Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ И СООТНОШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

О ФОРМИРОВАНИИ И СООТНОШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
система образования / профессиональная компетентность / учитель / деятельность педагога / education system / professional competence / professional activity / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудова М.Ф.

Данная статья посвящена проблеме формирования и соотношения профессиональной компетентности будущего учителя. Анализируется система образования в Республике Узбекистан. Автор рассуждает о том, что сущность концептуальных требований к профессиональной компетентности сводится к расширению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения эффективности профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом, которая наиболее полно отражает весь спектр требований, предъявляемых обществом и государством к специалисту XXI века. В связи с этим подготовка компетентных педагогов является одной из приоритетных задач современного профессионального педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE FORMATION AND CORRELATION PROFESSIONAL COMPETENCE THE FUTURE TEACHER

This article is devoted to the problem of formation and correlation of professional competence of a future teacher. The article analyzes the education system in the Republic of Uzbekistan. The author argues that the essence of the conceptual requirements for professional competence is reduced to the expansion of knowledge, skills and abilities necessary to improve the effectiveness of professional activity and life in general, which most fully reflects the full range of requirements imposed by society and the state to a specialist of the XXI century. In this regard, the training of competent teachers is one of the priorities of modern professional pedagogical education.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ И СООТНОШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

УДК 37

Махмудова М.Ф.

старший преподаватель кафедры современного русского языка Узбекский государственный университет мировых языков (г. Ташкент, Узбекистан)

О ФОРМИРОВАНИИ И СООТНОШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация: данная статья посвящена проблеме формирования и соотношения профессиональной компетентности будущего учителя. Анализируется система образования в Республике Узбекистан. Автор рассуждает о том, что сущность концептуальных требований к профессиональной компетентности сводится к расширению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения эффективности профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом, которая наиболее полно отражает весь спектр требований, предъявляемых обществом и государством к специалисту XXI века. В связи с этим подготовка компетентных педагогов является одной из приоритетных задач современного профессионального педагогического образования.

Ключевые слова: система образования, профессиональная компетентность, учитель, деятельность педагога.

Система педагогического образования в Республики Узбекистан, требующая кардинального реформирования, остаётся центральным звеном современного образовательного пространства, обеспечивающая успешное решение учебно-воспитательных задач. В связи с чем, в Республике сформировалась непрерывная система образования, «.... состоящая из трех логически взаимосвязанных этапов - общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования, - объединена единой идеей, общей целью. В этой цели воплощены суть и значение нашей великой миссии -воспитать наших дорогих детей гармонично развитыми личностями и высоко

квалифицированными специалистами, освоившими достижения мировой науки, обладающими глубокими знаниями и современным мировоззрением, и для этого мы готовы и дальше мобилизовать все силы и возможности» [2].

В Законе «Об образовании» и Национальной программе по подготовке кадров было прописано, что подготовкой кадров высшей квалификации будут заниматься действующие в стране высшие образовательные учреждения, основанные на использовании в образовательном процессе эффективных педагогических технологий, а также высокоэффективным методов обучения [1, 15]. Это во многом определяется соответствующей профессиональной подготовкой педагогических кадров.

В современном образовании «профессиональная компетентность будущего учителя» на сегодняшний день выступает основным критерием качества подготовки выпускников высших образовательных учреждений.

Сущность концептуальных требований к профессиональной компетентности сводится к расширению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения эффективности профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом, которая наиболее полно отражает весь спектр требований, предъявляемых обществом и государством к специалисту XXI века. В связи с этим подготовка компетентных педагогов является одной из приоритетных задач современного профессионального педагогического образования.

Изучение и использование термина «профессиональная компетентность учителя» в современной науке приходится на 90-е гг. XX века. В настоящее время категория «профессиональная компетентность будущего учителя» является одной из ведущих в контексте современных требований, а также основной из характерных особенностей профессиональной компетентности учителя считается повышение роли субъекта в социальных преобразованиях и усовершенствования его способности понять динамику процессов и воздействия на их ход.

В трудах современных учёных, где рассматриваются общие научно-

теоретические положения профессиональной компетентности учителя, определяются его сущность, содержание и структура, условия формирования, имеющие огромное значение в русле наметившихся в это время тенденций развития педагогического образования, подразумевающих: ориентацию на высшее образование как условие приобретения профессии учителя, усиление психолого-педагогической подготовки (что проявилось в данный период в повышенном внимании ряда учёных к таким видам профессиональной компетентности учителя, как психологическая и психолого-педагогическая), разнообразие специализаций в рамках педагогической профессии, совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров.

