Романова Г.М., Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В., Симонян Р.А.
ТУРИСТСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА КАК ИНСТРУМЕНТ
РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ
Аннотация. В статье предлагается новая гипотеза по совершенствованию системы управления развитием туризма на современном этапе, затрагивающая при этом пока региональный уровень. Она основывается на представленных показателях конкурентоспособности региональных туристских продуктов, которые с позиций теории самоорганизации с помощью туристской технологической платформы способны адекватно отображать параметры порядка саморазвития туристской сферы. Исследование опирается на применение методов системно-синергетического и институционального подходов, экономико-математическое моделирование.
Ключевые слова. Сфера туризма, туристский сектор экономики, синергетика, теория самоорганизации сложных систем, туристская технологическая система, параметры порядка сферы туризма, региональные турпродукты.
Romanova G.M., Sharafutdinov V.N., Onishchenko E.V., Simonyan R.A.
TOURIST TECHNOLOGICAL PLATFORM AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST SPHERE
Abstract. The article proposes a new hypothesis for improving the management system for tourism development at the present stage, while still affecting the regional level. It is based on the presented indicators of the competitiveness of regional tourism products, which from the standpoint of the theory of self-organization with the help of a tourist technological platform are able to adequately reflect the parameters of the order of self-development of the tourism sector. The study is based on the use of methods of systemic synergetic and institutional approaches, economic and mathematical modeling.
Keywords. Tourism sphere, tourism sector of the economy, synergetic, theory of self-organization of complex systems, tourist technological system, order parameters of the tourism sphere, regional tourism products.
Введение
Согласно принятой стратегии развития туризма на ближайшие годы в России, в её пространство к 2025 г. должно вовлекаться до 100 млн туристов в год, в т.ч. около 40 млн зарубежных туристов [5].
ГРНТИ 71.37.75
© Романова Г.М., Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В., Симонян Р. А., 2020
Галина Максимовна Романова - доктор экономических наук, профессор, ректор Сочинского государственного университета.
Владимир Насибуллович Шарафутдинов - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Субтропического научного центра Российской академии наук, ведущий научный сотрудник Сочинского государственного университета.
Елена Васильевна Онищенко - кандидат экономических наук, учёный секретарь, руководитель Института пространственного развития регионов Субтропического научного центра Российской академии наук. Рафаэль Арсенович Симонян - старший преподаватель Кубанского государственного университета (г. Краснодар).
Контактные данные для связи с авторами: (Онищенко Е.В.): 354000, Краснодарский кр., г. Сочи, Театральная ул., 11А (Russia, Sochi, Teatralnaya str., 11A). Тел.: +7-918-205-29-72. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 31.08.2020.
Это намечаемое количество практически вдвое больше, по сравнению с 2019 г. Такое увеличение тур-потока в туристское пространство, по-видимому, будет весьма затруднено. И не столько по причине пандемии, сколько, на наш взгляд, из-за неадекватности системы управления развитием туризма, когда более 2/3 её реалий, особенно в отношении структуры и объёмов товаров и услуг, ежегодно воспроизводимых и потребляемых турпотоками в пространстве регионов их пребывания в нашей стране, до сих пор находятся вне статистической видимости [1]. В результате, реальные контуры пространственно-временных координат сферы туризма, её экономические основы, как целостной самостоятельной системы, в значительной степени пока остаются неопределёнными.
Теоретический бэкграунд
В проведённых ранее исследованиях нами рассматривалась гипотеза о туристской сфере, как сложной целостной открытой системе, которая на настоящем этапе своего развития уже обладает основными свойствами саморазвития. Это было обусловлено такими факторами, как:
• огромные количественные и качественные изменения в сфере туризма за последние десятилетия;
• задействование туристским сектором экономики огромной ресурсной, материальной и инфраструктурной базы, основанной не только на неуклонном нарастании масштабов использования и потребления самых разнообразных ресурсов планеты, но и технологий преобразования этих ресурсов в востребованные туристами турпродукты;
• сложившаяся сложная структура туристской сферы, функционирующая в режиме микро-, мезо-и макроуровней и др.
