Научная статья на тему 'О формировании конструктивных копинг-стратегий у спортсменов высокой квалификации в ситуациях отрицательного опыта в соревновательной деятельности'

О формировании конструктивных копинг-стратегий у спортсменов высокой квалификации в ситуациях отрицательного опыта в соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1252
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАНИЕ / КОНСТРУКТИВНЫЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТРЕСС НЕУДАЧИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / OVERCOMING / CONSTRUCTIVE COPING-STRATEGIES / FAILURE STRESS DURING COMPETITION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сизикова Олеся Анатольевна, Филатова Нина Петровна

Рассматривается актуальная проблема формирования у спортсменов высокой квалификации конструктивных копинг-стратегий для успешного преодоления стресса неудачи в соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT HIGHLY QUALIFIED SPORTSMEN FORMING CONSTRUCTIVE COPING-STRATEGIES IN NEGATIVE EXPERIENCE SITUATIONS

There is an actual problem of highly qualified sportsmen's forming constructive coping-strategies for successful failure stress overcoming during a competition activity.

Текст научной работы на тему «О формировании конструктивных копинг-стратегий у спортсменов высокой квалификации в ситуациях отрицательного опыта в соревновательной деятельности»

нируемых заданий по интенсивности и величине энергозатрат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дёмин, В.Д. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Демин В. Д. - М., 1975. - 26 с.

2. Игнатьева, В.Я. Гандбол : учебник для вузов физической культуры / В.Я. Игнатьева, Ю.М. Портнов. - М. : Физкультура, образование и наука, 1996. - 314 с.

3. Игнатьева, В.Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева. - М. : Физическая культура, 2005. - 276 с.

4. Сорванов, В. А. Об индикации тренировочных средств различной мощности в спортивной борьбе // Теория и практика физической культуры. - 1978. - № 2. - С. 19-22.

5. Топышев, О.П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Топышев О.П.

- М., 1989. - 49 с.

6. Тхорев, В.И. Математические модели в управлении спортивными командами (на примере гандбола) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Тхорев В.И. - Краснодар, 2000. - 48 с.

7. Roman Seco, J. Men's European championship (Austria 1998) // Handball periodical for coaches, referees, and lecturers / EHF, Vienna, Austria. - 1998. - № 2. - P. 35-44.

8. Bon, M. ^mputer vision system for tracking handball players during the match / M. Bon, M. Sibila, P. Pori // Coaches’ Seminar during the 2004 Men’s European Championship in Slovenia / EHF, Vienna, Austria. - 2004. - February. - P. 1-8.

9. Moreno, F. Blanko // Deteccion, seleccion y rendimiento de talentos. - Madrid, Spain, 2004. - P. 207-211.

О ФОРМИРОВАНИИ КОНСТРУКТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СИТУАЦИЯХ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ОПЫТА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Олеся Анатольевна Сизикова, соискатель,

Нина Петровна Филатова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (Сиб-

ГУФК), г. Омск

Аннотация

Рассматривается актуальная проблема формирования у спортсменов высокой квалификации конструктивных копинг-стратегий для успешного преодоления стресса неудачи в соревновательной деятельности.

Ключевые слова: совладание, конструктивные копинг-стратегии, стресс неудачи в соревновательной деятельности

ABOUT HIGHLY QUALIFIED SPORTSMEN FORMING CONSTRUCTIVE COPING-STRATEGIES IN NEGATIVE EXPERIENCE SITUATIONS

Olesya Anatolievna Sizikova, the competitor,

Nina Petrovna Filatova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Siberian state university of physical culture and sport,

Omsk

Abstract

There is an actual problem of highly qualified sportsmen’s forming constructive coping-strategies for successful failure stress overcoming during a competition activity.

Keywords: overcoming, constructive coping-strategies, failure stress during competition activ-

ity.

Тренировочная и соревновательная деятельность спортсмена характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов и предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психическим качествам личности, обеспечивающим стресс преодолевающее поведение и, как следствие, результативность соревновательной деятельности.

В настоящее время в психологии спорта имеется явное противоречие: именно в послесоревновательном периоде спортсменами остро осознаются полученные результаты (успех, неудача). При этом в специальной литературе явно недостаточно сведений, посвященных совладанию со стрессом неудачи, разработке эффективных методов регулирования состояния и поведения спортсмена после неудачи, в частности, о приемах, навыках совладающего поведения.

