Научная статья на тему 'О финансовом кризисе 2008 года и мерах по его преодолению в Саратовской области'

О финансовом кризисе 2008 года и мерах по его преодолению в Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В статье дан анализ экономической ситуации в Саратовской области в период финансового кризиса и определены пути его преодоления.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the analysis of an economic situation in the Saratov region in financial crisis is given and ways of its overcoming are defined.

Текст научной работы на тему «О финансовом кризисе 2008 года и мерах по его преодолению в Саратовской области»

ЕдвАААЕОЕІ / / ІЁ ї І хОи

УДК 336.12(470.44)

Т ОЁГАГЙТАМ ЁОЁфЁЙД 2008 аїаа Ё ІДбАо ЇТ ДАТ ТоДТАТёДГёр А ЙАоАОТАЙЁТЁ ТАЁАЙОЁ1

АДЙОГЁЁ. 2008. № 5(24)

Общая характеристика финансового кризиса 2008 г. В первые месяцы 2008 г. практически все российские и зарубежные эксперты считали ситуацию в мировой экономике благополучной. Однако ранее, в середине 2007 г, на американском ипотечном рынке разразился кризис, связанный с массовыми невозвратами ипотечных кредитов. Потерпевшими оказались банки, активно вкладывавшие средства в ипотечные облигации. Акции банков обрушились и «потянули» за собой весь фондовый рынок.

Проблемы американских банков привели к кризису доверия на межбанковском рынке США, а затем и на межбанковских рынках европейских стран. Развитие этих процессов привело к кризису ликвидности в международной банковской сфере.

В настоящее время мировой экономический кризис находится на ранней стадии, проявившись преимущественно в финансовой сфере (дестабилизация фондовых рынков, удорожание капиталов). В наибольшей степени от кризиса пострадало национальное хозяйство США, что повлекло спад промышленного производства. Влияние мирового финансового кризиса на российскую экономику началось с середины 2008 г, когда вслед за зарубежными рынками стал падать фондовый рынок в России. С локальных максимумов, наблюдавшихся в мае 2008 г, индекс ММВБ снизился к 17 сентября на 56%, а индекс РТС - на 57%. Ситуация усугублялась рыночным поведением участников рынка, целенаправленно игравших в своих биржевых спекуляциях «на понижение». Это нанесло серьезный удар по тем российским банкам, которые имели значительные вложения в долевые ценные бумаги.

Другим российским банкам, которые были «завязаны» на зарубежные кредиты, в связи с проблемами на мировом межбанковском рынке пришлось замещать выбывшие средства заимствованиями на внутреннем рынке. Внутренний рынок межбанковских кредитов не справился с возросшей нагрузкой, в результате чего банки лишились доступа к краткосрочным заимствованиям, необходимым для осуществления платежей.

1 Статья подготовлена коллективом ученых Саратовского государственного социально-экономического университета: доктором исторических наук, профессором В.А. Динесом, доктором экономических наук, профессором В.А. Русанов-ским, доктором экономических наук, профессором С.М. Богомоловым, доктором экономических наук, профессором С.А. Ждановым, доктором экономических наук, профессором Л.В. Ильиной, доктором экономических наук, профессором О.С. Кирилловой, доктором экономических наук, профессором Ю.И. Коробовым, доктором экономических наук, профессором А .М. Сухоруковой, доктором экономических наук, профессором Ю.В. Федоровой.

Нарушившиеся расчеты между банками и пошатнувшееся финансовое состояние некоторых из банков резко обострили проблему ликвидности, и негативные явления начали приобретать масштабы кризисных.

Положение усугубилось начавшимся падением цен на нефть и соответствующим сокращением поступлений экспортной выручки. Ослабление рубля и укрепление курсов иностранных валют сократили поступление денег на внутренний рынок. Проводившаяся в послед -ние годы в России либерализация валютного регулирования и, в частности, фактическая отмена обязатель -ной продажи валютной выручки оставили внутренний рынок незащищенным от данного вида угроз. Все это привело к тому, что к осени уже не единицы, а многие банки стали испытывать затруднения с выполнением своих обязательств перед клиентами.

Неадекватное отражение положения дел в российской экономике и постоянное муссирование темы мирового кризиса в средствах массовой информации, подогревавшее ожидание банковского кризиса, а также недостаточная правовая и экономическая грамотность основной массы вкладчиков, не осведомленных о существовании в России действенной системы страхования вкладов, привели к ажиотажу среди клиентов банков, что придало механизму развертывания банковского кризиса веерный характер.

В бюджетной сфере страны финансовый кризис пока не нашел существенных проявлений. В силу действия эффекта запаздывания снижения текущих налоговых поступлений не наблюдается. Параметры российского бюджета просчитаны исходя из прогноза цены на нефть 95 дол. за баррель и темпа роста ВВП 6,7%, тогда как последние оценки темпов роста российской экономики на 2009 г. составляют всего 5,5%.

