Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДА У УЧАСТНИКОВ ОСВОЕНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ СЫПУЧИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ АВТОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ'

О ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДА У УЧАСТНИКОВ ОСВОЕНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ СЫПУЧИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ АВТОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
15
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ СЫПУЧИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ / АВТОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ДОХОДЫ УЧАСТНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Попов С.М., Лавленцева М.А.

Проектами развития автодорожной инфраструктуры регионов предусматривается использование крупных источников поставки сыпучих строительных материалов поскольку это позволяет минимизировать расходы на их приобретение и доставку к местам ведения работ. В то же время во многих регионах имеются собственные месторождения таких материалов, зачастую расположенные вблизи строящихся магистралей. Однако возможность использования таких небольших месторождений сопряжено с необходимостью проведения экономической оценки добычи и доставки стройматериалов, а также обеспечения интересов всех возможных частников этой деятельности. В результате проведенных исследований разработан методический инструментарий позволяющий производить экономическую оценку целесообразности использования конкретных локальных месторождений сыпучих строительных материалов для развития автодорожной инфраструктуры регионов. Кроме этого сформированный инструментарий позволяет производить оценку экономических интересов возможных участников использования таких месторождений и условия ее удовлетворения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Попов С.М., Лавленцева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE FORMATION OF INCOME FOR PARTICIPANTS IN THE DEVELOPMENT OF DEPOSITS OF BULK CONSTRUCTION MATERIALS FOR THE ROAD INFRASTRUCTURE OF THE REGIONS

The projects for the development of the road infrastructure of the regions provide for the use of large sources of supply of bulk building materials, since this allows minimizing the cost of their purchase and delivery to the work sites. At the same time, many regions have their own deposits of such materials, often located near highways under construction. However, the possibility of using such small deposits is associated with the need to conduct an economic assessment of the extraction and delivery of building materials, as well as to ensure the interests of all possible participants in this activity. As a result of the research, methodological tools have been developed that allow for an economic assessment of the feasibility of using specific local deposits of bulk building materials for the development of the road infrastructure of the regions. In addition, the formed toolkit makes it possible to assess the economic interests of potential participants in the use of such deposits and the conditions for its satisfaction.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДА У УЧАСТНИКОВ ОСВОЕНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ СЫПУЧИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ АВТОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ»

О формирование дохода у участников освоения месторождений сыпучих строительных материалов для автодорожной инфраструктуры регионов

со см о см

о ш т

X

<

т О X X

Попов Сергей Михайлович

доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики в МГРИ, s.popov@inbox.ru

Лавленцева Мария Александровна

заместитель генерального директора АО «Управление механизации № 4, m.lavlentseva@gmail.com

Проектами развития автодорожной инфраструктуры регионов предусматривается использование крупных источников поставки сыпучих строительных материалов поскольку это позволяет минимизировать расходы на их приобретение и доставку к местам ведения работ. В то же время во многих регионах имеются собственные месторождения таких материалов, зачастую расположенные вблизи строящихся магистралей. Однако возможность использования таких небольших месторождений сопряжено с необходимостью проведения экономической оценки добычи и доставки стройматериалов, а также обеспечения интересов всех возможных частников этой деятельности. В результате проведенных исследований разработан методический инструментарий позволяющий производить экономическую оценку целесообразности использования конкретных локальных месторождений сыпучих строительных материалов для развития автодорожной инфраструктуры регионов. Кроме этого сформированный инструментарий позволяет производить оценку экономических интересов возможных участников использования таких месторождений и условия ее удовлетворения.

Ключевые слова: территориальные месторождения сыпучих строительных материалов, автодорожное строительство, доходы участников использования локальных месторождений

Программы развития автодорожной инфраструктуры регионов сопряжены с необходимостью поставок большого количества сыпучих строительных материалов. В то же время в силу того что во многих регионах имеется собственные запасы различных природных ресурсов возникает закономерный вопрос о экономической целесообразности их использования.

Выполненный анализ экономико-производственных условий для использования локальных месторождений сыпучих строительных месторождений регионов позволил установить виды необходимых параметры которые следует оценивать при решении задач о целесообразности выбора месторождения и участников его освоения.

Для установления зависимостей величины дохода, который может быть получен в различных природно-производственных условиях для организации хозяйственной деятельности участников использования локальных месторождений сыпучих строительных материалов для развивающейся автодорожной инфраструктуры, в работе были определены исходные условия, среди которых:

1. Установление дохода, который может быть получен за счет экономии затрат (Зпр), образующейся в результате частичного замещения некоторого объема сыпучих строительных материалов из проектных источников поставки на материалы с более низкими затратами (Зр), добытые из локальных месторождений, расположенных вблизи строящейся региональной автодорожной магистрали, рис. 1.

