Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ В ВУЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

О ФОРМИРОВАНИИ В ВУЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная готовность учителя / гражданское воспитание / подростки / информационное общество / информатизация / система образования / педагогическая деятельность / teacher’s professional readiness / civic education / teenagers / information society / informatization / education system / pedagogical activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екатерина Юрьевна Руденко, Вероника Михайловна Гребенникова, Наталья Ивановна Никитина, Сергей Николаевич Вольхин

Тема гражданского воспитания подрастающего поколения всегда актуальна, но в нашем стремительно меняющемся обществе она становится еще более важной. Профессиональная подготовка в вузе будущих учителей к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который требует формирования у студентов-педагогов целого ряда профессиональных и личностных качеств, компетенций, развития их гражданской воспитанности и гражданской компетентности, позволяющих успешно реализовывать задачи гражданского воспитания в современном образовательном пространстве с учетом всех нюансов, факторов цифровизации российского общества. Авторы считают, что профессиональная готовность выпускника педагогического вуза к гражданскому воспитанию подростков является составной частью более общего понятия «профессиональная готовность учителя к управлению целостным педагогическим процессом». В статье приведены характеристики структурных компонентов (профессионально-когнитивного, социально-перцептивного, дидактического, рефлексивно-акмеологического), обозначенных составляющих профессиональной готовности учителя. Особое внимание уделено роли профессорско-преподавательского состава в формировании у будущего учителя в процессе его вузовской подготовки информационной грамотности, межкультурной компетентности, гражданской ответственности. В статье констатируется, что профессиональная готовность учителей к работе по гражданскому воспитанию современных подростков – это необходимая составляющая для усиления роли школы как социального института, формирующего ценностные ориентации подрастающего поколения и влияющего на дальнейшее развитие российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Екатерина Юрьевна Руденко, Вероника Михайловна Гребенникова, Наталья Ивановна Никитина, Сергей Николаевич Вольхин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR THE CIVIC EDUCATION OF ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF SOCIETY

The topic of civic education of the younger generation has always been relevant, but in our rapidly changing society it becomes even more important. The professional training of future teachers at the university for the civic education of schoolchildren in the information society is a complex and multidimensional process that requires a number of professional and personal qualities, competencies, the development of their civic education and civic competence, allowing them to successfully implement the tasks of civic education in the modern educational system, taking into account all the factors of digitalization of Russian society. The authors believe that the professional readiness of a graduate of a pedagogical university for the civic education of adolescents is an integral part of the more general concept of «professional readiness of a teacher to manage an integral pedagogical process». The article presents the characteristics of the structural components (professionalcognitive, socio-perceptual, didactic, reflexive-acmeological) of the components of the teacher’s professional readiness. Special attention is paid to the role of the teaching staff in the formation of the future teacher in the process of their university training of information literacy, intercultural competence and civic responsibility. The article states that the professional readiness of teachers to work on the civic education of modern adolescents is a necessary component for strengthening the role of the school as a social institution that forms the value orientations of the younger generation and influences the further development of Russian society.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ В ВУЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

Научная статья УДК [378:37.035.6]:004.9 ББК 74.005.2:32.973 О 11

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-3-323-87-97

О ФОРМИРОВАНИИ В ВУЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

(Рецензирована)

Екатерина Юрьевна Руденко1Н, Вероника Михайловна Гребенникова2, Наталья Ивановна Никитина3, Сергей Николаевич Вольхин4

1,2Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия 3Московский университет имени А.С. Грибоедова (ИМПЭ имени А.С. Грибоедова), г. Москва, Россия

4Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия шgadzhiev.m.s@mail.ru; https://orcid.org/register 0000-0001-9248-3588 2vmgrebennikova@mail.ru; https://orcid.org/register 0000-0003-0705-7985 3nn00803@mail.ru; https://orcid.org/register 0000-0001-9659-3581 4volhin_inupb@mail.ru; https://orcid.org/register 0009-0003-9660-3438

