Научная статья на тему 'О гипотезе новой парадигмы управления развитием туризма в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»'

О гипотезе новой парадигмы управления развитием туризма в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / туристская сфера / региональный туристский продукт (турпродукт) / управление развитием туризма / Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». / tourism / tourism sphere / regional tourist product (tourist product) / tourism development management / National project «Tourism and hospitality industry»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Галина Максимовна, Шарафутдинов Владимир Насибуллович, Онищенко Елена Васильевна

Цель статьи – обосновать необходимость обусловленной вызовами времени новой парадигмы управления развитием отечественной туристской сферы. В основу предлагаемого подхода заложены основные положения докладов участников секции «Рекреация и туризм» Российского профессорского собрания, прошедшего 18 ноября 2020 г. При этом острота дискуссий, различий позиций многих докладчиков были обусловлены не только значительным уроном развитию туризма, нанесшего пандемией КОВИД-19, обозначившей, по сути, начальный этап нового, повидимому, долговременного цикла развития туристской сферы, но и явно востребованных и весьма своевременных мер указа Президента РФ по совершенствованию системы управления развитием туризма, а также разработкой нового Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Используются общенаучные и специфические экономические приёмы исследования. В статье поднимаются вопросы ликвидации устойчивого дефицита платежного баланса страны по линии туризма, обусловленного неурегулированностью соотношений внутренних, выездных и въездных туристских потоков; обеспечения более полного охвата и синхронизации функционирования более 50-ти отраслей и сфер, вовлекаемых в насыщение спроса со стороны туристских потоков; более полной и адекватной статистической видимости в экономике туризма; мониторинга состояния и эффективного использования вовлекаемых в воспроизводство турпродуктов огромных объёмов туристских ресурсов регионов, определения их оптимальных рекреационных нагрузок и др. Делаются выводы о том, что в этих условиях на первый план выходят задачи повышения технологического уровня системы управления развитием туризма, системной и комплексной цифровизации и информатизации экономики туризма в масштабе всех отраслей и сфер, вовлекаемых в современный туристский сектор экономики, внедрения платформенного подхода к созданию широкоформатных и крупномасштабных турпродуктов в туристских пространствах отечественных регионов, разработки их транспортной и культурной логистики. Всё это требует серьёзного совершенствования отечественных законодательных основ туристской сферы в направлении трансформирования туризма в драйвер социально-экономического развития экономики страны, прежде всего за счёт сохранения и наращивания человеческого потенциала, забота о котором, как показывает опыт высокоразвитых стран, уже во всё большей степени переносится в свободные пространственно-временные координаты деятельности человека, т.е. в сферу туризма. Практическая значимость предлагаемых теоретических и практических рекомендаций позволит наполнить содержание первого Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» не только адекватными вызовам времени стратегическими целями и задачами, но и разработать необходимый перечень флагманских проектов, способных практически их реализовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романова Галина Максимовна, Шарафутдинов Владимир Насибуллович, Онищенко Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HYPOTHESIS OF A NEW PARADIGM FOR MANAGING THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE FRAMEWORK OF THE NA TIONAL PROJECT «TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY»

The purpose of the article is to substantiate the need for a new paradigm for managing the develop ment of the domestic tourism sector due to time challenges. The proposed approach is based on the main provisions of the reports of the participants of the Recreation and Tourism section of the Russian Professorial Assembly, held on November 18, 2020. At the same time, the intensity of the discussions, differences in the positions of many speakers were due not only to significant damage to the development of tourism, the put COVID-19 the pandemic which designated, in fact, the initial stage new, apparently, a long-term cycle of development of the tourism sector, but also clearly demanded and very timely measures of the decree of the President of the Russian Federation on improving the system of management of tourism development, and the development of a new National Tourism and Hospitality Project. General scientific and specific economic methods of research are used. The article raises the issues of eliminating the sustainable deficit of the country’s balance of payments through tourism, due to the unresolved ratios of domestic, exit and entry tourist flows; More comprehensive coverage and synchronization of more than 50 industries and areas involved in satiating tourism demand; more complete and adequate statistical visibility in the tourism economy; monitoring the state and effective use of the huge volumes of tourist resources of the regions involved in the reproduction of tourist products, determining their optimal recreational loads, etc. The conclusions are drawn that in these conditions, the tasks of improving the technological level of the tourism development management system come to the fore. systematic and integrated digitalization and informatization of the tourism economy in all sectors and spheres, involved in the modern tourism sector of the economy, the introduction of a platform approach to the creation of large-format and large-scale tourist products in the tourist spaces of domestic regions, the development of their transport and cultural logistics. All this requires a serious improvement of the domestic legislative framework of the tourism sector in the direction of transforming tourism into a driver of the socio-economic development of the country’s economy, primarily due to the preservation and strengthening of human potential, the care of which, as shown by the experience of highly developed countries, is increasingly transferred to the free spatial and temporal coordinates of human activity, i.e. to the tourism sector.The practical significance of the proposed theoretical and practical recommendations will make it possible to fill the content of the first National Project «Tourism and Hospitality Industry» not only with strategic goals and objectives adequate to the challenges of the time, but also to develop the necessary list of flagship projects capable of practically implementing them.

Текст научной работы на тему «О гипотезе новой парадигмы управления развитием туризма в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»»

DOI: 10.18572/2686-858X-2020-4-8-7-21 О ГИПОТЕЗЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА»

ON THE HYPOTHESIS OF A NEW PARADIGM FOR MANAGING THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE FRAMEWORK OF THE NATIONAL PROJECT «TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY»

Романова Галина Максимовна, доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г . Сочи, Россия university@sutr. ru

Шарафутдинов Владимир Насибуллович, кандидат экономических наук Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр РАН»

г . Сочи, Россия 398993@gmail.com

Онищенко Елена Васильевна, кандидат экономических наук Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр РАН»

г Сочи, Россия elon@list ru

Аннотация.

Цель статьи - обосновать необходимость обусловленной вызовами времени новой парадигмы управления развитием отечественной туристской сферы В основу предлагаемого подхода заложены основные положения докладов участников секции «Рекреация и туризм» Российского профессорского собрания, прошедшего 18 ноября 2020 г . При этом острота дискуссий, различий позиций многих докладчиков были обусловлены не только значительным уроном развитию туризма, нанесшего пандемией КОВИД-19, обозначившей, по сути, начальный этап нового, по-видимому, долговременного цикла развития туристской сферы, но и явно востребованных и весьма своевременных мер указа Президента РФ по совершенствованию системы управления развитием туризма, а также разработкой нового Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» . Используются общенаучные и специфические экономические приёмы исследования. В статье поднимаются вопросы ликвидации устойчивого дефицита платежного баланса страны по линии туризма, обусловленного неурегулированностью соотношений внутренних, выездных и въездных туристских потоков; обеспечения более полного охвата и синхронизации функционирования более 50-ти отраслей и сфер, вовлекаемых в насыщение спроса со стороны туристских потоков; более полной и адекватной статистической видимости в экономике туризма; мониторинга состояния и эффективного использования вовлекаемых в воспроизводство турпродуктов огромных объёмов туристских ресурсов регионов, определения их оптимальных рекреационных нагрузок и др . Делаются выводы о том, что в этих условиях на первый план выходят задачи повышения технологического уровня системы управления развитием туризма, системной и комплексной цифровизации и информатизации экономики туризма в масштабе всех отраслей и сфер, вовлекаемых в современный туристский сектор экономики, внедрения платформенного подхода к созданию широкоформатных и крупномасштабных турпродуктов в туристских пространствах отечественных регионов, разработки их транспортной и культурной логистики Всё это требует серьёзного совершенствования отечественных законодательных основ туристской

