Научная статья на тему 'О ФИЛОСОФСКОМ ЗНАЧЕНИИ СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА'

О ФИЛОСОФСКОМ ЗНАЧЕНИИ СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
323
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СООБЩЕСТВО ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ИДЕЯ «ДАТУН» / МАРКСИЗМ / ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ / ПРОГРЕСС / СОСУЩЕСТВОВАНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Айжу Чэнь

В статье раскрываются историко-философские основания концепции Сообщества единой судьбы человечества, которая выдвинута китайскими политиками и учеными как ответ на самые острые и актуальные угрозы современной эпохи, в конечном итоге ставящие проблему: быть или не быть человечеству на планете. Автор статьи подчеркивает, что появление этой концепции явилось результатом более чем пятитысячелетнего развития китайской философской мысли и традиционной культуры. Ее важные аспекты были изложены, в частности, в работе великого китайского мыслителя Конфуция «Беседы и суждения» («Лунь юй»). Дается изложение содержания идеи «датун», или общества Великой гармонии. Далее в статье показывается, что современной теоретической основой концепции сообщества единой судьбы человечества выступает марксизм. В эпоху всемирной истории глобальность человеческого общения приобрела всесторонний характер. И формирование «сообщества единой судьбы человечества» соответствует прогрессивному направлению развития человеческого общества. В заключение в статье говорится о том совместном вкладе, который должны сделать Китай и Россия в создание лучшего будущего для всех стран мира, для сосуществования всего разнообразия цивилизаций, присутствующих в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Айжу Чэнь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PHILOSOPHICAL SIGNIFICANCE OF THE COMMUNITY WITH A SHARED FUTURE FOR MANKIND

The paper reveals the historical and philosophical foundations of the concept of “community of the common destiny of mankind”, which was put forward by Chinese politicians and scientists as a response to the most acute and urgent threats of the modern era - to be or not to be humanity on the planet. The author of the paper emphasizes that the emergence of this concept was the result of more than 5000 years of development of Chinese philosophical thought and traditional culture. Its important aspects were outlined, in particular, in the work of the great Chinese thinker Confucius “Lun Yu” - Conversations and Judgments. A presentation of the content of the idea of “datong” or the society of Great Harmony is given. Further, the paper shows that the modern theoretical basis of the concept of “community of the common destiny of mankind” is Marxism. In the era of world history, the global nature of human communication has acquired a comprehensive character. And the formation of a “community of the common destiny of mankind” corresponds to the progressive direction of the development of human society. In conclusion, the article talks about the joint contribution that China and Russia should make in creating a better future for all countries of the world, for the coexistence of the entire diversity of civilizations present in the modern world.

Текст научной работы на тему «О ФИЛОСОФСКОМ ЗНАЧЕНИИ СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Civilization studies review Vol. 4. No. 1. P. 160-168 DOI 10.21146/2713-1483-2022-4-1-160-168

2022. Т. 4. № 1. С. 160-168 УДК 008 + 316.722

Чэнь Айжу

О философском значении сообщества единой судьбы человечества

Chen Aizhu

On the Philosophical Significance of the Community with a Shared Future for Mankind

В статье раскрываются историко-философские основания концепции Сообщества единой судьбы человечества, которая выдвинута китайскими политиками и учеными как ответ на самые острые и актуальные угрозы современной эпохи, в конечном итоге ставящие проблему: быть или не быть человечеству на планете. Автор статьи подчеркивает, что появление этой концепции явилось результатом более чем пяти-тысячелетнего развития китайской философской мысли и традиционной культуры. Ее важные аспекты были изложены, в частности, в работе великого китайского мыслителя Конфуция «Беседы и суждения» («Лунь юй»). Дается изложение содержания идеи «датун», или общества Великой гармонии. Далее в статье показывается, что современной теоретической основой концепции сообщества единой судьбы человечества выступает марксизм. В эпоху всемирной истории глобальность человеческого общения приобрела всесторонний характер. И формирование «сообщества единой судьбы человечества» соответствует прогрессивному направлению развития человеческого общества. В заключение в статье говорится о том совместном вкладе, который должны сделать Китай и Россия в создание лучшего будущего для всех стран мира, для сосуществования всего разнообразия цивилизаций, присутствующих в современном мире.