2. Проектные затраты на поставку сыпучих строительных материалов (Зпр) состоят из затрат на закупку у крупного оптового поставщика и затрат на их транспортировку к местам использования, расположенным вдоль всей строящейся трассы (от оптового склада «0» до точки окончания строительства трассы <^»).

3. Величина затрат на транспортировку сыпучих строительных материалов характеризуется некоторой тенденцией роста по мере увеличения дальности транспортировки.

4. Себестоимость (или отпускная цена) производства (добычи) сыпучих строительных материалов в локальных месторождениях, как правило, должна быть выше таких показателей, заложенных в проектах по развитию местных автодорожных инфраструктур, в силу того, что такие месторождения характеризуются значительно меньшим объемом запасов (в сравнении с проектными производителями) и, соответственно, меньшей производственной мощностью.

3, руб.

аз

О 1] 12 ь Ц Ь,км

_ ЗР* уровень суммарных проектных затрат на приобретение и

ренного проектом развития автодорожной инфраструктуры (индекс «п»), или на горном предприятии, разрабатывающем локальное месторождение (индекс «г»). Далее среди учитываемых параметров рассмотрен такой параметр, как дальность транспортировки сыпучих строительных материалов 1пй1 от складов оптового поставщика или с локального месторождения к любой точке строительства, расположенной на строящемся объекте автодорожной инфраструктуры. При этом в параметр дальности транспортировки сыпучих строительных материалов включено расстояние от оптовых складов до начальной точки строящегося объекта (Д1), рис. 2.

транспортировку ПГС, руб.;

- Зр, зависимость затрат на добычу и транспортировку ПГС от места расположения карьера вдоль трассы, руб.

| ■:■ . | | область формирования дохода от сопутствующей добычи

ПГС в зависимости от места расположения карьера вдоль трассы, руб. 3 - затраты на ПГС для транспортной инфраструктуры, руб.; [ - участок расположения трассы, км.

Рисунок 1. Характер тенденций формирования суммарных

затрат на обеспечение объектов региональной инфра-

структуры сыпучими строительными материалами при проектном и сопутствующем вариантах хозяйственной деятельности предполагающих использование близлежащих локальных месторождений

5. Себестоимость (или цена) транспортировки сыпучих строительных материалов из локальных месторождений, в силу относительно меньших объемов и интенсивности поставки, также характеризуется более высоким уровнем по сравнению с аналогичными показателями заложенными в проектах развития автодорожных инфраструктур.

6. В соответствии с условиями, изложенными в п.п. 4 и 5, суммарные проектные затраты на поставку материалов будет оставаться одинаковыми при строительстве автомагистрали (рис.2.2), а суммарные затраты при сопутствующем способе поставки материалов зависят от места расположения локального месторождения по отношению к строящейся трассе. При этом, уровень суммарных затрат при сопутствующей деятельности будет ниже проектных суммарных затрат для обеспечения поставок материалов (вероятнее всего не в краевых а в центральной части строящейся магистрали).

В соответствии с вышеизложенным последовательно были получены выражения и соотношения, необходимые для установления зависимостей величины дохода от параметров производственно-хозяйственной деятельности по обеспечению сыпучими строительными материалами развивающейся автодорожной инфраструктуры региона.

В выполненной последовательности действий по формированию искомых зависимостей были учтены отличительные особенности условий для ведения производственно-хозяйственной деятельности по обеспечению сыпучими строительными материалами объектов развивающейся региональной автодорожной инфраструктуры.

При этом на первом этапе были рассмотрены условия для ведения хозяйственной деятельности, предусмотренной проектными решениями по развитию автодорожной инфраструктуры.

В составе этих условий были выявлены и учтены в дальнейшем при построении зависимостей такие параметры, как цена приобретения сыпучих строительных материалов у оптового крупного поставщика, предусмот-

Рисунок 2. Характер тенденций формирования затрат на обеспечение объект инфраструктуры сыпучими строительными материалами при проектном и сопутствующем вариантах хозяйственной деятельности предполагающих использование близлежащих локальных месторождений

Еще одним из параметров использующемся для оценки затрат на поставку сыпучих строительных материалов к строящемуся объекту автодорожной инфраструктуры в работе принят объем поставляемых материалов сП(г).

Одним из ключевых параметров в оценке затрат на поставку сыпучих строительных материалов является величина себестоимости транспортных работ С^р.

