Научная статья на тему 'Современные аспекты управления проблемной задолженностью по ссудам банков'

Современные аспекты управления проблемной задолженностью по ссудам банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / КРЕДИТНЫЕ РИСКИ / ПРОБЛЕМНЫЕ ССУДЫ / КРЕДИТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / CREDIT RISK / FINANCIAL CRISIS / BAD LOANS / CREDIT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кованев А. А.

Целью данной статьи является анализ управления проблемной задолженностью по ссудам банков, а также произошедших изменений в подходах к оценке и управлению проблемными ссудами в условиях финансового кризиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF RISK MANAGEMENT IN BANKING

This article examines risk management in banking in view of bad loans and how banks have changed their approach to risk management and adjusted their credit risk evalu-ation methods and techniques

Текст научной работы на тему «Современные аспекты управления проблемной задолженностью по ссудам банков»

УДК 33671 А.А. Кованев

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПО ССУДАМ БАНКОВ

Целью данной статьи является анализ управления проблемной задолженностью по ссудам банков, а также произошедших изменений в подходах к оценке и управлению проблемными ссудами в условиях финансового кризиса. Ключевые слова: финансовый кризис, кредитные риски, проблемные ссуды, кредитный менеджмент.

A.A. Kovanev

MODERN ASPECTS OF RISK MANAGEMENT IN BANKING

This article examines risk management in banking in view of bad loans and how banks have changed their approach to risk management and adjusted their credit risk evalu-ation methods and techniques.

The key words: credit risk, financial crisis, bad loans, credit management.

Банковское дело всегда относилось к числу высокорисковых видов бизнеса, и случаи неисполнения должником свои обязательств перед банком - это безусловное правило, а не исключение в деятельности любого коммерческого банка любой страны.

В отличие от банков обычные кредиторы - предприятия или физические лица, - оказывая кому-то свое доверие и давая средства в долг, совсем не обязательно не получат их обратно. Если по статистике в целом по стране из 10 выданных кредитов не возвращается один, то шанс потерять деньги при выдаче единичного кредита не очень высок - 10%. Однако если выдать 10 кредитов, то шансы столкнуться с ситуацией невозврата вырастают до 100%. То есть если заниматься кредитованием на массовой основе, как это делают банки, избежать потерь, связанных с невозвратом ссуд, невозможно.

Наличие проблемной задолженности - неизбежный атрибут банковской деятельности, и строить ее банкам приходится соответственно: она имеет смысл только тогда, когда доходы от выдач кредитов окупают связанные с их предоставлением неизбежные потери. Для этого банки «закладывают» затраты на покрытие по -терь в процентные ставки по выдаваемым кредитам, получаемые доходы при этом не тратятся, а откладываются для возмещения будущих потерь.

Присутствие в банковских кредитных рисках статически неизбежных потерь не отрицает необходимости управления ими. Хотя в своей основе статически неизбежные потери определяются причинами, не зависящими от банков, очевидно, что успешность или неус-пешность деятельности конкретного банка зависят от того, насколько данный банк сможет вписаться в пределы общих потерь. Высокое качество кредитного менеджмента позволяет банку свести к минимуму свои потери и получить таким образом существенные конкурентные преимущества перед другими банками. И наоборот, неспособность банка поддерживать свои потери на уровне среднестатистических означает постепенную утрату банком своих позиций на рынке и последующий крах банка.

Таким образом, не отрицая значимости эффективной организации внутрибанковского риск-менеджмента, можно утверждать, что наличие на балансе банков проблемных ссуд в значительной мере определяется внешними факторами, той экономической средой, в которой функционирует банк. Мировой финансовый кри-

зис, проявления которого в России наблюдается с осени

2008 г, со всей очевидностью подтверждает этот вывод.

Кризисные явления в экономике России начали проявляться не сразу и вначале носили локальный характер. Системный характер развитие кризиса приобрело летом-осенью 2008 г., когда вслед за зарубежными рынками «обвалился» российский фондовый рынок, с падением цены на нефть упал курс рубля к иностранным валютам, а в банковской системе страны разразился кризис ликвидности. Россию кризисные явления охватили в конце сентября - начале октября, когда отдельные банки начали испытывать проблемы с выплатами по вкладам, а другие резко ограничили возможность снятия средств со счетов по срочным вкладам.

