Научная статья на тему 'О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ АСФАЛЬТОВЫХ ПОКРЫТИЙ КАК ВОЗМОЖНОГО ИСТОЧНИКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ КАНЦЕРОГЕННЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ'

О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ АСФАЛЬТОВЫХ ПОКРЫТИЙ КАК ВОЗМОЖНОГО ИСТОЧНИКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ КАНЦЕРОГЕННЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ АСФАЛЬТОВЫХ ПОКРЫТИЙ КАК ВОЗМОЖНОГО ИСТОЧНИКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ КАНЦЕРОГЕННЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ»

скими сетками (или из пластиков) с величиной ячеек 1,5—<1,8 мм2 для предупреждения проникновения летающих и ползающих насекомых. Высота пола над уровнем земли должна быть не менее 0,5 м.

Применение юрт из кошмы как жилья временного типа вполне допустимо. Спецодежда должна соответствовать местным климатическим условиям: способствовать быстрой теплоотдаче и испарению, хорошо защищать от инсоляции.

Помещения* постоянной эксплуатации газопровода (контроль, регистрация, распределение, компрессорные и др.) должны иметь максимум приточного воздуха, достаточную вентиляцию. Систему по одорированию газа необходимо обеспечить надежной герметизацией.

Работы по определению качества сваренных швов на трубах, а также геофизические работы, при которых применяются улучи и другие радиоактивные излучения, должны быть обеспечены соответствующими общими и индивидуальными средствами защиты при соблюдении строгого учета и хранения радиоактивных веществ.

В местах применения газа как топлива и как технологического сырья недопустимо размещение оборудования газораспределительных систем непосредственно в помещениях использования газа. Газопроводящие и газопринимающие части котлов, печей, горелок и других приборов должны быть обеспечены надежной герметизацией и соответствующей вентиляцией. На всех работах, связанных с возможной утечкой газа, должны быть обеопечены вентиляция, герметизация и средства индивидуальной защиты.

Поступила 15/VIII 1961 г.

Ф

О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ АСФАЛЬТОВЫХ ПОКРЫТИЙ КАК ВОЗМОЖНОГО ИСТОЧНИКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ

КАНЦЕРОГЕННЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

9

Доцент В. А. Горбов, аспирант В. Н. Фоменко

Из кафедры коммунальной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского

института имени И. М. Сеченова

Проблема заболевания раком легких настойчиво привлекает внимание ученых всего мира и многими из них [Кэмпбелл (Campbell, 1942); Хайджер (Hieger, 1950); Кэнненуей (Kennaway, 1951); Л. М. Шабад; П. П. Дикун, 1959, и др.] все чаще связывается с влиянием на организм человека химических агентов внешней среды, обладающих канцерогенными свойствами. Несмотря на существенные различия взглядов на этиологию и патогенез раковых заболеваний, наличие во внешней среде канцерогенных веществ, способных при действии на организм животных и человека вызывать злокачественные опухоли, не оставляет сомнений.

Загрязнение атмосферы населенных мест канцерогенными веществами происходит в основном, как известно, за счет дымовых выбросов котельных установок, выхлопных газов автотранспорта, пыли дорожных покрытий и производственных выбросов промышленных предприятий, на которых производится термическая обработка горючего сырья. Если промышленные предприятия находятся лишь в некоторых населенных пунктах, то другие источники выделения канцерогенных веществ (дымовые, выхлопные газы, пыль дорожных покрытий) имеются в любом населенном пункте.

Целью настоящей работы и явилось изучение канцерогенных свойств дорожных покрытий Москвы. Известно, что во многих странах при строительстве дорог широко используется продукт термической переработки каменного угля: пеки, смолы, дегти, битумы и т. д. Эти продукты, как правило, содержат канцерогенные полициклические ароматические углеводороды, в частности 3,4-бензпирен, иногда в очень высоких концентрациях. По данным Л. М. Шабада, концентрации 3,4-бензпирена в каменноугольном пеке достигают 1,5%; в различных сортах каменноугольных смол содержание его колеблется от тысячных до десятых долей процента. В процессе эксплуатации дорог покрытия постепенно изнашиваются, стираются; при этом образуется дорожная пыль,

которая может содерж-ать канцерогенные соединения.

В нашей стране в законодательном порядке ограничивается применение при устройстве дорожных покрытий материалов, содержащих канцерогенные соединения. Согласно указанию Главной государственной санитарной инспекции СССР, в населенных пунктах запрещается употреблять для устройства верхней части дорожных покрытий каменноугольные пеки и смолы»; вместо них рекомендуются битумы.

