Научная статья на тему 'О государственном регулировании и государственной поддержке в аграрном секторе экономики'

О государственном регулировании и государственной поддержке в аграрном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / AGRICULTURE / GOVERNMENT REGULATION AND SUPPORT / AGRARIAN SECTOR OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митин А. Н., Сачёв М. В.

Сельское хозяйство сложнейший компонент экономики страны. Оно относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT GOVERNMENT REGULATION AND STATE SUPPORT IN AGRARIAN SECTOR OF THE ECONOMY

The Agriculture a most complex component of the economy of the country. It pertains to count list main is given birth economic complex, defining condition of the maintenance to vital activity society.

Текст научной работы на тему «О государственном регулировании и государственной поддержке в аграрном секторе экономики»

Экономика

10. Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Пер. с 3-го испр. англ. изд. А.В. Куряева. - М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. - 878 с.

11. Назаренко В.И., Папцов А.Г. Сельское хозяйство, продовольственная безопасность, внешняя торговля России и ВТО. - М., 2002. - 190 с.

12. Риккардо Д. Начала политической экономии (отдельные главы) // Классика экономической мысли. - М.: «Эксмо-Пресс», 2000. - С.403-479.

13. Самуэльсон П. Экономика. Т.2. - М.: НПО «АПГОН», 1992. - 415с.

14. Смит Адам. Исследование о природе и причине богатства народов. Кн. первая. - М.: «Ось-89», 1997. - 256 с.

15. Финдли Р Сравнительные преимущества // Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюмена: Пер. с англ. / Науч. ред. чл.-корр. РАН В.С. Автономова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - XII. - С.122-133.

16. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. - М.: Изограф, 2000. - 256 с.

17. Шумпетер Й.А. История экономического анализа: в 3-х т. - СПб.: Экономическая школа, 2001. - Т. 2. - 494 с.

18. Heckscher E. The Effects of Foreign Trade on the Distributions of Income // Readings in the Theory of International Trade. -Philadelphia: Blakiston, 1949.

19. Leontief W.W. Domestic Production and Foreign Trade: The American Capital Position Re-Examined // Economic International. -1954. - № 7. - p. 9-38.

20. Ohlin B. Inter-Regional and International Trade. - Cambridge: Harvard University Press, 1933.

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

А.Н. МИТИН,

доктор экономических наук, профессор, Уральская ГЮА М.В. САЧЕВ,

Уральская ГСХА, г. Екатеринбург

соискатель,

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственное регулирование и поддержка, аграрный сектор экономики.

Значение сельского хозяйства не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но и в том, что сельское хозяйство существенно влияет на занятость населения, развитие многоукладности сельской экономики, хозяйственную самоорганизацию, образ жизни, на эффективность всего национального производства.

В аграрном секторе экономики России занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится, примерно, 70% всего набора производимых в стране предметов потребления. Поэтому в силу своей специфики сельское хозяйство остается одной из чувствительных отраслей экономики, в отношении которой многие страны активно применяют инструменты таможенно-тарифной защиты национального рынка, внутреннюю поддержку и экспортное субсидирование.

Цель и методика исследования

С момента возникновения государства как института, обеспечивающего соблюдение обществом определенных обязанностей и прав, его роль в экономике менялась в сторону усиления контроля над экономической инфраструктурой и естественными ресурсами, все более усиливалась функция

государственного регулирования, вкупе с внутриорганизационным негосударственным регулированием.

Понятие «государственное регулирование» наиболее полно может быть раскрыто через сравнительный анализ понятий «управление», «государственное управление», «регулирование», «государственное регулирование», хотя в этимологическом смысле различия между понятиями «управление» и «регулирование» практически нет.

В общеупотребительном смысле под управлением понимается направление движения чего-либо, руководство [1]. В теории управления это определяется как функция организационных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание определенного состояния или переход в другое состояние в соответствии с объективными закономерностями существования данной системы, реализацией программы или сознательно поставленной целью [2].

