Научная статья на тему 'КИТАЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРНОМ ОБОСНОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ СИ ЦЗИНЬПИНА "СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"'

КИТАЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРНОМ ОБОСНОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ СИ ЦЗИНЬПИНА "СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА" Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
546
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / КОНЦЕПЦИЯ "СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА" / КИТАЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ / МАРКСИЗМ / CHINA / CONCEPT OF "A COMMUNITY WITH A SHARED FUTURE FOR MANKIND" / CHINESE RESEARCHERS / CHINESE TRADITIONAL CULTURE / MARXISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бояркина Анна Владимировна

Выдвинутая на XVIII съезде КПК в 2012 г. концепция Си Цзиньпина "Сообщества единой судьбы человечества" (СЕСЧ) является одной из главных философско-дипломатических стратегий КНР в XXI веке. Цель статьи - проанализировать рассуждения китайских исследователей о философско-культурном обосновании концепции "Сообщества единой судьбы человечества". Использованы исторический и структурный методы анализа. Новизна исследования состоит в том, что СЕСЧ, по мнению автора, творчески развивает теорию марксизма, которая отражает взгляд на мир и человечество с точки зрения стран и народов, их культуры и религии. Концепция ориентирована на совершенствование жизни человечества и сохранение глобальной окружающей среды. Автор приходит к выводу, что эта концепция связана с древнекитайскими стратегиями политической культуры и марксистской философией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Бояркина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE RESEARCHERS ON PHILOSOPHY AND CULTURE GROUND OF XI JINPING'S CONCEPT OF A COMMUNITY WITH A SHARED FUTURE FOR MANKIND

The concept of Xi Jinping "a community with a shared future for mankind" put forward at the 18-th National Congress in 2012, is one of the main Chinese philosophical and diplomatic strategies in the 21st century. The purpose of the article is to analyze Chinese academics' ideas on philosophical and cultural ground of "a community with a shared future for mankind". The historical and structural methods of analysis are used. The novelty of the study is that the concept, in the author's opinion, creatively develops Marxism, which reflects a view on the world and humanity from the point of view of countries and peoples, their culture and religion. The concept is focused on improving the life of mankind and preserving global environment. The author shows that this concept is bound with the ancient strategies of political culture and Marxist philosophy.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРНОМ ОБОСНОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ СИ ЦЗИНЬПИНА "СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"»

УДК 327 Бояркина А. В.

Китайские исследователи о философско-культурном обосновании концепции Си Цзиньпина "Сообщества единой судьбы человечества"

На XVIII съезде Коммунистической партии Китая (КПК) в 2012 г. председатель КНР Си Цзиньпин выдвигает стратегически важное предложение народам мира — концепцию "Сообщества единой судьбы человечества" (СЕСЧ, Эта концепция является одним из ключевых элементов современной китайской дипломатической стратегии, направленной на полную реализацию "китайской мечты" и великого возрождения китайской нации [7, с. 37-39; 31, с. 399; 32, с. 344-346]. СЕСЧ основана на традиционной культуре Китая и является основной дипломатической философией, отражающей фундаментальные общечеловеческие ценности. По мнению китайских учёных, она также является неотъемлемой частью философско-культурного наследия Поднебесной и важным вкладом в творческое развитие марксистской теории в XXI в. [16; 22; 24].

Концепция СЕСЧ впервые закрепляет отношения Китая с другими суверенными государствами в "Белой книге Китая по мирному развитию" в сентябре 2011 г. и в докладе Ху Цзиньтао на XVIII съезде Коммунистической партии Китая в ноябре 2012 г. В октябре 2013 г. Си Цзиньпин объявляет о воплощении целей развития соседних стран и "чувстве общей судьбы" [2, с. 57].

Концептуальное понимание "Сообщества единой судьбы человечества" представлено в докладе XIX съезду КПК в 2017 г. Цель СЕСЧ заключается в продвижении Китаем собственной стратегии глобального управления и мировой экономики, представляя другим странам и культурам антитезу "американской мечты", колониализма, баланса сил, концепции реализма. В задачи реализации СЕСЧ включены воплощение открытого, инновационного и инклюзивного развития, которое принесет пользу всем странам и народам; стимулирование межкультурных и межцивилизационных обменов и взаимного обучения; лучшение экокультуры, основанной на уважении к природе и зеленому развитию [20; 23].

В 2015 г. в своем выступлении на 70-й Генассамблее ООН Си Цзиньпин предлагает сформировать глобальное партнерство нового типа на принципах равенства и взаимного уважения. Он предлагает реализовать концепцию СЕСЧ в качестве лучшей модели глобального управления в пяти направлениях: политика, безопасность, развитие (экономическое, социальное, технологическое и т.д.), культура и экологическая среда [19].

Эти пять направлений — ценности "Сообщества единой судьбы человечества", которые представляют собой философский и политический фундамент СЕСЧ. Они опираются на идеи "гармоничного мировоззрения" или "гармоничного взгляда на мир" ("^Пг^Й^Щ"), который отражает совместный с мировым сообществом поиск ценностей. Идея построения "гармоничного мира" ("^П^Й^") состоит из пяти элементов, гармонизирующих пространство и время Первый элемент — политический — обеспечивает действие

многомерной системы международных отношений, в которой взаимодействуют акторы, крупные центры силы и остальные субъекты на основе многосторонних механизмов с целью выполнения глобальных задач. Вторая составляющая — экономический баланс — выступает гарантом совместного развития в экономической сфере на основе мирного политического диалога и развития

© Бояркина А. В., 2020

БОЯРКИНА Анна Владимировна, канд. полит. наук, доцент кафедры китаеведения, Академического департамента английского языка Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: [email protected]

развивающихся государств — это задача общих интересов человечества. Третий аспект — культурное многообразие, которое включает силу человеческого мышления для взаимного обмена и взаимного дополнения культур, что способствует взаимопониманию. Четвертое направление — поддержание диалога и сотрудничества в области совместной безопасности. Только если обеспечить безопасность другим государствам, возможно гарантировать безопасность себе. Прежняя система безопасности функционирует на основе альянсов устрашения времен "холодной войны", что неприемлемо. Заключительный, пятый вектор означает экологическое, устойчивое развитие окружающей среды [25, с. 637].

На XIX съезде КПК "Содействие созданию "Сообщества единой судьбы человечества" включено в Устав Коммунистической партии Китая, а затем в 2018 г. в Конституцию Китайской Народной Республики. С этого периода начинается реализация "Сообщества единой судьбы человечества" уже не как метафизического плана, а долгосрочной философской и политической стратегии. В последующие годы Си Цзиньпин на международных мероприятиях подчеркивает важное значение СЕСЧ для политического, социально-экономического и культурного развития Китая и всего мира в целом. Китайская концепция СЕСЧ находит активную поддержку и доверие в некоторых европейских странах, на Африканском континенте, в Азии, прежде всего среди ближайших соседей в АТР. Основные положения "Сообщества единой судьбы человечества" зафиксированы в документах ООН в 2018 г. [11].

