Оригинальная статья Original article
УДК 338.48
DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-1-0-9
Шарафутдинов В. Н.1 Онищенко Е. В.2 Романов М. С.3
Актуальные подходы подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма
!>2ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» ул. Яна Фабрициуса, 2/28, Сочи 354002, Россия !>3ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» ул. Пластунская, 94, Сочи 354000, Россия
1e-mail: [email protected] 2e-mail: [email protected] 3e-mail: [email protected]
Статья поступила 30 апреля 2021 г.; принята 5 мая 2021 г.; опубликована 30 июня 2021 г.
Аннотация. Статья раскрывает ключевые вопросы кадрового обеспечения направлений стратегического развития отечественной туриндустрии, связанные с глобальными изменениями на мировом туристском рынке, а также повышением роли туризма в проблеме сохранения и развития человеческого потенциала страны в условиях пандемии. Предлагаемые авторами подходы основываются на рассмотрении туризма не как отдельной отрасли, основанной на туроператорской и некоторых других видах деятельности, связанных договорными отношениями по реализации турпродукта, но и как самостоятельного, самодостаточного и фактически саморазвивающегося сектора экономики регионов. Вопросы подготовки и переподготовки кадров увязываются с ключевыми проблемами совершенствования системы управления развитием туризма на уровне регионов, обеспечением конкурентоспособности региональных туристских продуктов в свете реализации национальных проектов и программных документов России. Делается вывод о том, что сегодня в системе среднего и высшего образования России должны готовиться кадры, способные исследовать современные способы формирования туристских пространств регионов нашей страны, создавать и реализовывать туристские технологические платформы, нацеленные на обеспечение устойчивого воспроизводства высококонкурентных региональных туристских продуктов. В статье используются общенаучные и экономические методы исследования, междисциплинарный, системный и платформенный подходы.
Ключевые слова: кадровая подготовка и переподготовка; пространственный подход; туризм; туристская сфера; туристская технологическая платформа; туристское пространство
Для цитирования: Шарафутдинов В. Н., Онищенко Е. В., Романов М. С. Актуальные подходы подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т. 7, № 2, 2021, с. 91-103, DOI:
10.18413/2408-9346-2021 -7-2-0-9
UDC 338.48
Vladimir N. Sharafutdinov 1 Elena V. Onishchenko 2 Maxim S. Romanov 3
Current approaches to training and retraining in tourism
^Federal Research Centre "The Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences" 2/28 Yan Fabricius St., Sochi 354002, Russia !>3Sochi State University 94, Plastunskaya St., Sochi 354000, Russia
!e-mail: [email protected]
2e-mail: [email protected] 3e-mail: [email protected]
Abstract. The article reveals the key issues of staffing the directions of strategic development of the domestic tourism industry associated with global changes in the world tourism market, as well as the increasing role of tourism in the problem of preserving and developing the country's human potential in the pandemic. The approaches proposed by the authors are based on considering tourism not as a separate industry based on tour operators and some other types of activities associated with contractual relations for the sale of a tourist product, but also as an independent, self-sufficient and actually self-developing sector of the regional economy. The issues of training and retraining of personnel are linked to the key problems of improving the tourism development management system at the regional level, ensuring the competitiveness of regional tourism products in the light of the implementation of national projects and program documents of Russia. The conclusion is made that today the system of secondary and higher education in Russia should prepare personnel capable of researching modern ways of forming the tourist spaces of the regions of our country, to create and implement tourist technological platforms aimed at ensuring sustainable reproduction of highly competitive regional tourist products. The article uses general scientific and economic research methods, interdisciplinary, systemic and platform approaches.
Key words: personnel training and retraining; spatial approach; tourism; tourism industry; tourist technology platform; tourist space
For citation: Sharafutdinov V. N., Onishchenko E. V., Romanov M. S. (2021) Actual approaches to training and retraining of personnel in tourism. Research Result. Business and Service Technologies, 7(2), 91-103, DOI: 10.18413/2408-9346-2021-72-0-9
Введение. Колоссальный ущерб, нанесённый туристской сфере COVID-19, поставил перед её экономической основой - туристским сектором экономики целый ряд новых проблем. В их эпицентре оказались вопросы укрепления иммунитета, сохранения и развития человеческого
потенциала, прежде всего, уже на новой технологической основе, способной значительно повысить эффективность систем управления развитием туризма. Указ Президента России о совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности (Указ Прези-
дента, 2020) и вытекающий из него новый 13-й Национальные проект «Туризм и индустрия гостеприимства» (Гайва, 2020) кардинально меняют отношение к отечественной туристской сфере в современной России. По сути, речь идёт о начале постепенного переноса на неё всё более значительной доли социально-экономических задач, связанных, прежде всего, с сохранением и развитием человеческого потенциала страны. В частности, на это ясно указывает то, что в принятую Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года фактически заложены все основные показатели человеческого потенциала, используемые для его измерения в настоящее время на уровне ООН,1 но при этом в определённой степени адаптированные под особенности и задачи развития современной России. В ней прямо отмечается, что «среди важных социальных следствий развития туризма для населения наибольшее значение имеют оздоровление, рост продолжительности жизни, укрепление института семьи, интеллектуальное, духовное, творческое развитие, патриотическое воспитание за счет развития детского и юношеского туризма, социальная адаптация и формирование уважения к культурному и религиозному многообразию Российской Федерации» (Стратегия развития, 2019).
