Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная готовность учителя / гражданское воспитание / педагогическое моделирование / подростки / информационное общество / teacher’s professional readiness / civic education / pedagogical modeling / teenagers / information society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Ю. Руденко, В.М. Гребенникова, Н.И. Никитина, С.Н. Вольхин

Информатизация российского общества стала фактором, который оказал значительное влияние на сущность гражданского воспитания современных подростков. Так, в частности, доступность несовершеннолетним разного рода информации, активное использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе, разнообразие социальных сетей и др. атрибуты информатизации общества накладывают отпечаток как на выбор педагогом методов, технологий гражданского воспитания школьников, так и на само его содержание. Современный учитель нередко становится ключевым звеном в формировании гражданской идентичности, гражданской компетентности, активной гражданской позиции подрастающего поколения. В этом контексте профессиональная подготовка будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников является актуальной и важной задачей. В условиях информатизации общества сущность и содержание гражданского воспитания современных российских школьников претерпевают существенные изменения, что необходимо учитывать в процессе формирования у будущих учителей профессиональной готовности к работе в сфере гражданского воспитания подрастающего поколения. В заключение резюмируется, что модель формирования в вузе профессиональной готовности будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества базируется на обновлённом содержании психолого-педагогических дисциплин, организации условия для приобретения студентами практического опыта в сфере гражданского воспитания, использовании современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF TEACHERS FOR THE CIVIC EDUCATION OF ADOLESCENTS IN THE INFORMATION SOCIETY

The informatization of Russian society has become a factor that has had a significant impact on the essence of civic education of modern adolescents. In particular, the availability of various kinds of information to minors, the active use of information and computer technologies in the educational process, the variety of social networks, and other attributes of the informatization of society leave an imprint both on the teacher’s choice of methods, technologies of civic education of schoolchildren, and on its very content. A modern teacher often becomes a key link in the formation of civic identity, civic competence, and an active civic position of the younger generation. In this context, the professional training of future teachers for the civic education of schoolchildren is an urgent and important task. In the conditions of informatization of society, the essence and content of civic education of modern Russian schoolchildren are undergoing significant changes, which must be taken into account in the process of formation of future teachers’ professional readiness to work in the field of civic education of the younger generation. The authors of the article give the characteristics of these approaches. In conclusion, it is summarized that the model of formation at the university of professional readiness of future teachers for the civic education of schoolchildren in the information society is based on the updated content of psychological and pedagogical disciplines, the organization of conditions for students to acquire practical experience in the field of civic education, the use of modern information technologies.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ»

References

1. Afonina A.V. Akmeologicheskie faktoryproduktivnogo vzaimodejstviya vsisteme «uchitel'- uchenik». Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Kostroma, 2004.

2. Gvaldin A.Yu. Ponimanie dialoga v sovremennoj zarubezhnoj pedagogike. Available at: https://www.academia.edu/35868569/Ponimanie_dialoga_v_sovremennoj_zarubezhnoj_ pedagogike.pdf

3. Erofeeva A.V., Perfil'eva E.I. Pedagogicheskijdialog v vuze: teoriya, pozicii, prakíika. Posobie dlya sistemy professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya, perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii nauchno-pedagogicheskih kadrov. Nizhnij Novgorod, 2012.

4. Shumilova E.A. Pedagog i roditel' cifrovoj 'epohi v prizme inklyuzii. Preemstvennaya sistema inklyuzivnogo obrazovaniya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2020: 12-17.

5. Shumilova E.A. Social'no-kommunikativnaya kompetentnost' buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya: teoretiko-metodologicheskie aspekty: monografiya. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 15.09.23

УДК 378.1

Rudenko E.Yu, postgraduate, teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: gadzhiev.m.s @mail.ru

Grebennikova V.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University (Krasnodar, Russia),

E-mail:vmgrebennikova@mail.ru

Nikitina N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General Psychology and Pedagogy, Griboyedov Moscow University (Moscow, Russia),

E-mail: nn00803@mail.ru

Volkhin S.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Modern Pedagogy, Continuing Education and Personal Tracks,

Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: volhin_inupb@mail.ru

MODELING OF THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF TEACHERS FOR THE CIVIC EDUCATION OF ADOLESCENTS IN THE INFORMATION SOCIETY. The informatization of Russian society has become a factor that has had a significant impact on the essence of civic education of modern adolescents. In particular, the availability of various kinds of information to minors, the active use of information and computer technologies in the educational process, the variety of social networks, and other attributes of the informatization of society leave an imprint both on the teacher's choice of methods, technologies of civic education of schoolchildren, and on its very content. A modern teacher often becomes a key link in the formation of civic identity, civic competence, and an active civic position of the younger generation. In this context, the professional training of future teachers for the civic education of schoolchildren is an urgent and important task. In the conditions of informatization of society, the essence and content of civic education of modern Russian schoolchildren are undergoing significant changes, which must be taken into account in the process of formation of future teachers' professional readiness to work in the field of civic education of the younger generation. The authors of the article give the characteristics of these approaches. In conclusion, it is summarized that the model of formation at the university of professional readiness of future teachers for the civic education of schoolchildren in the information society is based on the updated content of psychological and pedagogical disciplines, the organization of conditions for students to acquire practical experience in the field of civic education, the use of modern information technologies.

Key words: teacher's professional readiness, civic education, pedagogical modeling, teenagers, information society

ЕЮ. Руденко, аспирант, преп., Кубанский государственный университет, г. Краснодар, E-mail: gadzhiev.m.s @mail.ru

B.М. Гребенникова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар,

E-mail: vmgrebennikova@mail.ru

Н.И. Никитина, д-р пед. наук, проф., Московский университет имени А.С. Грибоедова, (ИМПЭ имени А.С. Грибоедова), г. Москва,

E-mail: nn00803@mail.ru

C.Н. Вольхин, д-р пед. наук, проф., Российский государственный социальный университет, г. Москва, E-mail: volhin_inupb@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Информатизация российского общества стала фактором, который оказал значительное влияние на сущность гражданского воспитания современных подростков. Так, в частности, доступность несовершеннолетним разного рода информации, активное использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе, разнообразие социальных сетей и др. атрибуты информатизации общества накладывают отпечаток как на выбор педагогом методов, технологий гражданского воспитания школьников, так и на само его содержание. Современный учитель нередко становится ключевым звеном в формировании гражданской идентичности, гражданской компетентности, активной гражданской позиции подрастающего поколения. В этом контексте профессиональная подготовка будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников является актуальной и важной задачей. В условиях информатизации общества сущность и содержание гражданского воспитания современных российских школьников претерпевают существенные изменения, что необходимо учитывать в процессе формирования у будущих учителей профессиональной готовности к работе в сфере гражданского воспитания подрастающего поколения. В заключение резюмируется, что модель формирования в вузе профессиональной готовности будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества базируется на обновлённом содержании психолого-педагогических дисциплин, организации условия для приобретения студентами практического опыта в сфере гражданского воспитания, использовании современных информационных технологий.

Ключевые слова: профессиональная готовность учителя, гражданское воспитание, педагогическое моделирование, подростки, информационное общество

Статья выполнена в рамках реализации проекта УНО «Кубанский научный фонд» ППН-21.1/51 «Механизмы и технологии противодействия влиянию контента интернет-ресурсов и социальных сетей на национальное сознание молодежи»

Актуальность темы исследования определяется тем, что в современном информационном обществе изменяются фундаментальные основы организации в школе всех направлений (видов) воспитания: духовно-нравственного, патриотического, физического, экологического, эстетического, гражданского и др. Информационное многообразие обусловливает риск нивелирования усилий педагога, если эти усилия предпринимаются в рамках стереотипного представления о педагогической деятельности, исключающей возможность негативного воздействия информационной среды на подрастающее поколение. В ситуации бесконтрольного воздействия разнообразных информационных потоков на личность старшего подростка он должен обладать высоким уровнем гражданского самосознания, что обеспечит молодому человеку устойчивость к негативному

воздействию на него разнонаправленных информационных сред [1-20]. В связи с этим на первый план выдвигается поиск эффективных способов, средств, новых методик и технологий гражданского воспитания, развития гражданского самосознания школьников, что позволит формировать навыки противодействия негативному влиянию контента интернет-ресурсов и социальных сетей. Следовательно, в процессе профессиональной подготовки в вузе у будущих педагогов необходимо специально и целенаправленно сформировать готовность к работе в сфере гражданского воспитания современных школьников с учётом специфики процесса их киберсоциализации.

