Научная статья на тему 'Определение технологического подхода исследования потенциала территории при создании регионального турпродукта'

Определение технологического подхода исследования потенциала территории при создании регионального турпродукта Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
358
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / REGIONAL TOURISM PRODUCT / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / TECHNOLOGICAL SOLUTIONS / ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / TECHNOLOGICAL APPROACH / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА / EFFICIENCY OF THE PROJECT / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / ECONOMIC METHODS OF ASSESSMENT OF TOURISM POTENTIAL / RESEARCH POTENTIAL OF THE TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гордиенко Станислав Викторович

Импортозамещение в сфере туризма ставит задачи создания и производства туристских продуктов во многих регионах РФ. Иногда эти задачи решаются путем создания региональных туристских продуктов. Но эффективность бюджетных и внебюджетных инвестиций часто ниже ожидаемого результата. Для повышения эффективности нужно использовать технологии создания турпродукта. Доступ к зарубежным технологиям создания региональных турпродуктов сверхнормативно затратен или не всегда соответствует национальным интересам. Разработка собственных технологических решений, технологии создания регионального, национального турпродукта значительно увеличит эффективность инвестиций в этой сфере. Задачу построения алгоритма разработки технологии необходимо решать последовательно, создавать технологические решения для каждого этапа: анализа, концепции, стратегии, программы, пилотных объектов, сопровождения. Для этапа анализа, исследования территории разработку технологии необходимо начинать с определения технологического подхода исследования потенциала территории для создания регионального турпродукта. В ходе работы проведены исследования в смежных и технических сферах деятельности, проведена адаптация подобных определений из сферы программирования и градостроительства, проанализированы методики оценки туристско-рекреационного потенциала территории. В результате «Технологический подход в исследовании потенциала территории для создания регионального турпродукта» определен как построение системы исследований, основанной на комплексе получения экономической информации, при использовании методов оценки потенциала территории, разделении проекта на подпроекты при минимальных отклонениях от запланированных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гордиенко Станислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEFINITION OF TECHNOLOGICAL APPROACH IN THE RESEARCH OF THE POTENTIAL THE AREAS FOR THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL TOURIST PRODUCT

Import substitution in the field of tourism puts the task of creating and producing tourism products in many regions of Russia. Sometimes these problems can be solved through the creation of regional tourist products. But the effectiveness of budgetary and extra-budgetary investments are often lower than expected results. To improve efficiency need to use technology of the creation of tourist products. Access to foreign technologies of creation of regional tourist products above the specified limits of costs or are not always in the national interest. Develop your own technology solutions, technology regional, national tourism products will significantly increase the efficiency of investment in this area. The task of constructing an algorithm technology development needs to be addressed sequentially, creating technological solutions for each stage: analysis, concepts, strategies, programs, pilot sites, support of the project. For the analysis phase, the research area to develop the technology necessary to begin with the definition of the technological approach potential research areas to create a regional tourist product. In the course of work did a research in related and technical fields, did the adaptation of such definitions of the scope programming and urban planning, analyzed methodologies tourist and recreational potential of the territory. As a result of "technological approach research in the potential the area for the development of a regional tourist product" is defined as the construction of systems research, based on a complex economic obtaining information, using methods for assessing potential areas, the division of the project into subprojects with minimum deviations from planned objectives.

Текст научной работы на тему «Определение технологического подхода исследования потенциала территории при создании регионального турпродукта»

УДК 338.48

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ ПРИ СОЗДАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРПРОДУКТА

© 2016

Гордиенко Станислав Викторович, научный сотрудник, лаборатория «Проблем регионального рынка» Сочинский научно-исследовательский Центр РАН, Сочи (Россия)