В этой связи, целью исследования является определение современных подхо-
1 «Измерение человеческого потенциала. Для оценки уровня человеческого потенциала и, следовательно, уровня социально-экономического развития страны широко используется интегральный индекс, разработанный специалистами ООН, — Индекс развития человеческого потенциала. Суть методики расчета ИРЧП состоит в том, что берется средняя арифметическая величина, состоящая из трех составляющих: ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровня образования населения и значения реального ВВП на душу населения, рассчитанного в долларах США по паритету покупательной способности». https://studme.org/185423/ekonomika/izmerenie chelo vecheskogo potentsiala (дата обращения: 07.01.2021)
дов к содержанию и качеству подготовки и переподготовки туристских кадров, адекватных запросам международного туристского рынка и способных успешно решать обозначенные Правительством России социально-экономические задачи на современном этапе развития страны.
Материалы и методы исследования. Статья основана на анализе исследований зарубежных и отечественных учёных, материалах, представленных в сети Интернет, рассматривающих проблемы подготовки и переподготовки кадров в сфере рекреации и туризма, собственных научных исследованиях и имеющейся практики в области территориального и стратегического планирования ряда ту-ристско-курортных территорий России. В исследовании авторы опираются на междисциплинарный, системный и платформенный подходы, представляя туристскую сферу экономики и туристскую технологическую платформу как саморазвивающиеся системы, способные самостоятельно преодолевать и учитывать мировые кризисы (типа пандемии), использовать технологические тренды мировой экономики в пользу решения не только коммерческих, но и социальных проблем общества. В статье используются общенаучные и экономические методы: описательный, структурно-функциональный анализ, абстрактно-логический метод, контент-анализ, метод сравнительного анализа, систематизации и интерпретации данных.
Степень исследованности обозначенной проблемы формируется из теоретического анализа двух уровней источников.
К первому уровню следует отнести результаты исследований зарубежных учёных, анализирующих состояние ряда стран, прежде всего развитых и туристски привлекательных, таких как Испания, Италия, США, Канада, Франция, Китай, Республика Корея, Австралия и др., по поиску путей совершенствования учебно-образовательного процесса подготовки
кадров сервисных и туристских направлений.
Учёные, занимающиеся проблемами обеспечения устойчивого развития территорий, в т.ч. туристско-курортной специализации, активно и неоднократно поднимают вопрос о сбалансированном туристском образовании, обсуждают проблемы объединения многочисленных заинтересованных сторон для разработки взаимовыгодных учебных программ и вариантов обучения туризму, поскольку это выгодно всем заинтересованным сторонам в сфере туризма, а также для того, чтобы стремительно приспосабливаться к технологическим достижениям (Zagonari, 2009, 2019; Pan, Wang, 2020). Присутствует даже мнение, что «технологические особенности туризма требуют участия в создании, сопровождении туристического продукта людей около 400 различных профессий» (Рынок труда, 2021), что указывает на межотраслевой и междисциплинарный характер туристской индустрии и необходимость учёта данных факторов в подготовке кадров.
Другие исследователи, рассматривая туристское образование как часть управления туристскими ресурсами, наряду с обеспечением технологий сервиса, профессиональных качеств и мотивационной составляющей, постоянного учёта происходящих отраслевых тенденций (Gazija, 2019) в качестве важнейшего фактора в туристическом образовании и обучении в ближайшие десятилетия определяют виртуальное пространство и инновационное развитие режима подготовки кадров управления туризмом на фоне концепции Internet Plus (Tourism education, 2008; Ziyue, 2020; How important, 2021).
Специалисты и исследователи Азиатского региона, в частности, представители Южной Кореи, Китая при подготовке туристских кадров, помимо освещения тенденций глобального туристского рынка, выдвигают необходимость постановки
«акцента на транснациональные кросс-культурные аспекты туризма», «ориентацию на собственный рынок услуг и особенности национальной культуры», то есть цивилизационный аспект здесь выступает одним из первостепенных условий такой подготовки (Lee, Lee, Kim, 2009; Балицкая, Лим, 2020).