"Китай выступает за создание Сообщества единой судьбы человечества и способствует развитию глобальной системы управления. Китай внёс большой вклад в глобальный мир и развитие", — подчёркивает лидер КНР на XIX съезде КПК [23].

Профессор Су Сяохуэй выделяет причины построения "Сообщества единой судьбы человечества". Предлагая эту идею, Китай призывает к справедливости и международному порядку. Все страны, большие и малые, индустриально развитые и развивающиеся, являются равноправными членами международного сообщества. Они имеют право участвовать в принятии решений, выполнять обязанности на равной основе, они заслуживают большего представительства на международной арене [17]. Профессор Су Сяохуэй считает, что мировые торгово-экономические площадки, такие как Китайская международная выставка импортного ЭКСПО (China International Import Expo) 2018 г., вносят вклад в развитие СЕСЧ, который служит примером борьбы с протекционизмом и инвестирования энергетических ресурсов в глобализацию [17].

В условиях таких вызовов и угроз профессор Юй Суй предлагает содействовать развитию культуры и добродетели, поддерживать целостность и единство экосистемы Земли. Он анализирует причины создания "Сообщества единой судьбы человечества", определяет требования к этому "сообществу" и отвечает на вопрос, будет ли сформировано такое "сообщество"?

Учёный последовательно отвечает на данные вопросы. Во-первых, Юй Суй подчёркивает взаимосвязанность и взаимозависимость всех стран. Таким образом, "Сообщество единой судьбы" является лучшим средством для развития и стимулирования "глобальной деревни". С другой стороны, мир не утратил своего культурного и этнического разнообразия, что проявляется во всех сферах жизни. Это связано также с тем, что Китай признаёт масштаб вызовов, с которыми сталкивается мир, а именно: с неблагоприятным экономическим ростом, расширением разрыва в уровне благосостояния, ростом напряжённости в региональных горячих точках и распространением нетрадиционных угроз безопасности, таких как терроризм, киберпреступность, инфекционные заболевания и изменение климата. В связи с этим человечество должно объединиться для решения этих проблем.

Другая причина построения СЕСЧ заключается в стремлении стран к богатству, силе, социальному прогрессу, экономическому развитию и благосостоянию своего народа. Хотя совместное построение такого "сообщества" представляет собой трудную задачу, государствам будет легче выполнить её, сотрудничая и взаимодействуя. Как отмечает Си Цзиньпин, "мы не должны отказываться от своих мечтаний, потому что реальность вокруг нас слишком

сложна; мы не должны перестать следовать нашим идеалам только потому, что они кажутся нам недоступными" [21].

Юй Суй связывает построение СЕСЧ с механизмом работы ООН как центра мирового порядка, и её успешный опыт, который можно использовать в создании "сообщества единой судьбы человечества" [21].

Учёный определяет социальные факторы в создании СЕСЧ как важнейшие в защите экосистемы, сохранении "зелёного роста" и гармоничном сосуществовании с природой. Они играют серьёзную роль в предотвращении и противостоянии терроризму и войнам [21].

Идейный фундамент СЕСЧ заложен в философской концепции китайской цивилизации "тянься". Он ведет начало от идеи мира, воспевающей "душевное спокойствие" и "социальную гармонию" ("У^РАя", к морально-этическим постулатам Конфуция и Лао Цзы "не делайте другим того, чего сами себе не желаете" и "люди между четырьмя морями - братья" [27].

Эта концепция воплощает марксистское понимание законов общественного развития, значение теории для практического применения и роли фактора противоположности. Это роднит её с конфуцианской идеей "единства в различии" (fPMTl) и стратегией "Поднебесной", или "тянься" (AT).

"Тянься" (Чжоу III в. до н.э.) определяет концепцию "политического" как искусства сосуществования путем трансформации враждебности в гостеприимство. В этом прослеживается очевидная альтернатива с классическим марксизмом. Главное, что её отличает от учения Маркса, состоит в том, что концепция СЕСЧ, объединяя весь мир под одной крышей, призвана мирными средствами устранять негативное внешнее влияние, конфликты; защищать экономические и политические интересы стран-участниц "сообщества".

Концепция "тянься" в корне отличается от взглядов немецкого учёного К. Шмитта о политике "нас против них"; взглядов теории политического реализма Г. Моргентау (о международной политике как борьбе за власть) и "Столкновение цивилизаций" С. Хантингтона и др. [12].

Традиционные идеи "Сообщества стран единой судьбы" тесно связаны с такими концепциями, как "гармония — наивысшая ценность" ("^ПАя"), "мировое тождество" ("Й^А1") и "великое единение в Поднебесной" ("ATAI"). Эту связь подтверждают исследования китайских учёных. Так, профессор Е Цзычэн полагает, что еще династия Тан (618—907 гг.) опирается на такие ценности, как дружба, взаимовыгодное сотрудничество между народами, что считается приоритетом для Поднебесной [18]. Императоры династии Сун (960— 1279 гг.) воссоединяют Китай, население удваивается благодаря обширной урбанизации и высокому уровню благосостояния, искусства и образования. Сунское общество опирается на идею "Восемь Добродетелей", в которую включены "сыновнее почитание родителей, любовь младшего брата к старшему, преданность делу, верность обещаниям, ритуал, справедливость, честность и стыд" [29]. Эти добродетели китайцы почитают и считают их консолидирующими общество и в наше время [30].

Эти принципы развиваются в период правления династий Юань (1271— 1368 гг.), Мин (1368—1644 гг.), в эпоху Цин (1644—1912 гг.) и распространяются на Северную Корею, Южную Корею и другие страны Восточной Азии [30]. Другими словами, в эти периоды укрепляется идея "общей судьбы" народов внутри Поднебесной и как чувство единства с соседними странами.

Девиз правления одного из императоров династии Мин Чжу Ихая — "великое единение", или "датун" ("AI"). Иероглиф "тун" I значит "объединение", "подобие", "тождество", а словосочетание "датун" выражает всеобщую гармонию в "социальном пространстве", т.е. полное согласие. Концепт "великое единение" содержит понятие "Поднебесная принадлежит всем" (" A ТА^") [27]. В эпоху Минской империи возрастает численность населения в 3—4 раза; некитайские народы и религиозные меньшинства переходят на китайский язык; носят китайскую одежду; им даются китайские имена; при строительстве храмов следуют традициям китайской архитектуры; увеличивается грамотность населения, книжного знания, иероглифической письменности в целом. Именно эти факторы свидетельствуют о единении народов и разделении ими общей судьбы [1, с. 99-100]. Затем во времена Поздней Цин (1840—1912 гг.) идею "Восьми добродетелей" дополняет Сунь Ятсен и называ-

ет ее "Новыми восемью добродетелями". Это "

почитание милосердие любовь Ш, вера {{, справедливость гармония ^ и мир [29; 30].

