Научная статья на тему 'Интегрированные цепочки производства и перспективы их создания в аграрном секторе'

Интегрированные цепочки производства и перспективы их создания в аграрном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АГРОХОЛДИНГ ИМУЩЕСТВЕННОГО ТИПА / VERTICAL INTEGRATION / AGROHOLDING OF PROPERTY TYPE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саяпин Алексей Викторович, Балыбина Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются перспективы развития вертикальной интеграции в Тамбовской области в контексте сразу нескольких альтернатив развития отечественного сельского хозяйства: между специализацией и диверсификацией, между крупным и мелкотоварным производством, между кооперацией и интеграцией. Авторы анализируют плюсы и минусы интеграции в форме агрохолдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саяпин Алексей Викторович, Балыбина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATED CHAINS OF PRODUCTION AND PROSPECT OF THEIR CREATION IN AGRARIAN SECTOR

In article prospects of development of vertical integration in the Tambov region in a context of several alternatives of development of domestic agriculture: between specialization and diversification, between large and small-scale production, between cooperation and integration are considered at once. Authors analyze pluses and integration minuses in the form of an agroholding.

Текст научной работы на тему «Интегрированные цепочки производства и перспективы их создания в аграрном секторе»

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЦЕПОЧКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ СОЗДАНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ

А. В. САЯПИН, И. А. БАЛЫБИНА

В статье рассматриваются перспективы развития вертикальной интеграции в Тамбовской области в контексте сразу нескольких альтернатив развития отечественного сельского хозяйства: между специализацией и диверсификацией, между крупным и мелкотоварным производством, между кооперацией и интеграцией.

Авторы анализируют плюсы и минусы интеграции в форме агрохолдинга.

Ключевые слова: вертикальная интеграция, агрохолдинг имущественного типа.

Экономика отраслей сельского хозяйства глубоко специфична. Для отраслей сельского хозяйства характерны: зональная специализация; различия в продуктивности и доходности хозяйства, в зависимости от природно-климатических условий; высокие уровни рисков ведения финансово-хозяйственной деятельности; сезонный характер кругооборота финансовых ресурсов; наличие внутрихозяйственного оборота большей части сельскохозяйственной продукции и мн. др.

Для сельского хозяйства характерна и достаточно низкая возможность диверсификации продукции. Поэтому, в отличие от других секторов экономики, сельскохозяйственные производители более ограничены в возможностях повышения цен на свою продукцию. В результате так называемый паритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства изменяется не в пользу аграрного сектора. Изучение специфики предприятий отраслей сельского хозяйства региона позволило сделать следующие выводы:

1. В настоящее время «ядром» сельского хозяйства в России выступают крупные предприятия. Именно они показывают наибольшую эффективность финансово-хозяйственной деятельности.

2. Для дальнейшего развития экономики сельских территорий необходимо совершенствование, прежде всего, земельного оборота, использования и восстановления трудовых ресурсов, страхования рисков, взимания налогов и т. д.

3. Очень важным моментом для развития малых форм сельскохозяйственного производства (КФХ и ЛПХ) является расширение кооперативного движения по всем направлениям и, прежде

всего, по сбыту произведенной продукции, либо налаживание системы контрактации с крупным бизнесом [3].

Исследования на основе группировки хозяйств Тамбовской области по среднегодовой численности работников, занятых в сельхозпро-изводстве, показывают зависимость эффективности функционирования сельхозпредприятий от их размера. При этом повышается не только сумма прибыли в расчете на одно предприятие, но и уровень рентабельности. Мелкие сельхозпредприятия (с численностью в пределах 60 человек) функционируют, как правило, неэффективно, уровень убыточности достигает 18 %. С увеличением размера предприятия уровень рентабельности сельскохозяйственного производства возрастает с 1 до 24 % [2].

По данным Всероссийского института аграрных проблем крупнейшие производители имеют более высокую эффективность производства продукции, чем остальные хозяйства (рис. 1) [4].

Крупные сельскохозяйственные предприятия в отличие от мелких хозяйств способны:

- формировать технологически обоснованную структуру производственных фондов, свободно маневрировать имеющимися материально-техническими ресурсами в ходе выполнения сельскохозяйственных работ;

- применять прогрессивные технологии, рационально использовать современную дорогостоящую технику;

- привлекать финансовые ресурсы для реализации крупных инвестиционных проектов;

- привлекать и удерживать на селе квалифицированные кадры в области аграрной экономики и управления;

- обеспечивать высокий уровень товарности производства, реализацию продукции без посреднических структур;

- своевременно реагировать на изменение ситуации на продовольственных рынках;

- эффективно позиционировать и бренди-ровать свою продукцию;

- выводить ее на внешние продовольственные рынки.

Рис. 1. Уровень рентабельности производства у крупнейших сельхозпроизводителей и остальных крупных и средних СХО

Главным мотивом развития интеграционных отношений для участвующих в них субъектов является получение эффекта от совместной деятельности, который складывается из суммы эффектов их автономного функционирования, скорректированных с учетом возникающих положительных эффектов, т. е. эффекта эмерджентности.

Анциферова О. Ю. выделяет пять видов эмерд-жентных эффектов, возникающих при кооперации и интеграции:

- эффект при совместной реализации продукции (продаж),

- эффект от совместного ведения производства,

- финансово-инвестиционный эффект,

- эффект от организационного объединения,

- эффект от совместного управления собственностью [1].