Ко второму уровню относятся работы российских исследователей, увязывающих кадровую подготовку в индустрии туризма с характерными особенностями системы российского образования. Поднимаются вопросы, связанные с формированием системы непрерывного образования и ее поэтапным внедрении через субординацию ступеней образования (Интегрированная система, 2018), повышением качества образования и необходимостью ориентации на международные стандарты и практическую подготовку (Яковенко, Комов, Диденко, 2017; Нежельченко, Ясе-нок, Яковенко, 2019; Балицкая, Лим, 2020); острой необходимостью «мониторинга потребностей гостиничных и туристических предприятий в регионах и в РФ» с целью последующего обеспечения «интегратив-ной полифункциональной деятельности специалистов» (Переверзев, 2020: 51), расширением вариативности программ для подготовки по разным видам туризма (Пи-рогова, 2018); важностью учёта многоотраслевого характера курортно-рекреационной и туристской сферы, обосновывающего необходимость подготовки кадров различных направлений, профилей на разных уровнях, в. т.ч. управленческом.
Карпова Г. А. и др. учёные указывают на то, что «система образования не должна быть ориентирована только на запросы рынка, то есть ориентироваться исключительно на решение тактических задач, а должна быть нацелена на стратегические задачи развития экономики и общества в целом» (Карпова, Волошинова, Хо-рева, 2019: 34), что свидетельствует о глубине и сложности накопившихся проблем
подготовки и переподготовки кадров в данной области, необходимости поиска новых подходов к их решению.
Результаты исследования и их обсуждение. Исходя из обозначенных в Стратегии стратегических ориентиров, а также наиболее вероятных рисков, которым подвергнут процесс их достижения в горизонте до 2035 г.,2 в основу концепции кадрового обеспечения развития туризма в России, на наш взгляд, должны быть заложены следующие основные подходы, должные обеспечить подготовку и переподготовку кадров, способных практически реализовать намечаемые стратегические цели и задачи.
Во-первых, в стратегии развития туризма в России на первое место вынесена задача обеспечения высокой конкурентоспособности отечественных турпродуктов. Поэтому во главу угла кадровой подготовки должны выноситься вопросы подготовки таких специалистов и таким образом, чтобы отечественная туристская сфера перестала быть донором экономик других стран, а бюджет страны по линии туризма не был как в настоящее время устойчиво дефицитным. И ключ решения такого рода задач лежит в плоскости обеспечения высокой конкурентоспособности отечественных турпродуктов всех уровней и масштабов на внутреннем и мировом рынках.
2 В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года основные риски её реализации связываются со следующими причинами: изменение геополитической ситуации, в т.ч. из-за санкций против России»; опережающего развития туризма в зарубежных странах; риск снижения уровня доходов граждан РФ; риск не синхронизации мероприятий в отношении туристского продукта РФ и отдельных туристских территорий и мер государственной поддержки; риски, связанные с возможным увеличением экологической нагрузки на туристские территории, в которых наиболее быстрыми темпами будет расти туристский поток (наиболее уязвимыми окажутся природные территории для развития пляжного, горнолыжного, экологического туризма).
При этом, учитывая уникальный пространственный ресурс России, приоритетное значение имеют турпродукты, обеспечивающие, прежде всего, пространственное, а не традиционно превалирующее в последние десятилетие точечное (отдельных «магнитов» в огромном пространстве России) развитие. В свою очередь, это предполагает серьёзные исследования и обучение кадров по определению системы показателей высокой конкурентоспособности, прежде всего региональных тур-продуктов любых масштабов и объёмов, их встраивания в системы управления развитием туризма в регионах. В результате из практики развития отечественного туризма постепенно должны уходить такие пространственные перекосы, как например, в допандемийный период 70-ти процентное размещение всех въезжающих в Россию туристов, которое, в основном, происходит в двух российских территориях - гг. Москва и Санкт-Петербург. При этом на 100 жителей России, по данным за 2017 г., приходится всего порядка 17 въездных туристов, что в 3,2 раза меньше, чем в США, в 15,3 раза меньше, чем в Испании, и в 18,2 раза меньше, чем во Франции (Стратегия развития, 2019). Всё это указывает на то, что огромные пространства России представляют в настоящее время фактически огромные туристские белые пятна, насыщенные при этом крайне неэффективно используемыми огромными природными и культурно-историческими ресурсами нашей страны, тем самым не раскрывая, а фактически консервируя её уникальный цивилизационный и исторический потенциал.
Во-вторых, кадровая подготовка и переподготовка в сфере туризма, учитывая, прежде всего, уникальные пространственные и культурно-исторические характеристики России, в ближайшей перспективе должна быть перенацелена не просто на переход от практикуемого в последние десятилетия точечного к про-
странственному подходу, но и освоение, развитие и управление туристским сектором экономики регионов и страны как целостным сложным многоотраслевым образованием, обладающем в настоящее время всё более явно выраженными свойствами саморазвития (Туристская технологическая..., 2020; Онищенко, 2020).