Аннотация. Тема гражданского воспитания подрастающего поколения всегда актуальна, но в нашем стремительно меняющемся обществе она становится еще более важной. Профессиональная подготовка в вузе будущих учителей к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который требует формирования у студентов-педагогов целого ряда профессиональных и личностных качеств, компетенций, развития их гражданской воспитанности и гражданской компетентности, позволяющих успешно реализовывать задачи гражданского воспитания в современном образовательном пространстве с учетом всех нюансов, факторов цифровизации российского общества. Авторы считают, что профессиональная готовность выпускника педагогического вуза к гражданскому воспитанию подростков является составной частью более общего понятия «профессиональная готовность учителя к управлению целостным педагогическим процессом». В статье приведены характеристики структурных компонентов (профессионально-когнитивного, социально-перцептивного, дидактического, рефлексивно-акмеологического), обозначенных составляющих профессиональной готовности учителя. Особое внимание уделено роли профессорско-преподавательского состава в формировании у будущего учителя в процессе его вузовской подготовки информационной грамотности, межкультурной компетентности, гражданской ответственности. В статье констатируется, что профессиональная готовность учителей к работе по гражданскому воспитанию современных подростков - это необходимая составляющая для усиления роли школы как

социального института, формирующего ценностные ориентации подрастающего поколения и влияющего на дальнейшее развитие российского общества.

Ключевые слова: профессиональная готовность учителя, гражданское воспитание, подростки, информационное общество, информатизация, система образования, педагогическая деятельность.

Для цитирования: О формировании в вузе профессиональной готовности будущих учителей к гражданскому воспитанию подростков в условиях информатизации общества / Е.Ю. Руденко, В.М. Гребенникова, Н.И. Никитина [и др.] // ВестникАдыгейскогогосударственногоуниверситета. Сер.: Педагогикаипсихоло-гия. 2023. Вып. 3(323). С.87-97. DOI: DOI: 10.53598/2410-3004-2023-3-323-87-97.

Original Research Paper

ON PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE

TEACHERS FOR THE CIVIC EDUCATION OF ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF SOCIETY

Ekaterina Yu. Rudenko1H, Veronika M. Grebennikova2, Natalya I. Nikitina3, Sergey N. Volkhin4

1,2 Kuban State University, Krasnodar, Russia

3Moscow University named after A.S. Griboyedov (IILE named after A.S.

Griboyedov)

4Russian State Social University, Moscow, Russia

ш gadzhiev.m.s@mail.ru; https://orcid.org/register 0000-0001-9248-3588

2vmgrebennikova@mail.ru; https://orcid.org/register 0000-0003-0705-7985

3nn00803@mail.ru; https://orcid.org/register 0000-0001-9659-3581

4volhin_inupb@mail.ru; https://orcid.org/register 0009-0003-9660-3438

Abstract. The topic of civic education of the younger generation has always been relevant, but in our rapidly changing society it becomes even more important. The professional training of future teachers at the university for the civic education of schoolchildren in the information society is a complex and multidimensional process that requires a number of professional and personal qualities, competencies, the development of their civic education and civic competence, allowing them to successfully implement the tasks of civic education in the modern educational system, taking into account all the factors of digitalization of Russian society. The authors believe that the professional readiness of a graduate of a pedagogical university for the civic education of adolescents is an integral part of the more general concept of «professional readiness of a teacher to manage an integral pedagogical process». The article presents the characteristics of the structural components (professional-cognitive, socio-perceptual, didactic, reflexive-acmeological) of the components of the teacher's professional readiness. Special attention is paid to the role of the teaching staff in the formation of the future teacher in the process of their university training of information literacy, intercultural competence and civic responsibility. The article states that the professional readiness of teachers to work on the civic education of modern adolescents is a necessary component for strengthening the role of the school as a social institution that forms the value orientations of the younger generation and influences the further development of Russian society.

Keywords: teacher's professional readiness, civic education, teenagers, information society, informatization, education system, pedagogical activity.

