СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА
О формировании политической культуры сотрудников пограничных органов в современных условиях
В статье, исходя из универсальных и профессиональных ценностных ориентаций, установок, взглядов, идей и моделей поведения раскрывается сущность, содержание и особенности политической культуры сотрудников пограничных органов в современных условиях. На основе руководящих документов, определяющих деятельность субъектов пограничной политики, предлагаются приоритетные направления в ее формировании.
Ключевые слова: политическая культура, пограничная сфера, сотрудник пограничных органов, политические ценности, пограничные ценности.
Первое десятилетие ХХ! века характеризуется радикальными изменениями общественной жизни, приведшими к ломке ценностно-нравственных ориентиров общества. С активизацией и технологи-зацией общественной жизни, глобализацией многих ее сфер, что проявляется в том числе и в пограничном пространстве, особенно важным представляется культурное и нравственное совершенствование общественных и служебно-профессиональных отношений в современном социуме. В последнем случае одним из важных направлений является формирование и развитие профессиональной политической культуры как составной части культуры как таковой. В свою очередь актуальность и значимость анализа политической культуры сотрудников пограничных органов, а также процесса ее формирования и развития обусловлен тем, что именно в низком уровне таковой культуры коренятся многие трудности модернизации ряда общественных систем, а с ними возникают и угрозы национальной безопасности и обеспечению национальных интересов России [6] в ходе ее интеграции в мировое экономическое и политическое пространство.
Действительно, нельзя быть вне политики, выполняя задачу охраны Государственной границы России, то есть реализуя такие собственно политические цели, как обеспечение территориальной це© Дениско И.В., 2011
И.В. Дениско
лостности и суверенитета страны, — и тем выше значимость характера и уровня политической культуры для сотрудников пограничных органов, которые должны:
— хорошо разбираться во внутренней и особенно внешней политике государства по отношению к сопредельным странам, не имея права произвольно интерпретировать основополагающие принципы во взаимоотношениях между государствами, пренебрегать нормами международного права;
— в совершенстве владеть военно-политической и оперативной обстановкой в своём регионе и уметь прогнозировать ее развитие на кратко- и среднесрочную перспективы;
— хорошо разбираться в складывающихся в приграничных регионах межнациональных отношениях и прогнозировать вероятные сценарии их развития. Последнее тем более существенно, что практически на всех направлениях, где несут службу пограничники, имеют место межнациональные конфликты, многократно усложняющие политическую обстановку на границе. В настоящее время большую обеспокоенность вызывает не только Северокавказский, но и Северо-западный и Дальневосточный регионы, где обострение социально-политических процессов вызвано экономическими, этническими, конфессиональными и другими факторами.
Политическая культура сотрудников пограничных органов (содержание которой составляют отношение сотрудника к общественному и государственному строю, политическим партиям и движениям, к внутренней и внешней политике; выполнение гражданского и профессионального долга, а также характер собственного политического участия) есть своего рода сколок с политической культуры россиян. Специфические же черты политической культуры офицеров-пограничников обусловлены особенностями и характером их профессиональной деятельности по освоению, утверждению и применению тех политических ценностей, которые направлены на реализацию стратегии разумной достаточности, новой концепции охраны государственной границы, защиты безопасности страны.
Таким образом, политическая культура сотрудников пограничных органов — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, традиций, взглядов, идей, установок, убеждений, представлений, образцов поведения и функционирования, проявляющаяся в непосредственной деятельности субъектов пограничной политики, и тем самым обеспечивающая воспроизводство политической жизни на основе преемственности. Эта система устойчивых, повторяющихся связей и отношений между элементами политического процесса в пограничной сфере, характеризующая политическое сознание и политическое поведение основной массы приграничного населения, закрепляет стабильные стороны политического опыта, являясь продуктом естественноисторического развития общества, результатом коллективного политического творчества. И тем сильнее оказывается влияние на формирование политической культуры
пограничников нарушения преемственности политической жизни на приграничных территориях. «Распад связи времен» наиболее болезненно отражается на ценностных основаниях деятельности офицера-погранични-ка, исходными принципами для построения всей ценностно-нормативной базы которой должны являться такие принципы, как патриотизм и гуманизм. Последний, в том числе и как ценностное основание профессиональной деятельности в пограничной сфере, означает признание человека абсолютной ценностью. Соблюдение этого принципа гарантирует соблюдение прав и свобод человека, уважение его достоинства, защиту его жизни и законных интересов в пограничном пространстве.