Аннотация. Импортозамещение в сфере туризма ставит задачи создания и производства туристских продуктов во многих регионах РФ. Иногда эти задачи решаются путем создания региональных туристских продуктов. Но эффективность бюджетных и внебюджетных инвестиций часто ниже ожидаемого результата. Для повышения эффективности нужно использовать технологии создания турпродукта. Доступ к зарубежным технологиям создания региональных турпродуктов сверхнормативно затратен или не всегда соответствует национальным интересам. Разработка собственных технологических решений, технологии создания регионального, национального турпродукта значительно увеличит эффективность инвестиций в этой сфере. Задачу построения алгоритма разработки технологии необходимо решать последовательно, создавать технологические решения для каждого этапа: анализа, концепции, стратегии, программы, пилотных объектов, сопровождения. Для этапа анализа, исследования территории разработку технологии необходимо начинать с определения технологического подхода исследования потенциала территории для создания регионального турпродукта. В ходе работы проведены исследования в смежных и технических сферах деятельности, проведена адаптация подобных определений из сферы программирования и градостроительства, проанализированы методики оценки туристско-рекреационного потенциала территории. В результате «Технологический подход в исследовании потенциала территории для создания регионального турпродукта» определен как построение системы исследований, основанной на комплексе получения экономической информации, при использовании методов оценки потенциала территории, разделении проекта на подпроекты при минимальных отклонениях от запланированных целей.

Ключевые слова: туризм, региональный туристский продукт, технологии, технологические решения, исследование потенциала территории, технологический подход, эффективность проекта, экономические методы оценки туристско-рекреационного потенциала.

THE DEFINITION OF TECHNOLOGICAL APPROACH IN THE RESEARCH OF THE POTENTIAL THE AREAS FOR THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL

TOURIST PRODUCT

© 2016

Gordienko Stanislav Victorovich, researcher, laboratory "Problems of the regional market" Sochi research Centre of the Russian academy of sciences, Sochi (Russia)

Abstract. Import substitution in the field of tourism puts the task of creating and producing tourism products in many regions of Russia. Sometimes these problems can be solved through the creation of regional tourist products. But the effectiveness of budgetary and extra-budgetary investments are often lower than expected results. To improve efficiency need to use technology of the creation of tourist products. Access to foreign technologies of creation of regional tourist products above the specified limits of costs or are not always in the national interest. Develop your own technology solutions, technology regional, national tourism products will significantly increase the efficiency of investment in this area. The task of constructing an algorithm technology development needs to be addressed sequentially, creating technological solutions for each stage: analysis, concepts, strategies, programs, pilot sites, support of the project. For the analysis phase, the research area to develop the technology necessary to begin with the definition of the technological approach potential research areas to create a regional tourist product. In the course of work did a research in related and technical fields, did the adaptation of such definitions of the scope programming and urban planning, analyzed methodologies tourist and recreational potential of the territory. As a result of "technological approach research in the potential the area for the development of a regional tourist product" is defined as the construction of systems research, based on a complex economic obtaining information, using methods for assessing potential areas, the division of the project into subprojects with minimum deviations from planned objectives.

Keywords: tourism, regional tourism product, technology, technological solutions, research potential of the territory, technological approach, efficiency of the project, economic methods of assessment of tourism potential.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В период идеологемы импортозамещения и разворота выездных национальных туристских потоков многие регионы Российской Федерации ставят перед собой задачу «развития внутреннего и въездного туризма» [1] как мощного инструмента развития региональной экономики и эффективного способа воспроизводства человеческого капитала. Эти задачи довольно часто решаются посредством разработки документов стратегического планирования - концепций и программ развития туризма на данной территории путем создания регионального туристского продукта (РТП). На федеральном уровне об этой проблеме говориться уже в масштабе «туристского продукта Российской Федерации» [2].

Одним из первоначальных этапов таких разработок - исследование ресурсной основы возможности создания и производства РТП. Это базисная составная часть не только оценки туристско-рекреационного потенциала региона, но и, что очень важно, прогнозирования эффек-

тивности всего воспроизводственного цикла РТП. Ведь обладание большим ресурсным потенциалом территории не является гарантией высокого уровня социально-экономического развития территории и качества жизни населения.

