Научная статья на тему 'О гипотезе научно-педагогического исследованияпостроения каскадно-кластерной модели внедрения ФГОС второго поколения'

О гипотезе научно-педагогического исследованияпостроения каскадно-кластерной модели внедрения ФГОС второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О гипотезе научно-педагогического исследованияпостроения каскадно-кластерной модели внедрения ФГОС второго поколения»

ских профессиональных компетенций студентов технического вуза // Образование и наука. - 2013. - № 2 (101). - С. 60 - 72.

2. Шихов Ю.А., Шихова О.Ф., Юшкова В.В. Формирование квалиметрической компетенции бакалавров -будущих педагогов // Образование и наука. - 2013. - № 1 (100). - С. 30 - 41.

3. Шихов Ю.А. Теоретические основы квалимет-рического мониторинга качества подготовки в системе «профильная школа - втуз»: монография. -Екатеринбург

- Ижевск: Изд-во «Стикс» СПб. - 2007. - 141 с.

4. Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы // Образование и наука. - 2013. - № 4 (103). - С. 40

- 57.

О ГИПОТЕЗЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯПОСТРОЕНИЯ КАСКАДНО-КЛАСТЕРНОЙ МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Сиденко Елена Александровна

старший преподаватель кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании

ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, г.Москва, РФ

В данной статье мы хотели бы отразить этапы трансформации гипотезы на разных стадиях исследования, посвященного выявлению теоретических основ построения эффективной каскадно-кластерной модели внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения как системной инновации.

Цель нашего исследования заключается в разработке методологических основ построения модели внедрения ФГОС как системной инновации.

На первой стадии исследования в ходе поискового эксперимента нами была выдвинута следующая гипотеза: на успех в педагогической деятельности влияет наличие ситуации успеха в сочетании с активной деятельностью субъекта образовательного процесса. Затем было выдвинуто предположение, что успех в педагогической деятельности зависит от сформированности у педагогов мотивации достижения.

На второй стадии нами было проведено исследование, измеряющее мотивацию достижения педагогов. Полученные результаты констатировали наличие у большинства педагогов мотивации избегания неудач. Нами была выдвинута гипотеза о том, что на успех в педагогической деятельности можно повлиять, трансформировав мотивацию избегания неудач в мотивацию достижения успеха на основе активной деятельности педагога и признания и социализации результатов этой деятельности внутри образовательной организации. Был проведен эксперимент по проверке данной гипотезы, который показал, что существует краткосрочный положительный эффект, однако он не перерастает в постоянный положительный эффект. В силу этого гипотеза была доработана, и в нее был добавлен следующий компонент: личностный смысл педагогической деятельности. Таким образом, гипотеза заключалась в следующем: трансформация мотивации избегания неудач в мотивацию достижения успеха возможна при условии активной продуктивной деятельности педагога, признания и социализации результатов этой деятельности внутри образовательной организации и нахождения педагогом личностного смысла внедрения инновации. В ходе анализа результатов поискового эксперимента было выявлено, что даже при наличии всех вышеперечисленных компонентов мотивация избегания неудач не трансформируется в мотивацию достижения успехов. Стало очевидно, что не хватает еще одного компонента, а именно, аспектов готовности к инновационно - педагогической деятельности, связанных с целеполаганием и планированием.

На третьей стадии эксперимента был поставлен вопрос об условиях, в которых возможна трансформация мотивации избегания неудач в мотивацию достижения успехов. В качестве условий мы рассмотрели курсовую подготовку управленческих кадров (сессионный и межсессионный период).

Гипотеза была уточнена следующим образом: Можно построить эффективную каскадно-кластер-ную модель внедрения ФГОС, если

1). Курсовая подготовка системы повышения квалификации будет

а) обеспечивать трансформацию внешней мотивации избегания неудач во внутреннюю мотивацию достижения успехов при условии

^ формирования личностного смысла педагогической деятельности относительно внедрения ФГОС с опорой на личный управленческий опыт;

^ погружения педагогических работников в ситуации «здесь и теперь» в деятельность по внедрению ФГОС;

^ обеспечения в процессе курсовой подготовки «ситуации успеха» для участников курсовой подготовки;

^ формирования у слушателей аспектов готовности (а именно, целеполагания и планирования) к педагогической деятельности по внедрению ФГОС;

б) строиться как организационно - педагогическая модель, сочетающая очное обучение руководящих кадров в учреждениях системы повышения квалификации с их инновационной деятельностью в своих образовательных организациях;

в) разрабатываться теоретическое содержание курсовой подготовки, основу которого составляют актуальные для деятельности руководителей содержательные и процессуальные теории мотивации труда, содержание инновационной деятельности руководителей по изучению мотивации трудового поведения педагогов;

г) подбираться адекватные формы проведения очных и заочных занятий с организацией продуктивной учебной деятельности слушателей с соответствующими заданиями в процессе курсовой подготовки;

д) межкурсовая подготовка будет сочетать очное обучение руководящих кадров в учреждениях системы повышения квалификации с их инновационной деятельностью в своих образовательных организациях;

2). Слушателями курсов (руководителями образовательных организаций) будет организовано внутрифирменное повышение квалификации в своих педагогических коллективах.