Под регулированием в управлении понимается выработка управляющего воздействия в соответствии с отклонением регулируемого параметра от задаваемой величины для приведения системы в рабочее состояние [3]. В юридической литературе понятия «управление» и «государственное управление» разработаны и широко применяются в научных работах по теории государственного управления и административному праву, а среди многих авто-

ров более определенной и обоснованной остается позиция, согласно которой государственное управление характеризуется как особый вид властно-организационной государственной деятельности, выступающий как способ реализации исполнительной власти.

Термин «государственное регулирование» в экономической и юридической литературе применяется в смысле формы проявления государственного управления (а именно - одного из его методов), так и в смысле функции государственного управления, которая сводится к поддержанию состояния упорядоченности в организации объекта и субъекта управления и во взаимоотношениях между ними. Хотя методы и функции весьма близки друг к другу по своему характеру, как отражающие содержание государственного управления, это разные категории.

Можно сказать, что государственное регулирование является общим методом государственного управления, осуществляемом специальными субъектами - органами федеральной исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и, в определенных федеральным законом случаях, исполнительными (иными) органами местного самоуправления в целях реализации функций государственного управления путем издания нормативных правовых актов.

Вместе с тем, федеральный закон

Agriculture, government regulation and support, agrarian sector of the economy.

от 1977 года «О государственном регулировании агропромышленного производства» (утратил силу с 1 января 2005 г.) содержит положения, в которых государственное регулирование агропромышленного производства понимается как экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства [4].

Таким образом, государственное регулирование как одно из проявлений государственного управления позволяет государству реагировать на любые изменения конъюнктуры рынка с учетом интересов населения страны, используя как правовые, административные, так и экономические методы управления.

Государственное регулирование состоит из комплекса мер по обеспечению выполнения законов, вводимых государственными органами для поощрения или ограничения экономической деятельности. Государство, воздействуя на экономические субъекты, замещает тем самым координацию экономики с помощью рынка координацией экономики с помощью государства.

Государственное регулирование сельского хозяйства в этом случае, как одно из проявлений государственного управления, может рассматриваться как метод государственного управления отраслью в целях оказания ей помощи, поддержки.

Такой подход, уже с основными направлениями государственной поддержки, сформулирован в Федеральном законе РФ от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [5] и в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2007 №446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» [6].

Государственную поддержку сельского хозяйства при этом можно определить как систему взаимосвязанных мер нормативного правового, организационного и экономического регулирования, направленных на формирование, поддержание или изменение институциональной среды, производственной и социальной инфраструктуры в сельской местности, воздействующих прямо или косвенно на воспроизводственный процесс, конкурентную среду.

Существует несколько объективных причин, по которым, государственное регулирование и государственная поддержка сельского хозяйства изменяют внешнюю экономическую среду, в которой действуют экономические субъекты:

1. Специалистами определено, что качество и эффективность национальной системы обеспечения продо-

вольствием напрямую влияет на удовлетворение первейших потребностей человека, его здоровье, продолжительность жизни, длительность его трудовых функций и воспроизводство населения в стране.

2. Своевременное участие государства помогает сельскохозяйственным предприятиям уменьшить издержки и создать сильные институциональные преимущества для участия в конкуренции.

3. Оказание помощи отечественным производителям сельскохозяйственной продукции снижает уровень зависимости от импорта. Вмешательство государства в ценообразование с целью обеспечения цен, доступных для максимального количества населения, установление благоприятного режима торговли, налогообложения позволяют влиять на повышение уровня производства продовольствия, занятость, инфляцию, развитие внутреннего сельскохозяйственного продукта.

4. Сельское хозяйство в любой стране всегда отличается от других отраслей экономики относительно низкой фондоотдачей, меньшей добавленной стоимостью на одного работника, значительной потребностью в инвестициях, возврат которых значительно растянут по времени (после получения урожая), сезонностью сельскохозяйственных работ, природными и климатическими условиями.

5. Надежное макроэкономическое развитие государства зависит от стабильного потребления населением основных продуктов питания, по которым нежелательно допускать резких ценовых изменений. Поскольку сельское хозяйство не является саморегулирующимся и подвержено больше всех других отраслей рыночному влиянию, требуется внешняя сила, оберегающая сельскохозяйственного производителя. Этой силой для выравнивания спроса и предложения в аграрной сфере выступает государственное регулирование.