Поскольку величина эксплуатационных затрат зависит от комплекса влияющих факторов, то в работе, в дополнение к уже рассмотренным, были учтены такие как грузоподъемность применяемых для транспортировки автомашин вк и их количество .

Рассмотренные выше параметры позволили сформировать зависимость затрат на поставку сыпучих строительных материалов для объектов развивающейся инфраструктуры при проектном и при комбинированном (с использованием локальных месторождений) решениях по материальному обеспечению развития автотранспортной инфраструктуры:

зп(0 = + Q^>L^>Сlkp (2.1),

тпО)г>п(г)

п(г),п(г),,тр

тр

С

->сО)тР

где : З^''**" - затраты строительной (или горной) компании на доставку сыпучих строительных материалов в любую заданную точку строящейся магистрали «I», руб.;

I I

О

ГО

>

Л1

I

го гп

о

м о м со

со см о см

о ш т

X

<

т О X X

Ц£(р) - проектная (расчетная) цена сыпучих строительных материалов в месте отгрузки (карьер), руб./т; -объем сыпучих строительных материалов, доставляемых с места отгрузки (карьер) в некоторую заданную точку строящейся автомагистрали, т; С^р - проектная (расчетная) расценка (себестоимость) транспортировки 1т сыпучих строительных материалов на расстояние в 1км, руб./т.км; - дальность транспортировки сыпучих стройматериалов, км.; вк - грузоподьемность автомашин, т; Ык - количество автомашин, ед.

При установлении зависимости величины затрат на поставку сыпучих строительных материалов одним из параметров является стоимость (цена) материалов. В отличии от проектного решения задачи поставок материалов для условий ведения хозяйственной деятельности, предусматривающей использование локальных месторождений, эта стоимость состоит из двух слагаемых данного параметра, одним из которых является себестоимость добычи материалов С£°б, другим - расчетная величина прибыли, определяемая коэффициентом нормативной прибыли - &д°лпр.

Поскольку себестоимость добычи сыпучих строительных материалов зависит от ряда значимых факторов, то в работе были учтены такие дополнительные параметры, как М£ - производственная мощность карьера по добыче сыпучих строительных материалов, -объем запасов в месторождении сыпучих строительных материалов, - глубина залегания сыпучих строительных материалов.

В соответствии с вышеизложенным установленная зависимость величины эксплуатационных затрат на добычу сыпучих строительных материалов из локального месторождения может быть представлена следующим выражением:

СГб=/(М£-;дГпА) (2.3),

где: М£ - производственная мощность карьера по добыче сыпучих строительных материалов, т. в год; -объем запасов сыпучих строительных материалов, т; Ь.\ -глубина залегания сыпучих строительных материалов, м.

Тогда зависимость величины затрат на добычу сыпучих строительных материалов может быть представлена следующим выражением:

г.доб. _ лдобгдоб

= <г:

где : З

гдоб

(2.4)

затраты горной компании на добычу сы-

доб

цР _сдоб^дол.пр

(2.5)

сыпучих строительных материалов для развивающейся автодорожной инфраструктуры региона связано с необходимостью учета таких параметров стоимости, включаемых в эту категорию затрат, как: з™цг - стоимость лицензии на право разработки локального месторождения сыпучих строительных материалов, З^срг - величина затрат на вскрышные и горно-подготовительные работы при разработки локального месторождения сыпучих строительных материалов, з™фтр - величина затрат на создание (развитие) транспортной инфраструктуры, Зрекг - величина затрат на рекультивацию после отработки запасов карьера, З™нсг - величина затрат на консервацию избыточных запасов карьера.

В соответствии с вышеизложенным установлена следующая зависимость формирования капитальных затрат при использовании локальных месторождений сыпучих строительных материалов для развивающейся автодорожной инфраструктуры региона:

1

оГ.пр. _ ,-лиц.г , овск.г , оинф.тр ~рек.г 3иМ _ "Т "Т

. дкон.гч + )

(1 + е)£

(2.6)

где:

пучих строительных материалов, руб.; - объем добычи сыпучих строительных материалов, т; С£о6 - себестоимость добычи сыпучих строительных материалов в месте отгрузки (карьер), руб./т.

Соответственно, стоимость (цена) материалов, отгружаемых горнодобывающей компанией, может быть представлена выражением.

где: &долпр - среднерыночная (расчетная) норма прибыли для компании, занятой добычей и доставкой сыпучих строительных материалов к развивающейся автодорожной инфраструктур, доли ед.

