Марийский юридический вестник
Выпуск 8
Т.Н. Михеева*
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ - БАЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ
Пятнадцать лет в жизни человека очень ощутимы и заметны, а для жизни правового акта? А если этот правовой акт - Основной закон республики? Много это или мало? Достаточно, чтобы констатировать - Конституция Республики Марий Эл подтвердила свою жизнеспособность, стала базой для правового пространства Марий Эл.
И еще тогда, 15 лет назад, общественные силы заявляли о себе, может не столь уверенно, как сегодня, но голос их был услышан. Две статьи в Конституции Республики Марий Эл регулируют вопросы, связанные с общественными институтами. Это статья 12, которая закрепила идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, и статья 30 о праве каждого на объединения для защиты своих интересов. Закреплена свобода деятельности общественных объединений, равно как вступление и пребывание в них.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что Конституция Марий Эл создала поле для общественной активности. По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл в республике по состоянию на 1 апреля 2010 года зарегистрировано 762 общественных объединения различной направленности: юношеские, молодежные, женские, экологические, профессиональные и многие другие.
Еще несколько лет назад мы, юристы, и не помышляли о своей профессиональной организации, но сегодня немыслима общественная палитра без регионального отделения Ассоциации юристов России, которая и ведет прием граждан, и осуществляет выезды в районы республики, ведет правовую пропаганду, устраивает научно-практические конференции, проводит «круглые столы».
Нельзя не отметить активность молодежи - это и Молодежные парламенты, и «Молодая гвардия». Позитивная практика имеется и в городе Йошкар-Оле, и в районах республики.
Можно привести яркий пример молодежной общественной организации «Розовый одуванчик», которая преследует цели оздоровления экологической обстановки. Эти ребята занимаются реальными делами, например, её председатель А.А. Иванов систематически участвует в проводимых в городском округе «Город Йошкар-Ола» публичных слушаниях, привлекался в качестве общественного эксперта и подготовил письменные заключения по проектам генерального плана г. Йошкар-Ола, по Программе комплексного социального развития городского округа на 2009-2016 годы, по вопросам планировки и межевания территории в городском округе.
Председатель Общественной палаты Республики Марий Эл, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.
36
2011
1. Конституции Республики Марий Эл - 15 лет
Сегодня мы говорим о необходимости гражданского общества, прекрасно понимая, что правовое государство невозможно без гражданских институтов, без участия общественности в решении государственных вопросов.
Среди институтов, содействующих развитию гражданского общества в Республике Марий Эл, все серьезнее заявляет о себе Общественная палата, которая развернула свою деятельность с начала 2009 года. Она сформирована из представителей общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений.
Цель создания этого органа - обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан и общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития Республики Марий Эл, совершенствования механизма контроля и учета общественного мнения при принятии решений названными органами, содействие процессу формирования институтов гражданского общества.
За период непродолжительной работы Общественной палаты наработан неплохой опыт взаимодействия с органами государственной власти в части доведения мнения населения до государственных структур.
Одним из направлений работы Палаты является проведение общественной экспертизы законопроектов и подготовка предложений по проектам нормативных правовых актов, затрагивающих интересы населения. Следует отметить, что данная сфера деятельности была достаточно успешной: в 2009 году на три законопроекта, вносимых для принятия в Государственное Собрание республики, Общественная палата представила свои заключения1. Два законопроекта были подвергнуты общественной экспертизе в 2010 году.
Дважды в Общественную палату с просьбой о проведении общественной экспертизы своих правовых актов обращалось Министерство юстиции Республики Марий Эл2.
1 Закон Республики Марий Эл «О нормативах распространения на территории Республики Марий Эл печатной продукции, аудио- и видео продукции, иной продукции, не рекомендованной ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет» и о внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл»; Закон Республики Марий Эл «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл» в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по опеке и попечительству при передаче детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью; Закон Республики Марий Эл «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера на 2010 год». Интернет-сайт Общественной палаты Республики Марий Эл. URL: http://oprme.gov12.ru.
2 Приказы Министерства юстиции Республики Марий Эл: «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Республики Марий Эл по исполнению государственной функции «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие решений и направление ответов заявителям в установленный федеральным законом срок»; «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Республики Марий Эл по исполнению государственной функции «Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в Республике Марий Эл». Интернет-сайт Общественной палаты Республики Марий Эл. URL: http://oprme.gov12.ru.
