Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ'

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / САМОСОЗНАНИЕ / САМОДОСТАТОЧНОСТЬ / ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Молдавцева Н.А., Платонова Е.Д.

Статья посвящена процессам социальной адаптации выпускников вузов, которая обеспечивает их профессиональную успешность и ориентацию на рост профессиональной карьеры. Профессиональная успешность выпускников вуза закладывается в период их социальной адаптации, важнейший вид которой - это профессионально-производственная адаптация. Автор выделяет два ее этапа: подготовительный и основной (непосредственно адаптационный). В статье раскрываются содержание социальной адаптации в комплексе с производственно-профессиональной и социально-психологической адаптацией как единого процесса взаимной увязки этих аспектов адаптации выпускника вуза в трудовом коллективе. Делается вывод о том, что именно такой подход обеспечивает профессиональную успешность выпускников в процессе их адаптации. Важный фактор формирования профессиональной успешности во время прохождения подготовительного периода социальной адаптации - это выявление трудового потенциала выпускника вуза путем диагностики его способностей к будущей профессиональной деятельности по результатам прохождения производственной практики. Основной этап социальной адаптации выпускников начинается с момента его включения в трудовую деятельность. Профессиональная успешность на этом этапе определяется не только социально-экономическими, материальными факторами, но субъективной оценкой выпускниками удовлетворенности сторонами профессиональной жизни и возможностями карьерного роста.The article is devoted to social adaptation of graduates processes that ensure their professional success and focus on the growth of a professional career. The professional success of graduates in the period laid their social adaptation, the most important form of which - a professional industrial adaptation. The author identifies two of its stages: preparatory and primary (direct adaptation). The article describes the content of social adaptation in conjunction with the production and professional and socio-psychological adaptation as a single process of reconciling these aspects of high school graduates to adapt to the workplace. The conclusion is that this approach provides professional success of graduates in the process of adaptation. An important factor in the formation of professional success during the passage of the preparatory period of social adaptation - is to identify the employment potential of high school graduates by the diagnosis of his abilities for future professional activity as a result of practical training. The main stage of social adaptation of graduates from the moment of its inclusion into the labor market. Professional success at this stage is determined by not only the socio-economic, material factors, but the subjective assessment of the parties' satisfaction graduates of professional life and career opportunities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»

УДК 331.108

Молдавцева Н.А. магистрант

Института социально-гуманитарного образования

по направлению «Менеджмент» Московский педагогический государственный университет

Россия, г. Москва Платонова Е.Д., д.э.н., профессор зав. каф. экономической теории и менеджмента Московский педагогический государственный университет

Россия, г. Москва О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Статья посвящена процессам социальной адаптации выпускников вузов, которая обеспечивает их профессиональную успешность и ориентацию на рост профессиональной карьеры. Профессиональная успешность выпускников вуза закладывается в период их социальной адаптации, важнейший вид которой - это профессионально-производственная адаптация. Автор выделяет два ее этапа: подготовительный и основной (непосредственно адаптационный).

В статье раскрываются содержание социальной адаптации в комплексе с производственно-профессиональной и социально-психологической адаптацией как единого процесса взаимной увязки этих аспектов адаптации выпускника вуза в трудовом коллективе. Делается вывод о том, что именно такой подход обеспечивает профессиональную успешность выпускников в процессе их адаптации. Важный фактор формирования профессиональной успешности во время прохождения подготовительного периода социальной адаптации - это выявление трудового потенциала выпускника вуза путем диагностики его способностей к будущей профессиональной деятельности по результатам прохождения производственной практики. Основной этап социальной адаптации выпускников начинается с момента его включения в трудовую деятельность. Профессиональная успешность на этом этапе определяется не только социально-экономическими, материальными факторами, но субъективной оценкой выпускниками удовлетворенности сторонами профессиональной жизни и возможностями карьерного роста.

Ключевые слова: социальная адаптация, профессиональная успешность, профессиональная карьера, самосознание,

самодостаточность, этапы социальной адаптации.

The article is devoted to social adaptation of graduates processes that ensure their professional success and focus on the growth of a professional career. The professional success of graduates in the period laid their social adaptation, the most important form of which - a professional industrial

adaptation. The author identifies two of its stages: preparatory and primary (direct adaptation). The article describes the content of social adaptation in conjunction with the production and professional and socio-psychological adaptation as a single process of reconciling these aspects of high school graduates to adapt to the workplace. The conclusion is that this approach provides professional success of graduates in the process of adaptation. An important factor in the formation ofprofessional success during the passage of the preparatory period of social adaptation - is to identify the employment potential of high school graduates by the diagnosis of his abilities for future professional activity as a result of practical training. The main stage of social adaptation of graduates from the moment of its inclusion into the labor market. Professional success at this stage is determined by not only the socio-economic, material factors, but the subjective assessment of the parties' satisfaction graduates of professional life and career opportunities.

Keywords: social adaptation, professional success, career development, self-awareness, self-sufficiency, the stages of social adaptation.

