Научная статья на тему 'О формах Творительного падежа единственного числа в прозе Н.М. Карамзина'

О формах Творительного падежа единственного числа в прозе Н.М. Карамзина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
язык художественной литературы XVIII-XIX веков / язык прозы Карамзина / двусложные и односложные окончания творительного падежа единственного числа / the language of the 18th — 19th centuries fiction / the language of Karamzin’s fiction / two-syllable and monosyllabic endings of Instrumental singular case

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мамечков Степан Геннадьевич

В статье предпринята попытка рассмотреть употребление двусложных и односложных окончаний Тв.п. ед.ч. в языке художественной прозы Н.М. Карамзина, попытка выяснить, является ли Карамзин новатором или архаистом в этом отношении. Несмотря на то что в целом для Карамзина свойственна тенденция писать как говорят, ориентация на разговорную речь дворянского круга, как показывает наше исследование, в распределении односложных и двусложных окончаний Карамзин скорее архаист, чем новатор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Instrumental Singular Case Forms in N.M. Karamzin’s Prose

The article deals with the distribution of monosyllabic and two-syllable endings distribution of Instrumental singular case in N.M. Karamzin’s prose. The article finds out whether Karamzin is an archaist or an innovator. Although, in general, Karamzin has a tendency to write as they say, has the orientation to colloquial speech of the nobility, our research has shown that in the distribution of monosyllabic and two-syllable endings Karamzin is rather archaic than an innovator.

Текст научной работы на тему «О формах Творительного падежа единственного числа в прозе Н.М. Карамзина»

DOI: 10.18572/2687-0339-2023-4-17-22

О формах Творительного падежа единственного числа в прозе Н.М. Карамзина

Степан Геннадьевич Мамечков,

кандидат филологических наук

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

E-mail: mamechkov@list.ru

В статье предпринята попытка рассмотреть употребление двусложных и односложных окончаний Тв.п. ед.ч. в языке художественной прозы Н.М. Карамзина, попытка выяснить, является ли Карамзин новатором или архаистом в этом отношении. Несмотря на то что в целом для Карамзина свойственна тенденция писать как говорят, ориентация на разговорную речь дворянского круга, как показывает наше исследование, в распределении односложных и двусложных окончаний Карамзин скорее архаист, чем новатор.

Ключевые слова: язык художественной литературы XVIII-XIX веков, язык прозы Карамзина, двусложные и односложные окончания творительного падежа единственного числа.

Статья продолжает серию статей, посвященных употреблению окончаний творительного падежа -ою/-ой в языке русской прозы конца XVIII в. — первой половины XIX в. В предыдущих статьях рассматривались «Повести Белкина» Пушкина [Мамечков, Шевелева 2016], «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева», публицистика Пушкина и письма Пушкина к жене [Мамечков, Шевелева 2020], а также проза А. Бестужева-Марлинского [Мамечков 2022]. Как было установлено, при распределении двусложных и односложных окончаний Тв. п. в пушкинской художественной прозе действуют определенные закономерности. Важным фактором является фактор синтагматический: при наличии в конструкции более одной формы Тв. п. для достижения количественного баланса синтагмы одна из форм принимает односложное окончание. По-видимому, для Пушкина это оказывается одним из средств придания «легкости» фразе. В прочих случаях вариативность двусложное / односложное окончание у существительных и прилагательных относительно свободна с незначительной тенденцией

к маркированности двусложных форм как более книжных, см.: [Мамечков, Шевелева 2016; 2020].

Интересные результаты дало сопоставление по этому параметру языка прозы Пушкина с прозой его современников: оказалось, что язык прозы Бе-стужева-Марлинского более архаичен и не имеет обнаруженного в художественной прозе Пушкина распределения двусложных и односложных окончаний; синтагматический фактор у Марлинского не работает — во всех позициях преобладают двусложные окончания. Односложные окончания встречаются, но реже, чем в художественной прозе Пушкина, и не имеют особого распределения, см.: [Мамечков 2022].