Анализ развития ситуации в Саратовской области показывает, что в числе наиболее характерных черт развития банковского кризиса можно назвать следующие. В первую очередь это отсутствие внутренних предпосылок для развития кризиса в банковской сфере, которые были бы обусловлены состоянием экономики и банков. Поводом для разразившегося в начале октября банковского кризиса стали ложные слухи о банкротстве некоторых банков. Почвой для этих слухов стали подпитываемые средствами массовой информации пессимистические ожидания «прихода» мирового финансового кризиса. Поведение вкладчиков сразу приобрело характер паники. В условиях кризиса доверия и подорванного межбанковского рынка не все банки смогли за счет имевшегося запаса ликвидности покрыть отток средств. В то же время при всех негативных явлениях обслуживание счетов юридических лиц практически не было ограничено, и кризис неплатежей не приобрел всеобщего характера.

На конец 2008 г. банкам удалось восстановить доверие к себе со стороны своих клиентов. Об этом свидетельствует рост остатков средств на банковских счетах. За год вклады населения выросли в области на 14,1%, в том числе по сравнению с докризисным сентябрем 2008 г. -на 1,4%. Средства на расчетных и иных счетах предприятий и организаций области выросли с начала года на 1,7%, а по сравнению с докризисным периодом - на 1,2%.

В I квартале 2009 г. состояние финансовой сферы экономики области оставалось стабильным. Объемы кредитования не претерпели существенных изменений. Так, совокупная задолженность по кредитам, выданным кредитными организациями Саратовской области, на 1 марта 2009 г. составила 113 691,4 млн руб. и за

февраль 2009 г. снизилась на 0,6% (по сравнению с началом 2009 г. - на 0,5%).

Основная доля кредитных вложений приходится на реальный сектор экономики. На 1 марта 2009 г. доля данных кредитов в кредитном портфеле составила 56,3% (63 956,2 млн руб.). За февраль кредитные вложения банков в реальный сектор экономики снизились на 0,1%, по сравнению с началом 2009 г. - возросли на 1,4%. Задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам, за февраль 2009 г. сократилась на 1,7% (с начала года - на 3,4%) до 37 920,0 млн руб.

Колебания объемов привлечения средств банками региона также можно считать незначительными. Вклады населения в кредитных организациях области на 1 марта 2009 г. составили 61 682,2 млн руб. и возросли за февраль 2009 г. на 1,4%, а по сравнению с 1 января 2009 г. - на 2,0%.

Остатки средств организаций на расчетных, текущих и прочих счетах на 1 марта 2009 г. составили 16 776,3 млн руб. и за февраль 2009 г. возросли на 4,2%, по сравнению с 1 января 2009 г. - снизились на 4,6%.

Таким образом, банковская система области в целом справляется с проявлениями кризиса в финансовой сфере и по -прежнему в состоянии сохранить себя и поддерживать свою функциональность на минимальном уровне. В то же время анализ результатов деятельности банков области в I квартале 2009 г. говорит, что достигнутая стабилизация носит неустойчивый характер, а имеющиеся проблемы не решаются, а нарастают.

В первую очередь это касается накапливающейся у банков проблемной задолженности, которая действует скрытно, уменьшая возможности банков по кредитованию и снижая доверие к банковской системе в целом. О возросших проблемах у клиентов банков говорит рост показателя доли просроченных ссуд. В структуре кредитных портфелей кредитных организаций области просроченные кредиты составляли на начало 2009 г 1,8% от общего объема выданных ссуд. В марте просроченная ссудная задолженность выросла с начала года на 11,9% и составила 2 327,6 млн руб. Уровень просроченной задолженности на конец квартала составил 2,0% от всей задолженности (на 1 января 2009 г. - 1,8%). В структуре просроченной задолженности на долги реального сектора экономики приходилось 46,8%, на долги населения - 53,2%.