В этой связи цель исследования - рассмотрение различных аспектов моделирования процесса формирования в вузе профессиональной готовности

будущих учителей к гражданскому воспитанию подростков в информационном обществе.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- рассмотреть сущностную характеристику дефиниции «профессиональная готовность учителя к работе по гражданскому воспитанию современных подростков»;

- изучить различные содержательные аспекты данной дефиниции;

- рассмотреть ведущие методологические подходы к гражданскому воспитанию современных российских школьников;

- продемонстрировать различные возможности формирования профессиональной готовности учителей к гражданскому воспитанию подростков в информационном обществе.

При подготовке статьи были применены следующие методы исследования: анализ литературы, затрагивающей соответствующую проблематику; моделирование, проектирование.

Научная новизна исследования состоит в рассмотрении методологии процесса формирования профессиональной готовности учителей к гражданскому воспитанию подростков в информационном обществе.

Теоретическая значимость заключается в расширении научных знаний в области методологии и технологии профессионального образования по проблеме формирования профессиональной готовности учителей к гражданскому воспитанию подростков в информационном обществе.

Практическая значимость состоит в изучении существующих возможностей для формирования профессиональной готовности учителей к гражданскому воспитанию подростков в информационном обществе.

На сегодняшний день в научной (психолого-педагогической) литературе существует большое разнообразие подходов к раскрытию сущности, содержания, структуры понятия «профессиональная готовность молодого учителя (выпускника вуза)» [9; 11, 16].

В контексте тематики данной статьи мы сформулировали ниже следующее определение: профессиональная готовность учителя к работе по гражданскому воспитанию современных подростков представляет собой профессионально-личностное образование, которое включает комплекс профессионально значимых качеств педагога, междисциплинарных знаний, умений и навыков, компетенций, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в части формирования и развития у школьников гражданского самосознания, гражданской идентичности, гражданской компетентности.

Эта готовность включает в себя ниже следующие аспекты:

- содержательную готовность, которая подразумевает отличное знание выпускником педагогического вуза истории и общественного устройства нашей страны, понимание сущности, структуры базовых понятий гражданского воспитания подрастающего поколения: гражданское самосознание школьника, гражданская идентичность, гражданская позиция, гражданская воспитанность;

- методическую готовность - владение учителем эффективными методами и приемами обучения и воспитания современных школьников, направленных на формирование гражданской позиции у подростков;

- психолого-педагогическую готовность к воспитательной деятельности с подростками в целом, способность понимать особенности психологии подростков, выросших в условиях гиперинформатизации социальной среды [1; 13], использовать адекватные методики в обучении и воспитательном процессе.

Личностную готовность, то есть обладание самим молодым учителем высокой степенью гражданской ответственности, гражданской компетентностью, уважения к законам и правам человека, готовность быть ролевой моделью для подражания в этих вопросах для учащихся.

В целом же профессиональная готовность учителя к работе по гражданскому воспитанию современных подростков является важной составляющей его профессионализма, а ее формирование требует особого подхода к организации профессиональной подготовки в вузе будущих педагогов, предполагает реализацию в профессионально-образовательной (учебно-воспитательной) среде университета модели процесса формирования профессиональной готовности будущих учителей к гражданскому воспитанию подростков в информационном обществе.

Рассмотрим коротко базисные основы процесса педагогического моделирования.

Педагогическая модель профессионального образования (в нашем случае - это высшее педагогическое образование) - это упрощенное, схематическое представление реального профессионально-образовательного (целостного учебно-воспитательного) процесса или его отдельных аспектов. Она служит для объяснения, описания, прогнозирования и оптимизации педагогической деятельности (в нашем случае - педагогической деятельности профессорско-преподавательского и административного состава вуза). Педагогическая модель профессионального образования включает в себя цели образования, содержание обучения, методы и формы профессионально ориентированного обучения, организацию учебно-воспитательного процесса, критерии и методы оценки результатов обучения.

