О государственном управлении процессами интеграции и диверсификации в аграрной сфере
Н.В. Черкезов
Прогнозируемая ведущими мировыми экономистами вторая волна мирового финансово-экономического кризиса в совокупности с завершившимся в августе 2012 г. процессом вступления России в ВТО актуализирует проблемы не просто повышения конкурентоспособности отечественного сельского производства, а его выживания в современных условиях. Особенно остро вопрос об оценке последствий вступления в ВТО и обосновании условий эффективного функционирования национального агропромышленного производства в новых условиях стоит для южных регионов, где агропромышленный комплекс занимает особую нишу в развитии экономики, стратегически важную как для обеспечения продовольственной безопасности региона и страны, так и для социального развития села.
В первую очередь необходимо провести тестирование сложившихся проблем в региональном АПК, которые необходимо решать независимо от особенностей встраивания России в глобальную экономику, и проанализировать риски от вступления в ВТО.
Одним из негативных последствий, которое отмечают большинство экспертов, является снижение таможенных пошлин на продовольственный импорт в Россию, что стимулирует наполнение рынка менее качественными и более дешевыми сельхозтоварами, увеличивает конкуренцию, формирует избыточное предложение, снижает закупочные цены и в целом влечет за собой ряд негативных эффектов в разных отраслях. В связи с этим представляется целесообразным осуществление компенсаторных мер на уровне региона, таких как разработка государственных программ поддержки регионального АПК с учетом зоновых особенностей и вовлечение в них большинства региональных сельскохозяйственных организаций.
Наряду с разработкой общих для сельхозтоваропроизводителей территории рекомендаций, целесообразным представляется анализ отдельных направлений. Так, системообразующим элементом аграрного сектора региональной экономики и доминантным сегментом продовольственного рынка, определяющим продовольственную безопасность, выступает современный зерновой рынок. От его конъюнктуры зависят темпы инфляции на всех других составляющих аграрного сектора, что тестируется процессом агфляции — опережающим ростом цен на продовольственные товары.
Объектом анализа потенциала государственного регулирования процессов диверсификации и интеграции в проведенном исследовании выступает Ростов-
24
Выпуск 1 2013
Н.В. Черкезов
ская область как типичный зернопроизводящий регион юга России. В растениеводстве Ростовской области зерновая отрасль имеет первостепенное значение: зерновыми культурами занято около 50% пашни, используемой в сельскохозяйственном обороте. По показателю урожайности зерновых и зернобобовых культур Ростовская область уступает только Краснодарскому краю, устойчиво сохраняя относительно высокие результаты в сравнении с другими регионами ЮФО. Так доля производимой в 2011 г. в ЮФО продукции сельского хозяйства Краснодарского края — 47%, Ростовской области — 20%, Волгоградской области — 13%, Астраханской области — 10%, республик Адыгея и Калмыкия — по 5%‘.
За последние годы сбор зерновых культур ежегодно превышает 6-7 млн т (в 2012 г. он составил 7,9 млн т), и объемы производства зерна в Ростовской области имеют устойчивую тенденцию к росту (табл. 1).
Таблица 1
Показатели посевных площадей и валовых сборов зерновых культур в Ростовской области (в хозяйствах всех категорий)2
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Посевные площади сельскохозяйственных культур, тыс. га, из них: 4240,7 4180,1 4351,6 4519,9 4552,2 4499,4 4351,4 4419,9
площади зерновых зернобобовых культур, тыс. га 2662,2 2522,4 2554,2 2787,7 2865,7 2925,5 2822,9 2949,6
Валовой сбор зерновых культур, тыс. т 7147,2 6266,9 6307,2 4094,8 9124,1 6780,6 6842,1 7925,6
Гарантированный валовой сбор зерновых и зернобобовых культур к 2020 г. планируется стабилизировать на уровне 7-8 млн т. Устойчивая положительная динамика определяется не только региональной сельскохозяйственной специализацией, но и активизацией производственно-экономической деятельности субъектов зернового рынка региона. В области имеется достаточное количество предприятий по хранению и переработке зерна — 69 элеваторов, из них 12 портовых элеваторов и зерновых терминалов с круглогодичной отгрузкой зерна на экспорт. Торгово-закупочную деятельность на территории Ростовской области осуществляют более 30 фирм и организаций. Среди них за последние несколько лет появились крупные транснациональные компании, осуществляющие торговлю зерном на мировом рынке, многие из них имеют собственные представительства в Ростовской области и в Москве. Ростовская область поставляет зерно в северные регионы и промышленно развитые центры страны, кроме того, значительная его часть экспортируется3.