На наш взгляд, свойства саморазвития туристской сферы проявляются в таких общих закономерностях, как неизбежный циклический характер развития данной целостной системы, разнообразие внутренних источников её саморазвития, неизбежность чередования периодов появления признаков асинхронности взаимодействия её элементов с переходом на новый уровень их упорядоченности и усложнения, но без утраты её целостности и эмерджентных свойств и др.
Очевидно, что сфера туризма уже явно приобретает целостные свойства сложной системы и начинает развиваться, в основном, за счёт своих внутренних факторов, то есть саморазвиваться. При этом, одновременно являясь подсистемой в более крупных системных образованиях, таких как мировая экономика, общество в целом, экология планеты, естественно испытывая при этом как неспецифические, так возможно и специфические воздействия, но уже не утрачивая свою целостность и свои внутренние источники развития, даже под воздействием событий типа мировой коронавирусной пандемии 2020 г. Поэтому, с точки зрения синергетического подхода, при исследовании подобных систем, на наш взгляд, весьма важным является понимание не только того, как их элементы взаимодействуют, но и того, к чему приводит их взаимовлияние с точки зрения изменений самой системы, её структуры и других её параметров без нарушения её целостности.
В данной статье, опираясь на представленные выводы, эти свойства мы предлагаем закладывать в основы создания современных туристских технологических платформ (пока только применительно к мезоуровню туристской сферы), способных обеспечивать устойчивое воспроизводство высококонкурентных региональных туристских продуктов.
Основные результаты и их обсуждение
Принципиально важно, что ключевую роль в процессе саморазвития туристской сферы как системы имеет её мезоуровень, на котором происходит формирование так называемых параметров порядка, «когда зарождаются и начинают формироваться ее структуры, в ходе которых собственно и возникает процесс самоорганизации» [2, с. 82]. Иными словами, процесс структуризации любой системы неизбежно означает перегруппировки в её микроэлементной базе (на микроуровне), в ходе которых все её неустойчивые, ослабленные элементы отсекаются, если они не преобразуются и не впишутся в складывающиеся средние величины для обеспечения своих устойчивых состояний.
При этом, важно учитывать, что параметры порядка нельзя выбирать произвольно, они должны соответствовать «нелинейному характеру системы». В случае произвольного изменения значений параметров устойчивое состояние системы может стать неустойчивым [2, с. 82-83]. На наш взгляд, применительно к сфере туризма такого рода параметры порядка в определённой степени могут отражаться в определённых нами показателях конкурентоспособности региональных турпродуктов, зарожда-
ющихся в жёсткой конкурентной борьбе различных регионов мира за современные туристские и финансовые потоки.
По своей природе эти параметры вполне способны «подчинять» себе процессы самоорганизации системы, тем самым реализуя «принцип подчинения по Хакену» [6; 7], который «составляет основу синергетического подхода к анализу эволюции и самоорганизации сложных систем» [2, с. 82]. Основной перечень параметров, применительно к сфере туризма, способных стать опорными точками структурного каркаса на мезоуровне, на наш взгляд, может быть представлен в виде воспроизводственной матрицы (см. рис.).
Рис. Схема формирования параметров порядка самоорганизации туристской сферы регионов в процессе воспроизводства востребованных турпотоками конкурентоспособных региональных туристских продуктов (РТП) (составлено авторами)
В данной схеме представлены восемь взаимосвязанных и взаимно обуславливающих друг друга групп показателей. Их осмысление и группировка стали результатом наших исследований системы показателей конкурентоспособности ежегодно воспроизводимых региональных туристских продуктов, представляющих собой органическую составляющую ВРП, генерируемую вовлекаемыми в пространство регион турпотоками.
