Научная статья на тему 'О формировании стратегий развития регионов и повышении эффективности института социального партнерства на основе регулярных расчетов потребительских бюджетов'

О формировании стратегий развития регионов и повышении эффективности института социального партнерства на основе регулярных расчетов потребительских бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНEРСТВО / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ БЮДЖЕТЫ / СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садков В.Г., Старикова Л.И., Новикова Е.В.

Анализируется реализация стратегий развития регионов и муниципальных образований, роль в этом института социального партнeрства. Формируемые в настоящее время на общегосударственном и на региональных уровнях трeхсторонние соглашения пока не содержат ряда атрибутов, в том числе и ориентиров средней заработной платы. Предложены модельные законы «О минимальном потребительском бюджете (прожиточном минимуме)» и «О рациональном потребительском бюджете и рекомендуемых ориентирах средней заработной платы в (субъект Федерации)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Садков В.Г., Старикова Л.И., Новикова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании стратегий развития регионов и повышении эффективности института социального партнерства на основе регулярных расчетов потребительских бюджетов»

31 (214) - 2011

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

УДК 332.1:316.334.3

о ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ОСНОВЕ РЕГУЛЯРНЫХ РАСЧЕТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ БЮДЖЕТОВ

В. Г. САДКОВ, доктор экономических наук, профессор,

научный руководитель кафедры государственного управления и финансов E-maihguif@ostu.ru

Л. И. СТАРИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов E-maihsilstar08@rambler.ru

Е. В. НОВИКОВА, аспирант кафедры государственного управления и финансов E-maihkatuynya@yandex.ru Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс, г. Орел

Анализируется реализация стратегий развития регионов и муниципальных образований, роль в этом института социального партнeрства. Формируемые в настоящее время на общегосударственном и на региональных уровнях трeхсторонние соглашения пока не содержат ряда атрибутов, в том числе и ориентиров средней заработной платы. Предложены модельные законы «О минимальном потребительском бюджете (прожиточном минимуме)» и «Орациональном потребительском бюджете и рекомендуемых ориентирах средней заработной платы в (субъект Федерации)».

Ключевые слова: стратегическое планирование, социальное партнeрство, потребительские бюджеты, средняя заработная плата.

То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории.

Олдос Хаксли

В течение ряда последних лет на всех уровнях государственной власти и в корпоративном секторе в качестве актуальной задачи выдвинуто своевременное обоснование перспектив жизнедеятельности страны, региона, муниципалитета, предприятия, без которого невозможно целенаправленное и эффективное развитие. При этом понятно, что современное стратегическое программирование

должно кардинально отличаться от используемого в дореформенный период в СССР перспективного планирования, которое по своей сути часто было «планированием тысячи мелочей».

Стратегическое программирование в рыночной среде — это обоснование системы ключевых целей и пропорций развития на всех указанных уровнях управления с последующим формированием системы важнейших целевых программ. Именно поэтому следует использовать преимущественно понятие «программирование». Более того, даже если в текстах в соответствии с общепринятой в литературе терминологией используется понятие «стратегическое планирование» — будем понимать его как «стратегическое программирование», поскольку итоговыми, завершающими документами в процессе стратегического планирования должны быть стратегические целевые программы.

Кроме этого, стратегическое программирование предполагает сочетание директивного и индикативного подходов. Директивный подход определяет необходимость выделения определенного (необходимого и достаточного) спектра целевых показателей (ЦП), достижение которых строго обязательно. Индикативный подход определяет необходимость выделения определенного (необходимого и достаточного) спектра целевых индикаторов (ЦИ), жесткое установление которых невозможно или нецелесообразно.

Необходимо отметить, что в настоящее время единой, целостной, многоуровневой системы стратегического программирования в стране пока нет. Формирование стратегии развития России в целом, стратегий развития регионов России, а внутри регионов — муниципальных образований (не говоря уже о стратегиях развития корпораций и отдельных предприятий) — ведется без системной увязки друг с другом.

Таким образом, имеет место настоятельная необходимость формирования в России требований к единой многоуровневой федерально-региональной системе стратегического программирования. Можно сказать, что необходим своего рода «Стандарт-регламент» по логике и организации стратегического программирования в Российской Федерации, который должен быть представлен в виде обобщающего федерального закона «О прогнозировании и стратегическом программировании в Российской Федерации» и вытекающего из него пакета подзаконных актов в виде федеральных и региональных административных регламентов. Проект такого федерального закона представлен в работе [2].

В то же время в рыночной экономике, как известно, частный бизнес будет подключаться к реализации любой, даже самой качественно сформированной, стратегии, только если органы государственной и муниципальной власти создадут условия для деятельности бизнеса в интересах региона и муниципалитета. В противном случае стратегия может остаться лишь совокупностью благих пожеланий.

Эффективная реализация стратегий развития регионов и муниципальных образований в рыночной среде должна обеспечиваться на основе сочетания прямых (административных) и косвенных (экономических) методов государственно-муниципального регулирования (табл. 1).

В свою очередь, в качестве зарекомендовавшего себя в общемировой практике согласования интересов властей всех уровней, бизнеса и граждан существует институт социального партнерства [1, 4].

