Научная статья на тему 'О формировании духовно-нравственной культуры обучающихся с ОВЗ в процессе преподавания литературы'

О формировании духовно-нравственной культуры обучающихся с ОВЗ в процессе преподавания литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / NATIONAL EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / HUMANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раковская Ольга Леопольдовна, Сергеева Марина Георгиевна

В статье авторы рассматривают содержание процесса формирования духовно-нравственной культуры обучающихся с ОВЗ и приходят к выводу, что, находясь в процессе изменения мировоззрения, возможностей и целей человека, уже сегодня можно обозначить те процессы, с которыми сталкивается современное общество в ситуации духовно-нравственного кризиса и которые требуют пристального научно-психологического внимания. Необходим поиск новых принципиальных подходов к анализу психолого-педагогических аспектов духовно-нравственного воспитания ребёнка с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раковская Ольга Леопольдовна, Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS IN THE TEACHING OF LITERATURE

In the article the author considers the content of the process of formation of spiritual and moral culture of students with disabilities and comes to the conclusion that being in the process of changing the worldview, capabilities and goals of man, today it is possible to identify the processes faced by modern society in a situation of spiritual and moral crisis and that require close scientific and psychological attention. It is necessary to search for new fundamental approaches to the analysis of psychological and pedagogical aspects of spiritual and moral education of a child with disabilities.

Текст научной работы на тему «О формировании духовно-нравственной культуры обучающихся с ОВЗ в процессе преподавания литературы»

переводоведение: актуальные вопросы и перспективы исследования: сб. статей. - Чебоксары, ЧГУ им. И.Н. Ульянова. 2015. - С. 239-244.

6. Пушкина К.В., Николаева Н.В. Роль эмоционального компонента в мотивации студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку // Лингвистика, лингводидактика, переводоведение: актуальные вопросы и перспективы исследования: сб. статей. - Чебоксары, ЧГУ им. И.Н. Ульянова. 2016. - С. 236-240.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед.вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - С. 39-63.

8. Шайкина О. И. Актуализация современных педагогических тенденций в процессе преподавания иностранных языков. Метод кейсов // Молодой ученый. - 2011. - №12. Т.2. - С. 151-154.

9. Gavin Dudeney, Nicky Hockly. How to teach English with technology. - Harlow23: Pearson Educated Limited, 2007. - 192 p.

10. Hull M.Whose needs are we serving? How is the Design of Curriculum for English for Medical Purposes Decided? - 2004 - 411 p.

11. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes. Cambridge: Cambridge University Press; - 1987.

12. Robinson PC. English for Specific Purposes. - Oxford: Pergamon Press; - 1980.

Педагогика

УДК:376.2

кандидат педагогических наук Раковская Ольга Леопольдовна

Государственное бюджетное учреждение «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» (ГБУ «КРОЦ») (г. Москва); доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)

О ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. В статье авторы рассматривают содержание процесса формирования духовно-нравственной культуры обучающихся с ОВЗ и приходят к выводу, что, находясь в процессе изменения мировоззрения, возможностей и целей человека, уже сегодня можно обозначить те процессы, с которыми сталкивается современное общество в ситуации духовно-нравственного кризиса и которые требуют пристального научно-психологического внимания. Необходим поиск новых принципиальных подходов к анализу психолого-педагогических аспектов духовно-нравственного воспитания ребёнка с ОВЗ.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, национальное воспитание, духовно-нравственная культура, гуманизация, гуманитаризация, развитие.

An^tatton. In the article the author considers the content of the process of formation of spiritual and moral culture of students with disabilities and comes to the conclusion that being in the process of changing the worldview, capabilities and goals of man, today it is possible to identify the processes faced by modern society in a situation of spiritual and moral crisis and that require close scientific and psychological attention. It is necessary to search for new fundamental approaches to the analysis of psychological and pedagogical aspects of spiritual and moral education of a child with disabilities.

Keywords: spiritual and moral education, national education, spiritual and moral culture, humanization.

...влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...

К.Д. Ушинский

Введение. Образование важно не само по себе, оно неразделимо с аспектом воспитательным. Россия -страна с многовековой историей, культурные традиции которой определяли мировоззрение народа. Проблема духовно-нравственного воспитания юношества давно решается на государственном уровне, ей уделяется особое внимание. Для того чтобы общество смогло сохранить уникальную культуру, необходимо передавать - наследовать духовные, ценностные ориентиры, не потерявшие своей значимости и сегодня.