Ключевые слова: сообщество единой судьбы человечества, китайская философия, идея «датун», марксизм, всемирная история, прогресс, сосуществование цивилизаций.

The paper reveals the historical and philosophical foundations of the concept of "community of the common destiny of mankind", which was put forward by Chinese politicians and scientists as a response to the most acute and urgent threats of the modern era - to be or not to be humanity on the planet. The author of the paper emphasizes that the emergence of this concept was the result of more than 5000 years of development of Chinese philosophical thought and traditional culture. Its important aspects were outlined, in par-

© Чэнь Айжу, 2022

ticular, in the work of the great Chinese thinker Confucius "Lun Yu" - Conversations and Judgments. A presentation of the content of the idea of "datong" or the society of Great Harmony is given. Further, the paper shows that the modern theoretical basis of the concept of "community of the common destiny of mankind" is Marxism. In the era of world history, the global nature of human communication has acquired a comprehensive character. And the formation of a "community of the common destiny of mankind" corresponds to the progressive direction of the development of human society. In conclusion, the article talks about the joint contribution that China and Russia should make in creating a better future for all countries of the world, for the coexistence of the entire diversity of civilizations present in the modern world.

Keywords: community of common destiny of mankind, Chinese philosophy, Datong idea, Marxism, world history, progress, coexistence of civilizations.

Сегодня человечество охватила нетрадиционная война, и эта война разразилась между человечеством и природой. Война проявляется в трех аспектах: во-первых, это борьба между человечеством и коронавирусом (COVID-19). COVID-19 свирепствует во всем мире. По последним данным статистики на 12 января 2022 г. во всем мире зафиксировано смертей от коронавируса более 5,5 млн человек. Во-вторых, это дефицит энергии в глобальных масштабах. В-третьих, это проблема глобального потепления и различных изменений климата. Австралийский климатолог Стивен утверждает, что «активированы» 9 из 15 критических климатических точек в мире. Если люди не изменят своих ныне существующих способов выживания, то гибель человечества становится событием с высокой степенью вероятности. Знаменитый физик, профессор Стивен Хокинг в интервью для канала CNN рассказывал, что уверен, если новую планету для переселения людей не найдут, то шансов выжить у человеческой цивилизации практически не будет. Жалко, что до сих пор мы не нашли планету в космосе, которая была бы так же пригодна для выживания человека, как и Земля. Человечество зародилось на Земле, которая взрастила его, но именно образ жизни и поведение человечества спровоцировали нынешнюю войну между человечеством и природой.

Перед человечеством стоит гамлетовский вопрос: быть или не быть? Вопрос этот трансформируется на сегодняшний день так: Формирование сообщества единой судьбы человечества или гибель человеческой цивилизации? Если людям будет позволено выбирать между «быть» и «не быть»?, люди, естественно, выберут «быть». Однако в условиях нынешней дилеммы людям в целях выживания необходимо бороться за «быть» и за продолжение человеческой цивилизации, и потому им следует объединиться, чтобы формировать сообщество единой судьбы человечества. Концепция сообщества единой судьбы человечества ведет свое происхождение из Китая, но она принадлежит всему миру, потому что у человечества есть только одна Земля и все страны живут на одной планете. Для будущего человеческой цивилизации нам нужно четко осознать, что не Земля нуждается в людях,

а люди нуждаются в Земле; для будущего человеческой цивилизации нам всем нужно идти рука об руку, нам нужно вместе формировать сообщество единой судьбы человечества; для будущего человеческой цивилизации нам нужно критиковать неразумный образ жизни и бороться за «быть», за существование человеческой цивилизации. Концепция сообщества единой судьбы человечества питается китайской традиционной культурой и марксизмом, что соответствует вызовам нынешнего времени.

Появление концепции сообщества единой судьбы человечества является результатом более чем пятитысячелетнего развития китайской традиционной культуры. «Мир, гармония и согласие» - этим принципам китайская нация следует все время. От «согласия всех стран» до «мир всем странам», от «все люди - братья» до «мир принадлежит народу», от «великого единения мира» до «сообщества единой судьбы человечества» - эти принципы концепции полностью выражают то, что китайский народ желает сотрудничать с людьми на всей Земле, чтобы вместе построить прекрасный мир.