Стратегия взаимодействия бизнеса, власти и общественных организаций должна носить взаимовыгодный характер для всех сторон-участников. В этой связи стратегией социального партнерства следует считать создание на взаимовыгодной осно-

Таблица 1

Методы государственно-муниципального регулирования

Метод Содержание

регулирования метода

Прямое 1. Государственный бюджет — баланс

(административное) доходов и расходов государства.

регулирование — 2. Формирование целевых про-

группа методов грамм, проектов и субвенции для их

государственно- финансирования.

административ- 3. Дотации.

ного воздействия 4. Нормирование и стандартизация.

на производство 5. Квотирование.

товаров, услуг, или 6. Лицензирование.

формы требова- 7. Административные методы демо-

ния государства, нополизации экономики.

обязательные для 8. Государственное ценообразова-

исполнения всеми ние.

товаропроизводи- 9. Ряд других методов

телями

Косвенная форма 1. Налоговая система, налоговые

государственного ставки и налоговые льготы.

регулирования — 2. Ставки по кредитам, в том числе

методы, предпола- учетная ставка (ставка рефинанси-

гающие создание рования) ЦБ РФ.

условий для заин- 3. Инвестиционный налоговый

тересованности кредит.

товаропроизводи- 4. Гарантии государства по кредитам.

телей и потребите- 5. Таможенные пошлины.

лей в реализации 6. Косвенные методы демонополи-

намеченных обще- зации экономики.

ством и государс- 7. «Налоговые каникулы».

твом целей 8. Ряд других методов

ве условий и эффективную реализацию комплекса согласованных мер всеми субъектами общественно-экономических отношений (властью, бизнесом, институтами гражданского общества) по развитию общества в целом, бизнеса и человеческого капитала на определенной территории. Реализация стратегии социального партнерства выражается в достижении целей в экономической, социальной, экологической сферах, а также в развитии гражданского общества и демократизации процессов управления.

Таким образом, под социальным партнерством следует понимать философию взаимоотношений и взаимодействия государственно-муниципальной власти, бизнеса и общественных организаций, носящую взаимовыгодный и эффективный характер и направленную на развитие региона в целом, местных сообществ и каждого человека.

Социальное партнерство как системная модель взаимодействия требует соблюдения следующих основополагающих принципов:

1) социальная ответственность сторон партнерства за выполнение обязательств, возникающих в ходе взаимодействия субъектов общественно-экономических отношений, и соответствие стратегической и текущей деятельности основным ролям этих субъектов в обществе;

2) взаимовыгодный и добровольный характер социального партнерства, независимость сторон в принятии решений;

3) реальный и прагматичный характер социального партнерства, основанный на четкой системе целей, механизмов, предполагаемых результатов взаимодействия;

4) интеграция социального партнерства в основную деятельность сторон;

5) информационная открытость социального партнерства, что является залогом эффективности работы всей системы.

БВС (бюджет высокого достатка) КН

РПБ (рациональный КН

потребительский бюджет)

1

МПБ (минимальный потребительский бюджет) КН

Примечание: КН — коэффициент нагрузки членов семей, не имеющих доходов на одного работающего: определяется в зависимости от демографической ситуации в каждом регионе; как минимум его величина равна 1,25.

Взаимосвязи между размерами потребительских бюджетов и величиной оплаты труда

Однако формируемые в настоящее время и принимаемые трехсторонние соглашения, как на общегосударственном, так и на региональном уровнях, пока не содержат ряда существенных атрибутов, в том числе и ориентиров (индикаторов) средней заработной платы. А минимальная оплата труда (МОТ) пока рассчитывается на основе крайне «усеченной» потребительской корзины и уже давно не отражает жизнедеятельности человека.

Формирование в России в XXI в. действительно социально ориентированного демократического общества на основе инновационной экономики требует перехода от обязательных расчетов только прожиточного минимума к обязательным и регулярным расчетам рационального потребительского бюджета (РПБ) на основе, соответственно, рациональной потребительской корзины (РПК).

Прожиточный минимум, который рассчитывается в настоящее время на основе потребительской корзины согласно Федеральному закону от 08.12.2010 № ЗЗО-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011—2012 годах» — это бюджет примитивного выживания, бюджет бедности. Достойный уровень доходов должен обеспечиваться именно оплатой труда, оцениваемой на основе рационального потребительского бюджета.

Рациональный потребительский бюджет должен применяться для расчетов ориентиров (индикаторов) средней заработной платы во всех отраслях и использоваться при подготовке трехсторонних соглашений «правительство — работодатели — профсоюзы», двухсторонних соглашений «работодатель — профсоюзы», при расчетах необходимых и достаточных уровней заработной платы в бюджетной сфере, учете этих уровней при формировании федерального, регионального и муниципального бюджетов. Расходы региональных и муниципальных бюджетов на оплату труда работников бюджетной сферы должны рассчитываться исходя из оценок величин рациональных потребительских бюджетов и количества членов семей, не имеющих собственных доходов (прежде всего детей) (см. рисунок).

