Марийский юридический вестник
Выпуск 8
к прямо противоположному исходу дела. Поэтому решения могут казаться непоследовательными, а принципы - неопределенными.
Кроме того, поиск действующих норм затрудняется тем фактом, что язык первоначального прецедента (нормы), как правило, неоднократно изменяется в последующих решениях.
Процесс вынесения решений также может быть труднопредсказуем: в какой степени суд будет учитывать предшествующую практику?
Важным направлением изучения конституционных доктрин является выявление факторов, влияющих на их состояние и развитие. Проблема здесь заключается в возможности неверной интерпретации поведения суда в результате переоценки или, наоборот, недооценки степени воздействия тех или иных факторов на принятие важных доктринальных решений. Представляется, что суть конституционых доктрин невозможно понять, если сводить роль Верховного суда лишь к интерпретации текста конституции, либо рассматривать суд исключительно в качестве «агента политического альянса», состоящего из законодательной и исполнительной ветвей власти1. Поэтому для выяснения подлинных причин развития доктрин необходимо применять комплексный подход и определять степень учета судом в процессе вынесения тех или иных решений, в зависимости от условий конкретного этапа, следующих основных факторов: а) социально-экономического, б) политического, в) «конституционного» - первоначального смысла конституции и последующих прецедентов, г) «личностного» - собственных философско-этических взглядов судей.
Представляется, что полноценное изучение судебного регулирования общественных отношений в США будет невозможным без эффективного решения вышеозначенных проблем.
Д.С. Михеев*
О ФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В последнее время в Российской Федерации становится актуальной тема развития институтов гражданского общества. Сам термин «гражданское общество» не является новым. Еще с античных времен философы размышляли о праве и законе, свободе и справедливости. Идеи о гражданском обществе
Канд. юрид. наук, доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.
1 К более взвешенному подходу призывают, в частности, следующие авторы: Diamond P.R. The Supreme Court and Judicial Choice. Ann Arbor, MI.: The University of Michigan Press, 1989. -С. 5-7; Lewis A. Historic Change in the Supreme Court / The Supreme Court under Earl Warren. Ed. By Levy L. - New York, N.Y.: Quadrangle Books, 1972. - С. 73-80; McCloskey R.G. The American Supreme Court. - Chicago, Ill.: The University of Chicago Press, 1960; Фридмен Л. Введение в американское право. - М., 1993. - С. 152.
216
2011
3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран
получили наибольшее развитие после Великой французской революции. Не обошли стороной их знаменитые мыслители того времени Гоббс, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Маркс, Токвиль. Их идеи, со временем в определенной степени видоизменяясь, дошли до наших дней и успешно апробируются во многих странах в виде институтов гражданского общества, тем самым доказав свою состоятельность.
В современных реалиях политика значительной части государств становится более социальной, направленной на увеличение народного достояния, улучшение жизни своих граждан, ибо невозможно создать демократическое правовое государство с развитой экономикой без удовлетворения многочисленных и разнообразных интересов и потребностей своих граждан. Особенно это актуально в Российской Федерации с ее многонациональным населением, имеющим разнообразные исторические, социальные и культурные традиции, обширную территорию с различными климатическими, природными условиями.
Институты гражданского общества в Российской Федерации в силу ее социалистического прошлого начали формироваться сравнительно недавно. Поскольку данный процесс является для нас новым, то формирование институтов гражданского общества осуществляется на основе зарубежного опыта, но с учетом особенностей, присущих нашему государству.
Важнейшим инструментом, позволяющим формировать гражданское общество в России, среди прочих, становится комплекс коммуникативных мероприятий, направленных на открытый диалог представителей различных институтов (власти, бизнеса, политических и общественных структур). Именно в ходе диалогов возможно выявить точки соприкосновения в подходах к решению различных вопросов, обеспечивая конструктивные процессы взаимодействия, основанные на компромиссе и взаимопонимании.
Определенных эффектов при подобного рода взаимодействиях добиваются общественные организации, имеющие статус неправительственных и некоммерческих. Положительным примером участия некоммерческой организации в процессе формирования гражданского общества является некоммерческое партнерство Центр социально-консервативной политики в Приволжском федеральном округе, проводящее работу по мониторингу и анализу текущих социально-политических и экономических процессов, экспертизу законодательных инициатив, выработку предложений для различных институтов власти, бизнеса и общества1. Организуя диалоговое взаимодействие в рамках «круглых столов», конференций и семинаров, данное объединение привлекает к обсуждению актуальных вопросов представителей всех уровней власти, политических партий и общественных движений, бизнесменов, представителей этноконфессиональных объединений, представителей экспертного сообщества и средства массовой информации.
