Научная статья на тему 'О государственном лесном кадастре'

О государственном лесном кадастре Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
728
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КАДАСТР / ГРАНИЦЫ ЛЕСНОГО УЧАСТКА / МАТЕРИАЛЫ ЛЕСОУСТРОЙСТВА / STATE FOREST CADASTRE / FOREST LOTS BORDER / FOREST SURVEYING MATERIALS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Адамов Магомед Гаджиевич, Курбаналиева Г. С.

В статье кратко описан ряд проблем, возникающих при постановке лесных участков на государственный учет и основные факторы, способствующие их появлению. Предлагается изменение процедуры учета, авторы рекомендуют ввести в действие государственный лесной кадастр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Адамов Магомед Гаджиевич, Курбаналиева Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About state forest cadastre

Article shortly describes several problems occurring while positioning wood lots at government accounting and basic factors causing its appearance. It offers a change in procedure of accounting and the authors recommend making in action state forest cadastre.

Текст научной работы на тему «О государственном лесном кадастре»

УДК 332.2 / 7 (0. 75.8) М.Г.Адамов, Г.С.Курбаналиева О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЛЕСНОМ КАДАСТРЕ

В статье кратко описан ряд проблем, возникающих при постановке лесных участков на государственный учет и основные факторы, способствующие их появлению. Предлагается изменение процедуры учета, авторы рекомендуют ввести в действие государственный лесной кадастр.

Ключевые слова: государственный лесной кадастр, границы лесного участка, материалы лесоустройства.

Введение. «Кадастр» от латинского capitastrum дословно означает опись (реестр), позднее во Франции это понятие преобразовалось в слово cadastre (реестр), используемый в настоящее время [1]. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (2001г.) государственный земельный кадастр в целом - это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектах недвижимости [2].В земельном кадастре (2001г.) вошла практически вся законодательная база РФ по этому вопросу, принят также федеральный закон «О государственном земельном кадастре» 2 января 2000г. № 28-ФЗ. и приказ от 28.12.2009г.,№ 555 [3]. Однако до сих пор нет возможности для формирования кадастровой оценки лесных земель и лесов в целом. В период после принятия Лесного кодекса РФ (2006г.) эти проблемы усугубились в связи с ликвидацией лесоустройства как таковой и утверждения взамен государственной инвентаризации лесов (ГИЛ). Поэтому пишутся многочисленные дополнения, пояснения и разъяснения, направленные на нивелирование отдельных огрехов, допущенное при его разработке. Много вопросов остаются без ответа, в том числе вопрос о кадастровой оценке лесных земель и лесов.

В данной статье поставлена задача обратить внимание при разработке государственного кадастрового учета защитных лесов, особо охраняемых природных территорий, особо ценных лесных участков на территории Западного побережья Каспия, с высокими бальнеологическими и санитарно - курортными качествами, на лесные участки дельт р. Самур, Терек, Сулак и другие нерестилища высокоценных видов рыб, на территории с высокой рекреационной значимостью. Такая детализация позволит на наш взгляд, значительно повысить значимость государственного лесного кадастра как таковой и экономическую эффективность при его реализации в условиях защитных лесов Республики Дагестан.

В методику разработки и документирования мы предлагаем сохранить наивысшую стоимость лесных участков по сравнению с другими типами земельных угодий, а самих лесов оценивают по социально-экономической их значимости, имея при этом в виду что лес - это экологическая система и наиболее совершенный и устойчивый биогеоценоз, объединяющий в одно целое растительный и животный мир, микроорганизмы, земельные и водные ресурсы.

В результате анализа существующей лесной законодательной базы и фактического положения дел на местах мы вынуждены констатировать, что ликвидация лесхозов, т.е. их хозяйственной деятельности в лесах и создание взамен лесничеств с сугубо управленческими функциями подорвал фактически фундамент лесного хозяйства в целом, которого невозможно восстановить никакими арендаторами, бизнесменами и частным сектором.

До сих пор сохраняется большое количество так называемых «горячих точек», где заявители сталкиваются с очередями, необоснованными отказами и приостановками при

осуществлении учетно-регистрационных действий. Услуги, оказываемые Росреестром являются одними из самых востребованных физическими и юридическими лицами.

Регистрация прав собственности на земельные участки физических и юридических лиц выявила ряд сложностей, связанных с постановкой на кадастровый учет лесных участков. Уже в начале этих работ выяснилось, что количество проблем в этом вопросе множество.

