Научная статья на тему 'О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS / HEALTH / PHYSICAL REHABILITATION / EDUCATIONAL PROCESS / SELF-TRAINING PRACTICES / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилев Г.А., Егорычева Э.В., Клусов Е.А., Краев Ю.В.

Цель исследования - провести анализ организации работы кафедр в соответствии с требованиями ФГОС ВО по предмету «Физическая культура» в вузе и разработать рекомендации по внесению изменений в действующие стандарты. Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в Московском государственном индустриальном университете. Показана работа кафедры по физической культуре, организованная в соответствии с ФГОС ВО. Результаты исследования и выводы. Авторы отмечают, что в соответствии с ФГОС (3) процесс обучения студентов за многолетний период (2012-2015 гг.) позволил обеспечить положительный рост их физической подготовленности. В связи с переходом в 2015 г. на обучение по ФГОС (3+) изменился алгоритм работы кафедры: произошло разделение учебной дисциплины на две части, уменьшился объем академических часов, снизилось финансирование, что привело к уменьшению эффективности работы кафедры. Дальнейшая оптимизация работы кафедры в рамках ФГОС (3++) сформировала негативную тенденцию в развитии учебной дисциплины по физической культуре в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гилев Г.А., Егорычева Э.В., Клусов Е.А., Краев Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic Physical Education in Higher Educational Institutions

Objective of the study was to analyze organization of the faculty work in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education (FSESHE) on the subject "Physical Education" and elaborate recommendations on how to amend the existing standards. Methods and structure of the study. The study was carried out at Moscow State Industrial University. The article presents the peculiarities of work of the Physical Education Department, organized in accordance with the requirements of the FSESHE. Results of the study. The authors note that according to the requirements of the Federal State Educational Standard 3, the multiyear (2012-2015) educational process resulted in a positive increase of the students’ physical fitness rates. In view of the transition to training within the FSES 3+ that happened in 2015, the algorithm of operation of the Department changed: the academic discipline was divided into two parts, the volume of classroom hours decreased, the funding was cut, which negated the effectiveness of work of the Physical Education Department. Conclusion. In view of the standing practice of the Physical Education Department of Moscow State Industrial University and in order to improve the current university physical education system, the authors elaborated recommendations on how to change the content of the FSESHE 3++ on the subject "Physical Education" under the Bachelor's program.

Текст научной работы на тему «О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

о физическом воспитании в вузовском образовании

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 17.06.2019 г.

Информация для связи с автором: ga.gilev@mpgu.edu

Доктор педагогических наук, профессор Г.А. Гилев1, 2 Кандидат педагогических наук Э.В. Егорычева2 Доцент Е.А. Клусов2

Кандидат психологических наук Ю.В.Краев3

1 Московский педагогический государственный университет, Москва

2 Московский политехнический университет, Москва

3 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

ACADEMIC pHYSICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Dr.Hab., Professor G.A. Gilev1, 2 PhD E.V. Egorycheva2

Associate Professor E.A. Klusov2 PhD Yu.V. Kraev3

1 Moscow State Pedagogical University, Moscow

2 Moscow Polytechnic University, Moscow

3 Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Аннотация

Цель исследования - провести анализ организации работы кафедр в соответствии с требованиями ФГОС ВО по предмету «Физическая культура» в вузе и разработать рекомендации по внесению изменений в действующие стандарты.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в Московском государственном индустриальном университете. Показана работа кафедры по физической культуре, организованная в соответствии с ФГОС ВО. Результаты исследования и выводы. Авторы отмечают, что в соответствии с ФГОС (3) процесс обучения студентов за многолетний период (2012-2015 гг.) позволил обеспечить положительный рост их физической подготовленности. В связи с переходом в 2015 г. на обучение по ФГОС (3+) изменился алгоритм работы кафедры: произошло разделение учебной дисциплины на две части, уменьшился объем академических часов, снизилось финансирование, что привело к уменьшению эффективности работы кафедры. Дальнейшая оптимизация работы кафедры в рамках ФГОС (3++) сформировала негативную тенденцию в развитии учебной дисциплины по физической культуре в вузе.

Ключевые слова: студенты, здоровье, физическая реабилитация, учебный процесс, самостоятельные занятия.