В связи с этим стратегической задачей, требующей государственной поддержки и научного обеспечения, является повышение конкурентоспособности
1 По данным Министерства сельского хозяйства Ростовской области // URL: http://www.don-agro.ru.
2 По данным Концепции развития агропромышленного комплекса Ростовской области на период до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 23.05.2012 № 424) // URL: www.don-agro.ru.
3 Там же.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
25
Тема номера «Сельскохозяйственное производство и национальные интересы России»
зерновой отрасли. Конкурентоспособность зерна как на внутреннем, так и на мировом рынке определяется технико-технологическим уровнем производства и качеством продукции. Создать современное конкурентоспособное зерновое производство можно лишь при повышении инвестиционной привлекательности отрасли, при достижении сбалансированности межотраслевых и внутриотраслевых ценовых взаимоотношений и повышении качества государственного управления в этой сфере.
Так, анализ рынка зерна Ростовской области позволяет сделать вывод о высоком потенциале развития зернового хозяйства и возможностях совершенствования организационно-технологического процесса в комплексе мер реструктуризации зернового производства. Эти меры не только обеспечат повышение валовых сборов зерна, но и будут способствовать улучшению его потребительских качеств, снижению себестоимости и повышению общей рентабельности зерновой отрасли АПК. При этом в условиях сложившейся олигополистической структуры зернового рынка обостряется конкуренция между отечественными заготовителями зерна и импортерами, а также между крупнейшими торговыми организациями. На мезо-, а частично и на макроуровне национального зернового рынка основной проблемой институционализации цивилизованной конкуренции является снижение высоких региональных административных барьеров для входа на рынок, развитие интегративных и диверсификационных процессов в отрасли.
Экономическая теория обосновывает и практика показывает наличие высокого потенциала развития аграрного сектора в направлении диверсификации агропроизводства как его качественного комбинирования, организационноэкономические выгоды которого общеизвестны и признаны экономистами-аг-рарниками4. Аграрная диверсификация как процесс развития разнообразных направлений производственной деятельности позволяет сельхозпредприятиям адаптироваться к усложняющейся и изменчивой конъюнктуре отраслевых рынков.
Важным условием развития диверсификационных процессов в аграрной сфере является участие государства в управлении этими процессами. При этом комплексный подход к совершенствованию государственного регулирования ди-версификационных процессов в АПК реализуется в экономических, административных и правовых формах и методах их государственной поддержки, а также в целеориентации стратегии диверсификации в аграрном секторе на учет и использование опыта ЕС и других стран. Особое значение при этом имеет диверсификация зернового производства, способствующая рыночной стабилизации поставок зерна, в том числе экспортных, и имеющая потенциал удовлетворения внутренней потребности России, обеспечения ее продовольственной безопасности, а также создания условий для соблюдения севооборотов, сохранения плодородия почвы. Однако недостаточное внимание на практике к процессам диверсифика-
4 См.: Голубов И. Методология диверсификации производства в сельском хозяйстве // Агробизнес: экономика — оборудование — технологии. 2011. № 5. С. 30-31; Его же. Эффективность диверсификации в птицеводстве // Экономика сельского хозяйства России. 2010. № 10. С. 72; Быковская Н.В. Диверсификация сельскохозяйственного производства : монография / Н.В. Быковская, Т.В. Свешникова. М.: Спутник+, 2009.
26
Выпуск 1 2013
Н.В. Черкезов
ции агропроизводства и их нестабильный, дискретный характер оказывают негативное влияние на конкурентоспособность отрасли в целом.
Одним из направлений государственной поддержки диверсификационных процессов в ситуации, когда растущие мировые потребности в сельскохозяйственной продукции требуют увеличения объемов производства в том числе и зерновых культур, являются меры стимулирующего характера по расширению посевных площадей зерновых культур за счет вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых земель. Безусловно, это направление выступает как экстенсивное, а интенсификация зернопроизводства реализуется посредством государственного субсидирования применения современных агротехнологий. В силу этого приоритетными задачами государства являются создание для предприятий, развивающих переработку сельхозпродукции, благоприятных условий кредитования через предоставление субсидируемых удешевленных кредитов на обновление основных и оборотных средств, и стимулирование повышения эффективности использования выделяемых бюджетных средств.