Педагогические модели могут быть построены на различных уровнях абстракции: от моделей конкретных учебных ситуаций до моделей целых образовательных систем и стратегий обучения. Важно отметить, что существуют различные педагогические модели, каждая из которых имеет свои особенности и подходы. Выбор и реализация определенной педагогической модели зависит от конкретных образовательных целей, потребностей и контекста обучения (воспитания) [14].

Ключевым для педагогической модели является принцип системности, предполагающий взаимосвязь всех элементов модели и их взаимное влияние. Принцип системности в педагогическом моделировании подразумевает рассмотрение образовательного процесса как сложной структуры, содействующей достижению образовательных целей. Согласно этому принципу, все элементы образовательной системы (цели, содержание, методы, формы организации обучения и воспитания, оценочные механизмы и т. д.) взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Они не могут существовать и функционировать независимо друг от друга, изменение одного элемента влечет за собой изменения в других элементах системы. Применение принципа системности в педагогическом моделировании позволяет создавать более эффективные и целостные модели образовательного процесса, учитывая все его составляющие и ключевые связи между ними. Это способствует оптимизации процесса обучения и воспитания и повышает его качество.

Процесс проектирования модели профессиональной подготовки в вузе будущих учителей к деятельности в сфере гражданского воспитания школьников представляет собой сложное и многоэтапное решение задачи, направленное на создание такой системы высшего педагогического образования, которая была бы по максимуму способна удовлетворить запросы (социальные заказа) как общества, государства, так и рынка педагогического труда.

В процессе проектирования модели профессиональной подготовки будущих учителей к деятельности в сфере гражданского воспитания необходимо учесть такие позиции, как содержание профессионального образования (необходимость и возможность его модернизации, изменения в контексте целей, задач, функционального назначения проектируемой педагогической модели), используемые методы и формы профессионально ориентированного обучения (необходимость и возможность их трансформации с учётом реалий будущей педагогической практики выпускников вуза), совершенствование системы оценивания и контроля знаний, умений, навыков, компетенций студентов (выпускников вуза), которые характеризуют определенный уровень сформированности профессиональной готовности молодого учителя к гражданскому воспитанию школьников в условиях информатизации современного общества.

Проектирование модели профессиональной подготовки будущих учителей к деятельности в сфере гражданского воспитания современных подростков осуществляется на базе двух неравноположенных методологических оснований: а) методологические подходы к гражданскому воспитанию современных российских школьников; б) методологические подходы к высшему педагогическому образованию.

Приведем краткую характеристику методологических подходов к гражданскому воспитанию современных российских школьников.

Гражданское воспитание в современной России предполагает формирование у подрастающего поколения общепринятых ценностей, привитие уважения к истории и культуре страны, усвоение прав и обязанностей граждан, а также создание мотивации для активного участия в жизни общества [3; 4]. Реализация этих задач требует использования определённых методологических подходов.

Системный подход предполагает рассмотрение гражданского воспитания как сложного многоуровневого процесса, включающего семейное, школьное, внеурочное, социальное (общественное) воспитание. Этот подход помогает координировать действия всех участников (субъектов) воспитательного процесса и оптимизировать их взаимодействие для достижения целостного результата.

Аксиологический подход ориентирован на формирование ценностного отношения к обществу и государству. Этот подход предполагает привитие уважения к законам, знакам государственной символики, истории и культуре страны, отечественным традициям и героям.

Личностно ориентированный подход акцентирует внимание на индивидуальной работе с каждым школьником, учитывая его возрастные, психологические, интеллектуальные, эмоционально-волевые особенности, специфику его личностной ситуации в контексте семейной социализации, вовлеченность в киберсреду и др. Через включение школьника в активную социально значимую деятельность, через создание специальных воспитывающих ситуаций в учебной и внеурочное время, через индивидуальную работу с ним, через включение его в проектные микрогруппы сверстников и др. формируется его гражданская позиция [7; 12].