Данная статья посвящена употреблению двусложных и односложных окончаний Тв. п. в прозе Н.М. Карамзина. Как известно, Карамзин был предшественником Пушкина в становлении языка новой художественной прозы: именно Карамзину принадлежит создание «нового слога» в русской словесности, новаторская установка на простоту и легкость фразы для чтения и произнесения,

он делает словесность «изящной», ориентируясь на разговорную речь образованного общества и создавая тем самым образцовые для своего времени литературные тексты [Виноградов 1938: 153—181; Булаховский 1954: 257—260; Винокур 1959: 160-161; Успенский 1985: 28-29; Живов 2017: 1097-1106 и др.]. Всеми исследователями отмечалось, что новаторство Карамзина проявлялось прежде всего в синтаксисе, где он отказывается от тяжелых архаичных построений в пользу легко произносимой фразы [Там же], и, хотя исследуемое нами соотношение двусложных и односложных окончаний Тв. п. не имеет синтаксической природы, к проблеме легкости фразы оно имеет самое непосредственное отношение (вспомним, как использовал эту вариативность односложных / двусложных форм в своей художественной прозе Пушкин, см.выше). Важно понять, был ли задействован этот лингвистический параметр уже в прозе Карамзина.

В данной статье вопрос употребления окончаний -ою/-ой в прозе Н.М. Карамзина рассматривается на материале повестей и «Писем русского путешественника». Исследование выполнено методом сплошной ручной выборки контекстов с формами Тв. п. ед. ч. на -ою (-ею) // -ой (-ей) существительных, прилагательных и местоимений в повестях «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Остров Борн-гольм», «Сиерра-Морена»1 и в первой части «Писем русского путешественника». Для сопоставления с формами Тв. п. на -ою (-ею) // -ой (-ей), как и в предыдущих статьях о прозе Пушкина, рассматривались формы Тв. п. ед. ч. ж. р. существительных III склонения, для которых в языке прозы Карамзина также отмечаются односложный и двусложный варианты -ью (фонетически -'}у) и -ию (книжное

1 Учитывая небольшой объем повестей, мы не рассматривали распределение окончаний в каждой отдельной повести, а попытались выявить общую картину по всем этим текстам.

двусложное окончание) — ср., например, матерью и древностию.

Исследовано распределение односложных и двусложных окончаний в следующих позициях.

1) Тв. п. форм одиночных существительных:

а) I склонения (например, природою, весною, резьбой2);

б) III склонения (например, добродете-лию, нежностью).

2) Тв. п. в сочетаниях прилагательное (или мест.-прил.) + существительное I склонения (например, высокою травою; ангельскою улыбкою; ключевою водой, своей пастушкой и др.).

3) Тв. п. в сочетаниях прилагательное (или мест.-прил.) + существительное III склонения (например, мирною жизнию; нежнейшею любовию, со всею нежностью).

4) Тв. п. в многословных конструкциях (например, одною блаженною секундою; ли-лейною рукою своею, с утреннею и вечернею росою, старушкою, матерью своею).

5) Тв. п. личных и возвратного местоимений (например, тобою, с нею, с ней).

1. Рассмотрим формы Тв. п. ед. ч. одиночных существительных I склонения в повестях Карамзина. Было обнаружено 53 формы на -ою и всего одна форма на -ой3: туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою («Бедная Лиза»); Наталья пошла с нянею в светлицу свою («Наталья, боярская дочь»); поцеловал и оросил слезою каждый цветочек (Там же); Наталья почувствовала нежную укоризну и оправдалась перед супругом улыбкою, слезами и поцелуем (Там же); земля опушилась травкою (Там же); ...откуда с шумом и пеною свергались кипящие ручьи во глубину морскую («Остров Борнгольм»); Я стоял на коленях и слезы мои текли рекою («Сиерра-Морена») — В углу, под золотым балдахином, стояла высокая кровать,

2 Все примеры взяты из названных сочинений Н.М. Карамзина.

3 Смотри полную статистику в Таблице 1.

украшенная резьбой и древними барельефами («Остров Борнгольм»). Встречаются и контексты с собственными именами: ...но никакая красавица не могла сравняться с Натальею («Наталья, боярская дочь»); ...он пошел уже следом за Натальею (Там же).