Так, комплекс действенных мер государственного регулирования и поддержки, за счет которых государство активно влияет на процессы диверсификации и стимулирования сельхозпроизводителей, включает в себя, в целях диверсификации в растениеводстве, различные нормативы субсидирования культур. При этом для приоритетных культур целесообразно устанавливать повышенные нормативы субсидирования. В результате использования подобного инструмента появляется реальная возможность увеличения посевных площадей конкурентоспособных сельскохозяйственных культур, сохранения плодородия почвы, улучшения севооборотов.
С диверсификацией соотносятся процессы интеграции. По мнению В.А. Никитина, интеграция и диверсификация выступают как взаимообусловленные и взаимодополняющие процессы, которые должны реализовываться в их диалектическом единстве, но акцент необходимо делать на интеграции, поскольку она дает толчок к ускоренной и многовидовой диверсификации5. Целью интеграции в аграрной сфере является обеспечение совокупного эффекта от интегрированной деятельности через взаимовыгодное и равноправное партнерство. Такое объединение на начальном этапе диверсификации и интеграции способствует повышению доходности производства всех участников процесса, привлечению инвестиций в аграрную сферу, восстановлению производственного потенциала агропромышленного комплекса.
Создание вертикально интегрированных структур приобретает особую актуальность как инструмент антикризисных мер, что позволяет в любой конкретный момент рационализировать приложение свободных ресурсов, сформировать технологические и кооперативные связи, обеспечивающие реализацию эффекта роста масштабов производства6. Кроме того, создание вертикально интегрированных структур позволяет решить проблему недозагруз-
5 Никитин В.А. Стратегия интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг: монография. СПб.: ЛОИРО, 2009. С. 11-12.
6 Чусов И. Контроль как этап цикла управления элеваторными комплексами, входящими в вертикально интегрированные структуры // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
27
Тема номера «Сельскохозяйственное производство и национальные интересы России»
ки производственных мощностей у партнера и тем самым сократить затраты на производство за счет снижения условно-постоянных расходов.
Целенаправленное использование средств агрохолдингов, привлечение кредитов банков позволяют своевременно и качественно провести подготовку сельхозтехники к полевым работам, обеспечить агропроизводство необходимыми минеральными удобрениями, горюче-смазочными материалами, модернизировать парк сельскохозяйственных машин. Наконец, выявленная убыточность самостоятельной хозяйственной деятельности ряда независимых элеваторных комплексов позволяет прогнозировать, что в ближайшие годы интеграционная динамика на рынке услуг по хранению зерна усилится при доминировании покупки контрольных пакетов акций крупнейшими зерновыми операторами, формирующими собственную производственную базу в сельском хозяйстве.
В каждом регионе в отдельных подкомплексах интеграционные процессы имеют свои организационно-экономические особенности. Наибольшее распространение получили агрохолдинги, представляющие собой жесткую систему вертикально интегрированного формирования, позволяющую сочетать централизованное управление с юридической самостоятельностью дочерних предприятий, осуществляющих оперативное управление. Эта организационная форма лучше других отвечает интересам каждого из участников интеграции, поэтому она получила широкое распространение во всех регионах страны. Интегратор-инвестор определяет стратегию развития интегрированной корпоративной структуры, направления развития дочерних предприятий путем формирования портфеля заказов, финансирует производство и контролирует выполнение планов (производственных, инвестиционных, финансовых)7.
В наиболее развитых регионах юга России — Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской и Волгоградской областях — интеграционные процессы в аграрном секторе развиваются эволюционно, но достаточно быстрыми темпами. Основными целями государственных структур в стимулировании интеграционных процессов в этих регионах выступают финансовое оздоровление неплатежеспособных предприятий, привлечение инвесторов для осуществления технической и технологической модернизации8. Преимущества интеграционных объединений в сельском хозяйстве, по мнению ряда исследователей, проявляются в достижении эффекта от масштаба производства, снижении трансакционных издержек.
