Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, ФУНКЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

О ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, ФУНКЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административно-правовая основа / дисциплина / служебная дисциплина / правовая основа / органы внутренних дел / принципы / соблюдение / сотрудник органов внутренних дел / концептуальные подходы / правоохранительные функции / оборона / безопасность / administrative and legal basis / discipline / service discipline / legal basis / internal affairs bodies / principles / compliance / an employee of the internal affairs bodies / conceptual approaches / law enforcement functions / defense / safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Андреевна Савельева

В статье на основе сравнительного анализа положений нормативных правовых актов сделан вывод об относительном единстве подходов к определению содержания, направлений и средств обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел и в иных федеральных органах исполнительной власти, что позволяет сформировать единые концептуальные основы обеспечения служебной дисциплины и оформить их в виде документа стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the formation of a unified concept of ensuring service discipline in federal executive bodies performing law enforcement functions, functions in the field of defense and state security

Based on a comparative analysis of the provisions of regulatory legal acts, the article draws a conclusion about the relative unity of approaches to determining the content, directions and means of ensuring service discipline in the internal affairs bodies and in other federal executive bodies, which makes it possible to form a unified conceptual framework for ensuring official discipline and formalize them as a strategic planning document.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, ФУНКЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 342.92 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-7-216-219

О ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, ФУНКЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В статье на основе сравнительного анализа положений нормативных правовых актов сделан вывод об относительном единстве подходов к определению содержания, направлений и средств обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел и в иных федеральных органах исполнительной власти, что позволяет сформировать единые концептуальные основы обеспечения служебной дисциплины и оформить их в виде документа стратегического планирования.

Ключевые слова: административно-правовая основа, дисциплина, служебная дисциплина, правовая основа, органы внутренних дел, принципы, соблюдение, сотрудник органов внутренних дел, концептуальные подходы, правоохранительные функции, оборона, безопасность.

Annotation. Based on a comparative analysis of the provisions of regulatory legal acts, the article draws a conclusion about the relative unity of approaches to determining the content, directions and means of ensuring service discipline in the internal affairs bodies and in other federal executive bodies, which makes it possible to form a unified conceptual framework for ensuring official discipline and formalize them as a strategic planning document.

Keywords: administrative and legal basis, discipline, service discipline, legal basis, internal affairs bodies, principles, compliance, an employee of the internal affairs bodies, conceptual approaches, law enforcement functions, defense, safety.

Четко разработанная правовая основа является важнейшим фактором и средством эффективного обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел1. Различные вопросы обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел уже рассматривались в юридической науке2. Также в юридической науке затрагивались и правовые средства обеспечения служебной дисциплины3. Однако для полного раскрытия всех аспектов данной темы требуется проведение целого ряда научных исследований, в том числе и сравнительно-пра-вовых4.

Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в от-

Анна Андреевна САВЕЛЬЕВА, адъюнкт Академии управления МВД России, начальник отделения учета отдела по работе с личным составом ФКУ НПО «СТиС» МВД России MargoSaveljeva1982@mail.ru

дельные законодательные акты РФ» от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф35 содержит главу 7 «Служебная дисциплина в органах внутренних дел».

В части 1 ст. 47 данного Федерального закона дается определение служебной дисциплины.

В части 2 ст. 47 сформулировано, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

Глава 7 данного ФЗ включает следующие статьи: ст. 47 «Служебная дисциплина»; ст. 48 «Меры поощрения»; ст. 49 «Нарушение служебной дисциплины»; ст. 50 «Дисциплинарные взыскания»; ст. 50.1 «Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции»; ст. 51 «Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий»; ст. 51.1 «Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел взысканий за коррупционные правонарушения»; ст. 52 «Служебная проверка». Словосочетание «обеспечение служебной дисциплины» встречается в названном Законе только один раз.

Обеспечение служебной дисциплины, как показало проведенное исследование, можно представить, прежде всего, как осуществляемую с использованием установленных форм и методов деятельность уполномоченных субъектов, направленную на достижение осознанного, базирующегося на высоком правосознании, чувстве долга и патриотизме, соблюдения сотрудниками органов внутренних дел установленных нормативными правовыми актами, а также правомочными решениями уполномоченных должностных лиц порядка и правил выполнения ими своих служебных обязанностей и реализации предоставленных для этого прав. Эта деятельность связана с применением определенных мер воздействия, и прежде всего мер поощрения и мер дисциплинарного принуждения, а также иных мер воздействия6.

В пункте 1 Указа Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел РФ»7 прямо говорится, что Дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ (далее — ДУ ОВД) утверждается в соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 в целях обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел. Устанавливается, что ДУ ОВД распространяется на сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированных к федеральным органам исполнительной власти, к иным государственным органам или организациям, с учетом установленных законодательством РФ осо-

бенностей прохождения службы в указанных органах (организациях).

В пункте 4. ДУ ОВД устанавливается, что служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается:

а) личной ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей;

б) соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел (подразделения), условий заключенного с сотрудником контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, правил ношения форменной одежды;

в) неукоснительным исполнением сотрудником приказов и распоряжений руководителя (начальника), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральным законам;

г) соблюдением требований к служебному поведению сотрудников;

д) поддержанием сотрудником уровня квалификации, необходимого для выполнения служебных обязанностей;

е) воспитанием сотрудников, формированием у них высоких личных и деловых качеств, сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей;

ж) ответственностью руководителя (начальника) за состояние служебной дисциплины среди подчиненных;

з) осуществлением повседневного контроля со стороны прямых и непосредственных руководителей (начальников) за выполнением подчиненными служебных обязанностей;

и) обоснованным применением руководителями (начальниками) в отношении подчиненных мер поощрения и дисциплинарных взысканий;

к) уважением руководителем (начальником) чести и достоинства подчиненных.