Таким образом, причинами финансового кризиса в российской экономике стали внешние факторы. Кризис в экономике США повлек кризис на межбанковских рынках и рынках капиталов европейских стран. Это сказалось на российском фондовом рынке, традиционно зависевшем от иностранных инвесторов. Пострадали российские банки, активно кредитовавшиеся за рубежом. Положение усугубилось начавшимся летом падением цен на нефть и укреплением иностранной валюты. Ничем не компенсированное сокращение притока на внутренний рынок свободных рублевых средств привело к «перегреву» российского рынка межбанковских кредитов, и в стране в дополнение к кризису на фондовом рынке начал развиваться банковский кризис неплатежей.

Особенности кризисных явлений в финансовой сфере Саратовской области. На начало осени 2008 г. отсутствовали самостоятельные экономические предпосылки для развития кризиса в банковской сфере Саратовской области, которые были бы обусловлены экономикой региона или состоянием его банковской сферы. По сравнению с другими областями в области много сильных региональных банков, полностью независимых от международных заимствований и российского межбанковского рынка. На 1 октября 2008 г. - это 12 самостоятельных кредитных организаций с 27 филиалами (из них 7 расположены в других регионах). Все 12 банков области имели валютные лицензии и явля -

лись участниками системы страхования вкладов. Все банки выполняли установленные нормативы деятельности, были прибыльными и имели необходимую ликвидность.

Однако в регионе достаточно велика роль инорегио-нальных банков. На 1 сентября 2008 г. из 112,0 млрд руб. кредитов, размещенных на территории Саратовской области среди юридических и физических лиц, только 27,3 млрд руб. были выданы Саратовскими банками. Три четверти выданных кредитов и значительная часть депозитов приходились в области на инорегиональные банки, которые представлены в области 35 филиалами и 18 представительствами, и Сбербанк России с его 18 филиалами и обширной сетью внутренних структурных подразделений.

Таким образом, хотя банковская система региона и была в состоянии справиться с финансовыми трудностями, она не была изолированной от банковской системы страны и не была защищена от «заражающего» эффекта общероссийского кризиса.

В отсутствии сколько-нибудь весомых внутренних причин поводом для начала банковского кризиса в области стали ложные слухи о банкротстве некоторых саратовских банков. Плодотворной почвой для этих слухов стали подпитываемые средствами массовой информации пессимистические ожидания «прихода» в регион мирового финансового кризиса. В результате поведение вкладчиков сразу приобрело характер паники . Это сказалось в первую очередь на тех банках, которые в значительной степени зависели от вкладов. Такими банками оказались региональные банки, в ресурсах которых вклады занимали на 1 сентября 2008 г. до 50%. Филиалы и представительства столичных и других крупных банков в регионе в меньшей степени подвержены риску со стороны частных вкладчиков (общероссийский показатель средней доли вкладов частных лиц в общей сумме ресурсов составлял в конце лета величину в 24,9%).

В нормальных условиях кратковременный отток средств и их нехватка для покрытия текущих платежей покрываются банками за счет заимствований на межбанковском рынке. Однако в условиях кризиса доверия и подорванного межбанковского рынка не все региональные банки смогли за счет имевшегося запаса ликвидности покрыть отток средств. В итоге сначала не смогли удовлетворить часть претензий вкладчиков два саратовских банка. Затем и в других банках региона были введены ограничения по срокам и суммам выплат населению. Все банки остановили или резко сократили свои кредитные программы. Ситуация с кредитованием усугубляется еще и тем, что большинство филиалов инорегиональных банков размещало в области ресурсы, полученные от головных кредитных организаций, тогда как сейчас этот источник для большинства из них практически перекрыт.

В то же время при всех негативных явлениях обслуживание счетов юридических лиц было ограничено только в одном из саратовских банков, и кризис неплатежей не приобрел всеобщего характера. В цифровом выражении ситуация выглядит следующим образом. По данным ГУ ЦБ РФ по Саратовской области, за сентябрь 2008 г. из кредитных организаций области произошел

отток вкладов в размере 0,5%, или 295,6 млн руб. в абсолютном выражении. В самостоятельных банках отток составил 336,6 млн руб., по филиалам инорегио-нальных банков - 547,5 млн руб. Не снижались и даже незначительно росли остатки вкладов только по Сбербанку России (в октябре в целом по Сбербанку вклады выросли на 588,5 млн руб.). В начале октября тенденция оттока вкладов продолжалась и приостановилась во второй половине месяца.

Одновременно происходило снижение платежного межбанковского оборота по корреспондентским счетам кредитных организаций. Среднедневной кредитовый оборот по корреспондентским счетам и субсчетам кредитных организаций в августе составлял 5,7 млрд руб., в сентябре - 5,4 млрд руб., а в октябре - 4,4 млрд руб. Снижение отмечалось как по самостоятельным банкам (с 1,7 млрд руб. в августе до 1,2 млрд руб. в октябре), так и по филиалам инорегиональных банков (с 2,8 до 1,8 млрд руб.). Небольшой рост отмечался только по Сбербанку (с 1,2 до 1,3 млрд руб.). Среднедневные остатки на корреспондентских счетах и субсчетах кредитных организаций также снизились: с 2,9 млрд руб. в сентябре до 2,1 млрд руб. на 20 октября 2008 г.

