О ФОРМИРОВАНИИ ФРОНТОВ ВОЛН В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ ИЛИ ПЕНИИ Тошмуродов Б.У. Email: Toshmurodov6114@scientifictext.ru
Тошмуродов Бахриддин Умарович - преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по вокалу, тех, кто стремится понять природу певческого голосового аппарата и повысить свой вокальный уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о современных курсах и методиках по вокальному искусству и возможностях повышения уровня вокального мастерства. Обсуждаются книги, где приведены понятие человеческого голоса с позиций медицины, особенности строения певческого аппарата, механизмы его работы, охраны и гигиены, а также вокальная методика.
Ключевые слова: педагог, вокал, музыка, учитель, голосовой аппарат.
FORMATION OF WAVE FRONTS IN VOCAL MUSIC OR SINGING
Toshmurodov B.U.
Toshmurodov Bakhriddin Umarovich - Lecturer, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, FACULTY OF ART HISTORY, NAVOISTATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVAI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is intended for a wide range of readers: music teachers, vocal teachers, those who seek to understand the nature of the singing vocal apparatus and improve their vocal level. The purpose of the article is to expand the readers' understanding of modern courses and techniques in vocal art and the possibilities of increasing the level of vocal skill. Books are discussed that describe the concept of the human voice from the standpoint of medicine, the structural features of the singing apparatus, the mechanisms of its work, protection and hygiene, as well as the vocal technique. Keywords: teacher, vocals, music, teacher, vocal apparatus.
УДК 781
Уникальный, неповторимый, особый дар, который подарила человеку природа -голос. С одной стороны, это то, что помогает нам общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. С другой - это певческий голосовой аппарат, такой необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.
Научиться петь может каждый и в этом вопросе нет возрастных ограничений. Но для успешного овладения вокальным искусством необходимо хорошее воображение, терпение и ежедневная практика. Если человек хочет научиться петь действительно красиво и грамотно, то ему понадобится не один год ежедневных распевок, систематических занятий.
И первое, что необходимо узнать - это все о дыхании и вокальной опоре. Ведь очень часто бывает так, что поем очень много, с утра до вечера, а не имеем никакого положительного результата, потому что делает акцент не на том, на чем необходимо делать.
Екатерина Квернадзе - исполнительница, педагог и автор специальной методики по базовому вокальному дыханию, вокалистка танцевального фанк-коллектива Beatcom работала в общеобразовательной школе в качестве преподавателя по музыке,
где создала группу из детей. 11-12 лет и разработала для них плановую методику. Именно эта практика дала ей точно понять, есть ли у человека хорошая вокальная интонация в момент пения или нет, но здоровое дыхание необходимо любому человеку [6].
Не менее важным вопросом для любого певца является вопрос поиска вокальной опоры. Это определенное ощущение, которое возникает во время пения. Опору вокалисты и певцы ощущают и описывают по-разному. В книге «Как развить певческий голос» З.И. Аникеевой и Ф.М. Аникеева описаны упражнения, помогающие почувствовать опору, а также эффективные упражнения, направленные на развитие певческого дыхания. и артикуляционного аппарата вокалиста, которые авторы, на основании многолетней работы с профессионалами, считают наиболее эффективными. Приведены приёмы, улучшающие физическую выносливость и укрепляющие психическую сферу певца, и советы по наиболее рациональной организации режима певца в повседневной жизни [1,3].
Далее стоит обратить внимание, что в настоящее время существует много обучающих курсов по вокалу, а благодаря всемирной сети интернет, занятия вокалом стали доступны каждому. Однако, несмотря на разнообразие методик постановки голосового аппарата, хороший, то есть понятный для обычного обывателя материал, найти очень тяжело. На примерах наиболее эффективных методик стоит остановиться подробнее.
Курс Ирины Цукановой «Пой со мной». Методика Ирины Цукановой -потрясающая, поскольку, представляет собой какой-то необыкновенный, и в то же время грамотный по содержанию синтез музыкальных жанров. Данная методика разработана Ириной таким образом, что научиться петь может как новичок, так и профессионал может значительно расширить свои вокальные пределы. Ирина Цуканова - лучший педагог по вокалу, основатель школы разножанрового вокала improviNation. Она одна из немногих педагогов, которая не только может рассказать в теории о вокале, но является реально поющим человеком, следовательно, может все показать на практике. [7].
Школа вокала Вероника Воршип - известного педагога по вокалу. Она является ведущим специалистом вокального обучения в русскоязычном мире. Вероника первая, из русскоязычных учителей, начала преподавать профессиональный вокал через систему Skype. Ее передача: «Вокальный успех с Вероникой Воршип» транслируется на четырех спутниковых каналах в США, Канаде, западной Европе и на территории стран СНГ. «Доступность, профессионализм и эффективность» три главных отличительных черты ее методики обучению вокалу [9].
Еще один известный преподаватель Кирилл Плешаков-Качалин - руководитель «Школы Природного Голоса», автор песен и солист группы «Кирилл ТВ», участник телепередач о голосе на центральных и местных каналах. После прохождения его курсов по вокалу ученик приобретет красивый чувственный харизматичный голос, что придает ему уверенность в себе. Когда человеку нравится звучание его голоса, он не боится выражать свои мысли и чувства. Помимо этого, Кирилл учит тому, что голос - это уникальный инструмент человека, которым он должен гордиться и заботиться о нем, сохраняя и развивая. Тренер утверждает, что с помощью пения можно снимать стресс и насыщаться жизненной энергией [8].