XIX и XX вв. оказываются для Китая серьезными социально-экономическими потрясениями (колониальные войны, две революции, японская агрессия, режим Мао Цзэдуна), однако традиционная культура укрепляется и существует, подтверждая жизнеспособность идей "тянься" и "Поднебесная принадлежит всем" [6]. Сегодня эти непреходящие ценности нашли воплощение в реализации концепции "сообщество единой судьбы", которая представляет собой логичный и здравый путь Китая как ответственной великой державы за глобальное развитие [2, с. 58].

Профессор Цзы Ян считает, что в рамках СЕСЧ китайское руководство во главе с Си Цзиньпином проводит новую кампанию по открытию и внедрению традиционной китайской культуры во внешнеполитическое управление страной. Си Цзиньпин заинтересован в том, чтобы "выдающаяся традиционная культура Китая" способствовала борьбе против агрессивных социальных пороков и влияния иностранных культур [22]. Можно допустить, в Китае происходит то, что британский теоретик национализма Дж. Хатчинсон называет культурным национализмом сообщества, участвующего в формировании нации и поддерживающего ее самобытность. По его мнению, история и культура такого сообщества обладают уникальным самобытным характером, присущим интеллектуалам, интеллигенции, которые "морально обновляют" страну [14, р. 398, 402].

По мнению Цзы Яна, одним из главных факторов возрождения традиционной политической культуры является "духовная пустота", которую необходимо заполнить конфуцианством как современной формой образовательной модели [22].

Целью реализации традиционной политической культуры является курс на повышение культурной осведомленности общества, обеспечение его культурной безопасности, укрепление "мягкой силы" Китая и модернизация национального управления. Политическое руководство определяет традиционное культурное образование среди молодёжи "выдающимся" элементом традиционной культуры Однако маловероятно, что Китай действи-

тельно сможет добиться культурного возрождения, основанного на принципе "Пусть цветут сто цветов, пусть соревнуются сто школ" (ШШФЩ), считает профессор Цзы Ян. Такое недоверие Цзя Яна связано с проведением кампании "Воспевать красное и бить черных" ("Ин&ЛМ") известного политика, неома-оиста Бо Силая1. Он ратует за возвращение к политике Мао Цзэдуна ("красной культуры") и борьбу с преступными формированиями ^ТМ. Цзя Ян полагает, что политика возрождения традиционной культуры Си Цзиньпина не подразумевает пренебрежительное отношение к традициям, в отличие от культурной политики Мао Цзэдуна. С другой стороны, уважение к традициям привлекает широкий круг китайских консерваторов, а не только крайне левых. По этой причине возрождение китайской нации с опорой на принципы Мао Цзэдуна — сложновыполнимая задача. Тем не менее это способствует возрождению дискуссии о культуре в современном Китае [22].

Цзы Ян называет Си Цзиньпина "неотрадиционалистом"2, заимствовавшим некоторым образом стиль государственного управления Мао Цзэдуна [22]. Но в отличие от Великого кормчего председатель Си Цзиньпин предлагает свой взгляд на марксизм в новую эпоху, который сочетает теорию и

Бо Силай - член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК 17-го созыва (2007-2012 гг.), секретарь партийного комитета и мэр города Чунцин (2007-2012 гг.). Накануне XVIII съезда КПК в сентябре 2012 г. Бо Силай исключён из КПК, в октябре 2012 г.- из состава Всекитайского собрания народных представителей по обвинению в коррупции, превышении служебных полномочий и других преступлениях. Бо Силай считается конкурентом Си Цзиньпина и вероятным кандидатом на продвижение к партийным элитам ПК Политбюро XVIII съезда КПК в 2012 году.

2 В политике неотрадиционализм означает "тщательно обдуманное возрождение и обновление прежней традиционной культуры, практики и институтов для применения в новом политическом контексте и стратегиях. См.: ENCYCLOPEDIA BRITANNICA. [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/neotraditionalism (дата обращения: 17.07.2020)

практику в развитии традиционной политической культуры [15, р. 3-4]. Си Цзиньпин называет её "душой нации" [22].

Ценности экономической теории Маркса продолжают играть значительную роль в прогрессе науки в Китае в XXI в. [3, с. 189]. Согласно теории марксизма, люди живут в мире, где всё взаимосвязано и ничто не изолировано. Прогресс связывает население планеты. Китайские теоретики считают, что СЕСЧ — сложная концепция, выдвинутая Си Цзиньпином после анализа трёх элементов отношений между целым и частями реального мира. Это отношения мира и человечества; отношения между странами всего мира и отношения правительства и населения. Земля — это целое, и человек, как часть целого, существует в этой системе, все страны взаимосвязаны и образуют единство.

Среда обитания человека является той частью духовного и материального пространства, в котором складываются духовные и материальные отношения. Си Цзиньпин в книге "О государственном управлении" пишет, что земля является домом для всех людей, и у людей нет другого выбора, кроме как дорожить им, соблюдать экологическую безопасность. Человечество должно нести ответственность не только за себя, но и за следующее поколение [7, с. 565-571, 750-751]. Люди не могут наносить ущерб окружающей среде ради своих собственных интересов, и им нужно научиться сосуществовать с окружающей средой.

Отметим, что китайская цивилизация на протяжении почти пяти тысячи лет следует и продвигает гармоничное мышление о мире, согласии, гармонии и примирении. Китайская традиционная культура — это "духовный дом и материальное богатство". Для сохранения устойчивого развития китайская цивилизация опирается на идеи "гармоничного мира", "согласия и примирения". Они являются неотъемлемой частью этнопсихологического поля и национального менталитета китайского этноса. Обладание культурой для китайской цивилизации значит обладание способами управления и регулирования сакральным пространством, считает профессор Чэнь Чжаохэ [9, р. 718].

В период с УШ—Ш—П вв. до н.э. в культуре Древнего Китая представлены идеи о взаимосвязи природы и человека, обусловленной волей Неба. Позднее в конфуцианстве, даосизме и буддизме отражена философская идея "единства между небом и человеком". Она определяет внутреннюю ценность и духовную сущность традиционной китайской культуры. Согласно этой идее, "вселенная — это единство жизненного цикла, всё живое между небом и землёй приходит в движение от взаимодействия силы и мягкости. Жизнь и смерть в своём повторении определяют жизненный цикл человека. Всё живое, его свойства и качества взаимосвязаны, взаимодействуют и направлены к идеальному состоянию бессмертия, состраданию и вечности. Другими словами, в духовной культуре Китая проявляется образ единства небесного и человеческого и происходит гуманизация мира. Отношения людей и божественных сил начинают осознаваться как отношения взаимозависимости [9, р. 718-719].