В «Письмах русского путешественника» встретилась 71 двусложная форма на -ою и не встретилось ни одной односложной формы на -ой: ехать водою (№ 2, с. 6)4; ...обрадованный находкою добрых людей! (№ 3, с. 8); отделяемая рекою (№ 3, с. 9); ...как Итальянец с Француженкою (№ 5, с. 13), был некогда столицею (№ 9, с. 26); отвечал офицер с досадою (№ 11, с. 28), отвечал он с улыбкою (№ 15, с. 37), ...которая прежде была его невестою (№ 18, с. 45), пару лошадей с коляскою (№ 22, с. 49); тут верно поют весною соловьи (№ 40, с. 85) и др. Отметим среди найденных в «Письмах.» примеров однородные существительные с -ою: знаком с Логикою и Метафизикою (№ 28, с. 62) и имена собственные: Тут простился я с добродушным Ильею; ... в жарком сражении под Прагою (№ 14, с. 35) и др.

Перейдем к одиночным существительным III склонения в повестях Карамзина. Было обнаружено 14 форм на -ию и 4 формы на -ью: сидя под тению дерев («Бедная Лиза»); изображались пламенные чувства, любовию кипящее сердце («Наталья, боярская дочь»); ...она с нежностию обняла его (Там же) — ... и с нежностью целовать ручки у моих прабабушек (Там же), сказала она с чувствительностью (Там же) и др.

Как и в предыдущей позиции, похожее соотношение мы обнаруживаем и в «Письмах...»: 18 форм на -ию и 3 формы на -ью: наслаждаясь приятностию дружбы (№ 27, с. 60); осыпали его благодарно-стию (№ 31, с. 67); читал мне с живостию

4 Цит. по изд. Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника / Изд. подг. Ю.М. Лотман, Н.А. Марченко, Б.А. Успенский. Л.: Наука, 1987 (Литературные памятники).

(№ 33, с. 73) — чтобы сделаться матерью (№ 33, с. 72) и др.

Таким образом, у существительных III скл. односложные формы встречаются немного чаще, чем у существительных I скл., но и здесь значительно преобладают двусложные окончания.

2. Обратимся к сочетаниям прил. (мест.) + сущ. I скл. В повестях Карамзина значительно преобладают примеры, где оба окончания двусложные (25:2): ...не могу наглядеться <... > на землю, которая всякий год новою травою и новыми цветами покрывается («Бедная Лиза»); ...манит её к себе ангельскою улыбкою и потом исчезает в воздухе («Наталья, боярская дочь»); ...виделся с твоею нянею (Там же) — Эраст восхищался своей пастушкой... («Бедная Лиза»); умывала её ключевою водой («Наталья, боярская дочь»). Отметим среди найденных примеров сочетание прилагательного с именем собственным: ...с прелестною Эльвирою («Сиерра-Мо-рена») — как мы видим, оба окончания также двусложные.

Решительное преобладание двусложных окончаний наблюдается и в «Письмах...» (27:1): Сколько лет путешествие было приятнейшею мечтою моего воображения? (№ 1, с. 5); ...человека, довольного своею судьбою (№ 2, с. 6) и др. — сообразно с Боннетовой гипотезою (№ 27, с. 59). Встретились среди найденных примеров и однородные сравнительные конструкции: ...любовался прелестями ея так, как молодой ваятель любуется Микель-Анджело-вою статуею, или живописец Рафаэлевою картиною — все окончания двусложные.

Отметим также один особый пример с однородными прилагательными при отсутствии определяемого существительного: «Скажи, что я без ропота, без жалоб сношу заключение, что я умру его нежною, несчастною...» («Остров Борнгольм»).

Важно обратить внимание, что именно в позиции прил.+сущ. в художественной прозе Пушкина в целях облегчения синтагмы чаще всего встречается хотя бы

одна односложная форма, см.: [Мамеч-ков, Шевелева 2016; 2020]. Такого распределения не наблюдается у современника Пушкина Бестужева-Марлинского, см.: [Мамечков 2022], и, как мы видим, его нет и в художественной прозе Карамзина. Это свидетельствует в пользу того, что особое распределение односложных / двусложных окончаний в данной позиции является уникальной чертой пушкинского стиля.