For citation: Rudenko E. Yu., Grebennikova N.I., Nikitina N.I., Volkhin S.N. On professional preparation of future teachers for the civic education of adolescents in the conditions of informatization of society at the university// Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2023. Issue 3(323) P.87-97. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-3-323-87-97.

Введение. Понятие информационного общества, осмысление его роли в истории человечества, прогнозы его влияния на развитие личности - эти вопросы являются в настоящее время весьма спорными и дискуссионными.

Яркими признаками современной эпохи является развитие и использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, рост потребления разнообразных информационных продуктов и услуг.

Важность профессиональной подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию современных подростков с учетом специфики жизнедеятельности в информационном обществе сложно переоценить. В период быстрого развития общественных систем и жизни в информационном пространстве подрастающее поколение нуждается в учителях, которые не только передают знания, но и формируют ценности, навыки и компетенции, необходимые для участия в гражданской жизни общества, способствуют формированию и развитию гражданской идентичности, гражданской воспитанности и гражданской компетентности выпускников школы [1-2].

Сущность понятия «гражданское воспитание школьников» различными учеными-исследователями, педагогами-практиками трактуется по-разному, может изменяться в зависимости от конкретного исторического контента [3-5]. Так, на современном этапе развития постиндустриального общества необходимо в процессе гражданского воспитания учитывать воздействие на подрастающее поколение

различных Интернет-ресурсов, социальных сетей.

В информационном обществе одним из центральных фрагментов человеческого бытия являются Интернет-ресурсы и виртуальные социальные сети. Широкое распространение Интернета и социальных сетей обусловливают быстрый рост интернет-пользователей, в связи с чем увеличивается интерес к осмыслению новых взаимоотношений интернет-пространства и интернет-пользователя как взаимоотношений личности и среды [6-8].

Способность выпускника вуза (молодого специалиста, начинающего учителя) успешно осуществлять гражданское воспитание подростков определяется его профессиональной готовностью, которая формируется на протяжении всего процесса профессиональной подготовки в университете.

В настоящее время в психолого-педагогической науке существует очень большое разнообразие теоретико-методологических подходов к определению сущности и структуры важного понятия педагогики профессионально-педагогического образования «профессиональная готовность учителя» [9-11]. В данной статье мы приведём свой взгляд на структуру этого феномена.

Основная часть. На современном этапе развития российского общества, когда страна стоит перед множеством вызовов, гражданское воспитание подростков становится еще более важным, чем ранее.

Профессиональная подготовка в вузе будущих учителей к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который

требует формирования у студентов-педагогов целого ряда профессиональных и личностных качеств, компетенций, развития их гражданской воспитанности и гражданской компетентности, позволяющих успешно реализовывать задачи гражданского воспитания в современном образовательном пространстве с учетом всех нюансов, факторов цифровиза-ции российского общества.

В данной статье под гражданским воспитанием школьников мы понимаем педагогическое сопровождение процесса осознания несовершеннолетним себя как неотъемлемой части гражданского общества, формирования готовности выпускника школы к выполнению своих гражданских обязанностей и уважение к гражданским правам других.

Профессиональная готовность выпускника педагогического вуза к осуществлению эффективной деятельности в сфере гражданского воспитания современных школьников является, по нашему мнению, составной частью более общего понятия «профессиональная готовность учителя к управлению целостным педагогическим процессом».

Профессиональная готовность учителя к управлению целостным педагогическим процессом включает ряд содержательно-смысловых, профессионально-прикладных составляющих, которые определяют его способность эффективно организовывать, координировать и контролировать образовательный (учебно-воспитательный) процесс.