Способы исследования ресурсной основы создания и производства РТП, применяемые в настоящее время различными разработчиками, многообразны не только по методологическим подходам, но и по таргетированию конечных результатов. Практическое отсутствие в российской туриндустрии технологий созданий РТП влечет к снижению эффективности и в экономическом, и в общественном, и, в интегральном аспектах. Надо заметить, что туриндустрия здесь не выделяется из других сфер деятельности, так как «российская экономика остается пока в значительной мере неэффективной, отставая, например, по уровню производительности труда от стран-лидеров не на проценты, а в разы» [3]. Получить доступ к апробированным и доказавшим свою эффективность технологическим решениям для российских субъектов

турбизнеса возможно либо покупкой франшизы, либо путем перехода «под управление», либо влившись под поглощение к зарубежным владельцам технологий. В любом случае это сопровождается сверхнормативными затратами и не всегда соответствует национальным интересам.

Кроме того, постоянно формирующиеся новые предпочтения турпотоков, новые технологические решения в сфере транспорта, информации, снаряжения и безопасности непрерывно обновляют географию туристского освоения в глобальном масштабе. Стагнация процесса анализа потенциала территории и неадекватность новеллам в запросах современных туристов может свести «на нет» былые достижения и успехи самых маститых туристских брендов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Процессы создания, производства туристского продукта во многом подобны процессам создания, производства продукта вообще, как «вещественного или нематериального результата производственной (экономической) деятельности» [4]. И так же, как процесс производства любого продукта, процесс производства турпродукта, в экономическом плане, ориентируется на оптимизацию затрат труда, средств, материалов и времени как при подготовке производства, так и в процессе изготовлении, эксплуатации, воспроизводстве. Но согласно действующего по сей день ГОСТ 14.205-83 «...совокупность свойств, проявляемых в возможности оптимальных затрат труда, средств, материалов и времени при . подготовке производства, изготовлении . по сравнению с соответствующими показателями продуктов того же назначения при обеспечении установленных значений показателей качества изготовления» есть «технологичность» [5] продукта, в т.ч. турпродукта. То есть, создание и производство турпродукта для оптимизации процесса требует использования технологий - «проведения ряда последовательных и обязательных действий» [6], в т.ч. исследований, обеспечивающих получение информации, достаточной для принятия экономически обоснованного решения, т.е. требует технологического подхода.

Надо отметить, что в последние годы в туристическом информационном поле стали появляться бизнес-проекты, которые в своем составе имеют «технологии создания региональных турпродуктов». Но при рассмотрении деталей этих проектов выясняется, что под «региональным турпродуктом» предлагается либо какой-то «уникальный субъектный продукт региона» [7], либо региональный маршрут, «тур в регион» [8], который предлагается централизовано продвигать на федеральный рынок. Региональный турпродукт из всего многообразия его форм («воспроизводственной, функциональной, временной, пространственной и интегративной» [9]) в контексте данного исследования рассматривается, в основном, в воспроизводственном, временном и пространственном аспектах. С этих точек зрения региональный турпродукт предлагается понимать как «системный комплекс туристских продуктов субъектов туристского рынка, расположенных на определенной территории (регионе), сформированной экономическими и технологическими взаимосвязями в процессе воспроизводства» [10].

Формирование целей статьи. Повышение эффективности исследований ресурсной основы создания РТП возможно путем унификации применяемых сейчас способов. Выработка некоего единого подхода к способам анализа ресурсного потенциала РТП возможна с помощью применения технологических подходов, решений. Именно технологический подход способен гарантировать полноценность анализа потенциала территории при создании РТП, что, в свою очередь, способствуют принятию и реализации эффективных экономических