сферы в направлении трансформирования туризма в драйвер социально-экономического развития экономики страны, прежде всего за счёт сохранения и наращивания человеческого потенциала, забота о котором, как показывает опыт высокоразвитых стран, уже во всё большей степени переносится в свободные пространственно-временные координаты деятельности человека, т. е. в сферу туризма. Практическая значимость предлагаемых теоретических и практических рекомендаций позволит наполнить содержание первого Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» не только адекватными вызовам времени стратегическими целями и задачами, но и разработать необходимый перечень флагманских проектов, способных практически их реализовать.

Ключевые слова: туризм, туристская сфера, региональный туристский продукт (турпродукт), управление развитием туризма, Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» .

JEL Classification code: Z39

Abstract.

The purpose of the article is to substantiate the need for a new paradigm for managing the development of the domestic tourism sector due to time challenges. The proposed approach is based on the main provisions of the reports of the participants of the Recreation and Tourism section of the Russian Professorial Assembly, held on November 18, 2020. At the same time, the intensity of the discussions, differences in the positions of many speakers were due not only to significant damage to the development of tourism, the put COVID-19 the pandemic which designated, in fact, the initial stage new, apparently, a long-term cycle ofdevelopment ofthe tourism sector, but also clearly demanded and very timely measures of the decree of the President of the Russian Federation on improving the system ofmanagement of tourism development, and the development of a new National Tourism and Hospitality Project. General scientific and specific economic methods of research are used. The article raises the issues of eliminating the sustainable deficit of the country's balance ofpayments through tourism, due to the unresolved ratios of domestic, exit and entry tourist flows; More comprehensive coverage and synchronization of more than 50 industries and areas involved in satiating tourism demand; more complete and adequate statistical visibility in the tourism economy; monitoring the state and effective use of the huge volumes of tourist resources of the regions involved in the reproduction of tourist products, determining their optimal recreational loads, etc. The conclusions are drawn that in these conditions, the tasks of improving the technological level of the tourism development management system come to the fore. systematic and integrated digitalization and informatization of the tourism economy in all sectors and spheres, involved in the modern tourism sector of the economy, the introduction of a platform approach to the creation of large-format and large-scale tourist products in the tourist spaces of domestic regions, the development of their transport and cultural logistics. All this requires a serious improvement of the domestic legislative framework of the tourism sector in the direction of transforming tourism into a driver of the socio-economic development of the country s economy, primarily due to the preservation and strengthening of human potential, the care of which, as shown by the experience of highly developed countries, is increasingly transferred to the free spatial and temporal coordinates of human activity, i.e. to the tourism sector.The practical significance of the proposed theoretical and practical recommendations will make it possible to fill the content of the first National Project «Tourism and Hospitality Industry» not only with strategic goals and objectives adequate to the challenges of the time, but also to develop the necessary list offlagship projects capable of practically implementing them.

Key words: tourism, tourism sphere, regional tourist product (tourist product), tourism development management, National project «Tourism and hospitality industry».

1. ВВЕДЕНИЕ

В связи с Указом Президента Российской управления в сфере туризма и туристской

Федерации от 05 . 06 .2020 №372 «О деятельности» (Ukaz..., 2020) и разработкой

совершенствовании государственного последнего Национального проекта «Туризм

и индустрия гостеприимства» (Kogda zhdat ..., 2020), тема совершенствования парадигмы управления развитием отечественного туризма становится особенно актуальной. И хотя попытки постановки и решения такого рода задач уже предпринимаются в отечественной теории и практике развития туризма (Sharafutdmov е1 а1. , 2014), но пока они не получали должной поддержки и развития

По-видимому, причины такого положения дел кроются в бытовавшей долгое время недооценке роли и значения туризма для социально-экономического развития страны. Причём организационной и законодательной основой этого, очевидно, является фактически застывшая на уровне середины 90-х годов прошлого века туристская законодательная база, покоящаяся на Федеральном законе №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятом в ноябре 1996 г . (Federa1'nyj zakon ..., 2020) . При этом, несмотря на постоянную практику дополнений данного законодательного акта, его основополагающие фундаментальные понятия уже в течение почти четверти века остаются неизменными («туризм», туристский продукт», «туристская деятельность» и др . ). Их содержание в основном сориентировано на деятельность туроператоров . Хотя мировая практика развития туризма уже убедительно свидетельствует о том, что реалии экономики туризма уже во многом иные, чем четверть века назад, когда данный закон готовился и принимался

Так, в отличие от начала 90-х годов прошлого века, когда туроператоры ещё играли ключевую роль в развитии туризма в России (особенно выездного), в настоящее время только примерно 20% отечественных и международных турпотоков формируется туроператорами и турагентами . А порядка 80% турпотоков в настоящее время, как известно, уже фактически формируется самими туристами, или самоформируется, в основном при содействии современных информационных технологий, используемых представителями самых различных бизнес-структур, представляющих десятки отраслевых направлений деятельности и уровней современного бизнеса. Начиная с индивидуального предпринимательства в городах и весях и, заканчивая гигантскими транснациональными

компаниями, использующими возможности, предоставляемые современными информационными цифровыми технологиями, технологическими платформами (Evans and Gawer, 2016; Athey and Luca, 2019; Nambisan et. al . , 2019; Volgmann and Rusche, 2020; Shara-futdinov et al , 2020), уже целенаправленно создаваемыми в интересах извлечения доходов уже от гигантских финансовых потоков, генерируемых современными объёмами туристских потоков

Более того, турпотоки и исходящие от них финансовые потоки уже успешно вовлекаются, особенно в пространства высокоразвитых стран, самими создателями разнообразных турпродуктов (гостиничными, ресторанными, музейными, выставочными и прочими сетями), брендами ведущих мировых курортных регионов и агломераций (De Vos and Meijers, 2019; Coll-Martinez, 2019; Correa and Malta Guilherme, 2019; Huang et . al . , 2019; Li Leona et . al . , 2019; Woo and Mun, 2020), создаваемых туристскими администрациями совместно с заинтересованными бизнес-структурами в регионе и др В том числе многими крупными бизнес-структурами, оказывающими самые разнообразные услуги, как людям, вовлекаемым в турпотоки во время своих путешествий, так и местному населению Например, банками, страховыми компаниями и иными финансовыми структурами, глобальными транснациональными компаниями в сфере воздушного, морского и др видов транспорта, предприятиями связи, досуга, лечения, оздоровления, развлечения, образовательных услуг, спортивных мероприятий типа Олимпийских игр, мировых чемпионатов, организаторы которых уже имеют собственные глобальные структуры сетевого типа, использующие современные технологические платформы, способные обеспечивать не только регулярное проведение такого рода мероприятий на мировом уровне, но и реализацию своих продуктов таким образом в современном информационном пространстве, чтобы вовлекать в сферу воспроизводства своих продуктов огромные турпотоки со всех концов планеты Дополнительно к этому, в сфере своего информационного влияния они научились зарабатывать ещё десятки миллиардов долларов на рекламе продукции своих спонсоров

