Научная статья на тему 'Актуализация конструктивных копинг-стратегий у молодых квалифицированных спортсменов методами эмоционально-образной терапии и сенсорной стимуляции'

Актуализация конструктивных копинг-стратегий у молодых квалифицированных спортсменов методами эмоционально-образной терапии и сенсорной стимуляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
663
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАНИЕ / КОНСТРУКТИВНЫЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТРЕСС НЕУДАЧИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / OVERCOMING / CONSTRUCTIVE COPING STRATEGIES / FAILURE STRESS DURING COMPETITION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филатова Н. П., Сизикова О. А.

Рассматривается актуальная проблема актуализации у молодых спортсменов высокой квалификации конструктивных копинг-стратегий для успешного преодоления стресса неудачи в соревновательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филатова Н. П., Сизикова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualization young qualified sportsmens constructive coping strategies by methods of emotional imaging therapy and sensor stimulation

There is an actual problem of highly qualified sportsmens actualization constructive coping strategies for successful failure stress overcoming during a competition activity.

Текст научной работы на тему «Актуализация конструктивных копинг-стратегий у молодых квалифицированных спортсменов методами эмоционально-образной терапии и сенсорной стимуляции»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

УДК 159. 9:796

Н. П. ФИЛАТОВА О. А. СИЗИКОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У МОЛОДЫХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ МЕТОДАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЙ ТЕРАПИИ И СЕНСОРНОЙ СТИМУЛЯЦИИ______________________________________

Рассматривается актуальная проблема актуализации у молодых спортсменов высокой квалификации конструктивных копинг-стратегий для успешного преодоления стресса неудачи в соревновательной деятельности.

Ключевые слова: совладание, конструктивные копинг-стратегии, стресс неудачи в соревновательной деятельности

Актуальность исследования. Спортивная деятельность характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов на спортсмена и предъявляет повышенные требования к стрессоус-тойчивости и психическим качествам личности, обеспечивающим модальность стресс-совладающего поведения и эффективность соревновательного результата.

Способность спортсмена совладать с ситуациями отрицательного опыта в соревновательной деятельности определяет его профессиональную успешность.

Вопросами формирования способов оптимального поведения спортсменов в состоянии стресса занимались такие психологи, как Л. Д. Гиссен (1969, 1973), А. Т. Филатов (1979), В. Л. Марищук (1983, 2001), А. В. Родионов (1983), А. В. Алексеев (1985), Н. А. Батурин (1988), Р. М. Загайнов (1992), В. Ф. Сопов (2005). Однако большинство исследований посвящены работе со стрессовым состоянием в предстартовый период. При этом существует крайне мало разработок, касающихся стресса неудачи, возникшего по окончании соревнований, в которых спортсмен потерпел поражение (Н. А. Батурин (1988), Р. М. Загайнов (1992), Г. И. Савенков (2001), В. Ф. Сопов (2005).

В настоящее время в теории спорта имеется явное противоречие: именно в первые несколько дней после соревнований спортсменом остро осознаются результаты, общественная их значимость, личный вклад и собственная роль. Постсоревновательный период зачастую имеет катастрофическое влияние на всю последующую спортивную жизнь атлета (В. Ф. Сопов, 2005). При этом разработки эффективных технологий регулирования состояния и поведения спортсмена после неудачи в соревнованиях в научной литературе представлены весьма ограниченно.

Проблема исследования — формирование способов оптимального поведения спортсменов в состо-

янии стресса неудачи в соревновательной деятельности.

Объект исследования — совладающее поведение спортсменов в ситуации неудачи в соревновательной деятельности.

Предмет исследования — актуализация конструктивных стратегий совладающего поведения спортсменов в ситуации неудачи в соревновательной деятельности.

Актуальность проблемы, недостаточная теоретическая и практическая разработанность, а также высокая социальная значимость изучения совладающего поведения квалифицированных спортсменов в ситуации стресса неудачи соревновательной деятельности определили цель нашего исследования.

Цель исследования — изучение копинг-стратегий у молодых высококвалифицированных спортсменов для разработки методики актуализации конструктивных способов совладания для преодоления стресса неудачи в соревновательной деятельности.