Заявительный принцип постановки на кадастровый учет земельных участков и «дачная амнистия» позволяют зарегистрировать в собственность и поставить на кадастровый учет земельные участки, целиком или частично находящиеся на землях лесного фонда. Однако это не предусмотрено Лесным кодексом РФ. Кадастровые сведения о землях лесного фонда отсутствуют или имеют декларативный статус, в натуре границы не обозначены, не исключено и наложение лесных участков на земельные кадастровые сведения которых отсутствуют, а право собственности уже зарегистрировано. Владельцы таких земельных участков даже не догадываются, что их участки, целиком или частично ошибочно «перешли» из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, перевод которых является прерогативой Правительства РФ. Это связано с отсутствием информации в структурах, осуществляющих ведение кадастра недвижимости, отчасти из-за технических ошибок при выполнении кадастровых работ или из-за нарушения процедуры согласования границ участков. Многие сегодняшние проблемы связаны с корнями недалекой истории. Несколько десятков лет назад одной из основных задач лесоустройства являлось определение и восстановление границ лесного фонда в натуре. В работу по организации территории государственного лесного фонда и совхозно-колхозных лесов входили прорубка и расчистка границ, закрепление поворотных точек межевыми знаками. Во многих районах находят результаты этого нелегкого труда - курганы и межевые знаки. В последующем статья расходов на восстановление границ была вычеркнута из состава работ при лесоустройстве. А принятым в 2006 г. Лесным кодексом лесоустроительные работы заменены государственной инвентаризацией лесов (ГИЛ), в состав которой организация территории вообще не входит.

Поэтому в 2010г. и в последующие годы одновременно с завершением реорганизационных процедур необходимо на наш взгляд проделать большую работу по качественному улучшению предоставления государственных услуг населению и юридическим лицам.

Во-первых, значительный объем документооборота между заявителем и Росреестром должен быть переведен в электронную форму. Распоряжением Правительства от 17 октября 2009 г. № 1555-р утвержден такой план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде. Уже в этом году заявители должны иметь возможность подавать в электронном виде заявления о кадастровом учете, а также запрашивать и получать сведения из Единого государственного реестра прав и Государственного кадастра недвижимости. Это, с одной стороны, намного упростить взаимодействие с Росреестром, с другой - значительно сократить объем посетителей в офисах и кабинетах чиновников.

Во-вторых, требуется принять все необходимые меры по исключению посредников из взаимодействия между заявителем и Росреестром. Эти факты продолжают создавать негативный имидж государственной учетно-регистрационной системы.

В-третьих, необходимо создать публичную систему мониторинга качества предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций на базе нескольких ключевых показателей как для всего Росреестра в целом, так и для каждого территориального управления и территориального отдела. Это касается функций и услуг как в сфере регистрации прав и кадастрового учета, так и в сфере геодезии и картографии.

В-четвертых, необходимо завершить передачу в картографо-геодезический фонд всех топографических и навигационных карт, созданных и обновленных по заказам Роскартографии в рамках ФЦП ГЛОНАСС 2007-2009гг. До сих пор большой объем этой

продукции «не дошел» до федерального фонда и соответственно не доступен для использования. Важно также обеспечить высокое качество навигационных карт, которые будут созданы в этом году по заказу Росреестра. От этого зависит работа системы ГЛОНАСС в целом. К сожалению, качество этой продукции, созданной в прошлом и позапрошлом году, оставляет желать лучшего.

Более полный и подробный перечень задач определен в Концепции создания единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета, утвержден приказом от 28.12.2009г №555.[4]

На наш взгляд только государственное ведение лесного хозяйства и его финансирование сохранить целостность лесной отрасли. Мы имеем плачевный опыт перестройки по развалу колхозов, совхозов, безлюдных опустошенных селений, заросших полей, бывших садов и виноградников. Аналогичное не должно повториться в лесном хозяйстве, поэтому существует острая необходимость качественной оценки и государственного кадастрового учета лесных участков. Считаем, что лучше сохранить леса под охраной лесной службы, чем передать или продать за бесценок нерадивым структурам бизнеса, поскольку главная функция лесов - это депонирование углекислого газа и других парниковых газов, выделение кислорода и фитонцидов.

При определении местоположения границ лесного фонда ссылаются на Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003 года. Согласно этим рекомендациям точность определения местоположения межевого знака для земель лесного фонда равна пяти метрам, когда самых межевых знаков давно уже нет. [5, 6]

Фактическое положение границ земель лесного фонда фактически никем не проверяется, а отыскивание старых граничных знаков и восстановление границ - дело практически безнадежное.

Для постановки и решения задач государственного кадастрового учета считаем необходимым:

1. Обеспечить сбор и обработку материалов наземными геодезическими измерениями и определением координат точек границ (межевых знаков). Для постановки на кадастр земель лесного фонда необходимо производить определение координат картометрическим способом, на основе существующих геодезических карт М 1:10000 и аэрофотоснимков. Точность выполнения этой работы отвечает нуждам государства и лесопользователей. Эти затраты можно восстановить при реализации кадастровых материалов новым хозяйствам.

