3.17. О ФОРМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Солонченко А.А., аспирант. Место учебы: Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Филиал: Южно-Российский институт управления. E-mail: [email protected]
Аннотация: Настоящая статья посвящена общетеоретическим проблемам использования в научном обороте понятия формы осуществления функций государства. На основе анализа теоретико-методологических воззрений российских ученых приводится авторское понятие формы осуществления функций государства и определяется его место в теории государства.
Ключевые слова: функции государства; формы осуществления функций государства; классификация функций государства; правовые формы; организационные формы.
ON FORMS OF THE EXERCISE OF THE FUNCTIONS OF THE STATE
Solonchenko A.A., postgraduate student. Place of study: Russian Academy of National economy and Public Administration under the President of RF. Branch: South-Russian Institute of Management. E-mail: [email protected]
Annotation: This article is devoted to the general theoretical problems of using in the scientific revolution the concept of the form of the exercise of the functions of the state. On the basis of the analysis of the theoretical and methodological views of Russian scientists, the authors concept of the form of the exercise of the functions of the state is given and its place in the theory of the state is determined.
Keywords: functions of state, form of realization of functions of state, classification form of realization of functions of state legal forms, organizational forms.
В отечественной юридической литературе вопросам теории функций государства всегда уделялось большое внимание. Российская наука получила в наследство работы таких известных российских ученых, как Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Л.И. Петражицкий, С.А. Муромцев, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Ф.Ф. Ко-кошкин и др. Вместе с тем, в связи с непрерывностью процесса изменения политической, экономической и духовной жизни российского общества постоянно появляются новые направления деятельности государства, нуждающиеся в теоретическом осмыслении и законодательном оформлении.
Автором настоящей статьи поставлена цель - на основе аналитического метода обобщить представления отечественных ученых о формах осуществления функций государства и сформировать авторскую позицию по данному вопросу.
Вопрос о классификации форм осуществления функций государства впервые в юридической науке был поставлен С.А. Голунским и М.С. Строговичем. С момента выхода их учебника по теории государства и права в 1940 году на страницах специализированных журналов, а также в учебной литературе лишь отдельные авторы не интерпретировали данного понятия.
Наиболее значимые исследования в этой области в советский период были выполнены Н. Г. Александро-
вым в 1949 году, З.М. Кардашенко в 1953 году, И.С. Самощенко в 1956 году, М.И. Байтиным в 1969 году.
Названные авторы указывали, что марксистско-ленинская теория государства и права в отличие от буржуазной юридической науки проводит четкое разграничение между функциями государства и формами их осуществления. Тем самым подтверждая довод о том, что в зарубежной юридической науке данное понятие не используется.
Три формы осуществления функций государства выделяли С.А. Голунский и М.С. Строгович: законодательство, управление, правосудие. К такому выводу авторы пришли анализируя теорию разделения властей Монтескье и исторический опыт зарубежных государств.
По мнению исследователей, никакое разделение властей (вернее — государственной власти) невозможно в государстве, в котором власть принадлежит одному господствующему классу, в связи с чем, в буржуазном государстве законодательная, исполнительная и судебная власти фактически представляют собою не три самостоятельные власти, а три формы осуществления функций буржуазного государства.
Три формы осуществления функций государства существуют и в социалистическом государстве - это законодательство, управление и правосудие, но эти формы отличаются соответственно отличию функций социалистического государства от функций буржуазного государства [11, с.57].
Высшей государственной властью законодательно устанавливаются общие обязательные правовые нормы (издание законов), которыми должны руководствоваться все органы государства, организации и граждане.
Управление заключается в том, что органы государства разрешают различные конкретные вопросы, возникающие в связи с осуществлением государством его функций, обеспечивают исполнение законов, регулируют на основе законов порядок деятельности государственных и общественных организаций и граждан, принимают всякие-иные меры, в которых выражается государственное вмешательство в отдельные конкретные общественные отношения (проведение мер государственной безопасности, взимание налогов и т. д.).
Правосудие состоит в том, что особый государственный орган - суд - разрешает в установленном законом порядке уголовные дела (т. е. дела о преступлениях) и гражданские дела (т. е. дела о различных имущественных спорах) [11, с.54].
Однако, во внешне одинаковых по содержанию формах социалистического и капиталистического государств, авторы отмечают различие, которое по их мнению заключается в том, что в капиталистическом государстве большую роль из перечисленных форм играет административная деятельность, «которая более удобна для прямого террористического подавления трудящихся, чем более громоздкие и сложные формы законодательства и правосудия». В социалистическом государстве напротив, «законодательство СССР является высшим выражением государственной власти, и советские законы, безусловно, обязательны для всех органов советского государства, для должностных лиц и граждан СССР».
Другие ученые, понимая, что деятельность не всех государственных органов можно отнести к данным формам пошли по пути увеличения их количества. Так, А.И. Денисов выделял четыре формы осуществления
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Солонченко А.А.
функций: законодательную, исполнительную, судебную, военную [2. с.154]. В.Ф. Коток - пять: осуществление высшей государственной власти, осуществление государственного управления, осуществление местной государственной власти, осуществление правосудия, осуществление прокурорского надзора [4, с.298];
В статье «Исполнительная и распорядительная деятельность органов советского государственного управления» И.Н. Анапов, выделяет шесть форм: законодательство, верховное государственное руководство и надзор, местное государственное руководство и надзор, управление или исполнительная и распорядительная деятельность, судебная деятельность и деятельность прокуратуры [1, с.55].
Основными формами деятельности Советского государства И. Д. Левин считал осуществление высшей власти и осуществление подчиненной власти, каждая из которых делится на формы: первая — на осуществление конституционной и подконституционной власти, а вторая — на исполнительно-распорядительную деятельность, осуществление местной власти и судебную деятельность [5, с.42].