Важно отметить, что процесс интеграции начался «снизу» в результате реализации интересов (в наличии постоянных поставщиков зерна) посреднических фирм (трейдинговых компаний), работающих на зерновом рынке, и интересов сельскохозяйственных производителей, ориентированных на поиск инвесторов и постоянных покупателей зерна. Первоначальный капитал, заработанный посредниками на торговле зерном, был частично вложен в зерновое производство.
7 Татаркина Д.О. Консолидированный учет и финансовый контроль взаимодействия участников агрохолдинга: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2008. С. 12.
8 Кузнецова Т., Лебедев Н. Проблемы интеграции и диверсификации // Экономист. 2012. № 10. С. 8-9.
28
Выпуск 1 2013
Н.В. Черкезов
Постепенно разовые торговые сделки стали уступать место долговременным договорным отношениям.
Очевидным стимулом развития холдингов в зерновом подкомплексе является контроль за деятельностью сельскохозяйственных производителей — поставщиков зерна. Не меньшее значение имеет формирование сбытовых фирм, необходимой инфраструктуры для соединения партий зерна по качеству и отправки его потребителю, в том числе в другие регионы и страны. Поэтому в свою структуру головная компания стремится включить один или несколько элеваторов на территории региона и даже за его пределами.
В Ростовской области массовое создание холдингов наблюдается с 2002 г. К 2012 г. их количество достигло 22 (ГК «Юг Руси», ОАО «Астон», ООО «Группа Агроком» и др.). Активизировались воспроизводственные процессы в интегрированных корпоративных структурах, началось восстановление разрушенной в первые годы рыночных реформ производственной базы неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий. Практические результаты и исследования, проводимые рядом научных коллективов и отдельными авторами, доказывают, что активизация интеграционных процессов в зерновом хозяйстве Ростовской области увеличивает валовые сборы производства зерновых культур на основе технической модернизации сельхозпредприятий, реализации агроресурсного потенциала региона, положительно влияет на функционирование регионального и национального зерновых рынков.
Поскольку интеграторы заинтересованы в стабильных поставках зерна потребителям круглый год, они делают у себя его запас и стремятся к увеличению объемов закупок зерна у фермеров и небольших предприятий9. Поэтому холдинги инвестируют средства в развитие мелкотоварного производства. Предоставляя фермерам и небольшим хозяйствам сезонный товарный кредит в виде семян, удобрений, горюче-смазочных материалов на весенне-полевую и уборочную кампании, интеграторы оказывают им услуги по уборке урожая и снижают тем самым свой предпринимательский риск (потери поставщиков зерна, риски неполной загрузки имеющихся элеваторных мощностей, невыполнения собственных планов, нарушения договорных обязательств по поставкам зерна покупателям).
Фермеры и небольшие сельскохозяйственные организации заинтересованы в кооперации и сотрудничестве с крупными агрохолдингами, так как собственных оборотных средств у них недостаточно, а доступ к кредитным ресурсам у них ограничен. Сезонное кредитование агрохолдингами их производства позволяет своевременно проводить необходимые сельскохозяйственные работы и получать качественную продукцию, снижая при этом не только производственный и финансовый риск, но и риск сбыта готовой продукции. Так, в ряде агрохолдингов созданы отделы по заготовке сельскохозяйственной продукции, занимающиеся закупками у сельскохозяйственных производителей пшеницы, ржи, ячменя, зерносмеси, подсолнечника. Учитывая интересы различных продавцов, они работают как с большими, так и с малыми объемами. Кроме того, интеграторы, как правило, заинтересованы во внедрении новых районирован-
9 Эффективность интегрированных структур в производстве зерна // URL: http://institutiones.com/ agroindustrial.html?start=45.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
29
Тема номера «Сельскохозяйственное производство и национальные интересы России»
ных сортов зерна, интенсивных и высоких технологий, а также высокопроизводительной техники.
Однако любая форма интеграции между фирмами имеет положительную и отрицательную стороны. С одной стороны, не вызывает сомнения, что объединение нескольких технологически связанных производств приводит к повышению их экономической эффективности через экономию на издержках, в том числе и трансакционных. Это достигается не только за счет экономии на масштабах производства, налогах, снижении постоянных, а иногда и предельных издержек, но и за счет снижения рыночной неопределенности и числа трансакций. Однако интеграционный процесс имеет и отрицательные стороны: возрастание капитальных затрат, извлечение ресурсов из альтернативных инвестиционных проектов; возникновение дополнительного риска, обусловленного расширением сферы деятельности отдельной фирмы в цепи агропромышленного производства; расширение имущественных прав в области технологий, средств и способов производства и, наконец, снижение сбалансированности производственных мощностей на каждой стадии агропроизводственного процесса. Когда для снабжения последующих стадий производства внутренних мощностей недостаточно, разницу приходится компенсировать приобретением ресурсов извне, в то время как избыток внутренних мощностей вызывает необходимость поиска потребителей излишней продукции.