Выходящие из банковского оборота денежные средства перестают работать в экономике региона и оседают у населения и предпринимателей. Последние значительно сократили объем выручки, сдаваемой в банки, и стали преимущественно работать, минуя расчетный счет. Однако сравнение данных по Саратовской области с общероссийскими показателями не дает оснований считать, что банковский кризис в регионе приобрел какие-либо особые масштабы. А формы его проявления, хотя и могут считаться специфичными, но достаточно характерны и для других областей, где имеется развитая сеть самостоятельных региональных банков.

Бюджетная система Саратовской области еще не ощутила последствий финансового кризиса. По итогам исполнения консолидированного бюджета области за 9 месяцев 2008 г. наблюдается устойчивый темп роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с соответствующим периодом 2007 г.: так, по налогу на прибыль организаций темпы роста составили 172,4%, по налогу на доходы физических лиц - 141,5%, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 151,7%, земельный налог - 191,7%, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, - 121,6% и т.д.

Снижение мировых цен на нефть не отразилось на ресурсных платежах в консолидированном бюджете Саратовской области, поскольку они не являются бюджетообразующими. В частности, поступления от налога на добычу полезных ископаемых составляют в областном бюджете лишь 1,6%. Вместе с тем приведенные показатели исполнения бюджета не учитывают данные за октябрь 2008 г., не вошедшие в отчетный период.

Несмотря на общие позитивные прогнозы (например, глава Федеральной налоговой службы М. Мокрецов считает, что снижения налоговых доходов в 2008 г. из-за финансового кризиса не будет) следует учитывать, что кризисные явления в банковском секторе могут отразиться на наполнении бюджета налогами в 2009 г

Прогноз развития финансового кризиса в регионе. В банковской сфере региона положение постепенно стабилизируется. Двухнедельный ажиотаж среди вкладчиков, желавших досрочно забрать деньги из банков, спал. Хотя по банкам области по-прежнему наблюдается незначительный отток вкладов, проявления кризиса неплатежей свелись к существованию списков очередников - частных лиц, желающих расторгнуть договор вклада и досрочно получить обратно свои деньги. Средства по вкладам с наступившими сроками погашения и вкладам до востребования возвращаются клиентам по их требованию в полном объеме. Обслуживание «зарплатных» проектов с использованием пластиковых карт восстанавливается. Задержки платежей по счетам юридических лиц наблюдаются только в одном банке. Даже в те банки, где приостанавливались выплаты вкладчикам, начинают приходить новые вкладчики, а в отдельных банках наблюдается приток вкладов. Это свидетельствует о восстановлении доверия к банкам.

Заметный положительный эффект на стабилизацию ситуации оказало принятие изменений в Закон о страховании вкладов, в соответствии с которыми лимит страхового возмещения по вкладам был увеличен до 700 тыс. руб. Вклады до 700 тыс. руб. в саратовских банках составляют 99,6% всех вкладов, или 73,2% в их стоимостной оценке. В условиях, когда основная часть сбережений оказалась застрахованной, ажиотаж среди вкладчиков в Саратовской области резко спал.

Существенное значение для стабилизации ситуации в банковской сфере региона имели усилия владельцев региональных коммерческих банков и их органов управления. Мероприятия банков по изысканию дополнительных источников финансирования и активная разъяснительная работа среди вкладчиков дали свои первые результаты, и очередей в банках уже нет. При условии отсутствия дополнительных внешних потрясений и негативной информации банки области в состоянии полностью восстановить свою платежеспособность в течение двух-трех недель.

Однако потребуется дополнительное время (по оценкам - до конца года), чтобы создать запас ликвидности во избежание повторения кризиса неплатежей. Только к концу 2008 г. можно ожидать восстановления полноценного банковского обслуживания в регионе.

Как проявления, так и последствия кризиса могли бы быть существенно смягчены оказанием банковскому сектору области дополнительной финансовой помощи. Для этого остро необходимо насытить денежный рынок свободными ликвидными средствами. Однако предпринятые в последние дни меры Правительства РФ и Банка России по насыщению банковской сферы страны средствами, необходимыми для преодоления кризиса неплатежей, не сказались на банковской системе региона. Средства Правительства РФ, размещаемые в системообразующих банках (Сбербанк РФ, Внешэкономбанк и др.) в сумме 1 трлн руб., еще не выделены в полном объеме, и не начались процессы их «распределения» по другим банкам. Банк России только начал проведение своих беззалоговых аукционов. Технология их проведения еще не отработана. Самыми существенными недостатками, как показали первые

аукционы, стали ограниченные сроки предоставляемых кредитов (1 месяц) и незначительное число банков, имеющих право участия в торгах. В частности, ни один из саратовских банков не имеет права участия в безза-логовых аукционах Банка России в силу отсутствия международного рейтинга. В итоге банковская система региона не получила извне необходимой финансовой помощи.