В этих условиях многое меняется . В том числе не только по отношению к целому ряду понятий, заложенных и трактуемых в действующем ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», но и появившихся новых, пока не вошедших в отечественное туристское законодательное поле, но уже широко использующихся в теории и практике развития туризма под воздействием потребностей туристов и генерируемых ими фундаментальных и прикладных научных исследований, особенно на уровне отраслей и сфер экономики регионов, пытающихся разрабатывать и реализовывать проекты развития туризма в своих пространствах

2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

Сегодня в теории туризма, проектной и градостроительной практике разработки схем территориального планирования появился целый ряд таких новых понятий, как «туристское пространство», «рекреационно-туристское пространство», «туристская сфера», «туристский сектор экономики», «региональный туристский продукт» (далее -РТП), «туристская технологическая платформа», «туристская ресурсная база» и др .

Более того, сегодня уже появился атлас новых профессий в сфере туризма и рекреации, которые ещё недавно звучали как фантастика, а сегодня по ним уже начинает разворачиваться кадровая подготовка и переподготовка в ведущих вузах России Речь идёт, в частности, о таких новых специальностях в сфере туризма и рекреации, как «архитектор территорий», «консьерж робототехники», «дизайнер дополнительной реальности территорий», «разработчик турнавигаторов», «разработчик интеллектуальных туристических систем», «бренд-менеджер пространств», «режиссёр индивидуальных туров» и др . (Тшгкт ..., 2020) . В то же время, содержание целого ряда, казалось бы, традиционных понятий, например, «туристский продукт» начинает меняться, наполняясь помимо туроператорской деятельности уже любой иной деятельностью любых отраслей и сфер экономики регионов, в результате которых появляющиеся продукты оказываются востребованными туристами в пространстве их пребывания в любых регионах мира и

в любое время года Одновременно с этим производителями турпродуктов в настоящее время уже становятся занятые в любых отраслях и сферах, продукты которых становятся востребованными и оплачиваются туристами в пространствах их пребывания в любых регионах мира

Всё это является следствием того, что на современном этапе развития туризма в мире в современную экономику туризма вовлечены практически все основные отрасли современной экономики, начиная с науки и образования, культуры, здравоохранения, всех видов транспорта, гражданского машиностроения, средств связи, архитектуры, строительства, здравоохранения, системы безопасности и многие др В свою очередь это повлекло за собой вовлечение в сферу научно-исследовательских работ, связанных с развитием туризма, огромного перечня таких научных дисциплин, как науки о Земле, космосе, медицина, психология, математика, география, программирование, история, культура, ораторское, театральное искусство, искусственный интеллект и многие другие В результате, туристские продукты, особенно крупномасштабные, региональные в том числе, единовременно охватывающие удовлетворение туристов в больших пространствах, как правило, являются в настоящее время уже не только многоотраслевыми, но междисциплинарными и наукоёмкими

С этих позиций главный сдвиг в современнойэкономикетуризма,нанашвзгляд, заключается в том, что от точечного развития (Москва, Сочи, Казань и др. , гостиницы, рестораны, музеи, отдельные культурные или природные достопримечательности, туристски привлекательные локальные центры городов и весей), наметился переход к формированию целостных туристских пространств в пространственных структурах стран и их регионов (природных, культурно-

исторических, социальных, экономических и др )

Иными словами, пользуясь

терминологией естественных наук, в настоящее время приходит пора нацеливать практику развития туризма в регионах уже не столько на создание отдельных «туристских магнитов», т е туристски привлекательных точек в пространстве регионов, сколько

на формирование целостных туристских «магнитных полей», способных устойчиво вовлекать и удерживать турпотоки в сфере больших туристских пространств

Это порождает всё более настоятельную потребность в максимально полном удовлетворении спроса со стороны турпотоков одновременно в любой точке их пребывания в пространстве региона в любое время года Причём без ущерба для качества и уровня удовлетворения спроса каждого отдельного туриста, в какой бы пространственно-временной точке туристского пространства региона он не находился. Учитывая современные реалии отечественного туризма, его уровень по показателям конкурентоспособности, рассчитываемых международными

туристскими организациями, такая постановка задачи для современного этапа развития туризма в России может показаться трудно решаемой Однако, при всей, казалось бы, сложности такая задача при изменении подходов к её решению, как мы полагаем, вполне решаема

При этом важно обратить внимание на то, что в современных пространственных структурах высоко развитых стран (ландшафтных, цивилизационных или культурно-исторических, экономических, научно-образовательных, этнических,

религиозных и др ) в настоящее время предпринимаются активные меры по созданию целостных туристских пространств, уже как органической составляющей не только отдельных стран, но и межгосударственных объединений

(Шенгенская, Североамериканская туристские зоны, инициируемые Китаем коридоры Великого шёлкового пути, пронизывающие и охватывающие пространства целых континентов и др )

Характерно, что топология1

пространственно-временных континуумов2 такого рода туристских пространств в пространственных структурах регионов и стран формируется, прежде всего, за счёт современных Интернет и информационных технологий, цифровизации и новаций применительно к туристским пространствам как целостным явлениям И в основу такого подхода закладываются, прежде всего, конкретные особенности пространственных структур регионов и стран (ландшафтные, культурно-исторические, социальные и др ) с точки зрения имеющихся в них ресурсов (природных и др ), определённая доля которых вовлекается в воспроизводство соответствующих им турпродуктов

Причём доля вовлекаемых в сферу туризма ресурсных баз регионов уже такова, что туризм постепенно превращается, говоря словами нашего великого соотечественника В И Вернадского, в мощнейшую геологическую силу Именно учёт этих особенностей позволяет современным технологиям в туризме трансформировать ресурсные базы регионов в полноценные и уникальные туристские ресурсные базы, на основе которых происходит формирование адекватных этим пространствам туристских сфер, которые, собственно, и формируют контуры и наполнение современных туристских пространств регионов

'«Топология - один из новейших разделов математики, «занимающийся изучением свойств фигур (или пространств), которые сохраняются при непрерывных деформациях, таких, например, как растяжение, сжатие или изгибание . Непрерывная деформация - это деформация фигуры, при которой не происходит разрывов (т е нарушения целостности фигуры или склеиваний (т е отождествления ее точек)) Такие геометрические свойства связаны с положением, а не с формой или величиной фигуры . В отличие от евклидовой и римановой геометрий, геометрии Лобачевского и других геометрий, занимающихся измерением длин и углов, топология имеет не метрический и качественный характер» (Торо^1уа 2020) .