В структуре данной готовности мы выделяем профессионально-когнитивный компонент, который включает в себя глубокое знание, понимание педагогических теорий, современных подходов к организации учебного и воспитательного процессов. В частности, учёт базовых положений теории поколений (которая предполагает, что каждое поколение имеет свои уникальные характеристики, ценности и предпочтения, вызванные

социокультурными и историческими обстоятельствами) может помочь начинающим учителям учитывать различия в культурных и социальных кодах, предпочтениях и интересах обучающихся, лучше понять их потребности, поддержать личностное полноценное развитие школьников в соответствии с требованиями современного мира. Молодое поколение сегодня имеет очень широкий доступ к информационным технологиям и онлайн-ресурсам. Педагогам необходимо учесть это, используя современные технологии, интерактивные обучающие программы, веб-ресурсы и социальные медиа в своей педагогической (образовательной и воспитательной) практике [12-14].

Также в составе профессиональной готовности учителя к управлению целостным педагогическим процессом мы выделяем социально-перцептивный компонент, который предполагает наличие у специалиста развитого умения понимать психологические, возрастные особенности учеников, значимость индивидуального подхода к их развитию, а также включает умение адаптировать учебный материал к различным уровням и стилям обучения школьников, умения эффективно коммуницировать с учениками, родителями, коллегами; способность создавать вдохновляющую, психологически комфортную образовательную (воспитательную) среду и продуктивно осуществлять как коллективный процесс обучения, так и воспитания; включает высокий уровень развития эмоционального интеллекта, умение управлять своими эмоциями, а также умение построить доверительные отношения с учащимися.

Одним из базовых компонентов профессиональной готовности учителя к управлению целостным педагогическим процессом является дидактический (отлично развитые методические навыки осуществления учебного и воспитательного планирования, навыки реализации

требований ФГОС, навыки контроля результативности учебного и воспитательного процессов, навыки продуктивного и целесообразного использования ИКТ в урочной и внеурочной, учебной и воспитательной работе с обучающимися [15] и др.).

Еще одним структурным компонентом профессиональной готовности учителя к управлению целостным педагогическим процессом является рефлексивно-акмеологи-ческий (способность к адекватному, объективному самоанализу своей педагогической практики, анализу «обратной связи», полученной от учеников, их родителей, коллег для самосовершенствования; постоянное самообучение, изучение инноваций и новейших методов в системах образования и воспитания современных школьников; постоянное совершенствование и развитие своих профессиональных навыков и компетенций; участие в профессиональных сообществах, мастер-классах и конференциях, систематический обмен опытом с коллегами; готовность к изменениям и способность приспосабливаться к новым требованиям и ситуациям и др.).

Содержательно-структурный базис понятия «профессиональная готовность учителя к гражданскому воспитанию подростков в условиях информационного общества» в целом сопряжен с выше рассмотренным содержательно-структурным базисом понятия «профессиональная готовность учителя к управлению целостным педагогическим процессом». Однако, конечно, имеет существенные дополнения. Так, например, профессионально-когнитивный компонент дополняется знаниями теоретических основ гражданского воспитания в информационном обществе; пониманием педагогических концепций и методов гражданского воспитания; знанием принципов и целей гражданского образования; знанием процессов информационного обмена и

коммуникации; умениями анализировать информационные потоки, фильтровать большое количество информации, получаемой из различных источников, различать факты и мнения, распознавать фей-ковые новости; учителя должны понимать особенности и сущность социальных сетей и медиаплат-форм, их влияние на общественное мнение и участие в общественной жизни, а также быть грамотными в использовании этих инструментов. Современные школьники представляют различные культурные и национальные группы. Поэтому профессиональная готовность учителей к гражданскому воспитанию включает в себя и наличие сформированной межкультурной компетентности, способности к адаптации к культурному разнообразию и умения работать в муль-тикультурной среде.

Социально-перцептивный компонент рассматриваемой готовности пополняется умениями эффективно коммуницировать и взаимодействовать в интернет-информационном пространстве, осознавать последствия своих коммуникаций и интернет-активности; навыком работы в команде для развития гражданских качеств учащихся; способностью организовывать групповую работу и развивать навыки эффективного взаимодействия школьников; умением стимулировать выработку коллективного решения и находить компромиссы. Также в данном компоненте важно у будущих учителей сформировать понимание того факта, что семья играет важную роль в формировании гражданского сознания, гражданской идентичности школьников; родители и другие близкие люди могут внушать детям определенные ценности, которые могут или не могут совпадать с гражданскими ценностями.

