-10 -5
Отношение сигнал/шум, дб
Рис. 9. Вероятность искажения букв и других символов текста от отношения сигнал/шум
ду, что вероятность искажения русских букв в тексте резко уменьшается с 0,9 до 0,1 при увеличении отношения сигнал/шум от -12,5 до -3,5 дБ.
В силу простоты изготовления систем связи с частотно-манипулированным сигналом они широко используется в телеграфных системах как в проводных, так и на радиолиниях связи, а также в системах наземной мобильной связи и для передачи телеметрической информации в космических системах.
1. В статье разработана структурная схема цифровой системы связи с частотной манипуляцией BFSK.
Библиографическийсписок
2. Произведена оценка помехоустойчивости и эффективности сигнала с частотной манипуляцией с помощью моделирования в среде МаИаЬ.
3. Сигнал с частотной манипуляцией BFSK обладает наибольшей помехоустойчивостью и является на 3 дБ эффективнее амплитудно-манипулированного сигналаBASK.
4. С учетом воздействия АБГШ произведена оценка вероятности искажения букв и других символов русского текста от отношения сигнал/шум. При искажении 10% букв отношение сигнал/шум равно -3,5 дБ.
1. СклярБ. Цифроваясвязь.Москва:ИздательскийдомВильямс,2003.
2. Суржиков В.Ф., Компанийцев А.В. Физическое моделирование цифровых каналов СВЧ-связи с бинарным амплитудно-манипулированным сигналом в среде MATLAB. Мир науки,культуры, образования.2022;№ 1 (92):119—122.
3. Прокис Дж. Цифровая связь. Москва: Радио и связь, 2000.
4. ДьяконовВ.П. MatlabиSimulinkдлярадиоинженеров.Москва:Профобразование, 2019.
5. Суржиков В.Ф., Компанийцев А.В. Физическое исследование помехоустойчивости фазоманипулированных сигналов в каналах СВЧ-связи. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 137-141.
6. Галкин В.А. Цифровая мобильнаярадиосвязь:учебноепособиедля вузов.Москва:Горячаялиния-Телеком,2012.
References
1. Sklyar B. Cifrovaya svyaz'.Moskva:Izdatel'skij dom Vil'yams,2003.
2. Surzhikov V.F., Kompanijcev A.V. Fizicheskoe modelirovanie cifrovyh kanalov SVCh-svyazi s binarnym amplitudno-manipulirovannym signalom v srede MATLAB. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 119-122.
3. ProkisDzh. Cifrovayasvyaz'.Moskva:Radioi svyaz',2000.
4. D'yakonov V.P. Matlab i Simulink dlya radioinzhenerov. Moskva: Profobrazovanie, 2019.
5. Surzhikov V.F., Kompanijcev A.V. Fizicheskoe issledovanie pomehoustojchivosti fazomanipulirovannyh signalov v kanalah SVCh-svyazi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 137-141.
6. Galkin V.A. Cifrovaya mobil'naya radiosvyaz': uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Goryachaya liniya-Telekom, 2012.
Статьяпоступилавредакцию16.01.23
УДК 37
Tarhanova A.M., senior teacher, Department of Physics, Methods of Control and Diagnostics, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia),
E-mail: tarhanovaam@tyuiu.ru
Chelombitko SI, Professor, Department of Physics, Methods of Control and Diagnostics, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia),
E-mail: chelombitkosi@tyuiu.ru
ABOUT PHYSICAL OLYMPIADS AT A TECHNICAL UNIVERSITY. The paper examines the potential of using physical Olympiads in technical universities in order to train high-level specialists. Modern graduates should be ready for systematic, continuous improvement throughout their professional activities. To achieve this goal, a wider introduction of the Olympiad movement into the educational process can be used. The article analyzes views of researchers and suggests a new approach to the Olympiad movement that allows for the development of an individual educational trajectory of a student, the formation of professionally-oriented motivation for learning activities, the development of systemic thinking, self-realization and self-development in the learning process, and the pedagogical process taking place within the framework of the Olympiad movement, as its specific form, including education, training, development.
Key words: olympiad, applied tasks, professional problems, professionally-oriented motivation.
