Научная статья на тему 'О формировании политической культуры сотрудников пограничных органов в современных условиях'

О формировании политической культуры сотрудников пограничных органов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
351
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОГРАНИЧНАЯ СФЕРА / СОТРУДНИК ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПОГРАНИЧНЫЕ ЦЕННОСТИ / POLITICAL CULTURE / BORDER SPHERE / BORDER GUARD OFFICERS / POLITICAL VALUES / BOUNDARY VALUES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дениско Иван Викторович

В статье, исходя из универсальных и профессиональных ценностных ориентаций, установок, взглядов, идей и моделей поведения раскрывается сущность, содержание и особенности политической культуры сотрудников пограничных органов в современных условиях. На основе руководящих документов, определяющих деятельность субъектов пограничной политики, предлагаются приоритетные направления в ее формировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About forming of political culture of border guard officers in modern conditions

The article deals with the essence, contents and peculiar features of political culture of border guard officers in modern conditions based on universal and professional orientations, purposes, views, ideas and behavior patterns. Following the directives determining the border guard policy of the relevant agencies, the article suggests important trends of its farther development.

Текст научной работы на тему «О формировании политической культуры сотрудников пограничных органов в современных условиях»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА

О формировании политической культуры сотрудников пограничных органов в современных условиях

В статье, исходя из универсальных и профессиональных ценностных ориентаций, установок, взглядов, идей и моделей поведения раскрывается сущность, содержание и особенности политической культуры сотрудников пограничных органов в современных условиях. На основе руководящих документов, определяющих деятельность субъектов пограничной политики, предлагаются приоритетные направления в ее формировании.

Ключевые слова: политическая культура, пограничная сфера, сотрудник пограничных органов, политические ценности, пограничные ценности.

Первое десятилетие ХХ! века характеризуется радикальными изменениями общественной жизни, приведшими к ломке ценностно-нравственных ориентиров общества. С активизацией и технологи-зацией общественной жизни, глобализацией многих ее сфер, что проявляется в том числе и в пограничном пространстве, особенно важным представляется культурное и нравственное совершенствование общественных и служебно-профессиональных отношений в современном социуме. В последнем случае одним из важных направлений является формирование и развитие профессиональной политической культуры как составной части культуры как таковой. В свою очередь актуальность и значимость анализа политической культуры сотрудников пограничных органов, а также процесса ее формирования и развития обусловлен тем, что именно в низком уровне таковой культуры коренятся многие трудности модернизации ряда общественных систем, а с ними возникают и угрозы национальной безопасности и обеспечению национальных интересов России [6] в ходе ее интеграции в мировое экономическое и политическое пространство.

Действительно, нельзя быть вне политики, выполняя задачу охраны Государственной границы России, то есть реализуя такие собственно политические цели, как обеспечение территориальной це© Дениско И.В., 2011

И.В. Дениско

лостности и суверенитета страны, — и тем выше значимость характера и уровня политической культуры для сотрудников пограничных органов, которые должны:

— хорошо разбираться во внутренней и особенно внешней политике государства по отношению к сопредельным странам, не имея права произвольно интерпретировать основополагающие принципы во взаимоотношениях между государствами, пренебрегать нормами международного права;

— в совершенстве владеть военно-политической и оперативной обстановкой в своём регионе и уметь прогнозировать ее развитие на кратко- и среднесрочную перспективы;

— хорошо разбираться в складывающихся в приграничных регионах межнациональных отношениях и прогнозировать вероятные сценарии их развития. Последнее тем более существенно, что практически на всех направлениях, где несут службу пограничники, имеют место межнациональные конфликты, многократно усложняющие политическую обстановку на границе. В настоящее время большую обеспокоенность вызывает не только Северокавказский, но и Северо-западный и Дальневосточный регионы, где обострение социально-политических процессов вызвано экономическими, этническими, конфессиональными и другими факторами.

Политическая культура сотрудников пограничных органов (содержание которой составляют отношение сотрудника к общественному и государственному строю, политическим партиям и движениям, к внутренней и внешней политике; выполнение гражданского и профессионального долга, а также характер собственного политического участия) есть своего рода сколок с политической культуры россиян. Специфические же черты политической культуры офицеров-пограничников обусловлены особенностями и характером их профессиональной деятельности по освоению, утверждению и применению тех политических ценностей, которые направлены на реализацию стратегии разумной достаточности, новой концепции охраны государственной границы, защиты безопасности страны.