Практически аналогичные направления обеспечения служебной дисциплины закреплены в п. 4 Дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы РФ8.

Сравнительный анализ показывает, что в ранее принятых нормативных правовых актах направления обеспечения служебной дисциплины определялись не так полно.

Например, в п. 4. Дисциплинарного устава таможенной службы РФ (утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 13969) закрепляет-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

ся, что служебная дисциплина обеспечивается за счет:

1) личной ответственности каждого сотрудника за исполнение своих должностных обязанностей;

2) строгого соблюдения сотрудниками правил внутреннего распорядка в таможенном органе, порядка работы со служебной информацией, установленных правил ношения форменной одежды, корректного поведения при исполнении своих должностных обязанностей;

3) поддержания каждым сотрудником уровня квалификации, необходимого для исполнения своих должностных обязанностей;

4) постоянного контроля начальника таможенного органа за исполнением подчиненными своих должностных обязанностей, умелого сочетания и справедливого применения начальниками мер убеждения и принуждения.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ (утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 149510) применительно к воинской дисциплине оперирует категорией «достижение», а не «обеспечение», закрепляя в п. 4, что воинская дисциплина достигается:

1) воспитанием у военнослужащих сознательного повиновения командирам (начальникам), боевых, морально-политических и психологических качеств;

2) знанием и соблюдением военнослужащими законов РФ, других нормативных правовых актов РФ, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права;

3) личной ответственностью каждого военнослужащего за исполнение обязанностей военной службы;

4) поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка всеми военнослужащими;

5) четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;

6) повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

7) созданием в воинской части (подразделении) необходимых условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы.

Анализ законодательства о служебной дисциплине в органах внутренних дел, в органах уголовно-исполнительной системы, а также в иных федеральных органах исполнительной власти позволяет сделать вывод о формировании единых подходов к обеспечению служебной дисциплины, единых направлений ее обеспечения, что будет способствовать формированию единой концепции обеспечения служебной дисциплины в федеральных органах исполнительной власти, выполняющих правоохранительные функции, функции в области обороны страны и обеспечения ее безопасности.

Данный вывод позволяет применять единые или сходные подходы к определению понятия служебной дисциплины, направлений ее обеспечения, средств обеспечения, правового положения всех субъектов отношений, связанных с обеспечением служебной дисциплины, а также обеспечить единые требования к подготовке документов стратегического планирования в области обеспечения служебной дисциплины в целом и в каждом органе, в частности, в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в РФ» от 28 июня 2014 г. № 172-Ф311.

Это может служить достижению цели сделать правовое регулирование прохождения службы в правоохранительных органах более универсальным и однообразным. В частности, это касается вопросов правового регулирования поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников федеральных органов исполнительной власти, которые могут быть объединены по признаку их принадлежности к правоохранительным органам РФ, реализующим свою компетенцию в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопас-ности12.

1 См.: Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ / Отв. ред. A.A. Опалев. М., 2017. 512 с; Редкоус В.М. Административно-правовое регулирование подготовки специалистов для федеральных органов исполнительной власти // Военное право. 2019. № 6 (58). С. 77—81;

Редкоус В.М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов государственной безопасности // Гос. служба и кадры. 2020. № 5. С. 248—250; Савельева A.A. К вопросу о понятии и содержании служебной дисциплины в системе государственной службы // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 10. С. 486.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

2 См.: Николаев А.Г. Дифференциация дисциплинарных проступков // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 1. С. 57—59;

Николаев А.Г. Дисциплинарная онтология // Вестник Восточно-Сибирского ин-та МВД России. 2019. № 4 (91). С. 227—234;

Николаев А.Г. Аксиология дисциплинарного принуждения // Право и государство: теория и практика. 2019. № 11 (179). С. 245—246; и др.

3 См.: РедкоусВ.М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов внутренних дел // Гос. служба и кадры. 2020. № 4. С. 214;

Редкоус В.М. Некоторые особенности регламентации трудовых отношений в связи с допуском граждан к государственной тайне // Гос. служба и кадры. 2020. № 3. С. 192;

Редкоус В.М. К вопросу о совершенствовании трудового законодательства в свете внесения в 2020 году изменений в Конституцию РФ // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4. С. 153.

4 См.: Глобализация — безопасность государства — национальные интересы: доктрина права и правовая жизнь: Монография / Кол. авт. Тамбов, 2020. 476 с.; Редкоус В.М. О нормативном закреплении принципов трудового законодательства в трудовых кодексах государств — участников СНГ // Закон и право. 2020. № 12. С. 90—92;

Савельева А.А. Административно-правовая основа обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних

дел. Опыт государств — участников СНГ // Закон и право. 2021. № 4. С. 193—195; и др.

5 СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. I). Ст. 7020.

6 Савельева А.А. Обеспечение служебной дисциплины в органах внутренних дел: понятие, правовая основа, принципы, режим // Гос. служба и кадры. 2020. № 5. С. 251—254.

7 СЗ РФ. 2012. № 43. Ст. 5808.

8 Приказ Министерства юстиции РФ от 12.09.2019 № 202 «Об утверждении дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» // www.pravo.gov.ru

9 Указ Президента РФ от 16.11.1998 № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 47. Ст. 5742.

10 Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 47 (ч. I). Ст. 5749.

11 СЗ РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.

12 См.: Доктрина права и безопасность в современном мире: Монография / Отв. ред. Р.В. Пузиков, Я. Зелинь-ский. Тамбов, 2020. 495 с.;

Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере Российской Федерации: Монография / ИГП РАН. М., 2020. Ч. I. 384 с.; Правовая политика в сфере публичного права: проблемы и пути решения: Монография / Отв. ред. М.П. Петров, Р.В. Пузиков. Тамбов, 2010. 610 с.; и др.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.