, связанные с Государственным гербом, его описанием и порядком официального использования, регулируются двумя разными нормативными правовыми актами. Для сравнения можем указать, что государственные гербы России и Казахстана были установлены едиными конституционными законами.
Во-вторых, акт, утвердивший графическое изображение Государственного герба, был принят в виде конституционного закона, а Положение, установившее словесное изображение Государственного герба, было утверждено нормативным правовым актом в виде закона АР.
Таким образом, вышеуказанные юридические акты не соответствуют требованиям ст. 23 Конституции, хотя справедливости ради следует отметить, что оба они были приняты до вступления Конституции в силу.
Расхождение или противоречие между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, означает юридическую коллизию.
Представляется, что законодательный акт, устанавливающий Государственный герб, его описание и порядок официального использования, должен быть единым и непротиворечивым.
Положение же характеризуется наличием пробелов, противоречий и недостатков.
По мнению А. Ф. Черданцева, пробел в праве — это такая ситуация, когда имеется факт, по своему характеру находящийся в сфере правового регулирования, требующий правового разрешения, однако норма права, его предусматривающая, отсутствует4.
Отметим, что большинство пробелов возникло по -сле издания Положения, в процессе развития общественных отношений, и законодатель не мог предвидеть потребность в правовом регулировании.
Несмотря на свою значимость, некоторые вопросы не нашли отражения в Положении и остались вне поля правового регламентирования. В частности, отсутствуют юридические нормы о помещении Государственного герба:
а) в рабочих кабинетах Первого вице-президента и вице-президентов республики;
б) на здании Центрального банка, в рабочем кабинете председателя правления;
в) на зданиях государственных публичных юридических лиц;
4 См.: Черданцев А. Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 2000. С. 256.
г) на здании Верховного Меджлиса Нахчыван-ской Автономной Республики, в рабочем кабинете его председателя, а также на зданиях других органов государственной власти Нахчыванской Автономной Республики, в рабочих кабинетах их руководителей;
д) на штандарте (флаге) Президента Республики, хотя это предусмотрено Указом Президента АР от 15 сентября 2008 г. № 828 «О штандарте (флаге) Президента Азербайджанской Республики»;
е) на официальных веб-сайтах органов государственной власти. Наличие этого пробела является результатом динамичности технологической части общественного развития, что требует от правотворческого органа своевременной реакции на вызовы времени и внесения корректив в соответствующее законодательство.
Кроме того, не регламентирован порядок одновременного размещения Государственного герба АР и других гербов.
Нет также норм, устанавливающих требования по использованию Государственного герба АР и ответственность за нарушение этих требований.
Не лишено Положение и противоречий. В его п. 3 указаны места, где помещается изображение Государственного герба страны. Среди этих мест мы находим Высший арбитражный суд и военные трибуналы. Эти требования противоречат положениям законов АР от 10 июня 1997 г. № 310-^ «О судах и судьях» и от 5 октября 2001 г. № 190-IIQD «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Азербайджанской Республики и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с применением Закона Азербайджанской Республики "О судах и судьях"». В статье 19 Закона АР «О судах и судьях» перечислены суды, входящие в судебную систему страны, и среди них Высший арбитражный суд и военные трибуналы не числятся. С момента вступления в силу этого Закона военные трибуналы были переименованы в военные суды. А в 2001 г. утратил силу Закон «Об Арбитражном суде Азербайджанской Республики», в результате чего этот суд перестал существовать.
Положению присущи и недостатки. Например, в п. 4 Положения наименование высшей должности — Президент Азербайджанской Республики — написано со строчной буквы, что не соответствует Правилам орфографии азербайджанского языка, утвержденным постановлением Кабинета министров АР от 5 августа 2004 г. № 108. Согласно этому постановлению наименования высших должностей должны писаться с прописных букв.
Таким образом, можно сделать вывод, что нормативные правовые акты, устанавливающие Государ -ственный герб Азербайджанской Республики, его описание и порядок официального использования, не соответствуют реалиям времени и требованиям за-
конодательства, предъявляемым к содержанию нормативных правовых актов.
Поэтому возникла необходимость обеспечения соответствия правового регулирования данной сферы общественных отношений Конституции, Конституционному закону АР «О нормативных правовых актах», а также целям и функциям нормативных правовых актов.
Представляется, что преодолеть пробелы и коллизии с помощью правоприменительного процесса невозможно, необходимо их устранение путем правотворчества соответствующих органов.
Для регулирования общественных отношений, связанных с Государственным гербом, на более высо-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ком уровне необходимо признать утратившими силу Конституционный закон «О Государственном гербе Азербайджанской Республики», Закон АР «Об утверждении Положения о Государственном гербе Азербайджанской Республики» и принять новый, единый конституционный закон.
Принятие нового конституционного закона о Государственном гербе Азербайджанской Республики в развитие ст. 23 Конституции о государственных символах отразит общественно-политические реалии страны, обеспечит единство, согласованность и другие имплицитные свойства системы нормативных правовых актов в Азербайджанской Республике, повысит юридическое качество регламентирования.
Государственный флаг Азербайджанской Республики // iRS. 2010. № 2.
Теория государства и права: учебник / под ред. А. В. Малько, А. Ю. Саломатина. СПб., 2016.
Черданцев А. Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 2000.
REFERENCES
Cherdantsev A. F. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, 2000. 427 p.
Gosudarstvennyy flag Azerbaydzhanskoy Respubliki [State flag of the Azerbaijan Republic]. IRS, 2010, no. 2, pp. 20—26. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Ed. by A. V. Malko, A. Yu. Salomatin. St. Petersburg, 2016. 423 p.