При построении рабочей гипотезы мы исходили из того, что за всем объективным и необъективным в восприятии неудачного опыта спортсмена стоят эмоции. Известно также, что методы, основой которых является работа с переживаниями, включающая в себя эмоции и чувства субъекта, его когнитивные процессы, телесные функции [1], в сочетании с методами, обеспечивающими оптимизацию адаптивных реакций в процессе экстремальных воздействий [2], являются перспективным направлением в работе со стрессом неудачи в актуальной деятельности.

Гипотеза. Применение методов, активизирующих процесс переживания неудачи и стимулирующих необходимый уровень мозговой активности квалифицированных спортсменов, окажет значимое влияние на актуализацию конструктивных копинг-стра-тегий у спортсменов в ситуации негативного опыта в соревновательной деятельности.

Задача завершающей части исследования — разработать и апробировать методику комплексного использования средств, способствующих актуализации конструктивных копинг-стратегий в ситуации стресса неудачи в соревновательной деятельности.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; психологическое тестирование; наблюдение; психолого-педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования. Для решения поставленной задачи был проведен психолого-педагогичес-кий эксперимент, в котором принимали участие 12 спортсменов разных специализаций, студентов Омского государственного училища олимпийского резерва. Из них 6 девушек и 6 юношей, 2 человека имели квалификацию МСМК, 5 человек — МС и 5 — КМС. Из них 6 человек реагировали на стресс неудачи «активно» и чаще предпочитали конструктивные стратегии в совладающем поведении — «положительная переоценка», «самоконтроль», «планирование решения проблемы». Другие 6 спортсменов «пассивно» реагировали на стресс и предпочитали неконструктивные способы совладания в ситуациях отрицательного опыта соревнований: «бегство-избегание», «поиск социальной поддержки», «дистанцирование».

Обоснование методики актуализации конструктивных копинг-стратегий. На наш взгляд, для актуализации конструктивных копинг-стратегий оптимальным является метод эмоционально-образной терапии Н. Д. Линде [3]. Кроме того, для актуализации и закрепления конструктивных форм поведения спортсмена в ситуации неудачи в соревновательной деятельности нами был избран метод сенсорной стимуляции [2].

Методика предполагает двухэтапное воздействие:

1 этап — работа по методу эмоционально-образной терапии; 2 этап — работа по методу сенсорной стимуляции.

На первом этапе всем испытуемым было предложено пройти не менее одного сеанса по методу эмоционально-образной терапии. В сеансе необходимо было обозначить проблемную ситуацию неудачного выступления в соревнованиях, которую хотелось бы изменить, к которой спортсмен периодически возвращался в своих воспоминаниях, прокручивая в сознании картины произошедшей неудачи, служащей запуском нежелательного поведения в последующих после неудачного соревнованиях. Сеанс работы психолога, согласно методу эмоциональнообразной терапии, может быть представлен как последовательность из десяти шагов: беседа; прояснение симптома; создание образа; исследование образа; проверка на фиксацию; трансформация; интегрирование образа с личностью; ситуационная проверка; экологическая проверка; закрепление.

Задачей всех предпринимаемых действий является трансформация исходного негативного состояния в позитивное или нейтральное, так как исходное теоретическое положение метода эмоционально-образной терапии [3] состоит в том, что любая проблема изначально фиксируется какой-либо «застрявшей» эмоцией. Если эта эмоция найдена и устранена, то когнитивная и поведенческая стороны решения проблемы находятся почти автоматически. В рамках метода существует значительное число разнообразных приемов трансформации (изменения) образа, позволяющих добиваться быстрых результатов.

В методе эмоционально-образной терапии основным показателем изменения отношения к стрессовой

ситуации и ее успешного преодоления является субъективная оценка произошедших внутренних изменений личности, позитивная эмоциональная реакция, значимые субъективные психосоматические изменения в состоянии организма [3].

На втором этапе проводилась сессия сенсорной стимуляции на тренажере «Мираж», разработанном сотрудниками Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования [4].