С древних времен Китай выступал за то, чтобы люди жили в гармонии, а разные страны поддерживали дружественные отношения. В «Книге перемен» («Чжоу-И») был выдвинут идеал «просвещенного человека, согласия всех стран» [2, с. 208]. То есть мудрый лидер, избранный массами, мог сделать весь мир мирным. «Книгу перемен» можно назвать самой ранней философской работой в Китае (Х1-Х вв. до н.э.). А Книга «Шан шу» была написана примерно в V в. до н.э. В главе «Яодянь» книги «Шан шу» записано: «Исследуя историю, мы узнаем, что жил-был император Яо, его имя Фанс-унь. Он был почтительным и бережливым, полностью понял весь мир, был способен делать добро для людей, он был чистым в нравственности, мягким и терпимым. Он был верным людям и прилежным, и он мог уступать пост императора более талантливому, его человеческая красота сияет на весь мир, он заботился о всем мире. Он мог развить великие добродетели и сделать родных дружными между собой. После того, как семья становится гармоничной, он мог выяснить суть политических дел других этнических групп. После того, как суть политических дел всех этнических групп была прояснена, он начал координировать отношения с другими странами, так что разные нации всего мира постепенно менялись и становились дружелюбными и гармоничными» [3, с. 393].

Китай с древних времен пропагандировал концепцию «все люди - братья». Эта идея была впервые изложена в главе «Янь Юань» книги «Лунь юй», написанной одним из наиболее цитируемых и известных китайских мыслителей - Конфуцием - около 475 г. до н.э. «Если благородный муж постоянно внимателен к себе, почтителен и вежлив к другим, то во всей Поднебесной все ему братья» [1, с. 133]. Эта фраза является концентрированным выражением мысли о доброте и любви в традиционной конфуцианской

культуре. С давних времен Китай проповедовал, что надо не только любить родных и хорошо относится к соседям, но и «любить всех». Все это полностью доказывает, что концепция «все люди - братья» выражает мысль о доброжелательности и дружелюбии, которые стали общепризнанными чертами человечества. Конечно, принцип «все люди - братья» тоже требует соблюдения некоторых условий. Относитесь к людям искренне, искренне уважайте других и со смирением выражайте благочестивые намерения. Это ключ к созданию правильных межличностных отношений и социальных связей в обществе. Только если все поступают по таким правилам, может сложиться такая ситуация: все за меня, а я за всех. Люди общаются друг с другом на равных, уважают друг друга, только тогда можно достичь гармонии между людьми, между человечеством и природой.

В «Книге обрядов» («Ли цзы»), написанной в ГУ-П вв. до н.э., говорится о том, что правила взаимоотношений (Ли) должны соблюдать все. В основе правил лежат умеренность, уважение к другим, особенно к старшим, достоинство и чувства пристойности, добропорядочности, приличия. Ваши слова и поступки должны быть взвешенны и соразмерны, т.е. строго соответствовать принятой для данного случая норме, ориентироваться на известный вам и почитаемый вами эталон. Без этого в обществе не может быть должного порядка: «Поэтому-то древние мудрецы и создали Ли, дабы с их помощью обучить людей; чтобы люди знали, чем они отличаются от животных». Ли - это корень всех отношений, основа уважения и взаимоуважения в обществе. Соблюдая Ли, человек уважает себя. Уважая себя, он уважает других. «Что есть Ли? Установление порядка вещей» [4, с. 552553]. - так подытожена здесь упомянутая тема. Основа стабильного общества, залог социальной гармонии, фундамент процветающего государства -вот что такое Ли, вот в чем его смысл и суть, согласно «Ли цзы». Практически это означает, что на Ли держится и общество, и государство.

Во втором десятилетии наступившего века идея «датун», формализованная в инициативе сообщества единой судьбы человечества, получила одобрение на глобальном уровне (в ООН) и стала социокультурной основой проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Китайская традиционная культура имела всегда глубокое влияние на общество, и люди всех времен искали в ней идеологические ресурсы. То же самое происходит и сегодня. Именно благодаря китайской традиционной культуре Китай с древних времен был миролюбивой страной, которая постоянно уделяла внимание развитию мира и выступала за создание общества Великой гармонии.