3. Рассмотрим сочетания прил. (мест.) + сущ. III скл. Здесь мы видим значительное преобладание двусложных окончаний над односложными, но всё же не такое большое, как в предыдущей позиции: 15 к 6 в рассматриваемых повестях Карамзина. Ср.: с нежною любовию («Наталья, боярская дочь»), с нежною заботливо-стию (Там же), с некоторою суровостию («Остров Борнгольм»), ...обнял её со всею горячностию любви (Сиерра-Морена) — ты кормила меня своею грудью («Бедная Лиза»); со всею нежностью любви (Там же); с Лизиною матерью (Там же).

Похожая картина наблюдается и в «Письмах...»: 18 примеров, где обе формы двусложные, и 5 примеров, где одна из форм односложная. Ср.: Они посмеивались над излишнею строгостию (№ 10, с. 27); говорящий с великою приятностию (№ 28, с. 61), со всею радостию (№ 33, с. 72); с отменною скромностию (№ 33, с. 72) — коляска показалась мне усыпительною колыбелью (№ 14, с. 32); тростью своею (№ 22, с. 49); служить Ариадниною нитью (№ 28, с. 62). Отметим среди примеров с двусложными окончаниями однородные сочетания: ...с такоюловкостию, с такою учтивостию (№ 15, с. 36).

4. Перейдем к многословным конструкциям. Здесь, как и в предыдущих позициях, значительно больше примеров со всеми двусложными окончаниями. В повестях Карамзина находим 12 контекстов, где все формы двусложные, и всего 2 контекста, где есть хотя бы одна односложная форма; ...перекрестившись белою

атласною, до нежного локтя обнаженною рукою («Наталья, боярская дочь»); . велимудрою старушкою, искусною в. (Там же); ...освещенного одною маленькою, слабо горящею лампадою (Там же); ...лилейною рукою своею («Сиерра-Море-на») — ...жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою матерью своею («Бедная Лиза»); .и совесть его была всегда согласна с правдою и с совестью царскою («Наталья, боярская дочь»). Отметим, что все односложные формы в многословных конструкциях — сущ. III склонения.

В «Письмах.» находим 7 контекстов со всеми двусложными окончаниями и всего 1 контекст, где есть односложная форма: ...с милою, сердечною улыбкою (№ 3, с. 7); ...со всею любезною семьею (№ 3, с. 8); покрыт мягкою зеленою травою (№ 4, с. 11); ...со всею дружескою искренностию, свойственною моему сердцу (№ 14, с. 34); ...что он пишет иногда золотою, иногда серебряною, а иногда железною кистию (№ 23, с. 54) — Мы прошли к новому дворцу, построенному покойным Королем со всею царской пышностию (№ 17, с. 42).

5. Что касается форм личных местоимений, то здесь также в абсолютном большинстве случаев представлены двусложные формы: 60 к 2 в повестях, 41 к 2 в «Письмах.». Ср.: ...вслед за нею («Бедная Лиза»); .в какой любви, в каком согласии жил с нею (Там же); ...согласится со мною (Там же); .что с нею никого не было («Наталья, боярская дочь»); взяв в собою тот образ... (Там же); ...что случилось со мною («Остров Борнгольм») — «Что с тобой сделалось?» («Бедная Лиза»), ...прощаясь с ней (Там же). Ср. в «Письмах.»: оставленное мною (№ 1, с. 6); видел перед собою (№ 2, с. 6); пошел со мною (№ 4, с. 10); должен нести за нею (№ 5, с. 13); обошелся со мною так ласково (№ 33, с. 72) и др. — Но судьба смеялась надо мной! (№ 14, с. 33); Он обошелся со мной ласково, сердечно, просто... (№ 31, с. 67).