"Единство между небом и человеком" требует, чтобы люди сознательно следовали закону развития и функционирования вселенной, уважали естественное развитие и равновесие. Человечество должно развивать свою изначальную природу, вернуться к истокам. Человеческим сообществам следует проявлять вежливость в обращении, открытость и дружелюбие. Правительства стран должны быть ориентированы на население; милостиво и грамотно управлять в соответствии с принципами гармонии. Государство должно сохранять суверенитет, соблюдать принцип ненападения и мирного сосуществования. Другими словами, Небеса, Земля и Человек должны сосуществовать друг с другом и совместно поддерживать гармонию и единство вселенной в целом [9, р. 719].

В концепции "Сообщества единой судьбы человечества" ключевым и фундаментальным является "учение о Середине". В традиционной культуре Китая "совершенство — это нравственность, положенное в основу учения о Середине". Данный принцип подчёркивает справедливость, миролюбие и беспристрастность, "позволяющие достигнуть (состояния) Середины и гармонии, и тогда на земле и на небе будут царить благоденственный порядок и всеобщее процветание" [9, р. 721]. Это положение созвучно и марксистской диалектике, поскольку в "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс пишут именно о единстве и равенстве всех стран и народов [4].

Чэнь Чжаохэ полагает, что традиционная китайская культура является "корнем "сообщества единой судьбы человечества"". Сущность традиционной культуры заключается в следующих древнекитайских постулатах: "правильный путь в единстве между небом и человеком"; "мир как единое сообщество, великая гармония в этом мире"; "страны должны действовать совместно и высоко ценить гармонию"; "учтивость (вежливость) — не преклонение, а две противоположности, определяющие Середину";

"учение о Середине состоит в том, что выход за пределы двойственности не равен достижению цели" [9, р. 718].

Коммунистическая партия КНР проводит внешнеполитический курс на возрождение китайской нации ('КЖФ^АКй^ПШ) . Китайский народ не может быть отделён от мира на современном историческом этапе национального возрождения Китая. Применение марксистской теории в современном китайском обществе направлено на усиление политико-экономической, духовной и культурной жизни. Совместное сотрудничество в будущем всех стран и народов может решить ряд проблем и показать привлекательный имидж Китая как ответственной державы, открыть ценность китайской "гармонии". Политическое руководство КНР понимает, что с развитием мира у Китая появляется больше возможностей реализовать концепцию СЕСЧ. Правительство во главе с Си Цзиньпином применяет накопленный опыт и мудрость, предлагает китайские программы. Традиционная культура Поднебесной влияет на формирование современной независимой внешней политики КНР и мировой политики. Она способствует продвижению "политики открытости, взаимной выгоды и пользы" для всех стран.

Одновременно в мире сохраняется неопределённость, различные тормозящие развитие факторы. Совместное развитие стран в будущем сможет защитить национальные интересы, урегулировать конфликты и противоречия мирным путём для содействия развитию всего человечества.

Следовательно, философия "учения о Середине" представляет собой жизненный принцип "поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами", а также стремиться познать себя и других". Чтобы воплотить эту доктрину в жизнь, правительства стран должны гармонично управлять, используя социально-ориентированный подход, а общественные группы должны быть честными и заслуживающими доверия [9, р. 719].

"Сообщество единой судьбы человечества" основано ещё на одной важной философской категории китайской культуры как "мир как единое сообщество, великая гармония в этом мире", содержащей концепт "мир". Он представляет собой живое социальное пространство и мысли людей как ядро и бесконечное продолжение жизни. Геополитическая идея справедливого международного порядка и мира прослеживается в трудах Мэн Цзы. Он пишет, что "познавая людей, познаёте мир. Существует способ познать людей через их мысли, и они откроются для вас". Другими словами, управляя государством, правитель должен руководствоваться добродетелью" [2, с. 59].

Следовать "гармонии" — это важнейшая ценность и стратегическая цель Китая и всех стран. Она определяет социальные действия людей на нашей планете; в ней скрыта сплочённая мощь и центростремительная сила, порождающая всё живое. Не существует единого мира без "гармонии", как и нет гармоничного существования между небом и землёй, так как только "гармония" между всем живым поддерживает единство Вселенной в целом; она связывает противоположности и устраняет противоречия. "Выход за пределы двойственности и не достижение общей цели приводят к разрушению единства гармонии" [9, р. 721].

Профессор Чэнь Чжаохэ объясняет необходимость реализации "Сообщества единой судьбы человечества" с точки зрения сохранения различий между цивилизациями, религиями, поддержания связи между странами и народами. При реализации правильного пути, согласно марксисткой теории, совместное развитие стран сможет решить ряд проблем не только в Китае, но и других странах, сформирует привлекательный образ Китая как ответственной державы, продемонстрирует ценность "великой гармонии". Это называется идеальным обществом", или коммунизмом [9, р. 719; 16, р. 5].

Сущность "великой гармонии" древнекитайские философы связывают с "благом народа, его "обогащением" и "успокоением" в безграничном стремлении к светлому будущему всего человечества. А современные философы "идеальное общество великой гармонии" рассматривают в целом как организм, способствующий устранению Зла и негативных элементов. Это роднит "Сообщество единой судьбы человечества" с марксисткой теорией новой эпохи Си Цзиньпина и великой китайской культурой.

Профессор Чэнь Чжаохэ выделяет другой важный элемент традиционной китайской культуры, положенный в основу современной внешнеполитической стратегии КНР. Это идея "учтивости (вежливости) — это не преклонение". Она определяет две противоположности Середины, в основе которой лежит принцип "благородный человек (муж) учтив, но не льстив, а Середина есть восхваление, но это не учтивость". "Разные вещи могут пребывать в гармонии друг с другом, чтобы порождать всё живое, если всё согласовано, тогда мир перестанет развиваться". Традиционная культура Китая интерпретирует "гармонию" как согласование и единство в совершенствовании многообразия вещей, сохраняющее принцип наследия и связи различных вещей. Смысл идеи "разных вещей в гармонии" состоит в достижении всеобщей гармонии и принципа единства на основе взаимного принятия различий. Традиционная китайская культура выработала национальную особенность, которая предполагает добродетель и умение прощать людей, а также придаёт большое значение мирному сосуществованию и дружеским обменам между странами.