Проект федерального закона «О рациональной потребительской корзине и рациональном потребительском бюджете в Российской Феде-

ВОТ

(высокая оплата труда)

т

сот

(средняя оплата труда)

т

мот

(минимальная оплата труда)

рации», подготовленный в Научно-консалтинговом предприятии «Социальный прогресс страны» (СПС), а также модельный проект аналогичного закона для субъектов Федерации предлагается для обсуждения и последующего внесения в Государственную Думу и Совет Федерации Российской Федерации.

Представленный проект регионального закона, как и соответствующий проект Федерального закона, подготовлен в соответствии с предлагаемым нами составом приоритетных законопроектов, регламентирующих стратегическое развитие общества и экономики [3].

Представленные в приложении А (табл. А. 1, А. 2, А. 3, А. 4) ориентиры норм потребления, с точки зрения авторов, являются достаточно разумными (даже, можно сказать, «осторожными», чтобы далее никто из оппонентов не мог упрекнуть авторов в завышении потребностей граждан).

ЗАКОН (СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ) О РАЦИОНАЛЬНОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ БЮДЖЕТЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫХ ОРИЕНТИРАХ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В (СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ)

(проект модельного закона для субъекта Российской Федерации)

Принят (законодательно-представительный орган

субъекта Федерации) « » 20ХХг.

Настоящий Закон регламентирует методическую и правовую основу для определения рационального потребительского бюджета в (субъект Федерации) и его использования при осуществлении необходимых мер по социальной поддержке населения и установлении индикаторов среднего размера оплаты труда.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

рациональная потребительская корзина (РПК) — набор продуктов питания на уровне научно обоснованных медицинских норм и экспертных оценок, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения и улучшения

здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в режиме расширенного воспроизводства (с учетом возможностей по определенной взаимозаменяемости товаров и услуг исходя из региональной и этнонациональной специфики);

рациональный потребительский бюджет (РПБ) — это стоимостное выражение рациональной потребительской корзины (РПК), который представляет собой определенное количество товаров и услуг, необходимых для удовлетворения комплекса потребностей человека в соответствии с рациональными нормами и типологией потребления на обозримый период планирования (5 лет), с добавлением обязательных платежей и сборов;

минимальная потребительская корзина (МПК) — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в режиме простого воспроизводства;

минимальный потребительский бюджет (МПБ) (прожиточный минимум — ПМ) — стоимостная оценка минимальной потребительской корзины при сложившихся или прогнозируемых ценах с добавлением обязательных платежей и сборов;

основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, пенсионеры, дети;

семья — лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Статья 2. Назначение рационального

потребительского бюджета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рациональный потребительский бюджет в (субъект Федерации) определяется в качестве регионального социального стандарта для:

— обоснования стратегий и программ социально-экономического развития;

— установления рекомендуемых ориентиров индикаторов среднего уровня оплаты труда для предприятий и организаций всех форм собственности на территории области;

— оценки размеров расходов бюджета субъекта Федерации и муниципальных бюджетов;

— регулирования распределительных отношений;

— анализа и прогнозирования доходов различных слоев населения;

— регулирования процессов дифференциации доходов различных слоев населения;

— регулирования иных общественных отношений , требующих оценки рациональных потребительских бюджетов и средних размеров платы труда.

Статья 3. Определение рациональной потребительской корзины, порядок ее установления

1. Рациональная потребительская корзина в целом по (субъект Федерации) и для основных социально-демографических групп населения определяется не реже одного раза в пять лет на основе научно обоснованных норм потребления и экспертных оценок и устанавливается настоящим законом (Приложение А) с учетом возможностей по определенной взаимозаменяемости товаров и услуг исходя из региональной и этнонациональной специфики в рамках общего размера потребления по подразделу.

Статья 4. Величина рационального потребительского бюджета, периодичность его исчисления и порядок утверждения

1. Структура рационального потребительского бюджета включает в себя расходы на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, налоги и другие обязательные платежи и сборы.

Величина рационального потребительского бюджета в предстоящем календарном году на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения рассчитывается на основании потребительской корзины, данных территориального органа государственной статистики, маркетинговых исследований рынков по (субъект Федерации) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам, с учетом особенностей субъекта Федерации.

2. Допускаются укрупненные расчеты величины РПБ на базе постатейных оценок расходов только на продовольственные товары и исходя из того, что доля расходов на потребление продовольственных товаров в структуре РПБ не должна превышать 35 %.

3. Величина рационального потребительского бюджета на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по (субъект Федерации) утверждается ежегодно в четвертом квартале текущего года на следующий год с учетом прогноза роста цен и тарифов.

Статья 5. Учет величины рационального потребительского бюджета при заключении трехсторонних соглашений между органами управления, объединениями работодателей и профсоюзами

Величина рационального потребительского бюджета, определяемая в целом по субъекту Федерации, применяется при заключении регионального и муниципальных трехсторонних соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения на очередной год, где устанавливается ориентир среднего размера оплаты труда на конец будущего периода с учетом прогноза роста цен и тарифов.

Ориентир необходимого среднего размера оплаты труда по отношению к рациональному потребительскому бюджету в среднем по субъекту Федерации устанавливается с повышающим коэффициентом, характеризующим нагрузку неработающих членов семьи на одного члена семьи, имеющего собственные доходы в виде заработной платы, предпринимательских доходов и т. п. исходя из необходимости содержания неработающих и не имеющих доходов членов семей.