Вместе с тем, эта система показателей оказалась созвучна и с определённой степенью приближения явно отражает такие глубинные свойства саморазвивающихся систем, как параметры порядка. Ибо, с одной стороны, в них явно просвечивается архитектура структуры туристской сферы как системы. А с другой стороны, в пространстве туристской сферы региона явно обнаруживает себя система определённых реперных точек, ёмко насыщенных крупными информационными узлами взаимосвязей, раскрывающих перспективы системного и эффективного регулирования развития туристского сектора экономики регионов, прежде всего туристско-курортной специализации.
В этой связи характерны диагональные взаимосвязи воспроизводственной матрицы, представленной на рисунке. В частности, по диагонали а-Ь-^Ь просматривается взаимосвязь ресурсной базы регионов с перечнем отраслей туристских секторов экономики регионов, вовлекаемых в воспроизводство региональных туристских продуктов, уровнем стратегирования их развития и показателями качества и эффективности системы управления развитием туристской сферы.
А по диагонали с-^е^ увязываются взаимозависимость спроса со стороны турпотоков с эффективностью использования вовлекаемого в воспроизводство региональных туристских продуктов туристского потенциала региона, предложением их объёмов, обеспечивающим удовлетворение спроса со стороны турпотоков и современным платформенным подходом реализации такого рода задач, реализуемых в разрабатываемых в настоящее время туристских технологических платформах.
По мнению авторов, принципиально важно отметить, что зародившийся в Европе в начале второго десятилетия текущего столетия платформенный подход [8-12], как один из современных способов освоения и развития туристских пространств, хорошо работает там и тогда, где и когда в его основу закладываются и постоянно актуализируются последние достижения информационных и цифровых технологий.
Без этого сегодня уже невозможно добиваться ключевых показателей конкурентоспособности воспроизводимых региональных туристских продуктов, так как их воспроизводство основывается на лавинообразном генерировании огромных массивов данных, необходимости их структурирования, сжатия, обобщения и оценки с целью получения новой информации и на её основе наращивания «новой стоимости» в сфере туристского сектора экономики, параметры которого обусловлены средним уровнем потребления, необходимого для сохранения и развития человеческого потенциала.
Весьма важно, что для её получения необходимо не только должным образом структурировать и сжимать образовывающуюся информацию, но одновременно находить способы гибкой оптимизации заложенной в ней конфигурации интересов всех ключевых участников воспроизводства региональных туристских продуктов, прежде всего посредством создания и реализации современных туристских технологических платформ. С этих позиций, туристские технологические платформы начинают выступать как зарождающиеся современной теорией и практикой развития туризма всё более тонкие и эффективные инструменты участия человека в развитии туристской сферы как саморазвивающейся системы.
В самом общем виде модель формирования такого рода туристской технологической платформы можно представить в виде современной межотраслевой технологической системы, способной ежегодно обеспечивать устойчивое воспроизводство конкурентоспособных региональных турпродуктов. Функционально такого рода региональные турпродукты зависят от восьми основных параметров порядка, проявляющих себя в соответствующей системе показателей его конкурентоспособности, показанных на рисунке. В этом случае, в самом общем виде такого рода модель туристской технологической платформы может выглядеть следующим образом:
ТТП ~ РТП (а, Ь, с, а, е, ^ в, Ь), где ^ - знак взаимной зависимости;
ТТП - это туристская технологическая платформа, обладающая способностью обеспечивать устойчивое воспроизводство конкурентоспособных региональных туристских продуктов, показатели конкурентоспособности которых в контексте платформенного подхода способны адекватно отражать образы формирующихся параметров порядка туристской сферы как саморегулирующей системы;
РТП - это высококонкурентные региональные туристские продукты, ежегодно воспроизводимые в туристском пространстве экономики регионов, вовлекающие в них внутренние и въездные турпотоки. Причём, прежде всего, за счёт превращения этих пространств в оазисы оздоровления и укрепления иммунитета человека посредством использования последних достижений медицины в сочетании с оздоравливающими силами природы;