6. Отрасль сельского хозяйства подвержена множеству рисков и заинтересована в стимулирующих мерах государства, особенно субсидирования. Во-первых, это естественная компенсация неизбежных потерь отрасли в условиях рынка. Размер этой платы в некоторых странах может достигать до 70% стоимости сельскохозяйственной продукции. Во-вторых, получаемые субъектами сельскохозяйственной деятельности доходы создают спрос на высокотехнологичные средства производства, а существование цен мирового рынка порождает совершенствование технологий, направленных на снижение издержек производства. В итоге происходит сопоставление (конкуренция) не цен, определяемых затратами товаропроизводителя, а цен, результирующих от их издержек и издержек на субсидирова-

Экономика

ние сельского хозяйства. Проводя такую последовательную политику, страна может иметь более выгодную структуру импорта.

7. Сельскохозяйственные территории - это не только местность для производства продуктов питания. Это образ жизни людей, культурно-исторический феномен, который возникает вместе с государством и в ходе эволюции становится основой для будущих городов. Но социальные условия, качество жизни, потребление продуктов питания, доходы, качество и количество трудовых операций на рабочих местах в сельской местности отличаются от городской среды. Государственное регулирование призвано неуклонно устранять эти различия, создавать условия для лучшей устроенности крестьянской жизни.

8. Сельское хозяйство ни в одной стране не было монополизированной отраслью. Стоимость активов действующих сельскохозяйственных предприятий относительно невысокая да и цена земли, в случае ее покупки, тоже невелика, особенно если отсутствует цивилизованный рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Эти и другие причины достаточно серьезны для вмешательства и поддержки государством аграрного сектора экономики. Если это внимание постоянно, то государственное регулирование сельского хозяйства (и агропромышленного комплекса) приобретает системный характер и базируется на определенных принципах:

■ меры регулирования со стороны государства являются лишь дополнительными в обеспечении нормальных экономических условий хозяйствования субъектов сельскохозяйственного производства на основе самофинансирования;

■ строго дифференцированное применение субсидий, дотаций, льгот и других регулирующих инструментов предназначено только на ориентацию сельскохозяйственных товаропроизводителей на более эффективное хозяйствование;

■ система государственного регулирования сельского хозяйства строится на основе программно-целевого подхода, учитывает региональные особенности и условия;

■ предназначение государственного регулирования сельского хозяйства - стимулировать приоритетные направления развития производства, расширять применение новых организационно-правовых форм хозяйствования, исключать непроизводительные затраты, оптимизировать управление.

На основе этих принципов государство использует различные приемы правового и административного, прямого и косвенного экономического регулирования и воздействия на воспро-

изводственный процесс в сельском хозяйстве по следующим направлениям:

■ привлечение финансовых ресурсов, в том числе и средств коммерческих банков, за счет субсидирования процентных ставок и предоставления государственных гарантий;

■ возмещение части расходов по приобретению материальных ресурсов (прежде всего удобрений, горючесмазочных материалов и средств защиты растений);

■ обеспечение доступности сельскохозяйственной техники, оборудования и племенного скота посредствам развития финансового лизинга за счет предоставления льготных бюджетных кредитов;

■ субсидирование затрат на страхование сельскохозяйственных культур и государственную регистрацию земельных участков;

■ стимулирование возвращения в продуктивный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;

■ финансирование мероприятий по реконструкции и восстановлению мелиоративных фондов;

■ выделение дотаций на один гектар земельной площади, условную голову скота;

■ установление щадящего налогообложения сельскохозяйственных предприятий и организаций;

■ финансирование научных исследований по государственному заказу;

■ социальное развитие сельских поселений и подготовка кадров для сельского хозяйства.