Русская литература является средоточием гуманизма и гармонии. У А.И. Солженицына читаем: «Чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои - он ищет справедливости и добра». Хотелось бы, чтобы современные школьники стремились к нравственным первоосновам: справедливости и добру и в поисках духовных ориентиров и ценностей обращались в первую очередь к миру художественной литературы.

В новом образовательном стандарте по литературе значительно усилена духовно-нравственная составляющая предмета и определены цели изучения литературы: воспитание духовно-развитой личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Изложение основного материала статьи. Духовные ценности - категория, указывающая на социальное, культурное значение идей, теорий, образов, рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого».

Нравственность - правила, определяющие личностное поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. Нравственное воспитание - целенаправленное формирование у обучающихся системы моральных отношений к людям, обществу, Родине, самому себе.

Вопросы духовно-нравственной проблематики на уроках литературы обучающиеся с ОВЗ решают уже с пятого класса, которые к 7-8 классу рассматриваются ими намного более осмысленно. Особенно нравятся учащимся уроки-диспуты, уроки-споры, заставляющие анализировать и рассуждать.

Так, например, при изучении «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова ребята строят свои рассуждения «Сильный или слабый человек Кирибеевич?», размышляя о том, в чем истинная сила характера: в страстях, влекущих человека за собою на погибель, или в духовной стойкости, побеждающей страстные порывы?

При изучении повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя - «Прав ли Тарас, убивая своего сына?» - ответы можно услышать самые разные, но важно, что, решая очень сложные жизненные вопросы, дети учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, опираясь на тот нравственный потенциал, который заложен в отечественной литературе. Русская классическая литература напоминает постоянно, что есть истина, помогает в ее постижении, используя исторический и духовный опыт, накопленный нашими предшественниками, пробуждает сознание к решению «вечных» вопросов, предостерегает молодое поколение от заблуждений и ошибок.

Часто (уже с пятого класса) практикуются на уроках сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: о совести, милосердии, сострадании, благородстве. «Совесть - это то, что сидит глубоко внутри меня и не дает мне покоя, если я что-то делаю не так...» (Настя, 7 класс), «Милосердие - это желание помочь всем, кто в этом нуждается, понимание самого себя, нужность людям.» (Алиса, 7 класс), «Сострадание - это сопереживание, когда больно не за себя, а за другого человека, когда проживаешь его жизнь.» (Иван, 7 класс). Невероятно значимы творческие работы учеников (даже самые малые): видишь, достиг ребенок каких-либо определенных результатов или нет, смог ли он разобраться в прочитанном или запутался совсем, нашел ли он ответ на поставленный вопрос или нет.

Дети переживают самый трудный этап своего духовного становления - этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка.

Найти ответы на свои вопросы они могут в художественном произведении, ведь в процессе восприятия художественного текста ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки [3].

Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах жизни, о сложной судьбе героев произведений, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.

Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам, по содержанию, в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа.

Седьмой класс открывает подготовительный период по изучению историко-литературного курса в старших классах. Перед учащимися с ОВЗ в 7 классе стоит задача увидеть художественное время и художественное пространство в литературе, прошлое нашей Родины, какие художественные способы и средства находит автор, чтобы высветить многообразие душевного состояния героя, вызвать к ним личностное отношение читателя, раскрыть и свое видение сложной проблемы и характера персонажей.

На основе словарной работы, проводимой на уроках по изучению рассказа, составляется словарь с объяснением слов, передающих различные состояния, чувства человека: обида - ...; радость -...; блаженный -слепое сердце - недуг - терзать - потешиться - глумление - утолять страдание - ....

Достичь результатов в работе помогают современные педагогические технологии (технологии личностно-ориентированного обучения, предметно-ориентированные, диалоговые, игровые, проектные), а также современные формы и методы обучения, которые позволяют повышать эффективность уроков и прививать интерес к предмету, формировать у учащихся художественный вкус, мировоззрение. Для решения вопросов духовно-нравственного воспитания на уроках литературы практикуются уроки-исследования, уроки-путешествия, беседы, семинары, дискуссии, виртуальные экскурсии, которые заставляют задуматься о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье, о жизни. Очень важным, на мой взгляд, элементом служит применение на занятиях с детьми поисковых методов:

> метода эвристической беседы,

> метода проблемного изложения нового материала путем создания проблемных ситуаций,

> самостоятельного поиска решений,

> метода анализа художественного произведения.