В чем смысл идеи «датун»? В дошедшем до наших времен трактате «Ли цзы» идеальное общество описывается примерно следующим образом: «Когда осуществлялось Великое Дао, Поднебесная принадлежала всем. Для управления Поднебесной избирались мудрые и способные люди. Между

людьми царили доверие и дружелюбие, поэтому люди считали близкими себе не только своих родителей и по-отечески относились не только к своим детям. Престарелые могли спокойно доживать свой век, взрослые люди находили применение своим способностям, а малолетние получали возможность спокойно подрастать. Все одинокие, вдовы, сироты, бездетные, калеки и больные были окружены заботой. Мужчины выполняли свой долг, женщины обладали самостоятельностью. Богатства не выбрасывались понапрасну, так же как оно не скапливалось у отдельных лиц. Способности людей использовались полностью и не служили выгоде отдельных лиц. Тогда не было предательства, лжи, интриг. Не было грабежей, краж, смут и люди, уходя из дому, не запирали дверей. Это было общество датун». Или общество Великой гармонии.

С момента основания Китайской Народной Республики Китай никогда не провоцировал войну и не вторгался ни на дюйм в чужие земли. В Конституции Китая есть статья о мирном развитии. Китай не будет участвовать в агрессии и экспансии, не будет искать сферы влияния. Китай гордится своей историей и уверен в собственном пути развития, в то же время он уважает модель развития, независимо выбранную народами других стран, не вступает в идеологическую конфронтацию и не экспортирует системы. Китай стремится извлекать пользу из всех достижений человеческой цивилизации и развивать дружеское сотрудничество со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования.

Сегодня Китай предлагает концепцию сообщества единой судьбы человечества. Можно сказать, что это является результатом влияния китайской традиционной культуры на современную мысль.

Сообщество единой судьбы человечества и марксизм

Марксистская мысль о всемирной истории обеспечивает теоретическую основу для формирования сообщества единой судьбы человечества. Из-за ограниченного уровня развития производительных сил развитие человеческого общества на ранних этапах носило изолированный характер. Каждая человеческая цивилизация была ограничена небольшой территорией и развивалась в относительно узком диапазоне. Эти локальные цивилизации были основаны на самодостаточном натуральном хозяйстве. Истории отдельных этносов и регионов складывались независимо и не составляли единой всемирной истории.

Развитие капиталистического общества покончило с изоляцией этносов и народов в мире и открыло эпоху всемирной истории. В сегодняшнюю эпоху глобальность человеческого общения носит всесторонний характер, и страны теперь связаны и взаимозависимы гораздо теснее, чем в любую

прошлую эпоху. Сегодня можно говорить о едином интегрированном мире, и кто отвергает этот мир, того и этот мир отвергает. Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин, размышляя о том, как построить такой мир, выдвинул важное предложение: «Мы призываем народы всех стран общими усилиями строить сообщество единой судьбы человечества, создавать чистый и прекрасный мир, где царит долгосрочный мир, всеобщая безопасность, совместное процветание, открытость и инклюзив-ность. Мы должны уважать друг друга, проводить равноправные консультации, с твердой решимостью отказаться от менталитета холодной войны и политики силы. К межгосударственным отношениям следует применить новые подходы, исходящие из диалога и партнерства, а не конфронтации и блокового мышления. Следует уважать многообразие мировых цивилизаций, необходимо, чтобы совместное существование различных цивилизаций, их взаимные обмены и учеба перевесили чувство превосходства одной цивилизации над другой, их взаимное отчуждение и столкновение. Необходимо дружелюбно относиться к окружающей среде, совместными усилиями реагировать на климатические изменения, эффективно оберегать общий очаг человечества - планету Земля» [5].

Формирование сообщества единой судьбы человечества соответствует прогрессивному направлению развития человеческого общества. Согласно марксистской теории общественного развития, с развитием капитализма факторы, ведущие к упадку капитализма, будут продолжать расти. Человеческое общество со временем перейдет от капитализма к реализации коммунизма. Однако это довольно длительный процесс. Сегодняшний мир находится на переходной стадии от капитализма к коммунизму. На этом этапе присутствуют как высокоразвитые капиталистические, так и социалистические страны, а также большое количество развивающихся стран. Все страны, находящиеся на разных этапах развития, тесно связаны глобализацией. Но как должны ладить эти страны, входящие в международную систему в качестве суверенных государств? История редко дает положительные примеры гармоничного взаимодействия между ними.