А.М. Тарханова, ст. преп., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень,
E-mail: tarhanovaam@tyuiu.ru
С.И. Челомбитко, проф., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень,
E-mail: chelombitkosi@tyuiu.ru
О ФИЗИЧЕСКИХ ОЛИМПИАДАХ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В данной статье рассматривается потенциал использования физических олимпиад в технических вузах с целью подготовки специалистов высокого уровня. Современные выпускники должны быть готовы к системному, непрерывному совершенствованию в течение всей своей профессиональной деятельности. Для достижения данной цели можно использовать более широкое внедрение олимпиадного движения в учебный процесс. В статье приведен анализ взглядов исследователей и предлагается новый подход к олимпиадному движению, что позволяет обеспечить разработку индивидуальной образовательной траектории студента, формирование профессионально ориентированной мотивации к учебной деятельности, к выработке системного мышления, самореализации и саморазвитию в процессе обучения. А педагогический процесс, протекающий в рамках олимпиадного движения, как его специфическая форма включает воспитание, обучение, развитие.
Ключевые слова: олимпиада, прикладные задачи, профессиональные проблемы, профессионально ориентированная мотивация.
Социальный заказ государства определяет стратегию развития вузов, которая базируется на удовлетворении потребностей общества при последующей профессиональной деятельности своих выпускников. Для динамичного развития экономики требуется своевременная разработка и совершенствование технологий, создание новейших товаров, услуг, поэтому данные процессы должны иметь постоянный и системный характер. В связи с этим наиболее актуальной задачей высшего образования является подготовка «инновационного» специалиста. В основе образования данного специалиста должны быть заложены знания основных фундаментальных научных достижений в области техники и технологий, машин и оборудования, а также и принципиально новые знания, имеющие практический характер. В процессе формирования специалистов различного уровня должны быть использованы как проверенные временем методики и методологии, так и новые, учитывающие специфику, направления и профили подготовки. Современные выпускники должны быть готовы к системному, непрерывному совершенствованию в течение всей своей профессиональной деятельности. Конкурентоспособная личность, формируемая в процессе профессионального становления в вузе, характеризуется, по мнению В.И. Андреева, «стремлением и способностью к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряжённой борьбы с конкурентами» [1]. Поэтому перед вузами стоит задача развития личности в учебно-профессиональной деятельности высокого уровня. Способствовать этому может активизация учебного процесса путем более широкого внедрения олимпиадного движения.
Государственный совет Российской Федерации определил основную цель профессионального образования - «подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [2].
Исследуя возможные направления оптимизации процесса подготовки специалистов в высшей школе, следует выделить как наиболее перспективное, на наш взгляд, утверждение С.Г Березиной и А.Э. Пушкарёва, что цель профессиональной подготовки инженера «состоит не в том, чтобы получить определённый набор сведений и навыков, а в том, чтобы научиться самостоятельно находить подход к решению различных проблем, как теоретических, так и прикладных. Чтобы научиться размышлять так, как размышляют высококвалифицированные специалисты, нельзя обойтись без того, чтобы не «поломать голову»» [3].
Как известно, формирование профессиональных компетенций имеет ряд противоречий между познавательными потребностями личности и возможностью вузом удовлетворять их, а также профессиональной и учебной деятельностью обучающегося. По нашему мнению, при формировании знаний и компетенций в технических вузах должно обязательно присутствовать олимпиадное движение, которое позволяет развивать не только познавательные, но и профессиональные навыки, системное мышление. В данном контексте научные принципы являются базисом для становления профессиональных компетенций. Подведение итогов олимпиадного движения в Тюменской области показало, что в прошлом году в предметных олимпиадах приняли участие около 9 000 учащихся школ и гимназий, при этом только в г. Тюмени около 300 стали призерами. Приобретенные учащимися дополнительные знания и навыки в ходе подготовки и участия в предметных олимпиадах следует, безусловно, использовать для формирования профессиональных компетенций. Поэтому привлечение обучающихся к олимпиадному движению представляется весьма полезным и перспективным уже с первого курса обучения, хотя учебные планы и образовательные программы в техническом университете по направлениям бакалавриата существенно ограничивают такие возможности.
В последние годы наметилась тенденция к восстановлению значимости и роли олимпиадного движения в образовательном процессе в некоторых технических университетах. Проведение предметных олимпиад, а также конкурсов выпускных квалификационных работ перестало быть эпизодическим, а количество участников существенно возросло. В совершенствовании процесса познания в виде участия в олимпиадном движении стали появляться новые многогранные
связи как с учебной, так и с профессиональной деятельностью. Данный процесс детально отражается структурой проводимых в настоящее время Всероссийских студенческих олимпиад (рис. 1).