Это предполагает, с одной стороны, видение туризма не как отдельной отрасли, основанной на туроператорской деятельности, увязанной в основном договорными отношениями с другими видами деятельности, а как уже самостоятельного самодостаточного и фактически саморазвивающегося сектора экономики регионов, охватывающего в настоящее время уже более 50-ти современных отраслей экономики регионов, продукция которых в той или иной степени обеспечивает жизнедеятельность туристов в масштабе вовлекаемых в пространства регионов турпотоков. Это предполагает необходимость исследования и создание современных механизмов управления туристскими секторами экономик регионов, в которые, конечно же, должна органически вписываться и туроператорская деятельность как его составляющая.
С другой стороны, следует иметь в виду, что сами контуры туристских пространств в пространственных структурах регионов (природных, культурно-исторических, социальных, научно-образовательных и пр.) определяются не только экономическими основами туристских сфер, но в не меньшей степени зачастую хаотичным растеканием отечественных и въездных туристских потоков по территориям отдельных регионов под взаимодействием спроса со стороны туристов, и предложениями в виде отдельных, нередко не взаимосвязанных элементов региональных турпродуктов со стороны туристских секторов экономики регионов (рисунок).
При этом, как показывают исследования, глубинной основой определения пространственных контуров туристских
сфер, соединяющих основные факторы их образования, является общественно-необходимое свободное время и уровень потребления в нём турпотоков, вовлекаемых в региональные пространства (Романова, Шарафутдинов, Онищенко, 2020).
Иными словами, кадровая подготовка и переподготовка в сфере туризма, с точки зрения пространственного подхода, уже не может и не должна замыкаться на туроператорской и связанными с ней видами деятельности. Ибо она должна охватывать всю систему взаимосвязей, наполняющих современные туристские пространства регионов, стран и международных образований, в ядре которой сегодня конкурируют региональные турпродукты ведущих ту-ристско-курортных регионов мира и туристски и экономически высокоразвитых стран за мировые туристские и финансовые потоки. Поэтому в ближайшее время помимо специальностей, связанных с туроператорской деятельностью, нужны специалисты, способные успешно управлять развитием целостных туристских секторов экономики отечественных регионов, сопряжением деятельности уже десятков отраслей и сфер в процессе воспроизводства региональных турпродуктов, обеспечивая при этом не только должный уровень их конкурентоспособности, но и не допуская при этом рекреационных перегрузок на все системы регионов. Характерно, что в ряде ведущих вузов страны в настоящее время начинает разворачиваться подготовка по таким новым специальностям в сфере туризма и рекреации, как «архитектор территорий», «консьерж робототехники», «дизайнер дополнительной реальности территорий», «разработчик турнавигаторов», «разработчик интеллектуальных туристических систем», «бренд-менеджер пространств», «режиссёр индивидуальных туров» и др., которые в определённой степени уже начинают охватывать пространственную проблематику кадровой подготовки в сфере туризма (Туризм и гостеприимство, 2020).
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА РЕГИОНОВ
Ландшафтное пространство и Q * О о а 0 (Т '-> 1 | 5 с — г §• Социальное пространство и 1 С i 5 о а 5 0 Q Г? ? Я о 1 с,с Л ю с. и о • £ г О о S 5. Ч i >> = с £ §-5 li 1 '•> 2 5 к S 2, С» u — Ь и о — La с; и пространство и др.
1.....................1....................i...............i
Туристское пространство
Турнстская ресурсная база
Туристский сектор экономики регионов
(50 и более отраслей и сфер)
Региональные туристские продукты
я (доли продукции и услуг отраслей и сфер, охватываемых туристским
■е- W сектором экономики)
я о предложение
и и
Н спрос со стороны туристских потоков
— 1 1 Туристские потоки в регионы
Регионы-доноры
Рис. Формирование туристского пространства регионов (составлено авторами) Fig. Formation of the tourist space of the regions (compiled by the authors)
В-третьих, изменение потребностей туристов, их вкусов и предпочтений, а в этой связи и расширение турпродуктовой линейки современных видов туризма в мире, обуславливает выделение в рамках направления подготовки «Туризм», а также курсов переподготовки кадров, таких специализаций, как «культурно-исторический туризм», «экологический туризм», «образовательный туризм», «мо-
лодёжный и патриотический туризм», «охотничий туризм», «экстремальные виды туризма», «событийный туризм», «спортивный туризм» и т.д. и т.п. Это будет способствовать кадровому обеспечению и повышению качества региональных туристских продуктов России по их функциональному назначению.
В-четвёртых, всё более очевидным становится то обстоятельство, что про-
странственный подход развития туризма раскрывает большие новые информационные источники и пласты больших данных, генерируемых воспроизводством региональных турпродуктов различных уровней и масштабов. Это наглядно демонстрирует успешная практика создания таких туристских пространственных образований, как Шенгенская и Североамериканская туристские зоны, соответственно в Европе и Северной Америке, Китайское туристское пространство, уже активно выходящее за пределы самого Китая и начинающее «прошивать» весь Евразийский континент и за его пределами сквозь призму энергично формируемых коридоров Великого шёлкового пути, в которых значительную долю занимает туристская составляющая.
