О ГОРОДСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБЩЕСТВА1
Л.Б. Коган
ЦНИИП градостроительства РААСН, Москва, Россия
Аннотация
Сегодня очевидно, что динамика городских сообществ содержит множество различий взаимодействий центральных, срединных и периферийных элементов, а также других типов, которые имеют городские, региональные и другие отличия. Именно городские сообщества имеют возможности следить за их динамикой. Отсюда следует повышение роли аналитики научного знания в общем объёме городской ответственности. Урбанологические исследования оказываются в этом плане частью процесса осознания городской политики, как этноцивилизационной области в целом. В то же время, становится всё более ощутимой противоположность направленности закономерностей городских процессов с одной стороны, и целей коммерциализации деятельности, которыми руководствуются администрации городских сообществ, с другой. В этом отношении, попытки подчинения развития городов коммерческой выгоде являются, по существу, торможением поступательного движения городов.
Ключевые слова: пространственная среда, городское сообщество, городская ответственность, урбанизация
ABOUT THE URBAN RESPONSIBILITY OF SOCIETY
L.Kogan
Urbanology department of CSRI of town planning of RAACS, Moscow Russia Abstract
Today it is obvious that the dynamics of urban communities consists of number of it's different interactions of central, middle and remote elements, and also different types that have urban, regional and other differences. It is urban communities that can monitor it's dynamics. Therefore the role of analysis of scientific knowledge becomes more important in the overall extent of urban responsibility. In this context the urbanological research becomes a part of a process of understanding the urban politics as a ethnocivilizational field in general. At the same time the opposition between the directionality of urban process logic on the one hand, and the aims of activity commercialization, that are followed by the administration of urban communities, on the other hand, becomes more notable. In this regard, the attempts to subordinate the urban development to commercial benefits are essentially the slowdown of the onward urban movement.
Keywords: spatial environment, urban community, urban responsibility, urbanization
Обычно, когда у нас говорят об ответственности общества, то имеют в виду ответственность за те процессы, которые в нём происходят. Но тема ответственности за то пространство, ту пространственную среду, в которых эти процессы происходят, звучит гораздо слабее. А между тем, степень городской ответственности, её уровень можно рассматривать как, образно говоря, интегральный показатель цивилизационной зрелости общества. И цена пространственной составляющей этой зрелости очень высока.
Впервые статья опубликована в журнале «Городское управление» (2012. №9. С.2-3).
AMIT 2012
Тема городской ответственности даёт возможность увидеть в городской перспективе процессы, как глобального мирового масштаба, так и местного, локального уровня. Ведь и те, и другие подчиняются действию одних и тех же закономерностей и механизмов. Но вот понимание наличия этих закономерностей и механизмов в обществе у нас пока, находятся на низком уровне. А главное, нет понимания того, что существуют закономерности функционирования городов, городских процессов, «руководить» ими, возглавлять их, подчинить их невозможно.
В этом плане проблема городской ответственности становится проблемой городской грамотности общества, тесно связанной с проблемой осознания себя и своих городов, как городского сообщества в целом и отдельных городских сообществ. Городская ответственность включает ответственность по отношению к объективно существующим закономерностям функционирования городских процессов. Здесь с самого начала присутствует морально-этический фактор. Как и в идеологии городской цивилизации, знание неотделимо от сознания, оно его предполагает.
Именно поэтому общая провинциализация городских процессов последнего двадцатилетия сказалась на низком ранге самой проблемы городской ответственности. По существу, сама эта проблема даже не обозначена, а ответственность по отношению к городу обычно понимается как ответственность перед застройкой, городскими структурами, организациями обслуживания, транспорта, принимаемыми местными законами, правовыми установлениями и т. д.
Но на самом деле, городская ответственность общества предполагает ответственность следования основным направлениям исторически апробированного, подтверждённого тысячелетиями прогресса, опыта европейской городской цивилизации. Естественно, что эта ответственность заведомо по своему значению перекрывает все виды формационных, политических, экономических и прочих конъюнктур.
Центральное место, которое принадлежит городской ответственности в цивилизационном историческом развитии, определяется взаимодействием как стратегических, так и повседневных моментов, затрудняющих само восприятие процесса в целом. В этом смысле, очень важно осознание городской ответственности общества как части, как составляющей ответственности государственной, внутренней и внешней политики.
С этой точки зрения отношения во внешней политике естественно строить с учётом достижения тех интегративных возможностей, которые каждая страна может дать, имея в виду её цивилизационный потенциал, отодвинуть на второй план взаимные конъюнктурные политические претензии. Городская ответственность, измеряемая другим масштабом времени, требует поступиться преходящими интересами.