Величина повышающего коэффициента определяется демографической ситуацией в субъекте Федерации, но не должна быть ниже 1,25. Размер РПБ по субъекту Федерации не должен быть по сравнению с размером МПБ менее, чем в 5 раз, в соответствии с индикативными пропорциями между размерами МПБ, РПБ и бюджета высокого достатка.

Статья 6. Публикация сведений о величине рационального потребительского бюджета

Сведения о рациональном потребительском бюджете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, ориентирах среднего размера оплаты труда по субъекту Федерации публикуются ежеквартально в средствах массовой информации одновременно с публикациями о бюджете субъекта Федерации.

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с Х января 20ХХ года.

Председатель (законодательно-представительный орган субъекта Федерации)

Субъект Федерации,

_20ХХг.

№_

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рекомендуемая (ориентировочная) структура рациональной потребительской корзины (нормативно-экспертные оценки)

Таблица А. 1

Продукты питания (ориентиры, возможна взаимозаменяемость продуктов в рамках общего размера потребления по подразделу), кг в год

Наименование продукта Трудоспособное население Пенсионеры Дети В среднем

Мясопродукты

Говядина 21,0 16,8 18,48 18,76

Свинина 20,0 16 17,60 17,87

Баранина 9,0 7,2 7,92 8,04

Мясо птицы 10,0 8 8,80 8,93

Сало 5,0 4 4,40 4,47

Колбаса 16,0 12,8 14,08 14,29

Мясные деликатесы 4,0 3,2 3,52 3,57

Итого... 85 68 74,8 75,93

Рыбопродукты

Рыба свежая 12,3 11,07 10,63 11,33

Рыба копченая 11,3 10,17 9,76 10,41

Сельдь 2,0 1,80 1,73 1,84

Консервы рыбные 2,0 1,80 1,73 1,84

Икра лососевая 0,56 0,50 0,48 0,51

Итого... 28,16 25,34 24,33 26,94

Молокопродукты

Молоко 200,0 180 270 216,67

Сметана 15,0 13,5 20,25 16,25

Сыр 11,0 9,9 14,85 11,92

Масло сливочное 15,0 13,5 20,25 16,25

Творог 16,0 14,4 21,6 17,33

Сливки 8,0 7,2 10,8 8,67

Консервированное молоко 2,0 1,8 2,7 2,17

Мороженое 5,0 4,0 10,0 6,3

Прочие молочные продукты 28 54,9 10,0 30,9

Итого... 300,0 300,0 380,45 326,6

Яйца

Яйца (десяток) 26,0 23,4 25,04 24,81

Итого... 26,0 23,4 25,04 24,81

Сахар и кондитерские изделия

Сахар 25,0 25,0 30,0 26,0

Шоколад 2,1 2,00 2,39 2,16

Варенье 6,4 6,08 7,30 6,59

Печенье 6,7 6,37 7,64 6,90

Итого... 40,02 39,45 47,33 41,65

Масло растительное и маргарин

Маргарин 7,35 5,88 5,29 6,17

Масло растительное 12,0 9,6 8,64 10,08

Итого... 19,35 15,48 13,93 16,25

Хлебные продукты

Мука пшеничная 15,0 12 9,6 12,20

Хлеб пшеничный 65,0 52 41,6 52,87

Хлеб ржаной 20,0 16 12,8 16,27

Макаронные изделия 10,0 8 6,4 8,13

Горох 0,5 0,4 0,32 0,41

Рис 5,0 4 3,2 4,07

Крупа (разная) 10,0 8 6,4 8,13

Итого... 125,5 100,4 80,32 102,07

Окончание табл. А. 1

Наименование продукта Трудоспособное население Пенсионеры Дети В среднем

Картофель 129,0 90,3 126,4 115,23

Итого... 129,0 90,3 126,4 115,23

Овощи и бахчевые

Капуста 17,49 15,74 18,89 17,37

Огурцы и помидоры 20,0 18,00 21,60 19,87

Лук и прочие 21,0 18,90 22,68 20,86

Свекла 10,0 9,00 10,80 9,93

Морковь 10,0 9,00 10,80 9,93

Итого... 78,49 70,64 84,77 77,97

Фрукты свежие

Яблоки свежие 18,2 17,29 36,31 23,93

Цитрусовые 18,2 17,29 36,31 23,93

Сухофрукты 2,7 2,57 5,39 3,55

Абрикосы сушеные (курага) 4,55 4,32 9,08 5,98

Сливы (чернослив) 4,55 4,32 9,08 5,98

Ягоды 7,0 6,65 13,97 9,21

Сок 9,1 8,65 18,15 11,97

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого... 64,3 61,09 128,28 84,56