Основная цель преподавателя литературы - обучая, развивать и воспитывать. Грамотное воспитание способно предотвратить формирование отрицательных свойств личности и стимулировать формирование положительных качеств, обеспечивать устойчивость подростков к неблагоприятному влиянию среды [1].

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно-нравственной личности;

• развитие читательской культуры, устной и письменной речи;

• овладение умениями чтения и анализа художественного произведения.

Методы наглядного, словесного, частично-поискового, творческого, исследовательского обучения позволяют достичь поставленных целей. Дидактический материал к определенному виду урока можно составить и сгруппировать по тематике (добро и зло, смелость и трусость, дружба и предательство и т.д.).

Особую роль в воспитании, развитии современного подростка приобретают тексты художественного произведения направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему, будущему и т.д. При этом самого пристального внимания преподавателя требует эмоционального звучание текста, то настроение, которое передает автор.

Анализ текста художественного произведения является важнейшей формой учебной деятельности на уроках литературы. Такой вид работы позволяет выяснить авторскую позицию, высказывать свое личное мнение и делать свой моральный выбор - путь, ведущий к сердцу подрастающего человека. Выполняя маленькое конкретное задание (например, выявление роли одного эпитета в стихотворной строке) или

работая над сочинением после изучения романа, отвечая на проблемный вопрос, обучающийся должен принять для себя альтернативное решение - это значит выбрать между добром и злом, сочувствием и безразличием, смелостью и трусостью, честностью и обманом, верностью и предательством.

Главное назначение учителя - быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность создается совместным творческим трудом.

Задачей учителя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. Еще К.Д. Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д. Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

Четко формулируем тему урока, часто проблемную, которая звучит со знаком вопроса. Обсуждаем с детьми название темы, чтобы сформулировать цель.

Например, «Легче жить по совести или без совести?» (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть») и др. Работаем с текстом художественного произведения (комментированное чтение, анализ поступков героев, выводы).

Дети читают на уроках вслух, чтобы слышали самих себя. Во время комментированного чтения останавливаемся на нужных моментах и отвечаем на проблемные вопросы, создаются проблемные ситуации. Ребята постепенно начинают активно участвовать в беседе.

Каждый имеет право высказаться. Дети не боятся говорить. Чувствуют себя вполне уверенно, даже если ошибаются. Затем по вопросам анализируем текст и делаем выводы. В каждом классе есть самые активные ребята, которые помогают вести урок.

При изучении художественных произведений обсуждаем те «вечные» проблемы, которые будут интересны всегда. Возникает диалог с учениками. На уроке литературы могу, опираясь на текст художественного произведения поговорить о любой волнующей учеников проблеме.

Нравственное воспитание невозможно без психологической культуры. А разве она мыслима без понимания законов развития личности, без умения осмыслить душевное состояние?

На уроках литературы раскрывается перед учениками психологический мир персонажей и тем самым побуждает их к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Активно используется такая форма самостоятельной работы как сочинение-рассуждение, постепенно провоцируя учащихся на необходимость иметь собственную позицию, уметь ее отстаивать. Предлагаются такие темы, которые требуют нравственного осмысления, сопоставления себя с литературным героем. Например, «Можно наказать любовью, жалостью и пониманием?», «Как не стать Ионычем?», «Стоит ли платить маленькой подлостью за будущее благополучие?» и др.

Ценность нравственного воздействия письменных творческих работ (сочинений, эссе, ответов на проблемные вопросы) очевидна, так как дети сами ставят нравственные проблемы на своем возрастном уровне их языком. Считаю главным то, что они не столько говорят о проблемах нравственности, сколько их решают для себя, а в будущем, скорее всего, это выразится в поступке. Особенно важным в работе филолога вижу, создание атмосферы «творческого комфорта», «общего вдохновения» на уроке. Почему не все ученики пишут искренне? Возможно, боятся быть непонятыми.

