Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ ПЕНИИ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ ПЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
92
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагог/ вокал/ музыка/ учитель/ голосовой аппарат/ пения. / teacher / vocals / music / teacher / vocal apparatus / singing.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Вокальная или певческая позиция, как уже ясно из названия, вокальная или певческая позиция – это позиция, которая нужна для пения. Другими словами, это позиция всех составляющих голосового аппарата, начиная от диафрагмы и брюшной полости и заканчивая кончиком языка. Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по вокалу, тех, кто стремится понять природу певческого голосового аппарата и повысить свой вокальный уровень. Цель статьи – расширить представления читателей о современных курсах и методиках по вокальному искусству и возможностях повышения уровня вокального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENTING THE RESULTS OF MEASUREMENTS OF THE BREATHING PARAMETERS CONTROL SYSTEM IN VOCAL STUFF

A vocal or singing position, as the name suggests, a vocal or singing position is a position that is needed for singing. In other words, this is the position of all components of the vocal apparatus, from the diaphragm and abdominal cavity to the tip of the tongue. The article is intended for a wide range of readers: music teachers, vocal teachers, those who seek to understand the nature of the singing vocal apparatus and improve their vocal level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about modern courses and techniques in vocal art and the possibilities of increasing the level of vocal skill.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ ПЕНИИ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 3 I 2021

ISSN: 2181-1601

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ ПЕНИИ

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Вокальная или певческая позиция, как уже ясно из названия, вокальная или певческая позиция - это позиция, которая нужна для пения. Другими словами, это позиция всех составляющих голосового аппарата, начиная от диафрагмы и брюшной полости и заканчивая кончиком языка. Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по вокалу, тех, кто стремится понять природу певческого голосового аппарата и повысить свой вокальный уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о современных курсах и методиках по вокальному искусству и возможностях повышения уровня вокального мастерства.

Ключевые слова: педагог/ вокал/ музыка/ учитель/ голосовой аппарат/ пения.

PRESENTING THE RESULTS OF MEASUREMENTS OF THE BREATHING PARAMETERS CONTROL SYSTEM IN VOCAL STUFF

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

A vocal or singing position, as the name suggests, a vocal or singing position is a position that is needed for singing. In other words, this is the position of all components of the vocal apparatus, from the diaphragm and abdominal cavity to the tip of the tongue. The article is intended for a wide range of readers: music teachers, vocal teachers, those who seek to understand the nature of the singing vocal apparatus and improve their vocal level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about modern courses and techniques in vocal art and the possibilities of increasing the level of vocal skill.

Keywords: teacher / vocals / music / teacher / vocal apparatus / singing.

Пение — вокальное искусство.

С точки зрения своего происхождения, феномен пения возникал в период неолита как особая звуковая экспликация эмоционального строя, соединяющая смех и плач в одну целостную вокальную гамму чувств, и лишь в «пред-осевое время» в процесс пения устойчиво внедрились:

• инструментальные средства (арфа, флейта, барабан)

• семантико-речевой контекст.

Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Слова, благодаря пению, приобретают больший рельеф. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие. Для пения как искусства необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие.

Считается, что пение или, по крайней мере, мелодичные звуки предшествовали современной человеческой речи. Поэтому слова песни мозг усваивает лучше, нежели текст без музыкального сопровождения. Это объясняет также музыкальную природу многих фольклорных жанров, так как народное творчество играло роль не только развлечения, но и способа передачи информации как современникам, так и потомкам. По жанру [править | править код]

• Классическое (академическое) o оперное (итал. opera — работа);

o камерное (итал. camera — комната) исполнение арий, романсов;

• эстрадное — поп-музыка; развивалось параллельно с академической школой и происходит из разных фольклорных источников;

народное — народная музыка, напев, фолк-музыка; джазовое — джаз, поп-джаз. По количеству исполнителей [править | править код] сольное

ансамблевое (дуэт, трио и т. п.) хоровое

По стилю исполнения [править | править код] певучее — кантилена декламационное — речитатив экстремальное (рок-вокал) Пение без слов (напр., на гласную) — вокализ. При достаточно большом количестве научно-методической литературы по вокальной педагогике обучающихся довольно редко встречаются исследования вокальной анатомии и вокальной физиологии. Немногие педагоги, занимающиеся вопросами постановки голоса, делают акцент на физиологическом аспекте

развития голосового аппарата ученика. Незначительная часть педагогов-практиков в своей профессиональной деятельности опирается на принципы использования резонаторных объемов всего корпуса человека. Практика показала, что такая методика оказывается весьма продуктивной для развития и эффективного формирования вокального голоса обучающегося.

Суть которой заключается в поиске и обосновании теоретико- 4 методологических, содержательных и процессуальных основ процесса формирования вокального голоса обучающихся на основе резонансной техники пения. Принципиально значимы для данного исследования работы в проблемном поле психологии, раскрывающие особенности психических процессов и личностного развития при обучении пению.

Актуальность обозначенной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения».