В соответствии с данной схемой предметные олимпиады и специальные дисциплины оказываются не связанными между собой. Участие обучающихся в предметных олимпиадах по одной дисциплине является личностной мотивацией достижения, не относящейся к задаче формирования специалиста определенного уровня. Это предполагает последовательное участие в олимпиадах, конкурсах по предметам, связанных с профилями или специальностями. В дальнейшем возможно участие в научно-исследовательских и проектных работах, что может быть отражено участием в конкурсе выпускных квалификационных работ.
В течение учебного года проводятся внутривузовский тур, региональный (областной) тур, и заключительный тур Всероссийской олимпиады студентов. По некоторым дисциплинам, которые входят в инженерное образовательное ядро, проводятся Международные студенческие олимпиады с участием стран СНГ Это - математика, физика, теоретическая механика, информатика.
Научная новизна работы заключается в том, что функционирование соревновательной компоненты олимпиадного движения позволяет выявлять наиболее талантливых студентов и заинтересовывать к дальнейшей научной работе.
Исследованием данной темы занимались Пучков А.И. и Пучков Н.П., которые полагают, что при организации олимпиадного движения в его основе должно быть проблемное обучение вместе с контекстным подходом. Они определяют проблемную ситуацию как набор параметров, отражающих состояние познающей личности, находящейся в креативной олимпиадной среде. Данная среда создается преподавателем, являющимся субъектом образования. Всё это побуждает к активности студента, являющегося субъектом познания. В рамках контекстного подхода к обучению погружение обучающегося в проблемную ситуацию предполагает состояние человека, творчески осмысливающего предложенные знания с целью решения профессиональной проблемы [4]. С.А. Репина считает, что необходимо решить ряд проблем. Первая проблема - это «подготовка педагогов, обеспечивающих широкие возможности понимания нужд одаренных детей, приобретение навыков, необходимых для выявления талантливых учащихся и их обучения», второй проблемой является разработка образовательных программ. Мы согласны с вышеуказанными авторами, что должна быть организована подготовка педагогов, так как они должны предлагать не только углубленное изучение отдельных разделов дисциплины и приобретение новых знаний, умений и навыков по изучаемому предмету, но и учитывать профессиональные компетенции будущих специалистов. Соответственно, необходимо определить место олимпиадного движения в образовательном процессе, обеспечивающего обозначенные цели. Кроме этого, существует ряд проблем, связанных с методическими и дидактическими материалами, программными комплексами (информационная олимпиадная сеть, операционные системы). Также существует проблема, касающаяся финансирования вузом методической работы преподавателя и поощрений студентов в виде денежной выплаты или оплаты участия в конференциях различного уровня.
Олимпиадные задачи вузовского уровня направлены на формирование фундаментальных знаний, углубленное изучение дисциплины.
М.С. Мартынов в своей работе «Решение прикладных задач по физике -важный фактор активизации познавательной деятельности обучающихся» [5] считает, что решение прикладных задач обеспечивает специализацию учебного процесса в техническом вузе. Мартынов рассматривает прикладные задачи с точки зрения учебного процесса. Данные задачи имеют конкретное техническое содержание и обладают спецификой будущей профессии обучающихся. М.С. Мартынов предполагает деление прикладных задач по физике на качественные задачи и количественные (расчетные). При решении качественных прикладных задач устанавливаются между физическими величинами только качественные зависимости, а также для анализа явлений применяются физические закономерности, о которых упоминается в задаче. Качественные задачи по физике развивают логическое мышление, способность к применению физических законов и правил для интерпретаций феноменов, которые присутствуют в объектах техники. Количественные задачи имеют своей целью более глубокое понимание, высокую степень способности использовать физические законы в конкретной ситуации, а также более развитую систему знаний и умений. Как правило, каче-
Уровни интеллектуальной активности обучающегося
Стимульно-продуктивный с выходом на эвристический
Содержание обучения специалиста
1 \ 1
Гуманитарные и социально-экономические дисциплины Естественнонаучные дисциплины Общепрофессиональные дисциплины Специальные дисциплины
Олимпиады
Индивидуальные
Коллективные
Задачи - учебные, учебно-профессиональные -ставятся преподавателем
Цель - формирование творческого стиля мышления; психологической устойчивости; осознанного выбора профессиональной деятельности, развитие внутренней мотивации к творчеству
Эвристический (профессионально-ориентированный)
Конкурс по направлению (специальности)
Задачи - профессионально-
ориентированные • ставятся преподавателем Цель - адаптация к деятельности в условиях реально развивающегося производства
Креативный
Конкурс инновационных проектов по направлению (специальности)
Проблемные ситуации ставятся участникам
Цель - включение в творческую научную деятельность
Конкурс выпускных квалификационных работ
Цель участника - подтвердить личностную конкурентоспособность и наметить мероприятия по саморазвитию Цель вуза - проанализировать систему конкурентоспособности организации процесса обучения
Рис. 1. Структура соревновательной составляющей олимпиадного движения (Всероссийская студенческаяолимпиада)
ственные и количественные прикладные задачи выражаются в виде проблемной ситуации. В силу того, что данные задачи содержат значительную сложность, они ориентированы на творчество обучающихся, которое требуется для нахождения нужного решения и результата.