2Разработка понятия «экономический пространственно-временной континуум» в экономической теории наиболее полно осуществлена известным российским экономистом Г . Клейнером в его системной экономической теории (СЭТ) . В ней он обосновывает, что «рассмотрение экономических систем с точки зрения их локализации в пространственно-временном экономическом континууме создает предпосылки для учета, как общеэкономических закономерностей, так и территориально или темпорально (во времени) специфических (в том числе исторических) особенностей» (К^пег, 2016) . В данном случае, мы употребляем понятие «туристский пространственно-временной континуум», с целью выделения специфических особенностей экономической теории туризма, отражающей уникальную природу туристской сферы экономики, раскрывающей цивилизационный смысл, топологию и уровень развития туристских и рекреационно-туристских пространств регионов

На рис . 1 схематично показано, как потребности людей в региональных туристских продуктах (как составных органичных составляющих ВРП, воспроизводимых в различных регионах мира) трансформируются в спрос, вовлекающий туристов в конкретные туристские сферы различных регионов При этом внимание на рисунке 1 фокусируется на сталкивании и взаимодействии одновременно во всём туристском пространстве региона спроса со стороны турпотоков, вовлекаемых в регион, и предложения со стороны туристского сектора экономики региона, в который местные туристские администрации и жители вкладывают своё видение исходящего от турпотока спроса Причём от адекватности этого видения реального спроса на региональные туристские продукты со стороны турпотоков во многом зависит, обладает или нет реальными свойствами магнитного поля туристское пространство данного региона, способного не только вовлечь, но и устойчиво удерживать туристские потоки в своей сфере

Далее, как показано на рис . 1, раскрывается тесная связь формируемых параметров

региональных турпродуктов с совокупностью отраслей и сфер туристского сектора экономики, указывая на необходимость его способности устойчиво воспроизводить только такого рода региональные турпродукты, параметры которого были бы максимально приближены к структуре спроса со стороны вовлекаемого в регион турпотока

При этом туристский сектор экономики прямо зависим от туристской ресурсной базы регионов, её состояния и качества . И хотя эта зависимость в реальной действительности гораздо сложнее за счёт современных технологий и новаций преобразования туристских ресурсов, которые всегда выступают только своеобразным сырьём для создания турпродуктов, характер этой связи таков, что во многом именно сохранение качества и свойств туристской ресурсной базы регионов во многом определяет особенности туристских сфер регионов, устойчивость воспроизводства региональных туристских продуктов и уникальность туристских пространств различных регионов мира и стран

Рис. 1. Туристское пространство и туристская сфера в пространственной структуре регионов

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА РЕГИОНОВ

V о | ь -=- I ^ г5 = О, 1 5 1 & V х о У К | с 7 « 3 — и ь 1 * Г> е Социальное пространство Научно- образовательное пространство 5? с . 3 К Дин II1 Г— - Я = с 1 8* 8 >> & В ^ 3 = Этническое пространство о и ш § & £ 1 с га к С-, 5 а = 2

I.........................*................................>.........................I

А Туристское 11 р и с гра нство

Туристская ресурсная база

Туристский сектор экономики регионов (50 и более отраслей н сфер)

Л а. « Региональные туристские продукты (доли продукции и услуг отраслей и сфер, охватываемых туристским сектором экономики)

и Я 1 в и к Си 5* предложение 11 спрос со стороны туристских потоков Туристские потоки в регионы

Регионы-доноры

Разработано Шарафутдиновым В . Н . , Онищенко Е . В .

Но что особенно важно - это то, что взаимосвязь туристской ресурсной базы с туристским сектором экономики, эксплуатацией и потреблением им туристской ресурсной базы регионов предопределяют не только уникальность туристских и рекреационно- туристских пространств регионов, но и широту и органичность их встроенности в пространственную структуру региона: ландшафтное пространство, экономическое пространство, социальное пространство, научно-образовательное

пространство, культурно-историческое, этническое и др . Естественно, что каждое из видов этих пространств содержит в себе свой богатый ресурсный потенциал -природный, экономический, социальный - кадры и т д , часть которого неизбежно начинает осваиваться (или не осваиваться) в зависимости от уровня технологического развития отраслей, охватываемых туристским сектором экономики регионов, а также организационного и технологического уровня систем управления его развитием в регионах страны и экономики страны в целом

С этих позиций действующая парадигма управления развитием туризмом на уровне регионов, которая зиждется на действующей законодательной базе, основы которой были сформированы почти четверть века назад, явно требует определённых изменений, основные направления которых должны быть направлены на исследование и практику освоения и развития туристских пространств уже не как отдельных точечных образований(«магнитов»), которые

оказываются в поле зрения различных туроператорских компаний в той или иной части территории регионов, а уже как целостных своеобразных туристских «магнитных полей»

Это означает, что в формировании современных туристских пространств, наряду с определённым участием в этом процессе

туроператоров и их прямых партнёров, связанных с ними договорными отношениями, в настоящее время участвует нарастающее множество иных акторов3, деятельность которых уже не только мультиплицируется с туроператорской деятельностью, но уже сама по себе становится туристской, потому что непосредственно насыщает спрос, исходящий от туристских потоков в любых пространственно-временных точках туристских пространств регионов страны И поэтому она должна полноценно охватываться туристской статистикой и показываться в составе ежегодно воспроизводимых в пространстве регионов региональных туристских продуктов, как органической составляющей ВРП, устойчивое воспроизводство которого должно обеспечиваться сопряжением и синхронизацией туристского сектора с экономикой региона в целом Собственно, в этом и находит своё отражение необходимость гармонизации интересов туристов и местного населения, которая является одним из ключевых факторов устойчивого социально-экономического развития регионов туристско-курортной специализации

С этих позиций понятие «туристский сектор экономики», на наш взгляд, уже точнее передаёт смысл понятия «туристская деятельность», которая уже очевидно носит характер многоотраслевой И поэтому туризм уже не может рассматриваться как отдельная отрасль, трансформируясь в настоящее время уже в самостоятельный многоотраслевой туристский сектор В этой связи, понятие «туристский сектор экономики», на наш взгляд, предпочтительнее таких ставших уже традиционных понятий как «индустрия туризма», «туристский бизнес» и близких к ним, так как в основу последних до настоящего времени в основном закладывается «туроператорская и турагентская деятельность, а также иная

3Акторы могут иметь любую природу. Совершенно необязательно человеческую . Например, природа, природный фактор также может оказаться в роли актора. При этом происхождение понятия «актор» (лат. actor, auctor от agere - делать, вести) - термин римского и немецкого права, «означающий лицо, осуществившее какое-либо действие . Актор - действующий субъект (индивидуальный или коллективный); индивид, социальная группа, организация, социальный институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других Актор - участник преобразований, движимый собственными мотивами и обладающий для этого соответствующим опытом Акторы могут иметь неоднозначные мотивы, ожидания, эмоциональные переживания, связанные с неопределённостью последствий совместных преобразований и «неизречённостью = непроявленностью собственных смыслов» (Aktor, 2020).

деятельность по организации путешествий», которые по действующему ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» только и может считаться туристской (Federa1'nyj zakon ., 2020) .

