Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ УЗБЕКИСТАНА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ-ТРЕНЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мойдинова Э.К.

В данной научной статье раскрываются понятия «компетенция» и «компетентность», а также некоторые моменты исследования, которые выявляют актуальные проблемы в формировании профессиональной компетенции будущих учителей Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мойдинова Э.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF UZBEKISTAN

This scientific article reveals the concepts of "competence" and "competence", as well as some aspects of the study that identify current problems in the formation of professional competence of future teachers in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ УЗБЕКИСТАНА»

Мойдинова Э.К. докторант

Узбекский государственный университет мировых языков

Узбекистан, г. Ташкент

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ УЗБЕКИСТАНА

Аннотация: В данной научной статье раскрываются понятия «компетенция» и «компетентность», а также некоторые моменты исследования, которые выявляют актуальные проблемы в формировании профессиональной компетенции будущих учителей Узбекистана.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, педагогическая компетентность, педагог-тренер, профессиональная подготовка.

Moydinova E. K. doctoral student Uzbek State University of World Languages

Uzbekistan, Tashkent

FEATURES OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF UZBEKISTAN

Abstract: This scientific article reveals the concepts of "competence" and "competence", as well as some aspects of the study that identify current problems in the formation of professional competence of future teachers in Uzbekistan.

Keywords: competence, competence, professional competence, pedagogical competence, teacher-coach, professional training.

Происходящие в мире социально-экономические и научно-технические изменения предъявляют новые комплексные требования к системе образования Узбекистана, а также подходам к подготовке будущих специалистов. Такие требования реализуются с помощью концепции «компетентность», которая сочетает в себе качества профессионально, психологически и социально значимого человека. На современном этапе развития высшего образования, связанном с переходом на грамотную модель обучения, актуализируется проблема профессиональной подготовки будущих учителей, осуществляется пересмотр цели и содержания образования, методов и технологий обучения, а также результатов обучения в соответствии с требованиями компетентности.

Закон Республики Узбекистан «Об образовании» № ЗРУ-637 от 9 сентября 2020 года даёт следующее определение понятию «образование» — системный процесс, направленный на предоставление обучающимся

глубоких теоретических знаний, умений и практических навыков, а также на формирование общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, развитие способностей. Согласно статье 11 данного Закона, высшее образование предусматривает подготовку высококвалифицированных кадров по специальностям бакалавриата и магистратуры. Двухуровневая подготовка играет важную роль в формировании профессиональных компетенций будущих учителей [1; 6-7].

Следует отметить, что в научной литературе существует неоднозначное понимание содержания понятий «компетенция» и «компетентность». Так, А.В. Хуторской считает, что необходимо различать понятия компетенция и компетентность, иногда воспринимаемые как синонимы [8]. Он описывает компетентность как совокупность взаимосвязанных личностных качеств (знаний, умений, навыков, способов деятельности), а компетенцию как наличие у человека соответствующей компетентности. Российский исследователь Э.Ф. Зеер предлагает следующее понимание: компетенции — обобщенные способы действий, позволяющие человеку реализовать свою компетентность на практике [2]. Шотландский учёный Дж. Равен определяет компетентность как своеобразную способность, необходимую для продуктивного выполнения определённого действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные познания, особого рода предметные способности, способы мышления, а также осознание ответственности за свои действия [9]. По мнению И.А. Зимней, компетенции — это потенциальные, скрытые психологические новообразования, раскрывающиеся как компетентности человека в его деятельностных проявлениях [3].

Под компетенцией большинство авторов понимают комплексную характеристику личностных качеств, результат обучения выпускников для выполнения деятельности в определённых областях. Компетентность — ситуативная категория, выражающаяся в готовности к выполнению какой -либо деятельности в определённых (проблемных) ситуациях.

Среди ключевых компетентностей учёные, в частности И.А. Зимняя, выделяют следующие: 1) компетентности, относящиеся к самому себе как личности, предмету деятельности, общению; 2) компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию; 3) компетентности, связанные с деятельностью человека [3]. Компетентность, как и компетенция включает когнитивный, ценностно-мотивационный и эмоционально-волевой компоненты.

Исследование понятия «компетентность» позволяет выявить личностные характеристики специалиста, которые включают личное отношение и компетенции по отношению к объекту деятельности. Дж. Равен считает, что компетенцию можно определить, как степень вовлечённости человека в деятельность [9]. В рамках такого понимания можно говорить о компетенции, которую нужно условно назвать «общая способность к деятельности», а из основных её аспектов выделить: готовность к постановке

целей, готовность к оценке, готовность к действию, готовность к размышлениям. А.Н. Леонтьев определяет компетенцию как наличие знаний для успешной деятельности [5], а З.З. Кирикова заключает, что способность творчески подходить к профессиональной деятельности — это есть компетентность [4].