2. Ликвидировать все существующие ошибки учета лесных земель.

3. Обеспечить доступ к информации для широких слоев населения. Не всегда, не вовремя и в не полном объеме предоставляется информация о лесных землях. Не имея действительных фактических документов при производстве работ, исполнитель не может внести поправки в границы участков на лесных планах и планшетах, следовательно, изменения найдут свое отражение и в государственном лесном кадастре. Изменения площадей и характеристик лесных угодий весьма динамичны, и возможно они вынудят Рослесхоз и лесные службы на местах повторно вернуться на непрерывное лесоустройство. Эти основные недостатки, которые накладывают свой отпечаток на лесные картографические материалы, а в последующем и на сведения, представляемые в лесной кадастр.

Однако, кадастровые данные тоже не лишены всех этих недостатков. Совмещение всех картографических материалов различной точности и достоверности дает возможность анализировать и уточнять место положение границ. Но с полной уверенностью можно делать это только при проведении натурных измерений. Поэтому геодезические сведения о границах ранее учтенных земельных участков становятся лишь основой для составления межевых планов лесных участков.

Материалы лесоустройства удовлетворяли потребности лесопользователей, но при решении имущественных споров, точности определения местоположения границ и площади

лесных участков по данным лесоустройства оказалось явно недостаточно. Чему свидетельствуют многочисленные судебные разбирательства.

В печати нередко затрагиваются вопросы оформления участков в частную собственность, а оформлению прав государственной собственности отводится второстепенная роль. Между тем доля земель, принадлежавших государству, велика. Несогласованность и непрозрачность действий государственных органов приводят к большим трудностям при постановке на кадастровый учет и регистрации прав на земельные и лесные участки.

В дальнейшем предстоит всем государственным органам объединить усилия и провести большую и кропотливую работу по обобщению всех имеющихся данных и внесению их в кадастр недвижимости, а органам лесного хозяйства необходимо создать юридическую службу для осуществления проверок и экспертных оценок материалов и актов, разработки новых и дополнения существующих инструкций по учету земель лесного фонда. Кроме этого необходим взвешенный диалог между органами государственной власти, так или иначе задействованными в работе по поставке земельных участков различных категорий на государственный кадастровый учет.

Сложившаяся ситуация требует изменения процедуры постановки на кадастровый учет земель лесного фонда, поскольку эти земли принадлежат Российской Федерации на праве собственности и занимают две трети территории государства. Кроме того на лесных землях ведется добыча нефти, газа и других ценных ископаемых, на них закладываются магистральные трубопроводы, строятся магистральные дороги, линии электропередач и другие линейные сооружения. Поэтому без кадастрового учета и регистрации прав это делать невозможно, как и без лесоустройства невозможно ведение самого кадастра. Вот почему мы указываем на необходимость возврата к лесоустройству сохранив и государственную инвентаризацию лесов, организовать передачу данных о границах земель лесного фонда между государственными органами, осуществляющими ведение государственной инвентаризации и государственного кадастра в порядке информационного обмена (статья 15 ФЗ - 221 от 27.07.2007 г.). Соответствующие указания и изменения по видимому будут внесены в Постановление Правительства Российской Федерации «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» №618 от 18.08.2008 года, где предусмотрена возможность обмена информацией о границах лесных участков.

Реализовав передачу данных о границах федеральных земель в картографический фонд кадастрового учета в виде электронных карт, созданных при проведении лесоустройства, можно значительно сократить время на выполнение всех вышеуказанных работ и избежать процедуры согласования границ земельных участков со смежными землепользователями. В свою очередь органы кадастрового учета смогут проанализировать полученную информацию в целом по субъектам, выявить и сообщить о всех несоответствиях лесоустроительных данных и сведениях кадастра объектов недвижимости. Органы государственной власти, наделенные полномочиями по управлению и распоряжению лесными землями, на основании полученных рекомендаций смогут вносить корректировки в свой учет и использовать полученную информацию при проведении последующих лесоустроительных работ. По мере дальнейшего накопления информации все государственные органы смогут обмениваться ею для уточнения местоположения границ земельных участков, населенных пунктов, муниципальных районов и субъектов Российской Федерации.

Передача сведений о границах лесных участков позволит их использовать при заключении договоров аренды и переводе земель из одной категории в другую, а также при подготовке генеральных планов, утверждении границ населенных пунктов и других согласовательных процедурах. Наличие в лесном кадастре информационного слоя, созданного на основе данных государственного учета земель лесного фонда по состоянию на дату последнего лесоустройства следует сделать более прозрачной, облегчая тем самым

процедуру согласования границ смежных землепользований с государственными органами, отвечающими за сохранение лесов, и позволит оперативно решать вопросы, связанные с оформлением документов о переводе участков из одной категории земель в другую. Местоположение границ будет постоянно уточняться по более точным наземным данным, получаемым при производстве кадастровых работ. При достаточном финансировании полевых лесоустроительных работ и наличии высококвалифицированных специалистов позволят четко обозначить границы лесного фонда на местности.