Одновременно реформирование системы высшего образования Республики Узбекистан основано на учёте и внедрении в образовательный процесс школы, средне-специальные и высшие образовательные учреждения, современных информационных и педагогических технологий: проектного обучения, модульного обучения, рефлексивного обучения, контекстного обучения, проблемного обучения, компьютерного обучения и др. Указанная инноватика требует особой подготовки будущего учителя и определяет направления в изучении такого процесса подготовки как «профессиональная компетентность учителя», что находит отражение в исследованиях современных отечественных учёных за последние годы, где в фокусе изучения находятся: инновационные технологии в становлении профессионализма учителя, инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя, включение в учебный процесс высшего образовательного учреждения интерактивных методов, проблемы педагогической инноватики в контексте компетентностного подхода, использование информационных технологий в формировании профессиональной компетентности учителя.

Таким образом, с начала нового столетия процесс формирования профессиональной компетентности учителя рассматривается в контексте повышения как качества образования в целом, так и качества профессионально-педагогического образования в частности.

Определение соотношения профессиональной компетентности и профессионализма учителя осложняется тем, что термин «профессионализм» учителя не нашёл пока однозначного толкования в педагогических исследованиях. В трактовке различных учёных он рассматривается по-разному.

Педагог-профессионал - эксперт в системе научных знаний о человеке и целях воспитания, творец в созидании личности ученика, высококвалифицированный специалист, чётко знающий своё дело и постоянно готовый к работе. Наиболее полное описание требований к личности учителя-профессионала мы находим в трудах Авлони: любовь к детям, радость от общения с ними, глубокие знания, широкий кругозор, интерес к проблемам науки, педагогические и психологические знания, практические умения в различных сферах трудовой деятельности. Еще великий Ибн-Сино отмечал, что хороший учителя невозможен без знания своего предмета, умения передавать другим свои знания в совокупности с умением представить предмет или явление, умения разъяснять, объяснять явления, доказывать правильность своих утверждений, помогая учащимся усваивать, запоминать, применять, знания возрастных особенностей развития мышления и восприятия ребенка, преодоления естественных трудностей связи теории с практикой.

В исследованиях современных учёных основой профессионализма считается научно-теоретическая и практическая подготовка педагога. Ряд ученых рассматривает профессионализм как нормативные требования к личности человека. Такие учёные, считают, что основой профессионализма является совокупность высокого уровня психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в сочетании с оптимальными личностными качествами (соответствующий культурно-нравственный облик).

Известно, что одной их особенностей педагогической деятельности является творческий характер. Творчество - это слагаемое педагогического мастерства. Педагогическое мастерство не предопределяется врожденными особенностями, задатками личности педагога, а обусловлено уровнем его профессиональной компетентности. Как отмечает А.К. Маркова, «именно труд,

осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологий деятельности становится источником педагогического мастерства как сплава личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога».

Таким образом, профессиональная компетентность учителя как интеграция информации (комплекса разносторонних знаний) и опыта на основе профессионально значимых личностных качеств формирует потенциал творческого педагога и доказывает взаимосвязь таких категорий, как профессиональная компетентность педагога, педагогическое мастерство и творчество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Речь Президента на IX сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан, август, 1997 года. - Ташкент: Шарк, 1998. - 63 с;

2. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Адольф. - М., 1998;

3. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство: Учебное пособие для магистров всех специальностей.-Ташкент: ТГПУ им. Низами, 2003;

4. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной практике [Текст] // Педагогика. - 2003;

5. Муслимов Н.А., Уразова М.Б., Профессиональная компетентность будущего учителя: теория и технология обучения, Ташкент: ТГПУ. -2014

Makhmudova M.F.

Uzbek State University of World Languages (Tashkent, Uzbekistan)

ABOUT THE FORMATION AND CORRELATION PROFESSIONAL COMPETENCE THE FUTURE TEACHER

Abstract: this article is devoted to the problem of formation and correlation of professional competence of a future teacher. The article analyzes the education system in the Republic of Uzbekistan. The author argues that the essence of the conceptual requirements for professional competence is reduced to the expansion of knowledge, skills and abilities necessary to improve the effectiveness of professional activity and life in general, which most fully reflects the full range of requirements imposed by society and the state to a specialist of the XXI century. In this regard, the training of competent teachers is one of the priorities of modern professional pedagogical education.

Keywords: education system, professional competence, professional activity, teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.