Сенсорная стимуляция как метод, относящийся к аппаратурным методам, создает условия для реализации осознанного выбора оптимальной поведенческой реакции, способствует произвольной регуляции психических функций и вегетативных реакций организма. Это становится возможным, благодаря целенаправленному формированию уровня мозговой активности (активации либо торможения) [2,4].

Длительность каждого сеанса в зависимости от целевой направленности составляла 30 — 35 минут. Сеансы проводились ежедневно. Сессия сеансов представляла собой три последующих шага.

1 шаг (2 сеанса). Использовались программы сенсорной стимуляции, направленные на релаксацию, снятие усталости, излишней возбудимости для уменьшения вегетативно-эмоциональных колебаний.

2 шаг (4 сеанса). Использовались программы, снижающие уровень тревожности, негативное влияние неудачного опыта, а также изменяющие отношение субъекта к психотравмирующей ситуации. Применяемые упражнения основывались на процессе диссоциации.

3 шаг (4 сеанса). Использовались программы сенсорной стимуляции, способствующие активизации желания преодолевать возникающие препятствия, концентрации и мобилизации воли, ресурсов организма, повышению уровня психофизической работоспособности. Психотехнические упражнения связаны с созданием образа ресурсной ситуации, ресурсного качества или поведения.

Общее время работы психолога с одним спортсменом для актуализации конструктивных копинг-стра-тегий 11 — 14 сеансов.

В процессе актуализации конструктивных копинг-стратегий у спортсменов формировался комплекс новых адекватных поведенческих актов, которые отрабатывались в процессе сеансов по методу эмоционально-образной терапии и сенсорной стимуляции.

Результаты исследования. В результате психологопедагогического эксперимента было доказано, что после внедрения комплекса методов у спортсменов обеих групп произошли изменения в предпочтениях копинг-стратегий. Обнаружены положительные тенденции. Все испытуемые более осознанно стали оценивать альтернативы своего прежнего поведения (способов совладания) в ситуациях неудачного опыта соревнований (рис. 1).

В результате использования в ходе эксперимента комплекса воздействий нами были отмечены значимые изменения в выборе предпочитаемых копинг-стратегий в группах «активно» и «пассивно» реагирующих спортсменов.

Так, в группе «активно» реагирующих испытуемых достоверно увеличилась частота выбора отдельных конструктивных стратегий: «планирование решения проблемы», «самоконтроль», и «принятие ответственности». Совладающее поведение данных испытуемых можно охарактеризовать как включающее в себя мысленное моделирование своих высказываний и поступков, планирование различных пу-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

%

А)

В)

а

п.

КК ПСП ПРП СИУ Д ПП ПО БИ

копинг-стратегии

I □ до эксперимента □ после эксперимента

С)

/

_

п

а

ПСП ПРП СИУ Д копинг-стратегии

ПП ПО БИ

I □ до эксперимента □ после эксперимента I

16

12

16

12

4

КК

Рис. 1. Динамика частоты выборов копинг-стратегий испытуемых сравниваемых групп в психолого-педагогическом эксперименте:

А) Исходные показатели испытуемых сравниваемых групп;

В) Частота выборов копинг-стратегий «активно» реагирующих спортсменов;

С) Частота выборов копинг-стратегий «пассивно» реагирующих спортсменов.

Примечание: КК — конфронтативный копинг, ПСП — поиск социальной поддержки, ПРП — планирование решения проблемы, СИУ — самоконтроль, Д — дистанцирование, ПП — положительная переоценка, ПО — принятие ответственности,

БИ — бегство-избегание

тей решения проблемы, составление плана действий. По-видимому, методы, используемые нами в работе со спортсменами, активизируют осознание собственной роли в достижении определенных результатов деятельности и принятия ответственности за них.

После эксперимента в группе «пассивно» реагирующих на стресс неудачи в соревновательной деятельности практически полностью изменился выбор стратегий совладающего поведения спортсменов. В частности, испытуемые стали предпочтительно выбирать конструктивные способы совладания: «самоконтроль», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка», «принятие ответственности». При этом достоверно снизилась частота выбора стратегий «дистанцирование», «бегство-избегание», «поиск социальной поддержки», являющихся неконструктивными.