Прочие продукты

Чай 1,0 0,9 0,54 0,81

Кофе и какао 1,0 0,9 0,54 0,81

Безалкогольные напитки 3,0 2,7 1,62 2,44

Алкогольные напитки 0,5 0,45 - 0,32

Соль 4,0 3,6 2,16 3,25

Итого... 9,5 8,55 5,13 7,73

Всего... 923,34 816,4 998,64 915,2

Таблица А. 2

Товары индивидуального пользования (ориентиры), шт. в год

Наименование товара Трудоспособное население Пенсионеры Дети В среднем

Верхняя одежда

Куртка зимняя 0,4 0,32 1,38 0,70

Пальто демисезонное полушерстяное 0,25 0,20 0,86 0,44

Пальто зимнее из натурального меха 0,14 0,11 0,48 0,24

Куртка демисезонная 0,4 0,32 1,38 0,70

Пальто пуховое 0,33 0,26 1,14 0,58

Плащ 0,33 0,26 1,14 0,58

Брюки из шерсти 0,33 0,26 1,14 0,58

Брюки из джинсовой ткани 0,50 0,40 1,72 0,87

Брюки из полушерстяной ткани 0,33 0,26 1,14 0,58

Брюки из хлопчатобумажной и льняной ткани 0,50 0,40 1,72 0,87

Брюки для дома 0,20 0,16 0,69 0,35

Костюм из шерсти 0,25 0,20 0,86 0,44

Костюм из полушерстяной ткани 0,33 0,26 1,14 0,58

Костюм из хлопчатобумажной ткани 0,33 0,26 1,14 0,58

Сорочка домашняя 0,20 0,16 0,69 0,35

Сорочки из хлопчатобумажной ткани 0,50 0,40 1,72 0,87

Сорочка из смесовой ткани 1,50 1,20 5,16 2,62

Куртка спортивная 0,33 0,26 1,14 0,58

Юбка из джинсовой ткани 0,50 0,40 1,72 0,87

Юбка из полушерстяной ткани 0,67 0,54 2,30 1,17

Платье из хлопчатобумажной и льняной ткани 1,00 0,80 3,44 1,75

Платье из поллушерстяной ткани 0,33 0,26 1,14 0,58

Блузка из натурального шелка 0.67 0,54 2,30 1,17

Блузка из хлопчатобумажной ткани 0,67 0,54 2,30 1,17

Халат из хлопчатобумажной ткани 1,00 0,80 3,44 1,75

Продолжение табл. А. 2

Наименование товара Трудоспособное население Пенсионеры Дети В среднем

Халат из фланели 0,50 0,40 1,72 0,87

Головные уборы

Шляпы, кепки демисезонные 0,33 0,23 0,46 0,34

Шапки зимние 0,33 0,23 0,46 0,34

Платок шерстяной 0,20 0,14 0,28 0,21

Платок шелковый 0,40 0,28 0,56 0,41

Белье

Трусы их хлопчатобумажной ткани 3,00 2,70 4,86 3,52

Майка хлопчатобумажная 1,50 1,35 2,43 1,76

Плавки хлопчатобумажные 1,50 1,35 2,43 1,76

Футболка 1,50 1,35 2,43 1,76

Плавки синтетика 0,50 0,45 - 0,47

Пижама хлопчатобумажная 0,25 0,23 0,41 0,30

Сорочка ночная 2,00 1,80 3,24 2,35

Бюстгальтер 2,00 1,80 - 1,9

Костюм купальный синтетический 0,33 0,30 — 0,31

Чулочно-носочные изделия

Носки хлопчатобумажные 6,00 2,4 5,52 4,64

Носки синтетические 4,00 1,6 3,68 3,09

Носки шерстяные 1,00 0,4 0,92 0,77

Носки полушерстяные 1,00 0,4 0,92 0,77

Колготки синтетические 6,00 2,4 5,52 4,64

Колготки хлопчатобумажные 1,50 0,6 1,38 1,16

Колготки шерстяные 1,50 0,6 1,38 1,16

Обувь

Сапоги из натуральной кожи 0,33 0,30 0,65 0,43

Полуботинки из натуральной кожи 0,33 0,30 0,65 0,43

Туфли из натуральной кожи 0,45 0,41 0,89 0,58

Туфли летние 0,67 0,60 1,33 0,87

Босоножки 0,45 0,41 0,89 0,58

Сапоги резиновые 0,20 0,18 0,40 0,26

Спортивная обувь 0,5 0,45 0,99 0,65

Домашняя обувь 0,50 0,45 0,99 0,65

Туфли кожаные модельные 0,7 0,63 1,39 0,91

Ботинки лыжные 0,20 0,18 0,40 0,26

Туфли демисезонные кожаные 0,4 0,36 0,79 0,52

Сапоги зимние кожаные модельные 0,7 0,63 1,39 0,91

Сапоги демисезонные кожаные модельные 0,7 0,63 1,39 0,91

Перчатки кожаные 0,33 0,30 — 0,31

Перчатки кожаные на искусственном меху 0,33 0,30 0,65 0,43

Верхний трикотаж

Перчатки из полушерстяной пряжи 0,5 0,40 1,36 0,75

Шапка вязаная чистошерстяная 0,50 0,40 1,36 0,75

Шарф чистошерстяной 0,33 0,26 0,90 0,50

Джемпер чистошерстяной 0,25 0,20 0,68 0,38

Спортивный костюм синтетика 0,25 0,20 0,68 0,38

Жилет полушерстяной 0,25 0,20 0,68 0,38

Шарф тканевый 0,33 0,26 0,90 0,50

Свитер полушерстяной 0,25 0,20 0,68 0,38

Брюки болоньевые теплые 0,67 0,54 1,82 1,01

Варежки 0,67 0,54 1,82 1,01

Перчатки из смешанной ткани 0,67 0,54 1,82 1,01

Жакет чистошерстяной 0,50 0,40 1,36 0,75

Парфюмерно-косметические товары

Одеколон (туалетная вода) 2,50 2,5 — 2,50

Окончание табл. А. 2

Наименование товара Трудоспособное население Пенсионеры Дети В среднем

Духи отечественного производства 1,50 1,5 — 1,50

Духи импортного производства 1,00 1 — 1,00

Зубная паста 7,00 7 7 7,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шампунь 12,00 12 12 12,00

