Научная статья на тему 'About some forms of participation of the population of municipal Union in the control over institutions local government'

About some forms of participation of the population of municipal Union in the control over institutions local government Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
131
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ АДВОКАТ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / LOCAL GOVERNMENT / PUBLIC CONTROL / PUBLIC HEARINGS / PUBLIC ADVOCATE / PUBLIC EXAMINATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Miheeva T. N., Yaichnikova J. S.

This article discusses the form of control over the activities of municipal bodies of the population of municipalities and community organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «About some forms of participation of the population of municipal Union in the control over institutions local government»

4'2010

Пробелы в российском законодательстве

1.3. О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТРОЛЕ ЗА ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Михеева Т.Н., д.ю.н., профессор. Должность: заведующая кафедрой. Место работы: кафедра публичного права России и зарубежных стран, Марийский государственный университет.

Яичникова Ю.С., соискатель. Место учебы: кафедра публичного права России и зарубежных стран, Марийский государственный университет.

Аннотация: В статье рассматриваются формы осуществления контроля за деятельностью муниципальных органов со стороны населения муниципальных образований и общественных организаций.

Ключевые слова: местное самоуправление; общественный контроль; публичные слушания; общественный адвокат; общественная экспертиза.

ABOUT SOME FORMS OF PARTICIPATION OF THE POPULATION OF MUNICIPAL UNION IN THE CONTROL OVER INSTITUTIONS LOCAL GOVERNMENT

Miheeva T.N., Dr of law, professor. Position: chair head.

Place of employment: public law of Russia and foreign countries chair, Mari state university. E-mail: [email protected]

Yaichnikova J.S., competitor. Place of study: public law of Russia and foreign countries chair, Mari state university.

Annotation: This article discusses the form of control over the activities of municipal bodies of the population of municipalities and community organizations.

Keywords: local government; public control; public hearings; public advocate; public examination.

Современное местное самоуправление невозможно без активного участия в нем населения, поскольку данный уровень публичной власти наиболее приближен к гражданам1, его целью является жизнеобеспечение муниципальных образований. Подобные вопросы не могут не волновать жителей, вызывают у них интерес, желание разобраться в причинах негативных явлений, неэффективности принимаемых решений. Несмотря на то, что только в целом 28% населения России, по мнению Общественной палаты РФ, проявляют общественную активность2, значительная часть граждан муниципальных образований проявляет заинтересованность в решении вопросов местного значения.

В связи с чем, качество принимаемых органами и должностными лицами местного самоуправления решений, эффективность их работы все чаще становятся предметом обсуждения и контроля.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-

1 Европейская хартия местного самоуправления. Принята странами-членами Совета Европы 15 октября 1985г. Ратифицирована Российской Федерацией 11 апреля 1998г. // С3 РФ - 1998г. - № 36. - Ст.4466

2 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. Общественная палата. -М., 2007. - С.7

ции»3 значительно усилил статьи, посвященные контрольным полномочиям.

Не углубляясь в анализ его норм следует отметить, что на сегодня законодательно субъектами контроля выступают органы прокуратуры, уполномоченные государственные органы, а также и муниципальный контрольный орган, что стало новацией названного закона. Контрольные полномочия перечисленных субъектов вытекают из их функций, они закреплены государством, отработаны механизмы контрольной деятельности.

Вместе с тем остается почти неисследованным огромный пласт возможностей осуществления контроля со стороны самих граждан, проживающих в муниципальных образованиях. Подобное участие населения через созданные им общественные институты в решении местных проблем является объективно необходимым. Широкий круг полномочий местного самоуправления в подавляющем большинстве состоит из полномочий социальных. И государство, и общество заинтересованы в том, чтобы органы местного самоуправления достойно справлялись с поставленными задачами. Поэтому контроль изнутри, а не только со стороны государственных (муниципальных) чиновников, предполагает живой интерес граждан и формирует у них навыки принимать самостоятельные управленческие решения. Научившись демократии в своем поселке, городе общество постепенно может освоить и механизмы контроля за деятельностью государственной власти, что способствует формированию гражданского общества.

В связи с этим представляет интерес американский опыт участия общественности в контроле за местной деятельностью. В числе органов, созданных для защиты интересов населения следует выделить институт общественного адвоката, являющийся независимым выборным лицом со значительными полномочиями, среди которых: осуществление контроля за городскими органами в сфере образования, здравоохранения, строительства, участие в процессе контроля за расходованием финансовых средств; расследование случаев неэффективной работы органов муниципальной власти и др. Деятельность общественного адвоката в Нью-Йорке регламентируется разделом 24 Устава города.4 Значительную роль в развитии контроля за местным самоуправлением играют университеты (например, университет Пенсильвании, Чикагский университет). Они обеспечивают контроль за предупреждением правонарушений, за образовательными программами.