Причём они генерируются не только сопряжением деятельности десятков отраслей, охватываемых туристским сектором экономики в пространстве регионов, как правило, в основном через информацию, получаемую из межотраслевых балансов и специальных туристских счетов, но и учитывающих эффективность использования туристских ресурсов регионов с определением допустимых рекреационных нагрузок. А также, что немаловажно, происходит мониторинг современных туристских рынков, складывающихся и формирующихся, динамики их развития, доли занимаемых ими ниш для того, чтобы в современном рыночном пространстве развивать и удерживать свои позиции по вопросу вовлечения в свои туристские и экономические пространства соответствующей доли туристских и генерируемых ими финансовых потоков. В этой связи необходима подготовка высококвалифицированных маркетологов-аналитиков туристского сектора экономики и туристских рынков, как отдельной специализации.
Иными словами, на современном этапе развития туризм уже явно начинает развиваться в режиме Big Data. Это стало основной причиной того, что с начала текущего столетия в Европе активно начинает использоваться и развиваться так назы-
ваемый платформенный подход (Туристская технологическая..., 2020). Это находит своё проявление во всё более активной разработке и использовании в сфере туризма туристских технологических платформ по всему миру, например, таких, как TripAdvisor (NASDAQ:TRIP, США), «Калипсо» и сопутствующая ей Интернет-платформа «eCalypso», Адриатическая Ионийская технологическая платформа туризма, направленная на повышение инновационного потенциала туристического сектора этого макрорегиона и эффективности использования природных и культурных туристических ресурсов региона, а также наращивание разнообразия предложений и качества турпродуктов.
Интересен опыт платформы TravelCompute Travel & Tourism Big Data (IT-продукт), разработанной малайзийской компанией «Octraves» (удостоена премии Всемирного саммита в Вене 2018 г). Эта платформа уже способна интегрировать и обрабатывать большие данные, используя искусственный интеллект и машинное обучение для вовлечения в сферу свой деятельности все заинтересованные стороны в туризме (Travel Big, 2019).
Есть и многие другие примеры, подтверждающие важность и необходимость этого инновационного инструмента развития туристских сфер во многих странах мира. Поэтому вопрос использования туристских технологических платформ в России начинает приобретать особую значимость. Тем более, что как показывает проведённый анализ, в индустрии 4.0 конкурентные преимущества российского туризма (богатство и разнообразие территорий) могут в ближайшее время потерять свои позиции на фоне роста значения развития технологических параметров тур-продуктов.
Но надо понимать, что создание туристских технологических платформ - это есть лишь начальный этап построения туристской экосистемы 4.0, которая позволит не только решить существующие проблемы управления устойчивым воспроиз-
водством региональных турпродуктов в сопряжении с регулированием турпотоков (овертуризм, сезонность и мн. другое), но и социально и экологически адаптировать развитие туризма к природным и культурно-историческим особенностям регионов современной России.
В этих условиях в нашей стране, прежде всего в вузах туристской специализации, без промедления должна разворачиваться подготовка и переподготовка кадров, способных исследовать современные способы формирования туристских пространств регионов нашей страны, создавать и реализовывать современные туристские технологические платформы, нацеленные на обеспечение устойчивого воспроизводства высококонкурентных региональных турпродуктов. При этом этот процесс должен носить системный характер. В него должны вовлекаться не только профессорско-преподавательский состав, студенты и аспиранты вузов, но и представители научных учреждений, властных структур, руководители и специалисты бизнеса во всех отраслях, вовлекаемых в современный туристский сектор экономики. И прежде всего эта работа должна затронуть ведущие регионы туристско-курортной специализации во взаимодействии с отечественными туроператорскими компаниями на всех уровнях, включая муниципальный.
Заключение. Современная система подготовки и переподготовки кадров для туриндустрии должна быть ориентирована на постоянное развитие, совершенствование и стремление к повышению качества региональных туристских продуктов, что зависит и от адекватного отражения в программах необходимых знаний и компетенций по обеспечению их конкурентоспособности. Безусловно, данный вопрос, в первую очередь, зависит от нормативных документов, наполнения национальных проектов и программных документов России. По нашему мнению, в проектах паспортов Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» необходимо
найти способ или форму обозначения как минимум нескольких новых тем, которые в той или иной степени уже затронуты в Стратегии развития туризма Российской Федерации на период до 2035 г., а также явно выражены в теории и практике развития туризма в мире. Смысл этой новой тематики в федеральной поддержке развития туризма не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов, субъектов и муниципалитетов нашей страны.
Это принципиально важный момент, так как существующая практика территориального, пространственного развития последних десятилетий показывает практическое отсутствие в федеральных схемах развития регионов, в т. ч. туристско-курортной специализации, туристских разделов. Связано это с тем, что Схемы территориального планирования (СТП), согласно Градостроительному кодексу (Ст. 10), разрабатываются только в областях федерального транспорта, автомобильных дорог федерального значения; обороны страны и безопасности государства; энергетики; высшего образования и здравоохранения». СТП РФ в иных областях, в частности туризма, могут разрабатываться только на основании отдельных нормативных правовых актов Президента РФ или отдельных нормативных правовых актов Правительства РФ, что сдерживает развитие туризма в регионах. То есть тема туризма, как правило, при разработке стратегических документов пока исследуется и закладывается по остаточному принципу.