Дидактический компонент профессиональной готовности учителей к гражданскому воспитанию подростков в условиях информатизации

российского общества включает в себя наличие высокого уровня развитости информационной грамотности, умения эффективно и безопасно работать с информационными ресурсами, способность критически оценивать и анализировать информацию, полученную из разных источников, проверять ее достоверность; эффективно использовать информационные ресурсы, информационные технологии и цифровые инструменты в процессах обучения и гражданского воспитания; умения организовывать обучение и воспитание с использованием информационных технологий; способность подбирать электронные ресурсы и мультимедийные материалы для проведения уроков и внеурочной воспитательной работы; навык интеграции информационных технологий в образовательный (учебно-воспитательный) процесс; навык организации и проведения обсуждений актуальных проблемах гражданского воспитания; способность стимулировать проведение дискуссии на темы, в частности, гражданской ответственности и др., доступно и понятно для подростков аргументировать свою точку зрения; умения привлекать школьников к активному участию в обсуждениях социально значимых, общественно-политических, социокультурных тем; навык адаптации содержания уроков, классных часов, внеурочных занятий к современным социальным и политическим событиям; способность проводить анализ информационного материала с точки зрения гражданской позиции; навык планирования и реализации совместных взросло-юношеских гражданских и социальных проектов со школьниками.

В современном информационном обществе подростки могут быть подгружены во взаимодействие с большим объемом информации, но их способность к анализу, оценке и интерпретации этих данных еще может быть плохо развита.

Современным учителям необходимо обладать навыками цифровой грамотности, чтобы успешно организовывать образовательный (учебно-воспитательный) процесс с использованием информационных технологий и воспитывать подростков в данной сфере. Кроме выше перечисленного, данный компонент включает в себя профессиональные умения и навыки применять освоенные методы и приемы гражданского воспитания сообразно сложившейся ситуации, чтобы корректно, тактично способствовать развитию гражданских качеств у своих учеников, проводить обсуждения актуальных проблем и событий, анализировать общественно значимую информацию и формировать гражданскую идентичность. Будущему учителю необходимо быть готовым стимулировать активное участие подростков в различных гражданских и социальных проектах.

Рефлексивно-акмеологический компонент рассматриваемой готовности дополняется умениями учителя анализировать свою работу и эффективность осуществления гражданского воспитания, на основе данных анализа адаптировать (изменять, корректировать) свои методы и стратегии, используемые в деле гражданского воспитания подростков, постоянно совершенствоваться для лучшего достижения поставленных целей воспитания подрастающего поколения.

Перефразируя слова великого классика педагогики о том, что «личность воспитать может только личность», в контексте проблематики данной статьи можно утверждать, что формировать и развивать гражданскую воспитанность у современных подростков может только тот молодой учитель, который сам обладает высоким уровнем гражданской воспитанности, гражданской компетентности. В свою очередь, создать в университете условия для достижения студентом-педагогом данного высокого уровня

должны преподаватели, обладающие гражданской ответственностью и активностью, умеющие использовать информационные технологии для реализации своих гражданских прав и обязанностей.

Гражданская компетентность в информационном обществе необходима и для современных учителей, и для школьников, чтобы они могли успешно адаптироваться к постоянно изменяющейся информационной среде, принимать обдуманные (взвешенные) решения, основанные на комплексном анализе информации, эффективно участвовать в гражданской жизни общества.