а - группа показателей, характеризующих имеющуюся туристскую ресурсную базу регионов (природную, культурно-историческую, социальную, экономическую, технологическую и др.), вовлекаемую в ежегодное воспроизводство РТП без превышения рекреационной ёмкости регионов. Эта группа показателей предполагает создание интегральной информационной модели динамики состояния туристской ресурсной базы регионов, способной раскрывать текущую и перспективную ресурсо-обеспеченность устойчивого воспроизводства РТП;
Ь - показатели перечня отраслей и сфер экономики региона, определённые доли продукции которых реально вовлекаются в воспроизводство РТП. При этом должна иметь место адекватная статистическая видимость формирующихся объёмов и структур РТП в составе валовых региональных продуктов (РТП/ВРП);
с - показатели спроса (объёмы, структура, динамика финансовых потоков), генерируемые турпо-токами, вовлекаемыми в пространство регионов. При этом, в составе совокупного спроса, как в пан-демийный период, так и особенно после него, спрос на оздоравливающие, укрепляющие иммунитет человека турпродукты будет, по мнению авторов, стремительно возрастать;
d - группа показателей, характеризующих эффективность использования имеющегося туристского потенциала региона (степень изученности туристской ресурсной базы регионов, доля её вовлечения в воспроизводство РТП, глубина и экологическая чистота переработки ресурсной базы регионов в направлении выявления и освоения лечебно-оздоровительных свойств природы и др.);
е - показатели предложения воспроизводимых РТП. Важен неуклонный рост значимости оздорав-ливающих иммуноукрепляющих турпродуктов в условиях нарастания доли экологически чистых туристских пространств. При этом, показатели предложения должны даваться в соотношении спрос / предложение, а также соотноситься с профицитом (дефицитом) платёжного баланса по линии туристской сферы, проистекающим из динамики соотношения внутренних-въездных-выездных турпотоков и генерируемых ими финансовых потоков;
f - показатели наличия и уровня стратегирования развития туристской сферы, основанной на сопоставлении с ведущими туристско-курортными регионами мира по среднему уровню потребления высококачественных турпродуктов иммуноукрепляющего характера, показателям развития человеческого потенциала и уровнями экономического развития;
g - показатели качества и эффективности системы управления развитием туристской сферы (степень достижения стратегических задач, адекватность перечней флагманских проектов, связанных с выполнением стратегических задач развития туризма, в экономических моделях которых будет экономически выгодно сохранять и наращивать человеческий потенциал; наличие адекватных этим задачам системы подготовки и переподготовки кадров туристской сферы и др. [4]);
И - показатели действующей туристской технологической платформы, основанной на цифровиза-ции экономики региона, в т.ч. экономики туризма, охватывающей, структурирующей и адекватно сжимающей всё информационное поле туристской сферы до уровня кристаллизации системы показателей конкурентоспособности РТП, способной обеспечивать эффективное управление развитием туризма на уровне регионов и адекватно отображать параметры порядка туристской сферы регионов, как саморазвивающейся целостной, в том числе открытой к оздоравливающим силам природы, и усложняющейся системы. Заключение
Подводя некоторые итоги затронутых в данной статье проблем, важно подчеркнуть следующие её основные положения.
1. В меняющейся картине мира в свете синергетического подхода уже вполне очевидно, что громадные количественные изменения в сфере туризма привели к таким её качественным изменениям, которые повлияли на её становление как самостоятельной большой сложной саморазвивающейся системы, занимающей всё более важное место в современном общественном воспроизводстве. При этом, в лице туристских технологических платформ начинает формироваться высокотехнологичный инструментарий развития туризма на уровне регионов, способный обеспечивать устойчивое воспроизводство высококонкурентных региональных туристских продуктов, в основу которых должны закладываться формирующиеся параметры порядка туристской сферы как саморазвивающейся целостной, непрерывно усложняющейся системы.