В контексте анализа интеграционных процессов наиболее эффективным представляется современный подход к исследованию интеграции — «концепция позитивной реинтеграции», предложенная специалистами Института национального проекта «Общественный договор», Бюро экономического анализа, а также экспертами из иных научных сообществ. Этот подход отражает нацеленность на совершенствование институциональной среды бизнеса в трансформационных экономиках. Концепция позитивной реинтеграции ставит задачей повышение общественно-экономической эффективности малого и среднего бизнеса путем воздействия на институциональную среду для реализации взаимосвязанных изменений в сферах бизнеса, государственного управления и общественной деятельности. Новый подход стремится к интернализации отрицательных эффектов, порождаемых односторонними мерами дебюрократизации, к более сложной и комплементарной системе взаимодействий различных участников экономического процесса10. Проблема состоит в том, что многочисленные, но разрозненные проигрывающие группы не имеют достаточных ресурсов для организации коллективных действий и защиты своих интересов. В то же время немногочисленные выигрывающие группы концентрируют ресурсы влияния и идут на частные соглашения для сохранения сложившегося положения.
В связи с этим авторы концепции в рамках подхода позитивной реинтеграции предлагают ряд принципов выработки экономической политики11, исходящих из общей посылки о недобросовестности всех участников взаимодействия
10 Взаимодействие государства, бизнеса и общества: позитивная реинтеграция / под ред. А. Золотова. М., 2009.
11 Золотов А., Муханова М. Позитивная реинтеграция как способ развития малого и среднего предпринимательства // Вопросы экономики. 2012. № 6. С. 86-87.
30
Выпуск 1 2013
Н.В. Черкезов
в силу как ограниченной рациональности, так и склонности к оппортунистическому поведению для максимизации краткосрочного выигрыша. Среди этих принципов выделяются:
- принцип «включенного третьего», означающий, что обсуждение и принятие любых мер должно происходить только в системе многостороннего взаимодействия бизнеса, власти и общества, в рамках которого появляются возможности реализовать положительные и интернализовать отрицательные эффекты, возникающие при дуальном взаимодействии;
- принцип совмещения кооперации и конкуренции, предполагающий кооперацию различных участников переговорного процесса, систему стимулов для сторон, которая будет создавать пространство для кооперации и конкуренции экономических субъектов, снижая трансакционные издержки для бизнеса и повышая эффективность правил и механизмов принуждения к их исполнению;
- принцип коллективного действия, обеспечивающий представление интересов разных групп в кооперационном и конкурентном процессе выработки правил и контроле за их исполнением, что требует законодательной поддержки негосударственных субъектов для повышения их переговорной силы и компенсации издержек коллективных действий этих субъектов.
Интерес представляет также принцип разумной компенсации, предполагающий, что принятие и реализация любого правила затрагивает разные общественные группы, приводя к возникновению дополнительных выгод у одних и дополнительных издержек и потерь у других. Для решения данной проблемы перед внедрением правила необходимо выявить потенциально проигрывающие, способные оказывать деятельное сопротивление группы и определить разумные, т. е. адекватные их переговорной силе и ущербу, размеры и формы компенсации (денежной, статусной или иной). Исходя из этих принципов, определяется значимость взаимосвязанных изменений в сферах бизнеса, общественной деятельности и государственного управления и необходимость в дополнительных исследованиях процессов интеграции в экономике в целом, и в сельском хозяйстве, в частности.
Таким образом, осуществление диверсификационных процессов в аграрном секторе и процессов интеграции требует углубления теоретико-методологического анализа экономической сущности диверсификации аграрного производства, проведения государственного мониторинга формирования и развития процессов интеграции и диверсификации в аграрной сфере и экономического обоснования влияния диверсификации интегрированной агрокорпорации на экономику региона, что невозможно без активного участия государства.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
31