В ранее проведенных исследованиях нами было выявлено, что квалифицированные спортсмены по-разному реагируют на неудачу в соревновательной деятельности. «Активно реагирующие» на стресс неудачи спортсмены (далее «активные») наиболее часто предпочитают стратегии совладания: «положительная переоценка», «самоконтроль», «планирование решения проблемы». Они, в отличие от другой группы спортсменов, более оптимистично оценивают свою спортивную карьеру и достижение профессиональных высот. Наименее предпочитаемыми копинг-стратегиями оказались: «принятие ответственности», «конфронтативный копинг».

В группе «пассивно реагирующих» на стресс неудачи спортсменов (далее «пассивных») при совладании используются копинг-стратегии: «бегство-избегание», «поиск социальной поддержки», «дистанцирование». Исходя из этого, можно предположить, что эти спортсмены воспринимают неудачное выступление как менее контролируемую ситуацию, не зависящую от их активности и прилагаемых усилий. Вероятно, для этого есть объективные основания: факторы, под воздействием которых формировались личностные особенности субъектов, в частности, способы реагирования в тех или иных ситуациях.

Таким образом, «активные» спортсмены при неудаче в соревновательной деятельности преимущественно используют конструктивные копинг-стратегии, «пассивные» - неконструктивные.

Использование неконструктивных копинг-стратегий влечет за собой дезадап-тивное поведение и требует коррекции.

Проблема исследования - коррекция отношения спортсмена к неудаче в соревнованиях, где значимо его влияние на активность, мотивацию и дальнейшую готовность к соревнованиям, а также формирование совладающего поведения при стрессе неудачи.

В качестве объекта выступил процесс совладания (копинг-процесс) спортсменов в ситуации неудачи соревновательной деятельности.

Цель исследования заключалась в изучении копинг-стратегий у молодых высококвалифицированных спортсменов и для формирования у них конструктивных способов совладания и успешного преодоления стресса неудачи в соревнованиях.

При построении рабочей гипотезы мы исходили из того, что за всем объективным и необъективным в отношенческом комплексе каждого спортсмена стоят эмоции. Известно также, что методы, основой которых является работа с переживаниями, включающая в себя эмоции и чувства субъекта, его когнитивные процессы, телесные функции [1], в сочетании с методами, обеспечивающими оптимизацию адаптивных реакций в процессе экстремальных воздействий [2], являются перспективным направлением в работе со стрессом неудачи в актуальной деятельности.

Гипотеза. Применение в коррекционных воздействиях методов, активизирующих процесс переживания и стимулирующих при этом необходимый уровень мозговой активности субъекта, позволит влиять на формирование конструктивных копинг-стратегий у молодых высоко квалифицированных спортсменов в ситуации негативно-

го опыта соревновательной деятельности, что в свою очередь будет способствовать более эффективному преодолению стресса неудачи.

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения индивидуальной реакции спортсмена на неудачу в соревновательной деятельности нами был разработан опросник. Стратегии совладающего поведения изучались с помощью копинг-теста WCQ Р. Лазаруса в адаптации Т. Л. Крюковой [4]. Математико-статистическая обработка данных проводилась с помощью W-критерия Вилкоксона и t-критерия Стьюдента.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для формирования у испытуемых конструктивного совладающего поведения в условиях отрицательного опыта в соревновательной деятельности был проведен последовательный психолого-педагогический эксперимент, в котором основной задачей было определение эффективности использования комплекса методов эмоциональнообразной терапии (ЭОТ) и сенсорной стимуляции для актуализации у испытуемых конструктивных копинг-стратегий.

В исследовании приняли участие 12 спортсменов (2 - МСМК, 5 - МС, 6 -КМС), студентов Омского государственного училища олимпийского резерва: 6 человек имели «активный» тип и 6 человек - «пассивный» тип реагирования на стресс неудачи в соревновательной деятельности.