1 Письмо главного государственного санитарного инспектора СССР об ограни-

чении применения каменноугольных дегтей и смол в дорожном и промышленном строительстве, 1112—'1/13 — 2 от 13/111 1950 г. .

Однако в литературе нам не удалось найти каких-либо указаний на проведение гигиенических исследований в этой области. В 1960 г. в Ученых записках Московского научно-исследовательского института имени Ф. Ф. Эрисмана автор одной из статей Б. П. Гуринов сообщает, что в пробах битумов Грозненского и Люберецкого заводов 3,4-бензпирен не содержится. В целях дальнейшего изучения этого вопроса мы провели соответствующие исследования четырех марок битумов Люберецкого завода, обеспечивающего битумом город, и двух основных сортов асфальта, применяемых в Москве (песчаная и литая смеси).

Нефтяной битум Люберецкого завода получают при 170°, марки различают по температуре плавления; 3-я и 4-я марки используются для приготовления асфальтов, 2-я и 5-я — в качестве гидроизоляции. Сорта асфальта различают по содержанию наполнителя (песок, щебень) и по марке битума. Песчаную смесь, литую при помощи ручного валька, укладывают под каток.

При выборе метода исследования мы руководствовались следующим: канцерогенными свойствами обладает смолистая часть каменного угля, одним из действующих начал которой является 3,4-бензпирен.

Мы использовали физико-химические способы обнаружения канцерогенных соединений в исследуемых марках битума и асфальтов. Определение 3,4-бензпирена производили по общепринятому в санитарно-гигиенической практике флюоресцентно-спектральному методу, разработанному П. П. Дикуном. Исследования проводили в физико-химической лаборатории Московской городской санитарно-эпидемиологической станции под руководством кандидата биологических наук М. Д. Маниты.

В результате исследований установлено, что ни в одной из фракций всех четырех марок битума и двух основных сортов асфальтов 3,4-бензпирен действительно не содержится.

Однако в дорожной пыли может присутствовать 3,4-бензпирен и другого происхождения. При эксплуатации дорог изнашивается не только дорожное полотно, но и резиновые покрышки автотранспорта, движущегося по шоссе. Из резины также образуется некоторое количество дорожной пыли. По данным Л. М. Шабада, при анализе резины в ее составе были обнаружены канцерогенные вещества, содержание которых, очевидно, зависит от содержания сажи, применяемой в качестве необходимого наполнителя при получении резины. По сообщению Центральной дорожной лаборатории, в Москве наиболее часто встречаются дорожные покрытия повышенной шероховатости, что ведет в свою очередь к более сильной истираемости автотранспортных шин. В. И. Городыский и И. В. Веселая (1961) в пробах пылевых осадков и снега Киева обнаружили относительно сильное загрязнение 3,4-бензпиреном (от 0,3 до 3,078 мг на 1 м2 за 180 суток). Авторы работы, сравнивая полученные данные по отдельным районам города, наибольшее значение придают выбросам промышленных предприятий. Однако наличие 3,4-бензпирена в пробах, взятых вдали от этих источников загрязнения, заставляет их отвести определенную роль и движению автотранспорта.

Выводы

1. Применяемый в настоящее время в Москве нефтяной битум Люберецкого нефтеперерабатывающего завода и образцы используемого асфальта 3,4-бензпирена не содержат.

2. Для более полного суждения о дорожных покрытиях как о возможном источнике загрязнения атмосферного воздуха населенных мест канцерогенными веществами необходимо проведение дальнейших исследований.

3. Необходимо, чтобы санитарно-эпидемиологические станции больших городов осуществляли систематический контроль за технологическим процессом изготовления дорожных покрытий и получаемыми материалами с испытанием их на канцероген-ность.

ЛИТЕРАТУРА

• far ЭР ' I

Гуринов Б. П. Учен, записки Московск. научно-исслед. ин-та санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана, 1960, № 6, стр. 3.—Ш а б а д Л. М., Дикун П. П. Загрязнение атмосферного воздуха канцерогенными веществами 3,4-бензпиреном. Л., 1959.—Campbell J., Brit. med. J., 1942, v. 1, p. 217.—Hieger I., Biochem. J., 1930, v. 24, p. 505— К en n a w а у E. L et al., Brit. J. Cancer, 1951, v. 5, p. 153.

Поступила 13/X11 1961 i>.

ъ -fr ъ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.