Мыло туалетное 3,0 3 3 3,00

Крем для рук 5,00 5 5 5,00

Крем для лица 3,00 3 3 3,00

Галантерейные товары

Галстук мужской 2,00 1,40 — 1,7

Зонт складной 0,20 0,14 0,28 0,21

Часы наручные механические 0,2 0,14 1,07

Платок женский из натурального шелка 1,00 0,70 1,40 1,03

Щетка зубная 6,00 4,20 8,40 6,20

Станок для бритья 0,2 0,2 — 0,2

Лезвия для бритья (10 шт.) 0,2 0,2 — 0,2

Сумка из кожи 0,5 0,35 0,70 0,52

Портфель из кожи 0,33 0,23 0,46 0,34

Сумка из искусственной кожи 2,00 1,40 2,80 2,07

Сумка хозяйственная из текстильного материала 3,00 2,10 4,20 3,10

Таблица А. 3 Товары общесемейного пользования (ориентиры), шт. в год

Наименование товара Трудоспособное население Пенсионеры Дети В среднем

Постельные принадлежности

Подушка 0,40 0,40 0,40 0,40

Одеяло перовое 0,29 0,29 0,29 0,29

Одеяло шерстяное 0,29 0,29 0,29 0,29

Пододеяльник 2.00 2.00 2.00 2,00

Простынь 2.00 2.00 2.00 2,00

Наволочка 4,00 4,00 4,00 4,00

Покрывало-плед 0,14 0,14 0,14 0,14

Носовой платок 12,0 12,0 12,0 12,00

Полотенце личное 3,00 3,00 3,00 3,00

Полотенце кухонное 7,00 7,00 7,00 7,00

Полотенце банное 2,00 2,00 2,00 2,00

Гардинное полотно, м 5,00 5,00 5,00 5,00

Тюлевое полотно, м 7,00 7,00 7,00 7,00

Мебель

Стол письменный 0,1 0,1 0,1 0,10

Стол обеденный 0,07 0,07 0,07 0,07

Спальный гарнитур 0,1 0,1 0,1 0,10

Стенка (5 предметов) 0,07 0,07 0,07 0,07

Мягкая мебель 0,07 0,07 0,07 0,07

Стул полумягкий 0,40 0,40 0,40 0,40

Ковер настенный 0,10 0,10 0,10 0,10

Кухонный гарнитур 0,15 0,15 0,15 0,15

Палас 0,2 0,2 0,2 0,20

Прихожая 0,1 0,1 0,1 0,10

Комплект для ванной комнаты 0,25 0,25 0,25 0,25

Подставка под аппаратуру 0,1 0,1 0,1 0,10

Карниз 0,33 0,33 0,33 0,33

Электротовары

Холодильник двухкамерный 0,10 0,10 0,10 0,10

Телевизор переносной 0,2 0,2 0,2 0,20

Стиральная машина 0,10 0,10 0,10 0,10

Продолжение табл. А. 3

Наименование товара Трудоспособное население Пенсионеры Дети В среднем

Электроутюг 0,20 0,20 0,20 0,20

Люстра 0,13 0,13 0,13 0,13

Лампа настольная 0,20 0,20 0,20 0,20

Часы настольные 0,20 0,20 0,20 0,20

Радиоприемник абонентский 0,10 0,10 0,10 0,10

Швейная машина 0,10 0,10 0,10 0,10

Пылесос 0,20 0,20 0,20 0,20

Телевизор цветного изображения 0,10 0,10 0,10 0,10

Радиоприемник 0,10 0,10 0,10 0,10

Часы настенные 0,10 0,10 0,10 0,10

Фотоаппарат 0,15 0,15 0,15 0,15

Магнитофон 0,20 0,20 0,20 0,20

Проигрыватель CD 0,20 0,20 0,20 0,20

Миксер 0,10 0,10 0,10 0,10

Соковыжималка 0,10 0,10 0,10 0,10

Тостер 0,10 0,10 0,10 0,10

Бра 0,30 0,30 0,30 0,30

Торшер 0,30 0,30 0,30 0,30

Кофемолка 0,30 0,30 0,30 0,30

Посуда

Кастрюля эмалированная (3 л и 1,5 л) 0,33 0,33 0,33 0,33

Кастрюля алюминиевая 0,29 0,29 0,29 0,29

Сковорода алюминиевая 0,14 0,14 0,14 0,14

Сковорода тефлоновая 0,40 0,40 0,40 0,40

Комплект столовых приборов 0,1 0,1 0,1 0,10

Термос 0,20 0,20 0,20 0,20

Мясорубка механическая 0,10 0,10 0,10 0,10

Тарелка мелкая 2,00 2,00 2,00 2,00

Тарелка глубокая 2,00 2,00 2,00 2,00

Чайная пара 2,00 2,00 2,00 2,00

Масленка 0,20 0,20 0,20 0,20

Чайник для заварки 0,20 0,20 0,20 0,20

Сахарница 0,20 0,20 0,20 0,20

Бокал из стекла 0,60 0,60 0,60 0,60

Ваза для цветов стеклянная 0,13 0,13 0,13 0,13