Хотя в современных туристских пространствах в различных регионах мира действует всё более значимое большинство акторов, которые участвуют в насыщении спроса со стороны турпотоков, уже не являясь туроператорами и турагентами, и не осуществляют деятельность по «организации путешествий» А сама эта деятельность на современном этапе технологического развития мировой и отечественной экономики во всё большей степени становится самоорганизующейся

При этом отрасли, охватываемые туристским сектором экономики, зачастую одновременно удовлетворяют спрос не только туристов, но и местных жителей Тем самым оказываясь одновременно не только в туристских, но и рекреационно-туристских пространствах, не только в составе региональных туристских продуктов, но и ВРП Поэтому неудивительно, что в целях успешного управления развитием туризма в большинстве ведущих в мире регионов туристско-курортной специализации уже, как правило, ведётся раздельный учёт производства потребления ВРП, как для нужд туристов, так и местного населения, используя для этого расчёты межотраслевых балансов и методологию их осмысления посредством сателлитных счетов туризма

Причём применяя их как к производству и завозу продовольственных ресурсов, транспортному обслуживанию,

энергетическому обеспечению,

предоставления услуги связи, финансовых, медицинских, коммунальных услуг и др , так и ко всему комплексу жизнеобеспечения человека и создания комфортных и безопасных условий его пребывания в туристско-рекреационных пространствах любых регионов мира И там, где в туристских сферах этих пространств имеет место устойчивое воспроизводство региональных туристских продуктов, как органической составляющей ВРП, которые отвечают всем современным чаяниям туристов, и где одновременно учитываются интересы местного населения, в настоящее время

концентрируются основные доли мировых туристских потоков и генерируемых ими всё более гигантских финансовых ресурсов .

С этих позиций мы всё более очевидно сталкиваемся с необходимостью серьёзных изменений действующей парадигмы управления развитием туризма в регионах страны Суть основных причин необходимости изменения действующей парадигмы управления развитием туризма в нашей стране заключается, на наш взгляд, в следующем

Во-первых, причина кроется в очевидно негативной динамике платёжного баланса страны по линии туризма В течение уже десятилетий он отрицательный. Причём параметры дефицита нередко достигают десятков миллиардов долларов в год Плюс к этому всё это находит своё отражение в международных показателях уровня конкурентоспособности отечественного туризма, которые в основном расположены пока далеко за пределами двадцатки экономически и туристски развитых стран мира

Во-вторых, до настоящего времени мы не имеем должной статистической видимости ни туристских потоков, ни генерируемых ими финансовых потоков в отношении целостного интегративного видения внутренних, въездных и выездных турпотоков и последствий явной разбалансированности их соотношений. И, что особенно важно, не видим параметров вовлекаемых в воспроизводство региональных туристских продуктов всех видов туристских ресурсов и, соответственно, не выходим на осмысление и определение оптимальной рекреационной ёмкости регионов . Особенно на фоне такого уже негативного явления, как современный овертуризм (Naumova and Savel'ev, 2019; Novichkova and Novichkov, 2019), разрушающий целые эко-, социо- и культурно-исторические системы многих регионов и стран. Что, безусловно указывает на все предпосылки неустойчивого характера отечественного туризма, причём, прежде всего в регионах тури-стско-курортной специализации

В-третьих, до настоящего времени мы не имеем чётких контуров и критериев формирования туристских секторов экономики регионов Пока они продолжают очерчиваться действующей статистической

группировкой в масштабе порядка двух десятков видов деятельности. Хотя в туристски и экономически развитых странах туристским сектором охватывается уже более 50-ти отраслей и сфер экономики регионов . А это означает, что порядка 3/5 информации экономики туризма «не считывается» нынешними системами управления развития туризмом в регионах страны и экономики страны в целом

В-четвёртых, не менее важно, что в системе управления развитием туризма в настоящее время нет определений и показателей так называемой «мягкой силы туризма» Хотя, по существу, речь идёт об уровне цивилизационного влияния России сквозь призму создаваемых и реализуемых на отечественном и мировых туристских рынках турпродуктов и, прежде всего регионального уровня или региональных турпродуктов

И,наконец,в-пятых,донастоящеговремени нет не только нормативно-законодательного

определения понятия «региональный туристский продукт», раскрывающего характер и особенности пространственного развития, в т ч туристского, но не определены критерии и система показателей его конкурентоспособности. Фактически они пока подменяются бессистемными наборами так называемых отдельных «магнитов» в тех или иных пространственно-временных точках регионов, зачастую логистически должным образом не связанных между собой в региональных и особенно огромных и уникальных межрегиональных пространствах нашей страны . С этих позиций основные характеристики новой, явно востребованной парадигмы управления развитием туризма, прежде всего на уровне регионов, являющихся главным связующим и структурным звеном всей системы управления развитием туризма в стране, представлены в таблице 1

Таблица 1.

Основные характеристики старой (действующей) парадигмы управления развитием туризма на уровне регионов и востребованной новой парадигмы управления

Действующая парадигма управления развитием туризма в регионах Необходимые свойства новой парадигмы управления развитием туризма в регионах

1 Отсутствие статистической видимости ежегодного объёма и структуры воспроизводимых товаров и услуг как во всём туристском пространстве регионов, так и в каждой его пространственно-временной точке, а значит и отсутствие видимости ключевых параметров РТП, его доли в ВРП (РТП/ВРП) . 2 . Отсутствие статистического и организационного осмысления контуров туристского сектора экономики регионов (собирательная группировка «Туризм» порядка 20-ти видов экономической деятельности, а необходимо 50 и более) . 3 . Прогнозы объёмов и структуры ожидаемых турпотоков в туристское пространство регионов в настоящее время не взаимоувязываются с востребованными в этой связи параметрами РТП А, следовательно, до настоящего времени отсутствуют и механизмы регулировки оптимальных соотношений спроса и предложения в туристских сферах региональных туристских пространств 4 . Отсутствие технологий управления устойчивым воспроизводством высококонкурентных РТП 5 Отсутствие системы показателей конкурентоспособности РТП 1 Наличие стратегий развития туризма в регионах и генеральных планов их реализации, нацеленных на сохранение и развитие человеческого и цивилизационного потенциалов страны 2 Адекватная статистическая видимость функционирования туристского сектора экономики регионов: - мониторинг состояния туристской ресурсной базы регионов (природной, культурно-исторической, социально-экономической и др . ); - определённый контур туристского сектора; - параметры спроса и предложения РТП; - регулирование воспроизводства объёмов и структуры РТП как органической составляющей ВРП по параметрам его конкурентоспособности 3 Создание и внедрение в систему управления развитием туризма в регионах туристской технологической платформы . Цифровизация и искусственный интеллект

Одним из ключевых факторов обеспечения перехода систем управления развитием туризма на уровне регионов на новый технологический уровень является разработка и внедрение в их организационно-технологические

построения адекватных вызовам времени систем показателей конкурентоспособности региональных туристских продуктов Это неизбежно потребует определённого усовершенствования и действующей теоретической и практической парадигмы развития отечественного туристского сектора и основанной на её методологической и методической базе системы управления развитием отечественного туризма На наш взгляд, этот процесс должен затронуть следующие три ключевые компоненты стратегирования и развития туризма в России применительно, прежде всего к развитию туризма в регионах туристско-курортной специализации нашей страны

Методологически речь идёт, во-первых, о нормативно-законодательном, организационном и статистическом определении такого рода объектов управления и стратегирования на уровне регионов, как региональные туристские продукты. Это понятие, раскрывающее отношения в экономике туризма в регионах, складывающиеся по поводу насыщения спроса вовлекаемых в регион турпотоков, должно полноценно войти в теорию и практику развития туризма в регионах, как органической составляющей их социально-экономического развития.