Установление зависимости величины капитальных затрат при использовании локальных месторождений

i -индекс вида капитальных затрат формирующихся при использовании локальных месторождений сыпучих строительных материалов для развивающейся инфраструктуры региона; е - индекс ставки дисконтирования, доли ед.; З™р. - суммарная приведенная во времени величина капитальных затрат горного предприятия, занятого использованием локального месторождения сыпучих строительных материалов для развивающейся инфраструктуры региона, руб.; З™цг - стоимость лицензии на право разработки локального месторождения сыпучих строительных материалов для развивающейся инфраструктуры региона, руб.; З^срг - величина затрат на вскрышные и горно-подготовительные работы при разработки локального месторождения сыпучих строительных материалов для развивающейся инфраструктуры региона, руб.; з™фтр - величина затрат на создание (развитие) транспортной инфраструктуры, необходимой для доставки материалов от карьера до строящейся автомагистрали, при разработке локального месторождения сыпучих строительных материалов для развивающейся инфраструктуры региона, руб.; Зрекг - величина затрат на рекультивацию после отработки запасов карьера при разработке локального месторождения сыпучих строительных материалов для развивающейся инфраструктуры региона, руб.; З™нсг - величина затрат на консервацию избыточных запасов карьера при разработке локального месторождения сыпучих строительных материалов для развивающейся инфраструктуры региона, руб.

Основываясь на установленных выше зависимостях с учетом характера соотношений затрат, (рис. 2.3), выявлена зависимость величины экономического потенциала, образующегося за счет частичного замещения сыпучих строительных материалов из источника, предусмотренного проектом, на материалы, поставляемые из локального месторождения:

П, =

'I l —ó t —^

j) f (З^-З^м + f (3?t

t=l ¡ = 2

"З^К

(2.7)

Ч1 + е)£

где : П^ - величина экономического потенциала, который может быть получен при реализации проекта развития автодорожной инфраструктуры в результате замещения некоторой части сыпучих строительных материалов, поставляемых из источников, предусмотренных проектом, на материалы, добываемые в локальных месторождения, руб.; й1 - индекс шага интегрирования.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследованиями установлено, что доход от частичного замещения сыпучих строительных материалов, поставляемых от оптового поставщика на материалы, добываемые из локального месторождения, не может строго соответствовать величине установленного выше потенциала в силу того, что объем запасов месторождения не может соответствовать объему замещаемого сырья, который экономически будет рентабельным, даже без учета капитальных затрат. Кроме того, в процедуре реализации проекта при использовании локального месторождения может быть задействован не один участник - застройщик, а несколько.

Поэтому в работе установлены две зависимости формирования дохода от использования локальных месторождений сыпучих строительных материалов для развития региональной автодорожной инфраструктуры.

Одна из них, это зависимость величины дохода, который может получить застройщик в результате замещения некоторого проектного объема сыпучих строительных материалов на материалы, поставляемые из локального месторождения: т

/ (3?t

-Зр

d, +

J (З^-З^М -

-I"

ин.пр.

(2.8).

'(1 + е)£

Другая зависимость величины дохода, который может получить внешний участник (горнодобывающее предприятие) в результате использования вместо некоторого проектного объема сыпучих строительных материалов сырья, добываемого им из локального месторождения: т

р)кдол.пркдол.уч.^1 (2.9),

д-=1

+ СГ

(1 + е)£

где:

, дол.уч кк

- доля в уставном капитале горнодобывающей компании внешнего участника (участников), доли ед.; Д£ - величина дохода, который может быть получен компанией застройщиком в результате использования вместо некоторого объема сыпучих строительных материалов, предусмотренного проектом развития инфраструктуры материалами, сырья из локальных месторождений, руб.; И™,пр. - величина инвестиций в объекты создаваемой (модернизируемой) производственно-транспортной инфраструктуры горнодобывающего предприятия для производства сыпучих строительных материалов, руб.;

- величина дохода, который может быть получен горной компанией в результате добычи и доставки некоторого объема сыпучих строительных материалов для развития автодорожной инфраструктуры региона, руб.;

Qm - объем строительных материалов, поставленный горной компанией в результате добычи для развития автодорожной инфраструктуры региона, т.

Заключение.

В результате проведенных исследований разработан методический инструментарий позволяющий производить экономическую оценку целесообразности использования конкретных локальных месторождений сыпучих строительных материалов для развития автодорожной инфраструктуры регионов. Кроме этого сформированный инструментарий позволяет производить оценку экономических интересов возможных участников использования таких месторождений и условия ее удовлетворения.

Литература

1. Кузьмина А.О., Карпенко Н.В., Попов С.М., Рожков А.А. Экономическая оценка вариантов перспективного развития производственной подсистемы экспортно-ориентированных угольных компаний // Горная промышленность. 2021. № 4. С. 101-105.