Мировой опыт развития сельского хозяйства показывает, что высокий уровень внутреннего платежеспособного спроса населения не является гарантией прибыльности сельскохозяйственного производителя. На практике именно страны с самым высоким уровнем жизни и доходов выделяют максимальные суммы на поддержку сельскохозяйственных производителей, но осуществляют это не напрямую, а по специальным добровольным программам: кредитным через различные кредитные организации; с помощью регулирования экспортно-импортных поставок; маркетинговым через развитие сбытовых кооперативов; через ограничение производства и регулирование посевных площадей основных сельскохозяйственных культур и т.д.

К примеру, в США размер ассигнований в аграрный сектор экономики достигает 48,7 млрд долл. США или 1% валового внутреннего продукта, в странах Европейского Союза - 121,4 млрд долл. США или 1,3% валового внутреннего продукта. Наиболее масштабную поддержку, до 1,5% ВВП, сельскохозяйственным товаропроизводителям на основе целевых программ оказывают страны с наименее благоприятными

природно-климатическими условиями (Норвегия, Япония, Южная Корея). Канада, природные условия которой в некоторой степени соответствуют российским, выделяют на 1 га сельскохозяйственных угодий около 188 долл. США, а в России, по разным оценкам, -от 10 до 16 долл. США. Для западных фермеров государственная помощь превратилась в один из наиболее значимых факторов формирования доходов, прежде всего за счет компенсации потерь от понижения цен. В США и Европейском Союзе по отдельным видам сельскохозяйственной продукции государственные субсидии превышают 70% в цене реализации, имеют небольшой перечень ограничений [7].

По правилам Всемирной торговой организации (ВТО), ограничения распространяются только на те меры государственной поддержки, которые оказывают искажающее влияние на конкуренцию или доходы сельскохозяйственных производителей. В мировой экономической практике государственное регулирование аграрного сектора принято измерять при помощи индекса АМР (агрегированные меры поддержки) - отношения суммы всех видов государственной поддержки, прямо влияющих на доходы фермеров, к стоимости валовой продукции сельского хозяйства.

В классической экономической теории государственная поддержка признается основным инструментом ведения конкурентной борьбы и борьбы за рынки сбыта. Причина этого в том, что сельскохозяйственные технологии, в отличие от других технологий производства, практически равнодоступны для любого государства. Поэтому развитые страны умышленно нарушают рыночный паритет цен, занижая цену на сельскохозяйственную продукцию и выдавливая, таким образом, конкурентов с рынка. Более того, в последнее время Всемирная торговая организация (ВТО) стала рассматриваться как политический инструмент, с помощью которого начали применять совершенно разные стандарты для той или иной страны, усиливаться преимущественно коммерческая составляющая аграрного сектора, не рассматривая его как жизнеобразующий, социальный фактор развития государства. Как представляется, это проявление недобросовестной конкуренции, элемент политического шантажа, дезинтеграция в мировом обороте сельскохозяйственной продукции.

На практике государственное регулирование сельского хозяйства выполняет весьма обширные функции по созданию стабильных экономических, правовых и социальных условий, удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания по социально приемлемым ценам, охраны окружающей среды, опираясь на целевые инвестиции, их диверсифика-

Экономика

ционную направленность.

Значение инвестиций в экономике страны, а тем более в ее аграрный сектор, признается всеми. Однако понятие «инвестиция» на макро- и микроуровнях наполнено различным содержанием. То, что для отдельного инвестора на микроуровне является инвестицией, например, приобретение какого-либо здания или ценных бумаг, не подходит под понятие «инвестиция» на макроуровне, поскольку в этом процессе не происходит прироста средств производства и материальных запасов, т.е. не происходит прироста капитала в целом.

В экономике до настоящего времени продолжаются исследования, касающиеся природы инвестиций, что порождает и различные их определения. Но ученые сходятся в одном: инвестиции - это вложение капитала с целью его увеличения в будущем. При этом увеличение капитала должно компенсировать инвестору отказ от потребления средств, имеющихся в настоящее время, сам риск вложений, а также неизбежные инфляционные потери. В современных словарях [8], инвестиции - это не только вложение средств в активы предприятия, но и долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли народного хозяйства как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли. Статья 1 Федерального закона от 25.02.1999 г. №39-ФЗ (в ред. от 2 января 2004 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», гласит: «Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [9]. В мировой практике на макроуровне различают инвестиции прямые, венчурные, портфельные и аннуитет, целью которых всегда является получение через определенное время предпринимательского дохода или процента.