Во-вторых, в фокусе стратегического целеполагания развития туризма на уровне регионов должны появиться такие вопросы, как показатели конкурентоспособности РТП, их связь с динамикой сохранения и развития человеческого потенциала страны и регионов и др.

В-третьих,необходимапроработкасистемы показателей оценки конкурентоспособности РТП, которые должны закладываться в совершенствование системы управления устойчивым воспроизводством

востребованных турпотоками РТП как органической части ВРП.

В самом общем и укрупнённом виде содержание указанных трёх групп

вопросов, на наш взгляд, должно выглядеть следующим образом.

I. В отношении такого рода объекта управления и стратегирования на уровне регионов, как региональный туристский продукт

1. Адекватное определение круга отраслей и сфер туристского сектора экономики региона, вовлекаемых в воспроизводство РТП .

2 . Разработка методологии и методов целостного интегрального статистического видения долей товаров и услуг (турпродуктов), охватываемых РТП, а также вклад (доля) каждой отрасли и сферы экономики туристского сектора в параметры РТП В настоящее время практически нет раздельного статистического учёта ни натурального, ни стоимостного учёта продуктов отраслей экономики регионов, потребляемых туристами и не туристами в пространственно-временных координатах регионов Есть только весьма примерный учёт внутренних турпотоков и поверхностное представление о расходах туристов, в т ч по статистической отчётности деятельности гостиниц, туроператоров и турагентств и других объектов туристских секторов экономики регионов, которые в настоящее время далеко не охватывают весь спектр спроса, генерируемого современными мировыми турпотоками в пространственно-временных координатах регионов;

3 . Разработка и использование методик оценки туристской привлекательности и уровня конкурентоспособности таких сложных, целостных и органичных компонентов РТП, как туристски привлекательные архитектурные облики городов-курортов, туристски привлекательные ландшафты, экологически чистые и безопасные пространства регионов и зелёные РТП, туристски привлекательная транспортная логистика пространств регионов и др . , наполняющие пространственно-временные координаты регионов уже многих развитых стран и во многом определяющих их туристскую привлекательность Хотя такого рода турпродукты, в основном рукотворные, затратные и являются важнейшими компонентами РТП Как объекты управления они до настоящего времени не оформляются и практически не имеют ни своих количественных, качественных, а зачастую стоимостных и натуральных

систем показателей И, как результат, особенно в нашей стране - до настоящего времени широко распространена негативная практика хаотичной застройки городов и курортных территорий Причём даже при наличии разработанных и утверждённых схем пространственного развития с чётко обозначенными туристско-курортными

сегментами, наличии генеральных планов городов-курортов Поэтому на настоящем этапе развития туризма назрела очевидная необходимость целенаправленного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нормативно-законодательного градостроительного обеспечения уровня конкурентоспособности РТП и его ключевых компонентов, как важнейших условий развития рекреационно-туристских пространств регионов и их должного градостроительного архитектурного

обеспечения

II. В отношении стратегических целей развития применительно к уровню

региональных турпродуктов

1 В ряду стратегических целей развития туризма на период до 2035 г . впервые за последние десятилетия сформулированы такие как обеспечение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей России, с выходом на показатель двукратного роста внутренних туристов на одного жителя; значительный рост экспорта отечественных турпродуктов (табл 2) Хотя в прежних вариантах проектов стратегии практически всё сводилось к одному показателю - росту доли туризма в ВВП, что не давало возможности обозначить социальный вектор развития туризма и на этой основе обозначить адекватные особенностям России приоритетные регионы и направления развития туризма

Таблица 2.

Целевые показатели развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденные Правительством России

Целевой показатель 2017 2025 2035

Валовая добавленная стоимость туристской индустрии, млрд . руб . 3158 6039 16306

Повышение доступности туризма для граждан РФ, единиц 0,4 0,6 1

Экспорт туристских услуг, млрд . дол . США 8,9 16,7 28,6

Инвестиции в сферу туризма, % (2017 г. - 100%) 100 150 300

Источник данных: (Strategiya razvitiya ..., 2)

2 Иные варианты стратегических целей развития туризма

В свете трансформирования туризма в драйвер социально-экономического развития в рамках туристского сектора экономики, охватывающего более 50-ти отраслей и сфер мировой экономики, а также его участия в решении социальных задач в тесной взаимосвязи с такими отраслями и сферами, как наука и образование, здравоохранение, культура, прямо участвующими в воспроизводстве человеческого потенциала, необходимо брать в расчёт возможность рассмотрения и иных вариантов целей развития туризма:

- уровень конкурентоспособности РТП, не уступающий ведущим рекреационно-тури-стским, туристско-курортным регионам мира;

- сохранение и рост человеческого по-

тенциала страны (продолжительность жизни, затраты на здравоохранение, ВВП на душу населения, уровень образования, доля турпро-дуктов в потребительской корзине, доля населения, вовлекаемого в сферу туризма и др );

- мощь «мягкой силы» туризма или циви-лизационного влияния России . Её замеры могут производиться, например, по следующей системе показателей: миграция / эмиграция молодёжи, высокообразованной части населения; соотношение внутренних / въездных / выездных турпотоков, дефицит / профицит платёжного баланса страны по статье «поездки» в отношении туризма; доля мировых и (или) региональных туристских и финансовых потоков, вовлекаемых в регион и др )

III. В отношении ключевых показателей оценки конкурентоспособности реги-ональныш туристских продуктов, которые

должны закладываться в систему управления их воспроизводством (Sharafutdinov and Onishchenko, 2019)

1 Основные показатели в отношении потребителей РТП:

- объёмы туристских и финансовых потоков, вовлекаемых в пространство регионов воспроизводства РТП; объём регионального экспорта турпродуктов;

- структура спроса на РТП, предпочтений, удовлетворённости / неудовлетворённости туристов в пространственно-временных координатах регионов (внутренних и въездных); объёмы и доли обратно вывозимых неиспользованных туристами в регионе средств (отрицательные финансовые потоки, генерируемые турпотоками);

- динамика человеческого потенциала лояльных туристов, т е повторно прибывших в регионы (система показателей: продолжительность жизни; образование; ВВП на человека; сокращение расходов на здравоохранение в последующей период после отдыха и оздоровления на курортах и турпоездок)

- культурное, цивилизационное, психологическое влияние экспорта турпродуктов .

