САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ работы студентов по сферы ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ ХОРОМ
Шамшод Аскар ртли Лутфуллаев
Студент второго курса при БГУ факультета искусствознаний, кафедры
«Музыкальное образование»
АННОТАЦИЯ
Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по вокалу, тех, кто стремится понять природу певческого голосового аппарата и повысить свой вокальный уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о современных курсах и методиках по вокальному искусству и возможностях повышения уровня вокального мастерства.
Ключевые слова: педагог/ вокал/ музыка/ учитель/ голосовой аппарат/ пения.
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE SPHERE OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF CHORUS
Shamshod Askar ugli Lutfullaev
Second year student at BSU, Faculty of Art Studies, Department of Music Education
ABSTRACT
The article is intended for a wide range of readers: music teachers, vocal teachers, those who seek to understand the nature of the singing vocal apparatus and improve their vocal level. The purpose of the article is to expand the readers' understanding of modern courses and techniques in vocal art and the possibilities of increasing the level of vocal skill.
Key words: teacher / vocals / music / teacher / vocal apparatus / singing.
Под самостоятельной работой студентов понимается планируемая учебная, учебно-исследовательская, а также научно-исследовательская работа студентов, которая выполняется во внеаудиторное время по инициативе студента или по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Хор (др.-греч. хорос «толпа»), также хоровой / певческий коллектив — музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.
Хор отличается
от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как
минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек, исполняющих одну и ту же партию.
Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено, так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a капелла. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило, на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a капелла. Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под кифару, также игравшую в унисон с хором.
Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.
• смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
• хор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, также как и в смешанном, исполняются мужчинами;
• мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
• женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
• детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека. С точки зрения манеры пения различают:
• академические хоры — поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
• народные хоры — поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.
По количеству участников различают:
вокально-хоровой ансамбль — от 12 до 20 участников; камерные хоры — от 20 до 30-50 участников; средние хоры — от 40 до 60-70 участников; большие хоры — от 70 до 120 участников;
сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно -просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), некоммерческие, церковные и учебные хоры.
REFERENCES
1.ХОЛИКОВ К.Б. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ // №3(66) МАРТ 2021 .НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. ПРОБЛЕМЫ НАУКИ ACADEMY // 57-60 СТР.
2.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ //
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
3.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ВЕСТНИК ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ/ 440- 443
4.ХОЛИКОВ К Б. ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ФИЛОСОФИИ XXI ВЕКА СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ/ 118-121 СТР.
5.ХОЛИКОВ КБ. «АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
6.ХОЛИКОВ КБ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
7.ХОЛИКОВ КБ. «ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 21811601
8.ХОЛИКОВ К. Б. ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ. ЦЕЗУРА, ЕЕ ПРИЗНАКИ. ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ. МЕЛОДИЯ. ТЕМА. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
9.ХОЛИКОВ К. Б. ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
10.ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
11. ХОЛИКОВ К. Б. «КОЛЕСО НАВЫКОВ» КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОМОЩИ СОИСКАТЕЛЯМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УПРАВЛЕНИЮ ХОРОМ
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
12. ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
13. ХОЛИКОВ К. Б. ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО,
ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
14. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
15. ХОЛИКОВ К. Б. ГАРМОНИЯ К УПРАЖНЕНИЮ ГОЛОСА ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ПРИ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
16. ХОЛИКОВ К. Б. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
17. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ОБЩЕГО РЕШЕНИЯ ДИКТАНТА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
18. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА ПО СФЕРЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВО СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
19. ХОЛИКОВ К. Б. МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ТЯГОТЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ МНОГОГОЛОСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКЕ
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
20. ХОЛИКОВ К. Б. ПОДБОР СОСТАВА ХОРА И ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10- 13 ЛЕТ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
21. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
22. ХОЛИКОВ К. Б. ПРОБЛЕМАТИКА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ - МУЗЫКАНТОВ В СФЕРЕ ФОРТЕПИАНО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
23. ХОЛИКОВ К. Б. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
24. ХОЛИКОВ К. Б. НОВЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ВОВРЕМЯ ПЕНИИ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
25. ХОЛИКОВ К. Б. ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ИНСТРУМЕНТОМ ВОЗБУЖДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПРИ КОЛЛЕКТИВНОМ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
26. ХОЛИКОВ К. Б. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГАРМОНИИ И АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
27. ХОЛИКОВ К. Б. РОЛЬ ТЕОРЕТИЧНОСТИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ, ГАРМОНИИ И ПОЛИФОНИИ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
28. ХОЛИКОВ К. Б. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ШКОЛЕ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
29. ЛУТФУЛЛАЕВ ШАМШОД АСКАР УГЛИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К МЕТОДИКЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ВОСПИТАНИИ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
30. ЛУТФУЛЛАЕВ ШАМШОД АСКАР УГЛИ «ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКИ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601