Компетентностный подход направлен на формирование гражданских компетенций, то есть совокупности знаний, умений, навыков, опыта, необходимых для полноценного участия в жизни общества. Глубокое понимание прав и обязанностей гражданина, умение аргументированно высказывать свою позицию, готовность принять участие в выборах - все это является отдельными проявлениями гражданской компетентности.

Информационно-коммуникационный подход в условиях цифровизации общества привлекает современные технологии для повышения эффективности гражданского воспитания. Интерактивные формы работы, онлайн-курсы, дистанционные проекты, использование социальных сетей для информационной поддержки - все это стимулирует активность и самостоятельность школьников [18; 19; 20].

Таким образом, методологические подходы к гражданскому воспитанию в современной России свидетельствуют о его комплексном и целостном характере. Эта работа требует координации усилий различных участников (субъектов) образовательного (целостного педагогического, учебно-воспитательного) процесса и использования современных педагогических технологий и методов.

Методологические подходы к профессиональной подготовке будущих учителей приобретают особую важность в сфере воспитания подростков в инфор-матизированном обществе. Развитие информационных технологий и цифровых ресурсов требует от учителей новых знаний, умений и понимания, чтобы эффективно и ответственно формировать гражданское сознание и гражданские навыки у подростков.

Выделим следующие методологические подходы к профессиональной подготовке в вузе будущих учителей (в контексте специфики подготовки выпускников университета к воспитательной работе со школьниками).

Компетентностный подход (подразумевает развитие у студентов ключевых компетенций, необходимых для ведения эффективной воспитательной работы в информатизированной среде. Это и компьютерная грамотность, и навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, и навыки поиска и анализа информации в интернете, и способность учитывать особенности психологии современного подростка, которые сформировались в результате киберсоциа-лизации) [8; 17]. В процессе профессиональной подготовки у будущих учителей необходимо развивать навыки работы в команде, умения в сфере партнерства, навыки разрабатывать и реализовывать совместные социальные, психолого-педагогические, учебно-предметные проекты и исследования. Такой подход способствует развитию навыков сотрудничества, со-участия, со-творчества будущих педагогов в образовательной (учебной и воспитательной) среде, а также развивает социально важные качества личности учителя, которые входят в состав его гражданской активности.

Инновационно-информационный подход (будущий учитель должен понимать, как подростки воспринимают информацию в современном мире, какие у них есть потребности, интересы и проблемы. Сегодня учитель должен быть готов к постоянному самосовершенствованию, освоению новых цифровых образовательных и воспитательных технологий, использованию их в своей педагогической практике. Будущие учителя должны быть обладать профессиональным критическим мышлением, что позволит им оценивать применимость и эффективность различных методов и технологий в воспитательном процессе). Конечно же, при проектировании и реализации модели профессиональной подготовки будущих учителей к деятельности в сфере гражданского воспитания современных подростков необходимо учитывать и культурологический, и личностно ориентированный, и субъектно-деятельностный, и системный методологические подходы. Важно помнить, что данные методологические подходы должны активно применяться в педагогической практике вузовских преподавателей, а не оставаться лишь формальными. Профессиональная подготовка будущих учителей должна включать в себя активные тренинги, разнообразные формы и виды практических занятий (в том числе и выездных), встречи с опытными учителями, ориентированные на развитие конкретных навыков и компетенций, необходимых для воспитания подростков в информационном обществе.

В целом же моделирование процесса формирования профессиональной готовности учителей к гражданскому воспитанию подростков в информационном обществе может включать следующие этапы:

а) обновление содержательного и методического базисов психолого-педагогических и других учебных дисциплин с целью актуализации системы междисциплинарных знаний (сообразно текущему историческому контексту развития российского информационного общества) о значимости, целях и задачах, сущности, принципах гражданского воспитания подрастающего поколения; применение кейс-метода, обучение будущих учителей через решение актуальных и реальных психолого-педагогических проблем, ролевые (квазипрофессиональные) игры, дискуссии, дебаты, развитие у студентов навыков критического мышления и анализа;