Приведем один из примеров прикладных задач из работы Мартынова М.С.: «Посредине радиорелейной трассы длиной 50 км находится препятствие. Определите минимально допустимое расстояние между линией прямой видимости, соединяющей передающую и приемную антенны, и препятствием (высоту просвета) при условии, что радиорелейная связь осуществляется с помощью:
а) радиостанции Р-409 на длине волны 5 м;
б) радиостанции Р-414 на длине волны 15 см» [5].
Новый подход к олимпиадному движению позволяет обеспечить разработку индивидуальной образовательной траектории студента, формирование профессионально ориентированной мотивации к учебной деятельности, к выработке системного мышления, самореализации и саморазвитию в процессе обучения. А педагогический процесс, протекающий в рамках олимпиадного движения как его специфическая форма включает в себя воспитание, обучение, развитие. Таким образом, одновременно с внедрением новых технологий в процесс обучения про-
исходит совершенствование олимпиадного движения. Этому способствует также более широкое и оперативное внедрение в образовательный процесс информационных технологий, использование которых позволяет сделать предметные олимпиады в качестве естественной составляющей при формировании профессиональных знаний и компетенций обучающихся.
Таким образом, в статье был рассмотрен потенциал использования физических олимпиад в технических вузах с целью подготовки специалистов высокого уровня, которые должны быть готовы к системному, непрерывному совершенствованию в течение всей своей профессиональной деятельности. Внедрение олимпиадного движения в учебный процесс является необходимым условием для поставленных целей. В данной статье показано, что новый подход к олим-пиадному движению позволяет обеспечить разработку индивидуальной образовательной траектории студента, выработку системного мышления, стремление к самореализации и саморазвитию в процессе обучения, формирование профессионально ориентированной мотивации к учебной деятельности, которая содействует развитию профессиональной рефлексии. Педагогический процесс, протекающий в рамках олимпиадного движения, способствует воспитанию, обучению, развитию обучающих в рамках современных требований.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004.
2. Государственный совет Российской Федерации (материалы заседания Государственного совета Российской Федерации и официальные документы). Москва: ФГУП Издательство «Известия УДПРФ», 2001.
3. Актуальные задачи воспроизводства кадров в научно-образовательной сфере и пути их решения (доклад Координационного Совета по делам молодёжи в научной и образовательных сферах). Москва, 2007.
4. Попов А.И., Пучков Н.П. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография. Тамбов.
5. Мартынов М.С. Решение прикладных задач по физике - важный фактор активизации познавательной деятельности обучающихся. Физическое образование в ВУЗах. 2003; Т. 9, № 2: 39-44.
References
1. Andreev V.I. Konkurentologiya: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2004.
2. Gosudarstvennyj sovet Rossijskoj Federacii (materialyzasedaniya Gosudarstvennogo soveta Rossijskoj Federacii ioficial'nye dokumenty). Moskva: FGUP Izdatel'stvo «Izvestiya UDPRF», 2001.
3. Aktual'nyezadachi vosproizvodstva kadrov v nauchno-obrazovatel'noj sfere iputiih resheniya (doklad Koordinacionnogo Soveta po delam molodëzhi v nauchnoj i obrazovatel'nyh sferah). Moskva, 2007.
4. Popov A.I., Puchkov N.P. Metodologicheskie osnovy iprakticheskie aspekty organizaciiolimpiadnogo dvizheniya po uchebnym disciplinam v vuze: monografiya. Tambov.
5. Martynov M.S. Reshenie prikladnyh zadach po fizike - vazhnyj faktor aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti obuchayuschihsya. Fizicheskoe obrazovanie v VUZah. 2003; T. 9, № 2: 39-44.