Таким образом, в художественной прозе Н.М. Карамзина во всех позициях

преобладают двусложные окончания Тв. п. ед. ч. — случаи односложных окончаний единичны, и они не имеют никакого особого распределения. У существительных III скл. односложное окончание -ью встречается несколько чаще, чем односложное окончание -ой (-ей) у существительных I скл., но и здесь односложные формы значительно уступают по употребительности двусложным, см. Таблицу 1.

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что в художественной прозе Пушкина в двусловных и многословных конструк-

циях преобладают контексты, в которых хотя бы одна из форм конструкции односложная, чего не наблюдается в прозе Карамзина, где везде решительно преобладают конструкции со всеми двусложными окончаниями. Оказывается, что новаторская установка Карамзина на легкость и изящество фразы проявлялась, как указывали все исследователи, прежде всего в синтаксисе (см. выше) и не затрагивала рассматриваемого морфонологическо-го параметра. По-видимому, для Карамзина этот признак относился скорее к морфологии, а, как отмечал Г.О. Винокур,

Таблица 1

Распределение двусложных и односложных окончаний Тв. ед. в повестях и в «Письмах...» Н.М. Карамзина

Окончания Повести Н.М. Карамзина «Письма...» Н.М. Карамзина

Одиночные существительные I скл. -ою:-ой 53:1 71:0

III скл. -ию:-ью 14:4 18:3

Словосочет. «прил.+сущ. I скл.» Оба двусложн. -ою +-ою 25 27

Хотя бы одно од-носл. -ой+-ою 0 Всего: 2 1 Всего: 1

-ою+-ой 1 0

-ой+-ой 1 0

Словосочет. «прил.+сущ. III скл.» Оба двусложн. -ою +-ию 15 18

Хотя бы одно односл. (-ою+-ью) 6 5

Многословные конструкции Все двусложные 12 7

Хотя бы одно односложное 2 1

Личн. (и возвр.) местоимения -ою :-ой 60:2 41:2

по своему морфологическому строю язык Карамзина — «это правильный книжный язык своего времени» [Винокур 1959: 161]. Хотя введение односложных форм Тв. п., несомненно, облегчает фразу для ее произнесения, Карамзин этого фактора еще не учитывал. Использование распреде-

ления двусложных / односложных форм Тв. п. в художественной прозе для придания ей легкости и даже определенной ритмической организации обнаруживается только у Пушкина. Карамзин же в этом отношении скорее оказывается архаистом, чем новатором.

Литература

1. Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX века. М., 1954.

2. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв. М., 1938.

3. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

4. Живов В.М. История языка русской письменности: В 2 т. Том II. М., 2017.

5. Мамечков С.Г. Односложные и двусложные формы Тв. ед. в языке прозы начала XIX века: Пушкин и Марлинский // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. № 2 (10), 2022. С. 24-29.

6. Мамечков С.Г., Шевелева М.Н. Об одном морфонологическом архаизме в языке прозы А.С. Пушкина (на материале «Повестей Белкина») // Язык, литература, культура: Актуальные проблемы изучения и преподавания: Сборник научных и научно-методических статей. Вып. 12. М., 2016. С. 86-97.

7. Мамечков С.Г., Шевелева М.Н. Об односложных и двусложных окончаниях Творительного падежа единственного числа в языке прозы А.С. Пушкина // Stephanos. Изд-во: Филологический факультет МГУ им. Ломоносова (Москва), № 3 (41), 2020. С. 9-26.

8. Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII — начала XIX века. Языковая программа Карамзина и ее исторические корни. М., 1985.

On the Instrumental Singular Case Forms in N.M. Karamzin's Prose

Stepan G. Mamechkov,

PhD in Philology

Lomonosov Moscow State University

E-mail: mamechkov@list.ru

The article deals with the distribution of monosyllabic and two-syllable endings distribution of Instrumental singular case in N.M. Karamzin's prose. The article finds out whether Karamzin is an archaist or an innovator. Although, in general, Karamzin has a tendency to write as they say, has the orientation to colloquial speech of the nobility, our research has shown that in the distribution of monosyllabic and two-syllable endings Karamzin is rather archaic than an innovator.

Key words: the language of the 18th — 19th centuries fiction, the language of Karamzin's fiction, two-syllable and monosyllabic endings of Instrumental singular case.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.