2 Основные показатели в отношении производителей - создателей РТП (туристского сектора экономики регионов):

- перечень отраслей, реально охватываемых туристским сектором экономики регионов, определённые доли продукции отраслей, охватываемых туристским сектором экономики регионов в составе РТП, которые были реально востребованы (не востребованы) со стороны турпотоков в пространственно-временных координатах регионов, перечень дефицитных товаров и услуг в регионе, т.е. спрос на которые был неудовлетворен в текущем периоде;

- доля занятого населения в туристском секторе экономики региона, вовлекаемого в процесс приращения стоимости РТП и всего многообразия входящих в него ансамблей локальных товаров и услуг; дефицит (избыток) кадров в туристском секторе экономики региона;

- объёмы и структура РТП, генерируемых спросом со стороны туристских и финансовых потоков, ежегодно вовлекаемых в пространство регионов их воспроизводства,

как органической составляющей ВРП; доля и структура РТП в составе ВРП (РТП/ВРП);

- доля и структура РТП в доходной части бюджетов всех уровней (семейных, местных, региональных, федеральных); доля доходов от РТП в экономике регионов и расходов на развитие отраслей туристского сектора экономики регионов;

- доля туристского сектора и генерируемого им РТП в расходах бюджетов всех уровней на социально-экономическое развитие регионов: экологию, транспорт, социальную сферу, здравоохранение, образование, энергетику, коммунальную сферу и др ;

- влияние соотношения внутренних, въездных и выездных туристских и финансовых потоков на параметры РТП и обратно (РТП на эти соотношения)

3 Показателиопределенияустойчивости воспроизводства РТП (ключевой компонент конкурентоспособности РТП, пока не находящийся в поле зрения большинства исследований теории и практики развития туризма):

- динамика сбалансированности (раз-балансированности) соотношения спрос / предложение на РТП в пространственно-временных координатах регионов;

- поддержание оптимальных соотношений (пропорций) фаз расширенного воспроизводства РТП: производства, распределения, обмена и потребления в пространственно-временных координатах регионов;

- устойчивая ресурсообеспеченность воспроизводимых РТП; мониторинг качества и состояния туристских ресурсов регионов: природных, культурно-исторических, социальных, материальных, технологических, пространственных и др , вовлекаемых в воспроизводство РТП;

- соответствие ключевых параметров воспроизводства РТП оптимальной рекреационной ёмкости регионов;

- соответствие ежегодных (5-летних и др . ) результатов разработки и реализации флагманских проектов, способных обеспечивать достижение поставленных стратегических целей развития туризма; наличие и эффективность системы корректировки реализуемой стратегии развития туризма в регионах

4 . Показатели эффективности использования туристского потенциала регионов:

- степень изученности и использования

состояния ресурсной базы регионов; глубина и экологическая чистота индустриальной (промышленной) переработки туристской ресурсной базы, вовлекаемой в воспроизводство;

- наличие определенной рекреационной ёмкости регионов и созданной (используемой) модели, определяющей её состояние (соотношение фактической / оптимальной) на каждом этапе воспроизводства РТП, в сочетании с прогнозными моделями экологических и социально-экономических последствий;

- наличие интегральной информационной модели и топологии состояния туристской ресурсной базы с включением в неё всех без исключения компонентов (природных, культурно-исторических и др ), в увязке мониторинга её динамики с оптимальной рекреационной ёмкостью регионов и страны;

- объём внутреннего турпотока, въездного турпотока и генерируемых ими финансовых потоков на единицу ресурсов в рамках не превышения оптимальной рекреационной ёмкости регионов;

- адекватность и качество многообразия форм РТП (функциональная, событийная, воспроизводственная, интегративная) и их технологический уровень по отношению к туристской ресурсной базе регионов (степень использования, степень сохранности и результативность использования туристского ресурса);

- полноценность и эффективность закладки особенностей и преимуществ русской, российской цивилизации в создаваемые и реализуемые РТП (мощность и действенность «мягкой силы» российского туристского сектора);

5 Показатели технологического уровня и эффективности системы управления развитием туристского сектора экономики региона:

- полноценность и адекватность инте-гративного статистического видения системой управления развитием туризма в регионе всего турпродуктового ассортимента, т. е . товаров и услуг всех отраслей и сфер, участвующих в удовлетворении спроса со стороны турпотоков, вовлекаемых в пространство регионов или стран в сочетании со статистикой ключевых параметров турпотоков

- наличие стратегии развития туризма в регионе, эффективного механизма её реализации, соответствующего целям; необходимого и достаточного набора флагманских проектов и их ресурсного обеспечения; адекватный мониторинг реализации стратегических целей;

- использование современных технологий взаимодействия бизнеса, науки, власти и общества в управлении воспроизводством конкурентоспособностью РТП и развитием туристского пространства регионов и страны в целом; наличие туристской технологической платформы, эффективность использования платформенного подхода в управлении развитием туристского сектора экономики;

- наличие высококачественной логистики развития туристского пространства регионов, страны в целом; переход от точечного пространственного развития к созданию целостных высокотехнологичных туристских пространственно-временных континуумов с задействованием всей востребованной туристской ресурсной базы регионов, без превышения их оптимальной рекреационной ёмкости;

- эффективность брендирования РТП в показателях динамики его доли на мировых и региональных рынках, сравнительных показателях туристской подвижности в регионе (туристы/местные жители), показателях влияния РТП на социально-экономическое развитие, как регионов-доноров турпотоков, так и регионов воспроизводства РТП .

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенная в данной статье гипотеза совершенствования системы управления туристским сектором экономики регионов исходит из необходимости, прежде всего, освоения и эффективного использования огромного отечественного туристского потенциала, органической частью которого является её уникальный пространственный ресурс, который, в свою очередь, насыщен неповторимыми природными, культурно-историческими, социально-экономическими ресурсами Но их эффективное использование требует нестандартных инновационных технологий, которые были бы способны реально раскрывать исторические перспективы наращивания и эффективность использования человеческого и цивилизационного потенциала России

Как показывает анализ перечня ключевых показателей оценки

конкурентоспособности, его закладка в действующую систему управления развитием туризма в регионах в качестве ключевых векторов направлений её совершенствования потребует реальной смены парадигмы развития туризма в регионах нашей страны. Фактически, это потребует нового технологического, а строго говоря, платформенного подхода, уже активно используемого, в частности, в западной Европе и других регионах мира при создании крупных многоотраслевых наукоёмких продуктов в масштабах больших пространств, в т.ч. в сфере туризма. Но он работает там и тогда, где и когда в его основу закладываются и постоянно актуализируются последние достижения информационных и цифровых технологий в системах управления развитием туризма в регионах страны, прежде всего туристско-курортной специализации. Без этого сегодня уже невозможно добиваться устойчивого воспроизводства высоко

конкурентных региональных туристских продуктов, так как их воспроизводство основывается на необходимости получения и обработки лавинообразно растущих больших данных Это требует отечественных туристских технологических платформ, способных обеспечивать устойчивое воспроизводство высококонкурентных региональных

турпродуктов, которые в настоящее время могут быть только междисциплинарными и наукоёмкими, экологически чистыми и потому высокотехнологичными, многоотраслевыми Актуальность такого подхода к назревшей смене парадигмы управления развитием туризма в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» будет неуклонно нарастать не только в постпандемийный, но и в долгосрочном периоде4 .

4. БЛАГОДАРНОСТИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00530А

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Aktor [Actor] [Online] Available:. http://letopisi. org/index.php/%D0%90%D0%BA%D1%82% D0%BE%D1%80 (10 .11.2020)

2 . Asadullah, A; Faik, I . ; Kankanhalli, A . (2018) . Digital Platforms: A Review and Future Directions . PACIS Proceedings. At Yokohama, Japan. [Online] Available: https://www.researchgate .net/ publication/327971665_Digital_Platforms_A_Review_and_Future_Directions (05 . 05 .2020) .