На протяжении сотен лет различные концепции, которые управляли мировой политикой, такие как колониализм, империализм, гегемонизм, неолиберализм и неоконсерватизм, не только не принесли мира и процветания всему миру, но и стали причиной бесчисленных войн и страданий. А капиталистические страны Европы и Америки прямо или косвенно управляли большинством регионов мира, многие из которых не получили развития и все еще находятся в состоянии бедности и отсталости. Для достижения мира и общего процветания необходимо сообщество единой судьбы человечества, которое, с нашей точки зрения, может быть построено исходя из марксистского понимания хода всемирной истории.

Идея сообщества единой судьбы человечества обеспечивает реалистичное решение ключевой проблемы марксизма - реализацию человеческого освобождения. Кто-то может спросить, ведь Маркс и Энгельс хотят добиться освобождения именно пролетариата? Мы видим, кто такой пролетариат? Пролетариат - это самый малообеспеченный слой людей, живущих в нашем обществе. Они имеют небольшую зарплату, носят простую одежду и имеют мало здоровой пищи, иногда остаются голодными. Если эта часть нашего общества будет освобождена, тогда и все человечество будет освобождено. Следовательно, для сторонника марксизма основной и наиболее важный вопрос - это достижение эмансипации рабочего класса, суть которой состоит в том, чтобы позволить обычным людям жить благополучной, полноценной жизнью. Только отстаивая всеобщие ценности и необходимость формирования сообщества единой судьбы человечества, мы можем по-настоящему дать людям возможность обрести хорошую жизнь и реализовать истинное и всеобъемлющее освобождение человечества.

Формирование сообщества единой судьбы человечества отражает глубокое мышление и заботу китайских политиков об общих интересах и общей судьбе людей всего мира. Концепция основана на дискурсе Маркса об освобождении человека и следует, согласно Марксу, логическому пути всемирной истории. В частности, китайские коммунисты продемонстрировали единство своих глубоких ценностных установок с высокой степенью освоения теоретического знания и ответственного отношения к миру. Только осознавая ценность идеи сообщества единой судьбы человечества, мы можем найти лучший путь к реализации давней мечты - человеческого самоосвобождения.

Совместно формируем сообщество единой судьбы человечества для мира и процветания на планете

Что не так с нашим миром и что нам делать? Решение, предложенное Китаем, состоит в том, чтобы построить сообщество единой судьбы человечества и содействовать совместному процветанию, сообща извлекать выгоду. Формирование сообщества единой судьбы человечества - это долгосрочная историческая миссия.

1. Китай и Россия могут объединить усилия, принять самое активное участие в формировании сообщества единой судьбы человечества, в поддержании мира и его процветания.

Китай и Россия являются членами-основателями Организации Объединенных Наций и постоянными членами Совета Безопасности ООН. Обе страны всегда придерживались общечеловеческих ценностей: мира и развития, беспристрастности и справедливости. На международной арене две страны демонстрировали себя как ответственные державы.

Китай и Россия могут внести новый большой вклад в развитие человечества в качестве своей исторической миссии, в создание лучшего будущего для всех стран мира. Для достижения этой цели обе страны должны вместе способствовать формированию сообщества единой судьбы человечества и демонстрировать свою ответственность.

2. У левых политических партий и их идеологов должно появится чувство исторической миссии: способствовать формированию сообщества единой судьбы человечества - это новое слово в развитии марксизма в XXI в.

Мир и развитие - две основные проблемы, стоящие перед современным миром. Стремление к миру и развитию и содействие сотрудничеству и прогрессу - это общие чаяния народов всего мира и общие требования всех стран. Опыт истории человечества неоднократно доказывал, что без мира не может быть развития, мир является предпосылкой и гарантией прогресса и развития человечества. Мир, в котором мы живем, полон надежд и вызовов. Мы не можем отказаться от наших мечтаний из-за сложности реальности, от стремления к нашим идеалам из-за их отдаленности.