Чэнь Чжаохэ призывает политических лидеров в борьбе с глобальными вызовами "следовать правильному пути, жить в гармонии с небом и землёй, развивать гармоничные международные и межцивилизационные отношения, с целью способствовать трансформации глобальной системы управления и содействовать устойчивому социально-экономическому развитию" [9, р. 719].

К. Маркс определяет "коммунизм" в "Манифесте коммунистической партии" как общество, в котором развитие каждого является условием развития всего общества в целом. Коммунизм ставит целью развитие человека, а не производства [4, с. 39]. Теория марксизма рассматривает мир с точки зрения диалектики. Развитие мира в конечном счёте обусловлено противоречиями, которые содержат два аспекта: противоположность и единство. "Положительное упразднение частной собственности ... как подлинного присвоения человеческой сущности человеком и для человека" [5, с. 116] сможет привести к единству и противоречиям, а также противоположности и единству противоречий, что способствует совместному развитию всех стран.

По мнению Лю Цзяньцзюня и Ся Мэня из Фуданьского университета, под "положительным" устранением частной собственности марксизм подразумевает её переход в общественную собственность свободных людей, т.е. индивидуальную форму.

Капитализм порождает буржуазные интересы, характеризующиеся превосходством и неполноценностью, исключительностью и иерархией. С развитием глобализации, Интернет-сетей и информатизации человеческое общество стало взаимозависимо. Следовательно, и цивилизационный взгляд на исключительность, иерархию, превосходство становятся несовместимы с новой эпохой, пишут ученые [24, с. 81]. Маркс и Энгельс раскрывают природу буржуазных интересов и выдвигают идею единства интересов пролетариата, а затем идею объединения свободных людей. Объединение или союз свободных людей должен превзойти капиталистическую природу "вещей, управляющих людьми" и реализовать всестороннее развитие людей [24, с. 81]. По мысли исследователей, Энгельс обосновывает механизм буржуазной революции проведением "политической реформы, которая способствует объединению человечества, основанного на общих интересах. Использовать принуждение или политические средства нет необходимости". В XXI в. формы собственности зависят от "сетевых технологий, которые "естественным образом связаны с политикой, обществом и культурой"" [24, с. 83]. В Китае частная собственность гарантирована не только обществом, но и государством. Концепция Си Цзиньпина об "общей судьбе" основывается на первостепенном значении государства и приоритете национального развития над индивидуальными и общественными ценностями, такими как права человека. Именно в этот исто-

рический период Си Цзиньпин предлагает идею "сообщества единой судьбы человечества".

Марксистскую теорию в контексте возрождения традиционной политической культуры определяет исследователь марксизма профессор Лю Шижэнь. Концепция "Сообщества единой судьбы человечества", по его мнению, в современных условиях способствует разрешению конфликтов на основе целостного понимания мира, переходу цивилизации на более гармоничную стадию развития [16, p. 2].

Лю Шижэнь рассматривает современное мировое сообщество как разнообразное единство с богатой историей и культурой, разными национальными характерами, которые в то же время наполняют мир противоречиями и конфликтами. Здесь возникает необходимость урегулирования всевозможных конфликтов и трений путём межцивилизационного диалога. Современный мир — это единство противоречий, которые призвана гармонизировать концепция "Сообщества единой судьбы человечества" [16, p. 4].

Рассуждая о некоторых философско-культурных идеях марксизма Лю Шижэнь связывает их с культурными концептами Древнего Китая [16, p. 2]. В этой связи историко-культурное наследие и философско-религиозная составляющая наследия Поднебесной наполняют традиционную культуру Китая. Это означает и развитие ценностей марксистской теории, лежащей в основе официальной идеологии КНР — социализма с китайской спецификой. Она, как цементирующая сила, укрепляет межцивилизационные отношения Поднебесной с другими странами, народами и конфессиями и взаимосвязана с концепцией СЕСЧ.

Идеологи Коммунистической партии Китая вместе с научным сообществом объединяют общую теорию марксизма с действительностью Китая и продвигают теоретические инновации на практике. Именно это и является источником жизнеспособности теории марксизма. Так, после прихода к власти Си Цзиньпина учреждаются по всей стране мозговые центры которые

анализируют проблемы в каждом конкретном случае. С 2015 г., в некоторых странах Европы функционируют "новые мозговые центры", основная цель которых заключается в том, чтобы "служить политике партии и правительству". Одним из наиболее передовых китайских аналитических центров в Европе является Институт Китая—Центральной и Восточной Европы, открытый в Будапеште в 2017 г. [8].

По мнению профессора Ван Жунхуа, аналитические центры внедряют новаторские идеи, распространяют их, гармонизируя различия, в том числе и культурные. Они не только становятся неотъемлемой частью национальной системы управления, но также служат связующим звеном и мостом для совместного формирования "Сообщества единой судьбы человечества" [26]. Примером вклада аналитических центров в решение межкультурных и меж-цивилизационных проблем и развития межкультурного сотрудничества служит Форум "Выдающаяся культура Китая — 2017", прошедший в Пекине в 2017 г., посвящённый ответственности китайской культуры в реализации СЕСЧ. При широкой поддержке китайского правительства в рамках этого Форума проводятся круглые столы на тему "Инициатива "Пояс и путь" и взаимное обучение между цивилизациями", международные художественные выставки, туристические мероприятия и т.д. Эксперты аналитических центров предлагают решения и выдвигают идеи в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экономики в рамках инициативы "Пояс и путь" и совместного строительства "Сообщества единой судьбы человечества" [28]. Другим примером выступает создание в 2019 г. Института сообщества с единым будущим при Университете связи Китая в Пекине (Communication University of China). Это первый исследовательский центр в Китае, посвященный изучению понятия "сообщества единой судьбы" и культурного разнообразия в глобальном контексте [10].

Кроме того, аналитические центры решают такие глобальные экологические проблемы, как борьба с последствиями климатических изменений, которые затрагивают все без исключения природные и антропогенные системы Земли [25, с. 636, 639; 26]. Мы полагаем, что китайское политическое руководство, опираясь на решения аналитических центров, воплощает в жизнь идеи "Сообщества единой судьбы человечества".

Итак, концепция Си Цзиньпина "Сообщества единой судьбы человечества", впитывая теорию марксизма и традиционные идеи культуры Древнего Китая, способствует эффективному развитию больших и малых стран, урегулированию конфликтов мирным путём и устранению противоречий. По мнению китайских исследователей, СЕСЧ как и марксистская теория, направлено на управление взаимоотношениями целого и части, постоянного улучшения условий жизни населения и повышение уровня доверия к правительству.