Но прежде, чем заниматься, необходимо ознакомиться со специальной литературой по пению.
В книге «Гигиена голоса для певцов» автор И.Б. Бархатова раскрывает понятие человеческого голоса с позиций медицины, знакомит с особенностями строения певческого аппарата, механизмами его работы, охраны и гигиены, а также вокальной методики [2, 3].
Замечательная книга А.М. Вербова «Техника постановки голоса» раскрывает оригинально-прогрессивный подход к певческому голосу. Вербов как врач и певец,
анализируя работу мышечной системы голосового аппарата во время певческой фонации, дает педагогам и учащимся вполне точные, основанные на знаниях анатомии, физиологии и акустики указания для возбуждения к действию мышц, способствующих правильному голосообразованию.
Серия книг «Голос» - это уникальные книги по обучению такому популярному в современном мире искусству, как пение. Самоучитель по вокалу - книга, которая поможет вам научиться петь, даже если вы никогда не занимались пением профессионально. В ней дана годовая программа обучения вокалу, которая поможет вам самостоятельно поставить хороший голос. Авторы раскрывают все мифы об искусстве пения; предостерегают от возможных ошибок относительно голосового аппарата, которые может допустить новичок в этой области. Все упражнения и тренировки построены на базе отечественных, родных и близких нам песен [5,3].
Голос - это удивительный музыкальный инструмент, им надо научиться владеть и на этом инструменте может научиться играть каждый из нас, главное - желание. Ведь желание проживать свои впечатления через вокальное искусство - это уже 50% успеха для артиста. Дальше трудолюбие, ежедневные занятия, систематическое саморазвитие, посредством чтения специальной литературы, просмотр мастер-классов, а главное побольше практики и успех обязательно придёт.
Список литературы / References
1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY. № 3(66), 2021. 57-60 стр.
2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. 99: 21-2 (2020), C. 58-61.
3. Мажитов Ш.М. Музыкальные навыки как орудие методического обучения в общеобразовательной школе // Аcademy, 2021. 69-72.
4. Азимов А.К. «Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании» // Аcademy 2021. С. 72-75.
5. Жумаев С.С. Интерактивные технологии обучения музыке // Аcademy, 2021. С. 6669.
6. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности // Проблемы науки. № 1 (60), 2021. Стр. 46-48.
7. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.
8. Саидий С.Б.-З. Влияние музыки на человека // Аcademy, 2021. С. 63-66.
9. Саидий С. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. 21. 2020. 327-329 с.
10.Абдуллаев А.Х. Нравственное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство // аcademy, 2021. С. 60-63.
11. Абдуллаев А. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. 21, 2020. 27-29 с.
12.ХалиловаХ.Х. Эффективные способы изучения музыки // Аcademy, 2021. С. 81-84.
13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование, 2021. № 2 (77). Часть 2. Стр. 94-97.
14. Азимов А.К. Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании / Аcademy 2021 С. 72-75.
15. Иннатуллаев М.Н. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // Аcademy, 2021. С. 75-78.
16. Мухамадиева Р.У. Хоровое искусство и управление хором // Аcademy, 2021 С. 7881.
17.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY. № 3 (66), 2021. 57-60 стр.
18.Холиков К.Б. Музыка и психология человека // Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. Вып. 21 (2020). 440-443.
19.Холиков К.Б. Вокальная культура как психологический феномен // Актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века. сборник научных статей, 2020. Киев. 118-121 стр.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО МАТЕМАТИКЕ Дониёров Н.Н. Email: Doniyorov6114@scientifictext.ru
Дониёров Негмурод Нормуродович - преподаватель, кафедра дифференциальных уравнений, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации и проведения внеклассных занятий по математике в общеобразовательных школах. Внешкольная деятельность отличается от уроков своими организационно-методическими особенностями. Не секрет, что в системе общего среднего образования, как и в других дисциплинах, широко используются различные дидактические средства и игровые технологии при обучении математике. Однако существует потребность в формулировании и разработке новых методов и средств обучения для преподавания математики и повышения интереса учащихся к науке. Для того, чтобы хотя бы частично удовлетворить эту потребность, в данной статье основное внимание уделяется организации и проведению внеклассных мероприятий. Внеклассное занятие также важно для высшего образования.
Ключевые слова: компетентность, ребус, викторина, олимпиада, внеклассная деятельность.
ORGANIZATION AND CONDUCTING OUT-OF-CLASS MATH
CLASSES Doniyorov N.N.
Doniyorov Negmurod Normurodovich - Lecturer, DEPARTMENT OF DIFFERENTIAL EQUATIONS, FACULTY OF PHYSICS AND MATHEMATICS, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the issues of organizing and conducting extracurricular activities in mathematics in secondary schools. Extracurricular activities differ from lessons in their organizational and methodological characteristics. It is no secret that in the system of general secondary education, as in other disciplines, various didactic means and game technologies are widely used in teaching mathematics. However, there is a need to formulate and develop new teaching methods and tools for teaching mathematics and increasing student interest in science. In order to at least partially satisfy this need, this article focuses on the organization and conduct of extracurricular activities. Extracurricular activities are also important for higher education. Keywords: competence, rebus, quiz, Olympiad, extracurricular activities.
УДК 37.02