Профессиональная успешность выпускников вуза закладывается в период их социальной адаптации. Социальное самосознание личности является важнейшим фактором в механизме социальной адаптации выпускников вуза, при котором идет и формирование, и осмысление ими своей социальной роли и принадлежности к профессиональному сообществу. Требуется учет комплекса социально-психологических факторов, которые могут влиять на формирование профессиональной успешности выпускников вузов. К данным факторам следует отнести черты их характера, уровень усвоения норм социального поведения и установок, которые проявляются в период их социальной адаптации.

Механизм социальной адаптации молодых специалистов следует рассматривать как элемент целостного процесса социально-трудовой практики, а период социальной адаптации как неотъемлемую часть процесса многогранного активного развития выпускника как личности. Этот процесс протекает в объективно-субъективной форме, а в его основе лежит пассивное и/или активное отношение личности к функционирующей социально-трудовой среде. В этом процессе происходит изменение и качественное преобразование собственного «Я» под воздействием физиологических, биологических и психологических факторов развития личности.

Человек - это субъект социальный, и он всегда принадлежит к какой-то общественной структуре, задающей различные стереотипы, формы и виды поведения. В этом контексте нужно рассматривать социальную адаптацию в таких видах, как профессионально-производственная, бытовая, культурно- досуговая.

В аспекте исследования факторов профессиональной успешности велико значение социальной адаптации в виде профессионально-

производственной адаптации выпускников вузов, пришедших в трудовые коллективы. Условия и содержание труда сегодня очень динамичны. За профессиональную жизнь современного выпускника вуза меняются механизмы и способы трудовой деятельности, появляются новые формы коммуникаций с сотрудниками, которые включаются в совместную производственную деятельность.

Профессионально-производственная адаптация, реализующаяся в процессе трудовой деятельности, развивает такие качества выпускника, необходимые для профессиональной успешности, как

a) трудовая активность,

b) инициативность,

c) компетентность,

ё) самостоятельность.

В период адаптации должны сформироваться качества личности выпускника вуза, необходимые в профессиональной деятельности на протяжении всей профессиональной карьеры. Процесс социальной адаптации в виде профессионально-производственной адаптации рассматривается нами как состоящий из двух этапов: подготовительного и основного, или непосредственно адаптационного.

На подготовительном этапе учитываются биологические, психологические и физиологические аспекты способности к труду, а также его способность приспосабливаться к новому режиму труда и социальной среде. Важное условие профессиональной успешности в подготовительном периоде - это выявление трудового потенциала выпускников вуза путем диагностики способностей выпускника к его будущей трудовой деятельности по результатам прохождения производственной практики или стажировки.

Основной этап профессионально-производственной адаптации выпускников вуза начинается с момента непосредственно их включения в трудовую деятельность, что требует мобилизации не только социально-психологических, биофизиологических потенций, но и реализации его профессиональных знаний, умений, навыков.

При определении факторов профессиональной успешности выпускников вуза закономерно встает вопрос об эффективности прохождения периода их социальной адаптации. Здесь, по нашему мнению, продуктивно использовать наработки ученых-интеракционистов. По их пониманию процесса адаптации выпускников вуза, признаками эффективной адаптированности считаются следующие положения:

Во-первых, адаптированность выпускников во внеличностной, социально-экономической сфере, где они реализуют и приобретают знания, профессиональные умения и навыки, а также добиваются профессионального мастерства, исходя из требований их должностных обязанностей. В этом случае, как объективные показатели успешной

адаптированности, используют квалификационные уровни молодых специалистов, а также размер их заработной платы, трудовой и социометрический статус. Субъективными показателями могут служить удовлетворенность трудом и различными его аспектами, отсутствием или наличием намерения менять место работы.

Во-вторых, адаптированность выпускников в сфере личностных отношений, в которой устанавливаются эмоционально насыщенные коммуникации с другими сотрудниками. Достижение адаптированности в сфере личностных отношений для многих выпускников является такой же сложной задачей, как и адаптированность во внеличностной сфере[1].

Адаптированность в сфере личностных отношений - важное условие для достижения молодыми специалистами социальной ответственности и их моральной зрелости. Это, в свою очередь, относится к признаку успешной социализации выпускника на производстве. Понятие социальной адаптации имеет органическую связь с процессом социализации индивида, интериоризации общественных или групповых норм. По сути, социальная адаптация, является специфической формой социализации выпускника, а ее действие оказывает во многом решающее влияние на профессиональную успешность выпускника вуза.

Социальная деятельность - основной и специфический механизм в организации адаптации человека. Необходимо учитывать такие его составляющие стороны, как общение, игра, учение, труд. Они позволяют осуществлять полноценную включенность, активное приспособление индивида к социальной среде. Сам же механизм адаптации в социальной деятельности имеет свои специфические этапы и может быть представлен в виде схемы. Эта схема примерно такова: нужда индивида - потребности -мотивы принятия решения - реализация и подведение итогов - ее оценка. Задача управления данным процессом заключается в том, чтобы в случае неудачи найти недостаточно эффективную сторону в этом механизме и внести необходимые коррективы.