3). Педагоги будут организовывать образовательный процесс в соответствии с ФГОС.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических источников по проблеме исследования и выявить целесообразность использования системно - деятельностного подхода при разработке педагогических основ поддержки управленческой деятельности по трансформации внешней мотивации избегания неудач во внутреннюю мотивацию достижения успехов трудового поведения педагогов.

2. Обосновать педагогические принципы курсовой подготовки и разработать организационно-педагогическую модель поддержки управленческой деятельности по трансформации внешней мотивации избегания неудач во внутреннюю мотивацию достижения успехов трудового поведения педагогов.

3. Определить содержание обучения руководителей в системе повышения квалификации и выявить направления их инновационной деятельности по вопросам мотивации трудового поведения педагогов в образовательных организациях.

4. Разработать модель внутрифирменного повышения квалификации, осуществляемую выпускниками курсов повышения квалификации

5. Разработать совокупность организационно - педагогических условий по организации педагогами образовательного процесса в соответствии с ФГОС

6. Провести экспериментальную апробацию актуальной для деятельности руководителей каскадно - кластерной модели внедрения ФГОС.

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

• концепции мотивации трудовой деятельности (К. Альдерфер, А.Асаров, В. К. Вилюнас, В. Врум, Ф. Герцберг, К. Замфир, А. Г. Здравомыслов, Е. П. Ильин, А.Н.Леонтьев, Э. Лоулер, Д. МакГрегор, Д. МакКлелланд, А.Маслоу, В. Г. Подмарков, Л. Портер, Х. Хекхаузен, В. И. Чирков, В. А. Ядов и др.);

• концепция рефлексивно-гуманистической психологии и акмеологический подход (О. С. Анисимов, А.

А. Деркач, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др.), концепция непрерывного образования взрослых (С. Г. Вершлов-ский, Ю. Н. Кулюткин, А. М. Новиков, В. Г. Онушкин), идеи о необходимости поддержки управленческой деятельности (У.Брэддик, Г.Кунц, С. О' Доннелл);

• идеи контекстного (А. А. Вербицкий) и проективного (Г. Л. Ильин и др.) обучения, подходы к методам обучения взрослых, развиваемые в работах М. В. Кларина, Д. Колба, К. М. Ушакова и др.

В настоящее время выявлены теоретические позиции ученых, которые положены в рамках данного исследования в основу проектирования модели нововведения [1,2,3,4,5,6,9]; ведется разработка каскадно - кластерной модели внедрения ФГОС [7,8] и начинается ее апробация в режиме формирующего эксперимента.

Литература

1. Анисимов О.С. Стратегическое мышление: проблемы достижения разумного уровня. М., 2012. 554с.

2. Бакурадзе А.Б. Аксиологическая природа управления социальной организацией. Монография.- М.: Изд-во ФГАОУ АПК и ППРО, 2013. 162 с.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.

4. Давыдова Н.Н. Развитие процессов самоорганизации ОУ в условиях научно-образовательной сети // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. №4. С. 45-47.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977

6. МакКлелланд Д. «Мотивация достижения» СПб.: Питер, 2007. 672 с.

7. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. №4. С. 41-45.

8. Сиденко Е.А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №2. С.4-7.

9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. 567 с.

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКЕТИРОВАНИЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ ПО КОСТЮМУ

Соснина Наталья Олеговна

Доцент кафедры дизайна костюма Омского государственного института сервиса, г. Омск

В любом виде дизайна создание продукта, обладающего признаками функциональными и эстетическими, является конечной целью. Проектирование современного костюма требует от специалистов знания разнообразных приемов, методов и способов, позволяющих найти адекватное решение, соответствующее поставленной задаче. Макетирование является важной составляющей дизайнерской деятельности. Дизайн костюма не является исключением.

Говоря о макетировании костюма, необходимо вспомнить некоторые имена из истории моды 20 века. Это имена модельеров, творчество которых является примером нестандартного, новаторского мышления.

Мадлен Вионне, виртуозно владевшая искусством драпирования, которая по праву считается мастером кроя. Она не рисовала эскизы, а создавала модели на деревянном манекене-кукле. Главной целью было так расположить ткань, чтобы она выгодно подчеркивала женскую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.