- определены сущностные характеристики и содержательный базис формирования вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения с учетом современных тенденций развития вокальной педагогики и музыкального образования; - выявлены закономерности формирования вокальных навыков в зависимости от физиологического строения человека в целом и его голосового аппарата в частности; определены положительные и отрицательные аспекты применения резонансной техники для постановки голоса и обоснована необходимость использования резонансной техники пения в качестве продуктивного метода формирования певческих навыков обучающихся;

- разработана методика формирования вокальных навыков обучающихся на основе резонансного пения, реализуемая в условиях музыкальных учреждений различного уровня, системы общего, вузовского и дополнительного образования;

- разработана система критериев (ровность звука, глубина, сила и объем дыхания, правильность голосоведения и артикуляции, чистота голосоведения и интонирования, овладение образным стилем вокальной музыки) оценки качества вокальных навыков у обучающихся в вокальной студии, студентов педагогического вуза, а также в системе дополнительного образования.

Флорентийская вокальная школа, основоположником которой стал Джулио Каччини, характеризовалась тем, что диапазон исполняемых вокальных произведений строился в пределах октавы, далее для интонирования использовалась фальцетная певческая техника. Главными интервалами интонирования были секунды и терции- то есть, мелодия была максимально приближена к разговорной речи. Главное место в вокальном произведении занимал речитатив, кантилене отводилось лишь незначительное место. Этим

флорентийская вокальная школа мало отличалась от античного музыкального театра. Пение оставалось монотонным, негромким, в качестве сопровождения использовался небольшой инструментальный ансамбль, располагающийся за сценой. Римская вокальная школа стала родоначальницей такого вокального жанра, как оратория. Мелодико - гармонический склад первых кантат требовал особого способа звуковедения. Первые кантаты (сначала написанные только для солистов, немного позже появились и хоровые) состояли из вокальных ансамблей с особым речитативом, которые получили в вокальном исполнительстве название secco. Особенностями римской вокальной школы стала речевая мелодекламация и мужское пение - певцы-кастраты исполняли также и женские партии. Именно в неаполитанской вокальной школе сложился особый певческий стиль bel canto, который стал основой современной итальянской вокальной школы. Для стиля bel canto характерны плотная кантилена, обилие украшений, сложные импровизации, мелкая колоратурная техника.

Таким образом, сложилась совершенно непохожая на другие вокальная школа -русская, являющаяся симбиозом национальных певческих русских традиций и традиций классических академических итальянской и французской вокальных школ.

Для того, чтобы сформировать у ученика эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, педагог должен владеть некоторыми методическими приемами: перед началом прослушивания следует сообщить, как называется произведение, о чем будет музыка; музыка усваивается успешнее, если она сопровождается показом иллюстраций, объяснением отдельных эпизодов пьесы, беседой о прослушанном. «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.».

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие».

REFERENCES

1.ХОЛИКОВ КБ. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ // №3(66) МАРТ 2021 .НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. ПРОБЛЕМЫ НАУКИ ACADEMY // 57-60 СТР.

2.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ //

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

3.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ВЕСТНИК ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ/ 440- 443

4.ХОЛИКОВ К Б. ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ФИЛОСОФИИ XXI ВЕКА СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ/ 118-121 СТР.

5.ХОЛИКОВ КБ. «АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

6.ХОЛИКОВ К.Б. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

7.ХОЛИКОВ КБ. «ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 21811601

8.ХОЛИКОВ К. Б. ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ. ЦЕЗУРА, ЕЕ ПРИЗНАКИ. ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ. МЕЛОДИЯ. ТЕМА. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

9.ХОЛИКОВ К. Б. ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

10.Х0ЛИК0В К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

11. ХОЛИКОВ К. Б. «КОЛЕСО НАВЫКОВ» КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОМОЩИ СОИСКАТЕЛЯМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УПРАВЛЕНИЮ ХОРОМ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

12. ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

13. ХОЛИКОВ К. Б. ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО, ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

14. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

15. ХОЛИКОВ К. Б. ГАРМОНИЯ К УПРАЖНЕНИЮ ГОЛОСА ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ПРИ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

16. ХОЛИКОВ К. Б. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

17. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ОБЩЕГО РЕШЕНИЯ ДИКТАНТА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

18. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА ПО СФЕРЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВО СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

19. ХОЛИКОВ К. Б. МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ТЯГОТЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ МНОГОГОЛОСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКЕ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

20. ХОЛИКОВ К. Б. ПОДБОР СОСТАВА ХОРА И ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10- 13 ЛЕТ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

21. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

22. ХОЛИКОВ К. Б. ПРОБЛЕМАТИКА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ - МУЗЫКАНТОВ В СФЕРЕ ФОРТЕПИАНО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

23. ХОЛИКОВ К. Б. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

24. ХОЛИКОВ К. Б. НОВЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ВОВРЕМЯ ПЕНИИ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

25. ХОЛИКОВ К. Б. ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ИНСТРУМЕНТОМ ВОЗБУЖДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПРИ КОЛЛЕКТИВНОМ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

26. ХОЛИКОВ К. Б. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГАРМОНИИ И АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

27. ХОЛИКОВ К. Б. РОЛЬ ТЕОРЕТИЧНОСТИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ, ГАРМОНИИ И ПОЛИФОНИИ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 3 I 2021

ISSN: 2181-1601

28. ХОЛИКОВ К. Б. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ШКОЛЕ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

29. ХОЛИКОВ К. Б. СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

30. ХОЛИКОВ К. Б. О СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ТРЕХ АККОРДОВ - ТОНИКИ, СУБДОМИНАНТЫ И ДОМИНАНТЫ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.