В объективном плане успешность рассматривают как явление, которым фиксируются культурно обусловленные признаки и критерии успеха, т.е. стандарты успеха. Со стороны общества успешность оценивается на основе социально значимых ценностей, как достижение определенного уровня дохода, престижа, социального статуса и др.[2].

Для повышения эффективности социальной адаптации в сфере занятости требуется изучение факторов профессиональной успешности в представлении выпускников вузов.

Российские ученые неоднократно проводили социологические исследования, которые касались вопросов факторов профессиональной успешности и карьеры молодежи. Одним из главных вопросов, волнующих молодежь, является успешность профессиональной карьеры и пути ее достижения. Так, в 2014 г. в Самарской области проведено обследование

выпускников, получивших профессиональное образование, где была сделана попытка проанализировать факторы профессиональной успешности выпускников в выстраивании собственной профессиональной карьеры через 1,5 года после окончания учебного заведения. Их ответы вопрос: «Можете ли Вы назвать свою профессиональную карьеру после окончания учебного заведения успешной?» довольно оптимистичны, т.к. более одной трети считают свою карьеру успешной и только 3% затруднились с ответом[3].

Факторами, влияющими на самооценку успешности молодых специалистов, являются

1. удовлетворенность местом работы;

2. характеристики содержания процесса труда.

При самооценке успешности профессиональной карьеры наибольшее влияние оказывает фактор удовлетворенности содержанием труда, а также интерес к работе. Затем выпускники называли возможность

профессионального и карьерного роста, проявление самостоятельности и инициативности на работе. Четвертое место в самооценке успешности - это удовлетворенность размером заработной платы.

На оценку успешности профессиональной деятельности наименьшее влияние согласно результатам исследования оказывают такие факторы, как расположение предприятия, отношения с коллегами, стабильность компании, предоставление предприятием социальных льгот.

Кроме того, проблема успешности карьеры довольно часто исследуется в русле стратификационного подхода. При этом успешность карьеры оценивают в виде позитивной динамики мест трудоустройства недавнего выпускника вузы, а также востребованность позиция на рынке труда. Если отказаться от рассмотрения карьеры выпускников как движение в профессиональной иерархии между социально-экономическими позициями, то успешность профессиональной карьеры будет пониматься как движение выпускников в социокультурном поле между профессионально значимыми событиями.

Если делать акцент на значимости для выпускников событий в своих карьерных устремлениях, то успешность профессиональной карьеры, по мнению ряда исследователей, будет определяться как индикатор успешности стратегий профессиональной карьеры в их субъективном измерении, которым является оценка выпускниками собственной удовлетворенности сторонами профессиональной жизни[4].

Социальное общение и социальные коммуникации относятся к ведущим элементам механизма социальной адаптации выпускников в профессиональной среде. Функции социального общения направлены на то, чтобы расширить круг усвоения социальных ценностей молодым человеком при активном взаимодействии с другими людьми или социальными группами, в данном случае - с трудовым коллективом.

Социальное общение - это не только вид деятельности отдельного молодого специалиста, но и результат взаимодействия с трудовым коллективом, кадровыми службами, что требует расширить их роль в системе социальной адаптации выпускников на производстве.

Среди факторов успешности в период социальной адаптации выпускников необходимо указать на взаимосвязь между субъективной удовлетворенностью карьерой выпускников и их установкой на построение профессиональной карьеры, т.е. установкой на карьеру.

Установка на карьеру - это внутренний достижительный фактор мотивации субъектов карьерного процесса. Чем он выше, то тем большего успеха могут добиться выпускники. При этом не имеет значения работают ли выпускники по специальности, полученной в вузе, либо их занятость не связана с их учебой в вузе. Главное - это субъективная удовлетворенность выпускников достигнутыми профессиональными целями.

Таким образом, на этапах социальной адаптации происходят процессы гармонизации и индивидуальной целенаправленной самонастройки выпускников вуза с встречным адаптирующим влиянием общества и трудового коллектива. Своеобразие прохождения периода адаптации выпускников вуза определяется их индивидуальными социально-психологическими потребностями, которые воплощаются в индивидуальной стратегии карьерного роста. Профессиональная успешность молодого специалиста во многом определяется способностью управленческого звена предприятия, где он работает, сочетать инструменты производственно-профессиональной и социально-психологической адаптации выпускников вузов.

Использованные источники:

1.Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997

2.Формирование мировоззренческой культуры молодежи / Под ред. В.Г. Табачковского. - М. 1999.

3.Социология молодежи / под общ. ред. Манько Ю. В., Оганян К. М. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008.

4.Дильман Д.А. Организационный успех в феноменологическом поле социологии управления: концептуальные основания и эмпирические методы исследования / автореф. дис. на соискание уч. степ. доктора социол. наук. Волгоград, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.