Что же касается патриотизма, то согласимся с мнением А.А. Крупника, считающего, что «патриотизм — это идеология и психология, политика и деятельность, выражающие особое любовно-возвышенное, преданное отношение к Отечеству» [5, с. 13]. Такой подход отражает основывающееся на сознании и чувстве патриотического долга деятельное отношение объекта к субъекту патриотизма, вызывающее целенаправленное и желаемое изменение в объекте, и предполагает защиту, в том числе и вооруженную, национальных интересов [3, с. 160].
Одновременно новые потребности и тенденции развития пограничной сферы обусловливают наполнение профессиональной деятельности пограничников дополнительным содержанием. Так, упомянутые выше предъявляемые к офицеру-пограничнику повышенные требования относительно знаний внутренней и внешней политики государства по отношению к сопредельным странам и владения как военно-политической и оперативной, так и этнополитической обстановкой на российских рубежах заставили пересмотреть место в системе политической культуры профессиональной компетентности, в широком смысле понимаемой как круг полномочий, отражающий социально-профессиональный статус и профессиональную квалификацию пограничника, а также знания и личностные качества, способствующие реализации служебных задач.
Профессиональные группы, в том числе и сотрудники пограничных органов, обладают своими культурными особенностями. Со структурной точки зрения — это микрокультуры (субкультуры) в составе макрообразований, в основе которых лежат ценности. Поскольку же наиболее значимые характерные черты личности пограничника — это самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, ответственность, нравственность, а также способность организованного, продуктивного общения (коммуникации) в условиях пограничного пространства, речь идет фактически о формировании пограничных профессиональных ценностей, основанных на межкультурной компетентности сотрудника пограничных органов.
Как отмечает Г.П. Герейханов, пограничные ценности выражаются в понятиях: государственная граница, суверенитет, безопасность государства, неприкосновенность границ, а также добрососедские отношения и межгосударствен-
ные отношения, пограничная сфера, пограничное пространство и др. [4, с. 330]. В широком смысле эти ценности суть значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности, связанных с безопасностью этих систем. Пограничные ценности обеспечивают формирование состояния, когда народ (государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне свободно формировать и осуществлять свою стратегию социального, экономического и политического развития в пограничной сфере.
Политические ценности, непосредственно оказывающие влияние на политическую культуру офицера-пограничника, выражаются понятиями патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, сословная гордость, классовая солидарность и т.п. Это духовно-нравственные образования, объединяющие людей в группы независимо от того, знакомы ли они, находятся ли в непосредственном контакте друг с другом. Основанием объединения выступает сходство политических идеалов и разработанных для их достижения программ.
Политические ценности надличностны, поскольку оценка тех или иных социальных явлений осуществляется индивидом не от собственного имени, а от имени той общности, к которой он принадлежит и представителем которой себя считает. Вместе с тем, в них присутствует и субъективный момент — переживание как результат эмоционального восприятия индивидом интересов и идеалов общности, к которой он принадлежит, и его к ней принадлежности.
Политические ценности амбивалентны, что подтверждается историей человечества — они и объединяют, и разъединяют людей, ибо укрепляют единство какой-либо одной части общества или человечества, противопоставляя ее другой, провоцируя и оправдывая военные и революционные конфликты. Эти ценности порождаются этническим, экономическим, организационным, социально-психологическим и идеологическим разделением людей и являются могущественной силой в жизни общества. И сотрудник пограничных органов в своей управленческой деятельности обеспечивает формирование у подчиненных таких объединяющих людей ценностей, как патриотизм, гражданственность, российская государственность и т.п., учитывая влияние на них и других ценностей, в том числе — с территории сопредельных государств.