С учетом требований современного информационного общества в педагогическом вузе необходимо создать условия для освоения студентами цифровых компетенций и информационно-коммуникационных технологий. Это позволит лучше подготовить специалистов, способных использовать современные технологии для осуществления процесса гражданского воспитания подрастающего поколения. Помимо этого, важное место в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов к работе в сфере гражданского воспитания несовершеннолетних отводится формированию у студентов системы ценностей и установок, направленных на отражение интересов и целей гражданского общества. Будущий учитель должен понимать важность гражданского воспитания и обладать убеждённостью в необходимости его проведения, владеть современными методами и технологиями реализации воспитательного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение. Итак, профессиональная подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию современных подростков играет важную роль в эпоху сложных перемен и трансформации российского гражданского общества. Учителя, обладающие необходимыми профессионально-фундаментальными

и практико-ориентированными знаниями, навыками, компетенциями, глубоким пониманием гражданских процессов, осмыслением плюсов и минусов цифровизации социализации подрастающего поколения, способны внести значительный вклад в воспитание активных и ответственных граждан, что в конечном итоге способствует развитию российского общества в целом. Методически грамотная профессиональная подготовка в вузе (а это полностью определяется профессионализмом профессорско-преподавательского состава) обеспечит будущим учителям все инструменты, необходимые для успешной реализации гражданского воспитания современных подростков.

В условиях информатизации общества учителя должны быть готовы к применению новых информационных технологий в своей педагогической деятельности, должны уметь использовать компьютеры, специальное программное обеспечение и онлайн-ресурсы для организации занятий по гражданскому воспитанию и для активного привлечения школьников к обсуждению и анализу важных тем гражданской, патриотической направленности. Важной задачей учителя в сфере гражданского воспитания является развитие медиаграмотности у школьников. Они должны научиться анализировать и оценивать информацию, получаемую из различных источников, развивать критическое мышление и умение различать достоверные и недостоверные сведения в информационном пространстве.

Молодым учителям в процессе гражданского воспитания следует учитывать тот факт, что гражданское сознание, гражданская идентичность современных российских школьников имеют особенности, на формирование которых повлияли социокультурные, общественно-политические, социально-информационные условия их жизни. Так, например, современная образовательная

система в России многие десятилетия акцентировала внимание на получении знаний, навыков, компетенций, необходимых для успешной карьеры, получения профессионального образования (причём не только в родной стране, но и за рубежом). Внимание различным видам воспитательной деятельности уделялось недостаточно. Многие школьники ограничены в своём понимании политических и социальных процессов, происходящих в стране и мире. Быстрый (порой неконтролируемый) доступ к интернет-информации и медийное воздействие может сильно влиять на формирование гражданского сознания, гражданских ценностей у школьников. Все это могло отрицательно сказываться на их гражданском сознании, гражданской идентичности и гражданской активности.

В целом же профессиональная готовность будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков основывается на глубоком понимании сущности результата данного вида воспитания, который может быть представлен в таких категориях, как сформированные у выпускника школы гражданская идентичность (заключается в ощущении, восприятии и принятии себя как активной и значимой части российского общества, осознании значимости этой принадлежности; гражданская идентичность может включать в себя патриотические чувства и гордость за свою нацию, историю и культуру своей страны; осознание и понимание гражданских ценностей своего общества, таких, как уважение прав и свобод других людей, ответственность за свои действия и другие, гражданская компетентность (развитые коммуникативные, правовые, организаторские и др. навыки, необходимые для активного участия в гражданской жизни, для взаимодействия с другими людьми; понимание роли интернет-технологий в развитии общества и в процессе его личной социализации; владения навыками безопасного пользования

компьютерными технологиями, умения противостоять агрессивным воздействиям интернет-среды, способность адаптироваться к различным социальным ситуациям и принимать решения в интересах общества, участвовать в общественной жизни, заботиться о благосостоянии своей страны и стремиться к ее развитию), гражданская воспитанность (высокий уровень сформиро-ванности гражданского самосознания, гражданской ответственности и гражданской активности, знание, понимание и реализация как своих прав, так и обязанностей; понимание сути происходящих в стране и в мире политических, социальных и экономических процессов, осознание своей роли в них; умения принимать ответственные решения и действовать в соответствии с гражданским законодательством, способность и готовность действовать для решения общественных проблем и улучшения своего окружения, включая участие в общественных движениях, организации и реализации социальных проектов, инициатив и др.; способность активно и ответственно участвовать в социально-политической жизни и содействовать развитию российского общества).