В качестве реабилитационной помощи спортсменам в периоды острого переживания стресса неудачи мы избрали метод ЭОТ, т.к. работа с образом неудачи, его трансформация позволяют понять субъекту источник его проблемы, ее суть, сформировать представления о себе и своем поведении, а также осуществить анализ адекватности наличных способов поведения и, если необходимо, сформировать другие. В общем виде метод можно выразить формулой: чувство - образ - трансформация - чувство. Таким образом, в результате проведенной работы, субъект имеет иное эмоциональное и физическое состояние, по сравнению с тем, которое у него было до сеанса (сеансов), появляется опыт другого поведения и реакций в проблемной (стрессовой) для человека ситуации [3].

В комплексе коррекционных воздействий, на наш взгляд, необходимо использовать метод сенсорной стимуляции. Сенсорная стимуляция позволяет целенаправленно формировать уровень мозговой активности (активации либо торможения), тем самым создает условия для реализации осознанного выбора оптимальной поведенческой реакции, способствует произвольной регуляции психических функций и вегетативных реакций организма, обеспечивает приспособительные реакции организма не только к текущим, но и к будущим событиям [2, 5].

Сенсорная стимуляция головного мозга в нашем эксперименте обеспечивалась за счет раздражения рецепторов органов зрения и слуха, а также кожных рецепторов тактильной чувствительности с помощью технического устройства - тренажера мозга «Мираж» (ТММ), искусственно генерирующего физиологически адекватные для восприятия сенсорные стимулы - мерцающие вспышки света, прерывистые звуки и вибрацию.

Комплексное воздействие названными методами было двухэтапным. На первом этапе спортсменам, испытывающим стресс неудачи, необходимо было пройти не менее одного сеанса по методу эмоционально-образной терапии. На втором этапе каждому испытуемому предлагалась сессия из десяти сеансов сенсорной стимуляции. До и после серии терапевтических сеансов проводилась соответствующая диагностика и обработка данных.

ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты предварительных исследований показали необходимость формиро-

вания конструктивного совладающего поведения у спортсменов, предпочитающих пользоваться неконструктивными стратегиями при совладании со стрессом неудачи, а также и со спортсменами, использующими конструктивные способы совладания, но отказывающимися от наиболее эффективных из них.

В результате использования в ходе эксперимента комплекса воздействий были получены значимые изменения в выборе предпочитаемых копинг-стратегий в группе «активных» и «пассивных» спортсменов.

Так, в группе «активных» испытуемых достоверно изменилась частота выбора стратегий: «планирование решения проблемы», «самоконтроль», и «принятие ответственности» До эксперимента частота выбора стратегии «планирование решения проблемы» находилась в зоне низких значений - 8,2±2,85 балла, а после эксперимента - в зоне средних значений - 12±1,29 баллов; частота выбора стратегии «самоконтроль» соответствовала зоне низких значений (9,8±2,73 баллов), после эксперимента она увеличилась (Р<0,05) и стала соответствовать зоне средних значений - 12,7±1,49 баллов. Частота выбора стратегии «принятие ответственности» - до эксперимента составляла 6,8±1,95 балла, что соответствовало зоне средних значений, после эксперимента данный показатель в группе «активных» достоверно увеличился (Р<0,05) и приблизился к границе высоких значений - 8,3±1,1 балла.

Таким образом, в результате проведенной работы, в группе «активных» спортсменов произошли отдельные изменения в выборе предпочитаемых стратегий. Их сов-ладающее поведение можно охарактеризовать как включающее в себя мысленное моделирование своих высказываний и поступков, планирование различных путей решения проблемы, составление плана действий. Наиболее значимые изменения произошли в выборе стратегии «принятие ответственности» за полученный результат, которая стала использоваться значимо чаще. По-видимому, методы, используемые нами в работе со спортсменами, активизируют осознание собственной роли в достижении определенных результатов деятельности и принятия ответственности за них.

Вероятно, что избранный комплекс методов воздействия, направленный на формирование конструктивных копинг-стратегий испытуемых, в группе «активных» спортсменов в основном значимо повлиял на осознание выбора тех стратегий, которыми они уже пользовались при неудачах в соревновательной деятельности, что и увеличило частоту их осознанного выбора испытуемыми.