Таким образом, политическая культура сотрудников пограничных органов — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, традиций, взглядов, идей, установок, убеждений, представлений, образцов поведения и функционирования, проявляющаяся в непосредственной деятельности субъектов пограничной политики, и тем самым обеспечивающая воспроизводство политической жизни на основе преемственности. Эта система устойчивых, повторяющихся связей и отношений между элементами политического процесса в пограничной сфере, характеризующая политическое сознание и политическое поведение основной массы приграничного населения, закрепляет стабильные стороны политического опыта, являясь продуктом естественноисторического развития общества, результатом коллективного политического творчества. И тем сильнее оказывается влияние на формирование политической культуры

пограничников нарушения преемственности политической жизни на приграничных территориях. «Распад связи времен» наиболее болезненно отражается на ценностных основаниях деятельности офицера-погранични-ка, исходными принципами для построения всей ценностно-нормативной базы которой должны являться такие принципы, как патриотизм и гуманизм. Последний, в том числе и как ценностное основание профессиональной деятельности в пограничной сфере, означает признание человека абсолютной ценностью. Соблюдение этого принципа гарантирует соблюдение прав и свобод человека, уважение его достоинства, защиту его жизни и законных интересов в пограничном пространстве.

Что же касается патриотизма, то согласимся с мнением А.А. Крупника, считающего, что «патриотизм — это идеология и психология, политика и деятельность, выражающие особое любовно-возвышенное, преданное отношение к Отечеству» [5, с. 13]. Такой подход отражает основывающееся на сознании и чувстве патриотического долга деятельное отношение объекта к субъекту патриотизма, вызывающее целенаправленное и желаемое изменение в объекте, и предполагает защиту, в том числе и вооруженную, национальных интересов [3, с. 160].

Одновременно новые потребности и тенденции развития пограничной сферы обусловливают наполнение профессиональной деятельности пограничников дополнительным содержанием. Так, упомянутые выше предъявляемые к офицеру-пограничнику повышенные требования относительно знаний внутренней и внешней политики государства по отношению к сопредельным странам и владения как военно-политической и оперативной, так и этнополитической обстановкой на российских рубежах заставили пересмотреть место в системе политической культуры профессиональной компетентности, в широком смысле понимаемой как круг полномочий, отражающий социально-профессиональный статус и профессиональную квалификацию пограничника, а также знания и личностные качества, способствующие реализации служебных задач.

Профессиональные группы, в том числе и сотрудники пограничных органов, обладают своими культурными особенностями. Со структурной точки зрения — это микрокультуры (субкультуры) в составе макрообразований, в основе которых лежат ценности. Поскольку же наиболее значимые характерные черты личности пограничника — это самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, ответственность, нравственность, а также способность организованного, продуктивного общения (коммуникации) в условиях пограничного пространства, речь идет фактически о формировании пограничных профессиональных ценностей, основанных на межкультурной компетентности сотрудника пограничных органов.

Как отмечает Г.П. Герейханов, пограничные ценности выражаются в понятиях: государственная граница, суверенитет, безопасность государства, неприкосновенность границ, а также добрососедские отношения и межгосударствен-

ные отношения, пограничная сфера, пограничное пространство и др. [4, с. 330]. В широком смысле эти ценности суть значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности, связанных с безопасностью этих систем. Пограничные ценности обеспечивают формирование состояния, когда народ (государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне свободно формировать и осуществлять свою стратегию социального, экономического и политического развития в пограничной сфере.

Политические ценности, непосредственно оказывающие влияние на политическую культуру офицера-пограничника, выражаются понятиями патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, сословная гордость, классовая солидарность и т.п. Это духовно-нравственные образования, объединяющие людей в группы независимо от того, знакомы ли они, находятся ли в непосредственном контакте друг с другом. Основанием объединения выступает сходство политических идеалов и разработанных для их достижения программ.

Политические ценности надличностны, поскольку оценка тех или иных социальных явлений осуществляется индивидом не от собственного имени, а от имени той общности, к которой он принадлежит и представителем которой себя считает. Вместе с тем, в них присутствует и субъективный момент — переживание как результат эмоционального восприятия индивидом интересов и идеалов общности, к которой он принадлежит, и его к ней принадлежности.

Политические ценности амбивалентны, что подтверждается историей человечества — они и объединяют, и разъединяют людей, ибо укрепляют единство какой-либо одной части общества или человечества, противопоставляя ее другой, провоцируя и оправдывая военные и революционные конфликты. Эти ценности порождаются этническим, экономическим, организационным, социально-психологическим и идеологическим разделением людей и являются могущественной силой в жизни общества. И сотрудник пограничных органов в своей управленческой деятельности обеспечивает формирование у подчиненных таких объединяющих людей ценностей, как патриотизм, гражданственность, российская государственность и т.п., учитывая влияние на них и других ценностей, в том числе — с территории сопредельных государств.