Несмотря на резкое уменьшение финансирования лесоустроительных работ, с начала 2000-х годов произошла существенная модернизация всего лесоустроительного производства. При создании карт и планшетов стали использовать компьютерные технологии. С этого времени большое внимание при вычерчивании границ снова было уделено внимание результатам межевания, сохранившимся в большинстве бывших лесхозов. Значительно повысить точность нанесения границ при этом не удалось в виду отсутствия привязки поворотных точек границ к государственной геодезической сети, но уменьшились ошибки, связанные с некачественным выполнением графической части работ при ручном производстве. Определение отдельных поворотных точек скорее может служить контролем точности нанесения границ на картографическую основу, однако эта работа может быть очень полезной. Например, когда границы лесного участка на местности не нарушены и соответствуют старым геодезическим данным, совершенно необязательно производить геодезическую съемку всех границ заново. Особенно это актуально в малонаселенных районах. В регионах же, где идет открытая борьба за каждый метр границы, такой метод явно недостаточный в виду того, что ненарушенные участки границы с сохранившимися межевыми знаками невозможно отыскать.

В целом точность картографических материалов должна быть обоснована экономическими соображениями и увязана с эффективным использованием лесных земель, а отсюда вывод, что точность лесоустроительных данных должна определяться технологиями, которые лежать в основе государственной системы ведения лесного хозяйства и проведения лесоустройства. [6]

Только правильно установленная в натуре и на плане граница лесного участка может служить основой точного определения его площади.

В дальнейшем предстоит провести большую и кропотливую работу по обобщению всех имеющихся данных и внесению их в лесной кадастр. Необходимо также создать компетентную службу для осуществления проверок и экспертных оценок материалов и актов, разработки новых и дополнения существующих инструкций по учету земель лесного фонда.

Заключение. Осуществление земельной реформы в лесном хозяйстве со всеми необходимыми элементами ее обеспечения, включая государственную инвентаризацию лесов (ГИЛ), сохранив лесоустройство и качественное межевание земель, создание системы государственного лесного кадастра, регистрации прав лесопользователей, оценки стоимости участков обеспечат на наш взгляд увеличение социального, инвестиционного, налогового их потенциала и превращению лесного сектора экономики в мощный фактор экономического роста субъектов, регионов и страны в целом. Оборот лесных участков и сделки с ними (купля, продажа, аренда, залог, наследование, дарение) становятся важным базовым элементом функционирования экономики государства в целом. Чтобы обеспечить выполнение этой крупномасштабной программы необходим государственный лесной кадастр. Первые шаги в этом направлении сделаны, издан приказ от 28 декабря 2009 г. № 555 «О порядке представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявления и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости. [3]

Библиографический список.

1. Варламов А.А. Земельный кадастр. / В 6 томах, т 1т. Теоретические основы государственного земельного кадастра. - М.: Колос, 2004. -С. 383.

2. А.А.Варламов, С.А.Гальченко, С.Н.Захарова и др. Земельный кадастр /.- М.: ГУЗ, 2001г.-С.398.

3. Приказ от 28 декабря 2009г. № 555 «О порядке представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявления и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости».

4. Сергей миронов: Первые шаги к объединению учетно-регистрационных процедур // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2010, № 4. -С.10-13

4. Нефедов Ю.В. Кадастр лесных участков / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2009. №11.-С,58-59

5. Нефедов Ю.В. Земли лесного фонда в кадастре объектов недвижимости / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2010, № 4. -С.54-56.

M.G.Adams, G.S.Kurbanalieva About state forest cadastre

Article shortly describes several problems occurring while positioning wood lots at government accounting and basic factors causing its appearance. It offers a change in procedure of accounting and the authors recommend making in action state forest cadastre. Keywords: state forest cadastre, forest lots border, forest surveying materials.

Адамов Магомед Гаджиевич (р. 1945) профессор по кафедре лесоводства Дагестанского государственного университета (2002), доктор наук (1997). Окончил ДСХИ (1969) Область научных интересов - Дендрология Количество публикаций - 140

Курбаналиева Г.С. (р. 1968) Должность ст. преподаватель кафедры «Землеустройство и земельный кадастр» ДГИНХ. Окончила Новочеркасский - инженерно мелиоративный институт (1991).

Область научных интересов - Земельный кадастр Количество публикаций -12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.