решений, обеспечит минимальные отклонения от запланированных экономических целей. Определение базового понятия технологического подхода при исследовании потенциала территории - основа для формирования технологического перечня разработки РТП, и в конечном итоге, для дальнейшего разработки национальной технологии разработки и производства регионального, национального турпродукта.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Понятие «технологический подход» в настоящее время в туризме практически не используется, но применяется во многих сферах деятельности. Наряду с традиционными, техническими отраслями, это понятие, в последнее время, стало широко применяться и в сферах, где ранее больше присутствовали личный опыт, искусство, мастерство, творчество. Например: медицина, педагогика, консалтинг. В указанных видах деятельности «технологический подход» подразумевает не просто деятельность с использованием каких-либо технологий, «представление производственных процессов как технологий» [11]. И тем более, нельзя называть технологическим подходом деятельность с использованием высокотехнологичного инструментария (компьютеров, томографов и других приборов). Это понятие наполнилось новыми смыслами и проявлениями. В медицине технологический подход проявился в унификации проведения обследования пациента, стандартизации клинических исследований, в алгоритмизации дифференциальной диагностики заболеваний. В консалтинге технологический подход понимают как формализацию процессов обследования предприятий с целью получить «системно целостную картину состояния организации, которая является основой для разработки вариантов и принятия управленческих решений с целью комплексного решения проблем и использования возможностей организации» [12]. Более широкое понимание технологического подхода в настоящее время применяется в педагогической деятельности, где «технологический подход» стал применяться в «проектировании и реализации педагогических систем как запрограммированный (алгоритмизированный) педагогический процесс, обеспечивающий достижение запроектированных педагогических целей» [13].

В экономической теории технологический подход можно рассмотреть как продукт эволюции функционального подхода через системный и ситуационный подходы до экономического управления. Само понятие «технологии в экономике» не тождественно понятию «экономические технологии». Если первые можно определить как набор технологий менеджмента как такового, то последние предлагается трактовать следующим образом: «экономические технологии - комбинации комплекса средств, операций и методов получения, обработки и использования экономической информации, обеспечивающих принятие и реализацию хозяйствующими субъектами эффективных экономических решений» [14]. Включение в понятие «технологический подход в экономике» положительных моментов инженерного подхода позволит трактовать его как «построение системы управления экономикой предприятия, основанной на композиционной организации совокупности процессов, элементов, устройств и методов, используемых в процессе принятия экономического решения, обеспечивающее минимальные отклонения от запланированных целей» [14]. Определение объема применения данного понятия рамками предприятия несколько сужает сферу его применения, т.к. при создании РТП даже небольшие территории, по сравнению даже с широко диверсифицированными предприятиями, имеют много большую и сложную иерархию уровней и взаимосвязей субъектов. По сложности архитектуры иерархии РТП сравнимы, разве что, с транснациональными корпорациями, в которых технологический подход используется в высшем

технологическом уровне сложности - уровне «технологического пакета» [15].

Самое широкое представление о понятии «технологический подход», на сегодняшний день, присутствует в сфере программирования. В технологиях программирования сформировался своеобразный генезис этого понятия. От простейших «code and fix» (кодируй и исправляй) через множество каскадных (водопадных) подходов «pure waterfall», в которых каждый процесс следует друг за другом, к высшим. Высшими созданиями этой генеалогии технологических подходов считаются интегральные каркасные и генетические подходы. В каркасных «все стадии (анализ, проектирование, программирование, тестирование, отладка и сопровождение) рассматриваются одновременно и имеют: гибкие цели, контроль качества, возможность выявить и устранить риски как можно раньше» [16]. Генетические подходы (синтезирующие, конкретизирующие и сборочные), имеют подвижную архитектуру и мультисистемность исполнения на всех стадиях.

Один из технологических подходов в данной классификации, а именно, каскадный подход с подпроцессами «waterfall with subprocesses» [16], представленный на рисунке 1, проявляет большую конгруэнтность процессам и стадиям воспроизводства регионального турпродукта.

пользуют в разнообразных способах и методах оценки потенциала территории. В своей сущности анализ потенциала есть процесс, нацеленный на построение комплексного заключения, учитывающего все системные взаимосвязи ресурсного потенциала.