Annotation

Objective of the study was to analyze organization of the faculty work in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education (FSESHE) on the subject "Physical Education" and elaborate recommendations on how to amend the existing standards. Methods and structure of the study. The study was carried out at Moscow State Industrial University. The article presents the peculiarities of work of the Physical Education Department, organized in accordance with the requirements of the FSESHE. Results of the study. The authors note that according to the requirements of the Federal State Educational Standard 3, the multiyear (2012-2015) educational process resulted in a positive increase of the students' physical fitness rates. In view of the transition to training within the FSES 3+ that happened in 2015, the algorithm of operation of the Department changed: the academic discipline was divided into two parts, the volume of classroom hours decreased, the funding was cut, which negated the effectiveness of work of the Physical Education Department. Further optimization of its work within the FSES 3++ resulted in a negative trend in the development of the academic Physical Education discipline at the university. Conclusion. In view of the standing practice of the Physical Education Department of Moscow State Industrial University and in order to improve the current university physical education system, the authors elaborated recommendations on how to change the content of the FSESHE 3++ on the subject "Physical Education" under the Bachelor's program.

Keywords: students, health, physical rehabilitation, educational process, self-training practices.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. В последние годы в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) наблюдается негативная тенденция к сокращению объема учебных занятий по физической культуре и спорту. То есть, по сути, открылись возможности для перевода практических занятий (сопряженных с двигательной активностью) в дистанционную (не способствующую решению задачи обеспечения физической подготовленности обучающихся) форму. Это привело к сокращению штатного состава кафедр физического воспитания в вузах и, как следствие, к возрастающей гиподинамии студенческого контингента.

Цель исследования - провести анализ организации работы кафедр в соответствии с требованиями ФГОС ВО по предмету «Физическая культура» в вузе и разработать

рекомендации по внесению изменений в действующие стандарты.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в Московском государственном индустриальном университете (МГИУ) на кафедре физического воспитания. Работа кафедры до принятия в 2015 г. ФГОС (3+) строилась в соответствии с требованиями ФГОС (3) по следующему алгоритму.

Согласно образовательному стандарту для организации проведения академических занятий отводилось 408 ч, на первых трех курсах - по 4 ч в неделю. Теоретические занятия проводились в объеме 4 ч в каждом семестре, текущий контроль осуществлялся в форме дифференцированного зачета в конце каждого семестра. Занятия со студентами раз-

48 http://www.teoriya.ru —- http://www.teoriya.ru

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary

личных медицинских групп проводились раздельно. При этом студенты основной медицинской группы занимались с ориентацией на обучение и совершенствование спортивного мастерства в видах спорта. Тогда как со студентами подготовительной медицинской группы акцент делался на повышение их общей физической подготовленности. Со студентами специальной медицинской группы (СМГ) в занятиях превалировали упражнения лечебной физической культуры с учетом заболевания каждого студента. Все студенты дополнительно к занятиям по учебному расписанию получали от преподавателей задания по самостоятельному выполнению физических упражнений вне сетки учебного расписания объемом от 2 до 4 ч в неделю. Контроль за выполнением этих упражнений осуществлялся один раз в месяц в форме защиты дневника самоконтроля. Занятия в группах спортивного совершенствования проводились во второй половине дня. Численность студентов основной и подготовительной медицинских групп на учебных занятиях не превышала 15 человек. Студенты СМГ формировали учебные группы до 12 человек. Группы спортивного совершенствования - в зависимости от спортивных разрядов от 6 до 12 студентов.

В связи с принятием в 2015 г. ФГОС ВО (3+) программа бакалавриата по физической культуре была разделена на две дисциплины, из которых только одна (в объеме не менее 72 академических часов) подкреплена зачетными единицами. Другая - «элективная дисциплина (модуль) по ФК» (в объеме не менее 328 академических часов) хоть и обозначена как обязательная для освоения, но не подкреплена зачетными единицами (значит, выведена из сферы финансирования).

ФГОС ВО (3++) 2018 г. вывел 328 академических часов из объема программы бакалавриата, фактически узаконивая право вузов не проводить учебные занятия физическими упражнениями и спортом со студентами.

Результаты исследования и их обсуждение. Как показал опыт организации работы кафедры физического воспитания МГИУ в соответствии с ФГОС (3), процесс обучения студентов за многолетний период (2012-2015 гг.) позволил обеспечить положительный рост их физической подготовленности. Переход студентов по результатам врачебных обследований из подготовительной в основную медицинскую группу - в пределах 60 %. Обеспечить успешную физическую реабилитацию студентов СМГ - до 50 %. При этом организация работы кафедры физического воспитания не потребовала существенных финансовых затрат. В этот период такая организация работы кафедры физического воспитания МГИУ вывела вуз на лидирующие позиции в ежегодно проводимых Правительством г. Москвы смотрах-конкурсах на лучшую организацию учебной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы вузов столицы.