Возможности региональных денежных властей помочь банкам области крайне ограничены. Главное уп -равление ЦБ РФ по Саратовской области располагает правом предоставления лишь расчетных внутридневных кредитов и ломбардных (залоговых) кредитов. Объемы и условия этих кредитов не рассчитаны на кризисную ситуацию и не покрывают возросших потребностей банков. Региональные органы исполнительной власти вообще не располагают бюджетными средствами для оказания банкам финансовой помощи.

В финансово-бюджетной сфере, до последнего времени не ощущавшей воздействия финансового кризиса, его последствия начнут сказываться в конце 2008 -начале 2009 гг. Первым результатом проявления кризиса станет снижение поступлений косвенных налогов (в частности, НДС) вследствие сопровождающего кризис снижения цен во многих секторах экономики (производство строительных материалов, нефтепродуктов, бензина, авиакеросина, недвижимость). Но, поскольку НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет, на доходы регионального бюджета эта позиция в 2008 г. не окажет решающего влияния.

В случае пессимистических сценарных условий развития последствия финансового кризиса будут значительно более существенными и трудно предсказуемыми. Бюджет региона может быть сформирован со значительным дефицитом, и, возможно, впервые за последние несколько лет придется применять процедуру секвестирования бюджетных расходов.

Рост инвестиционной активности в 2009 г может замедлиться почти вдвое (до 6% в целом по России), что приведет к недофинансированию существующих программ развития основных бюджетообразующих для региона предприятий и соответственно к снижению налогов на доходы и имущество (налога на прибыль, налога на имущество предприятий).

Дальнейшее развитие ситуации в бюджетной сфере зависит от того, как будет развиваться кризис в банковской сфере страны (внутренние факторы), а также от состояния цен на нефть и курса иностранной валюты (внешние факторы).

Основные направления по преодолению последствий финансового кризиса в регионе. В банковской сфере направления действий по преодолению последствий финансового кризиса в регионе зависят от двух возможных сценариев развития ситуации.

В рамках первого (оптимистического) сценария наметившаяся стабилизация состояния банковского сектора области получит свое развитие, и банки области восстановят свою платежеспособность в ближайшее время. Как уже отмечалось, банковская сфера области в состоянии полностью восстановить обслуживание своих долгов в течение двух-трех недель. Это станет возможным при следующих условиях: принятые государством меры будут эффективными, и выделенные

средства дойдут до банков; спадет ажиотаж среди клиентов и в средствах массовой информации; фондовый рынок стабилизируется; валютный курс не будет падать; инфляция будет находиться в контролируемых пределах; не будет внешних политических и экономических потрясений.

В рамках второго (пессимистического) сценария вслед за временной стабилизацией состояния банковского сектора придет вторая волна кризиса ликвидности. Банки, финансовое состояние которых существенно пострадало в результате первого наплыва вкладчиков, будут уже не в состоянии самостоятельно решить свои проблемы. Банковскую систему области ждет череда банкротств, и наименее защищенными окажутся региональные банки.

Развитие такой ситуации станет реальностью, если выделенные средства не дойдут до всех банков (в частности , региональных); ажиотажем будут охвачены все клиенты банков - не только физические, но и юридические лица; спекуляции на валютном и фондовом рынке приведут к их резкому обвалу; инфляция приобретет неконтролируемый характер; во внешней среде произойдут новые политические или экономические потрясения .

Следует считать наиболее вероятным развитие ситуации по первому сценарию. У России имеются значительные золотовалютные резервы для решения проблемы ликвидности, а также созданы основы нового механизма рефинансирования банков, способного обеспечить их финансовое оздоровление.

Таким образом, оставляя в стороне внешние факторы, можно сделать вывод, что ключевым звеном комплекса мероприятий по преодолению финансового кризиса должна стать система поддержки банков со стороны государства. При этом насыщение денежного рынка ликвидными средствами должно рассматриваться только как первый, начальный этап мер по преодолению кризиса. На втором этапе нужно обеспечить эффективный контроль за использованием выделенных средств. Здесь особенно важны усилия надзорных органов и, в частности, территориальных управлений Банка России.

При этом должны быть заданы и строго соблюдаться параметры денежно-кредитной политики, позволяющие держать под контролем развитие инфляционных процессов и сдерживать отток капиталов за рубеж. Развитие таких процессов можно считать неизбежным в силу существенного роста денежной массы, а также в силу прогнозируемого падения цен на энергоносители и роста курсов иностранных валют

Определяя пути преодоления последствий финансового кризиса в регионе, следует исходить из того, что большинство из них должны приниматься на федеральном уровне, поскольку для реализации антикризисных мер у региональных властей нет реальных финансовых и административных возможностей. Совершенно очевидно , что региональные денежные власти не в состоянии в силу отсутствия финансовых средств и инструментов решить проблему насыщения банковской системы региона ликвидными средствами.

Вместе с тем отдельные возможности для смягчения кризиса и его последствий имеются. Так, следует рассмотреть (на законодательном уровне) вопрос о

возможности размещения средств регионального бюджета на банковских депозитах при наличии региональной рейтинговой оценки кредитоспособности того или иного банка. Действенной мерой могло бы стать предоставление больших возможностей территориальным управлениям ЦБ РФ в рефинансировании коммерческих банков региона. Необходимо, чтобы региональные управления ЦБ РФ могли бы осуществлять прямое рефинансирование коммерческих банков в определенном объеме от их активов (например, до 50%). Также важно, чтобы такое кредитование осуществлялось напрямую без поручительства.

Нуждается в совершенствовании система рефинансирования коммерческих банков. Здесь необходимо расширить число банков, допускаемых к участию в без-залоговых аукционах, включив в их число банки, имеющие российские рейтинги. Следует увеличить сроки кредитов и довести их до 6 месяцев по беззалоговым кредитам и до 1 года по залоговым кредитам. В перечень организаций, чьи кредиты и требования принимаются в обеспечение кредитов Банка России, нужно включить организации, имеющие организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью, и государственные унитарные предприятия. Целесообразно разрешить принять к рассмотрению в качестве обеспечения кредиты и требования банков к организациям, срок деятельности которых менее 3 лет.

Без существенного расширения полномочий региональной исполнительной власти в регионе оказание реальной финансовой поддержки в регионе для решения локальных задач невозможно. Единственной мерой по преодолению кризиса в регионе пока остается активная разъяснительная работа по восстановлению доверия к банковской системе и организационная работа, направленная на восстановление регионального межбанковского рынка. При всех проявлениях кризисной ситуации в области есть банки, которые могли бы предоставить кредиты другим. Самым крупным из них является Сберегательный банк РФ.

В финансово-бюджетной сфере при благоприятном развитии, когда ситуация в банковском секторе региона и в стране в целом стабилизируется, последствия финансового кризиса можно будет считать минимальными, и темпы роста экономики в 2009 г. не будут значительно ниже 7%. В этом случае развитие финансовобюджетной системы региона должно пойти по оптимистическому сценарию.

Вместе с тем предприятия региона, имеющие финансовые отношения (заимствования, долгосрочные контракты и т.п.) с предприятиями других государств, безусловно, могут нуждаться в дополнительных финансовых ресурсах на покрытие долговых обязательств и на перестройку производственных процессов, что неизменно повлечет за собой резкое снижение (а при худших условиях и обвал) платежей в бюджет от этих предприятий.

В условиях резкого ограничения кредитования предприятий реального сектора экономики возможно снижение поступлений подоходных и оборотных налогов в бюджет региона: налога на прибыль, единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход от определенных видов деятельности, налога на

доходы физических лиц, НДС и акцизов. Данные явления имеют отложенный экономический эффект и, по прогнозам ряда российских экспертов, могут проявиться в региональных бюджетах уже в начале 2009 г. Однако в настоящее время реальное прогнозирование подобных явлений в экономике региона не представляется возможным из-за отсутствия оперативной финансово-экономической информации.

Начиная с 2009 г. доходы регионального бюджета неминуемо сократятся, прежде всего за счет снижения поступлений от налога на доходы физических лиц. В большей степени пострадают местные бюджеты, поскольку в их формировании НДФЛ играет бюджетообразующую роль. Кроме того, размер пенсионного обеспечения в последующие годы в большей степени будет определяться не размером отчислений, а состоянием экономики.

В этом случае неприемлемо высоким для бюджетной сферы становится риск, связанный с продолжением политики неэффективного расходования бюджетных ресурсов. Это требует пересмотра приоритетов и условий существующих и новых проектов бюджетного финансирования. Основное бремя по выполнению социальных обязательств государства и обязательств по необходимому росту бюджетной сферы ляжет на регионы.

Учитывая возможность различных вариантов дальнейшего развития ситуации, при планировании бюджета следует существенно скорректировать его параметры и ориентироваться на реалистичные (а возможно, и пессимистичные) сценарии темпов роста инфляции, поскольку на них основаны расчеты предполагаемых налоговых ожиданий, в частности принятие решений о повышении ЕСН и об отказе от снижения НДС.

По общим прогнозам специалистов, при среднегодовой цене в 60 дол. за баррель в 2009 г. бюджет будет дефицитным. Вероятность образования дефицита бюджета существует и при цене в 70 дол. за баррель - в зависимости от того, какие будут изменения в области налогов. Вместе с тем существуют возможности нивелирования подобной ситуации за счет средств резервных фондов.

Одним из последствий кризиса может стать рост прожиточного минимума и снижение благосостояния населения. В этих условиях поддержание минимальных социальных стандартов должно будет обеспечиваться в основном за счет государственных резервов. Соответствующие суммы на эти цели должны быть заложены в бюджете региона.

В целях обеспечения стабильного поступления запланированных налоговых доходов в бюджет Саратовской области следует запланировать меры финансовой поддержки бюджетообразующих предприятий региона (фондоемкие предприятия машиностроения, перерабатывающей промышленности и т.п.), имеющих задолженности по долгосрочным кредитам на развитие производства, а также сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим подобные кредиты за рамками финансирования соответствующей государственной целевой программы.

Свою роль в преодолении негативных явлений может сыграть предоставление на период кризиса налоговых каникул отдельным отраслям реального сектора

экономики, имеющим наибольшую налоговую нагрузку. В настоящее время, по данным Росстата, к таковым относятся нефтегазодобывающие отрасли. Существующие же предложения Министерства финансов РФ в этой сфере пока касаются территорий Дальнего Востока и Сибири.

Кроме того, следует сформировать пакет областных целевых программ развития бюджетообразующих отраслей производства.

В реальном секторе экономики теоретически, следуя логике развития кризисных явлений, вслед за банками в зоне риска окажутся предприятия реального сектора. Сокращение кредитования и ужесточение его условий чревато проблемами с рефинансированием внешнего долга и дефолтами по корпоративным облигациям.

Пока финансовый кризис не оказал существенного влияния на реальный сектор экономики, поскольку за счет выпуска акций в России финансируется всего лишь 1,1% инвестиций в основной капитал. Сокращение и ужесточение условий кредитования как минимум до конца года не должны оказать критического влияния на реальный сектор экономики в целом, поскольку в общей сумме инвестиций в основной капитал доля кредитов банков составляет всего 6,8%.

Особенность развития реального сектора экономики Саратовской области в отличие от российского заключается в том, что он в гораздо меньшей степени завязан с крупными финансовыми рынками - как российскими, так и международными. Однако уже на сегодня реальный сектор экономики области из-за недостатка кредитных ресурсов банков почувствовал нехватку средств по финансированию инвестиционных проектов и пополнению оборотных ресурсов предприятия. Можно констатировать, что многие предприятия в той или иной степени уже ощутили негативные последствия финансового кризиса. В первую очередь это кредитоемкие предприятия таких отраслей, как строительство, обрабатывающая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, транспорт, а также сфера услуг, малый и средний бизнес, потребительский рынок автомобилей (до 70% приобретается в кредит). Причем в каждой отрасли кризис будет проявляться по-своему, и его последствия затронут различные аспекты экономического развития области. Поэтому выход из кризиса должен быть дифференцирован и ориентирован с учетом его специфического проявления в различных сферах экономики.

В соответствии с оптимистическим сценарием устранение последствий финансового кризиса кардинальным образом не отразится на реальном секторе экономики. Учитывая то, что кризис в банковской сфере -первопричина нарастания кризиса, а кризис реального сектора экономики - это следствие, выход из кризиса необходимо искать только в банковской сфере. Это, пожалуй, «узкое место» всей цепи кризиса, без расшивки которого неизбежно наступит системный кризис. Тогда в него окажутся втянутыми все сферы экономики области, включая социальную и финансово-бюджетную. Поэтому восстановление кредитоспособности банков и на этой основе платежеспособности предприятий позволит сохранить устойчивые запланированные темпы развития российской экономики.

Если же развитие событий пойдет по пессимистическому варианту и кризис трансформируется в системный, можно предположить следующую цепь его разворачивания в различных отраслях Саратовской области.

Строительство - это наиболее динамично развивающаяся отрасль Саратовского региона. (В 2004 г. в области было построено менее 500 тыс. кв. м жилья, в 2005 г. - более 680 тыс., в 2006 г - 810 тыс., в 2007 г. -1 млн 22,1 тыс. кв. м жилья. Только за первое полугодие 2008 г. за счет всех источников финансирования на территории Саратовской области введено в эксплуатацию 1 тыс. 655 жилых домов общей площадью 285 тыс. 282 кв. м, что на 15,5% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.)

Особенности развития строительного комплекса региона состоят в том, что:

- основной объем строительных работ выполняется местными компаниями, и их зависимость от крупных кредитов не столь велика. Жилищное строительство традиционно осуществляется за счет средств населения и за счет собственных средств предприятий. Так, в первом полугодии текущего года на развитие экономики и социальной сферы было задействовано 25 млрд 828 млн руб. инвестиций в основной капитал. 43,2% (11 млрд 149 млн руб.) средств было использовано для приобретения машин, оборудования, транспортных средств, 11 млрд 57 млн руб. - на строительномонтажные работы. 14,5% средств от общего объема инвестиций было задействовано на строительство жилых домов. 58,3% всех средств были освоены крупными и средними предприятиями и организациями, из них 8,5% составили бюджетные средства. Доля банковских кредитов незначительна - 7%;

- строительство обеспечивается собственными материалами за счет предприятий, в основном расположенных на территории региона, - производство строительных материалов, транспорт, энергетика, людские ресурсы.

Однако этот сектор экономики наиболее чувствителен к изменениям в финансовой сфере, поскольку яв -ляется одной из самых кредитоемких отраслей. С учетом кредитов на покупку жилья в этой сфере задей -ствовано 17 - 18% всех кредитных ресурсов.

Исходя из пессимистического варианта, кризис в строительстве будет развиваться по следующему сценарию: если банки ограничивают и ужесточают усло-вия ипотеки и кредитования инвестиционных проектов и приобретения оборотных средств строительства, то население не покупает квартиры или резко снижает объемы спроса; как следствие - приостанавливается или сокращается объем строительно-монтажных работ; что порождает сокращение объемов производства строительных материалов (кирпича, цемента, бетона, арматуры и т.д.), а затем сокращается производство отделочных материалов, сантехники и т.д., замыкает цепочку сокращение производства мебели и набора потребительских бытовых товаров и услуг. Все это сопровождается несвоевременной выплатой заработной платы и высвобождением занятых в эконо -мике. Сужение налогооблагаемой базы приводит к сокращению доходной части бюджета. Таким образом, налицо «мультипликативный» эффект финансового кризиса.

Таким образом, необходимо оказание государственной помощи в обеспечении дофинансирования строительства незавершенных объектов с высокой степенью готовности (более 70%), а также использование на эти цели средств таких фондов, как фонд содействия реформированию ЖКХ, областных целевых программ «Жилье детям-сиротам, многодетным семьям, бюджетникам», программ переселения из ветхого и аварийного жилья.

Следует обеспечить привлечение средств населения, изъятых из банковской сферы. Недвижимость традиционно рассматривается населением как возможность эффективного вложения временно свободных денежных средств. Однако это станет возможным при условии удешевления или в крайнем случае отсутствия повышения цен на первичное жилье.

Важно поддержание спроса на уже готовое жилье путем приобретения государством квартир за счет средств, выделенных различным федеральным, муниципальным и региональным программам, связанным с предоставлением жилья отдельным категориям граждан (военнослужащим, чернобыльцам, северянам, вынужденным переселенцам и гражданам, проживающим в аварийном и ветхом жилье). Это позволит, выполняя обязательства перед очередниками, поддержать строителей, скупая оказавшееся «неликвидным» на коммерческом рынке жилье.

Последствия финансового кризиса в промышленности в наибольшей степени затронут предприятия следующих подотраслей:

- машиностроения и металлообработки, особенностью развития которых является то, что их доля в конечной продукции крайне мала. Предприятия в основном производят и поставляют по кооперации различные комплектующие изделия и запасные части многим крупнейшим автомобильным предприятиям России. Учитывая, что ГАЗ, АвтоВАЗ и КАМАЗ уже объявили о приостановке производства, спрос на продукцию предприятий Саратовской области существенно упал и в перспективе будет целиком и полностью зависеть от выхода из кризисной ситуации наших партнеров. В этой связи проблему выхода региональных предприятий из кризиса необходимо отнести к федеральному уровню. Если государство найдет возможность увеличить потребительский спрос на автомобили через восстановление кредитования потребителей и найдет способ поддержать такие предприятия, как ГАЗ, АвтоВАЗ, КАМАЗ, - значит, будут поддержаны стоящие за ними тысячи производителей комплектующих и запасных частей;

- в электроэнергетике и топливной промышленности (удельный вес которых в структуре промышленности Саратовской области составляет третью часть) глубина кризиса будет зависеть от цен на энергоресурсы на мировых рынках (тенденция которых свидетельствует об их снижении) и от объемов потребления на внутреннем и внешнем рынках. Как следствие, может обозначиться сужение спроса на оборудование для топливно-энергетического комплекса и заказов на выполнение геологоразведочных работ и освоение новых месторождений полезных ископаемых.

В меньшей степени кризис должен затронуть отрасли пищевой промышленности, поскольку спрос на продукты питания всегда устойчив. В этой отрасли кризис может коснуться отраслей по первичной переработке сельскохозяйственного сырья (мяса, молока). Эти отрасли зависят не только от объемов и цен на сырье отечественных товаропроизводителей, но и в большей степени от импорта, который стал занимать существенное место в производстве мясомолочной продукции. Поскольку кризис этих отраслей является следствием убыточного производства в сельском хозяйстве и низкого платежеспособного спроса населения, смягчение последствий кризиса будет напрямую связано с мерами по преодолению кризиса в сельском хозяйстве, повышением платежеспособного спроса населения и объемом выделяемых квот на импорт завозимого мяса и молока.

В условиях сокращения кредитных ресурсов промышленным предприятиям необходимо изменить стратегию развития и пересмотреть приоритеты. В первую очередь это приостановка реализации новых инвестиционных проектов, принятие мер по недопущению резкого сокращения объемов производства и численности работающих. На цели пополнения оборотных средств целесообразно использовать всю чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий и, может быть, амортизационные средства (при условии их восстановления в прежнем объеме после выхода из кризиса, в противном случае начнется необратимый процесс «проедания» самого предприятия, а вернее его основных фондов).

В сельском хозяйстве области проявления кризиса связаны, как это ни парадоксально, еще и с большим урожаем зерновых. Сложившаяся на рынке зерна ценовая ситуация (спрос на зерно резко сократился, а цены установились ниже цен прошлого года и ниже себестоимости) может негативно отразиться на подготовке к посевной будущего года. Так, 1,5 млн т зерна из 4 т, произведенных в этом году остаются невостребованными. Сельское хозяйство - эта та отрасль, которая во всех развитых странах находится под пристальным вниманием государства. Поэтому без государственной поддержки сельское хозяйство выйти из кризиса и развиваться самостоятельно не сможет. Потребуются особые меры государства по усилению государственной поддержки (субсидии, дотации) сельхозтоваропроизводителей и обеспечения их кредитования через Россельхозбанк.

Кризис в торговле, как правило, проявляется в сокращении товарооборота. Однако на сегодня в розничной торговле этого не наблюдается из-за наличия у населения свободных денежных средств (в результате закрытия банковских счетов) и желания от них освободиться, что отразилось на временном снижении товарных запасов, т.е. кризис в полной мере пока не затронул эту сферу Цены на товары растут незначительно, дефицита продовольствия и товаров повседневного спроса не наблюдается. В случае дальнейшего сокращения кредитных ресурсов торговля в полной мере ощутит на себе последствия кризиса как в оптовой, так и розничной сетях, поскольку на закупку товаров у производителей используются в основном кре-

диты банков. В дальнейшем произойдет свертывание инвестиционных проектов по строительству торговых комплексов.

Кризис в банковской сфере и его последствия в реальном секторе экономики не могут не затронуть социальную сферу. Неизбежно произойдет сокращение занятых в экономике - настолько, насколько сократится объем производства. Социальная напряженность будет зависеть от глубины кризиса и его продолжительности. Поэтому государству необходимо разработать методы по укреплению и развитию системы занятости населения, а именно: мониторинг состояния рынка труда; развитие системы переподготовки и трудоустройства незанятого экономически активного населения; развитие программ трудовой мобильности; разработ-

ка программ общественных работ, финансируемых за счет государственного бюджета.

Развернувшийся в стране кризис объективно обусловлен переходом от четвертого технологического уклада к пятому и шестому. Требуется создание системы федеральных и региональных преференций для предприятий высокотехнологичных кластеров, финансирование создания глобальных научных центров и университетов. В реальном секторе необходимо выделить стратегические предприятия («локомотивы роста»), обеспечив их льготными кредитами.

На основе анализа реализации мер государства по преодолению финансового кризиса полагаем, что пессимистический вариант в полной мере не должен получить своего развития.

УДК 330.33

ОЁЁЁЁх Г I N00 ЁАЁ дАЁ I Г I 1 АоГ I N00 ВАдАЁОЁВ йО Г Тх Г ТЁ УЁТ Г11 ЁЁЁ

Исследование реального развития процесса капиталистического про -изводства свидетельствует не о линейном, а о волнообразном развитии. При этом волны характеризуются достаточной степенью регулярности и называются циклическими. Каждая циклическая волна представляет со -бой экономический цикл.

До наступления Великой Депрессии ученые всячески подчеркивали способность экономической системы приспосабливаться к изменению условий и амортизировать разного рода потрясения. Разумеется, они признавали, что время от времени промышленные кризисы прерывают периоды процветания. Однако практически единодушно считали, что эпи -зоды эти носят временный характер, причем восстановление экономики наступает автоматически через действие рыночных механизмов саморегулирования. Крах рынка ценных бумаг 1929 г и последовавшая за ним депрессия потребовали новых подходов к анализу экономических циклов и кризисов.

В реальной действительности процесс развития и изменение внешних условий происходят непрерывно. Это означает, что никакого «окончательного» перехода от одного равновесия к другому не может быть. Пока рыночный механизм прилаживается к одному изменению условий, происхо -дят другие. Поэтому и явления, анализируемые в рамках теории общего равновесия, и те, что составляют предмет теории неравновесия (в частно -сти, макроанализа), постоянно сосуществуют и взаимно переплетаются. Самое большее, что можно сказать о конкретной экономической ситуации, - это то, что в одном случае ярче выражены равновесные, а в другом -неравновесные элементы.

Несомненно, что при непрерывных изменениях необходимо тщательно следить за развитием всех явлений, уделяя особое внимание растущему значению некоторых факторов, порожденных не только производственной структурой, но в особенности тех из них, которые порождены кредитно-денежной системой и связаны с развитием категории процента. Иначе говоря, сегодня нужна интегральная теория, которая учитывала бы специфические имманентные причины цикла, порожденные всем ходом и закономерностями современной рыночной экономики. Такой подход обеспечивает макроэкономический анализ, который по существу является анализом неравновесия.

Описание цикла может быть начато с любого момента его эволюции. Особенно удобно анализировать с момента достижения равновесия -после этого он начинает действовать как механизм неравновесия. И, напротив, при достижении точки неравновесия его дальнейшее функциони -

А.А. Аааааа,

пТёпёаоаёи ёаоаади ё Тпоёоббё Т ТаёиТТё уёТ(Т / ёёё, ЫАЫУО

ААЙОГЁЁ. 2008. № 5(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.