37
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
Безусловно, что цель проведения такой экспертизы - дать не юридическую (для этого уполномочены органы прокуратуры, правовые службы и др.), а общественную оценку проектов нормативных правовых актов, что повышает уровень доверия населения к принимаемым решениям.
Представляется, что и муниципальные городские и районные собрания в случае принятия решений, затрагивающих интересы населения, вызывающих большой общественный резонанс, могли бы направлять их для предварительной общественной экспертизы.
Общественный контроль в деятельности Общественной палаты занимает центральное место, и одним из его направлений является сфера образования. Так, в ходе проведения единого государственного экзамена в городе Йошкар-Оле в 2009 году члены Общественной палаты получили аккредитацию в Министерстве образования республики для контроля за его ходом. В рамках полномочий были проверены оборудование пунктов приема экзамена, условия приема, условия допуска учащихся-выпускников. Аккредитованные наблюдатели присутствовали при вскрытии пакетов с контрольными измерительными материалами, при упаковке и отправке ответов в Региональный центр обработки информации. Наблюдатели-представители Общественной палаты отметили, что проведение ЕГЭ проходило при соблюдении установленных регламентов, для экзаменующихся была обеспечена спокойная и комфортная обстановка.
В 2010 году Общественная палата продолжила работу по осуществлению общественного контроля за проведением ЕГЭ. 27 апреля 2010 года проведено обучение общественных наблюдателей от Общественной палаты на базе государственного учреждения Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр аттестации и контроля качества образования». По итогам обучения членам Общественной палаты выданы удостоверения общественных наблюдателей установленного образца. Новым в этом году было то, что общественные наблюдатели от Общественной палаты контролировали проведение единого государственного экзамена не только в городе Йошкар-Оле, но и в Оршанском, Волжском, Звениговском, Моркинском, Килемарском районах и в г. Козьмодемьянске. Нарушений при проведении единого государственного экзамена общественными наблюдателями не выявлено.
С целью обеспечения общественного контроля за соблюдением прав граждан в ходе подготовки и в день проведения выборов, создания прозрачности и гласности института выборов в октябре 2009 года при подготовке к выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл и депутатов представительных органов муниципальных образований Центральной избирательной комиссией совместно с Общественной палатой был открыт пункт телефонной «Горячей линии связей с избирателями». От Общественной палаты Республики Марий Эл в реализации этого мероприятия приняли участие В.В. Никифорова, Н.С. Репина, В.В. Викторов.
С 5 по 11 октября 2009 года в соответствии с установленным графиком, кроме сотрудников Центральной избирательной комиссии, на телефонные во-
38
2011
1. Конституции Республики Марий Эл - 15 лет
просы граждан, поступавшие со всей республики, отвечали представители Общественной палаты. Всего с момента начала работы телефона «Горячей линии» поступило 218 звонков, в том числе в день голосования 11 октября - 38 звонков.
Общественная палата Российской Федерации в своем письме от 21 декабря 2009 года, направленном в Общественную палату Республики Марий Эл, выразила признательность за содействие в организации «Горячей линии», отметив, что подобные мероприятия способствуют пресечению нарушений, укреплению взаимодействия органов власти и структур гражданского общества.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что Общественная палата работает, и к этой работе есть живой интерес. Она становится полноправным институтом гражданского общества в регионе и своей главной задачей второго года деятельности считает усиление общественных импульсов в жизни республики, чтобы они стали более ощутимыми и заметными.
А.М. Одинцов*
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИИ ЭЛ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ
Конституция Республики Марий Эл, принятая Конституционным Собранием республики 24 июня 1995 года, ознаменовала новый этап развития Республики Марий Эл.
Являясь базовым, системообразующим звеном в республиканском законодательстве, Конституция Республики Марий Эл сыграла важную роль в становлении и развитии органов законодательной, исполнительной и судебной властей, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества.
Наряду с Конституцией Российской Федерации в Конституции Республики Марий Эл было закреплено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Государственная власть должна обладать действенным механизмом реализации своих функций. Независимый суд - один из главнейших инструментов этого механизма. Поэтому закономерно, что V глава Конституции целиком посвящена вопросам организации деятельности судебной власти в республике (гл. V, ст. 86-95).
То обстоятельство, что основополагающие принципы осуществления правосудия нашли свое отражение не только в отраслевом законодательстве, но и в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл подтверждает незыблемость демократического развития правосудия в стране.
Введение института мировых судей является составной частью процесса формирования реальной и эффективной судебной власти.
Первый заместитель министра юстиции Республики Марий Эл.
39