Что касается формирования взглядов, идей, установок, то их основу можно найти в системе официально принятых взглядов по организации пограничной политики в российском государстве. Речь идет, прежде всего, о «Стратегии национальной безопасности России» и «Основах пограничной политики Российской Федерации» [1; 2]. Деятельность субъектов пограничной политики, основанная на требованиях вышеназванных документов, направлена на решение задач, наиболее важными среди которых являются:

— сохранение не только территориальной целостности и независимости России (суверенитет), но и обеспечение национальной и коллективной безопасности на внешних границах государств-участников СНГ;

— развитие межгосударственного пограничного сотрудничества, основанного на совпадении интересов России и соседних с ней государств и направленного на последовательное углубление координации и взаимодействия по разрешению пограничных проблем, что предусматривает: формирование нормативно-правовой базы межгосударственного пограничного сотрудничества; укрепление экономических, социальных, культурных, административных и иных связей субъектов Федерации с соседними государствами; сотрудничество в борьбе с трансграничной организованной преступностью, терроризмом, пиратством, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотиков, а также в решении экологических и гуманитарных проблем.

Другими, не менее важными задачами по формированию политико-профессиональных взглядов, идей, установок и убеждений, способствующих оптимизации системы охраны государственной границы и формированию политической культуры сотрудников пограничных органов, выступают: приоритет национальных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве; мирное разрешение пограничных вопросов; уважение прав и свобод граждан; создание благоприятных условий социально-экономического подъёма приграничных регионов, рост благосостояния и духовного развития населения, что в свою очередь является важнейшим фактором поддержания общественно-политической стабильности, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве.

На сегодняшний день 35 приграничных субъектов России в большинстве своём являются дотационными, и социально-политическая обстановка в них детерминирована прежде всего экономическим фактором. Следовательно, необходимо создание условий для производственной деятельности в приграничных регионах с учетом характера новых международных и межрегиональных связей; условий для эффективного развития свободных экономических зон; сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничных регионов; обеспечение регулирования потоков внешней миграции; противодействие любым формам дискриминации населения в приграничных регионах.

Работа по поддержанию и развитию исторически сложившихся традиций и обычаев приграничного населения существенным образом влияет на формирование политической культуры не только офицера-погранични-ка, но и всего населения. Сохранение и приумножение духовных ценностей, развитие творчества и самодеятельности, обучение и воспитание подрастающих поколений в духе любви к Родине, а также создание условий для реализации прав человека в области свободы совести в соответствии

с конфессиональной и этнической принадлежностью выступает стабильной стороной процесса формирования политической культуры офицера-пограничника.

Главное в политике — завоевание и сохранение государственной власти. Такое понимание содержания политики, в том числе и в пограничной сфере, фактически направлено на поддержание социального разнообразия: следствием различий политических отношений, государственных и общественных интересов и идей, различий в деятельности отстаивающих эти интересы и идеи политических организаций и институтов становится воспроизводство «инаковости» территориально-политических систем. Данная инаковость и составляет содержание суверенитета государства, обеспечиваемого прежде всего силовым компонентом, в т.ч. пограничными органами. Это, однако, не означает, что пограничный аспект препятствует культурной диффузии. Распространение культур, в результате которых культурные достижения одних обществ заимствуются другими, есть особый процесс, отличный от миграционных процессов. Особенность политической культуры офицера-пограничника в том и состоит, что он должен понимать это отличие.

Таким образом, главной целью в формировании политической культуры сотрудников пограничных органов выступает создание системы универсальных и профессиональных качеств, позволяющих субъектам пограничной политики обеспечивать воспроизводство и функционирование политической жизни в пограничном пространстве, основанной на иерархии ценностных ориентаций.

Литература

1. Основы пограничной политики Российской Федерации. Утверждены Президентом Российской Федерации 5 октября 1996. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. Федеральный выпуск № 4912 (88). 2009. 19 мая.

3. Володин В.Р. Ценностный мир пограничной сферы // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 2.

4. Герейханов Г.П. Философско-методологические проблемы управленческой деятельности. Учебное пособие. М.: ПА ФСБ России, 2010.

5. Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995.

6. Мельченко А.С. Политическая культура как фактор обеспечения национальных интересов России в условиях глобализации. Дисс. канд. полит. наук. Ставрополь, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.