Совершенно иной точки зрения придерживались Н. Г. Александров, Д. А. Керимов, З.М. Кардашенко, И.С. Самощенко, М.И. Байтин.
Названные авторы, делили формы осуществления функций государства на правовые и фактические (организационные). И.С. Самощенко считал, что если бы мы, следуя такого рода классификациям форм осуществления функций Советского государства, попытались решить вопрос о формах деятельности отдельных звеньев государственного механизма, то нам бы пришлось указывать и изучать ровно столько форм, сколько структурных подразделений имеется в соответствующем звене механизма Советского государства.
Исходя из этой точки зрения получается, что формами исполнительной и распорядительной деятельности Советского государства являются управление транспортом, управление высшим образованием, управление здравоохранением и т. д. - вплоть до самых мелких подразделений и структурных единиц, которые имеются в каждом из соответствующих министерств, ведомств, исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся [9, с.83].
Таким образом, основная полемика, в отношении форм осуществления функций государства начавшись в 1940 году, была завершена в 60-х годах XX века. Однако, ответ на вопрос: «что же из себя представляют формы осуществления функций государства» так и не был получен.
В современной литературе, авторами зачастую предпринимаются попытки дать определение понятию форм осуществления функций государства. Так, Марченко М.Н. под формами осуществления функций понимает их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления [6, с.336].
Приводя описание форм осуществления функций государства, Мелехин А.В. говорит, что они характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования [7, с.64].
Афанасьев В.С. считает, что осуществляя свои функции, государство использует разнообразные методы, которые можно разделить на правовые и неправовые (организационные). Среди правовых можно выделить такие, как правотворческий, правоприменительный, правоохранительный [8, с.242].
Здесь бросается в глаза тот факт, что Афанасьев, называет методами то, что в работах иных авторов именуется правовыми формами.
Этот список можно было бы продолжить, однако, как можно было заметить выше, в авторском определении понятие формы осуществления функций государства С.А. Голунским и М.С. Строговичем использовалось в качестве альтернативы буржуазной теории разделения властей для социалистического государства. В связи с чем, придание этому понятию иного значения, вероятно, является излишним [13, с. 25-31].
Очевидно, этого же подхода придерживается и С.Н. Туманов, говоря о том, что классическая теоретическая концепция форм осуществления функций государства имеет свою логику и определенное научное значение. Однако она содержит и противоречия. Так, бросается в глаза при определении понятия «форма осуществления функций государства» указание на деятельность государства. При этом сама категория «функция государства» понимается как основное направление деятельности государства по реализации целей и задач государства. Получаем тавтологичное суждение следующего вида. Государство реализует свою деятельность (функции) в форме деятельности. В данном случае необходимо четко определиться с тем является ли деятельность органов государственной власти содержанием функции или формой ее осуществления. В обоих качествах она одновременно рассматриваться не может. В противном случае понятие «форма осуществления функций государства» является излишним [12, с.27].
Нельзя в этом не согласиться с С.Н. Тумановым ведь определение не только должно быть истинным по содержанию, но и должно иметь правильные структуру и форму, что в современной научной литературе не всегда прослеживается.
Учитывая, что понятие - это необразное, выраженное в слове отражения действительности, а оно обретает свое реальное бытие лишь в развертывании определений, в суждениях, в составе определенной теории можно сказать, что образование понятий - это сложный диалектический процесс, осуществляемый с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. [10, с.53]. В связи с чем, не стоит упрощать процесс формирования понятий до обычного, бытового восприятия и формулировать их без учета логических правил построения их структуры.
На наш взгляд, наиболее последовательным является подход к формам осуществления функций государства как самостоятельному критерию классификации функций наравне с такими критериями как сферы деятельности; продолжительность действия; социальная значимость [3, с.85].
Таким образом, учитывая отсутствие единообразного понимания понятия форм осуществления функций государства следует, вероятно, оставить данному понятию свое место в истории науки и перестать подменять им классификацию форм государственной деятельности.
Список литературы:
1. Анапов И. Н. Исполнительная и распорядительная деятельность органов советского государственного управления («Вопросы советского административного и финансового права», АН СССР, М., 1952, с. 55).
2. Денисов А. И. Теория государства и права, Юриз-дат, М., 1948, с. 154.
3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 4-е изд., переработанное и дополненное. -М.: Юрайт, 1998. - 416 с.
4. Коток В.Ф. Советское государственное право, Юр-издат, М., 1948, с. 298.
5. Левин И. Д. Предмет и система советского государственного права («Рефераты научно-исследовательских работ за 1945 г. Отделение экономики и права», АН СССР, М.—Л., 1946, с. 42).
6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-ое изд. перераб. и доп. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004. С. 336.
7. Мелехин А.В., Теория государства и права: Учебное пособие./ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2004. С. 64.
8. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. С 242.
9. Самощенко И. С. О правовых формах осуществления функций Советского государства. // Советское государство и право, 1956, №3.
10. Солонченко А.А., Становление понятия «исполнительная власть» в российской политико-правовой мысли. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 4 (83). С. 51 -54.
11. Теория государства и права: Учебник для юрид. высш. уч. зав./ Под ред. С.А. Голунского, М.С. Строго-вича. - М.: Юриздат, 1940.- 304 с.
12. Туманов С.Н., Формы, методы и способы осуществления внешних функций Российского государства: проблема понятия и соотношения // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. С. 25 - 28.
13. Шатковская Т.В. Формы реализации традиционных правовых представлений россиян в юридических актах периода становления советского государства// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. №3. С.25-31.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 74,62%