б) обновление видов практической работы обучающихся (студенты проходят практику в школах, где проводится активное гражданское воспитание. Они наблюдают, участвуют и проводят уроки, внеклассные занятия, мероприятия, связанные с гражданским воспитанием. Это помогает им приобрести практические навыки и применить полученные знания на практике. Педагогическое проектирование также представляет важный аспект в практико-ориентированном обучении будущих учителей. Разработка и реализация педагогических проектов, направленных на гражданское воспитание, позволяет студентам освоить практику планирования и проведения образовательных, воспитательных мероприятий, учит их думать стратегически);

в) организация работы по развитию информационной грамотности будущих учителей (студенты изучают возможности использования информационных тех-

нологий и онлайн-ресурсов для гражданского воспитания. Они развивают умение критически оценивать и фильтровать информацию, а также использовать технологии для повышения активности и вовлеченности учеников в различные виды гражданской деятельности) [2];

г) педагогическое сопровождение опытными педагогами процессов рефлексии студентами своей педагогической практики в области гражданского воспитания современных школьников (проводится работа по развитию у будущих педагогов навыков профессиональной рефлексии, на занятиях психолого-педагогическими дисциплинами студенты проводят самоанализ своих компетенций, навыков в сфере гражданского воспитания, а также изучают и анализируют лучшие практики в области гражданского воспитания, исследуют возможности их применения их в своей работе);

д) организация работы профессорско-преподавательского состава вуза в сфере формирования у будущих учителей стремления к постоянному профессионально личностному саморазвитию/самосовершенствованию (студенты осознают необходимость продолжения своего профессиональное развития после окончания вуза, участвуя в семинарах, конференциях и сообществах практиков, связанных с гражданским воспитанием. Они также продолжают самостоятельно изучать новые тенденции, парадигмы, методы гражданского воспитания в информационном обществе, адаптируя и интегрируя их в свою педагогическую практику).

Оценка уровня сформированности профессиональной готовности молодого учителя к гражданскому воспитанию подростков в российском информационном обществе может осуществляться с помощью различных методов, таких как наблюдение, независимая (экспертная) оценка, анализ результатов волонтерской деятельности, анализ выполненных работ в ходе различных видов практики, реализованных социальных, психолого-педагогических проектов, тестирование, самооценка и др.

Модель формирования в вузе профессиональной готовности будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества базируется на специально обновлённом содержании психолого-педагогических дисциплин, организации условия для приобретения студентами практического опыта в сфере гражданского воспитания (в частности в ходе различных видов учебной и производственной практики, волонтёрской деятельности), использовании современных образовательных, воспитательных, информационных технологий. Она помогает студентам развивать необходимые компетенции для успешной работы в гражданском воспитании современных школьников.

В свете быстро развивающейся цифровой эры и информатизации общества подготовка будущих педагогов к воспитательной работе с подростками приобретает новые грани и требует новых подходов. Сегодня подростки все больше времени проводят в Интернете, и это ставит перед учителями новые вызовы и задачи.

Современные реалии обусловливают необходимость особого подхода к процессу воспитания молодёжи. Растущее влияние информационного общества, изменение социальных ценностей требуют от учителей нового взгляда на гражданское воспитание подростков. От уровня профессиональной подготовленности молодого педагога во многом зависит результативность и качество воспитательного процесса.

Педагогическая модель профессионального образования будущих учителей является теоретической основой для практической деятельности профессорско-преподавательского и административного состава вуза, помогает им целенаправленно и последовательно организовать профессионально-образовательный (целостный учебно-воспитательный) процесс, оптимизировать его с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей студентов, модернизировать с учётом социального заказа, новых нормативных требований, а также специфики информатизации современного общества.

Специфика профессии учителя требует особого подхода к формированию модели профессиональной подготовки, которая должна обеспечивать приобретение студентами не только профессиональных компетенций, но и создавать условия для формирования и развития профессионально-педагогической культуры, профессионально важных качеств и педагогических способностей, нравственных и социально значимых качеств личности молодого учителя, педагогического мастерства, готовности к непрерывному профессиональному и личному развитию/ саморазвитию.