С этих позиций в проектах трёх паспортов Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», прежде всего, в паспорте федерального проекта «Совершенствование управления в сфере туризма» должен быть ясно обозначен, во-первых, новый объективно необходимый пространственный подход в развитии отечественного регионального и межрегионального туристского пространства, его цивилизационной, транспортной логистики. Во-вторых, данный подход в документах должен быть закреплён и развит по-
становкой задачи создания российских туристских технологических платформ, способных обеспечивать устойчивое воспроизводство высококонкурентных региональных турпродуктов любых масштабов и объёмов. И, в-третьих, этот подход на федеральном, региональном и местных уровнях должен быть поддержан постановкой задачи разработки и реализации новых обучающих программ с включением в них современных платформенных и технологических подходов, охватывающих технологии взаимодействия науки, власти, всех отраслей туристского сектора и общества при развитии отечественного туризма на огромных пространствах современной России.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: authors have no conflict of interests to declare.
Список литературы
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 г. №2129-р) URL:
http: //static.government.ru/media/files/Fj J74rYOa VA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf (дата обращения: 02.01. 2021).
Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2020 г. № 372 О совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности. URL: http: //www .kremlin.ru/acts/bank/45581 (дата обращения: 08.01.2021).
Балицкая И. В., Лим Э. Х. Совершенствование практико-ориентированных программ подготовки специалистов в вузах Республики Корея (на примере сервисных и туристских направлений подготовки) // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. № 1 (50). С.4-15. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-415.
Гайва Е. Новый нацпроект по туризму подготовят к лету 2021 года. URL: https://rg.ru/2020/12/18/novyj -nacproekt-po-
turizmu-podgotoviat-k-letu-2021 -goda.html (дата обращения: 08.01.2021).
Интегрированная система непрерывного образования: новый вектор в сфере образовательных услуг / Думачева Е. В., Чернявских В. И., Сопина Н. А., Комарова М. Н. // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2018. Т. 4. № 1. С. 38-61.
Карпова Г. А., Волошинова М. В., Хоре-ва Л. В. Подготовка кадров для сферы рекреации и туризма: сетевизация и профессиональные стандарты // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2019. №3 (3). С. 2735. DOI: 10.18572/2686-858X-2019-3-3-27-35.
Мухамадиева Ю. П., Полупанов И. И. Актуальные проблемы кадрового обеспечения в сфере туризма // Молодой ученый. 2017.№ 13.2 (147.2). С. 15-17. URL: https://moluch.ru/archive/147/42016/ (дата обращения: 08.04.2021).
Нежельченко Е. В., Ясенок С. Н., Яко-венко Н. Ю. Проблемы текучести кадров и пути ее снижения в индустрии гостеприимства // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2019. Т.5. № 3.С. 32-41. DOI: 10.18413/2408-9346-2019-5-3-0-4.
Онищенко Е. В., Шарафутдинов В. Н. Механизм построения и функционирования технологических платформ с позиций синерге-тической теоретической парадигмы // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. №30 (4). С. 132-141. DOI: 10.24411/2309-47882020-10405.
Пастухова Д. А., Грудистова Е. Г. Модель конкурентоспособного специалиста сервиса // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2018. Т. 4. № 2. С. 53-64. DOI: 10.18413/2408-9346-2018-4-2-0-6.
Переверзев М. В. Подготовка кадров для гостиничного и туристического бизнеса в Российской Федерации: системный подход // Гуманитарные науки. 2020. №1. С.39-52.
Пирогова О. В. Состояние подготовки кадров для сферы туризма в Российской Федерации // Интерактивная наука. 2018. № 6 (28). С. 24-28. DOI: 10.21661/г-471825.
Романова Г. М., Шарафутдинов В. Н., Онищенко Е. В. О гипотезе новой парадигмы управления развитием туризма в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» // Профессорский журнал. Серия: рекреация и туризм. 2020. №4 (8). С. 7-21. DOI: 10.18572/2686-858X-2020-4-8-7-21.
Рынок труда и занятости в туризме.
URL:
https://spravochnick.ru/turizm/rynok truda i zan yatosti_v_turizme/#obschaya-kartina-rynka-truda-i-zanyatosti-v-turizme (дата обращения: 21.04.2021).
Туризм и гостеприимство. Атлас новых профессий. URL:
https://atlas 100.ru/catalog/turizm-i-gostepriimstvo/ (дата обращения: 21.04.2021).
Туристская технологическая платформа как инструмент развития туристской сферы / Романова Г. М., Шарафутдинов В. Н., Они-щенко Е. В., Симонян Р. А. // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. №6 (126). С. 93-98.