Вышеизложенное позволяет сделать некоторые обобщения. В работах китайских политологов, посвящённых единой судьбе народов, исследуется актуальный вопрос, связанный с философско-культурным обоснованием концепции Си Цзиньпина "Сообщество единой судьбы человечества". Эта идея основана на традиционной китайской культуре и искусстве управления государством. Большинство китайских ученых единодушны в том, что концепция "Сообщества единой судьбы человечества" рассчитана на решение общих проблем, стоящих перед странами мира. Они творчески развивают и дополняют содержание СЕСЧ.

Концепция "Сообщества единой судьбы человечества" является одной из главных философско-дипломатических стратегий КНР в новой эпохе. Она развивает теорию марксизма, который отражает взгляд на мир и человечество с точки зрения взаимосвязанности развития Китая и других стран. Концепция СЕСЧ также требует от человечества надлежащего управления взаимоотношениями целого и частей, заботы о коренных интересах всех стран, улучшения жизни людей и улучшения имиджа стран. Она тесно связана с такими конфуцианскими идеями, как "гармония — всё живое наивысшая ценность", "великое единение" и "гармония между небом и человеком" и другими традиционными идеями. Принимая во внимание взаимосвязь марксистской теории с ценностями китайской культуры и концептами Древнего Китая, человек существует в нерасторжимом единстве с природой, частью которой он является.

Китайские исследователи предлагают отойти от политики холодной войны вернуться к традиционным китайским культурным истокам. По их мнению, традиционная культура является "корнем "сообщества единой судьбы человечества"", она соединяет и консолидирует народы. Эта идея основана на исторических традиционных культурных ценностях и китайской идеологической системе. Она представляет новую перспективу международного сотрудничества и международного порядка и возрождения китайской нации. В новой эпохе взаимосвязь философской, политической культуры и "Сообщества единой судьбы человечества" способствует укреплению и улучшению глобального управления.

Кроме того, духовное и культурное наследие Китая, которое является стратегической частью во внешнеполитическом курсе Си Цзиньпина, не только усиливает сплочённость китайской нации, но вносит значительный вклад в мировое управление и международный порядок. Мы считаем, "Сообщество единой судьбы" может служить ответом на фундаментальные глобальные противоречия, особенно в отношении вопросов мира и развития, борьбе с эпидемиями, которые вызывают серьёзную озабоченность у многих стран мира.

Литература

1. Базаров Б. В., Курас Л. В. Китай периода Юань и Мин. Размышления историографа на тему: История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. гл. ред. С. Л. Тихвинский. Т. V: Династия Юань и Мин (1279-1644) / отв. ред. А. Ш. Кады-рбаев, А.А. Бокщанин. М.: Наука; Вост. лит-ра, 2016. 678 с.

2. Бояркина А. В., Печерица В. Ф., Мефодьева С. А. Традиционная культура Китая в контексте концепции "сообщества единой судьбы для человечества" // Вест. Забайкальск. гос. ун-та. 2018. № 8 (24). С. 56-64.

3. Кремлёва Е. А., Бенц Д. С., Мамаева Н. О., Платонова А. Е., Басырова Д. М., Савельев Е. Д., Рыжаков И. С. Актуальность учений марксизма в современном мире. 200-летию К. Маркса посвящается // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 7 (417). Экономические науки. Вып. 61. С. 184-191.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М.: Издательство политической литературы, 1989.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. второе. Т. 42. М.: Издательство политической литературы, 1974.

6. Рейн К. Китай. История страны. М.: Эксмо, 2008.

7. Си Цзиньпин. О государственном управлении. II. Пекин: Издво лит. на иностр. яз., 2018. 802 с.

8. Bandurski D. China's new think tanks in Europe // ECHO-WALL.eu. March 2, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.echo-wall.eu/guanxi-matters/chLnas-new-think-tanks-europe (дата обращения: 22.07.2020).

9. Chen Zhaohe. The Chinese cultural root of the community of common destiny for all mankind. 4th International Conference on Education, Language, Art and Inter-cultural Communication (ICELAIC 2017), Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Vol 142. P^ 718-722.

10. China gets first "Common Destiny" Center // China Media Project. Dec 3, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://chinamediaproject.org/2019/12/03/china-gets-first-common-destiny-center/ (дата обращения: 29.07.2020).

11. Chinese landmark concept put into UN resolution for first time//Xinhua. Feb 11, 2017. URL: http://www.xmhuanet.com//enghsh/2017-02/11/c_136049319.htm (дата обращения: 29.07.2020).

12. Gardels N. Trump's "America First" meets China's "community of common destiny" // The Washington Post. Feb 9, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.washingtonpost.com/news/theworldpost/wp/2018/02/09/america-first/7utm_ term=.321509002f99 (дата обращения: 10.07.2020).

13. ENCYCLOPEDIA BRITANNICA. [Электронный ресурс]. URL: https://www. britannica.com/topic/neotraditionalism (дата обращения: 17.07.2020).

14. Hutchinson J. Re-Interpreting Cultural Nationalism//Australian Journal of Politics and History.1999. Vol 45, Issue 3, Pp. 392-407.

15. Lam W. A modern cult of personality? Xi Jinping aspires to be the equal of Mao and Deng//China Brief. 2015.Vol 15, Issue 5, Pp. 3-6.

16. Liu S. R. The philosophic interpretation of a community of shared future for mankind from the perspective of the Marxist philosophy//Open Access Library Journal. 2019. Vol 6, pp. 1-6.

17. Su Xiaohui. It's time to build a community of shared future for mankind//China institute of international studies. Jan 25, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www. ciis.org.cn/english/2018-01/25/content_40203014.htm (дата обращения: 16.03.2020).

18. Traditional culture key to national identity//ChinaDaily. 2018.03.30. [Электронный ресурс]. URL: http://global.chinadaily.com.cn/a/201803/30/WS5abd77f7a3105cdcf6515333. html (дата обращения: 18.07.2020).

19. Xi Jinping attends General debate of 70th Session of the UN General Assembly and delivers important speech, underlying to inherit and advocate purposes and principles of the UN Charter, establish new type of international relations with win-win cooperation as core and build community of shared mankind destiny//Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. 2015.09.29. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmprc. gov.cn/mfa_eng/topics_665678/xjpdmgjxgsfwbcxlhgcl70znxlfn/t1304144.shtml (дата обращения: 18.08.2020).

20. Yang Jiechi. Promoting the building of a community with a shared future for mankind//People's Daily. Nov 19, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://en.theorychina. org/xsqy_2477/201712/t20171212_360713.shtml (дата обращения: 09.03.2020).

21. Yu Sui. The Community of a shared future for mankind//China US Focus. Nov 09, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chinausfocus.com/political-social-development/the-community-of-a-shared-future-for-mankind (дата обращения: 28.03.2020).