Данные по самостоятельным банкам области примерно соответствуют уровню показателей просроченной задолженности по региону в целом. Если на начало года просрочка по ссудам региональных банков в реальный сектор экономики составляла 1,65% от общей суммы задолженности, по ссудам населению - 2,65% и всего -1,82%, то в марте 2009 г. те же показатели составляли 1,70% в реальном секторе, 3,26% по кредитам населению и 2,05% по всем кредитам региональных банков.

Опережающий рост просроченной задолженности требует от банков привлечения новых средств для обслуживания своих долгов. В условиях ограниченных развитием кризиса доходов населения повышенный спрос на новые вклады влечет рост процентных ставок. Рост процентных ставок по привлеченным средствам вызывает соответствующий рост кредитных ставок. В результате роста цен на кредиты последние становятся недоступными для предприятий и организаций, существенно обостряя их финансовые проблемы.

Рост цен на кредиты является второй из наиболее обсуждаемых в связи с кризисом проблем в банковской сфере страны. Он предопределен не только действием ры -

ночных механизмов, но и недостаточностью мер государственной поддержки банковской системы. В частности, на поддержку саратовских региональных банков целевые государственные средства не выделялись вообще.

Основным инструментом пополнения ликвидности для региональных банков являлись кредиты Банка России: под залог прав требования по кредитным договорам предприятий и под залог ценных бумаг из ломбардного списка Банка России. Объемы такой помощи незначительны , занимали в составе пассивов саратовских банков не более 1,2% и имели тенденцию к снижению, составив на конец квартала 0,7% всех ресурсов региональных банков. К тому же эти кредиты являются краткосрочными. Трехмесячный срок погашения одного из таких кредитов, выданных «Поволжскому немецкому банку», истекал в апреле 2009 г. «Поволжский немецкий банк» не смог найти других источников для пополнения своих ресурсов, и 9 апреля владельцы банка приняли решение о самоликвидации общества.

Существенно сокращаются возможности банков региона в рефинансировании и через Агентство ипотечного жилищного кредитования. Не получив из бюджета на

2009 г. обещанных Председателем Правительства РФ В.В.Путиным 200 млрд руб., наблюдательный совет АИЖК утвердил годовой бизнес-план, который предусматривает, что в основе деятельности агентства будет не выкуп кредитов у банков, а помощь проблемным ипотечным заемщикам. В наибольшей степени от этого решения страдают банки, завязанные на ипотечных программах, к числу которых относился и «Поволжский немецкий банк».

В целом ситуация с ликвидностью банковской системы области продолжает ухудшаться. Проявлением обострившейся проблемы является падение остатков средств кредитных организаций области на их корреспондентских счетах в Банках России. На 1 марта 2009 г. такие остатки составляли 67,6% от суммы, имевшейся в распоряжении банков в начале года. Банки стараются компенсировать это, увеличивая ликвидные запасы наличности в своих кассах (рост данного показателя по саратовским банкам с начала года составил 6,1%), а также вынуждены сокращать свои кредитные программы, вплоть до их прекращения выдач новых кредитов.

Сокращение кредитных программ, неплатежи клиентов по ссудам и процентам влекут за собой снижение доходов банков области. В результате банки продолжают нести потери. Общий размер сальдированной прибыли по самостоятельным кредитным организациям региона за первые два месяца 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизился на 4,3%. В несколько лучшем положении находятся филиалы инорегиональных банков: по ним показатели прибыли возросли на 11,2%.

Падение банковской прибыли влечет за собой потерю банками своих капиталов. В связи с этим в последнее время широко и активно обсуждается проблема рекапитализации банковской системы. Обсуждаемые меры не носят региональной направленности и сводятся в основном к предполагаемому введению Банком России нового порядка формирования уставных капиталов кредитных организаций за счет государственных облигаций.

Перечисленные проблемы не являются исключительными для банков Саратовской области и в разной степени характерны для всей банковской системы. Эти проблемы общеизвестны, как общеизвестны и способы их решения. Все они получили отражение в «Программе антикризисных мер Правительства Российской Федера-

ции на 2009 год» и «Комплексной программе антикризисных мер Саратовской области на 2009 - 2010 годы».