В условиях информатизации общества суть и содержание гражданского воспитания современных российских школьников претерпевают существенные изменения, что необходимо учитывать в процесс формирования у будущих учителей профессиональной готовности к работе в сфере гражданского воспитания подрастающего поколения.

Гражданское воспитание старших подростков играет важную роль на современном этапе развития российского общества. В условиях быстрого развития информационных технологий, интернет-сетей, сложных социально-политических процессов гражданское воспитание представляет собой неотъемлемую составляющую процесса формирования активных и ответственных граждан нашей страны.

Важной составляющей гражданского воспитания в современных условиях «цифрового» общества (когда учеными активно используется понятие «киберсо-циализация» подрастающего поколения) является развитие информационной грамотности (медиакультуры) подростков. В современном информационном обществе, где доступ к информации стал легким и практически неограниченным, важно научить школьников критическому мышлению, умению анализировать информацию из различных источников. Грамотное использование информационных технологий позволит подросткам получать достоверную информацию, а

Библиографический список

также эффективно использовать ее для повышения своей осведомленности, эрудированности, обогащения социального опыта.

В заключение нужно отметить, что информатизированное общество предлагает новые возможности для воспитания подростков, но до сих пор остаётся много вопросов и сложностей. Подготовка учителя в вузе должна быть направлена на создание у будущего специалиста системной картины воспитательной деятельности в условиях цифровой реальности, его готовности к инновациям и постоянному саморазвитию.

1. Автионова Н.В., Никитина Н.И., Гребенникова В.М. Педагогическая антропология. Москва: Перспектива, 2021.

2. Азизова Н.Р, Савотина Н.А., Бочаров М.И., Зенкина С.В. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность. Москва, 2018.

3. Афанасов А.В. Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014.

4. Богомолова М.И. Современные подходы к гражданскому воспитанию детей. Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ульяновск, 2006: 44-50.

5. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма РВ. и др. Молодёжь России в цифровом пространстве: Основания дифференциации стратегий интернет-поведения. Среднерусский вестник общественных наук. 2019; № 14 (1): 37-58.

6. Вараксин А.В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи. Преподаватель XXI век. 2016; № 2: 205-212.

7. Галыенко А.С. Психологические детерминанты формирования гражданской идентичности у старшеклассников. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2021.

8. Гребенникова В.М., Руденко Е.Ю. Готовность будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества: критерии оценки. Проблемы современного педагогического образования. 2023; Ч. 1, Выпуск 79: 139-143.

9. Демидова Т.Е., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е. Состояние профессиональной готовности учителей к формированию медийной культуры у современных школьников. Концепт. Научно-методический электронный журнал, 2019; № 5: 45-58.

10. Дружилов С.А. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты. Психологические исследования. 2020; № 11 (59): 11-19.

11. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1983.

12. Казначеева Н.Н. Воспитание в учебном процессе. Воспитательный потенциал отечественной литературы в условиях информационной социализации. Воспитание школьников. 2017; № 2: 1-8.

13. Крайнюков С.В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека. Социальная психология и общество. 2019; Т. 10, № 4: 23-41.

14. Метлик И.В. Потаповская О.М. Моделирование социального партнерства в духовно-нравственном образовании. Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2017; № 2: 18-28.

15. Мирошкина М.Р Разные поколения - разный педагогический подход. Школьные технологии. 2014; № 2: 8-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Толкачева Т.М. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогическихнаук. Оренбург, 2009.

17. Огурцова Е.Ю., Фадеев РН. Подготовка будущих учителей к обучению школьников основам кибербезопасности. Ноосферные исследования. 2021; Выпуск 3: 88-97.

18. Пустовойтов В.Н., Корнейков Е.Н. Информационные технологии как средство гражданско-патриотического воспитания современных школьников. Научное обозрение. Педагогические науки. 2021; № 2: 37-41.

19. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва, 2014.

20. Nikitina N.I., Romanova E.Yu., Komarova E.V., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Qualimetric methods in the evaluation of the quality of professional training of specialists in social work. Review of European Studies. 2015; Т. 7, № 3: 66-79.