Предлагаются темы, которые увлекают ребят, являются актуальными для определенного возраста и доступными, побуждающими каждого к нравственному самоанализу, но не провоцирующие детей на излишнюю откровенность. Каждая работа требует индивидуального подхода, поэтому комментарии (2-3 предложения) в виде пожелания, похвалы обязательно даю после проверочной работы.

Нравственное воспитание личности ребёнка с ОВЗ - одна из самых важных задач коррекционной школы. Это закономерно, потому что в жизни современного общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

В процессе духовно-нравственного воспитания школа формирует у ребенка чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Стержнем воспитания, определяющим духовно-нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Учитель пытается помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и, возможно, повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие [2].

В нравственном воспитании детей с ОВЗ определяющее значение имеет личный пример педагога, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю, воспитателю. Если для отношений между педагогом и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности.

Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Итогом беседы является яркое, убедительное слово педагога, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям.

Выводы:

- нравственное воспитание детей является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка с ОВЗ;

- развитие этических представлений, чувств и предполагает становление его отношений к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе [4];

- у детей с ОВЗ формируются нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры, что позволяет им как можно раньше сделать свой нравственный выбор, в чем, бесспорно, помогает им урок литературы - урок жизни, урок взросления, урок нравственности.

Литература:

1. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016.

2. Иовчук Н.М. Вопросы психического здоровья детей и подростков / Н.М. Иовчук. - М.: Книга по требованию, 2016.

3. Ратнер Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. - М.: Владос, 2014.

4. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

Педагогика

УДК: 373.1

аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования Репкина Юлия Анатольевна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» (г. Москва)

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Аннотация. В настоящее время в нашей стране наблюдается ряд положительных перемен, касающихся психологической службы образования. Среди основных тенденций в данной сфере отдельного внимания заслуживает интенсивное развитие и трансформация системы психологической службы образования. Кроме того, серьезными изменениями можно считать формирование советов и центров, занимающихся планированием ее работы и координированием ее действий. Немаловажным представляется также создание и использование системы мониторинга.

Ключевые слова: психологическая служба образования, начинающий специалист, факторы профессиональной адаптации.

Annotation. Now in our country a number of the positive changes concerning psychological service of education is observed. Among top trends in this sphere of special attention intensive development and transformation of a system of psychological service of education deserves. Besides, serious changes can be considered formation of the councils and centers which are engaged in planning of its work and coordinating of its actions. Also creation and use of a system of monitoring is represented important.

Keywords: psychological service of education, the beginning expert, factors of professional adaptation.

Введение. Система мониторинга дает возможность проводить тщательный анализ и давать адекватную оценку психологической службы образования. При этом, по мнению ряда авторов (в частности, Рубцова В.В., Степановой М.А., Пахальяна В.Э. и проч.), решение некоторых проблемных моментов по-прежнему требует пристального внимания. К таковым, например, можно отнести отсутствие единства, своеобразную оторванность теории психологии образования от практики. Помимо этого, на сегодняшний день общепринятая концепция практической психологии образования еще не выработана. В существенном совершенствовании нуждается нормативно-правовая база, регламентирующая работу психологов в рамках образовательных учреждений. Ко всему вышеперечисленному следует прибавить низкое качество профессиональной подготовки специалистов-психологов, отсутствие обеспечения на должном уровне средствами труда, а также кадровую проблему, заключающуюся в том, что психологи не желают работать в образовательных организациях [7]. Причем из образовательных учреждений уходят как психологи, имеющие значительный опыт и стаж работы в этой сфере, так и молодые специалисты, проработавшие всего 1 или 2 года. В этом отношении показательны наблюдения Любимовой Г.Ю., Родиной О.Н., Набдаевой C.B., Мочанова О.Н. и других авторов [5, 9, 11]. Они указывают на то, что все меньшее число психологов, оканчивающих вузы, поступает на работу в образовательные организации. Вместе с тем все больше специалистов покидают систему образования, предпочитая трудиться в других сферах. Это приводит к увеличению потребности в специалистах-психологах со стороны образовательных учреждений, снижению качества услуг, оказываемых педагогами-психологами, ухудшению имиджа психологической службы как в образовательной отрасли, так и в целом в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.