Отмечены некоторые изменения в рейтинге наименее предпочитаемых копинг-стратегий. До экспе-

римента в группе «пассивно» реагирующих также как и в группе «активно» реагирующих испытуемых реже всего использовались стратегии «принятие ответственности» и «конфронтативный копинг». После эксперимента в группе «пассивно» реагирующих наиболее востребованными стали конструктивные способы совладания. Поведение спортсменов стало характеризоваться контролем своих эмоций, их целенаправленным управлением, мысленным моделированием своих высказываний и поступков, что указывает на развитие навыка самоконтроля в стрессовой ситуации.

Заключение. Таким образом, результаты исследования показали, что использование эмоциональнообразной терапии разрешает (на субъективном уровне) или дезактуализирует конкретную травмирующую ситуацию, вследствие чего личность чаще всего спонтанно начинает продуцировать конструктивность поведения. На фоне сенсорной стимуляции

идет выстраивание конструктивных форм поведения на основе осознанного выбора поведенческих реакций из прошлого успешного опыта личности или на основе его моделирования (в любом случае идет активизация ресурсов конкретной личности). Также сенсорная стимуляция позволяет закреплять необходимые формы поведения субъекта.

Комплексное применение эмоционально-образной терапии и сенсорной стимуляции как эффективный инструмент, наряду с индивидуальным психологическим консультированием, может применяться частью психологического сопровождения спортсменов училищ олимпийского резерва. При этом считаем возможным апробирование и адаптацию представленного комплекса методов для разных контингентов представителей профессий, где значимо влияние неудачи, ее осознание на последующую деятельность субъекта (милиция, военные, педагоги, врачи и т.д.).

Библиографический список

1. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк — М. : МГУ, 1984. - 187 с.

2. Голуб, Я.В. Медико-психологические аспекты применения свето-звуковой стимуляции и биологической обратной связи / Я.В. Голуб, В.М. Жиров. - СПб., 2007. - 97с.

3. Линде, Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика / Н.Д. Линде. — М., 2004. — 155 с.

4. Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена: методы оценки и коррекции / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. — Спб., 2004. - 400 с.

ФИЛАТОВА Нина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории физической культуры и спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (СибГУФКиС).

СИЗИКОВА Олеся Анатольевна, психолог Омского государственного училища олимпийского резерва, соискатель кафедры теории и истории физической культуры и спорта СибГУФКиС.

644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Статья поступила в редакцию 23.04.2009 г.

© Н. П. Филатова, О. А. Сизикова

УДК 79602 В. Е. ЖАБАКОВ

Челябинский государственный педагогический университет

РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ_______________________________________________

В данной статье рассматривается процесс подготовки специалиста по физической культуре с позиции рефлексивного управления. Автор рассматривает психолого-педагоги-ческие характеристики рефлексивного управления, определяет факторы эффективности подготовки специалиста по физической культуре. Новизна результатов исследования заключается в теоретическом анализе понятия «рефлексивное управление», выявлении приемов и методов рефлексивного управления.

Ключевые слова: подготовка специалиста, рефлексивное управление.

Подготовка высококвалифицированных специалистов является приоритетным направлением стратегии развития общества. Поскольку в настоящее время возрастает потребность в специалистах широкого профиля, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в видах деятельности, связанных с профессией. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту решаются в различных направлениях, в том числе и в сфере управления.

В широком смысле, управление - это функция систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение и поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. В настоящее время

управление в спорте рассматривается как специфическая отрасль общественных отношений. В частности, В. Н. Жмарев [1] отмечает, что под управлением в спорте, как правило, принято понимать целенаправленное воздействие на какой-либо объект или процесс с целью повышения эффективности его функционирования.

Физической культуре как самостоятельному объекту управления присущи не только традиционные управленческие отношения, но и рефлексивное управление.

В отечественной психологии понятие рефлексии прорабатывалось на теоретическом уровне Б. Г. Ананьевым, П. П. Блонским, Л. С. Выготским, Т. М. Сеченовым, С. Л. Рубинштейном и другими учеными в качестве одного из объяснительных принципов орга-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.