3 . Athey, S . & Luca, M . (2019) . Economists (and Economics) in Tech Companies //Journal of Economic Perspectives, 33, 1, 209-230 . DOI: 10. 1257/jep . 33 .1.209

4 . Coll-Martinez, Eva (2019). Creativity and the city: testing the attenuation of aglomeration economies in Barcelona. Journal of cultural economics, 43, 3, 365-395 .

5 . Correa, Cynthia & Malta Guilherme, A .P. (2019). Application of geotechnologies in territorial management of tourism in Tiradentes MG, Brasil: martrix platform analysis Turismo-estudos e prat-icas, 8, 1, 72-97

6 . De Vos, D . & Meijers, E . (2019) . Information Technology and Local Product Variety: Substitution, Complementarity and Spillovers . TIJDSCHRIFT VOOR ECONOMISCHE EN SOCIALE GE0GRAFIE,110, 4, 486-506 .

7. Evans, Peter C . & Gawer, A . (2016) . The Rise of Platform Enterprise: A Global Survey. The Emerging Platform Economy Series . January, 1, 30 r. [Online] Available: URL: https://www. thecge . net/ app/uploads/2016/01/PDF-WEB-Platform-Survey_01_12 . pdf (20. 08 . 2020)

8 . Faber, Benjamin & Gaubert, Cecile (2019) . Tourism and Economic Development: Evidence from Mexico's Coastline . American economic review,109, 6, 2245-2293 .

"Важно при этом заметить, что при решении такого рода задач, необходимо также учитывать последние достижения научных исследований теории развития и самоорганизации сложных систем, синергетики. Но этот вопрос, хотя он тесно связан с темой данной статьи, требует самостоятельного рассмотрения, далеко выходящего за её рамки. См . : (Romanova et. al . , 2020)

9 . Federal'nyj zakon №132-FZ «Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) . [On the basics of tourist activity in the Russian Federation" (with amendments and additions)] [Online] Available: URL: https://base . garant . ru/136248/ (08 . 11.2020)

10 . Huang, Tai, Xi, Jian-Chao & Ge, Quan-Sheng (2019) . Spatial Differentiation and Integration Optimization of an Urban Agglomeration Tourism System under the Influence of High-Speed Railway Network Evolution . Applied spatial analysis and policy, 12, 2, 349-376 .

11. Klejner, G . (2016) . Sistemnaya ekonomicheskaya teoriya kak baza analiza ustojchivosti ekono-miki [System economic theory as a basis for analysis of economic stability] . Voprosy ekonomiki, 1, 117-138 . [Online] Available: URL: https://www. econ.msu.ru/ext/lib/Article/x6f/x67/28519/file/Klein-er,%20voprosy%20economiki%2012,2015+1,%202016 ..pdf

12 . Kogda zhdat' utverzhdeniya Nacproekta po turizmu i kakie zadachi on budet reshat' [When waiting for the approval of the National project for tourism and what problem it will solve]. [Online] Available: URL: https://www. atorus. ru/news/press-centre/new/53393 .html (20.11.2020)

13 .Li Leona, S . Z, Yang, Fiona X . & Cui, Chuantao (2019) . High-speed rail and tourism in China: An urban agglomeration perspective. International journal of tourism research, 21, 1, 45-60.

14 . Nambisan, S . , Wright, M. & Feldman, M. (2019) . The digital transformation of innovation and entrepreneurship: Progress, challenges and key themes. Research Policy, 48, 8 . DOI: 10 . 1016/j. respol .2019 .03 .018

15 . Naumova, I . V. & Savel'ev I . I . (2019) . Overturizm: sushchnost' i puti resheniya problem [Over-tourism: essence and ways of solving problems]. Sovremennye problemy servisa i turizma, 13, 4, 2735 . DOI: 10 .24411/1995-0411-2019-10403

16 . Novichkova, A . V. & Novichkov, N. V. (2019) . Overturizm: lokal'nye problemy i global'nye resheniya [Overtourism: local problems and global solutions], 13, 4, 36-45 . DOI: 10.24411/1995-04112019-10404

17 Romanova, G M , Sharafutdinov, V N Onishchenko, E V & Simonyan, A R (2020) Turistska-ya tekhnologicheskaya platforma kak instrument razvitiya turistskoj sfery [Tourist technology platform as a tool for the development of the tourism sector] . Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta,6 (126), 93-98

18 . Sharafutdinov, V. N . , Onishchenko, E . V. & Nakonechnyi, A . I . (2020) . Tourism Technology Platforms as a Tool for Supporting Competitiveness of Regional Tourism Products Regional Research of Russia, 10, 1, 48-55 . https://doi . org/10 . 1134/S2079970520010104

19 . Sharafutdinov, V.N. & Onishchenko E . V. (2019). Key Problems of Improving the Tourism Development Management System in the Regions of Russia Sochi Journal of Economy, 3(4), 413-426 [Online] Available: URL: http://vestnik. sutr.ru/journals_n/1581509888. pdf

20 . Sharafutdinov, V.N. (2017) . Krym: novyj vektor razvitiya turizma v Rossii: monografiya [Crimea: a new vector of tourism development in Russia: monograph] / V. N . Sharafutdinov, I . M . Ya-kovenko, E .A . Pozachenyuk, E . V. Onishchenko; pod red. V.N. Sharafutdinova. M. : INFRA-M, 364 + Dop . Materialy [Elektronnyj resurs; Rezhim dostupa http://www. znanium . com]. (Nauchnaya mysl') . www. dx. doi . org/10. 12737/24213 . S . 13-45 .

21 Strategiya razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda [Strategy of tourism development in the Russian Federation for the period up to 2035] (Utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 20 sentyabrya 2019 g . № 2129-r)

22 . Topologiya [Topology]. [Online] Available: URL: https://www. krugosvet. ru/enc/matematika/ topologiya (08. 11.2020)

23 . Turizm i gostepriimstvo . Atlas novyh professij [Tourism and hospitality. atlas of new professions] . [Online] Available: URL: https://atlas100 . ru/catalog/turizm-i-gostepriimstvo/ (20. 11.2020)

24 . Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 05 .06.2020 №372 «O sovershenstvovanii gosudarstvennogo upravleniya v sfere turizma i turistskoj deyatel'nosti» [On improving public administration in the field of tourism and tourism activities] [Online] Available: URL: http://publication pravo gov ru/ Document/View/0001202006050029?index (20 .10 .2020)

25 . Volgmann, K . & Rusche, K . (2020) . The Geography of Borrowing Size: Exploring Spatial Distributions for German Urban Regions . TIJDSCHRIFT VOOR ECONOMISCHE EN SOCIALE GEOGRAFIE, 111, 1, 60-79 . SI . DOI: 10 .1111/tesg .12362

26 Woo, L & Mun, S G (2020) Types of agglomeration effects and location choices of international hotels in an emerging market. Tourism management, 77 . DOI: 10 .1016/j .tourman.2019 .104034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.