Рисунок 1 - Каскадный технологический подход с подпроцессами

Особенность этого подхода в том, что проект может быть разделен на подпроекты, которые могут разрабатываться индивидуально. В данном подходе требуется дополнительная фаза тестирования подсистем до объединения их в единую систему. Сложность этого подхода состоит в грамотном делении проекта на подпроек-ты, которое должно учесть все возможные зависимости между подсистемами и их взаимовлияние.

Алгоритм создания и производства РТП [17], графически представленные на рисунке 2, имеют очень похожие стадии: анализ - исследование туристско-рекре-ационного потенциала территории для создания РТП, проектирование - разработка концепции и стратегии, программирования - разработка программ развития туризма, тестирования - запуск пилотных проектов, эксплуатации - запуск туристских комплексов и кластеров и сопровождения проекта. Подпроцессами, подпроекта-ми в процессе создания РТП можно определить работы с базовой инфраструктурой, инфраструктурой смежных с туризмом отраслей, социальные, экологические, культурно-исторические и другие аспекты проекта.

Анализ потенциала территории, исследование ресурсной основы производства - краеугольный, как показано на рисунке 2, «камень» для создания и производства регионального турпродукта для любой, даже самой, казалось бы, исследованной и изученной территории туристской специализации.

Понятие анализа потенциала территории часто ис-

Рисунок 2 - Каскадный технологический подход создания и производства РТП с подпроцессами

Так, при градостроительном анализе территории выявляются и основные планировочные ограничения, и целесообразные направления градостроительной реорганизации, развития территории, в том числе: природные условия и ресурсы; экологическая ситуация; демографическая ситуация; экономическая база развития территории; планировочные ограничения; состояние транспортной и инженерной инфраструктур и т.д.

Немаловажным моментом отличия анализа от оценки надо признать то, что анализ, как правило, оперирует не только количественными, но и качественными характеристиками исследуемой территории. Надо заметить, что существует методика оценки регионального рекреаци-онно-туристского потенциала, которая использует несколько подходов: «1) количественная оценка ресурсов, позволяющая описать имеющиеся туристские ресурсы количественно, т.е. определить их объем и запасы; 2) качественная оценка ресурсов, которая позволяет оптимизировать направления по использованию туристских ресурсов дестинации; 3) анализ потенциальных возможностей использования ресурсов, т.е. определить рамки использования ресурсов, а также экономические, социальные и экологические последствия использования туристских ресурсов» [18]. Т.е. в ней анализ вплетен в количественно-качественную синтетическую оценку. Но, все же, чаще именно анализ потенциала территории использует оценку, в том или ином ракурсе, как промежуточный этап. Предлагается придерживаться этой точки зрения.

Собственные методики оценки потенциала территории существуют в различных сферах деятельности и используются, как правило, на стадиях предпроектной подготовки масштабного освоения новых территорий или разворачивании новых видов деятельности. Есть, например, методики оценки налогового потенциала территории, которые предлагают считать этот показатель «как отношение налоговых доходов бюджетной системы к внутреннему региональному продукту», или «как максимально возможную сумму поступлений» (в другом варианте, «начислений) налогов в условиях действующего налогового законодательства» [19].

Для оценки туристско-рекреационного потенциала (ТРП) территории в отечественной специальной лите-

ратуре (работы Преображенского В.С., Минца А.А., Веденина Ю.А., Мирошниченко Н.Н., Мухиной Л.И., Нефедовой В.Б., Родомана Б.Б. и др.) выделяется четыре основных метода: функционально-технологический, медико-биологический, психолого-эстетический и экономический.

Функционально-технологический - отражает взаимодействие природной среды и человека с помощью технологий туристско-рекреационной деятельности. Он позволяет рассмотреть территорию с двух ракурсов: во-первых, определяется пригодность ресурсов для создания и производства различных видов туристско-рекреационной деятельности, во-вторых, учитываются возможности инженерно-строительного освоения территории. Применяется для самого широкого спектра туристских продуктов.