Ведро (8-10 л) 0,10 0,10 0,10 0,10

Чайник эмалированный 0,20 0,20 0,20 0,20

Сервиз обеденный (6 персон) 0,1 0,1 0,1 0,10

Сервиз чайный (6 персон) 0,1 0,1 0,1 0,10

Сервиз кофейный (6 персон) 0,1 0,1 0,1 0,10

Рюмка хрустальная 0,40 0,40 0,40 0,40

Бокал хрустальный 0,40 0,40 0,40 0,40

Фужеры хрустальные 0,40 0,40 0,40 0,40

Хрустальная ваза для фруктов 0,07 0,07 0,07 0,07

Хрустальная ваза для цветов 0, 13 0, 13 0, 13 0,13

Пластмассовое ведро (10 л) 0,20 0,20 0,20 0,20

Емкости для сыпучих продуктов 0,40 0,40 0,40 0,40

Канцелярские принадлежности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тетрадь школьная 5,00 5 45 18,33

Альбом для рисования 2,00 2 18 7,33

Набор шариковых ручек (3 шт.) 2,00 2 18 7,33

Салфетки столовые (100 шт.) 2,00 2 18 7,33

CD-диски 10,00 10 90 36,67

Кассеты 10,00 10 90 36,67

Бумага бытовая 4,00 4 36 14,67

Набор карандашей, 12 шт. 1,00 1 9 3,67

Окончание табл. А. 3

Наименование товара Трудоспособное население Пенсионеры Дети В среднем

Периодические издания

Газета (подписка) 3,00 3,00 3,00 3,00

Журнал 4,00 4,00 4,00 4,00

Музыкальные инструменты

Пианино 0,04 0,04 0,04 0,04

Гитара 0,07 0,07 0,07 0,07

Аккордеон 0,07 0,07 0,07 0,07

Книги

Художественные в твердом переплете 5.00 5.00 5.00 5,00

Альбомы по искусству 0,04 0,04 0,04 0,04

Детские: 0,00

в мягком переплете 5,00 5,00 5,00 5,00

в твердом переплете 2,00 2,00 2,00 2,00

Справочные 1,00 1,00 1,00 1,00

Учебные 2,00 2,00 2,00 2,00

Спортивный инвентарь

Матрац надувной 0,10 0,10 0,10 0,10

Коньки для хоккея 0,10 0,10 0,10 0,10

Лыжи и лыжные палки 0,40 0,40 0,40 0,40

Туристический рюкзак 0,20 0,20 0,20 0,20

Волейбольный мяч 0,10 0,10 0,10 0,10

Ракетка для бадминтона 0,20 0,20 0,20 0,20

Футбольный мяч 0,10 0,10 0,10 0,10

Ракетка для настольного тенниса 0,2 0 0,2 0 0,2 0 0,20

Ласты 0,20 0,20 0,20 0,20

Коньки для фигурного катания 0,10 0,10 0,10 0,10

Мячи теннисные 0,33 0,33 0,33 0,33

Эспандер пружинный 0,10 0,10 0,10 0,10

Игрушки

Мягкая 0,5 0,5 0,5 0,50

Настольные игры 1,00 1,00 1,00 1,00

Набор елочных украшений 0,10 0,10 0,10 0,10

Материалы для ремонта

Линолеум, м2 5,00 5,00 5,00 5,00

Обои (рулон — 10 м) 5,00 5,00 5,00 5,00

Краска масляная (банка — 1 кг) 1,0 1,0 1,0 1,00

Водоэмульсионная краска, 1 кг 1,0 1,0 1,0 1,00

Керамическая плитка, м2 1,50 1,50 1,50 1,50

Кисть для краски 0,50 0,50 0,50 0,50

Приобретение квартиры

Приобретение квартиры 0,02 0,02 0,02 0,02

Приобретение дачи

Приобретение дачи 0,02 0,02 0,02 0,02

Приобретение автомобиля

Приобретение автомобиля 0,10 0,10 0,10 0,10

Бензин (40 л в неделю) 52 52 52 52,00

Расходы на содержание авто 1,00 1,00 1,00 1,00

Приобретение гаража

Приобретение гаража 0,04 0,04 0,04 0,04

Товары бытовой химии

Паста чистящая для ванны (150 г.) 6,00 6,00 6,00 6,00

Освежитель воздуха (250 г.) 2,00 2,00 2,00 2,00

Стиральный порошок (500 г.) 10,00 10,00 10,00 10,00

Медикаменты, предметы санитарии и гигиены

Медикаменты, предметы санитарии и гигиены 12,00 12 12 12

Таблица А. 4

Набор и нормы потребления социально-культурных и бытовых услуг по основным социально-демографическим группам населения (ориентиры)