Referenсes

1. Avtionova N.V., Nikitina N.I., Grebennikova V.M. Pedagogicheskaya antropologiya. Moskva: Perspektiva, 2021.

2. Azizova N.R., Savotina N.A., Bocharov M.I., Zenkina S.V. Formirovanie professional'noj kompetentnostipedagoga. Polikul'turnaya i informacionnaya kompetentnost'. Moskva, 2018.

3. Afanasov A.V. Grazhdanskoe ipatrioticheskoe vospitanie molodezhi. Yaroslavl': RIO YaGPU, 2014.

4. Bogomolova M.I. Sovremennye podhody k grazhdanskomu vospitaniyu detej. Kul'turologicheskijpodhodkobrazovatel'nomuprocessu vshkolei vuze: opyt, problemy, perspektivy: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ul'yanovsk, 2006: 44-50.

5. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Yu., Pyrma R.V. i dr. Molodezh' Rossii v cifrovom prostranstve: Osnovaniya differencial strategij internet-povedeniya. Srednerusskij vestnik obschestvennyh nauk. 2019; № 14 (1): 37-58.

6. Varaksin A.V. Vliyanie social'nyh setej na formirovanie cennostnyh orientirov sovremennoj molodezhi. Prepodavatel'XXI vek. 2016; № 2: 205-212.

7. Gal'chenko A.S. Psihologicheskie determinanty formirovaniya grazhdanskoj identichnosti u starsheklassnikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2021.

8. Grebennikova V.M., Rudenko E.Yu. Gotovnost' buduschih pedagogov k grazhdanskomu vospitaniyu shkol'nikov v usloviyah informacionnogo obschestva: kriterii ocenki. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; Ch. 1, Vypusk 79: 139-143.

9. Demidova T.E., Chizhevskaya I.N., Chizhevskij A.E. Sostoyanie professional'noj gotovnosti uchitelej k formirovaniyu medijnoj kul'tury u sovremennyh shkol'nikov. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal, 2019; № 5: 45-58.

10. Druzhilov S.A. Negativnye vozdejstviya sovremennoj informacionnoj sredy na cheloveka: psihologicheskie aspekty. Psihologicheskie issledovaniya. 2020; № 11 (59): 11-19.

11. Duraj-Novakova K.M. Formirovanie professional'noj gotovnosti studentov k pedagogicheskoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1983.

12. Kaznacheeva N.N. Vospitanie v uchebnom processe. Vospitatel'nyj potencial otechestvennoj literatury v usloviyah informacionnoj socializacii. Vospitanie shkol'nikov. 2017; № 2: 1-8.

13. Krajnyukov S.V. Vliyanie sovremennyh informacionnyh tehnologij na kartinu mira cheloveka. Social'naya psihologiya i obschestvo. 2019; T. 10, № 4: 23-41.

14. Metlik I.V. Potapovskaya O.M. Modelirovanie social'nogo partnerstva v duhovno-nravstvennom obrazovanii. Social'naya pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2017; № 2: 18-28.

15. Miroshkina M.R. Raznye pokoleniya - raznyj pedagogicheskij podhod. Shkol'nye tehnologii. 2014; № 2: 8-19.

16. Tolkacheva T.M. Formirovanie professional'noj gotovnosti buduschego uchitelya k grazhdanskomu vospitaniyu mladshih shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskihnauk. Orenburg, 2009.

17. Ogurcova E.Yu., Fadeev R.N. Podgotovka buduschih uchitelej k obucheniyu shkol'nikov osnovam kiberbezopasnosti. Noosfernye issledovaniya. 2021; Vypusk 3: 88-97.

18. Pustovojtov V.N., Kornejkov E.N. Informacionnye tehnologii kak sredstvo grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya sovremennyh shkol'nikov. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2021; № 2: 37-41.

19. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizaciiobrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskijaspekty). Moskva, 2014.

20. Nikitina N.I., Romanova E.Yu., Komarova E.V., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Qualimetric methods in the evaluation of the quality of professional training of specialists in social work. Review of European Studies. 2015; T. 7, № 3: 66-79.

Статья поступила в редакцию 20.09.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.