22. Zi Yang. Xi Jinping and the restoration of traditionalism in China//AsiaNews.it 07.11.2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.asianews.it/news-en/Xi-Jinping-and-the-Restoration-of-Traditionalism-in-China-41252.html (дата обращения: 17.07.2020).

23.

2017^10^28 0. = Доклад Си Цзиньпина нистической партии Китая. 18 октября 2017 г. // Жэньминьван-Жэньминь Жибао. 28.10.2017. [Электронный ресурс]. URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2017/1028/c64094-29613660.html (дата обращения: 28.03.2020).

24. я»= = 20180 ^50 ffio^^81-91. = Лю Цзяньцзюнь, Ся Мэн. "Сообщество классовых интересов" и "сообщество единой судьбы человечества" // Ежемесячный Академический журнал. 2018. № 50(9). С. 81-91.

25. 2018.8о =Ди-пломатия: теория и практика/под ред. Ян Чуан. Пекин: Изд-во "Шицзе Чжиши", 2018. 730 с.

26. 2016.11.14. =

Ван Жунхуа. Мозговые центры стали интеллектуальной связью, которая создает "со-

общество единой судьбы человечества" // Канькань Синьвэнь. 14.11.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kankanews.eom/a/2016-11-14/0037764708.shtml (дата обращения: 20.07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018^06^10 0о = Сюй Цзиньгэн. Форум "Жэньминь жибао": Красота гармонии в "Шанхайском духе" // Жэньминь жибао. 10.06.2018. [Электронный ресурс]. URL: http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2018-06/10/nw.D110000renmrb_20180610_3-04. htm (дата обращения: 20.07.2020).

28. 2018^01 И 02 0о = Мозговые центры способствуют построению "Сообщества единой судьбы человечества". Состоялся Форум выдающейся культуры Китая // Сайт китайской молодёжи. 02.01.2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.chrnanews.com/cul/2018/01-02/8414509.shtml (дата обращения: 22.07.2020).

29. 13.12.2011 о =Китайские традиционные моральные концепции: три правильных поведения и восемь добродетелей // Личная библиотека. 13.12.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.360doc. com/content/n/1213/22/3838914_172060842.shtml (дата обращения: 18.07.2020).

30. ФШШШ^ЛШо 2019.05.07о = Восемь добродетелей китайской морали. 07.05.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sohu.com/a/312498360_772568 (дата обращения: 18.07.2020).

31. 2018„ ="Ключевые слова Китая. XIX Съезд/Бюро изданий и распространения китайского языка /"Синь Шицзе": Пекин, 2018.

32. 2019„ ="Ключевые слова Китая. Управление государством/Бюро изданий и распространения китайского языка/"Синь Шицзе": Пекин, 2019.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 система Б

1. Bazarov B. V., Kuras L. V. Kitaj perioda YUan' i Min. Razmyshleniya istoriogra-fa na temu: Istoriya Kitaya s drevnejshikh vremen do nachala XXI veka: v 10 t. gl. red. S. L. Tikhvinskij. T. V: Dinastiya YUan' i Min (1279-1644) / otv. red. А. Sh. Kadyrbaev, А.А. Bokshhanin. M.: Nauka; Vost. lit-ra, 2016. 678 s.

2. Boyarkina А. V., Pecheritsa V. F., Mefod'eva S. А. Traditsionnaya kul'tura Kitaya v kontekste kontseptsii "soobshhestva edinoj sud'by dlya chelovechestva" // Vest. Zaba-jkal'sk. gos. un-ta. 2018. № 8 (24). S. 56-64.

3. Kremlyova E. А., Bents D. S., Mamaeva N. O., Platonova А. E., Basyrova D. M., Savel'ev E. D., Ryzhakov I. S. Aktual'nost' uchenij marksizma v sovremennom mire. 200-letiyu K. Marksa posvyashhaetsya // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2018. № 7 (417). EHkonomicheskie nauki. Vyp. 61. S. 184-191.

4. Marks K., EHngel's F. Manifest Kommunisticheskoj partii. M.: Izdatel'stvo polit-icheskoj literatury, 1989.

5. Marks K., EHngel's F. Sochineniya. K. Marks, F. EHngel's. Izd. vtoroe. T. 42. M.: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1974.

6. Rejn K. Kitaj. Istoriya strany. M.: EHksmo, 2008.

7. Si TSzin'pin. O gosudarstvennom upravlenii. II. Pekin: Izdvo lit. na inostr. yaz., 2018. 802 s.

8. Bandurski D. China's new think tanks in Europe // ECHO-WALL.eu. March 2, 2020. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.echo-wall.eu/guanxi-matters/chinas-new-think-tanks-europe (data obrashheniya: 22.07.2020).

9. Chen Zhaohe. The Chinese cultural root of the community of common destiny for all mankind. 4th International Conference on Education, Language, Art and Inter-cultural Communication (ICELAIC 2017), Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Vol 142. P. ^ 718-722.

10. China gets first "Common Destiny" Center // China Media Project. Dec 3, 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://chinamediaproject.org/2019/12/03/china-gets-first-common-destiny-center/ (data obrashheniya: 29.07.2020).

11. Chinese landmark concept put into UN resolution for first time//Xinhua. Feb 11, 2017. URL: http://www.xinhuanet.com//english/2017-02/11/c_136049319.htm (data obrashheniya: 29.07.2020).

12. Gardels N. Trump's "America First" meets China's "community of common destiny" // The Washington Post. Feb 9, 2018. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.washing-tonpost.com/news/theworldpost/wp/2018/02/09/america-first/?utm_term=.321509002f99 (data obrashheniya: 10.07.2020).

13. ENCYCLOPEDIA BRITANNICA. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.bri-tannica.com/topic/neotraditionalism (data obrashheniya: 17.07.2020).

14. Hutchinson J. Re-Interpreting Cultural Nationalism/Australian Journal of Politics and History.1999. Vol 45, Issue 3, Pp. 392-407.

15. Lam W. A modern cult of personality? Xi Jinping aspires to be the equal of Mao and Deng//China Brief. 2015.Vol 15, Issue 5, Pp. 3-6.

16. Liu S. R. The philosophic interpretation of a community of shared future for mankind from the perspective of the Marxist philosophy//Open Access Library Journal. 2019. Vol 6, pp. 1-6..

17. Su Xiaohui. It's time to build a community of shared future for mankind//China institute of international studies. Jan 25, 2018. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www. ciis.org.cn/english/2018-01/25/content_40203014.htm (data obrashheniya: 16.03.2020).

18. Traditional culture key to national identity//ChinaDaily. 2018.03.30. [Ehlektronnyj resursl. URL: http://global.chinadaily.com.cn/a/201803/30/WS5abd77f7a3105cd-cf6515333.html (data obrashheniya: 18.07.2020).