Яковенко Н. В., Комов И. В., Диденко О. В. Туристское профессиональное образование: проблемы регионального уровня // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2017. Т.3. №1. С. 68-72. DOI: 10.18413/24089346-2017-3-1-67-71.
Gazija M. A. Importance of staff training in hotel industry Case Study: Hotel Dukagjini // ILIRIA International Review. 2011. December. Vol. 1(2). DOI: 10.21113/iir.v1i2.191.
How important are training management quality and environmental conditions in influencing the effectiveness of tourism training? / Ingkadijaya R., Desafitri R. B. L., Djati S. P., Ak-bar M. M. // Technium Social Sciences Journal. 2021. Vol. 17(1). P. 435-443. URL: https://techniumscience.com/index.php/socialscie nces/article/view/2815
Lee K. M., Lee M. J., Kim H. J. A Comparison of student and industry perception of the Event management Curriculum in Korea // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism education. 2009. Vol. 8. No. 2. P. 60-73.
Pan H., Wang S. On the construction of a cooperative education model for tourism management // Science Consulting (Science and Technology Management). 2020. Vol. (12). P. 31-32.
Tourism education futures, 2010-2030: Building the capacity to lead / Sheldon P., Fesenmaier D., Woeber K., Cooper C., Antonioli M. // Journal of Teaching in Tourism and Travel. 2008. P. 61-68.
Travel Big Data for National Tourism Organizations. URL: https://travelcompute.com/travel-big-data-for-ntos-national-tourism-organisations/
(дата обращения: 14.04.2021)
Zagonari F. Balancing tourism education and training // International Journal of Hospitality Management. 2009. Vol. 28. P. 2-9. doi: 10.1016/j.ijhm.2008.03.006.
Zagonari F. Multi-Criteria, Cost-Benefit and Life-Cycle Analyses for Decision-Making to Support Responsible, Sustainable, and Alternative Tourism // Sustainability. 2019., Vol. 11. 1038. Р. 1-34. doi:10.3390/su11041038.
Ziyue Z. Practice of industry-education integration and post internship mode in tourism management major teaching in vocational colleges. // Journal of Hubei Open Vocational College. 2020. Vol. 33 (22). P. 138-139.
References
"Labor market and employment in tourism" (2020), [Online], available at: https://spravochnick.ru/turizm/rynok_truda_i_zan yatosti_v_turizme/#obschaya-kartina-rynka-truda-i-zanyatosti-v-turizme (Accessed 21 April 2021).
"The strategy of tourism development in the Russian Federation for the period up to 2035 (approved by the decree of the Government of the Russian Federation of 20.09.2019 No. 2129-r) (2019), [Online], available at: http://static.government.ru/media/files/Fj J74rYOa VA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf (Accessed 02 January 2021).
Balickaya, I. V. and Lim, E. H. (2020), "Improving practice-oriented training programs for specialists in universities of the Republic of Korea (on the example of service and tourist training directions)," Pedagogicheskij IMIDZH, 15, 1 (50), рр. 4-15, DOI: 10.32343/2409-5052-202115-1-4-15.
Decree of the President of the Russian Federation No. 372 of 05.06.2020 "On Improving Public Administration in the field of tourism and Tourism activities" (2020), [Online], available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45581 (Accessed 08 January 2021).
Dumacheva, E. V., Chernyavskih, V. I., Sopina, N. A. and Komarova, M. N. (2018), "Integrated system of lifelong education: a new direction in the field of educational services", Nauchnyj rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa, 4 (1), рр. 38-61.
Gajva, E. (2021), "A new national project on tourism will be prepared by the summer of 2021", [Online], available at:
https://rg.ru/2020/12/18/novyj -nacproekt-po-turizmu-podgotoviat-k-letu-2021 -goda.html (Accessed 08 January 2021).
Gazija, M. A. (2011), "Importance of staff training in hotel industry Case Study: Hotel Dukagjini", ILIRIA International Review, December, 1(2), DOI: 10.21113/iir.v1i2.191 [in English].
Ingkadijaya, R., Desafitri, R. B. L., Djati, S. P. and Akbar, M. M. (2021), "How important are training management quality and environmental conditions in influencing the effectiveness of tourism training?", Technium Social Sciences Journal, 17(1), pp. 435-443, [Online], available at: https://techniumscience.com/index.php/socialscie nces/article/view/2815 [in English].
Karpova, G. A., Voloshinova, M. V. and Horeva, L. V. (2019), "Training of personnel for the sphere of recreation and tourism: setevizatsiya i professionalnykh standartov", Professorskij zhurnal. Seriya: Rekreaciya i turizm, 3(3), pp. 2735, DOI: 10.18572/2686-858X-2019-3-3-27-35.
Lee, K. M., Lee, M. J. and Kim, H. J. A. (2009), "Comparison of student and industry perception of the Event management Curriculum in Korea", Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism education, 2, pp. 60-73 [in English]
Muhamadieva, Y. P. and Polupanov, I. I.