2. Параметры порядка в сфере туризма одновременно выступают и как своеобразный глубинный генератор структурирования огромных информационных массивов, порождаемых процессом воспроизводства региональных туристских продуктов в рамках туристских сфер экономики, и как объективная основа формирования системы показателей их конкурентоспособности. В свою очередь, эти системы показателей, очевидно, могут и должны закладываться в реперные точки технологического каркаса и архитектуру туристских технологических платформ, тем самым наделяя их способностью регулирования развития туризма в регионах и, таким образом, вписывая, встраивая целенаправленную деятельность человека в процесс саморазвития туристской сферы как сложной целостной системы. При этом важно отметить, что эта целенаправленная деятельность должна быть хорошо созвучна параметрам порядка туристской сферы как саморазвивающейся системы. В противном случае эта дея-
тельность периодично, наряду с другими факторами, может оказываться источником нарастания асинхронности, периодов хаотизации в процессе развития туристских сфер регионов.
3. Способность туристских технологических платформ органично встраиваться в системы управления туризмом во многих регионах мира, в т.ч. в России - учитывая её огромные, сравнительно слабо освоенные пространства, во многом зависит от разработок и использования современных информационных технологий, а также адекватной природы туристской сферы как саморазвивающейся системы, цифровизации её информационных массивов и математического инструментария их обработки. Но это - тема уже следующего этапа исследований. Авторский вклад
Романова Г.М. - определение проблематики, постановка задач, формирование гипотезы и методики исследования, редактирование статьи; Шарафутдинов В.Н. - подготовка и написание базовых материалов статьи, разработка схемы формирования параметров порядка самоорганизации туристской сферы регионов, участие в формировании выводов; Онищенко Е.В. - сбор, анализ и обработка отечественных и зарубежных источников исследования по теории самоорганизующихся систем применительно к предмету исследования (включая перевод с английского на русский), обработка и представление собственных исследований авторов, проведённых в данной области, участие в формировании выводов; Симонян Р.А. - сбор и анализ математических инструментов, используемых в управлении туристским сектором экономики, представление модели туристской технологической платформы. Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00530А.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова А.Ю. Формирование интегрированной системы статистики туризма в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2017. № 1. С. 41-61.
2. Дерябина М.А. Теоретические и методологические основания самоорганизации социально-экономических систем // Вопросы экономики. 2019. № 7. С. 73-94. DOI: 10.32609 / 0042-8736-2019-7-73-94
3. Орехова С.В., Кузьмин Е.А., Ярошевич Н.Ю. Новая промышленная политика в условиях развития технологических платформ // Материалы IV Всероссийского симпозиума по региональной экономике. Екатеринбург: Изд-во Института экономики Уральского отделения РАН, 2017. С. 78-83.
4. Сорокин Д.Е., Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В. О проблемах стратегирования развития туризма в регионах России (на примере Краснодарского края и города-курорта Сочи) // Экономика региона. 2017. Т. 13. Вып. 3. С. 764-776. DOI: 10.17059/2017-3-10
5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р).
6. Хакен Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991. 240 с.
7. Шестакова Е.В. Теории самоорганизации: от античных воззрений до идей эволюционной экономики // Вестник ОГУ. Экономические науки. 2012. № 13 (149). С. 425-432.
8. Asadullah A., Faik I., Kankanhalli A. Digital Platforms: A Review and Future Directions. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/327971665_Digital_Platforms_A_Review_and_Future_Di-rections (дата обращения 05.05.2020).
9. Jacobides M.G., Cennamo С., Gawer А. Towards a Theory of Ecosystems // Strategic Management Journal. 2018. № 39 (8). DOI: 10.1002/smj.2904
10. KenneyM., Zysman J. The Rise of the Platform Economy // Issues in science and technology. 2016. № 32 (3). P. 61-69.
11. Nambisan S., Wright M., Feldman M. The digital transformation of innovation and entrepreneurship: Progress, challenges and key themes // Research Policy. 2019. Vol. 48. Is. 8. DOI: 10.1016/j.respol.2019.03.018
12. Sharafutdinov V.N., Onishchenko E.V., Nakonechnyi A.I. Tourism Technology Platforms as a Tool for Supporting Competitiveness of Regional Tourism Products // Regional Research of Russia. 2020. Vol. 10, № 1. P. 48-55. DOI: 10.1134/S2079970520010104