Итак, компетенция — это качество личности, которое проявляется в форме способности и желания работать, основанное на знаниях и опыте или обладании соответствующих навыков, включая личное отношение человека к предмету деятельности. Компетенция характеризует личность в первую очередь как работника определённых сфер производства, науки или культуры. Под «компетентностью» мы понимаем совокупность реализуемых знаний, умений, отношения к делу специалиста, обладающего способностью к профессиональной деятельности.

В своём научном исследовании, в основу которого лёг анализ термина «компетенция», мы говорим о формировании профессиональной компетентности студентов - будущих учителей Узбекистана, зависящей от полученных знаний, умений, отношения к работе, качества преподавания; описываем виды деятельности (профессионально-педагогические и практические), зависящие от учебно-производственного процесса.

Ниже схематично отражены аспекты анализа теории, где выделяются составляющие компетенции (знания, умения, отношение, качество), виды компетенций (общие, объективные, методические). Смотрите рисунок 1.

Рис. 1. Схема компетенции

Наряду с неоднозначностью трактовки категорий «компетентность» и «компетенция» незакрытым остаётся вопрос определения профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность будущих учителей определяется характеристиками его/её личных качеств, включая профессиональные компетенции. Наличие профессионализма учителя способствует эффективной и адекватной деятельности в разных сферах образования. Сегодня востребован способный организатор, владеющий

навыками педагогического анализа, прогнозирования результатов педагогической деятельности и знаниями её наиболее эффективных способов.

Изменения в современной образовательной системе Узбекистана ставят акцент на необходимости профессионализма учителей, т.е. повышении их профессиональной компетентности. Главная цель современного образования - соотношение текущим и будущим потребностям личности, общества и страны, подготовка неоднозначно развитой личности, гражданина страны, способного к социальной адаптации в обществе, к началу трудоустройства, самообразованию и самосовершенствованию. Открытый учитель, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий учебный процесс - залог достижения поставленных целей. Поэтому в настоящее время резко возросла потребность в квалифицированном, творческом, конкурентоспособном учителе, способном обучить человека в современном, стремительно меняющемся мире.

Вслед за А.Н. Писаренко можно определить профессиональную компетентность как «... совокупность личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся обществе, в среде своей профессиональной деятельности, максимально использовать свои способности, приспосабливаясь к потребностям общества» [6].

Из приведённых выше определений видно, что профессиональная компетентность - термин широкого содержания. Помимо конкретных профессиональных навыков, необходимых для работы, подобная компетентность состоит из знаний, определённых личностных качеств и т. д.

Исходя из современных требований к образовательному процессу, стало возможным выделить основные пути развития профессиональной компетентности будущих учителей:

1. Работа в педагогических союзах, творческих коллективах;

2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;

3. Инновационная деятельность, развитие новых образовательных технологий;

4. Различные формы образовательной поддержки;

5. Активное участие в образовательных конкурсах, мастер -классах, мастерских, занятиях, форумах и фестивалях;

6. Обобщение собственного педагогического опыта;

7. Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ).

Мы считаем, что профессиональная компетентность педагога получает

новую интерпретацию, интегрируя знания, умения, опыт и личные качества, обеспечивая профессиональное развитие и самореализацию специалиста.

Соглашаясь с точкой зрения Е.И. Скафы, отметим, что формирование профессиональной готовности специалиста означает овладение студентами знаниями по общим и специальным (профессиональным) дисциплинам, практическими умениями и навыками, развитие личностных профессиональных качеств, раскрытие креативного потенциала личности,

овладение методикой работы с новыми технологиями [7]. Таким образом, готовностью к профессиональной компетентности выпускника образовательного учреждения, можно считать овладение профессиональной компетентностью.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время в Узбекистане ведётся подготовка специалистов высшей квалификации, особое внимание уделяется вопросам профессиональной компетентности. При подготовке будущих учителей в вузах Узбекистана учитывается не только мировой опыт модернизации содержания, методов обучения и образования, но и осуществляется собственный поиск решений.

Использованные источники:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан № ЗРУ-637 «Об образовании» 9.11.2020 г.

2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. - № 3.

3. Зимняя И.А. «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании». Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

4. Кирикова З. З. Профессиограмма как инструмент формирования и уточнения компетенций работника /З. З. Кирикова // Высшее образование сегодня. 2009. - № 5. - С. 30-33.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004.

6. Писаренко А.Н. Формирование профессиональной межкультурной компетентности студентов: дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Писаренко. -Саратов, 2011. - 202 с.

7. Скафа Е. И. Средства формирования методической компетентности будущего учителя в системе эвристического обучения математике / Е. И. Скафа // Mathematics and Informatics: Journal of Education Research. - Sofia, 2013. -Vol.56, number 3. - С.211-223.

8. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. научн. тр. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.

9. Raven J. Competence in modern society: identification, development and implementation. Moscow, Kogito-Center, 2002. 396 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.