Что касается формирования взглядов, идей, установок, то их основу можно найти в системе официально принятых взглядов по организации пограничной политики в российском государстве. Речь идет, прежде всего, о «Стратегии национальной безопасности России» и «Основах пограничной политики Российской Федерации» [1; 2]. Деятельность субъектов пограничной политики, основанная на требованиях вышеназванных документов, направлена на решение задач, наиболее важными среди которых являются:
— сохранение не только территориальной целостности и независимости России (суверенитет), но и обеспечение национальной и коллективной безопасности на внешних границах государств-участников СНГ;
— развитие межгосударственного пограничного сотрудничества, основанного на совпадении интересов России и соседних с ней государств и направленного на последовательное углубление координации и взаимодействия по разрешению пограничных проблем, что предусматривает: формирование нормативно-правовой базы межгосударственного пограничного сотрудничества; укрепление экономических, социальных, культурных, административных и иных связей субъектов Федерации с соседними государствами; сотрудничество в борьбе с трансграничной организованной преступностью, терроризмом, пиратством, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотиков, а также в решении экологических и гуманитарных проблем.
Другими, не менее важными задачами по формированию политико-профессиональных взглядов, идей, установок и убеждений, способствующих оптимизации системы охраны государственной границы и формированию политической культуры сотрудников пограничных органов, выступают: приоритет национальных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве; мирное разрешение пограничных вопросов; уважение прав и свобод граждан; создание благоприятных условий социально-экономического подъёма приграничных регионов, рост благосостояния и духовного развития населения, что в свою очередь является важнейшим фактором поддержания общественно-политической стабильности, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве.
На сегодняшний день 35 приграничных субъектов России в большинстве своём являются дотационными, и социально-политическая обстановка в них детерминирована прежде всего экономическим фактором. Следовательно, необходимо создание условий для производственной деятельности в приграничных регионах с учетом характера новых международных и межрегиональных связей; условий для эффективного развития свободных экономических зон; сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничных регионов; обеспечение регулирования потоков внешней миграции; противодействие любым формам дискриминации населения в приграничных регионах.
Работа по поддержанию и развитию исторически сложившихся традиций и обычаев приграничного населения существенным образом влияет на формирование политической культуры не только офицера-погранични-ка, но и всего населения. Сохранение и приумножение духовных ценностей, развитие творчества и самодеятельности, обучение и воспитание подрастающих поколений в духе любви к Родине, а также создание условий для реализации прав человека в области свободы совести в соответствии
с конфессиональной и этнической принадлежностью выступает стабильной стороной процесса формирования политической культуры офицера-пограничника.
Главное в политике — завоевание и сохранение государственной власти. Такое понимание содержания политики, в том числе и в пограничной сфере, фактически направлено на поддержание социального разнообразия: следствием различий политических отношений, государственных и общественных интересов и идей, различий в деятельности отстаивающих эти интересы и идеи политических организаций и институтов становится воспроизводство «инаковости» территориально-политических систем. Данная инаковость и составляет содержание суверенитета государства, обеспечиваемого прежде всего силовым компонентом, в т.ч. пограничными органами. Это, однако, не означает, что пограничный аспект препятствует культурной диффузии. Распространение культур, в результате которых культурные достижения одних обществ заимствуются другими, есть особый процесс, отличный от миграционных процессов. Особенность политической культуры офицера-пограничника в том и состоит, что он должен понимать это отличие.
Таким образом, главной целью в формировании политической культуры сотрудников пограничных органов выступает создание системы универсальных и профессиональных качеств, позволяющих субъектам пограничной политики обеспечивать воспроизводство и функционирование политической жизни в пограничном пространстве, основанной на иерархии ценностных ориентаций.
Литература
1. Основы пограничной политики Российской Федерации. Утверждены Президентом Российской Федерации 5 октября 1996. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. Федеральный выпуск № 4912 (88). 2009. 19 мая.
3. Володин В.Р. Ценностный мир пограничной сферы // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 2.
4. Герейханов Г.П. Философско-методологические проблемы управленческой деятельности. Учебное пособие. М.: ПА ФСБ России, 2010.
5. Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995.
6. Мельченко А.С. Политическая культура как фактор обеспечения национальных интересов России в условиях глобализации. Дисс. канд. полит. наук. Ставрополь, 2009.