Наименование услуг Единица измерения Объем потребления (на одного человека)

трудоспособное население пенсионеры дети в среднем

Жилье м2 общей площади 25,0 25,0 25,0 25,0

Центральное отопление гкал в год 6,7 6,7 6,7 6,7

Холодное и горячее водоснабжение л в сутки 285,0 285,0 285,0 285,0

и водоотведение

Газоснабжение м3 в сутки 10,0 10,0 10,0 10,0

Электроэнергия кВт ч в месяц 50,0 50,0 50,0 50,0

Лифт Поездок в год 1200 1460 1000 1220,0

Вывоз мусор Раз в год 145 145 145 145,0

Кодовый замок Руб. в год 120 120 120 120,0

Транспортные услуги (муниципальные) Поездок в год 619,0 480,0 406,0 501,7

Другие виды услуг Не менее процент общей величины расходов на услуги в месяц 15 15 15 15,0

В том числе

Услуги культуры

Кино Посещений в год 7 12 17 12,00

Театр 4 5 9 6,00

Музеи 1 2 3 2,00

Концертные организации 2 4 6 4,00

Бытовые услуги

Ремонт обуви: Раз в год

набойки; 1,00

профилактика; 1,00

замена молнии 1,00

Индивидуальный пошив швейных изделий: Раз в год

брюки; юбка; 0,50 0,50

зимнее пальто; 0,20

пиджак; 1,00

платье 1,00

Ремонт бытовых машин и приборов: Раз в год

телевизор; 0,33

стиральная машина; 0,33

холодильник; 0,33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

механические часы 0,50

Химическая чистка и крашение: Раз в год

демисезонное пальто; 0,50

куртка; 1,00

пиджак; 1,00

костюм 1,00

Услуги фотографа: Раз в год

фото на документы; черно-белые; 0,20 0,20

цветные художественные 0,50

Услуги парикмахерских Раз в год

модельная стрижка женская; 6,00

модельная стрижка мужская; 6,00

укладка волос; 12,00

маникюр. Услуги бань (посещений). 12,00 12,00

Услуги прачечных 12,00

Окончание табл. А. 4

Наименование услуг Единица измерения Объем потребления (на одного человека)

трудоспособное население пенсионеры дети в среднем

Услуги пассажирского транспорта (поездок): Раз в год

такси; 4,00

междугородний автобус; 4,00

поезд; 2,00

самолет 1,00

Услуги связи: Раз в год

заказные письма; 4,00

телеграмма; 2,00

денежный перевод; 0,50

оплата переговоров; 0,50

посылка; 0,50

абонентская плата за телефон 12,00

Путевки: Раз в год

по стране; 0,50

в санаторий 0,50

Услуги физкультуры (посещений): бассейн; Раз в год 24,00

спортивный зал 24,00

Услуги платного здравоохранения: Раз в год

стоматолог (посещений); 0,50

массаж (посещений); 0,50

косметолог 0,50

Таблица 2

Динамика размеров прожиточного минимума (ПМ) и рационального потребительского бюджета (РПБ) на душу населения в Орловской области, руб.

Год Официально установленная Рассчитано

величина ПМ на IV квартал авторами

соответствующего года ПМ РПБ

2004 1 980 3 333 13 920

2005 2 333 3 492 14 066

2006 2 629 3 778 14 396

2007 3 176 3 863 15 833

2008 3 743 4 395 19 889

2009 4 145 5 481 28 578

2010 4 526 (на II квартал) 7 986 38 186

2011 10 702 45 180

(прогноз)

Источник: рассчитано авторами.

Используя нормативы, предлагаемые в рекомендуемой (ориентировочной) структуре рационального потребительского бюджета (приложение А Закона), а также нормативы потребления прожиточного минимума, в регионе органами то труду и занятости совместно с региональным органом статистики должны регулярно рассчитываться величины ПМ и РПБ (табл. 2).

Из анализа данных таблицы видно, что рассчитанные величины ПМ на протяжении всех лет

значительно выше официально установленных, а РПБ превышает ПМ приблизительно в 5 раз, что как раз и должно являться ориентиром средней заработной платы.

Список литературы

1. Жеребин В. М, Романов А. Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

2. Любовный В. Я., Садков В. Г., Самостроенко Г. М. О проблемах и перспективах формирования в России целостной федерально-региональной системы стратегического программирования // Региональная экономика. 2009. № 1. С. 2—5.

3. Садков В. Г. Системные основы формирования общества XXI века и модель основного закона России. М.: ОАО «Издательская группа «Прогресс», 2008.

4. Садков В. Г., Кузнецова О. Б. Инновационное управление системой межсекторных взаимодействий на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 13. С. 48—55.

5. Садков В. Г., Кузнецова О. Б. О модели социального партнерства в регионах России // Общество и экономика. 2007. № 4. С. 124—132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.