Медико-биологический - отражает влияние факторов окружающей среды (прежде всего, их комфортности) на физиологическое и психическое состояние человека. Применяется в санаторно-курортном и оздоровительном спектрах.

Психолого-эстетический - выявляет воздействие ландшафтов или их отдельных компонентов на эмоционально-чувственное состояние человека. Наиболее субъективный вид, применяется для познавательных и оздоровительных видов.

Экономический - предусматривает оценку объекта исходя из эффективности вложений капитала. Ценность территории имеет денежное выражение. В свою очередь имеет следующие основные способы подсчета турист-ско-рекреационных ресурсов ТРП территории:

1. Затратный метод - основан на определении величины понесенных или необходимых затрат на воспроизводство, восстановление или замещение туристско-рекреационных ресурсов. Этот подход применяется к небольшим по объему проектам;

2. Доходный метод - основан на определении стоимости проекта исходя из ожидаемых размеров доходов. Учитывает сроки их поступления и оценку рисков;

3. Сравнительный метод - сравнение оцениваемого проекта с аналогичными проектами с корректировкой на уникальность территории;

4. Рентный метод - основан на дифференциальной ренте объектов, брендов и создаваемых на их основе турпродуктов.

При использовании экономического типа оценки территории необходимо учитывать то, что ТРП - это «множество видов ресурсов и условий, которые могут быть использованы для самых различных туристско-рекреационных целей, в зависимости от цели оценки, могут получить разные ценности» [20]. Кроме того, необходимо помнить о том, что при создании РТП арифметическая сумма всех полученных ценностей отдельных объектов не будет соответствовать их интегральной ценности, так как в системных образованиях (РТП) целое не равно сумме частей, что отражается при анализе потенциала территории.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, опираясь на понятие каскадного технологического подхода в программировании, ориентируясь на технологический подход в экономике и учитывая особенности анализа ту-ристско-рекреационного потенциала территории, предлагается следующее базовое понятие:

«Технологический подход в исследовании потенциала территории при создании регионального турпродук-та» - это построение системы исследований:

- основанной на комбинации комплекса средств, операций и методов получения, обработки и использования экономической информации, обеспечивающих принятие и реализацию эффективных экономических решений;

- при использовании результатов системного анализа совокупности функционально-технологического, медико-биологического, психолого-эстетического и эконо-

мического методов оценки потенциала территории;

- при разделении проекта создания и производства РТП на подпроцессы, которые будут разрабатываться как подпроекты до объединения их как подсистем в единую систему;

- организации совокупности процессов, элементов, субъектов туризма и методов управления, используемых в процессе принятия экономических решений, обеспечивающей минимальные отклонения от запланированных целей.

Определение базового понятия технологического подхода в исследовании потенциала территории для создания регионального турпродукта не есть самоцель в новой дефиниции. Составные части предложенного понятия - необходимые отправные условия на пути к успешной реализации проектов развития туризма в том или ином регионе. Формулировка технологического подхода позволяет сконструировать порядок этапов и источников исследования потенциала территории - опорных точек и «ключей» информационного наполнения технологической матрицы для создания и дальнейшей устойчивой реализации регионального турпродукта.

Представляется, что только технологически выдержанное исследование туристских ресурсов региона, определение их количественных и качественных характеристик позволят провести исследование потенциала с определенной полноценностью, выстроить структуру видов туризма, имеющих потенциал к развитию на территории региона для создания и производства регионального турпродукта. Позиции технологического подхода в исследовании потенциала территории при создании регионального турпродукта - первый шаг «дорожной карты» технологического решения для проектов туристского освоения территорий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Региональные целевые программы развития туризма в субъектах РФ. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. URL:http://www.russiatourism.ru/ contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/regionalnye-tselevye-programmy-razvitiya-turizma-v-subektakh-rf (дата обращения 10.01.2016).

2. Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы). URL:http://www.russiatourism.ru/ contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/regionalnye-tselevye-programmy-razvitiya-turizma-v-subektakh-rf (дата обращения 11.01.2016).