Заключение. В современных условиях информационного общества актуализируются процессы обновления (модернизации) системы образования, требующие подготовки учителей, способных ориентироваться в многообразии информационных потоков и решать педагогические задачи на основе актуальных междисциплинарных научных знаний и компетенций. Одной из важнейших задач профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе является формирование у студентов профессиональной готовности к гражданскому воспитанию подростков в условиях информационного общества.

Профессиональная готовность выпускника педагогического вуза к гражданскому воспитанию подростков является составной частью более

общего понятия «профессиональная готовность учителя к управлению целостным педагогическим процессом».

В современной России гражданское воспитание становится неотъемлемым элементом образовательного (целостного педагогического) процесса. Подростки находятся в переходном возрасте, когда формируются их мировоззрение и ценностные ориентации, которые в дальнейшем определяют их поведение как граждан.

Гражданское воспитание представляет собой очень сложный, многокомпонентный и многофакторный процесс формирования и развития гражданского сознания, гражданской идентичности, гражданской позиции, гражданских чувств, школьников, включающий развитие у школьников гражданских навыков и умений, гражданской воспитанности и гражданской компетентности. Этот процесс требует осознанной и активной деятельности педагога, основанной на применении современных образовательных технологий.

Гражданское воспитание помогает подросткам осознать свою принадлежность к обществу, понять свои права и обязанности, а также формирует уважение к законам и культуре своего народа. Роль учителя в этом процессе нельзя недооценивать, ведь он влияет на формирование и развитие активной жизненной позиции учащихся, их подготовки к ответственному исполнению гражданских обязанностей.

Профессиональная подготовка в вузе будущих учителей к гражданскому воспитанию школьников предполагает не только освоение студентами необходимых соответствующих теоретических междисциплинарных знаний, но и активное их использование в реалиях практической педагогической деятельности (в ходе учебной и производственной практики, в процессе волонтерской деятельности, при выполнении учебно-исследовательских проектов и др.). Профессиональная готовность будущего педагога к гражданскому воспитанию школьников на всем протяжении образовательного (учебно-воспитательного) процесса в вузе формируется через различные формы обучения и профессионального воспитания: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, внеаудиторную деятельность и др.

Профессиональная готовность учителей к работе по гражданскому воспитанию современных подростков - это необходимая составляющая для усиления роли школы как социального института, формирующего ценностные ориентации подрастающего поколения и влияющего на дальнейшее развитие общества.

*Статья выполнена в рамках реализации проекта УНО «Кубанский научный фонд» ППН-21.1/51 «Механизмы и технологии противодействия влиянию контента интернет-ресурсов и социальных сетей на национальное сознание молодежи».

Примечания:

1. Богомолова М.И. Современные подходы к гражданскому воспитанию детей // Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 19-20 мая 2006 г. Ульяновск, 2006. С. 44-50.

2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 78-85.

3. Автионова Н.В., Никитина Н.И., Гребенникова В.М. Педагогическая антропология. М.: Перспектива, 2021. 194 с.

4. Гребенникова В.М., Руденко Е.Ю. Готовность будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества: критерии

оценки // Проблемы современного педагогического образования. 2023. Вып. 79, ч. 1. С. 139-143.

5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 23 с.

6. Молодёжь России в цифровом пространстве: Основания дифференциации стратегий интернет-поведения / Е.В. Бродовская, А.Ю. Домбровская, Р.В. Пырма [и др.] // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. № 14(1). С. 37-58. doi: 10.22394/2071-2367-2019-14-1-37-58.

7. Вараксин А.В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи // Преподаватель XXI век. 2016. № 2. С. 205-212.