Отечественные образцы общественного контроля за решением вопросов местного значения более чем скромные, поскольку в муниципальных правовых актах отсутствуют механизмы осуществления такого контроля.

Вместе с тем анализ названного федерального закона позволяет увидеть возможности осуществления контрольной деятельности населением муниципального образования, различными общественными объединениями, отдельными гражданами.

Реальный контроль за принимаемыми местными администрациями решениями и дальнейшей их реализацией могут осуществлять общественные советы, позитивная практика работы которых в регионах России

3 СЗ РФ. - 2003. - № 40

4 Незнамова Е.А. Местное самоуправление: прошлое, настоящее, будущее / М.РАГС., 2009. С.188

КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Михеева Т.Н.

Яичникова Ю.С.

имеется. Общественные советы - добровольные общественные организации населения, созданные для участия в работе исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и осуществления контроля за его деятельностью. Так в качестве примера можно привести Томскую городскую палату общественности - постоянно действующий общественный орган при администрации города. Палата обеспечивает решение таких задач как осуществление общественного контроля за деятельностью всех уровней публичной власти; осуществление контроля за муниципальными правовыми актами путем проведения общественной экспертизы различных нормативноправовых актов и др.5

В большинстве городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл также созданы общественные советы при собраниях депутатов муниципальных образований .

Общественная экспертиза, по нашему мнению, является одним из перспективных направлений контроля населения за деятельностью муниципальных структур. В качестве экспертов по проектам различных муниципальных правовых актов привлекаются представители местных общественных объединений. Положительная практика в этом направлении наработана в г.Йошкар-Оле. Так в качестве общественного эксперта в публичных слушаниях, проводимых органами местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола» неоднократно привлекался А.А.Иванов, член Общественной палаты Республики Марий Эл, председатель молодежной общественной организации «Розовый одуванчик», который подготовил письменные экспертные заключения по проекту генерального плана г.Йошкар-Олы; по Программе комплексного социального развития городского округа на 2009-2016 годы; по вопросам планировки и межевания территории в городском округе7.

И сами публичные слушания тоже можно рассматривать в качестве своеобразной формы общественного контроля, в ходе которых граждане имеют возможность обсудить проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, заслушать должностных лиц местного самоуправления, высказать свои замечания, предложения. Во многих муниципальных образованиях приняты Положения о публичных слушаниях8, регулирующие порядок организации и их проведения, определяющие круг вопросов, выносимых на слушания.

Сходным публичным слушаниям институтом своеобразного общественного контроля являются собрания, конференции граждан, которые проводятся для обсуждения вопросов местного значения, затрагивающих интересы жителей муниципального образования, а

5 Незнамова Е.А. Указ. соч. С.210-212

6 См. напр., О создании Общественного совета при собрании депутатов муниципального образования «Маритурекский муниципальный район». Решение собрания депутатов от 16 мая 2007 г. № 309// Знамя.- №21.- 25 мая 2007 г.; Об утверждении Положения об Общественном совете при собрании депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола». Решение собрания депутатов от 27 февраля 2006 г. № 217-^//Йошкар-Ола.-№9.- 7 марта 2006 г. и

др.

7 Ежегодный доклад о деятельности Общественной палаты Республики Марий Эл в 2009 году // Интернет-сайт Общественной палаты РМЭ httе://oprme.gov12.ru

8 См.напр., Положение о публичных слушаниях в муниципаль-

ном образовании «Город Йошкар-Ола» // Вестник собрания депу-

татов городского округа «Город Йошкар-Ола». - 2006. - № 4

также для информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.9

Е.А.Незнамова относит к видам общественного контроля все формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления кроме местного референдума и муниципальных выборов.10 Однако, как нам представляется, участие населения в местном самоуправлении не всегда сопряжено с осуществлением контрольных полномочий, а преследует и какие-то иные цели. Например, правотворческая инициатива направлена на восполнение правовых пробелов в муниципальном правовом массиве.

Полагаем, что в настоящее время назрела потребность принятия представительными органами муниципальных образований Положений об общественном контроле, в которых урегулировать порядок, формы такого контроля, субъектов и объекты контрольных мероприятий и другие вопросы.

Принятие подобных нормативных актов должно способствовать правовому упорядочению общественного контроля, который представляется жизненно важной формой контрольной деятельности наравне с государственным контролем.

9 См.напр., Положение о собраниях и конференциях в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола» // Вестник собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола». - 2006. - № 1

10 Указ соч. С.178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.