3. Дмитрий Медведев: Развитие России - неотъемлемая часть глобальных процессов. URL: http:// www.rg.ru/2015/09/23/statiya-site.html (дата обращения: 25.12.2015).

4. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело. 2003. 512 с.

5. Г0СТ14.205-83 Технологичность конструкции изделий. Интернет-портал о строительных и инженерных технологиях URL:http://gost.stroysss.ru/ gost/17146_14.205-83.html (дата обращения 31.10.2014).

6. Гордиенко С.В. Взаимосвязь понятий: технология, продукт и турпродукт / Ж.: Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела № 3. 2008г. С 48.

7. Липецкие операторы делают акцент на региональном турпродукте. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии URL:http://ratanews.ru/ news/news_24022015_2.stm (дата обращения 31.08.2015).

8. Для развития регионального турпродукта власти удобнее работать с пулом туроператоров. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии URL:http://rstperm.ru/novosti/dlya-razvitiya-regionalnogo-turprodu.html (дата обращения 31.08.2015).

9. Шарафутдинов В.Н., Гордиенко С.В. Разработка методологических подходов создания и реализации

региональных туристских продуктов. Развитие рекреа-ционно-ориентированного сектора экономики России. Коллективная монография/ под науч. ред. д.э.н., проф. Амирханова М.М. Сочи: РИО СНИЦ РАН, 2012, С. 108174.

10. Гордиенко С.В. Разработка организационно-функциональной схемы активного продвижения туристского продукта. Отчет о НИР. СНИЦ РАН. Гос. регистрация N° 114091640021. Рег. № ИКРБС АААА-Б-16-2160110019-9 // Сочи. 2015. С. 8.

11. Энциклопедия образовательных технологий. том 2 / Интернет-портал URL:http://dopoln.ru/ pshologiya/218481/index.html?page=8 (дата обращения 11.7.2015).

12. Технологический подход к решению проблем организации. Управленческое консультирование: от обследования до информационной системы / Интернет-портал URL:http://quality.eup.ru/MATERIALY4/tecnology.html (дата обращения 19.7.2015).

13. Новиков А.М. Сайт академика РАО. Понятие о педагогических технологиях URL:http://www.anovikov. ru/artikle/pedtech.htm (дата обращения 23.9.2015).

14. Киселица Е.П. Целесообразность использования технологического подхода в экономическом управлении. Проблемы и перспективы управления экономикой и маркетингом в организации. / Научно-методический журнал. Номер №6 2006 год URL:http://perspectives. utmn.ru/?id=110&n=6&y=2006#_ftnref3 (дата обращения 4.10.2015).

15. Технологические пакеты // Группа «Конструирование будущего». Методология. URL: http: //future-designing.org/metodologiya/0/tehnolo-gicheskiepaketi.html (дата обращения 13.10.2011).

16. Керниган Брайан Уилсон. Технологии программирования (Software Engineering) URL:http://bourabai.kz/ alg/technology05.htm (дата обращения 11.7.2015).

17. . Шарафутдинов В.Н., Гордиенко С.В. О создании и развитии алгоритма воспроизводства турпродуктов. Методологический аспект. // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм: Материалы 1-й Междунар. Науч.-практ. конф. / Под науч. Ред. А.М. Ветитнева, Н.С. Матющенко. // Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2013. С 289.

18. Файбусович Э.Л. К вопросу о методике оценки регионального рекреационно-туристского потенциала // Труды международной практической конференции «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования», Москва, 28.04.2006.

19. Методика оценки налогового потенциала территории. Что считать потенциалом / Интернет-портал / URL:http://www.rnk.ru/article/68709-metodika-otsenki-nalogovogo-potentsiala-territorii (дата обращения 21.10.2015).

20. Саранча М.А. Методологические проблемы интегральной оценки туристско-рекреационного потенциала территории. / Вестник Удмуртского Университета 2011. Вып. 1. С.118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.