Реализованная в настоящее время система стабилизационных мер по оказанию помощи банкам предусматривает:

- предоставление ликвидности банкам с государственным участием. В рамках данного направления помощи Сбербанку РФ, Газпромбанку и ВТБ для стабилизации их финансового положения и поддержки внутреннего рынка межбанковского кредитования были выделены средства федерального бюджета в размере 60 млрд руб.;

- введение механизма компенсации убытков банков от межбанковского кредитования, что должно было страховать кредитные риски посредством внебиржевых кредитных деривативов, сделки по которым Банк России будет заключать на двухсторонней основе;

- изменение условий кредитов рефинансирования и повышение значимости кредитов рефинансирования в структуре источников фондирования банков;

- введение механизма беззалогового кредитования, что ориентировано на банки «второго эшелона», имеющие рейтинги долгосрочной кредитоспособности;

- размещение депозита Банка России во Внешэкономбанке на сумму 50 млрд дол. США, что преследовало цель замещения источников внешнего финансирования для банков и нефинансовых организаций, которые не смогут самостоятельно рефинансировать существующий долг за рубежом;

- предоставление субординированных кредитов в сумме 950 млрд руб. в качестве долгосрочных источников финансирования. Так, на срок до 2020 г.

под 8% годовых были предоставлены кредиты: Сбербанку РФ (до 500 млрд руб.), ВТБ (до 200 млрд руб.), Россельхозбанку (до 25 млрд руб.), другим банкам, имеющим рейтинг долгосрочной кредитоспособности (до 225 млрд руб.);

- снижение норматива обязательных резервов как средства предоставления банкам дополнительной ликвидности. По оценкам экспертов Всемирного банка, вследствие этой меры российские банки получили средства в размере 300 млрд руб.;

- передача Агентству по страхованию вкладов функций по предупреждению банкротства проблемных банков, когда исходя из принципа социально-экономической целесообразности оказывается государственная поддержка банков, банкротство которых обойдется обществу дороже, чем восстановление его деятельности, на основе привлечения частных инвесторов (переход банка под управление государства допускается лишь как временный вариант). Источниками санации банков являются средства федерального бюджета, кредиты Банка России, средства Фонда страхования вкладов.

Уровень принятия решений об оказании помощи банкам определяет универсальный характер предложенных мер - все они рассчитаны на стабилизацию банковской системы в целом, ключевые параметры механизма предоставления средств являются одинаковыми для всех банков без исключения, что, казалось бы, должно означать и равномерность воздействия предложенных мер на разные группы коммерческих банков. Однако на практике вопрос о доступности выделяемых средств для региональных банков стоит исключительно остро.

удк 3361 м.В. Синева

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ (ВЧЕРА И СЕГОДНЯ)

В статье рассматриваются основные причины инфляции и методы борьбы с ней. Изучены причины инфляции в 1940 -1945-е гг и методы, использующиеся для ее снижения. Рассмотрены методы борьбы с инфляцией в конце ХХ в. Делается предположение, почему развитые экономические страны не используют конфискационные денежные реформы как метод борьбы с инфляцией.

Ключевые слова: инфляция, уровень цен, шоковая терапия, градуирование, денежная реформа, предложение денег, кредитование.

M.V. Sineva

THE ANTI-INFLATION POLICY OF THE GOVERNMENT (YESTERDAY AND NOW)

The article shows principle reasons of inflation and ways to cope with it. The author studies the reasons of inflation in 1940"1945 and ways to curb it. The ways to curb inflation at the end of the XX century are also considered in the article. The author offers an explanation why leading economies do not use confiscatory currency reforms as a method to lower inflation. The key words: inflation, price level, shock therapy, graduation, currency reform, money offer, credit.

Когда в стране темп роста уровня цен достигнет таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, первоочередной задачей экономической политики правительства становится подавление инфляции. Несмотря на существующие в каждой стране национально-институциональные особенности, между темпами инфля-

ции и роста предложения денег наблюдается тесная корреляционная зависимость. Непременным услови -ем возникновения или ускорения инфляции является повышение темпа прироста предложения денег. При экзогенном увеличении темпа роста денежной массы говорят, что инфляция имеет монетарное происхожде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.