Статья поступила в редакцию 28.12.22
УДК 377
Balyagov V.R., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: baliagov_vr@icloud.com
Kazantseva A.N., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: an.kazan4ewa@yandex.ru
THE INFLUENCE OF FEATURES OF PROFESSIONAL ACTIVITY ON REQUIREMENTS FOR PRACTICE-ORIENTED ADAPTATION OF OIL AND GAS TECHNICIANS. The article deals with a current problem of adaptation of students of secondary vocational education who receive a working qualification In the profession of "technicians" of oil and gas business. The main priority conditions for the development of highly qualified personnel for the oil and gas industry are highlighted. The paper analyzes the scientific literature defining the concept of "practice-oriented adaptation", gives the authors' clarification of this term, adapted to one of the directions of the oil and gas industry. The main features of production activity and the existing priority directions of development of oil and gas technicians during the implementation of the educational process are considered. The key features of the profession of an oil and gas specialist with the qualification of "technician" according to the unified tariff and qualification handbook are presented. To develop effective methods of practice-oriented adaptation, the factors that influence the gradual formation of requirements for the adaptation of graduates of secondary vocational educational institutions in the direction of "oil and gas business" are considered.
Key words: professional activity, oil and gas technician, well operation, practice-oriented adaptation.
В.Р. Балягов, аспирант, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: baliagov_vr@icloud.com
А.Н. Казанчева, аспирант, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: an.kazan4ewa@yandex.ru
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АДАПТАЦИИ ТЕХНИКОВ НЕФТЕГАЗОВОГО ДЕЛА
В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема адаптации студентов среднего профессионального образования, получающих рабочую квалификацию по профессии «Техник нефтегазового дела». Выделены основные приоритетные условия развития высококвалифицированных кадров для нефтегазодобывающей отрасли. В работе производится анализ научной литературы, определяющей понятие «практико-ориентированная адаптация», дается авторское уточнение данного термина, адаптированное к одному из направлений нефтегазодобывающей промышленности. Рассмотрены основные особенности производственной деятельности и существующие приоритетные направления развития техников нефтегазового дела в период осуществления образовательного процесса. Представлены ключевые особенности профессии специалиста нефтегазового дела с квалификацией «Техник» согласно единому тарифно-квалификационному справочнику. Для разработки эффективных методик практико-ориентированной адаптации рассмотрены факторы, которые влияют на поэтапное формирование требований к адаптации выпускников средних профессиональных учебных заведений по направлению «Нефтегазовое дело».
Ключевые слова: профессиональная деятельность, техник нефтегазового дела, эксплуатация скважин, практико-ориентированная адаптация.
Нефтегазовая промышленность России является одной из основных составляющих экономического развития государства. Значительная доля производственных мощностей находится на пределах выработки запланированного потенциала. Внушительную значимость в это внесла высокая степень износа машин и различных агрегатов. Учитывая это, нефтегазовые компании активно обновляют оборудование, дабы гарантировать своевременную актуализацию, модернизацию и техническое перевооружение комплексов, задействованных в решении задач нефтегазодобывающей индустрии. Поэтому предприятиям нефтегазодобывающей отрасли необходимо увеличить производительность труда через введение современных технологий, новой техники и импортозамещения оборудования.
Оптимальное применение новейшего оснащения объектов нефтегазового промысла выводит на периферию профессию техника нефтегазового дела. Техник нефтегазового дела высокой квалификации обязан не только знать об особенностях регулирования режимов работ технологического оборудования нефтегазовых скважин, но и налаживать, диагностировать его техническое состояние, управлять им и устранять неисправности. Вышеперечисленные умения требуют высокий уровень профессиональной подготовки, сформированных профессионально важных свойств личности, самостоятельности в принимаемых решениях, ответственности, основательного понимания устройства технических средств,
которыми оборудовано производство. Все эти умения возможно реализовать посредством практико-ориентированной адаптации студентов среднего профессионального образования в период обучения, что делает данное исследование актуальным.
Целью данной статьи является выявление особенностей профессиональной деятельности в сфере требований к практико-ориентированной адаптации техников нефтегазового дела.
Научная новизна настоящего исследования заключается в уточнении факторов, которые влияют на формирование требований к практико-ориентирован-ной адаптации выпускников средних профессиональных учебных заведений по направлению «Нефтегазовое дело».
Теоретическая значимость данного исследования заключается в выявлении особенностей профессиональной деятельности техников нефтегазового дела и уточнении понятия практико-ориентированной адаптации по данному направлению, а также в раскрытии факторов и условий эффективности адаптации студентов среднего профессионального образования, обучающихся по направлению «Нефтегазовое дело».
Развитие наук, успехи в производстве новой техники и современных технологий, а также обширное использование новых инженерных решений и конфигураций, нарастающая сложность промышленных процессов приводит к не-