(2017), "Current problems of personnel support in the field of tourism", Molodoj uchenyj, 13.2 (147.2), pp. 15-17 [Online], available at: https://moluch.ru/archive/147/42016/ (Accessed 08 April 2021).
Nezhel'chenko, E. V., Yasenok, S. N. and Yakovenko, N. Y. (2019), "Problems of staff turnover and ways of its reduction in the hospitality industry", Nauchnyj rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa, 5, 3, pp. 32-41, DOI: 10.18413/2408-9346-2019-5-3-0-4.
Onishchenko, E. V. and Sharafutdinov, V. N. (2020), "The mechanism of construction and functioning of technological platforms from the standpoint of a synergetic theoretical paradigm", Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya, 30 (4), pp. 132-141, DOI: 10.24411/2309-4788-202010405.
Pan, H. and Wang, S. (2020), "On the construction of a cooperative education model for tourism management", Science Consulting (Science and Technology Management), (12), pp. 3132 [in English].
Pastuhova, D. A. and Grudistova, E. G.
(2018), "Model of a competitive service specialist", Nauchnyj rezul'tat. Tekhnologii biznesa i
servisa, Vol. 4, 2, pp. 53-64, DOI: 10.18413/2408-9346-2018-4-2-0-6.
Pereverzev, M. V. (2020), "Training of personnel for hotel and tourist business in the Russian Federation: a systematic approach", Gumani-tarnye nauki, 1, pp. 39-52.
Pirogova, O. V. (2018), "State of personnel training for the tourism sector in the Russian Federation", Interaktivnaya nauka, 6 (28), pp. 24-28. DOI: 10.21661/r-471825.
Romanova, G. M., Sharafutdinov, V. N. and Onishchenko, E. V. (2020), "On the hypothesis of a new paradigm of tourism development management within the framework of the National Project "Tourism and the Hospitality industry", Professorskij zhurnal. Seriya: rekreaciya i turizm, 4 (8), pp. 7-21, DOI: 10.18572/2686-858X-2020-4-8-7-21.
Romanova, G. M., Sharafutdinov, V. N. Onishchenko, E. V. and Simonyan, R. A. (2020), "Tourist technological platform as a tool for the development of the tourist sphere", Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo
ekonomicheskogo universiteta, 6 (126), pp. 93-98.
Sheldon, P., Fesenmaier, D., Woeber, K., Cooper, C. and Antonioli M. (2008), "Tourism education futures, 2010-2030: Building the capacity to lead", Journal of Teaching in Tourism and Travel, pp. 61-68 [in English].
"Tourism and hospitality. Atlas of new professions" (2020), [Online], available at: https://atlas 100.ru/catalog/turizm-i-gostepriimstvo/(Accessed 21 April 2021).
Yakovenko, N. V., Komov, I. V. and Didenko, O. V. (2017), "Tourist professional education: problems of the regional level", Nauchnyj rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa, T. 3, 1, pp. 68-72, DOI: 10.18413/2408-9346-2017-3-1-6771.
"Travel Big Data for National Tourism Or-ganizations"(2019), [Online], available at: https://travelcompute.com/travel-big-data-for-ntos-national-tourism-organisations/(Accessed 14 April 2021).
Zagonari, F. (2009), "Balancing tourism education and training", International Journal of Hospitality Management, 28, pp. 2-9, doi: 10.1016/j.ijhm.2008.03.006 [in English].
Zagonari, F. (2019), "Multi-Criteria, Cost-Benefit and Life-Cycle Analyses for Decision-Making to Support Responsible, Sustainable, and Alternative Tourism", Sustainability, 11, 1038, pp. 1-34, doi: 10.3390/su11041038 [in English].
Ziyue, Z. (2020), "Practice of industry-education integration and post internship mode in tourism management major teaching in vocational colleges", Journal of Hubei Open Vocational College, 33 (22), рр.138-139 [in English].
Данные об авторах
Шарафутдинов Владимир Насибуллович,
ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Субтропический научный центр Российской академии наук» Сочинского государственного университета, кандидат экономических наук Онищенко Елена Васильевна, руководитель Института пространственного развития регионов Федерального исследовательского центра «Субтропический научный центр Российской академии наук», старший научный сотрудник, кандидат экономических наук
Романов Максим Сергеевич, старший научный сотрудник Сочинского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент
Information about the authors Vladimir N. Sharafutdinov, Leading Researcher of the Federal Research Centre "The Subtropical Scientific Centre" of the Russian Academy of Sciences, Sochi State University, Candidate of Economic Sciences
Elena V. Onishchenko, Head of the Institute of Spatial Development of Regions of the Federal Research Centre "The Subtropical Scientific Centre" of the Russian Academy of Sciences, Senior Researcher, Candidate of Economic Sciences Maxim S. Romanov, Senior Researcher at Sochi State University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor