Научная статья на тему 'Финансовый кризис: механизм преодоления'

Финансовый кризис: механизм преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенчагов В. К.

Назвав основные причины финансового кризиса 2008 г., автор сосредоточился на инструментах и механизмах его преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

After listing the main reasons of financial crisis of 2008, the author concentrated on instruments and mechanisms for its overcoming.

Текст научной работы на тему «Финансовый кризис: механизм преодоления»

Назвав основные причины финансового кризиса 2008 г., автор сосредоточился на инструментах и механизмах его преодоления.

Финансовый кризис: механизм преодоления*

В. К. СЕНЧАГОВ,

доктор экономических наук,

руководитель Центра финансово-банковских исследований,

Институт экономики РАН,

Москва

Причины кризиса

Финансовый кризис 2008 г. имеет всеобъемлющий, системный характер. Он затрагивает не только коммерческие банки, межбанковский и фондовый рынки, но и корпорации, бюджет, домашние хозяйства, механизмы денежно-кредитного регулирования, деятельность Министерства финансов и центральных банков.

В США и Великобритании кризис начался в 2008 г. с перекредитования ипотеки. Ее широкое распространение натолкнулось на неплатежеспособность заемщиков. После этого были нарушены нормативы ликвидности, возникло недоверие банков друг к другу, разразился кризис межбанковского рынка. Постепенно кризис перекинулся на страны ЕС.

В России финансовый кризис начался в августе 2007 г. с ослабления банковской ликвидности. До этого шло накопление остатков средств на банковских счетах. Банки искали

* Статья подготовлена на основе доклада автора в Финансовой академии при правительстве Российской Федерации на международном форуме «Опыт реформирования финансовых и банковских систем России и Китая» (15-16 октября 2008 г.).

© ЭКО 2008 г.

направления их использования, но не могли смириться со снижением уровня доходности1.

Диагностика этого финансового кризиса - очень сложная задача, не решив которую, трудно оценить его длительность и последствия. Сейчас можно выделить три группы причин нынешнего финансового кризиса: фундаментальные, инструментальные, поведенческие.

Фундаментальные причины связаны с сущностью экономической системы (преимущественно капиталистической или социалистической, как в КНР), общими и особенными чертами моделей экономического устройства. Конкуренция сущностей экономических систем, их надежности и способности обеспечивать устойчивый и долговременный экономический рост продолжается и после распада СССР.

Характерными признаками системных отличий в сущности систем являются: роль государства и его собственности в экономике, приоритеты либо корпоративных (частных), либо национальных и общественных интересов. Иначе говоря, способы взаимодействия и соединения частных, национальных и общественных интересов.

Модели социально-экономических систем намного более многообразны. Одна и та же по своей природе система может иметь несколько моделей: социально ориентированная рыночная экономика, шведская модель, китайская социалистическая рыночная экономика, германское социальное рыночное хозяйство, англосаксонская модель фондового рынка и т.п.

Данные модели отличаются главным образом ролью социальной и финансовой компоненты, соотношением реального и финансового сектора, физической и финансовой (по Ларушу) экономики.

Второй комплекс причин - инструментальный - заложен в механизме функционирования экономики и ее секторов, в таких инструментах, как бюджет, его дефицит и профицит, налоги, экспортно-импортные пошлины, валютный курс, процентная ставка, целевые фонды, суверенные фонды и т.д.

1 Отметим, что последние 15 лет циклы кризисов все меньше связаны с циклами обновления капитала, переходом к технике новых поколений и все больше обусловлены циклами формирования и использования остатков денежных средств на счетах государства и субъектов рынка.

Третья группа причин - мотивы поведения банкиров, предпринимателей, менеджеров, экспертов, государственных служащих, широких слоев населения, в том числе имеющих недостаточную финансовую грамотность.

В мировом финансовом кризисе 2008 г. все три вида причин взаимодействовали между собой. Приоритет частных интересов над национальными и общественными, стремление спекулянтов к максимизации своих доходов в ущерб стабильности фондового рынка привели к диспропорциям между ростом ВВП и финансовых инструментов.

Например, по данным декабря 2007 г., рыночная стоимость всех сделок с финансовыми инструментами в мировой экономике на небиржевом рынке составила 14,5 трлн дол., а обороты с этими инструментами на рынке деривативов были в 41 раз больше (596,0 трлн дол.)2. По расчетам Центра финансово-банковских исследований Института экономики РАН, примерно 2% всех обменных сделок с иностранной валютой в мире связано с реальной экономикой, ее валовым продуктом. Остальная ликвидность работает на обслуживание финансового пузыря.

Другие причины связаны с механизмом нахождения объема предложения денег, т.е. с эмитированием долларов в соответствии с дефицитом бюджета и увеличением государственных расходов США.

Положение дел таково, что бюджет балансируется не за счет повышения эффективности и доходности реального сектора, а за счет выпуска государственных облигаций, которые становятся доминирующим каналом формирования денежного предложения. Между тем государственные облигации - менее надежный актив, чем деньги «высокой эффективности» в виде наличности и банковских депозитов до востребования, а также банковских резервов. В условиях действия непредвиденных факторов, несбалансированности выдаваемых ипотечных кредитов и неплатежеспособности заемщиков ослабляется ликвидность банковской системы. Спрос на государственные ценные

2 Бывший председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен заявил, что после финансового кризиса отношение к финансовому риску будет совсем иным (КоммерсантЪ. 25.10.2008. С. 4).

бумаги снижается, а спрос на деньги «высокой эффективности» - самый надежный актив в деловых сделках - резко возрастает, и курс доллара начинает повышаться.

Особенности российского кризиса

Наблюдаемый в России финансовый кризис имеет ряд особенностей.

1. Накопленным за ряд лет значительным финансовым и банковским резервам противостоят огромные дисбалансы на товарных рынках. В условиях кризиса уязвимым становится импорт - это один из каналов поставки на внутренний рынок продовольствия, машин и оборудования, осложняется поддержание баланса между спросом и предложением. Для сохранения объемов поставок зарубежных товаров требуются огромные финансовые и кредитные ресурсы, а кредит становится все более дорогим. К тому же доходы от продажи нефти, газа, металлов сокращаются в связи со снижением мировых цен и замедлением темпов роста физических объемов этих товаров.

2. Во второй половине 2007 г. была нарушена банковская ликвидность. Быстрые действия ЦБ РФ как кредитора в последней инстанции, предоставление кредитов ряду коммерческих банков смягчили ситуацию, но ненадолго. Изменение внешних условий, кризис ликвидности на международном межбанковском рынке вновь ударили по платежеспособности российских банков.

С 1999 г. по 2007 г. объем задолженности предприятий вырос в 17,4 раза, банков - в 10 раз; отношение долга нефинансового сектора к ВВП увеличилось с 18,8% до 44,6% (в 2,6 раза), банковского сектора - с 12,5 до 18,9% (1,5 раза). Совокупный внешний долг корпораций и банков в октябре 2008 г. превысил 510 млрд дол., из которых 210 млрд дол. предстоит погасить до конца 2009 г.

В условиях нехватки на мировом рынке средств для осуществления взаимных платежей резко снизились возможности рефинансирования внешних долгов российских компаний и банков. При сохранении сложившейся во второй половине 2008 г. тенденции снижения мировых цен на нефть и газ резко сужаются финансовые возможности погашения внешней задолженности государственными российскими компаниями. По

оценке главы «Ents Europen Gas Analysis» Михаила Корчем-кина, прибыль «Газпрома» с 30 млрд дол. в 2008 г. при цене, соответствующей 70 дол. за баррель, в 2009 г. упадет до 3-5 млрд дол., а в 2010 г. и вовсе могут быть убытки3.

3. Кризис ликвидности протекает при одновременном ускорении роста цен и темпов инфляции. Возникшая во второй половине 2007 г. тенденция повышения темпов роста потребительских цен и их всплеск (прирост на 11,9%) усилились в 2008 г. Главные факторы роста потребительских цен лежат в неразвитости товарных рынков, в малом числе производителей и слабой конкуренции между ними.

Объемы отечественного производства потребительских товаров намного меньше покупательского спроса, и их дефицит восполняется импортом и повышением цен. В последующие годы на динамику потребительских цен дополнительное влияние, кроме состояния товарных рынков, будут оказывать дисбалансы на финансовых рынках, поскольку денежное предложение и денежная масса увеличатся за счет вовлечения в денежный оборот средств различных резервных фондов.

4. Самодостаточность национальной финансово-банковской системы оказалась ниже того уровня, на который рассчитывали многие государственные деятели. России в условиях глобализации не удалось быть «островом стабильности». Из всех элементов системы самым уязвимым оказался фондовый рынок, где роль спекулятивного фактора «игры на максимальное повышение доходов» была выше, чем в банковской сфере.

Фондовый рынок России сжался почти в четыре раза. С начала 2008 г. его капитализация упала на 73%, что больше, чем в других странах. Самое главное - не допустить дальнейшего распространения кризиса на реальный сектор экономики и увеличения безработицы.

Коррекция финансово-кредитной политики

В качестве механизмов восстановления равновесия и стабильности мир выбрал национализацию банков на определенный период, выделение государственных денежных средств на поддержа-

3 КоммерсантЪ. 22.10.2008. С. 9.

ние ликвидности и межбанковского рынка, а также меры государственного регулирования доходов менеджеров банков и компаний. Последние должны подчинить мотивы поведения менеджеров целям обеспечения устойчивости банковской системы.

Переплетение в российском финансовом кризисе 2008 г. общемировых и характерных только для России черт обусловливает поиск нетривиальных путей нейтрализации кризиса, смягчения его последствий для реальной экономики.

В первые дни мирового финансового кризиса, когда рухнули крупнейшие американские банки, их пришлось национализировать, а правительство США было вынуждено прибегнуть к беспрецедентному вливанию в банковскую систему 750 млрд дол. Наше правительство также объявило о намерении выделить для восстановления ликвидности межбанковского рынка более 3,7 трлн руб. (таблица).

Антикризисные меры российского правительства

Источник Адресат (цель) Сумма, млрд руб. Примечание

Временно свободные средства бюджета Коммерческие банки 1500 1,1 трлн руб. -Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, всего 28 банков

Фонд обязательного резервирования Коммерческие банки 300

Бюджет Фондовый рынок 500 (250 - в 2008 и 2009 гг.) 75 млрд руб. выделены ВЭБу

Бюджет Рефинансирование ипотечных кредитов 60 Через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию

Золотовалютные резервы Перекредитование компаний и банков с внешним долгом 1250 Через Внешэкономбанк

Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты Нефтекомпании 140

Всего 3750

Источник: Ведомости. 01.10.2008.

Объем федерального бюджета в 2008 г., согласно Закону о федеральном бюджете, составил 8,9 трлн руб., Резервного фонда - 3,5 трлн руб. и Фонда национального благосостояния - 2,5 трлн руб. Выделяемые на антикризисные меры средства составляют более 40% федерального бюджета. Сравнивая объемы антикризисных средств США и России, А. Н. Илларионов пишет: «Если пакет антикризисных мер в США стоит около 5% американского ВВП, то Россия уже объявила о выделении 12% ВВП, причем в более короткие сроки»4.

Наблюдается прямая аналогия в действиях двух стран, различающихся по уровням развития, финансовым возможностям и развитости рыночных систем.

По ходу кризиса российское правительство искало более адекватные для российской экономики антикризисные меры. Было осознано, что такие меры должны не только восстановить нормальную циркуляцию денежных средств в экономике, поддержать работу фондового рынка, но и - это, может быть, главное, поддержать российских товаропроизводителей в сельском хозяйстве, строительстве, машиностроении, компании добывающих отраслей, оборонный комплекс, всю систему кооперационных и хозяйственных связей.

Чтобы поддержать товарные рынки, необходима высокая организация действий, предпринимаемых банковским сообществом, а также создание антикризисных рабочих групп в отраслях реальной экономики, в министерствах, ведомствах и в регионах. При умелом осуществлении меры по оздоровлению банковской системы, очищению ее от банков, проводящих теневые операции по обналичиванию денежных средств, процессы укрупнения банков наряду с кредитной поддержкой предприятий реального сектора могут способствовать повышению конкуренции банков и предприятий.

Поступающие в экономику огромные объемы дополнительных к утвержденному бюджету средств требуют качественно более высокого уровня государственного контроля за их целевым и эффективным использованием. Вероятно, правительство России должно принять специальный документ о системе ответственности и контроля за использованием этих до-

4 Независимая газета. 21.10.2008. С. 4.

полнительных средств. Счетная палата РФ, располагая опытными кадрами, методологией и методикой контроля, могла бы внести соответствующие предложения по этому вопросу.

Обеспечение устойчивого экономического роста во многом зависит от высоких темпов инвестирования в основной капитал, увеличения реальных располагаемых доходов населения и объемов розничной торговли. В прогнозе социально-экономического развития России на 2009 г. предусмотрено, что для роста ВВП на 6,7% и промышленного производства на 6,0% необходимо увеличить инвестиции в основной капитал на 14,5%, реальные располагаемые доходы населения - на 10,5%, розничный товарооборот - на 13,2%. При сбое в инвестициях и снижении доходов населения произойдет сокращение темпов роста ВВП, что крайне нежелательно. Необходимы защитные меры по поддержанию высокой инвестиционной активности и сохранению благоприятной динамики денежных доходов населения. Требуется также система дополнительных амортизационных и налоговых льгот, недорогих кредитов для производителей, которые ускоренными темпами обновляют основные фонды, используют инновационные технологии, расширяют экспорт машинно-технической продукции.

Для поддержания высокой конъюнктуры потребительского спроса нужны дополнительные меры по защите сбережений россиян и компенсация снижения реальных доходов групп населения, особенно подверженных влиянию инфляционных процессов.

Дополнительно к гарантиям вкладов до 700 тыс. руб. необходимо защитить все вклады до востребования, особенно вклады по заработной плате, перечисляемой на банковские счета.

Существенные различия в уровнях социально-экономического развития российских регионов требуют при разработке монетарной политики все более полного учета пространственной компоненты. Ни в одной стране с развитой экономикой нет такой диспропорции между размещением производительных сил и концентрацией финансовых ресурсов. В частности, более 50% активов банковской системы сконцентрировано в Москве, тогда как на Урал, Поволжье и Западную Сибирь, где сосредоточена половина промышленных мощностей

страны, приходится менее 20% банковских активов. При этом Сибирь и Дальний Восток остаются регионами, наименее обеспеченными банковскими услугами.

Россия также заметно отстает от многих стран по уровню развития финансово-банковской инфраструктуры в регионах. Узость региональных рынков капитала не позволяет повысить степень использования потенциала региональных банков, в том числе для достижения конечных и промежуточных целей денежно-кредитной политики.

Дефицит долгосрочных источников фондирования кредитных операций и нехватка капитала не позволяют региональным банкам играть более значимую роль в финансовой системе. Количество региональных банков, входящих в число 200 крупнейших кредитных институтов страны, за последние три года практически не изменилось. В России только каждые три из десяти крупных банков являются региональными, тогда как в США - восемь из десяти. Вместе с тем, несмотря на многочисленные трудности, региональные банки России по темпам роста не только не уступают крупнейшим кредитным институтам страны, но и значительно превосходят мелкие и средние столичные банки.

Наряду с тремя крупнейшими кредитными институтами России региональные банки в настоящее время являются самыми активными финансовыми посредниками. Доля кредитов, выданных отечественным предприятиям и населению, достигла 2/3 их активов. Работе с малым бизнесом и населением региональные банки уделяют гораздо больше внимания, чем московские. Почти пятая часть активов региональных банков приходится на розничные кредиты, что на четверть превышает аналогичный показатель ведущих столичных банков. Доля просроченных ссуд в их кредитном портфеле продолжает снижаться, в то время как у крупных московских банков она постепенно растет.

Представляется, что наделение территориальных учреждений Банка России правом рефинансирования региональных банков позволило бы полнее задействовать их потенциал в качестве естественных проводников денежно-кредитной политики государства. Именно так работает Федеральная резервная система США, территориальные банки которой наделены

правом денежной эмиссии и проведения широкого круга операций по рефинсированию региональных банков.

Требует совершенствования система анализа и мониторинга экономической безопасности в финансово-банковском секторе российской экономики. Кризис ликвидности возник в условиях достаточно высоких темпов роста ВВП и промышленности, при профиците бюджета и значительных бюджетных и банковских резервах. В этом его отличие от финансовых кризисов 1998 г. и 1994 г.

Мировой финансовый кризис поразил не периферию финансовой системы, как это было в 1998 г., а ее центр - США и Великобританию. Действующая система мониторинга экономической безопасности своевременно не среагировала на изменение внешних условий. Налицо переоценка значимости мощи наших финансово-банковских резервов и недооценка неблагоприятных тенденций в этой сфере. Главное - снижение размеров государственного внешнего долга сопровождалось увеличением корпоративного и банковского долгов. Опасность этой тенденции явно недооценивалась. В число индикаторов экономической безопасности научный совет Совета безопасности РФ этот важнейший индикатор не включил. Не было единого мнения и по оценке его динамики среди научно-исследовательских институтов Российской академии наук.

Необходимо в ряд индикаторов экономической безопасности ввести индикаторы объема иностранных обязательств частного сектора, в том числе банков и предприятий, и объема несанкционированного вывоза капитала из России. Последний показатель очень чувствителен к изменению внутренних и внешних условий ведения бизнеса. Например, во втором полугодии 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. этот индикатор увеличился более чем в 10 раз (с 2,5 млрд дол. до 25,4 млрд дол.).

Кризис и экономическая система

Финансовый кризис 2008 г. можно лишь с большой натяжкой назвать мировым, поскольку он затронул далеко не все страны.

В выступлениях перед международной аудиторией российским правительством даны очень жесткие и принципиально важные для определения долгосрочных путей развития России оценки ситуации. Самое главное - есть понимание, что развитое современное рыночное хозяйство не гарантирует страну от кризисов. «От саморегулируемого капитализма до финансового социализма - всего один шаг. Налицо готовность национализировать почти все», - сказал Д. А. Медведев5. По оценке В. В. Путина, этот «кризис - самый крупный со времен Великой депрессии - показал несостоятельность всех основных элементов регулирования финансовых рынков и институтов...»6

Столь жесткие оценки кризиса и мер по его преодолению следует отнести не только к экономике США, ЕС, но и к российской, поскольку она заимствовала многие фундаментальные основы капиталистической системы хозяйствования, а также механизмы функционирования финансово-банковской системы.

Коррекция нашей экономической и финансовой политики должна включать изменение не только финансово-кредитных инструментов, но и фундаментальных основ российского рыночного хозяйства. Нечего бояться усиления государственного регулирования деятельности банков и компаний. Бывший председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринс-пен признал, что он был «частично» не прав, когда считал, что рынок может оценивать риски лучше, чем правительства. «Я ошибался, предполагая, что собственный интерес организаций, в особенности банков и других, таков, что они лучше всего способны защитить собственных акционеров»7.

В числе антикризисных мер Д. А. Медведев назвал:

- устранение дисбаланса между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ;

- укрепление системы управления рисками;

- максимальное раскрытие информации о компаниях и ужесточение по отношению к ним надзорных требований;

5 КоммерсантЪ. 09.10.2008. С. 1.

6 Независимая газета. 21.10.2008. С. 4.

7 КоммерсантЪ. 25.10.2008. С. 4.

- снятие барьеров в международной торговле и свободное перемещение капитала8.

Очень важно обеспечить высокое качество государственного регулирования, освобождение его от пут коррупции.

Финансовый кризис не затронул Китай и страны Юго-Восточной Азии, что очень важно для оценки эффективности различных экономических систем. Китай называет свою систему социалистической рыночной. Она отличается более надежным сцеплением общих национальных интересов с интересами компаний и банков; финансовая и банковская системы ориентированы в ней на устойчивое развитие экономики и менее подвержены максимизации коммерческих доходов. Однако в условиях мирового финансового кризиса и эта экономическая система стоит перед серьезными испытаниями.

«ЭКО»-информ

Среднедушевые денежные доходы населения Сибирского федерального округа в сентябре 2008 г.

Регион Среднедушевые денежные доходы, руб.

Россия 16250,3

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай 12479,2

Республика Бурятия 12052,6

Республика Тыва 8313,9

Республика Хакасия 10979,1

Алтайский край 10090,9

Забайкальский край 10920,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красноярский край 14960,0

Иркутская область 12934,8

Кемеровская область 14672,9

Новосибирская область 14310,6

Омская область 13976,1

Томская область 13638,0

Источник: данные Новосибирскстата.

8 КоммерсантЪ. 09.10.2008. С.1. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.