19. Xi Jinping attends General debate of 70th Session of the UN General Assembly and delivers important speech, underlying to inherit and advocate purposes and principles of the UN Charter, establish new type of international relations with win-win cooperation as core and build community of shared mankind destiny//Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. 2015.09.29. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http: fmprc.gov.cn/mfa_eng/topics_665678/xjpdmgjxgsfwbcxlhgcl70znxlfh/t1304144.shtml (data obrashheniya: 18.08.2020).

20. Yang Jiechi. Promoting the building of a community with a shared future for man-kind//People's Daily. Nov 19, 2017. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://en.theorychina.org/ xsqy_2477/201712/t20171212_360713.shtml (data obrashheniya: 09.03.2020).

21. Yu Sui. The Community of a shared future for mankind//China US Focus. Nov 09, 2017. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.chinausfocus.com/political-social-devel-opment/the-community-of-a-shared-future-for-mankind (data obrashheniya: 28.03.2020).

22. Zi Yang. Xi Jinping and the restoration of traditionalism in China//AsiaNews. it 07.11.2017. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.asianews.it/news-en/Xi-Jin-ping-and-the-Restoration-of-Traditionalism-in-China-41252.html (data obrashheniya: 17.07.2020).

2017^10^ 28 0. = Doklad Si TSzin'pina na XIX Vsekitajskom s"ezde Kommu-nisticheskoj partii Kitaya. 18 oktyabrya 2017 g. // Zhehn'min'van-Zhehn'min' Zhibao. 28.10.2017. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2017/1028/c64094-29613660.html (data obrashheniya: 28.03.2020).

24. ^J^Stol^liTO^r^A^S^^V/^A^TlJo 2018o^50 №<>^53,81-91. = Lyu TSzyan'tszyun', Sya Mehn. "Soobshhestvo klassovykh interesov" i "soobshhestvo edinoj sud'by chelovechestva" // Ezhemesyachnyj Akademicheskij zhurnal. 2018. № 50(9). S. 81-91.

25. 2018.8o =Diplomatiya: teoriya i praktika/pod red. Yan Chuan. Pekin: Izd-vo "Shitsze Chzhishi", 2018. 730 s.

26. 2016.11.14. =

Van Zhunkhua. Mozgovye tsentry stali intellektual'noj svyaz'yu, kotoraya sozdaet "soobshhestvo edinoj sud'by chelovechestva" // Kan'kan' Sin'vehn'. 14.11.2016. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.kankanews.com/a/2016-11-14/0037764708.shtml (data obrash-heniya: 20.07.2020).

So 2018^06^10 0» = Syuj TSzin'gehn. Forum "Zhehn'min' zhibao": Krasota garmonii v "Shankhajskom dukhe" // Zhehn'min' zhibao. 10.06.2018. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2018-06/10/nw.D110000renmrb_20180610_3-04. htm (data obrashheniya: 20.07.2020).

28. 2018^

01^02 0o = Mozgovye tsentry sposobstvuyut postroeniyu "Soobshhestva edinoj sud'by chelovechestva". Sostoyalsya Forum vydayushhejsya kul'tury Kitaya // Sajt kitajskoj molo-dyozhi. 02.01.2018. [Ehlektronnyj

resurs]. URL: http://www.chinanews.com/cul/2018/01-02/8414509.shtml (data obrashheniya: 22.07.2020).

29. _ 13.12.2011o =Kitajskie traditsionnye moral'nye kontseptsii: tri pravil'nykh povedeniya i vosem' dobrodetelej // Lichnaya biblioteka. 13.12.2011. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.360doc.com/con-tent/11/1213/22/3838914_172060842.shtml (data obrashheniya: 18.07.2020).

30. ^H^IAAIo 2019.05.07o = Vosem' dobrodetelej kitajskoj morali. 07.05.2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.sohu.com/a/312498360_772568 (data obrash-heniya: 18.07.2020).

31. 2018o ="Klyuchevye slova Kitaya. XIX S"ezd/Byuro izdanij i rasprostraneniya kitajskogo yazyka /"Sin' Shitsze": Pekin, 2018.

32. ta^iMo 2019о ="Klyuchevye

slova Kitaya. Upravlenie gosudarstvom/Byuro izdanij i rasprostraneniya kitajskogo ya-zyka/"Sin' Shitsze": Pekin, 2019.

Бояркина А. В. Китайские исследователи о философско-культурном обосновании концепции Си Цзиньпина "Сообщества единой судьбы человечества'"'.

Выдвинутая на XVIII съезде КПК в 2012 г. концепция Си Цзиньпина "Сообщества единой судьбы человечества" (СЕСЧ) является одной из главных философско-ди-пломатических стратегий КНР в XXI веке. Цель статьи - проанализировать рассуждения китайских исследователей о философско-культурном обосновании концепции "Сообщества единой судьбы человечества". Использованы исторический и структурный методы анализа. Новизна исследования состоит в том, что СЕСЧ, по мнению автора, творчески развивает теорию марксизма, которая отражает взгляд на мир и человечество с точки зрения стран и народов, их культуры и религии. Концепция ориентирована на совершенствование жизни человечества и сохранение глобальной окружающей среды. Автор приходит к выводу, что эта концепция связана с древнекитайскими стратегиями политической культуры и марксистской философией.

Ключевые слова: Китай, концепция "Сообщества единой судьбы человечества", китайские исследователи, традиционная культура Китая, марксизм

Boyarkina A. V. Chinese researchers on philosophy and culture ground of Xi Jinping's concept of a community with a shared future for mankind.

The concept of Xi Jinping "a community with a shared future for mankind" put forward at the 18-th National Congress in 2012, is one of the main Chinese philosophical and diplomatic strategies in the 21st century. The purpose of the article is to analyze Chinese academics' ideas on philosophical and cultural ground of "a community with a shared future for mankind". The historical and structural methods of analysis are used. The novelty of the study is that the concept, in the author's opinion, creatively develops Marxism, which reflects a view on the world and humanity from the point of view of countries and peoples, their culture and religion. The concept is focused on improving the life of mankind and preserving global environment. The author shows that this concept is bound with the ancient strategies of political culture and Marxist philosophy.

Key words: China, concept of "a community with a shared future for mankind", Chinese researchers, Chinese traditional culture, Marxism

Для цитирования: Бояркина А. В. Китайские исследователи о философско-культурном обосновании концепции Си Цзиньпина "Сообщества единой судьбы человечества"" // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 3. С. 128-140. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-3/128140

For citation: Boyarkina A. V. Chinese researchers on philosophy and culture ground of Xi Jinping's concept of a community with a shared future for mankind // Ojkumena. Regional researches.

2020. № 3. P. 128-140. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-3/128-140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.