После эксперимента в группе «пассивных» практически полностью поменялся выбор копинг-стратегий в ситуации стресса неудачи в соревновательной деятельности. В частности «пассивные» испытуемые стали предпочитать конструктивные способы совладания: «самоконтроль», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка», «принятие ответственности». При этом достоверно снизилась частота выбора стратегии «дистанцирование» (с 11,2±1,1 - до 8,5±1,4), но все же осталась в зоне средних значений. Высокая частота выбора стратегии «бегство-избегание» изменилась с 14,5±3,4 баллов до 7,8±1,5 баллов, что соответствует зоне средних значений.

Частота выбора стратегии «поиск социальной поддержки», оставаясь в зоне средних значений, снизилась (Р<0,05) с 13,7±2,4 и составила 9,7±1,4 после эксперимента. Достоверны изменения частоты выбора стратегии «самоконтроль», которая повысилась с 11±1,5 (при Р<0,05) до 12,2±1,2 баллов, не выходя за пределы зоны средних значений.

Отмечены некоторые изменения в рейтинге наименее предпочитаемых копинг-стратегий. До эксперимента в группе «пассивных» также как и в группе «активных» испытуемых реже всего использовались стратегии «принятие ответственности» и «конфронтативный копинг». Этот факт может свидетельствовать о том, что представители обеих групп в ситуации неудачи не проявляют открытую враждебность по отношению к окружающим, а используют иные способы психологической разрядки.

Что же касается ответственности за результат деятельности, то здесь, вероятно, свою роль сыграло следующее. Спортсмен зачастую не склонен полностью брать от-

ветственность за полученный результат на себя, т.к. в процессе подготовки участвуют как минимум два человека - спортсмен и его тренер, чей вклад в отдельных случаях может быть более значимым.

После эксперимента в группе «пассивных» спортсменов, как наименее предпочитаемая, по-прежнему фигурирует стратегии «конфронтативный копинг» (частота выбора спортсменами данной стратегии осталась без изменений) и неконструктивная стратегия «бегство-избегание».

Из выше сказанного следует, что после эксперимента в группе «пассивных» наиболее востребованными стали конструктивные способы совладания. Поведение спортсменов стало характеризоваться контролем своих эмоций, их целенаправленным управлением, мысленным моделированием своих высказываний и поступков, что указывает на развитие навыка самоконтроля в стрессовой ситуации. Проявление готовности к поиску новых способов разрешения ситуации, восприятие ее как полезной, способствующей саморазвитию, приобретению нового опыта приводит к принятию ответственности «пассивными» спортсменами за полученный результат деятельности.

Осознание малоэффективности в стрессовой ситуации вербальной агрессии, поведения «как будто ничего не произошло», уединения, фантазирования, чрезмерного увлечения едой, сном, телевизором, повлияло на выбор спортсменами данной группы стратегий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного сравнительного эксперимента установлено, что сочетание предложенных методов в группе «пассивно реагирующих» на неудачу спортсменов оказало значимое влияние на формирование конструктивных копинг-стратегий и снижение доли неконструктивных, что способствует успешной адаптации данных спортсменов к стрессу неудачи в соревновательной деятельности.

В группе «активно реагирующих» на неудачу спортсменов влияние комплексного воздействия сказалось на осознании выбора и повышении частоты использования для совладания конструктивных копинг-стратегий.

Полученные в ходе исследования данные, подтверждают гипотезу о возможности эффективного применения методов, основанных на процессах переживания и целенаправленного стимулирования мозговой активности субъекта, для формирования конструктивных копинг-стратегий у спортсменов высокой квалификации в ситуации неудачи в соревновательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василюк, Ф.Е. Методологический анализ в психологии / Ф.Е. Василюк ; МГППУ. - М. : Смысл, 2003. - 240 с.

2. Голуб, Я.В. Медико-психологические аспекты применения свето-звуковой стимуляции и биологической обратной связи / Я.В. Голуб, В.М. Жиров. - СПб. : [б.и.], 2007. - 97 с.

3. Линде, Н.Д. Эмоционально-образная терапия : теория и практика / Н.Д. Линде. - М. : 2004. - 155 с.

4. Крюкова, Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (coping) поведения // Психологическая диагностика. - 2005. - №2

- С. 57-76.

5. Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена : методы оценки и коррекции / В. А. Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб. : [б.и.], 2004. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.