2. Штейнцайг М.Р., Попов С.М. Методологические основы оценки экономического потенциала для ускорения развития углепромышленных комплексов // Инновации и инвестиции. 2021. № 4. С. 334-339.

3. Куликов В.В., Попов С.М., Гольдман Е.Л., Куликова А.С. Основы эколого-экономической оценки использования композитных материалов и конструкций при сооружении коммуникаций под водными объектами города // Горный журнал. 2020. № 3. С. 24-27.

4. Воднева О.И., Попов С.М., Рожков А.А. Формирование организационно-экономического механизма устойчивого развития экспортно-ориентированных угольных компаний // Уголь, № 7, 2019. - С.98-102.

5. Ефимов В.И., Коробова О.С., Попов С.М., Ефимова Н.В. Методологический подход к моделированию процессов природопользования // Известия тульского государственного университета. науки о земле. 2017. № 4. с. 18-27.

6. Ефимов В.И., Коробова О.С., Попов С.М., Ефимова Н.В. Пути решения проблем взаимодействия государства и горнодобывающего бизнеса при внедрении инновационных экологических технологий в кризисных условиях // Известия тульского государственного университета. науки о земле. 2016. № 4. с. 24-31.

7. Мясков А.В., Ильин А.С., Попов С.М. Экономические аспекты адаптации параметров производственной деятельности карьеров к изменениям на рынках сырьевых ресурсов_//_Горный журнал. 2017. № 2. с. 51-56.

8. Попов С.М., Ильин А.С. Применение метода маржинального анализа для управления параметрами производственной деятельности угольных разрезов в условиях кризиса // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2017. № 1. с. 165-174.

About the formation of income for participants in the development of deposits of bulk construction materials for the road infrastructure of the regions Popov S.M., Lavlentseva M.A.

MGRI, JSC «Management of Mechanization No. 4»

JEL classification: L61, L74, R53_

The projects for the development of the road infrastructure of the regions provide for the use of large sources of supply of bulk building materials, since this allows minimizing the cost of their purchase and delivery to the work sites. At the same time, many regions have their own deposits of

X X О го А С.

X

го m

о

м о м

CJ

such materials, often located near highways under construction. However, the possibility of using such small deposits is associated with the need to conduct an economic assessment of the extraction and delivery of building materials, as well as to ensure the interests of all possible participants in this activity. As a result of the research, methodological tools have been developed that allow for an economic assessment of the feasibility of using specific local deposits of bulk building materials for the development of the road infrastructure of the regions. In addition, the formed toolkit makes it possible to assess the economic interests of potential participants in the use of such deposits and the conditions for its satisfaction. Keywords: territorial deposits of bulk building materials, road construction,

income of participants in the use of local deposits References

1. Kuzmina A.O., Karpenko N.V., Popov S.M., Rozhkov A.A. Economic

assessment of options for the long-term development of the production subsystem of export-oriented coal companies. Mining industry. 2021. No. 4. pp. 101-105.

2. Steinzeig M.R., Popov S.M. Methodological foundations for assessing the

economic potential for accelerating the development of coal-mining complexes. Innovation and investment. 2021. No. 4. pp. 334-339.

3. Kulikov V.V., Popov S.M., Goldman E.L., Kulikova A.S. Fundamentals of

ecological and economic assessment of the use of composite materials and structures in the construction of communications under water bodies of the city. Mining magazine. 2020. No. 3. pp. 24-27.

4. Vodneva O.I., Popov S.M., Rozhkov A.A. Formation of the organizational

and economic mechanism of sustainable development of export-oriented coal companies // Coal, No. 7, 2019. - pp.98-102.

5. Efimov V.I., Korobova O.S., Popov S.M., Efimova N.V. Methodological

approach to modeling of environmental management processes. Proceedings of Tula State University. earth sciences. 2017. No. 4. pp. 18-27.

6. Efimov V.I., Korobova O.S., Popov S.M., Efimova N.V. Ways to solve

problems of interaction between the state and the mining business when introducing innovative environmental technologies in crisis conditions. Proceedings of Tula State University. earth sciences. 2016. No. 4. pp. 24-31.

7. Myaskov A.V., Ilyin A.S., Popov S.M. Economic aspects of adaptation of

parameters of production activity of quarries to changes in the markets of raw materials. Mining magazine. 2017. No. 2. pp. 51-56.

8. Popov S.M., Ilyin A.S. Application of the margin analysis method to control

the parameters of production activity of coal mines in a crisis. Mining information and Analytical bulletin (scientific and technical journal). 2017. No. 1. pp. 165-174.

fO CN O CN

O HI

m

X

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.