В литературе можно выделить четыре основные группы трактовок понятия инвестиции на микроуровне, т.е. на уровне конкретной организации:

а) инвестиции, определяемые через платежи;

б) инвестиции, определяемые через имущество;

в) комбинаторное понятие инвестиций;

г) диспозиционное понятие инвестиций.

Первый вид инвестиций рассматривается как поток оплат и выплат (расходы), начинающихся с выплат (расходов). Говорить о том, что инвестиции представляют собой платежи,

Комбинаторное понятие инвестиции основывается на представлении инвестиций как дополнительных вложений к уже имеющимся средствам, вложений, направленных на расширение бизнеса или создание условий для повышения эффективности его функционирования [11].

В представлении Ж. Перара они имеют несколько типов:

■ для замены или поддержания уровня оборудования;

■ на расширение посредствам увеличения производственных мощностей;

■ на расширение деятельности посредствам создания новых видов продукции;

■ на проведение научно-исследовательских работ;

■ на продвижение товара на рынок и рекламу;

■ на участие в капитале других предприятий;

■ для предотвращения загрязнения окружающей среды, на поддержку социальной сферы и т.п. (инвестиции обязательного типа);

■ на размещение капитала за рубежом, на «поглощение» других предприятий и т.п. (стратегические инвестиции).

В основе диспозитивного понятия инвестиций заложено положение, в соответствии с которым процесс инвестирования предполагает «связывание» финансовых средств и тем самым уменьшение свободы распоряжения ими руководителями предприятия. Их можно даже обозначить как «инвестиции целевого характера», которые предназначены для модернизации производственной инфраструктуры, приобретения новых технологических линий, финансирования крупных инвестиционных проектов.

Одно из важнейших условий эффективного инвестирования - диверсификация, которая как термин имеет двуединую латинскую основу - diversus -разный и facere - делать. Современным английским языком сформировано объединенное понятие diversification

- диверсификация. В переводе с двойным значением как расширение номенклатуры продукции или ассортимента; вложение капитала в различные виды ценных бумаг.

Уточнение термина происходит с определением экономической направленности (diversified - разнообразный, многоотраслевой) и организационной структуризации (diversified company -диверсифицированная, многоотраслевая компания; diversified group - объединение разнопрофильных предприятий, многоотраслевое объединение компаний). Применительно к диверсификации инвестиций - это размещение капитала в целях уменьшения риска в различные виды ценных бумаг: акции, облигации, другие инструменты фондового рынка, а также различные сфе-

ры деятельности, инвестиционные компании и т.д. [12].

Несмотря на актуальность проблемы диверсификации как таковой и диверсификации инвестиций в сельском хозяйстве в частности, ее теория и практика в российской экономической науке должным образом еще не осознана. Мировой финансовый кризис заставляет пересмотреть эти позиции, поскольку потенциальные возможности диверсификации инвестиций в аграрной сфере велики, а пауза в отношениях с Всемирной торговой организацией (ВТО) позволяет провести детальный анализ возможных рисков и новых угроз.

В России теория диверсификации в рамках агропромышленной интеграции разрабатывалась в 70-80-е годы XX века в работах Н.П. Александрова, А.А. Амбарцумова, И.Д. Афанасенко, М.Я. Базина, И.И. Бодюла, В.К. Логвининко и других ученых. В западных странах большой вклад в теорию диверсификации внесли А. Ансофф, М. Горп, Х. Берри, С. Маркидес, А. Стрикленд, А. Томпсон, Р Румелт, Р Колз и Дж. Ул. Отечественные работы последних десятилетий представлены именами И. П. Богомолова, П.М. Золина и А.С. Бойцова, В.М. Самойлова, А.И. Пахомова, А.И. Хорева.