8. Дружилов С.А. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты // Психологические исследования. 2020. № 11 (59). С. 11-19.

9. Демидова Т.Е., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е. Состояние профессиональной готовности учителей к формированию медийной культуры у современных школьников // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2019. № 5. С. 45-58.

10. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1983. 283 с.

11. Толкачева Т.М. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. Оренбург, 2009. 24 с.

12. Гальченко А.С. Психологические детерминанты формирования гражданской идентичности у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 2021. 24 с.

13. Крайнюков С.В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 4. С. 23-41.

14. Огурцова Е.Ю., Фадеев Р.Н. Подготовка будущих учителей к обучению школьников основам кибербезопасности // Ноосферные исследования. 2021. Вып. 3. С. 88-97.

15. Бехтерева Л.Г., Марголис Н.Ю., Никитенко В.А. Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 575-578.

References:

1. Bogomolova M.I. Modern approaches to civic education of children // Cultur-ological approach to the educational process at school and university: experience, problems, prospects: coll. of proceedings of the International Scientific-Conf. Ave. (May 19-20, 2006). Ulyanovsk, 2006. P. 44-50.

2. Bozhovich L.I. On moral development and upbringing of children // Problems of Psychology. 2007. No. 5. P. 78-85.

3. Avtionova N.V., Nikitina N.I., Grebennikova V.M. Pedagogical anthropology. M.: Perspektiva, 2021. 194 pp.

4. Grebennikova V.M., Rudenko E.Yu. Readiness of future teachers for the civic education of schoolchildren in the information society: assessment criteria // Problems of modern pedagogical education. 2023. Iss. 79. Part 1. P. 139-143.

5. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. The concept of spiritual and moral development and education of the citizen of Russia. M.: Prosveshchenie, 2014. 23 pp.

6. Russian youth in the digital space: Grounds for differentiation of Internet behavior strategies / E.V. Brodovskaya, A.Yu. Dombrovskaya, R.V. Pyrma [et

al] // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2019. No. 14(1). P. 37-58. DOI: 10.22394/2071-2367-2019-14-1-37-58.

7. Varaksin A.V. The influence of social networks on the formation of value orientations of modern youth // Teacher of the 21st century. 2016. No. 2. P. 205-212.

8. Druzhilov S.A. Negative impacts of the modern information environment on a person: psychological aspects // Psychological research. 2020. No. 11 (59). P. 11-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Demidova T.E., Chizhevskaya I.N., Chizhevsky A.E. The state of teachers' professional readiness for the formation of media culture in modern schoolchildren // Concept: scientific and methodological electronic journal. 2019. No. 5. P. 45-58.

10. Duray-Novakova K.M. Formation of professional readiness of students for pedagogical activity: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. M., 1983. 283 pp.

11. Tolkacheva T.M. Formation of professional readiness of the future teacher for the civic education of younger schoolchildren: Diss. abstract for the Candidate of Pedagogy degree. Orenburg, 2009. 24 pp.

12. Galchenko A.S. Psychological determinants of the formation of civic identity among high school students: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree: 19.00.07. SPb., 2021. 24 pp.

13. Kraynyukov S.V. Influence of modern information technologies on the picture of the human world // Social Psychology and Society. 2019. Vol. 10. No. 4. P. 23-41.

14. Ogurtsova E.Yu., Fadeev R.N. Preparing future teachers to teach students the basics of cybersecurity // Noospheric research. 2021. Iss. 3. P. 88-97.

15. Bekhtereva L.G., Margolis N.Yu., Nikitenko V.A. Possibilities of using social networks in the modern educational process in universities // The Young Scientist. 2015. No. 6. P. 575-578.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Статья поступила в редакцию 29.08.2023; одобрена после рецензирования 12.09.2023; принята к публикации 19.09.2023. The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 29.08.2023; approved after reviewing 12.09.2023; accepted for publication 19.09.2023.

© Руденко Е.Ю., Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Вольхин С.Н., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.