Жители городов, участвуя в их повседневной жизни, понимают они это или нет, участвуют в важном политическом процессе, процессе урбанизации, и надо знать, что это за процесс. Конечно, специальное знание - дело специалистов, учёных, но первичный уровень, общее представление о том, как выглядит урбанизация и чего можно ждать от неё, должны быть известны всему обществу, всем его гражданам, и уж конечно жителям городов. Сюда входит и ответственность за историю складывания взаимных отношений с окружающей средой, которая играет культурнообразующую роль в формировании городских сообществ.
В этом плане необходимость идеологии городской цивилизации становится практически утилитарно востребованной. Интегративная природа городских процессов оказывается инструментом практической политики.
Главным во взаимодействии городов у нас с Западной Европой должно быть цивилизационное взаимное влияние, как стратегия отношений, перекрывающая конъюнктурные временные соображения политического и экономического характера. Это особенно существенно в условиях общемирового периферийного давления, продуцирующего практически неконтролируемую и неуправляемую азиатскую миграцию.
Общемировое периферийное провинциальное давление стимулировало усиление этнического компонента. Темпы распространения неконтролируемых миграций значительно превзошли темпы созревания общецивилизационных основ, особенно с точки зрения общеевропейской составляющей. Этнические анклавы начали возникать в центральных районах крупнейших городов, в границах их ядер.
С этой точки зрения, и в этом разрезе, вполне естественно выглядит ориентация на взаимодействие городов России и Западной Европы, как на важнейший фактор внешней политики.2
Городские процессы требуют перестройки подхода к проблемам внутренней и внешней политики общества. Необходимо согласовать принимаемые в них решения с состоянием и возможностями развития городских структур в самих городских обществах. А это означает, что информация о состоянии этих структур становится важным элементом государственной информации, осмысленной не просто как статистический «фон», но и с точки зрения «участника» происходящих процессов. Категории «центральности», «срединности», «периферийности», «приближенного к центру района» и другие перестают обозначать близость или удалённость, но становятся обозначением доли меры влияния и ответственности в городских процессах.
Этноцивилизационные процессы в мире свидетельствуют о том, что отмеченное мною уже в этом журнале общемировое давление этнической периферии используется некоторыми экономически развитыми странами в качестве инструмента политического главенства.
Очевидно, что динамика городских сообществ содержит множество различий его взаимодействий центральных, срединных и периферийных элементов, а также других типов, которые имеют городские, региональные и другие отличия. Именно городские сообщества имеют возможности следить за их динамикой. Отсюда следует повышение роли аналитики научного знания в общем объёме городской ответственности. Урбанологические исследования оказываются в этом плане частью процесса осознания городской политики как этноцивилизационной области в целом.
В то же время, становится всё более ощутимой противоположность направленности закономерностей городских процессов, с одной стороны, и целей коммерциализации деятельности, которыми руководствуются администрации городских сообществ, с другой. В этом отношении, попытки подчинения развития городов коммерческой выгоде являются, по существу, торможением поступательного движения городов.
Мне уже приходилось отмечать: «Последние события в мире свидетельствуют о том, что всё чаще проявляет себя провинциальность периферийного мышления, взявшая за образцы апологетику американского провинциализма».3
Необходимо постоянно следить за городским воспитанием жителей сельских, да и городских поселений. Городская ответственность включает и ответственность за городское воспитание населения страны.
Необходимо формирование государственной идеологии европейской городской цивилизации. Эта идеология должна быть именно государственной, и никакой другой у нас она быть не должна.
Именно поэтому, в условиях общемирового давления периферии, разрыхления городских процессов, в нашей стране возрастает роль крупнейших городских сообществ и их окружения, концентрирующих интегративные тенденции в наиболее выраженной форме.
Коган Л.Б. Россия и Западная Европа - к политике взаимодействия городов // Городское управление. - 2005. - №4. - С. 53-58.
Коган Л.Б. Социально-градостроительные основы разработки политики пространственного развития общества // Городское управление. - 2011. - №12. - С. 38.
2
Именно здесь есть возможность ускорения перехода срединных и других типов элементов в центральные, достижения их созревания и высокого уровня.
Крупноинтегративная природа закономерностей городских процессов, и центральность, противостоят пространственной измельчённости, анклавности национально-этнических сообществ.
Литература
Не приводится
References
It is not specified
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Л.Б. Коган
Доктор архитектуры, профессор, заведующий отделом урбанологии ЦНИИП градостроительства РААСН, Москва, Россия
DATA ABOUT THE AUTHOR L. Kogan
Doctor of architecture, Professor, Head of the urbanology department of CSRI of town planning of RAACS, Moscow, Russia
AMIT 2012