Диверсификация инвестиций - это предпочтение реализации нескольких относительно небольших по вложениям проектов, чем реализация одного -двух крупных, требующих максимального задействования всех ресурсов и резервов. Эту диверсификацию следует отличать от диверсификации сельскохозяйственного производства, при которой происходит увеличение номенклатуры (разнообразия) продукции и числа отдельных специализированных экономических объектов (предприятий, организаций).

Применительно к сельскому хозяйству инвестиции, которые могут быть финансовыми, кредитными, товарными и лизинговыми, реализуют несколько функций:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ являются основными источником формирования производственного потенциала;

■ влияют на оптимизацию структуры активов;

■ позволяют достичь стратегических целей экономического развития;

■ обеспечивают формирование долгосрочной структуры капитала;

■ остаются эффективным механизмом обеспечения простого и расширенного воспроизводства основных средств;

■ открывают перспективы внедрения инновационной политики;

■ меняют социальную обстановку в сельской местности;

■ выявляют направления инновационной привлекательности;

■ создают конкурентоспособные преимущества в производстве сельскохозяйственной продукции.

Экономика

По заявлению главы Минсельхоза РФ Алексея Гордеева, на развитие сельского хозяйства из федерального бюджета РФ с 2008 по 2012 годы будет направлено 551,3 млрд руб., а из бюджетов субъектов РФ еще 544,3 млрд руб. При таких вложениях, по его мнению, ежегодные темпы роста объема сельскохозяйственного производства должны достичь 4%, а сельское хозяйство может стать локомотивом экономики страны [13]. Однако в связи с непростой финансовой ситуацией рентабельность аграрного сектора экономики может к началу 2009 года снизиться на 10%, хотя объем кредитов, привлеченных в эту отрасль, уже составил 325 млрд руб., а прирост инвестиций составил 6,5% [14].

Механизм вложений в сельское хозяйство с активным участием государства выглядит следующим образом.

Финансирование мероприятий по развитию сельского хозяйства осуществляется на основе принципа софи-нансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Основой ориентир - государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Кредитные ресурсы поступают в две государственные структуры: Рос-сельхозбак и Росагролизинг - бенефе-циары аграрной политики.

В дополнение к ним создаются более тысячи кредитных кооперативов для обслуживания мелких товаропроизводителей, а также система земельно-ипотечного кредитования.

Государственная финансовая поддержка осуществляется посредствам предоставления субсидий (лат. subsidium - помощь, поддержка) - сумма средств в денежной или натуральной форме, которая может носить возвратный и безвозвратный характер (однако преобладают безвозвратные субсидии) [15].

Субсидии предназначаются на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным, а также инвестиционным кредитам полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на срок до 8 лет сельскохозяйственным организациям и предприятиям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.

Для снижения рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции и в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при колебаниях цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию предусмотрены субсидии для возмещения

40% затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховых взносов по договорам страхования.

Кроме того, в мероприятиях государственной поддержки присутствуют такие формы государственного регулирования как государственные закупочные и товарные интервенции по зерну, тарифные квоты на импорт мяса, налоговые льготы, обеспечение правовыми средствами аграрного сектора экономики.

Вышеназванные мероприятия предусмотрены с целью создания условий устойчивого развития сельских территорий, повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и преодоления кризисных явлений в сельском хозяйстве. С позиций экономики кризис в этой отрасли, снижение ее производственного потребления вызывает цепную реакцию в комплексе смежных с нею секторов экономики, и не только в них. Падение личного потребления в сельской местности, а также среди работников сопряженных отраслей действует угнетающе на общее состояние платежеспособного спроса и пропорции межотраслевого обмена [16].

В настоящее время все еще действуют факторы ухудшения финансово-экономического состояния российских сельхоз-товаропроизводителей на макроуровне (архаичная структура сельского хозяйства, монополизация смежных с сельским хозяйством отраслей, неэффективная политика регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, диспаритет цен между отраслями промышленности и сельского хозяйства, фискальный характер налогообложения и пр.) и на микроуровне (неадекватные рынку формы хозяйствования, низкая ответственность и отсутствие должной мотивации работников, технико-технологическая отста-

лость производства, высокие издержки и пр.), что обусловливает необходимость неизбежного применения механизма государственного регулирования и мероприятий государственной поддержки сельского хозяйства.