Развитие кооперационных процессов в АПК в современных условиях существенно более затруднено по сравнению с интеграционными процессами.

В Тамбовской области процессы интеграции и концентрации производства сельскохозяйственной продукции менее интенсивны, чем в соседних областях ЦЧР и Юга России. Развитие интеграции в АПК региона выразилось, главным образом, в создании агрохолдингов имущественного типа.

Примером такого агрохолдинга является ЗАО «Агрокомплекс «Тамбовский». Холдинг изначально выстраивался на основе горизонтальной интеграции. Под горизонтальной интеграцией также понимают развитие экономической деятельности компании, осуществляемое путем создания дополнительных производственных мощностей на исходной основе, в рамках отраслевого единства и технологической общности. Это по сути внутриотраслевое кооперирование предприятий и производств одной или нескольких подотраслей, обеспечивающее углубление специализации отдельных звеньев единого технологического процесса, снижение издержек производства, рост его эффективности и повышение качества продукции.

В данном случае горизонтальная интеграция основывается на производстве и хранении зерновых культур. Животноводство в финансовохозяйственной деятельности ЗАО «Агрокомплекс «Тамбовский» играет второстепенную, но растущую роль, обусловленную стратегией комплексного и сбалансированного роста, которая предусматривает диверсификацию рисков за счет организации молочного производства. Животноводство рассматривается руководством ЗАО «Агрокомплекс «Тамбовский» как способ сгладить сезонность денежных потоков от производства зерна.

Другое исследуемое предприятие - ОАО «Хлебная база № 53» - является коммерческой структурой, специализирующейся на оказании элеваторных услуг. Доля ОАО «Хлебная база № 53» на рынке услуг по приемке, хранению, сушке, очистке, подработке, отгрузке сельскохозяйственной продукции (зерна, подсолнечника) не превышает 5 %. В то же время для регионального рынка элеваторных услуг характерно отсутствие предприятий-лидеров.

Интеграция ОАО «Хлебная база № 53» в агрохолдинг с зерновой специализацией позволит производителям зерновых более гибко реагировать на сезонные изменения рыночной конъюнктуры и обеспечивать тем самым максимум прибыли от реализации свое продукции, используя мощности по хранению зерна. ОАО «Хлебная база № 53», в свою очередь, получит гарантированную загрузку элеваторных мощностей, что будет способствовать повышению эффективности использования производственных ресурсов предприятия за счет максимизации прибыли в вертикальной цепочке. В единстве с сельхозпредприятиями элеватор составляет исходную производственную площадку для создания второй и последующих интеграционных цепочек.

Таким образом, интеграция в холдинг элеваторной площадки ознаменовала переход от горизонтальной (зерновой) специализации холдинга к вертикальной интеграции нескольких технологических переделов и одновременно диверсификации производства:

1) зерно - мука - хлебопечение;

2) зерно - комбикорма - молоко и молочные продукты;

3) зерно - комбикорма - мясо и мясные продукты.

При наличии определенных организационных и производственных сложностей (усложнением организационной структуры предприятия и снижение его управляемости, необходимость освоения дополнительных, плохо известных технологических компетенций и организационных навыков) начатая структурная перестройка холдинга несет в себе значительный потенциал финансовой устойчивости и эффективности производства, связанный с открывающимися возможностями:

- хеджировать финансовые риски, связанные с неблагоприятными природными условиями и сильными конъюнктурными изменениями на зерновых рынках (падение цен на сырье (зерно) компенсируется ростом рентабельности готовой продукции (молока, мяса));

- снижать логистические расходы и вовлекать в хозяйственный оборот отходы производства.

Пример ЗАО «Агрокомплекс «Тамбовский» показывает, что создание интеграционных структур по типу агрохолдингов позволяет решать следующие задачи:

- аккумулировать финансовые ресурсы для решения приоритетных направлений развития сельского хозяйства и сферы его обслуживания;

- связать в единое целое производство, переработку и торговлю;

- увеличить возможности продвижения на рынок конкурентоспособной продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- оздоровить финансовое состояние предприятий и организаций агропромышленного производства;

- преодолеть локальный монополизм и вытеснить из оборота посредников;

- повысить контроль за эффективным использованием производственного потенциала, трудовой и технологической дисциплины;

- использовать в агропромышленном производстве новые, прогрессивные технологии, высокопроизводительную технику и другие достижения научно-технического прогресса.

Литература

1. Анциферова О. Ю. Кооперация и интеграция в системе устойчивого развития регионального АПК. Мичуринск, 2010.

2. Горбунов С., Бутырин В.Крупные сельскохозяйственные предприятия - основа агроэкономики // АПК: экономика, управление. 2007. № 3, С. 55-58.

3. Кожевникова Т. М., Мамонтов В. Д. Институциональная составляющая модернизации аграрной сферы // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.

4. Рейтинги крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции России (2006-2008 гг.) М., 2009. С. 11-12.

* * *

THE INTEGRATED CHAINS OF PRODUCTION AND PROSPECT OF THEIR CREATION IN AGRARIAN SECTOR

A. V. Sayapin, I. A. Balybina

In article prospects of development of vertical integration in the Tambov region in a context of several alternatives of development of domestic agriculture: between specialization and diversification, between large and small-scale production, between cooperation and integration are considered at once. Authors analyze pluses and integration minuses in the form of an agroholding.

Key words: vertical integration, agroholding of property type.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.