Значимыми и эффективными институтами гражданского общества в нашей стране становятся общественные палаты, формируемые на региональном уровне. Именно на местах происходит основной контакт между общественны -
1 URL: http://www.cscp.ru.
217
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
ми силами, гражданами и властными структурами с другой стороны. При этом данные учреждения представлены представителями общественных союзов, ассоциаций и объединений: ветеранов и инвалидов, профессиональных союзов, промышленников и предпринимателей, научной и творческой интеллигенции, религиозных конфессий; этнокультурной, правозащитной и молодежной направленности, объединений муниципальных образований. В частности, в Общественной палате Республики Марий Эл присутствуют работники культуры и искусства, экономисты, юристы, журналисты, религиозные деятели, предприниматели, врачи, педагоги, ученые и др.1
Деятельность общественных палат осуществляется на принципах информационной открытости, широкой общественной гласности, прозрачности и доступности для граждан и общественных организаций. Ежегодно публикуются итоговые отчеты или информационные бюллетени, осуществляется работа в средствах массовой информации, используются ресурсы сети Интернет.
Общественные палаты проявляют активность в решении приоритетных общественно значимых вопросов - в первую очередь за счет проведения общественной экспертизы законопроектов и нормативно-правовых актов. При встрече с членами Общественной палаты Российской Федерации Президент РФ Д.А. Медведев высказал мнение о необходимости проведения данной работы общественными палатами, поддержки идеи общественной экспертизы, однако предостерег, что не следует доводить до ситуации, когда все экспертные организации будут молотить на Общественную палату, а палата будет проталкивать экспертизы, которые не нужны2. Вместе с тем, данная форма работы в настоящее время налажена и проводится не во всех субъектах РФ. Например, в регламенте Общественной палаты Пензенской области порядок проведения данной процедуры не только отсутствует, но и не упоминается3 4.
Современное состояние и дальнейшее развитие гражданского общества в немалой степени зависит от взаимодействия общественных палат с органами государственной власти. Члены общественных палат входят в состав комиссий, создаваемых органами государственной власти и местного самоуправления по наиболее важным задачам, по оказанию правовой и консультационной помощи гражданам, особенно, в сфере защиты их прав и свобод. Например, в Общественной палате Республики Марий Эл создано 3 комиссии: по вопросам социально-экономического развития и поддержке предпринимательства; по вопросам законности, мониторингу законов, иных нормативно правовых актов; по вопросам развития гражданских инициатив и соблюдения прав
4
граждан .
В начавшемся процессе формирования институтов гражданского общества в Российской Федерации именно общественные палаты среди прочих институ-
1 Ежегодный доклад о деятельности Общественной палаты Республики Марий Эл в 2010 году. Интернет-сайт Общественной палаты Республики Марий Эл. URL: http://oprme.gov12.ru.
2 Российская газета. Федеральный выпуск 4616. - 2008. - 28 марта.
3 Интернет-сайт Правительства Пензенской области. URL: http://www.penza.ru.
4 Интернет-сайт Общественной палаты Республики Марий Эл. URL: http://oprme.gov12.ru.
218
2011
3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран
тов должны стать так называемым авангардом общественного мнения в стране. Фокусирование общественного интереса на наиболее значимых вопросах должно заставить органы государственной власти обращать внимание на то, что в действительности волнует общество, принимать во внимание мнение лидеров общественного движения.
В последнее время наблюдается активность государства по созданию необходимых условий для обеспечения независимости и эффективности деятельности институтов гражданского общества. В Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года были высказаны предложения по поддержке некоммерческого сектора, дано поручение по подготовке проекта федерального закона о введении института социально ориентированных некоммерческих организаций. В Государственную думу Федерального Собрания РФ внесен ряд законопроектов, направленных на совершенствование деятельности некоммерческих организаций, взаимодействия их с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Президентом Российской Федерации поддержаны разработанные по инициативе некоммерческих организаций предложения, направленные на урегулирование порядка допуска некоммерческих организаций к государственным торгам, на реализацию социальных услуг, повышение прозрачности и регулирование благотворительности в России и др.
На сегодняшний день остается барьер между властной элитой России и большинством ее населения, все еще искажены представления о власти и государстве, которые часто путают с неэффективной ныне бюрократической машиной. Именно процесс создания новых и совершенствование существующих институтов гражданского общества должны осуществить эффективную обратную связь между теми, кто управляет, и теми, кем управляют.
М.А. Мо*осеева*
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ СЛОВА В РОССИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
В России до начала XIX в. свободы выражения мнения практически не существовало.
9 июля 1804 года император России Александр I подписал Устав о Цензуре, в котором говорилось, что «главный предмет сего рассматривания есть доставить обществу книги и сочинения, способствующие к истинному просвещению ума и образованию нравов, и удалить книги и сочинения, противные сему намерению». В уставе подчеркивалось, что «неоднозначные места
Канд. юрид. наук, доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.
219