Выводы. Анализ

Как представляется, для преодоления существующих проблем в аграрном секторе экономики целесообразен комплексный подход, в котором могут быть представлены следующие мероприятия:

- продолжить совершенствование сельскохозяйственного законодательства как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов, где уточнить, в связи с мировым финансовым кризисом стратегические направления государственной аграрной политики. Как важнейший сектор экономики отрасль сельского хозяйства, по мнению ряда экономистов-аграрников, должна достигать 30% рентабельности, что предполагает увеличение финансовых вложений до объема более 550 млрд руб [17];

- начать системную работу по сокращению теневого оборота в сельском хозяйстве и доходов посреднического сектора;

- определить дополнительные ориентиры в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» по изменению качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности (возрастной состав, квалификация, трудовая активность, трудовая мораль и др.);

- обсудить на правительственном уровне принципиально иной, чем прежде, подход по обеспечению села трудовыми ресурсами: рекрутировать, подготавливать, проводить перепод-

Экономика

готовку рабочих кадров в городах, а затем транспортировать их для работы в сельской местности, откорректировав для этого механизм государственной финансовой поддержки на подготовку кадров и формы оплаты труда;

- освободить крестьянские (фермерские) хозяйства от уплаты налогов, заменив их введением патентов на ведение хозяйственной деятельности, которые могут приобретаться по льготной цене и с отсрочкой уплаты за патент;

- в числе мер государственной поддержки расширить дотирование производства (реализации) отдельных видов сельскохозяйственной продукции, поскольку в этом случае создаются дополнительные стимулы для увеличения товарного производства и регулирования доходности сельскохозяйственного производства;

- для стимулирования возврата в продуктивный оборот ранее неиспользуемых земельных участков и повышение их плодородия (рекультивация) изменить такую неэффективную форму государственной финансовой поддержки как возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части расходов на этот возврат и ввести специальную систему земельных премий. В ведущих аграрных странах она предусматривает ежегодную выплату фиксированной денежной суммы в расчете на каждый гектар возделываемой сельскохозяйственной культуры.

В условиях новой мировой социально-экономической реальности пересмотреть инвестиционную политику в аграрном секторе экономики с целью внедрения дополнительных мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности страны, а также откорректировать действия по предстоящему сотрудничеству с ВТО.

Литература

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: 1995. с. 325.

2. Социальные технологии: толковый словарь. - М.: 1995. с. 233.

3. См. там же. С. 150.

4. Собрание законодательства РФ. 1997 №29. Ст. 3501.

5. http://www.rg.ru /2007/01/1Ше1Ью2^ок.Мт1

6. http://www.consultant.rU/law/revew/174646.html

7. http://www.agro-inform.ru/2007/01/point.htm

8. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Словарь рыночной экономики. - СПб.: ТООТК «Петрополис», 1995. - С. 42.

9. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ (в ред. от 2 января 2004 г.) ст. 1. - М.: Юрист. 2003.

10. Липсиц И.В., Косов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. - М.: Издательство БЕК. 1996. с. 1.

11. Перар Ж. Управление финансами: с упражнениями. - М.: Финансы и статистика, 1999. - С. 187.

12. Энциклопедия рыночного хозяйства. Финансы рыночного хозяйства / Редкол. Тома. - М.: Издетельской дом «Экономическая литература» 2002. - 480 с.

13. http://www.fagps.ru/faghs-news-2008.html.

14. http://www.business.restate.ru/news/48942.html.

15. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир. 2005. с. 608.

16. Аграрное будущее России / Экономика России. XXI век. №22. 2006. http://www.ruseconomy.ru/nomer22200611/ec34.

html

17. Фомин Д., Ханин Г. Что происходит в продовольственном комплексе: макроэкономический взгляд // Отечественные записки. - 2004. - №1 (15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.