В связи с переходом в 2015 г. на обучение по ФГОС (3+) изменился алгоритм работы кафедры: произошло разделение учебной дисциплины на две части, уменьшился объем академических часов, снизилось финансирование, что привело к уменьшению эффективности работы кафедры.

Дальнейшая оптимизация работы кафедры в рамках ФГОС (3++) формирует негативную тенденцию в развитии учебной дисциплины по физической культуре в вузе.

С учетом сложившейся практики работы кафедры физического воспитания МГИУ в целях улучшения нынейшей ситуации в физическом воспитании студентов в вузах России предлагается изменить содержание ФГОС ВО (3++) по физической культуре по направлению бакалавриата на представленную ниже формулировку:

• программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию

дисциплины (модулей) по физической культуре и спорту

в объеме не менее 12 зачетных единиц, из которых не менее

10 зачетных единиц - в форме практических занятий физическими упражнениями и видами спорта в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения. Виды спорта, двигательной активности, средства и методы физической культуры определяются организацией самостоятельно;

• обеспечить объем самостоятельных занятий физическими упражнениями вне сетки учебного расписания под руководством и контролем преподавателей (не реже 1 раза в месяц) не менее 2 ч в неделю;

• контроль за успеваемостью студентов проводить с 1-го по 6-й семестр в форме дифференцированных зачетов, с учетом положительного мониторинга физической подготовленности;

• занятия со студентами основной медицинской группы проводить с ориентацией преимущественно по видам спорта. Занятия со студентами подготовительной медицинской группы проводить в основном с использованием физических упражнений и видами спорта для обеспечения роста их физической подготовленности. Для студентов специальной медицинской группы использовать преимущественно упражнения лечебной физической культуры с направленностью на физическую реабилитацию в соответствии с диагнозом (ами) заболевания;

• зачетные единицы по дисциплине «Физическая культура» не входят в лимитированный перечень зачетов и экзаменов в каждом семестре, поскольку занятия физической культурой и спортом служат разгрузкой, активным отдыхом для лучшего освоения теоретических и практических дисциплин в процессе высшего образования;

• численность учебной группы основной и подготовительной медицинских групп не должна превышать 15 человек, а численность учебной группы студентов СМГ и студентов-инвалидов - 12 и 8 человек соответственно;

• занятия со студентами групп спортивного совершенствования проводить в объеме 6-10 ч в неделю в соответствии с уровнем их спортивного мастерства. Численность группы спортивного совершенствования спортсменов высшей квалификации от I спортивного разряда до мастера спорта формируется из 5-6 человек. Студенты более низких спортивных разрядов занимаются в группах по 10-12 человек. Вывод. Предложенные рекомендации по внесению изменений в содержание ФГОС (3++) по физической культуре сформулированы в контексте Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г, которая, в частности, предусматривает увеличение доли студентов, выполнивших нормативы испытаний (тестов) ВФСК ГТО, в общей численности студентов очной формы обучения до 70 % к 2020 г и до 80 % к 2025 г Решение этой задачи практически невыполнимо без внедрения предложенных условий организации работы кафедр физического воспитания в высших учебных заведениях.

Литература

1. Гилев Г.А. О необходимости модернизации физического воспитания в высших учебных заведениях / Г.А. Гилев, А.А. Плешаков, С.В. Румянцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2017. - № 6 (148). - С. 60-62.

2. Гилев Г.А. Формирование действенной политики физического воспитания студенческой молодежи / Г.А. Гилев, И. В. Борисова // Наука и школа. - 2017. - № 2. - С. 201-2014.

References

1. Gilev G.A., Pleshakov A.A., Rumyantsev S.V. O neobkhodimosti modernizatsii fizicheskogo vospitaniya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [On the need to modernize physical education in higher education]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. no. 6 (148). pp. 6062.

2. Gilev G.A., Borisova I.V. et al. Formirovanie deystvennoy politiki fizicheskogo vospitaniya studencheskoy molodezhi [Formation of effective academic physical education policy]. Nauka i shkola. 2017. no. 2. pp. 2012014.

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary http://www.teoriya.ru 49

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.