3. Каждый, кто заботится о мире, о будущем всех людей, должен активно участвовать в формировании сообщества единой судьбы человечества и защищать чувство достоинства и необходимости развития каждого человека на планете.

Формирование сообщества единой судьбы человечества и формирование прочного и безопасного мира, которому свойственны всеобщее процветание, открытость и терпимость, чистота и красота, требуют совместных усилий всех людей на Земле, которые любят мир и заботятся о будущем и о судьбе человечества. Нам нужно жить в таком мире, в котором люди уважают друг друга, ведут переговоры на равных, и решительно отказываются от менталитета холодной войны и политики силы. В международных делах мы должны настойчиво разрешать споры посредством диалога, а разногласия посредством консультаций, координировать ответные меры на традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности и противостоять всем формам терроризма. Мы должны сплотиться перед лицом опасности, чтобы продвигать либерализацию и упрощение процедур торговли и инвестиций, а также продвигать экономическую глобализацию в более открытом, инклюзивном, сбалансированном направлении. Мы должны уважать разнообразие цивилизаций в мире, обмен между цивилизациями вместо разрыва отношений между ними, взаимную помощь вместо конфликта цивилизаций, сосуществование цивилизаций вместо утверждения превосходства одной цивилизации над другой (другими). Мы должны придерживаться принципов бережного отношения к окружающей среде, сотрудничать в борьбе с изменением климата и защищать Землю - общий дом человечества.

Установление справедливого и разумного международного порядка -цель человечества, за которую необходимо неустанно бороться. Общие ценности для всего человечества - мир и развитие. Однако их реализация трудна. Как никогда ранее, международному сообществу необходимо объединить усилия для решения проблем и достижения высоких целей совместного развития.

Чэнь Айжу - старший научный сотрудник Института марксизма Китайской академии общественных наук (Китай).

Chen Aizhu - Senior Research Fellow, Institute of Marxism Chinese Academy

of Social Sciences (China).

chenar@cass.org.cn

Список литературы

1. Конфуций . Лунь юй . Пекин: Пекинская интегрированная издательская компания ЛЖЖп'ЩШ^Ш. Т. 1 (на кит. языке).

2. Чжоу-И М М . Китайское книгоиздательство И3 ^ ^ М / построч. коммент. Ян Таньцай Ш^^ШШ. Т. 2 (на кит. языке).

3. Шан шу Й^. Четыре книги и пять канонов Н^Ж^З:. Пекин: Пекинская интегрированная издательская компания Т. 3 (на кит. языке).

4. Ли Цзы (Книга обрядов) ^LiB. Четыре книги и пять канонов . Т. 4. Пекин: Пекинская интегрированная издательская компания ^ЬЖ^^ЩШ^Ш . Т. 4 (на кит. языке).

5. Си Цзиньпин Доклад на XIX Всекитайском съезде КПК

+ . URL: http://ru.china-embassy.ors/rus/ztbd/19sjd/

201710/t20171031_3112900.htm (дата обращения: 19.01.2022).

References

1. Konfucij Lun' yuj Ü©. Pekin: Pekinskaya integrirovannaya izdatel'skaya kom-paniya ЛЖЖ^-ЩШ^Ш. T. 1 (na kit. yazy'ke).

2. Chzhou-I М М . Kitajskoe knigoizdatel'stvo И ^ ^ М / postroch. komment. Yan Tan'czaj Ш^^ШШ. T. 2 (na kit. yazy'ke).

3. Shan shu Й^. Chety're knigi i pyat' kanonov . Pekin: Pekinskaya integrirovannaya izdatel'skaya kompaniya ^ЬЖ^п'ЩШ^'Ш. T. 3 (na kit. yazy'ke).

4. Li Czzy' (Kniga obryadov) ^LiB. Chety're knigi i pyat' kanonov Н^ЖЗЗ. T. 4. Pekin: Pekinskaya integrirovannaya izdatel'skaya kompaniya ^ЬЖК'п'ЩШ^'Ш T. 4 (na kit. yazy'ke).

5. Si Czzin'pin ^ffi^. Doklad na XIX Vsekitajskom s''ezde KPK ft^HÄ^^+A-

. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/19sjd/201710/ t20171031_3112900.htm (data obrashheniya: 19.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.